Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами'

Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4547
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ / КОНТРОЛЬ ЭКСПРЕССИИ / ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / EMOTIONAL INTELLIGENCE / UNDERSTANDING OF EMOTIONS / EMOTIONAL CONTROL / EXPRESSION CONTROL / TEMPERAMENT FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баландина Людмила Леонидовна

В статье представлены результаты исследования студентов с высоким и низким эмоциональным интеллектом. Полученные данные подтверждают специфику проявлений свойств темперамента, детерминации показателей эмоционального интеллекта свойствами «эмоциональность» и «социальная эмоциональность» у испытуемых двух кластеров. В структуре связей с темпераментом описаны особенности внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, отмечается выраженность связей с показателем «контроль экспрессии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the results of the survey carried among students with high and low emotional intelligence. The received data confirm the specifics of expressing temperament features, determination of emotional intelligence concepts with such features as «emotionality» and «social emotionality» among the surveyed people of two clusters. Peculiarities of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence are described in connection with temperament, apparent correlation with the feature «control of expression» is also observed.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 159.942

Баландина Людмила Леонидовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 212-85-90 e-mail: psychair@yandex. ru

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ

Lyudmila L. Balandina

Ph.D., Assistant professor, Chair of psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: psychair@yandex. ru

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ITS CORELLATION WITH TEMPERAMENT FEATURES

Аннотация. В статье представлены результаты исследования студентов с высоким и низким эмоциональным интеллектом. Полученные данные подтверждают специфику проявлений свойств темперамента, детерминации показателей эмоционального интеллекта свойствами «эмоциональность» и «социальная эмоциональность» у испытуемых двух кластеров. В структуре связей с темпераментом описаны особенности внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, отмечается выраженность связей с показателем «контроль экспрессии».

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; понимание эмоций; управление эмоциями; контроль экспрессии; темпераментальные свойства.

Abstract. The article represents the results of the survey carried among students with high and low emotional intelligence. The received data confirm the specifics of expressing temperament features, determination of emotional intelligence concepts with such features as «emotionality» and «social emotionality» among the surveyed people of two clusters. Peculiarities of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence are described in connection with temperament, apparent correlation with the feature «control of expression» is also observed.

Key words: emotional intelligence; understanding of emotions; emotional control; expression control; temperament features.

© Баландина Л.Л., 2017

Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии. Эмоциональный интеллект как совокупность способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой привлекает внимание многих исследователей тем, что является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения в обществе, и его развитие оптимизирует межличностные взаимодействия [2].

Интерес к данной проблематике связан как с попытками оценить более целостно адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так с возможностями предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности.

Понятие «эмоциональный интеллект» появилось в контексте разработки проблематики социального интеллекта в исследованиях Дж. Гилфорда, Э. Торндайка, Г. Айзенка [14]. Г. Гарднер в рамках теории множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включенные им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту [9].

В последние десятилетия появилось множество разнообразных моделей эмоционального интеллекта. Модель П. Сэловея и Дж. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Д. Гоулмен разработал свою модель, в которой соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, которая дает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект», рассматриваемый как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [5; 9; 14].

В современной отечественной психологии проблеме эмоционального интеллекта посвящены работы ряда авторов. С.С. Степанов отмечал корреляцию эмоционального интеллекта с определенными жизненными успехами. М.А. Манойлова изучала акмеологическое развитие эмоционального интеллекта педагогов и студентов. Т.П. Березовская доказала возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения. А.А. Панкратовой был проведен анализ разных подходов к формированию эмоционального интеллекта и способностей, входящих в его состав. С.П. Деревянко установила эффективность использования психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта. О.В. Белоконь выявил взаимосвязи эмоционального и социального интеллекта с выдвижением на лидерскую позицию [10].

И.Н. Андреевой рассмотрены предпосылки развития эмоционального интеллекта, гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга. Отмечается, что высокоразвитый

внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые в свою очередь дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми [4].

Отталкиваясь от существующих зарубежных концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект в данном случае выступает как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой - с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект - это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием факторов, которые обусловливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. Автор определяет эмоциональный интеллект как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими и выделяет факторы, влияющие на эмоциональный интеллект: 1) когнитивные способности: скорость и точность переработки эмоциональной информации; 2) представления об эмоциях: как о ценностях, как о важном источнике информации о себе и о других людях и т.п.; 3) особенности эмоциональности: эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п. [9].

С. Шабанов, А. Алешина рассматривают эмоциональный интеллект как способность человека оперировать эмоциональной информацией, т.е. той, которую люди получают или передают с помощью эмоций. Навыки эмоциональной компетентности развиваются и помогают людям получать больше удовольствия от жизни и более эффективно управлять собой и корректно управлять поведением других людей [15].

Взаимосвязь темперамента и эмоционального интеллекта. Для разработки подходов к развитию эмоционального интеллекта актуальной является проблема определения его биологических предпосылок. В числе наиболее значимых из них рассматриваются свойства темперамента. Такой подход представляется правомерным в связи с тем, что и темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, только темперамент характеризует ее со стороны активности, энергии, а интеллект - со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией [1; 6; 9].

Исследователи полагают, что отдельные свойства темперамента могут являться биологическими предпосылками эмоционального интеллекта. Одним из базовых параметров темперамента является эмоциональность, которая в свою очередь рассматривается как стойкая склонность к переживанию эмоций определенной модальности и знака (В.Д. Небылицын). Свойства темперамента можно отнести к врожденным задаткам эмоциональной восприимчивости [6].

И.Н. Андреева отмечала, что эмоциональность выполняет системообразующую функцию, как в структуре личности в целом, так и отдельных ее особенностей, к которым, в частности, принадлежит интеллект.

Развитая эмоциональность может рассматриваться как показатель эмоционального интеллекта, поскольку она предполагает когнитивный анализ эмоциональной информации на достаточно высоком уровне.

Такие черты темперамента, как нейротизм и экстраверсия, высоко коррелируют с показателями эмоционального интеллекта. Исследования показали, что экстраверсия, отражающая преимущественно коммуникативный аспект темперамента человека, выступает в качестве биологической предпосылки межличностного эмоционального интеллекта. Испытуемые с высокими показателями нейротизма имеют более низкий уровень способностей к пониманию собственных эмоций, а также к управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей [1; 3; 11].

Рассматривая отдельные свойства темперамента как биологические предпосылки эмоционального интеллекта, в нашем исследовании мы опирались на теоретически обоснованную концепцию темперамента, которую развивает школа В.М. Русалова. Темперамент рассматривается как психосоциобиологичная категория, одно из независимых базовых образований психики, определяющий богатство содержательных характеристик человека. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П.К. Анохина В.М. Русалов описывает четыре формально-динамических свойства темперамента: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность. Взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) миром влияет на формирование разных формально-динамических характеристик [12].

Целью исследования стало изучение показателей эмоционального интеллекта и его взаимосвязей со свойствами темперамента студентов.

Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие студенты первого, второго, третьего курсов ПГГПУ, в возрасте от 17 до 20 лет. Использовались опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д.В. Люсина [7; 8] и методика изучения структуры темперамента В.М. Русалова [13]. Анализ результатов осуществлялся с использованием кластерного анализа, ^критерия Стьюдента для независимых выборок, коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании кластерного анализа было выделено три группы испытуемых с высоким, средним и низким эмоциональным интеллектом. Для дальнейшего анализа использовались данные испытуемых с высоким (кластер 1) и низким (кластер 2) уровнями эмоционального интеллекта (ЭИ). Все изучаемые показатели эмоционального интеллекта имеют различия на высоком уровне значимости (р < 0,001).

Сравнительный анализ темпераментальных свойств испытуемых в двух кластерах выявил некоторую специфику (табл. 1).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности §Щ

Таблица 1

Средние значения свойств темперамента студентов с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта

Показатели Средние значения Достоверность различий

Высокий ЭИ Низкий ЭИ t Р

Пластичность 7,29 5,04 | 2,32* 0,024

Темп 7,90 6,76 ■ 1,29 0,203

Социальный темп 8,23 7,36 ■ 1,18 0,244

Эмоциональность 5,00 8,72 -4 33*** 0,001

Социальная эмоциональность 6,48 9,60 -4 64*** 0,001

Примечание: *р < 0,05; ***р < 0,001.

Значимые различия между кластерами выявлены по таким свойствам темперамента, как «эмоциональность» и «социальная эмоциональность», они оказались значимо выше (р < 0,001) у лиц с низким эмоциональным интеллектом. Студенты с низким эмоциональным интеллектом более чувствительны к неудачам в деятельности и общении; у них более выражено ощущение неуверенности и тревоги. Испытуемые с высоким эмоциональным интеллектом менее эмоционально реагируют при неудачах, более спокойны и уверены.

Свойство темперамента «пластичность» выше (р < 0,05) у студентов с высоким эмоциональным интеллектом. Они легче переключаются с одного вида деятельности на другой, быстрее переходят с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой и стремятся к разнообразию форм предметной деятельности. При снижении пластичности, что характерно для лиц с низким эмоциональным интеллектом, проявляется склонность к монотонной работе и консервативным формам деятельности.

Среди студентов с высоким эмоциональным интеллектом несколько выше показатели «темп», или «скорость» и «социальный темп» (р < 0,2). У них более высокая моторно-двигательная быстрота, психическая скорость при выполнении конкретных заданий, речедвигательная быстрота (быстрота говорения).

Анализ результатов выявил специфику взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и свойствами темперамента студентов с высоким и низким интеллектом.

Наиболее выражены корреляционные связи свойств темперамента с показателем эмоционального интеллекта «контроль экспрессии», характеризующий способность контролировать внешние проявления своих эмоций. Все связи носят отрицательную направленность и сходны в обоих кластерах (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ взаимосвязей между показателем ЭИ

«контроль экспрессии» и свойствами темперамента _у студентов с высоким и низким интеллектом_

Показатели Контроль экспрессии

Кластер 1 «высокий ЭИ» Кластер 2 «низкий ЭИ»

Эргичность

Социальная эргичность -0,75*** -0,47*

Пластичность -0,36* -0,51**

Социальная пластичность -0,49** -0,47*

Темп

Социальный темп -0,58***

Эмоциональность

Социальная эмоциональность -0,45** -0,43*

Примечание: *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001.

Снижается необходимость внешнего контроля над эмоциями при выраженности таких темпераментальных свойств, как социальная эргичность (р < 0,001; р < 0,05), пластичность (р < 0,05; р < 0,01), социальная пластичность (р < 0,01; р < 0,05), социальный темп (р < 0,001), социальная эмоциональность (р < 0,01; р < 0,05). Высокие значениях этих свойств выражаются в склонности к активным социальным контактам и стремлении к лидерству; легкости переключения в процессе деятельности и общения, использовании разнообразных коммуникативных программ; повышении скоростных характеристик речедвигательных актов; высокой эмоциональности в коммуникативной сфере, чувствительности к неудачам в общении. При низких значениях темпераментальных свойств испытуемые более сдержанны в проявлении эмоций, скрывают их, контролируя выражение эмоций и чувств на лице, в интонациях голоса, их жесты невыразительны.

Взаимосвязи эмоционального интеллекта и свойств темперамента «эмоциональность» и «социальная эмоциональность» более явно проявляются у испытуемых первого кластера с «высоким эмоциональным интеллектом» (табл. 3).

«Эмоциональность» и «социальная эмоциональность» связаны с общим показателем понимание эмоций (р < 0,05; 0,05) и пониманием чужих эмоций (р < 0,05; 0,01). Повышенная темпераментальная эмоциональность испытуемых выражается в ощущении неуверенности и тревоги, чувствительности к неудачам. Данные свойства темперамента становятся основой для развития чуткости к внутренним состояниям других людей, внимания к внешним проявлениям эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса), а также развивают способность понимать и свои эмоциональные переживания (в большей мере, чем других).

Таблица 3

Взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и свойств темперамента «эмоциональность» и «социальная эмоциональность»

Кластеры 1 кластер 2 кластер

Свойства л н л н л н

темперамента о X 3 ° Я м о X

Показатели Л ч ей X о к а о ¡а Я Н|Н К § и о ч Й X о к а о

О О

Понимание чужих эмоций (МП) Н 0,39* ■ 0,45**

Понимание эмоций (ПЭ) (общий показатель) Н 0,41* Щ 0,42*

Управление своими эмоциями (В У) -0,40* -0,56***

Управление чужими эмоциями (МУ) 0,50**

Управление эмоциями (УЭ) (общий показатель) Н 0,29 -0,57***

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) (общий показатель) 0,51**

Примечание: *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001.

Отрицательная взаимосвязь выявлена между эмоциональностью, социальной эмоциональностью и такими показателями эмоционального интеллекта, как «управление эмоциями» (общий показатель) (р < 0,1; 0,001), управление своими эмоциями (р < 0,05; 0,001). Эмоциональная чувствительность снижает способность к управлению эмоциями, в большей мере своими эмоциональными реакциями, чем других людей, и ярче проявляется в коммуникативной сфере, чем в предметной деятельности.

Во втором кластере имеются связи показателей «межличностный эмоциональный интеллект» (р < 0,01), «управление чужими эмоциями» (р<0,01) только со свойством темперамента «эмоциональность» в предметной сфере. Чем человек эмоционально чувствительней к результатам реального действия, тем сильнее выражена способность понимать и особенно управлять чувствами других, т.е. проявлять склонность к манипулированию, вызывая у других людей те или иные эмоции.

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) является показателем общего порядка и характеризует способность к пониманию собственных эмоций и управление ими.

Взаимосвязи внутриличностного эмоционального интеллекта и свойств темперамента обнаружены только в первом кластере у студентов с высоким эмоциональным интеллектом. ВЭИ имеет отрицательную взаимосвязь с показателем социальная эргичность (р < 0,05) и социальная эмоциональность (р < 0,05). Понимание своих эмоции и умение ими управлять более проявляется

при снижении потребности в социальных контактах, уходе от социально активных форм поведения, а также низкой эмоциональности, чувствительности к оценкам других и уверенности в ситуациях общения.

Взаимосвязи межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) и свойств темперамента у студентов с высоким и низким эмоциональным интеллектом отражены в табл. 4.

Таблица 4

Взаимосвязи показателя «межличностный эмоциональный интеллект»

и свойств темперамента у студентов с высоким (кластер 1) и низким _(кластер 2) эмоциональным интеллектом_

Кластеры 1 кластер 2 кластер

Свойства темперамента Показатели Социальный темп Социальная эргичность Социальная пластичность Социальный темп Эмоциональность

Понимание чужих эмоций (МП) 0,13 0,34 0,49**

Управление чужими эмоциями (МУ) 0,59*** 0,58** 0,17 0,50**

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) 0,37* 0,49** 0,62*** 0,41* 0,51**

Примечание: *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001.

Межличностный эмоциональный интеллект является показателем общего порядка и характеризует способность к пониманию эмоций других людей и управление ими. МЭИ имеет более тесные связи с темпераментальными свойствами испытуемых второго кластера: с социальной эргичностью, социальной пластичностью, социальным темпом, эмоциональностью. Студентам с высокой потребностью в социальных контактах, наличием разнообразных коммуникативных программ, высокими возможностями речедвигательного аппарата, чувствительных к результатам своих действий лучше удается понимать и в большей мере управлять эмоциями других -вызывать эмоции, снижать интенсивность эмоциональных проявлений, возможно, и манипулировать людьми.

У испытуемых первого кластера межличностный эмоциональный интеллект связан только с социальным темпом (р < 0,05), т.е. с высокими скоростными характеристиками речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, у студентов с высоким эмоциональным интеллектом понимание и управление своими эмоциями более ярко проявляется при снижении темпераментальных свойств, отражающих потребности

в социальных контактах, уходе от социально активных форм поведения, а также низкой эмоциональности, чувствительности к оценкам других и уверенности в ситуациях общения.

Студентам с низким эмоциональным интеллектом, имеющим потребность в социальных контактах, разнообразные коммуникативные программы, высокие возможности речедвигательного аппарата, чувствительным к результатам своих действий, лучше удается понимать и в большей мере управлять эмоциями других.

Выводы

1. Темпераментальные свойства «эмоциональность» и «социальная эмоциональность» более явно проявляются у студентов с низким эмоциональным интеллектом. Они более чувствительны к неудачам в деятельности и общении и испытывают неуверенность и тревогу, в сравнении с испытуемыми, имеющими высокий эмоциональный интеллект.

2. У студентов с высоким эмоциональным интеллектом выше показатели «пластичность», «темп» и «социальный темп». Им свойственна легкость переключения в процессе деятельности, а также несколько выше моторно-двигательная и речедвигательная быстрота.

3. Выражены связи показателя эмоционального интеллекта «контроль экспрессии» со свойствами темперамента в обоих кластерах. Снижается контроль над внешними проявлениями эмоций при высоких значениях таких свойств темперамента, как социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность.

4. Темпераментальная эмоциональность детерминирует способность понимать эмоциональные состояния собственные и других людей, а также управлять ими.

Взаимосвязи эмоционального интеллекта и свойств темперамента «эмоциональность» и «социальная эмоциональность» более явно проявляются у испытуемых первого кластера с высоким эмоциональным интеллектом. Эмоциональность усиливает их способность к пониманию эмоций, прежде всего у других людей, и снижает способность к управлению эмоциональными реакциями, в большей мере своими собственными.

У испытуемых второго кластера при высокой эмоциональной чувствительности к результатам своей деятельности повышается способность понимать и особенно управлять чувствами других.

5. Внутриличностный эмоциональный интеллект связан с темпераментальными свойствами испытуемых первого кластера, а межличностный эмоциональный интеллект имеет более тесные связи с темпераментом у испытуемых второго кластера. Студентам с высоким эмоциональным интеллектом свойства темперамента детерминируют способность понимания и управления своими эмоциями, а с низким эмоциональным интеллектом лучше удается понимать и в большей мере управлять эмоциями других.

Список литературы

1. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб. ст. / под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2006. - С. 7-11.

2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 57-65.

3. Андреева И.Н. Черты темперамента как биологические предпосылки эмоционального интеллекта // Наука i освгга. - 2007. - № 8/9. - С. 4-8.

4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М., 2009.

5. Дегтярев А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. -2012. - № 2. - URL: http://www.psyedu.ru

6. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл: Per Se, 2000.

7. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. -С. 3-22.

8. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2009. - С. 264-278.

9. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте //Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2004. - С. 29-36.

10. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. - Курск, 2011.

11. Робертс Р.Д. [и др.]. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1, № 4. - С. 3-26.

12. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979.

13. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: метод. пособие. -М.: ИПАН, 1990.

14. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Попов А.Ю. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31, № 1.

15. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.