НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Д. П. БОРИСОВА D. P. BORISOVA
старшим научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, капитан внутренней службы
Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Expression of an emotional burning out syndrome in activity of the Penal correction system staff of the Russian Federation
Аннотация. В статье рассматриваются факторы синдрома эмоционального выгорания, приводятся различные точки зрения на процесс его формирования и развития. Описывается исследование синдрома эмоционального выгорания на примере сотрудников уголовно-исполнительной инспекции. Выявляется связь с нервно-психическим напряжением и эмпатическими способностями. Приводятся рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, сотрудники уголовно-исполнительной системы, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, нервно-психическая устойчивость, эмпатия, профилактика.
Annotation. In the article the author considers the factors of the syndrome of emotional burning out, various points of view on the process of its formation and development are given. The research of the syndrome on the example of the staff of criminal and executive inspectorate has been carried out. Communication with psychological tension and empathy abilities have been revealed. The author gives recommendations on prevention of emotional burning out.
Key words: syndrome of emotional burning out, staff of penal correction system, staff of criminal
and executive inspectorate, psychological stability, empathy, prevention.
Особенности работы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (УИС) накладывают определенные специфические ограничения на условия труда сотрудников и на их образ жизни в целом. Конфликтные ситуации могут возникать
по всему спектру профессиональной деятельности. Напряженный ритм работы часто способствует повышению уровня напряжения нервной системы. По результатам проведенного исследования эмоционального выгорания Г. В. Игумнова делает вывод, что при неспособно-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019
5
сти работника преодолевать стрессовые ситуации, обретать психологическое равновесие повышается риск развития синдрома выгорания, при котором наблюдаются осложнения взаимоотношений с людьми [1].
Эмоциональное выгорание у сотрудников УИС проявляется наиболее ярко и заключается в эмоциональном опустошении, безразличии, циничном отношении к спецконтингенту исправительных учреждений, а также в негативном самоотношении, неудовлетворенности работой и недооценке своих достижений и возможностей, нарушении взаимоотношений как на работе, так и дома, ухудшении физического состояния.
Однако существует мнение, что проявление подобных качеств является нормальным функциональным состоянием сотрудника на рабочем месте. А. Н. Плотникова указывает, что из-за включенности в процесс негативного общения сотрудники вынуждены создавать дополнительный барьер психологической защиты от спецконтингента исправительных учреждений, что проявляется в сознательном отстранении от него, снижении эмпати-ческих способностей и ожесточении по отношению к нему. Иначе, подчеркивает автор, происходит эмоциональное выгорание [2].
Требования, предъявляемые к работе сотрудников УИС и их взаимодействию с осужденными, заключаются не только в понимании ими эмоционального состояния осужденного, но и в возможности оценивать достоверность поступающей от него информации, давать более точный прогноз его поведения в той или иной ситуации. Также проявление сопереживания или сочувствия по отношению к партнеру по взаимодействию позволяет устанавливать психологический
контакт между сотрудником и осужденным. Определенная степень доверия у осужденного к сотруднику приводит к искренности в беседе и обеспечивает возможность действенных воспитательных и коррекционных воздействий со стороны представителя УИС.
Соответственно, наличие внутренних противоречий, заключающихся в необходимости понимания и дистанцирования при работе со спецконтингентом исправительных учреждений, может привести к деформации эмоционального состояния. Схожую точку зрения имеет О. В. Крапивина, рассматривающая синдром эмоционального выгорания через призму профессиональной деформации, которая, по ее мнению, приобретается сотрудником «в результате действия защитных механизмов в ответ на пси-хотравмирующее воздействие условий работы» [3]. Автор выделяет следующие признаки эмоционального выгорания у сотрудников УИС:
- переживание психотравмирую-щих обстоятельств или осознание пси-хотравмирующих факторов профессиональной деятельности;
- неадекватное эмоциональное реагирование, ограничение эмоциональной отдачи;
- эмоционально-нравственная дезорганизация или потребность в оправдании недостаточно позитивного отношения;
- редукция профессиональных обязанностей, упрощение и сокращение обязанностей;
- эмоциональный дефицит или ощущение отсутствия способности к эмпатии, увеличение количества отрицательных эмоций;
- эмоциональная отстраненность, исключение эмоций из профессиональ-
[email protected] www.or.fsin.su
6
ной сферы, приобретенная профессиональная защита.
По ее мнению, эмоциональное выгорание является психологической защитой, которая позволяет пенитенциарным служащим сохранить свой статус по отношению к осужденным, отстраниться от негативной реальности, которая их окружает. Эти выводы автор делает в отношении сотрудников, не находящихся в тесном контакте с осужденными в условиях колоний (за исключением работников отделов воспитательной работы).
По мнению Т. В. Бобровниковой, эмоциональное выгорание может проявиться в случае долгого противопоставления человеком своих ожиданий действительности, когда происходит постоянная борьба с теми жизненными ситуациями, которые не представляется возможным изменить. Изначально в таких условиях формируется профессиональный аутизм: поставленные задачи выполняются, но отсутствует эмоциональная включенность в процесс принятия решений. Таким образом, под выгоранием можно понимать разочарование, формирующееся под действием иллюзий человека по отношению к реальности [4].
Ряд ученых делают вывод, что симптомы эмоционального выгорания могут быть вызваны как общежизненными стрессорами, к которым относятся физические и психические нагрузки, так и воздействиями внешней (шум, температура) и профессиональной среды.
Анализируя литературу, посвященную изучению эмоционального выгорания, можем отметить, что одним из факторов формирования данного синдрома исследователи считают социальную сферу. Так, социальная незащищенность, неуверенность в социально-экономичес-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019
кой стабильности и другие негативные стороны социальной поддержки провоцируют развитие выгорания.
А. Ю. Василенко выделяет такую причину, как эгоизм. Автор считает, что проявление эгоизма способствует развитию выгорания, в то время как альтруизм (трудолюбие) является симптомом, препятствующим развитию данного процесса. Эгоизм в этом случае служит защитой для личности, оберегая его от перегрузки [5].
А. Н. Плотникова выделяет три фактора, способствующие формированию эмоционального выгорания:
- личностный;
- ролевой;
- организационный [2].
Т. В. Форманюк отмечает, что подобные факторы выделяет и К. Кондо: индивидуальный, социальный характер работы и рабочего окружения [6]. Основной причиной развития эмоционального выгорания автор считает повышенную трудовую нагрузку и ее продолжительность, сопровождающуюся тяжелым межличностным взаимодействием. Также утверждается, что человек, помогая другим, сам не может достичь желаемых результатов, чувствуя при этом разочарование. Происходит потеря энергии, что приводит к возникновению психосоматической усталости и эмоциональному истощению. В дальнейшем это перерастает в гнев, раздражение, снижение самооценки и проявление соматических реакций, также возникают проблемы в кругу семьи.
По формулировке Г. А. Макаровой, главным моментом в развитии эмоционального выгорания сотрудника является стресс, возникающий вследствие несоответствия личности работника выдвигаемым для него требованиям к
7
работе [7]. Как дополнительные она выделяет:
- организационные факторы: помимо уже указанных ситуаций, провоцирующих выгорание, это невозможность принимать участие в принятии важных решений, неоднозначные требования к работе, страх применения штрафных санкций;
- профессиональные факторы: альтруистическая направленность профессии.
Также Г. А. Макарова выделяет несколько специфических факторов, актуальных в настоящее время для сотрудников УИС: работа с «тяжелыми» клиентами и необходимость проявления эмоций, не соответствующих действительности, например эмпатии по отношению к осужденным [7].
Анализ литературных источников показал, что единого подхода к понимаю факторов эмоционального выгорания нет. Каждый автор в зависимости от подхода к рассмотрению указанного феномена определяет свой набор ситуаций, негативно сказывающихся на личности человека, нарушающих его равновесие и приводящих к дестабилизации системы эффективного функционирования как в рабочем пространстве, так и в социальной жизни.
Обобщая сказанное, можем выделить основные типы факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания:
- воздействие социальной сферы;
- личностные, индивидуальные особенности (особое внимание уделяется мотивационной составляющей личности, ролевой позиции);
- организационные, профессиональные факторы;
- фрустрация, неконструктивные модели преодоления стрессовых ситуаций.
Исходя из анализа причин эмоционального выгорания, можно сделать вывод, что для сотрудников УИС могут быть характерны и актуальны как общие факторы, провоцирующие развитие выгорания, так и ряд специфических, к которым относятся:
1) социальные (взаимодействие со спецконтингентом исправительных учреждений, положение службы в обществе);
2) психологические (проявление и демонстрация тех чувств, которые не испытываешь. Особое положение занимает вопрос социально-психологического климата в коллективе, взаимоотношений с коллегами и начальствующим составом);
3) социально-материальные (профессиональные).
Вопрос эмоционального выгорания среди сотрудников УИС требует дополнительного изучения в целях своевременного выявления и предотвращения негативных последствий для личности сотрудника.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление синдрома эмоционального выгорания (методика «Синдром эмоционального выгорания» В. В. Бойко - СЭВ), уровня нервно-психической напряженности (методика «Оценка нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина - НПН) и особенностей проявления эмпатии (методика «Оценка уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко - УЭС). В исследовании приняли участие 70 сотрудников ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке.
При рассмотрении усредненного профиля, сформированного по методике НПН, было выявлено, что для сотрудни-
[email protected] www.or.fsin.su
8
ков характерен низкий уровень нервно-психического напряжения. Это свидетельствует о том, что люди ощущают состояние комфорта, обладают устойчивыми характеристиками психического и соматического состояния.
Усредненный профиль результатов методики СЭВ показал несформиро-ванность эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной инспекции. В целом сотрудники не испытывают напряжения из-за возникающих на работе неблагоприятных ситуаций. Отмечается достаточно высокий уровень удовлетворенности собой, результатами своей работы и взаимоотношениями в коллективе. Для всех сотрудников характерен низкий уровень тревоги и депрессии. Отсутствуют трудности в установлении эмоционального контакта с окружающими, сотрудникам не свойственен перенос негативных эмоций, связанных с трудностями на работе, на общение с близкими. Однако иногда на межличностное общение, в том числе и в коллективе, может оказать влияние актуальное настроение и самочувствие. В целом отмечается вовлеченность в рабочий процесс, редко чувство усталости или напряжения могут оказать влияние на процесс выполнения поставленных задач. При этом стоит отметить, что у пяти человек из выборки отмечается повышение значений по отдельным шкалам: «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» - один человек, «Переживание психотравми-рующих обстоятельств» - два человека, «Личностная отстраненность», «Психосоматические и психовегетативные нарушения» - один человек, «Расширение сферы экономии эмоций» - два человека, «Эмоциональный дефицит» - один человек.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019
Обобщая результат, полученный по методике УЭС, можно сделать вывод, что для сотрудников характерен низкий уровень развития эмпатии (в группе исследуемых только семь человек имеют средний уровень развития эмпатических способностей, для остальных характерен низкий уровень). Отмечается низкий уровень рационального, эмоционального и интуитивного каналов эмпатии. Сотрудники не ориентированы в своих контактах на восприятие и понимание другого человека (его проблем, переживаний). Также не проявляется способность к эмоциональному резонансу (не склонны к проявлению сочувствия, сопереживания). Характерна пониженная способность к предвидению поведения других людей (в прогнозе чаще прибегают к рационализации ситуации, нежели к интуитивному каналу информации). Подобные тенденции в поведении могут проявляться в рабочем процессе, так как возникает необходимость общения и контакта не только с коллегами по службе, но и с отрицательно характеризующимися личностями и, соответственно, излишнее проявление эмпати-ческих способностей не всегда уместно. Однако стоит отметить, что сотрудники, принимающие участие в исследовании, не избегают контактов с социумом и способны проявлять интерес к окружающим, создавать атмосферу открытости, способствуют расположению к себе собеседника.
Анализ корреляционных связей позволил выделить значимые соотношения между параметрами используемых в исследовании методик. Так, отмечается положительная связь между показателями нервно-психической напряженности и интуитивным каналом эмпатии, идентификацией. Исходя из полученных
9
данных, можно предположить, что в состоянии покоя сотрудники не прибегают к использованию дополнительных параметров для оценки поведения, эмоционального состояния человека и возможных рисков. При повышении уровня напряжения для детальной оценки ситуации и личности собеседника необходимы дополнительные факторы, которые при дефиците информации и времени проявляются в способности предсказать дальнейшее развитие действий, а также прочувствовать состояние человека. Обратной стороной повышенного уровня напряжения при проявлении эмпатии является снижение проникающей способности, что может выразиться в замкнутости, отстраненности (имеется отрицательная связь между параметрами).
Использование интуитивного канала эмпатии требует дополнительных энергетических затрат от человека, так как в стихийно сложившихся условиях требуется провести анализ, сделать предположение о возможном развитии ситуации. Соответственно, это обстоятельство способно спровоцировать развитие психосоматических и психовегетативных проявлений, а также способствовать возникновению переживаний психо-травмирующих событий (положительная связь параметров «Интуитивный канал эмпатии» и «Переживание психо-травмирующих обстоятельств», «Психосоматические и психовегетативные нарушения»). При длительном отсутствии возможности разрешения сложившаяся ситуация в конечном итоге способна привести к повышению тревоги и возникновению депрессивных состояний, отстраненности от окружающих, о чем также свидетельствует наличие положительной корреляционной связи между
факторами «Интуитивная эмпатия» и «Тревога, депрессия», «Личностная отстраненность».
Результаты проведенного исследования показали, что в настоящее время синдром эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной инспекции не сформирован. Данный факт требует проведения дополнительного исследования, направленного на детальное изучение рассмотренного процесса и выявление особенностей его формирования. Наравне с этим отмечаются низкие показатели нервно-психической напряженности и уровня развития эмпатических способностей. В деятельности сотрудников проявляется значимость такого компонента, как интуитивный канал эмпатии, который может оказать положительный эффект (мобилизующий фактор в оценке стихийно возникающих ситуаций), а также явиться пусковым механизмом процессов, негативно воздействующих на состояние человека. Для поддержания положительного фона эмоционального и рабочего состояния необходимо проводить регулярные занятия, направленные на проработку негативных эмоций и снижение напряжения. Соответственно, основная задача психологической поддержки в преодолении трудных жизненных ситуаций - это найти ресурс в других сферах личности, помочь простроить гармоничные эмоциональные отношения. Если человек способен справиться с трудностями, то это повышает его устойчивость к стрессовым воздействиям и развивает гибкость адаптационных процессов, расширяет спектр возможных действий, способствующих выходу из сложной ситуации.
Личностный ресурс, который поможет противостоять процессу развития
10 [email protected] www.or.fsin.su
эмоционального выгорания, - это эмоциональная гибкость. Она заключается в возможности смены ролевой позиции (участник, наблюдатель). Необходимо на время отстраниться от существующих проблем и прибегнуть к обдумыванию, размышлению. Это не только поможет противостоять развитию синдрома, но и сыграет положительную роль в становлении сотрудника как профессионала, так как будет способствовать формированию представления о своей роли и своем положении в профессии. Необходимо учиться анализировать собственные чувства и эмоции, переводить их из внутреннего во внешнее пространство, вербализовать.
При высокой интенсивности работы, большом ее объеме для снижения напряженности и рационального использования ресурсов без травматичных затрат необходимой является смена деятельности на небольшой промежуток времени и перерывы. Это позволит компенсировать затраченные ресурсы, восстановить силы и прибегнуть к творческому подходу к выполнению поставленных задач.
Важным моментом в профилактике эмоционального выгорания является создание противовеса - обретения смысла жизни не через работу, а через другие положительные грани жизни (например, межличностные отношения -установление доверительных близких эмоциональных связей). Исследователи Л. З. Левит, Н. П., Радчикова, Е. И. Са-пего отмечают, что одним из факторов, препятствующих развитию эмоционального выгорания, является реализация индивидуального потенциала - само-актуализиция [8]. Проявляя интерес к природе, искусству, спорту, человек не только духовно развивается, но и обре-
тает дополнительные ресурсы для снижения негативного состояния и восполнения затраченных сил.
Также руководство учреждений УИС может способствовать нивелированию процесса эмоционального выгорания среди сотрудников, обеспечивая возможность карьерного роста, применяя поощрительные и организационные стимулы, повышающие мотивацию работников. ф
1. Игумнова Г. В. Эмоциональное выгорание как фактор конфликтности специалиста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 10. С. 484-486.
2. Плотникова А. Н. Факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск : Издательство ОмА МВД России, 2007. № 2. С. 44-46.
3. Крапивина О. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих : дис____канд.
психол. наук : 19.00.13. Тамбов, 2004. 200 с.
4. Бобровникова Т. В. Эмоциональное «выгорание» как фактор возникновения внут-риличностного конфликта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1. С. 56-58.
5. Василенко А. Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы // Вектор науки ТГУ 2011. № 4. С. 53-55.
6. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-63.
7. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. 2005. № 8. С. 11-21.
8. Левит Л. З., Радчикова Н. П., Сапего Е. И. Влияние эгоизма на эмоциональное выгорание специалиста // Современная зарубежная психология. 2013. № 4. С. 32-42.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019