УДК 159.9
Иванова Светлана Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и информационно -технического обеспечения деятельности УИС, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская ул., 24в, e-mail: [email protected]
Svetlana V. Ivanova
Сandidate of Psychology,
Assistant Professor of the Department of management
and information technology of the Penal System,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,
e-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. Статья посвящена решению кадровых проблем уголовно-исполнительной системы через психологическую обеспеченность эффективности ее сотрудников. Автор раскрывает основные проблемы кадровой политики правоохранительных органов, акцентируя внимание на ее особенностях в уголовно-исполнительной системе. В результате делает вывод о том, что основной составляющей всех проблем, возникших на сегодняшний день при работе с кадрами в уголовно-исполнительной системе, является недостаточно уделенное внимание работников кадровой службы психологической составляющей работы с сотрудниками. Автор подчеркивает, что активизация психологической службы уголовно-исполнительной системы будет способствовать созданию условий для эффективности их сотрудников. В свою очередь эффективность выступает главным фактором решения обозначившихся проблем в кадровой политике. В статье выделяются и доказываются действенность основных условий, обеспечивающих решение возникших проблем, среди которых: развитие эмоционального интеллекта, обеспечение непрерывного образования сотрудников УИС, формирование организаторских способностей. Эмоциональный интеллект, по мнению автора, позволит управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в процессе решения практических задач, оказывая благоприятное воздействие на их эффективность; непрерывное образование обеспечит постоянное обновление и наполнение новыми смыслами профессионального субъектного опыта сотрудников в соответствии с социальными преобразованиями, что устраняет один из источников возникновения стресса; наконец, организаторские способности позволят прогнозировать события и явления, проявлять активность, решительность, инициативность, настойчивость, расставлять приоритеты в работе.
Ключевые слова: кадровая политика в УИС, эмоциональное выгорание сотрудников, фаза рези-стенции эмоционального выгорания, эффективность сотрудника УИС, эмоциональный интеллект, непрерывное образование, модель непрерывной практики, организаторские способности.
Summary. The article is devoted to the solution of staff problems within the penal system with the help of the psychological security of the effectiveness of its employees. The author reveals the main problems of staffpolicy of law enforcement agencies, focusing on its features in the penal system. As a result, it is concluded that the main component of all the problems that have arisen in staff working sphere in the penal system, is not enough personnel department's attention paid to the psychological component of work with employees. The author emphasizes that the activation of the psychological service of the penal system will contribute to the creation of conditions for the effectiveness of their employees. In turn, efficiency is the main factor in solving the identified problems in personnel policy. The article highlights and proves the effectiveness of the basic conditions that provide solutions to the problems, including: development of emotional intelligence, ensuring continuous education of employees of the penal system, the formation of organizational skills. Emotional intelligence, according to the author, will allow you to manage your emotions and emotions of other people in the process of solving practical problems, having a beneficial effect on their effectiveness; continuous education will provide constant updating and filling with new meanings ofprofes-sional subjective experience of employees in accordance with social transformations, which eliminates one of the sources of stress; finally, organizational skills will allow to predict events, to be active, resolute, initiative, perseverance, to set priorities in work.
Keywords: personnel policy in the penal system, emotional burnout of employees, phase of emotional burnout resistance, efficiency of the employee of the penal system, emotional intelligence, continuous education, model of continuous practice, organizational skills.
CONDITIONS FOR PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE PENAL OFFICERS EFFECTIVENESS
© 2019 Иванова С. В.
Подбору и расстановке кадров в правоохранительных органах во все времена уделяется большое внимание. Это напрямую связано с функциональными особенностями, которыми наделена сама система. За обеспечением правопорядка и законности, защитой прав и свобод человека стоит масса проблем, нерешенность которых приводит к снижению имиджа профессии, связанной с правоохранительной деятельностью; к эмоциональному выгоранию сотрудников правоохранительных органов; к коррупции; к текучести кадров и т. д.
Особо эти кадровые проблемы присущи уголовно-исполнительной системе. Этимология данного явления ясна и прозрачна - неудовлетворенность сотрудников условиями труда:
- постоянное общение с осужденными;
- выполнение профессиональной деятельности при осложненной оперативной обстановке, в особых условиях и чрезвычайных ситуациях;
- тяжелая психологическая обстановка, в которой осуществляется профессиональная деятельность;
- отсутствие организаторских способностей и, как следствие, дезорганизация собственной профессиональной деятельности;
- отсутствие материальной мотивации;
- повышенный контроль и т. д.
Вкупе это приводит к нарушению психического здоровья человека, под которым вслед за О. Н. Ежовой мы понимаем способность человека поддерживать равновесие на всех уровнях функционирования (биологическом, психологическом, социальном) при изменяющихся условиях внешней среды на основе способности к саморегуляции [1].
Следствием этого является неэффективное осуществление профессиональной деятельности и часто переход из уголовно-исполнительной системы в гражданскую профессиональную отрасль.
Очевидна невозможность одновременного решения всех проблем кадровой политики в уголовно-исполнительной системе. Однако реален процесс устранения причин их возникновения, так как по большей части все они носят психологический характер.
Каковы же необходимые и достаточные условия обеспечения эффективной профессиональной деятельности сотрудников УИС?
В поисках ответа на поставленный вопрос мы исходили из самого определения понятия «эффективность сотрудника УИС». Здесь нам близка точка зрения Ю. Ю. Красиковой, согласно которой эффективный сотрудник УИС - «это, прежде всего зрелый в социальном, психологическом и личностном плане человек, с высоким интеллектом, эмоционально устойчивый, способный адекватно воспринимать действительность, контролировать себя и взаимодействовать с окружающими людьми» [2].
Содержание эффективности сотрудника УИС актуализирует аспекты работы кадровой политики, предложенные О. А. Воробьевой, Ю. Ю. Железной, О. А. Ибрагимовым и др. Вслед за ними мы считаем, что в качестве психологического инструментария обеспечения эффективности должны выступать:
- перманентное изучение представителями кадровой службы УИС опыта психологической работы с персоналом в других структурах и ведомствах и проецирование позитивных аспектов на уголовно-исполнительную систему;
- организация целенаправленных психологических исследований для поиска наиболее целесообразных и действенных способов работы с кадрами;
- организация обучения специалистов психотерапевтическим методам с целью обеспечения их психологическим кейсом, необходимым для проявления саморегулятивных навыков;
- разработка и реализация программ психологического обеспечения деятельности сотрудников разных служб УИС, обеспечивающих их необходимыми навыками контроля своих действий в любой ситуации [3, с. 126].
Одним из главных условий психологического обеспечения эффективности сотрудников уголовно-исполнительной системы, на наш взгляд, выступает также эмоциональный интеллект (Р. Бар-Он, Д. Гоулман, В. П. Кутеева, Д. В. Люсин, Дж. Майер, Е. В. Погадаева, Р. С. Рабаданова, С. Л. Рубинштейн, П. Сэловей, Г. Н. Юлина и др.). Представляя собой гибкие навыки сотрудников УИС, эмоциональный интеллект позволяет им управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в процессе решения практических задач, оказывая благоприятное воздействие на их эффективность.
К такому выводу мы пришли после анализа результатов проведенного нами исследования по определению корреляционной зависимости между эмоциональным интеллектом и одной из
главных причин неэффективности сотрудников УИС - эмоциональным выгоранием. При этом значимая обратная зависимость между эмоциональным интеллектом и показателями эмоционального выгорания была обнаружена только на фазе резистенции (непосредственного сопротивления нарастающему стрессу), тогда как на фазе тревожного напряжения (нарастания нервного напряжения) и эмоционального истощения (падения энергетического тонуса и ослабления нервной системы) коэффициент корреляции продемонстрировал практически отсутствие взаимосвязи (рисунок 1).
и показателей эмоционального выгорания сотрудников УИС
Примечание. Исследование проводилось с использованием интернет-диагностики. Генеральную совокупность по всем исследуемым показателям составили 348 сотрудников УИС разных субъектов РФ. Комплекс диагностических и статистических методов был представлен методикой Н. Холла, методикой В. В. Бойко; критерием корреляции Пирсона, для проверки гипотезы Н0 об отсутствии корреляционной зависимости между величинами в генеральной совокупности использовался /-критерий Стьюдента.
Из рисунка видно, что чем выше уровень сформированности эмоционального интеллекта, тем легче сотруднику УИС избежать проявления неадекватного избирательного эмоционального реагирования, редукции профессиональных обязанностей, а также распространения отрицательных эмоций на социальное окружение, не связанное с выполнением профессиональной деятельности.
Немаловажным условием психологического обеспечения эффективности сотрудника УИС выступает организация их непрерывного образования. Включение этого аспекта связано с тем, что уголовно-исполнительная система как часть правоохранительных органов является, прежде всего, социальной системой и соответственно подвержена динамичности и преобразованиям, адекватным требованиям времени и общества. Несоответствие профессионального опыта социальным преобразованиям зачастую выступает главным источником возникновения стресса.
Ретроспектива проблемы непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов демонстрирует, что данная проблема не нова как для педагогической, так и для юридической науки. Она находится в русле модели «права на образование в течение всей жизни», провозглашенной ч. 2 ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Качественная, профессионально грамотная деятельность сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступлениями и административными правонарушениями создает необходимые условия для роста общественного доверия к правоохранительной деятельности вообще и к сотрудникам уголовно-исполнительной системы в частности [4, с. 265].
Система непрерывного правоохранительного образования начала свое формирование еще во времена Российской империи, получила свое развитие в советский период истории нашей страны и в настоящее время представляет собой многоступенчатую подготовку (переподготовку) кадров для территориальных и линейных служб и подразделений.
В течение десятилетий своей деятельности образовательные организации, занимающиеся подготовкой сотрудников правоохранительных органов, накопили значительный методический потенциал, который год от года изменяется и совершенствуется в соответствии с требованиями государства, общества и реалиями служебной деятельности.
Актуальность проблемы непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов хорошо отражена в ретроспективном исследовании, проведенном Г. В. Горбатенко. Данное исследование показало, что возникновение ведомственного высшего образования, которое являлось основой и показателем подготовленности сотрудников правоохранительных органов к выполнению ими своих служебных обязанностей, было связано с необходимостью повышения их профессионального уровня, продиктованной сложной криминальной ситуацией, сложившейся в стране в послевоенные годы. Необходимо отметить, что сегодня также отмечается сложная криминальная обстановка в стране, так как средства совершения преступления становятся все более технологичными и количество совершенных преступлений год от года не снижается [5, с. 183].
Все это актуализирует необходимость непрерывного образования, так как новейшие технологии совершения преступлений требуют от сотрудника правоохранительных органов также совершенствовать свои знания в области раскрытия данных преступлений. Кроме того, постоянная осведомленность сотрудников правоохранительных органов об изменениях и внесениях дополнений в различные нормативно-правовые акты, в том числе федеральные законы и приказы, регулирующие непосредственно деятельность уголовно-исполнительной системы, не просто важна, а необходима для качественного и грамотного выполнения ими своих служебных обязанностей [6]. Это требует от сотрудника правоохранительной сферы постоянного саморазвития и самообразования в области законодательства нашего государства. Важно отметить, что саморазвитие и самообразование как качественное улучшение своих знаний самостоятельно, вне учебного заведения - это уже результат, к которому приходит сотрудник уголовно-исполнительной системы, пройдя все этапы профессиональной подготовки.
В настоящее время накоплен большой опыт организации непрерывного образования в правоохранительных органах.
Так, О. И. Копытина в ходе анализа условий и проблем совершенствования непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов особое внимание предлагает уделить инновационным составляющим организации учебной деятельности обучающихся. Она представила свою модель непрерывной практики сотрудников правоохранительных органов, под которой понималась особая модульная программа, включающая совокупность логически и функционально взаимосвязанных модулей, призванных оптимизировать учебный процесс [6, с. 7]. Однако вряд ли можно согласиться с выводами О. И. Копытиной о том, что практика (безусловно, важный, но далеко не самый главный элемент учебной деятельности) может быть полностью автономна от основного процесса непрерывного образования.
И. Ш. Галеев, разрабатывая проблематику непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов, особый акцент делал на его смысловую составляющую. По мнению ученого, в процессе непрерывного повышения квалификации сотрудник органов внутренних дел не просто адаптируется в своей профессии или в быстро изменяющихся условиях развития общества, а непрерывно и целенаправленно повышает уровень своего профессионализма, совершенствуя свою личность [7, с. 7-8].
И. М. Купчигина в рамках непрерывного профессионального образования исследовала проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов.
С точки зрения автора, непрерывное образование играет важную роль в формировании профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов. Она полагала, что составляющие непрерывного профессионального образования, профессиональная переподготовка и повышение квалификации оказывают непосредственное влияние на ценностно-нравственные аспекты образования и образованности сотрудников правоохранительных органов [8, с. 12].
А. Н. Григорьев, исследуя проблемы методологии непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов, особое внимание уделял формированию информационной культуры специалиста, обучающегося в ведомственном вузе. В своем исследовании он пришел к выводу, что одной из важнейших задач ведомственных вузов, обеспечивающих непрерывное образование сотрудников правоохранительных органов, является обеспечение такого качества подготовки (переподготовки) сотрудников, которое позволит осуществить процесс непрерывного развития и совершенствования профессиональной компетентности сотрудников территориальных правоохранительных органов [9, с. 19].
Таким образом, непрерывное образование есть целостная, сложно организованная, упорядоченная и специфичная педагогическая система. Ее специфичность определена особенностями ведомственного запроса и профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Ее целостность также не вызывает сомнений, поскольку только взаимосвязи и совместное функционирование всех элементов данной системы обеспечат продвижение к цели - результату, которым является формирование профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов, выраженной в наборе компетенций согласно федеральным государственным образовательным стандартам [10, с. 218].
В целом в настоящее время можно говорить о том, что одной из основных проблем непрерывного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов является повышение его качества.
Качество профессионального образования сотрудников правоохранительной сферы как государственный заказ устанавливается через требования к выпускнику, основным из которых является компетентность в профессиональной деятельности и устойчивая мотивация к обучению на протяжении всей жизни. В этой связи акценты в непрерывном профессиональном образовании сотрудников правоохранительных органов должны быть перенесены с изучения стандартных, инвариантных состояний на механизмы овладения новыми как содержательными, так и технологическими компонентами профессиональной деятельности.
Приобретение и постоянное обновление профессионального опыта сотрудника уголовно-исполнительной системы будет способствовать его удовлетворенности результатами собственной профессиональной деятельности и, следовательно, оказывать положительное влияние на эффективность деятельности.
Наконец, при психологическом обеспечении эффективности сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо учесть еще одно важное и, на наш взгляд, приоритетное условие - формирование организаторских способностей. Значимость организаторских способностей для человека любой профессиональной отрасли вообще и для сотрудников правоохранительных органов в частности доказывают в своих работах многие ученые. Так, Э. Гауин, Э. Партридж, Ю. М. Плюснин и др. наделяют такими способностями только элитные слои населения; И. А. Агеева определяет их как предпосылку профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов; И. В. Бабичев, И. И. Баишев, О. В. Хлудова и др. рассматривают организаторские способности как важное профессиональное качество сотрудников правоохранительных органов, позволяющее прогнозировать события и явления, проявлять активность, решительность, инициативность, настойчивость, расставлять приоритеты в работе.
Таким образом, налицо значимое влияние организаторских способностей на эффективность сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также на решение обозначившихся проблем в кадровой политике уголовно-исполнительной системы.
С целью определения возможностей ведомственных вузов в формировании организаторских способностей у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, используя экспресс-диагностику, предложенную профессором В. М. Минияровым, мы изучили динамику их формирования в рамках образовательного процесса Самарского юридического института ФСИН России (далее - СЮИ ФСИН России). Полученные данные представлены на рисунке 2.
Динамика формирования организаторских
курсантов
70% 60% 50% 40% 30% 20°% 10% 0%
^ Курс 1 Л Курс 2 ^ Курс 3 Курс 4
Рис. 2. Динамика формирования организаторских способностей курсантов
СЮИ ФСИН России
Рисунок 2 демонстрирует положительную динамику формирования организаторских способностей курсантов СЮИ ФСИН России. Так, абсолютный прирост сформированности организаторских способностей курсантов четвертого курса по сравнению с первым курсом составил: по низкому уровню AY= -10,8 %, по среднему уровню AY=3,4 %, по высокому уровню AY=7,4 %. Полученные данные свидетельствуют о реальных возможностях вуза в создании условий для формирования организаторских способностей будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, необходимыми и достаточными условиями психологического обеспечения эффективности сотрудников уголовно-исполнительной системы выступают:
- организация деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы, направленной на развитие эмоционального интеллекта сотрудников;
- обеспечение непрерывного образования сотрудников;
- формирование организаторских способностей курсантов ведомственных вузов.
Библиографический список
1. Ежова О. Н. Сохранение и поддержание психического здоровья педагогов как условие эффективности их профессиональной деятельности // Экспериментальная педагогическая психология и педагогика: сборник научных статей / под ред. В. М. Миниярова. Прага: Vedecko vyda-vatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014.
2. Лапицкая Д. С., Красикова Ю. Ю. Психологические особенности эмоционального интеллекта сотрудников УИС [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/16740 (дата обращения: 28.06.2019).
3. Воробьева О. А. Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2017. № 3. С. 125-128.
4. Васильев В. В. Компетентностный подход к проблемам непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов // Великие реки 2017: труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума. Н. Новгород, 2017. С. 265-267.
способностей
55,40%
5. Горбатенко Г. В. Профессиональное образование сотрудников ОВД СССР во второй половине 30-х начале 50-х гг. ХХ века // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 4. С. 183-189.
6. Копытина О. И. Инновационные компоненты непрерывной практики как условия совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2003. 24 с.
7. Галеев И. Ш. Организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел (на примере ОВД Республики Татарстан): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003. 24 с.
8. Купчигина И. М. Формирование профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. 24 c.
9. Григорьев А. Н. Формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 44 c.
10. Бурцева Е. В. Непрерывное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел в свете системного подхода // Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. М., 2016. С. 218-221.
References
1. Yezhova O. N. Sokhranenie i podderzhanie psikhicheskogo zdorov'ya pedagogov kak uslovie effektivnosti ikh professional'noy deyatel'nosti [Preservation and maintenance of mental health of teachers as a condition of the effectiveness of their professional activities]. Jeksperimental'naja pedagogicheskaja psihologija i pedagogika: sbornik nauchnyh statej [Experimental pedagogical psychology and pedagogy]. Prague, 2014 [in Russian].
2. Lapitskaya J. C., Krasikov Yu. Yu. Psikhologicheskie osobennosti emotsional'nogo intellekta sotrudnikov UIS [Psychological characteristics of emotional intelligence of employees of penal system]. URL: https://novainfo.ru/article/16740 (Accessed: 28.06.2019) [in Russian].
3. Vorobyova O. A. Psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Psychological preparation of the employees of the penal system]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija [Applied legal psychology], 2017, no. 3, pp. 125-128 [in Russian].
4. Vasiliev V. V. Competentstny podkhod k problemam nepreryvnogo obrasovaniya sotrudnikov pravoohranitel'nykh organov [Competence approach to the problems of continuous education of law enforcement officers]. Velikie reki 2017: trudy kongressa 19-goMezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma [Great rivers' 2017 proceedings of the Congress of the 19 th International scientific and industrial forum]. Nizhny Novgorod, 2017, pp. 265-267 [in Russian].
5. Gorbatenko G. V. Professional'noe obrazovanie sotrudnikov OVD SSSR vo vtoroy polovine 30-kh nachale 50-kh gg. XX veka [Professional education of employees of law enforcement agencies of the USSR in the second half of the 30s early 50s of the twentieth century]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of internal Affairs], 2011, no. 4, pp. 183-189 [in Russian].
6. Kopytina O. I. Innovatsionnye komponenty nepreryvnoy praktiki kak usloviya sovershenstvovaniya professional'noy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Innovative components of continuous practice as conditions for improving professional training of employees of the law enforcement agencies. Extended of candidate's of Pedagogy thesis]. Voronezh, 2003, 24 p. [in Russian].
7. Galeev I. Sh. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya realizatsii lichnostno orientirovannogo podkhoda v nepreryvnom professional'nom obrazovanii sotrudnikov organov vnutrennikh del. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions for the implementation of personality-oriented approach in continuing professional education of employees of law enforcement agencies. Extended of candidate's of Pedagogy thesis]. Kazan, 2003, 24 p. [in Russian].
8. Kupchina I. M. Formirovanie professional'noy kul'tury sotrudnikov organov vnutrennikh del v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Formation of the
professional culture of employees of internal Affairs bodies in the system of continuous professional education. Extended of candidate's of Pedagogy thesis]. Chita, 2009, 24 p. [in Russian].
9. Grigoriev A. N. Formirovanie informatsionnoy kul'tury spetsialista v sisteme nepreryvnoy professional'noy podgotovki kadrov MVD Rossii. Avtoref. diss. doctora ped. nauk [Formation of information culture of a specialist in the system of continuous professional training of the Ministry of law enforcement agencies of Russia. Extended of doctoror's of Pedagogy thesis]. Moscow, 2010, 44 p. [in Russian].
10. Burtseva E. V. Nepreryvnoe professional'noe obrasovanie sotrudnikov organov vnutrennikh del v svete sistemnogo podkhoda [Continuing professional education of employees of the law enforcement agencies in the light of a systematic approach]. Teoretiko-metodologicheskie i prikladnye aspekty social'nyh institutov prava, jekonomiki, upravlenija i obrazovanija: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Theoretical, methodological and applied aspects of social institutions of law, Economics, management and education Materials of the all-Russian scientific conference with international participation], Moscow, 2016, pp. 218-221 [in Russian].