ЛИМАЕВА Ю.Ю.
ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние на развитие эмоционального интеллекта мужчин и женщин таких характеристик родительской семьи, как сплоченность, экспрессивность, ориентация на активный отдых и др. Подчеркивается важность диалогического эмоционально-личностного общения в семье для гармоничного развития личности, обладающей способностью понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; внутриличностный, межличностный эмоциональный интеллект, диалогическое общение, семья, семейная ситуация развития.
LIMAEVA Yu. Yu.
PARENTAL FAMILY FEATURES OF MEN AND WOMEN WITH DIFFERENT LEVELS
OF EMOTIONAL INTELLIGENCE
Abstract. The paper considers the parental family features of men and women with different levels of emotional intelligence (high, middle, low). The author defines the emotional intelligence as an ability to identify, assess, and control the emotions of oneself and others. The influence of parental upbringing on developing of interpersonal and intrapersonal emotional intelligence has been studied. A conclusion is drawn that such family features as consolidation, expressivity, openness, active leisure orientation, moral principles make high emotional intelligence of a person.
Key words: emotional intelligence; intrapersonal and interpersonal emotional intelligence; dialogue communication; family; family situation development.
Влияние семьи на развитие личности ребенка подчеркивается в работах отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, В.К. Шабельников, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, М. Боуэн, К.Витакер и другие). Среда семьи способствует формированию личностных качеств ребенка, его отношения к себе и другим, способности ориентироваться в эмоциональном состоянии других и понимать свое собственное.
Особую роль в иерархии структуры семьи занимает эмоционально-личностная составляющая, которая включает психологический климат в среде семьи, семейную атмосферу, отношения между членами семьи, отношение родителей к детям, создание чувства безопасности для детей и заботу о них. В свете культурно-исторического подхода к психике можно утверждать, что развитие личности происходит в диалогическом
эмоциональном контакте с другим человеком [3]. Возникающее чувство близости и доверия позволяет человеку полнее открываться и глубже осмыслять себя. Бедность и недифференцированность эмоциональных реакций близкого взрослого ведет к формированию у ребенка особого типа сознания и мышления, в котором внутренняя жизнь как таковая представлена очень бедно.
По мнению О.В. Хухлаевой, более опытным взрослым необходимо уметь справляться со своими чувствами, осознавать их, открыто и искренне проявлять: такое поведение воспринимается детьми с уважением, они чувствуют себя в безопасности, так как понимают, что родители принимают не только их отдельных действий, но и их самих [4]. Таким образом дети учатся отличать мысли от чувств, что важно для развития такой психологической категории как эмоциональный интеллект.
Феномен когнитивно-эмоциональной недиффиренцированности исследует
Л.П. Пономаренко в рамках теории семейных систем [1]. В таких семьях люди не отличают своих эмоций от эмоций других членов семьи, «заражаются» чужими эмоциями», с трудом могут логически перерабатывать возникающие конфликты и сложности в отношениях, руководствуются больше эмоциями, чем здравым смыслом и трезвым расчетом. Недифференцированные индивиды в дальнейшем могут развивать созависимость в отношении с партнерами, они обладают низкой фрустрационной толерантностью и подвержены нервно-психическим расстройствам. По результатам исследования Л.П. Пономаренко, подростки со слабой дифференциацией «Я» воспитываются в атмосфере директивности, враждебности и непоследовательности.
Фактор эмоционального интеллекта важен для здоровья общества так же, как и фактор академического интеллекта. Согласно современным психологическим исследованиям интеллект не является единой познавательной способностью (Г. Гарднер): в качестве самостоятельных видов выделяются логико-математический, лингвистический, социальный, эмоциональный, музыкальный и другие виды интеллекта. Эмоциональный интеллект - это способность личности к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями. Согласно Д.В. Люсину в структуре эмоционального интеллекта выделяются межличностный и внутриличностный компоненты [2].
Межличностный эмоциональный интеллект объединяет в себе способности к управлению эмоциями окружающих людей, внутриличностный - к пониманию своих собственных эмоций и управление ими. Идея ЭИ выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Г. Айзенк.
На наш взгляд, внимание эмоциональному интеллекту следует уделять и в рамках рассмотрения его развития в семейной системе, поскольку семейная ситуация создает
предпосылки для развития эмоционального интеллекта, детерминирует компетентность человека в неявных, эмоциональных взаимодействиях, в которых нет готовой инструкции для успешного контакта, для ориентировки в которых необходимо иметь особое поле возможностей. Эта взаимосвязь является наименее исследованной областью в изучении эмоционального интеллекта. Таким образом, незначительная разработанность проблемы взаимосвязи развития эмоционального интеллекта и характеристик семейной системы обусловливают актуальность данного исследования.
Нами были изучены взаимосвязи характеристик семьи и особенностей эмоционального интеллекта у мужчин и женщин. Была выдвинута гипотеза, согласно которой родительские семьи людей с различным уровнем эмоционального интеллекта будут иметь свои особенности. В качестве основных методов исследования были выбраны психодиагностический метод, а также методы математической статистики. Были использованы опросник Эмоционального интеллекта Д.В. Люсина и «Шкала семейного окружения» (С.Ю. Куприянов).
Для исследования эмоционального интеллекта был использован опросник ЭмИн, разработанный Д.В. Люсиным. В основу опросника положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре опросника эмоционального интеллекта (ЭИ) выделяют такие шкалы и субшкалы:
- межличностный эмоциональный интеллект (шкала МЭИ) - способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими;
- внутриличностный эмоциональный интеллект (шкала ВЭИ) - способность к пониманию своих эмоций и управлению ими.
Шкала семейного окружения (ШСО) предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов [5]. В нашей стране методика адаптирована С. Ю. Куприяновым.
Основное внимание ШСО уделяет измерению и описанию:
а) отношений между членами семьи (показатели отношений);
б) направлениям личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста);
в) основной организационной структуре семьи (показатели, управляющие семейной системой).
ШСО включает десять шкал, каждая из которых представлена девятью пунктами, имеющими отношение к характеристике семейного окружения, а именно:
а) показателям отношений между членами семьи;
б) показателям личностного роста;
в) показателям управления семейной системой.
В исследовании приняли участие 60 человек (45 женщин и 15 мужчин) в возрасте от 18 до 35 лет. Опрос проводился посредством интернет-анкетирования.
По отдельным показателям эмоционального интеллекта были получены следующие результаты.
У испытуемых с высоким показателем межличностного понимания эмоций (МП) семьи статистически значимо (р< 0,05, критерий Н-Краскала - Уоллеса) отличаются высокой экспрессивностью, интеллектуально-культурной ориентацией, морально-нравственными аспектами. Открытое выражение чувств в семье способствует развитию у ребенка способности понимать эмоции других людей.
Высокий показатель способности к межличностному управлению эмоциями (МУ) связан с высокой степенью ориентации на достижения и интеллектуально-культурной ориентацией. Таким образом, открытость границ семьи, включенность её членов в социальную жизнь способствуют развитию навыков управления эмоциями других.
Высокий общий показатель межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) выявлен у испытуемых с высокой степенью ориентации на достижения, интеллектуально-культурной ориентацией, морально-нравственными аспектами в родительской семье (рис.1).
Характеристики семьи
■ Низкий МЭИ й Средний МЭИ «Высокий МЭИ
Рис. 1. Характеристики семьи испытуемых с различным уровнем межличностного эмоционального интеллекта.
Внутреннее понимание своих эмоций (ВП) хорошо развито у людей, в семьях которых ярко выражены экспрессивность и интеллектуально-культурная ориентация.
Управление своими эмоциями (ВУ) развито лучше у испытуемых из семей с высокой сплоченностью, ориентацией на активный отдых, интеллектуально-культурной ориентацией. Сплоченность семьи, проявляющаяся в совместной деятельности, позволяет развивать навыки саморегуляции и нацеленности на выполнение семейной функции (рис.2).
Характеристики семьи
■ Низкий ВЭИ Средний ВЭИ »Высокий ВЭИ
Рис. 2. Характеристики семьи испытуемых с различным уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта.
Контроль за внешней экспрессивностью (ВЭ) выше у испытуемых, в семьях которых высокий показатель ориентации на достижения. Общий показатель внутреннего эмоционального интеллекта выше у испытуемых, семьи которых характеризуются экспрессивностью и интеллектуально-культурной ориентацией.
Выявленные особенности родительских семей и их влияние на испытуемых с различным уровнем эмоционального интеллекта позволяет в дальнейшем развивать те или иные навыки поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономаренко Л.П. Последствия когнитивно-эмоциональной недиффиренци-рованности семейных отношений для развития личностной автономии // Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи: материалы 5-ой Международной научной конференции, Минск, 4-25 ноября 2011 г. - Минск, 2011. -С. 226-230.
2. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с.
3. Холмогорова А. Б., Воликова С. В., Полкунова Е. В. Семейные факторы депрессии // Вопросы психологии. - 2005. - № 6 - С.63-71.
4. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. -2-е изд. - М.: Генезис, 2010. - 208 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Изд-во «Речь», 2003. - 336 с.