УДК 159.9:343.83 СТАНИСЛАВ ВИКТОРОВИЧ ГОРНОСТАЕВ,
кандидат психологических наук, доцент, докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
СЛУЖЕБНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
И ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: служебная лояльность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) рассматривается в поведенческом и психологическом аспектах: первый предполагает соответствие служебной деятельности сотрудников УИС правовым и морально-этическим нормам, второй определяет личностные предпосылки должного служебного поведения. Личные предпосылки служебной лояльности в поведении устанавливают степень знания и понимания содержания и способов реализации всех обязанностей, связанных со службой, эмоциональное отношение к ним в целом и к отдельным обязательствам в частности, мотивационно-волевую готовность к их реализации.
Соблюдение правовых и морально-этических норм в служебном поведении выступает фактором безопасности и эффективности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, учреждений и органов УИС, системы правоохранительных органов, системы государственной службы.
Психологическое обеспечение служебной лояльности является важным направлением повышения эффективности и безопасности в деятельности УИС. В психологии и смежных науках феномен лояльности персонала преимущественно изучался: 1) на уровне идентификации персонала в малой группе (прежде всего в аспекте корпоративной солидарности, развития управленческих команд или личной преданности руководству); 2) на уровне организационной лояльности (прежде всего в аспектах эмоционального отношения к организации, следования ее интересам в деятельности и сохранения членства в организации).
Понятие организационной лояльности, применяемое к персоналу коммерческих организаций, не применятся к госслужащим. Оно должно быть, как минимум, уточнено в связи с особенностями статуса и деятельности государственных служащих. Специфичным является публично-правовой статус государственных служащих, а также правоприменительный характер их профессиональной деятельности. Феномен лояльности государственных служащих, в частности сотрудников УИС, недостаточно изучен и требует дальнейшего исследования.
Ключевые слова: служба, лояльность, служебная лояльность, сотрудники уголовно-исполнительной системы, служебный статус, служебное поведение, государственные служащие, уголовно-исполнительная система.
Проблема служебной лояльности сотрудников УИС, затрагивающая соответствие служебной деятельности сотрудников УИС правовым и морально-этическим нормам, а также психологические предпосылки этого соответствия на уровне отношения сотрудников к служебным обязательствам, имеет важное научное и практическое значение.
Дополняя трактовку служебной лояльности, предложенную нами ранее [1], можно отметить, что в практической плоскости служебная лояльность ассоциируется с выполнением служебных обязательств, обеспечиваемых в психическом плане такими особенностями личности служащего, как степень знания и понимания содержания и способов реализации всех обязанностей, связан-
ных со службой, эмоциональное отношение к ним в целом и к отдельным обязательствам в частности, мотивационно-волевая готовность к их реализации.
Исходя из служебных обязательств в двух аспектах - нормативно-правовом и морально-этическом, лояльное служебное поведение фактически представляет собой поведение: правомерное и соответствующее нормам служебной морали и этики.
Отмеченные выше психологические предпосылки, включаемые нами в содержание внутренних детерминант служебной лояльности, ранее рассматривали в качестве предпосылок законности и эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов в своих работах Б. Г. Бовин (1993, 1995), Ю. В. Егоров (1998),
© Горностаев С. В., 2016
М. О. Калашников (1995), Е. А. Козловская (1992), И. С. Медведев (1992), И. Б. Пономарев (1983, 1988), С. Е. Райнкин (1992), А. Н. Роша (1989, 1992) и др.
Подобные исследования продолжаются и в настоящее время. Влияние обозначенных психологических характеристик личности сотрудника на нормативные и этические характеристики служебного поведения в своих работах отмечают ряд авторов. Так, А. С. Душкин и Е. А. Щелкушкина [2] в качестве личностных факторов нарушений дисциплины и законности отмечают низкий уровень правовой культуры сотрудников, в том числе слабое знание личным составом действующего законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность, слишком широкое понимание законности, слабую профессиональную подготовленность в вопросах правоприменения, профессиональной этики и морали, а также безразличие к интересам службы. Авторы считают, что нарушение не только правовых, но и этических норм влечет за собой негативные последствия в виде нежелательных оценок граждан. А. М. Панченко и И. А. Канина [3] рассматривают в качестве личностного фактора, влияющего на правомерность поведения сотрудников правоохранительных органов, «правовую психологию» как отражение внутренней системы ценностно-смысловых ориентаций сотрудника. Г. И. Уразаева [4] отмечает фактор социальной (асоциальной) мотивации как системообразующий в поведенческих проявлениях и девиациях сотрудников правоохранительных органов. М. И. Марьин и А. А. Бочкова [5] полагают, что низкий уровень индивидуального правосознания сотрудников правоохранительных органов приводит к использованию ими служебного положения в личных, неслужебных целях, пренебрежению нормами морали, к нарушениям норм закона. По их мнению [6], противоправному поведению сотрудников способствует низкое оценочное отношение к правовым нормам и отсутствие стремления к ответственности за совершенные поступки и результаты своих действий, пренебрежение нормативными правилами и законами, в то время как правопослушное поведение сотрудников предопределяется интериоризацией правовых норм. А. Г. Упоров [7], кроме того, отмечает не только представленность, но и системность правовых норм как фактор дисциплины и предупреждения деликтного поведения сотрудников УИС.
Соблюдение правовых и морально-этических норм в служебном поведении является фактором безопасности и эффективности, начиная с уровня личной безопасности и эффективности сотрудников и заканчивая безопасностью общества.
А. И. Папкин [8], А. В. Буданов [9], А. Д. Саф-ронов [10], М. А. Громов [11] и другие ученые отмечали, что поведение сотрудника при исполнении
им служебных обязанностей является важным фактором его личной безопасности. На уровне личной безопасности сотрудника речь идет прежде всего о физической, правовой, социально-психологической и психологической безопасности.
Неправомерные, несправедливые, необоснованные действия сотрудников, практических работников УИС могут провоцировать угрозу физической безопасности сотрудников. С точки зрения правовой безопасности служебная лояльность как служебное поведение, соответствующее правовым нормам, с большей вероятностью даст возможность сотруднику избежать уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за их нарушение. Служебная лояльность как морально и этически обоснованное поведение позволит не допустить не только принятия неблагоприятных административных решений в отношении сотрудника, но и социального отчуждения, во всяком случае, позволит найти социальную поддержку (пусть даже за пределами асоциально настроенного коллектива) в конфликтных ситуациях. Гармонизация и интеграция во внутреннем плане личности правовых и морально-этических регуляторов служебного поведения, интеграция их в целостную иерархическую систему мотивации деятельности снизит вероятность внутриличностных конфликтов в неоднозначных ситуациях деятельности, обеспечит сотруднику устойчивую профессионально-личностную позицию и позитивную самооценку.
Кроме того, служебная лояльность в поведении руководителей обеспечивает не только их личную безопасность в указанных аспектах, но и безопасность их подчиненных, обязанных выполнять их приказы.
По мнению А. М. Савихина [12], помимо личной безопасности, безопасность в УИС должна рассматриваться на уровне учреждений и органов. На этом уровне служебная лояльность сотрудников также способствует безопасности учреждений и органов УИС, прежде всего таких ее видов, как физическая, экономическая, информационная, юридическая безопасность.
Физическая безопасность объектов УИС обеспечивается надлежащим выполнением сотрудниками обязанностей по охране, осуществлению пропускного режима, противопожарной и технической безопасности объекта, то есть четким выполнением должностных инструкций и проявлением целесообразной и обоснованной инициативы в данных сферах.
Служебная лояльность сотрудников способствует обеспечению экономической безопасности учреждений и органов, связанной с минимизацией коммерческих рисков, уменьшением потерь в результате халатности или умышленной преступной деятельности, а также иными способами умыш-
ленного нанесения вреда, выплаты различных штрафов, пеней и компенсаций, взыскиваемых с учреждений и органов УИС в связи с нарушениями законодательства.
Служебная лояльность сотрудников также может выражаться в надлежащем обращении со служебной информацией, в том числе имеющей ключевое значение для решения задач учреждения или органа, содержащей государственную тайну, а также принятии целесообразных и обоснованных мер для ее защиты в случае возникновения угроз.
Уголовно-исполнительная система является лишь частью системы государственных правоохранительных органов, предназначение которых заключается в обеспечении внутренней безопасности общества.
С. Г. Барсегян [13], считая внутреннюю безопасность общества состоянием и свойством системы «личность - общество - государство», рассматривает правоохранительные органы, в систему которых входит и УИС, как один из факторов безопасности, отмечая, что деятельность правоохранительных органов по обеспечению внутренней безопасности осуществляется путем применения мер государственного принуждения и общественного воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. В контексте рассматриваемой проблемы С. Г. Барсегян полагает, что суть оптимизации правоохранительной деятельности заключается в том, чтобы при наименьших затратах государственных ресурсов, человеческого труда и материальных средств, достигнуть наиболее высокого уровня эффективности в минимизации опасностей и угроз развитию личности и общества, а в итоге - в обеспечении внутренней безопасности общества.
Таким образом, служебная лояльность сотрудников, являющаяся одновременно предпосылкой личной профессионально-служебной эффективности и составляющей эффективности деятельности подразделения, является ресурсом укрепления внутренней безопасности общества и государства.
Эффективность учреждений и органов УИС повышается в результате проявления в служебном поведении сотрудниками служебной лояльности за счет повышения не только личной эффективности сотрудников, но и управляемости и прогнозируе-мости деятельности сотрудников, улучшения их взаимопонимания и взаимодействия в решении служебных задач.
Исходя из изложенного можно заключить, что концептуальная разработка проблемы психологического и иных направлений обеспечения служеб-
ной лояльности сотрудников УИС, внедрение в практику ФСИН России психотехнологий работы с кадрами, построенных с учетом ранее выявленных психологических детерминант служебной лояльности, будут способствовать сплочению служебных коллективов, снижению коррупционных рисков, укреплению дисциплины, обеспечению безопасности учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, безопасности сотрудников УИС и в конечном итоге - безопасности интересов государственной службы и общественной безопасности. Кроме того, развитие служебной лояльности сотрудников как системы психологических качеств, обеспечивающих исполнение служебного долга в профессиональной деятельности, может выступить фактором роста эффективности функционирования и формирования позитивного имиджа ФСИН России.
Следует отметить, что при усилении современных требований к государственным служащим и их деятельности к их отношению к служебному долгу как ключевой предпосылке, определяющей служебное поведение, до сих пор уделялось недостаточно внимания. Феномен лояльности государственных служащих мало исследован. В психологии и смежных науках феномен лояльности персонала преимущественно изучался: 1) на уровне идентификации персонала в малой группе (прежде всего в аспекте корпоративной солидарности, развития управленческих команд или личной преданности руководству); 2) на уровне организационной лояльности (прежде всего в аспектах эмоционального отношения к организации, следования ее интересам в деятельности и сохранения членства в организации). Однако понятие лояльности, применяемое к персоналу коммерческих организаций, не может в исходном виде применяться к госслужащим. Оно должно быть, как минимум, уточнено, а скорее всего, расширено, так как в статусе деятельности и государственных служащих присутствуют особенности, не характерные для сотрудников коммерческих организаций, в связи с чем теоретико-методологические наработки в сфере персональной, групповой и организационной лояльности сотрудников коммерческих организаций оказываются недостаточными для описания отношений лояльности государственных служащих. Сформулированные на основе исследований авторов рекомендации не могут быть напрямую использованы в отношении государственных служащих, которыми являются и сотрудники УИС, так как от государственного служащего требуется лояльность в первую очередь не руководителю, группе или подразделению, где он проходит служ-
бу, а закону, государству и обществу, что закреплено, например, в присяге сотрудника УИС. Рядом ведущих ученых в области государственного управления отмечается, что «технологически и методически сближаясь с коммерческими структурами, госслужба не должна и не может утратить свою специфику, принципиально отличающую ее от других организаций и общественных институтов. Главное в этой специфике - ее назначение - служить общественным интересам и интересам граждан» [14, с. 92].
Важной особенностью государственной службы, влияющей на специфику лояльности госслужащих, является их правовой статус. При поступлении на государственную службу сотрудник вступает в публично-правовые отношения, приобретая права и обязательства, связанные с особым правовым и социальным статусом (госслужащего, сотрудника правоохранительных органов, сотрудника УИС, должностного лица). Кроме того, к сотрудникам УИС как субъектам правоприменительной деятельности предъявляются требования не только правового, но и морально-этического характера. При оценке их служебных решений и поступков учитывается их законность, а также целесообразность, обоснованность, справедливость и т. д. В связи с этим важно изучить детерминацию и механизмы внешнего проявления лояльности со-
трудников УИС (противоправное, неправомерное, правомерное и должное служебное поведение), психологические особенности различных категорий личного состава (в зависимости от степени максимальной ответственности за недолжное поведение, вероятности наступления наказания, возможностей законного усмотрения в деятельности, значимости поощрений за соответствие служебного поведения требованиям долга и т. д.).
Методическая актуальность исследования проблем служебной лояльности обусловлена, с одной стороны, новыми требованиями по обеспечению работы с личным составом УИС, закрепленными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, с другой - востребованностью на практике современного методического инструментария, позволяющего вести мониторинг и психологическое сопровождение личного состава на всех этапах профессионального становления и карьерно-служеб-ного роста. При этом создание специальных психологических методик, направленных на выявление и развитие (коррекцию) служебной лояльности сотрудников УИС, до настоящего времени было затруднено из-за отсутствия четкого понимания социально-психологической сути и структуры компонентов данного феномена, а также эмпирических признаков и критериев оценки их уровня.
Список литературы
1. Горностаев С. В. Служебная лояльность сотрудников уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 172-176.
2. Душкин А. С., Щелкушкина Е. А. Психолого-правовой анализ причин, условий и факторов нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции // Прикладная юридическая психология. 2015.№ 1. С. 89-99.
3. Панченко А. М., Канина И. А. Правовая психология как элемент правового сознания сотрудников правоохранительных органов // Юридическая психология. 2015. № 1. С. 6-9.
4. Уразаева Г. И. Социально-психологическая детерминация преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4. С. 48-52.
5. Марьин М. И., Бочкова А. А. Система ценностных ориентаций руководителей органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 113-120.
6. Марьин М. И., Бочкова А. А. Психологические особенности сотрудников органов внутренних дел, склонных к противоправному поведению // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 47-53.
7. Упоров А. Г. Роль принципов права в правовом регулировании и обеспечении служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 37-40.
8. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996. 243 с.
9. Буданов А. В. Педагогические основы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 43 с.
10. Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел : монография. М., 2003. 415 с.
11. Громов М. А. Роль начальника исправительного учреждения в обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудников // Человек: преступление и наказание. 2009. № 4. С. 16-18.
12. Савихин А. М. Организация и правовые основы функционирования службы безопасности в уголовно-исполнительной системе : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 21 с.
13. Барсегян С. Г. Правоохранительные органы как фактор внутренней безопасности общества: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. М., 2001. 191 с.
14. Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность / отв. ред. А. Г. Барабашев, С. В. Кабышев. М., 2006. 148 с.
STANISLAV VIKTOROVICH GORNOSTAEV,
phd in psychology, associate professor, doctoral student of the department of training of scientific and teaching staff (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
SERVICE LOYALTY OF THE STAFF AS A SCIENTIFIC PROBLEM AND A FACTOR OF SECURITY AND EFFICIENCY IN THE FUNCTIONING OF THE PENAL SYSTEM
Annotation: in the article, the behavioral and psychological aspects of the penal staff service loyalty are dealt with. The behavioral aspect implies that the staff activities correspond to the legal and moral-ethical standards. The psychological aspect determines individual prerequisites of appropriate service behavior. Individual prerequisites of service loyalty are: the degree of knowledge and understanding of the contents and ways of implementing all the duties related to the service; emotional attitude to one's duties in general and to specific obligations in particular; motivational readiness to their implementation. The previous studies of the psychological causes affecting the legality and ethics of professional conduct of law enforcement officers are analyzed.
Compliance with the legal and ethical standards of the service activities is regarded as a factor of security and efficiency of the penal staff, penal institutions and agencies, penal system, law enforcement system and civil service. As a result, service loyalty is regarded as a factor of social security. Psychological support of service loyalty is an important aspect of enhancing the efficiency and security of the penal system. In psychology and related sciences, the phenomenon of personnel loyalty has been mainly studied at two levels: 1) at the level of personnel identification in a small group (primarily with regard to corporate solidarity, development of executive teams or personal loyalty to the administration); 2) at the level of organizational loyalty (primarily with regard to the emotional attitude to the organization, adherence to its interests and retaining the membership in the organization). The notion of loyalty as applied to the staff of commercial organizations may be inapplicable to civil servants. Understanding of loyalty with regard to civil servants should be specified because of the peculiarities of their status and activities. A civil servant must be first and foremost faithful to the law, to the State and society, and not to his superior officer, group or organizational unit where the person serves. This is specified in the loyalty oath of a penal officer. The public legal status of civil servants as well as the law enforcement nature of their professional activities also contribute to the specific character of their loyalty. The phenomenon of civil servant loyalty, of the penal staff in particular, has not been studied enough and requires further research.
Key words: service, loyalty, service loyalty, penal staff, official status, service activities, civil servants, penal system.
References
1. Gornostaev S. V. Sluzhebnaia loial'nost' sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Serving loyalty of penal staff]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 4, pp. 172-176.
2. Dushkin A. S., Shchelkushkina E. A. Psikhologo-pravovoi analiz prichin, uslovii i faktorov narushenii sluzhebnoi distsipliny i zakonnosti sotrudnikami politsii [Psihological legal analysis of the reasons, conditions and factors of violations of service discipline and legality by police officers]. Prikladnaia iuridicheskaia psik-hologiia - Applied legal psychology, 2015, no. 1, pp. 89-99.
© Gornostaev S. V., 2016
3. Panchenko A. M., Kanina I. A. Pravovaia psikhologiia kak element pravovogo soznaniia sotrudnikov pra-vookhranitel'nykh organov [Legal psychology as an element of legal consciousness of law enforcement officers]. Iuridicheskaia psikhologiia - Legal psychology, 2015, no. 1, pp. 6-9.
4. Urazaeva G.I. Sotsial'no-psikhologicheskaia determinatsiia prestuplenii, sovershaemykh sotrudnikami OVD [Socio-psychological determination of crimes committed by police officers]. Psikhopedagogika v pra-vookhranitel'nykh organakh - Psychopedagogy in law enforcement bodies, 2014, no. 4, pp. 48-52.
5. Mar'in M. I., Bochkova A. A. Sistema tsennostnykh orientatsii rukovoditelei organov vnutrennikh del [The value system of executives in internal af fairs agencies]. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia - Applied legal psychology, 2015, no.1, pp. 113-120.
6. Mar'in M. I., Bochkova A. A. Psikhologicheskie osobennosti sotrudnikov organov vnutrennikh del, sklonnykh k protivopravnomu povedeniiu [Psychological peculiarities of employees of Internal Affairs Agencies inclined to offending behavior]. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia - Applied legal psychology, 2014, no. 3. pp.47-53.
7. Uporov A. G. Rol' printsipov prava v pravovom regulirovanii i obespechenii sluzhebnoi distsipliny v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme [The role of law principles in legal regulation and ensuring of service discipline in penal system]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 4, pp. 37-40.
8. Papkin A.I. Lichnaia bezopasnost' sotrudnikov organov vnutrennikh del. Taktika i psikhologiia bezopas-noi deiatel'nosti [Personal safety of employees of internal Affairs bodies. Tactics and psychology of safe operation]. Moscow, 1996. 243 p.
9. Budanov A. V. Pedagogicheskie osnovy obespecheniia lichnoi bezopasnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del. Avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Pedagogical framework for ensuring the personal safety of employees of internal Affairs bodies. Dr. ped. sci. diss. abstract]. Moscow, 1997. 43 p.
10. Safronov A. D. Prestupnost' v Rossii i kriminal'naia bezopasnost' organov vnutrennikh del: monografiia [Crime in Russia and criminal safety of organs of internal Affairs]. Moscow, 2003. 415 p.
11. Gromov M. A. Rol' nachal'nika ispravitel'nogo uchrezhdeniia v obespechenii lichnoi professional'noi bezopasnosti sotrudnikov [The role of the head of correctional institution to ensure the personal and professional safety of employees]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2009, no. 4, pp. 16-18.
12. Savikhin A. M. Organizatsiia i pravovye osnovy funktsionirovaniia sluzhby bezopasnosti v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Organization and legal bases of functioning of the security service in penal system. Cand. legal sci. diss. abscract]. Ryazan, 2006. 21 p.
13. Barsegian S. G. Pravookhranitel'nye organy kak faktor vnutrennei bezopasnosti obshchestva: sotsial'no-filosofskii analiz. Dis. kand. filosof. nauk [Law enforcement as a factor of internal security of society: social-philosophical analysis. Cand. philosophical sci. diss.]. Moscow, 2001. 191 p.
14. Reforma gosudarstvennoi sluzhby: kanadskii opyt i rossiiskaia deistvitel'nost' [Civil service reform: the canadian experience and russian reality]. Moscow, 2006. 148 p.