Научная статья на тему 'Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: причины и профилактика'

Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: причины и профилактика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
895
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИИ / ДЕЛИНКВЕНТНЫЕ ПРОСТУПКИ / СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / PROFESSIONAL DEFORMATION / BURNOUT SYNDROME / EMOTIONAL INTELLIGENCE / DESTRUCTIVE INFLUENCE OF PROFESSION / DELINQUENT OFFENSES / SPECIFICITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY / DIFFERENTIATION OF EMPLOYEES BY PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / CORRELATION OF BURNOUT AND INDICATORS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна, Ведякова Екатерина Николаевна

Статья посвящена решению проблемы деструктивного влияния профессиональной деятельности сотрудников УИС на их личность, ярким выражением которого выступают такие феномены, как профессиональная деформация и эмоциональное выгорание сотрудников. Актуальность проблемы обусловливается, во-первых, обозначившейся тенденцией ухода сотрудников УИС из правоохранительных органов в целом и ведомства в частности; во-вторых, незначительным, но снижением качества выполнения сотрудниками УИС служебных обязанностей. В основе решения проблемы авторы видят психологический подход. С этой целью в начале исследования раскрыты причины возникновения профессиональной деформации и эмоционального выгорания, среди которых интенсивное общение с криминальной средой; повышенный риск, ожидание опасности; психические и физические нагрузки; повышенная ответственность; большой объем властных полномочий в условиях малоэффективного контроля; неукомплектованность кадров; смещение ценностных аспектов; дефекты развития ценностно-ориентационной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер. Далее на основе анализа литературы, а также по результатам эмпирического исследования авторы выдвигают гипотезу о существующей корреляционной зависимости между эмоциональным выгоранием и показателями эмоционального интеллекта. На основе выводов, к которым приходят авторы в поисках путей профилактики профессиональной деформации и эмоционального выгорания, даются рекомендации, акцентирующие внимание на учете психологических особенностей личности при поведении профессионального отбора и развитии эмоционального интеллекта как фактора избегания синдрома эмоционального выгорания сотрудников УИС.The article is devoted to the solution of the problem of destructive influence of professional activity of employees on their personality, a vivid expression of which are such phenomena as professional deformation and emotional burnout of employees. The urgency of the problem is due to: first, the marked trend of departure of employees of the penal system from law enforcement agencies in General, and agencies, in particular; secondly, a slight, but a decrease in the quality of performance by employees of the penal system of professional activity. The authors analyze the psychological approach as the basis for solving the problem. In view of this, at the beginning of the study revealed the causes of professional deformation and emotional burnout, including: intensive communication with the criminal environment; increased risk, expectation of danger; mental and physical stress; increased responsibility; a large amount of power in conditions of ineffective control; understaffing; displacement of value aspects; defects in the development of value-orientation, motivational, emotional and volitional spheres. Further, based on the analysis of the literature, as well as on the results of empirical research, the authors conclude that there is a correlation between emotional burnout and indicators of emotional intelligence. On the basis of the conclusions to which authors come in search of ways of prevention of professional deformation and emotional burnout, recommendations, focuses on the account of psychological features of the person when the behavior of professional selection and development of emotional intelligence as a factor in the avoidance of burnout of employees of UIS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна, Ведякова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: причины и профилактика»

DOI 10.37523/SUI.2020.38.2.019 УДК 159.9

Иванова Светлана Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Svetlana V. Ivanova

Candidate of Psychology,

Assislsnt Professor of the Department of management and information technology activities of the penal system, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

Ведякова Екатерина Николаевна

студентка 1-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская ул., 24в, e-mail: [email protected]

Ekaterina N. Vedyakova

2 year student,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация. Статья посвящена решению проблемы деструктивного влияния профессиональной деятельности сотрудников УИС на их личность, ярким выражением которого выступают такие феномены, как профессиональная деформация и эмоциональное выгорание сотрудников.

Актуальность проблемы обусловливается, во-первых, обозначившейся тенденцией ухода сотрудников УИС из правоохранительных органов в целом и ведомства в частности; во-вторых, незначительным, но снижением качества выполнения сотрудниками УИС служебных обязанностей.

В основе решения проблемы авторы видят психологический подход. С этой целью в начале исследования раскрыты причины возникновения профессиональной деформации и эмоционального выгорания, среди которых интенсивное общение с криминальной средой; повышенный риск, ожидание опасности; психические и физические нагрузки; повышенная ответственность; большой объем властных полномочий в условиях малоэффективного контроля; неукомплектованность кадров; смещение ценностных аспектов; дефекты развития ценностно-ориентационной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер.

Далее на основе анализа литературы, а также по результатам эмпирического исследования авторы выдвигают гипотезу о существующей корреляционной зависимости между эмоциональным выгоранием и показателями эмоционального интеллекта.

На основе выводов, к которым приходят авторы в поисках путей профилактики профессиональной деформации и эмоционального выгорания, даются рекомендации, акцентирующие внимание на учете психологических особенностей личности при поведении профессионального отбора и развитии эмоционального интеллекта как фактора избегания синдрома эмоционального выгорания сотрудников УИС.

Ключевые слова: профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания, эмоциональный интеллект, деструктивное влияние профессии, делинквентные проступки, специфика профессиональной деятельности, психологические аспекты личности, дифференциация сотрудников по психологическим характеристикам, корреляционные связи эмоционального выгорания и показателей эмоционального интеллекта.

PROFESSIONAL DEFORMATION AND EMOTIONAL BURNOUT OF EMPLOYEES PERSONALITY OF THE PENAL SYSTEM: CAUSES AND PREVENTION

Summary. The article is devoted to the solution of the problem of destructive influence ofprofessional activity of employees on their personality, a vivid expression of which are such phenomena as professional deformation and emotional burnout of employees.

The urgency of the problem is due to: first, the marked trend of departure of employees of the penal system from law enforcement agencies in General, and agencies, in particular; secondly, a slight, but a decrease in the quality ofperformance by employees of the penal system ofprofessional activity.

The authors analyze the psychological approach as the basis for solving the problem. In view of this, at the beginning of the study revealed the causes ofprofessional deformation and emotional burnout, including: intensive communication with the criminal environment; increased risk, expectation of danger; mental and physical stress;

© 2020 Иванова С. В., Ведякова Е. Н.

increased responsibility; a large amount of power in conditions of ineffective control; understaffing; displacement of value aspects; defects in the development of value-orientation, motivational, emotional and volitional spheres.

Further, based on the analysis of the literature, as well as on the results of empirical research, the authors conclude that there is a correlation between emotional burnout and indicators of emotional intelligence.

On the basis of the conclusions to which authors come in search of ways ofprevention ofprofessional deformation and emotional burnout, recommendations, focuses on the account ofpsychological features of the person when the behavior of professional selection and development of emotional intelligence as a factor in the avoidance of burnout of employees of UIS.

Keywords: professional deformation, burnout syndrome, emotional intelligence, destructive influence of profession, delinquent offenses, specificity of professional activity, psychological aspects of personality, differentiation of employees by psychological characteristics, correlation of burnout and indicators of emotional intelligence.

В систему социальных отношений включена работа сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая обеспечивает реализацию уголовного законодательства. Данная деятельность носит специфический характер, связанный:

- с особым содержанием и служебными отношениями; неординарными отношениями в коллективе;

- необходимостью общения с осужденными, многие из которых имеют психические отклонения;

- изменением требований к осуществлению профессиональной деятельности сотрудников в соответствии с Концепцией развития УИС до 2020 года;

- перманентной дезадаптацией, объясняемой часто возникающей необходимостью решения вопросов в различных нестандартных ситуациях.

Вследствие этих и многих других причин происходит деструктивное влияние профессии на личность человека, выраженное в профессиональной деформации и эмоциональном выгорании сотрудников УИС. Согласно О. Н. Ежовой, последние, с одной стороны, оказывают отрицательное влияние на осуществление сотрудником самой профессиональной деятельности, с другой - деформируют психологическую структуру самой его личности [1, с. 13].

Возникает проблема поиска путей профилактики профессиональной деформации и эмоционального выгорания у будущих и начинающих сотрудников уголовно-исполнительной системы, решение которой и составило цель нашего исследования.

В поисках путей профилактики этих феноменов у сотрудников УИС нами была изучена соответствующая литература. Так, вопросам профессиональной деформации посвящены труды И. И. Аминова, Е. А. Антонян, Э. Ф. Зеер, Н. Б. Королевой, В. В. Лебедева, А. В. Шамис и др.; сущностные характеристики и пути профилактики эмоционального выгорания рассматривались в трудах А. О. Карнауховой, О. В. Крапивиной, И. А. Новиковой, П. И. Сидорова, В. А. Тропова, Г. И. Уразаевой, А. П. Шиховой и др.

В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что существует много подходов к раскрытию содержания понятия «профессиональная деформация», но в аспекте уголовно-исполнительной деятельности нам импонирует определение, данное Н. Б. Королевой. Вслед за автором под профессиональной деформацией мы понимаем искажение под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности характера и профессиональных возможностей сотрудника в отрицательную сторону [4]. Крайними формами проявления профессиональной деформации являются совершение делинквентных проступков (рукоприкладство, грубость, агрессия). При этом ее характерными признаками выступают: заимствование элементов субкультуры осужденных; злоупотребление властью; авторитаризм; огрубление и ожесточение личности; снижение культурного уровня; деградация; тенденция к сверхконтролю; потеря инициативы в работе; переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности; частое употребление алкогольных напитков [5].

Очевидно, что на комплекс обозначенных проблем, связанных с профессиональной деформацией сотрудников УИС, воздействует множество причин, их вызывающих. Условно все причины рассматриваемого явления ученые делят на две группы.

Первая группа обусловлена спецификой профессиональной деятельности, а именно: интенсивным общением с криминальной средой; повышенным риском, ожиданием опасности; с психическими и физическими нагрузками; повышенной ответственностью; большим объемом властных

полномочий в условиях малоэффективного контроля; неукомплектованностью кадров; смещением ценностных аспектов.

Следствие первой группы причин просматривается в динамике профессиональной деформации. Так, согласно результатам исследований, проведенных О. С. Степановой, наблюдаются существенные различия в проявлении признаков профессиональной деформации у сотрудников с разным стажем работы. Исследователем доказано, что:

начинающие сотрудники, стаж работы которых в УИС меньше года, обладают высокими показателями силы воли и твердости характера [5];

у сотрудников УИС, стаж работы которых более пяти, но менее десяти лет, проявляют первые признаки профессиональной деформации [1];

у сотрудников со стажем более десяти лет - четко выражены признаки профессиональной деформации [5].

Детерминантами второй группы причин выступают такие психологические особенности личности сотрудника, как проявление дефектов в развитии его ценностно-ориентационной, моти-вационной или эмоционально-волевой сфер. К такому выводу мы пришли, исходя из исследований С. И. Злобина, который в зависимости от психологических характеристик личности распределил всех сотрудников на несколько групп.

Первая группа - пассивно-зависимые личности. Это люди с пониженной активностью, которые пассивно оценивают свои возможности, избегают успеха, сомневаются в собственных действиях, довольно самокритичны и депрессивны.

Вторая группа - люди с инертным мышлением, склонные к сомнениям и перепроверке сделанного. Они обладают хорошей интуицией, но проявляют сниженный порог толерантного восприятия стресса, поэтому стараются его избегать.

Третий тип - импульсивно-тревожные личности. Они смелые, разговорчивые, уверены в себе, быстро принимают решения и полны энтузиазма, но при этом нетерпеливы.

Четвертый тип - импульсивно-агрессивные личности. Характеризуются низким самоконтролем, повышенной склонностью к агрессивным вспышкам, пренебрежением общественными нормами.

Пятая группа - ригидно-параноический тип личности. Такие сотрудники упорно отстаивают свое мнение, прямолинейны и не обладают психологической гибкостью.

Шестая группа - гипертимные личности. Они энергичны, разговорчивы, предприимчивы, общительные, но при этом легкомысленны и имеют стремление к командованию по своему усмотрению.

Седьмая группа - лица с психосоматическим характером, отличающиеся аккуратностью, профессионализмом, исполнительностью, обладанием нравственных качеств, но при этом их внутренние проблемы соматического здоровья приводят к мнительности, депрессии или другим функциональным расстройствам.

Восьмая группа - личности с гуманистически-эстетической направленностью. Данные лица мотивируются к выбору мужских профессий из-за недостатка черт мужественности у лиц данного типа.

При этом автор подчеркивает, что наиболее устойчивы к противодействию факторов, влияющих на профессиональную деформацию личности, являются лица импульсивно-тревожного типа с гуманистически-эстетической направленностью.

Таким образом, при организации мероприятий, направленных на профилактику профессиональной деформации сотрудников УИС, необходимо акцентировать внимание на тип личности и стаж работы сотрудников УИС.

Как было сказано выше, вторым проявлением деструктивного влияния профессии на личность человека, является синдром эмоционального выгорания.

Согласно исследованиям О. В. Крапивиной, синдром эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы выступает формой профессиональной деформации субъекта деятельности, приобретенной им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующие условия работы [3].

Признаками эмоционального выгорания являются: психическая и физическая усталость; беспомощное состояние; ощущение несостоятельности; раздражительность; сомнение в эффективности своей работы; желание уволиться.

Причиной эмоционального выгорания часто бывает несоответствие ожиданий по отношению к будущей работе и реальности профессиональной деятельности. Становятся видны все недостатки - несправедливость по отношению к сотрудникам, усталость от перенагрузки, неоценен-ность труда.

Согласно исследованиям О. Н. Ежовой, синдром эмоционального выгорания свойственен большинству сотрудников УИС, однако, одновременно автор доказывает возможность предотвращения, профилактики или ослабления этого синдрома [1]. Учеными (Е. В. Погадаева, А. В. Рогов, Ю. В. Синягин, Р. А. Эльмурзаева, Г. Н. Юлина и др.) доказано, что эффективным средством профилактики эмоционального выгорания выступает работа по развитию эмоционального интеллекта.

Данные выводы позволили нам выдвинуть гипотезу о том, что структурно-содержательные компоненты эмоционального интеллекта обладают потенциальными возможностями профилактики эмоционального выгорания сотрудников УИС, тем самым повышая эффективность их профессиональной деятельности.

С целью подтверждения гипотезы мы провели эксперимент по установлению корреляционной зависимости между этими показателями.

В выборку вошли 348 респондентов, стаж работы которых в УИС составлял 5-9 лет. Диагностическим инструментарием выступали:

для определения эмоционального интеллекта - методика Н. Холла; для определения симптомов эмоционального выгорания - методика В. В. Бойко; для определения корреляционной зависимости - математический метод критерий корреляции Пирсона.

Полученные данные мы отразили в таблице.

Таблица

Корреляционная зависимость между эмоциональным интеллектом и эмоциональным выгоранием

Фаза нервного тревожного напряжения Фаза резистенции Фаза эмоционального истощения

ПСО НС ЗвК ТиД НИЭР ЭНД РСЭЭ РПО ЭД ЭО Д ПСиПВ Н

ЭИ = -0,39 = -0,34 = -0,35 = -0,36 = -0,80 = -0,39 = -0,62 = -0,57 = 0,29 = 0,29 =- 0,46 = -0,55

п п п II п п п п п п

Примечание: 1) корреляция значима при р<0,001; 2) сокращения, используемые в таблице: ЭИ - эмоциональный интеллект;

ПСО - симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»; НС - симптом «неудовлетворенности собой»; ЗвК - симптом «загнанности в клетку»; ТиД - симптом «тревоги и депрессии»;

НИЭР - симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»;

ЭНД - симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»;

РСЭЭ - симптом «расширение сферы экономии эмоций»;

РПО - симптом «редукция профессиональных обязанностей»;

ЭД - симптом «эмоционального дефицита»;

ЭО - симптом «эмоциональной отстраненности»;

Д - симптом «деперсонализации»;

ПСиПВ Н - симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Содержание таблицы позволяет нам выдвинуть гипотезу о том, что между эмоциональным выгоранием и эмоциональным интеллектом существует корреляционная зависимость, но по разным показателям сила линейной взаимосвязи различна.

Так, между эмоциональным интеллектом и показателями фазы нервного тревожного напряжения эмоционального выгорания эта связь слабая, но ее обратный характер является свидетельством того, что более высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудника УИС пусть незначительно, но будет способствовать снижению нервного тревожного напряжения.

Существенная связь предположительно существует между эмоциональным интеллектом и симптомом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» на фазе эмоционального выгорания - резистенции. Особую тревогу по данному компоненту представляют:

а) существенно проявляющаяся обратная зависимость между эмоциональным интеллектом и симптомом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», выраженного в эмоциональной черствости, неучтивости, равнодушии;

б) выявленная обратная умеренная зависимость между эмоциональным интеллектом и симптомом «расширение сферы экономии эмоций», проявляющаяся вне профессиональной области - в общении с родными, знакомыми и близкими.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта ведет, с одной стороны, к нежеланию сотрудниками УИС выполнять свои профессиональные обязанности и, как следствие, к некачественному их выполнению; с другой - к нарушению взаимоотношений с семьей.

Наконец, предполагаемые умеренные обратные корреляционные связи между эмоциональным интеллектом и показателями симптома «деперсонализации» и «психосоматических и психовегетативных нарушений» на фазе эмоционального истощения говорят о том, что:

во-первых, при низком эмоциональном интеллекте метастазы «выгорания» поражают ценностный опыт сотрудников УИС, нарушая их установки, взгляды, принципы жизни;

во-вторых, чем ниже уровень эмоционального интеллекта, тем больше вероятности перераспределения эмоциональной нагрузки на весь организм и развития разного рода заболеваний.

Проверка гипотезы не выступала целью нашей работы. Это предмет наших дальнейших научных изысканий, но в сочетании с теоретическим анализом, результаты которого представлены нами в данной статье, мы можем сделать вывод о том, что профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания сотрудников УИС возможна. Работа по профилактике должна носить психологический характер и включать в себя:

1. Развитие нравственно-психологической устойчивости.

2. Развитие у всех сотрудников УИС эмоционального интеллекта.

3. Поддержание психологического климата в коллективе.

4. Усовершенствование метода управления персоналом.

5. Развитие позитивных элементов организационной культуры в коллективе (использование традиций, обычаев, ритуалов, избавление от негативных проявлений субкультуры).

6. Внедрение курсов по повышению уровня моральной и профессионально-психологической подготовленности.

7. Усовершенствование социального и материального благополучия сотрудников.

8. При отборе сотрудников УИС проведение соответствующей диагностики с целью прогнозирования профессиональной деформации.

9. Разъяснение сотрудникам сущности явления профессиональной деформации и формирование адекватного отношения к этому явлению.

10. Приобщение сотрудников к профессиональному сообществу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим, что одним из главных факторов профилактики профессиональной деформации и эмоционального выгорания выступает самовоспитание. Поэтому для сведения изучаемых нами феноменов к минимуму, наряду с созданием условий, предложенных нами выше, сотрудник УИС должен сам проявить инициативу в своем исправлении.

Библиографический список

1. Ежова О. Н. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: монография. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 180 с.

2. Злобин С. И. Проблемы профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Современное право. 2013. № 8. С. 74.

3. Крапивина О. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 22 с.

4. Степанова О. С. Особенности проявления профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы в зависимости от стажа работы // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 111-119.

5. Степанова О. С. Взаимосвязь между уровнем эмоционального выгорания и степенью адаптированности сотрудников пенитенциарной системы к условиям профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2009. № 4(14). С. 209-214.

References

1. Ezhova O. N. Psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov penitentsiarnoi sistemy: mono-grafiya [Psychological training of prison officers]. Samara, 2016, 180 p. [in Russian].

2. Zlobin S. I. Problemy professional'noj deformatsii lichnosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Problem with professional 'no dekatsii lichnity sotrudnikov ugolno-ispolnitel' noi Systemy]. Sovremennoepravo [Modern law], 2013, no. 8, p. 74 [in Russian].

3. Krapivina O. V. Emotsional'noe vygoranie kak forma professional'noi deformatsii u peni-tentsiarnykh sluzhashchikh. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [Emotional burnout as a form of professional deformation in prison officials. Extended of candidate's of Psychology thesis]. Tambov, 2004, 22 p. [in Russian].

4. Stepanova O. S. Osobennosti proyavleniya professional'noi deformatsii sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy v zavisimosti ot stazha raboty [Features of manifestation of professional deformation of employees of criminal Executive system depending on length of service]. Kazanskii pedagog-icheskii zhurnal [Kazanpedagogical magazine], 2010, no. 5-6, pp. 111-119 [in Russian].

5. Stepanova O. S. Vzaimosvyaz' mezhdu urovnem emotsional'nogo vygoraniya i stepen'yu adaptirovannosti sotrudnikov penitentsiarnoi sistemy k usloviyam professional'noi deyatel'nosti [The relationship between the level of emotional burnout and the degree of adaptation of employees of the penitentiary system to the conditions of professional activity]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2009, no. 4(14), pp. 209-214 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.