Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / SPEECH DISORDERS / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / РЕЧЕВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / SPEECH ANXIETY / ЛОГОФОБИЯ / LOGOPHOBIA / ПЕРЕЖИВАНИЯ В СВЯЗИ С УГРОЗОЙ "ОБРАЗУ Я" / FEELINGS OF THE "SELFIMAGE" THREAT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валявко Светлана Михайловна

Статья посвящена исследованию эмоционального реагирования старших дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием в ситуациях речевого общения. Проведено эмпирическое исследование, показывающее особенности эмоциональных переживаний при общении у детей с речевым дизонтогенезом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional experiences in the situation of speech communication in senior preschool children with speech disorders

The article is devoted to the study of the elder preschoolers with impaired and with the normal speech development emotional response in situations of speech communication. The present empirical study discovers the specific features of emotional experiences in the situation of speech communication in senior preschool children with speech dysontogenesis and in children with normal development.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития

Валявко С. М.

МГПУ, Москва

Статья посвящена исследованию эмоционального реагирования старших дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием в ситуациях речевого общения. Проведено эмпирическое исследование, показывающее особенности эмоциональных переживаний при общении у детей с речевым дизонтогенезом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Ключевые слова: дошкольники, нарушения речевого развития, тревожность, речевая тревожность, логофобия, переживания в связи с угрозой «образу Я».

emotional experiences in the situation of speech communication in senior preschool children

with speech disorders

Valyavko S. M.

MCTTU, Moscow

The article is devoted to the study of the elder preschoolers with impaired and with the normal speech development emotional response in situations of speech communication. The present empirical study discovers the specific features of emotional experiences in the situation of speech communication in senior preschool children with speech dysontogenesis and in children with normal development. Keywords: preschoolers, speech disorders, anxiety, speech anxiety, logophobia, feelings of the "self-image" threat.

Введение

В современной психолого-педагогической науке общепризнано, что ребенка нельзя рассматривать лишь как объект социализирующих воздействий. Формирование его личности начинается очень рано, и одним из самых сложных и ответственных является дошкольное детство. Происходит «накладка», то есть сукцессивное развертывание многих сензи-тивных периодов развития в когнитивном, личностном, социальном планах, что позволяет говорить о существовании повышенной эмоциональной нагрузки дошкольника.

Отечественные и зарубежные психологи указывают на большое количество (до 33%) дошкольников с высоким уровнем тревожности в детской популяции [12, 17]. Отмечается важность учета тревожности как фактора, детерминирующего психоневрологический статус [17, 23], функциональное состояние [13], статусное положение в группе сверстников

[11] и др. Особенности тревожности у детей с дизонтогенезом изучены недостаточно полно [4, 5, 6, 8-10, 16, 18]. К сожалению, до сих не обнаруживается тенденций к снижению количества тревожных детей. В связи с этим в научном сообществе поднимаются вопросы необходимости как изучения теоретико-прикладного содержания этого феномена, так и применения коррекционных мероприятий на ранних этапах развития детей, создания и разработки эффективных методов пролон-тированного влияния.

Понятие «тревога», введенное З. Фрейдом, в настоящее время многие авторы рассматривают как разновидность страха. Наряду с этим существует понятие тревожности как врожденного свойства личности, изначально свойственного человеку (то есть склонности к переживанию тревоги), которое было введено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Постепенно семантика понятий «тревога» и «тревожность» изменя-

ются, ведь научные термины носят открытый характер и способны наполняться новым смыслом при развитии и смене самих концептуальных построений.

В литературе в настоящее время можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление (тревогу) и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. Эта терминологическая вариативность - объективное следствие языкового развития, так сказать, «болезнь роста» термина. Так, А. М. Прихожан указывает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [19, с. 3], а В. М. Астапов отмечает, что в понимании тревоги как психического явления присутствуют многозначность и семантическая неопределенность [2].

Современные исследования тревожности направлены на выявление различия ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействия личности и ее окружения. Тревога как состояние (синонимы: реактивная тревожность, ситуационная тревожность) включает в себя такие составляющие, как субъективные чувства напряжения, беспокойства, волнения, опасения, а также признаки активации вегетативной нервной системы. Тревожность как личностное свойство (синонимы: личностная тревожность, характерологическая тревожность) характеризует относительно устойчивую для человека «склонность тревожиться», то есть склонность воспринимать стрессоген-ные ситуации как опасные или угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги (то есть повышением ситуативной или реактивной тревожности).

Различия между тревогой и тревожностью А. М. Прихожан формулирует следующим образом: «Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях ''тревога'' и ''тревожность''. Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом» [20, с. 143].

Для упорядочения и стандартизации терминологии в этой психологической области было бы целесообразно предоставить в распоряжение клиницистов и клинических психологов термин «тревога» (как переживание неопределенной, диффузной или беспредметной угрозы [21, с. 137]), а специальным психологам использовать термин «тревожность» и названия двух основных ее форм - ситуативная (реактивная) и личностная (характерологическая).

Если говорить о тревожности детей с различными нарушениями речевого развития, которая крайне редко является предметом изучения, то никак нельзя обойти стороной такой специфический вид тревожности, как речевая тревожность. В немногочисленной литературе по данной проблематике существуют такие термины, как «речевая тревога» («тревога по поводу собственной речи») и «логофобия» («страх речи») [8, 9]. Поскольку интересующее нас явление - не эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий (что определяется термином «тревога»), а именно склонность ребенка к переживанию этого состояния в ответ на конкретную ситуацию, употребление термина «речевая тревожность» представляется более адекватным. Под речевой тревожностью понимаются склонность к переживанию особого эмоционального состояния в момент речи, а также беспокойство, опасения ребенка, связанные с его собственной речью.

Речевая тревожность, возникающая у детей в ситуации речевого неуспеха (заикание, затрудненное общение, неудачный опыт речевого общения и т.д.), является реакцией на проблему. В случае неоднократного повторения неудачи (у сензитивных детей достаточно однократного) появляется склонности к устойчивому проявлению тревожности. Существует мнение, которое стало хрестоматийным, что неверно говорить о личностных образованиях дошкольника, поскольку личность в этом возрасте только начинает формироваться; логичнее говорить о намечающихся

тенденциях к неким устойчивым проявлениям, склонности к определенным паттернам личностного реагирования. Насколько этот взгляд справедлив в отношении тревожности? «К четырем - пяти годам, - утверждают В. И. Гарбузов, А. И. Захаров и др., - складываются истинная самооценка как ведущая установка личности и истинное столь же глубинное и непреходящее ощущение неполноценности» [7, с. 131]. Речевая тревожность, по многочисленным наблюдениям, появляется у части детей с недостатками речевого развития достаточно рано. Как писала Р. Е. Левина, у детей раннего возраста наряду с пониманием речи формируется и отношение к собственной речи: появляется реакция на непонятность ее для других. Она отмечает, что усложнение способов речевого общения сопровождается эмоциональным напряжением, связанным с переживанием содержания общения, оценкой коммуникативной ситуации, выбором словесных средств, трудностями планировании схемы высказывания, их самостоятельным конструированием, мгновенной перестройкой в ответ на изменение обстановки и т.д. Также Р. Е. Левина указывала, что во время разговора с ребенком двух - четырех лет нетрудно подметить у него признаки напряжения: учащенное дыхание, прерывистость речи, длительные паузы при подборе недавно услышанного слова или употреблении нового оборота речи. В период интенсивного формирования разговорной речи упомянутые затруднения и напряжение, по мнению Р. Е. Левиной, испытывает каждый ребенок [14].

Представляется, что это суждение особенно актуально в отношении детей с речевой патологией, изучение личностных особенностей которых, в том числе тревожности, только началось. Полагаем, что наиболее эффективным могло быть такое исследование в русле изучения развития личностных характеристик, особенно формирования Я-концепции. Опасения по поводу полноценности или неполноценности речи как имиджевой составляющей рассматриваем как угрозу самооценке и «образу Я». Такая угроза может на бессознательном уровне беспокоить ребенка [24].

1 Организация исследования

Гипотезой настоящего исследования выступило положение о том, что в сензитивный

период формирования речи наличие эмоциональных переживаний в ситуации речевого общения присуще всем дошкольникам, вне зависимости от речевого статуса. Экспериментальную группу составили 424 ребенка с верифицированным заключением «общее недоразвитие речи III уровня» (средний паспортный возраст - пять лет восемь месяцев), 100 дошкольников с нормальным развитием вошли в контрольную группу (их средний паспортный возраст - пять лет семь месяцев). Контрастные группы по ряду методик были представлены дошкольниками с заиканием и фонетико-фоне-магическим недоразвитием речи (ФФН) - по 30 детей. Все дети посещали дошкольные образовательные учреждения Москвы. Исследование проводилось в 2010-2013 гг.

Для изучения заявленной проблемы использовались следующие методики:

1) тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, Ф. Амен;

2) метод неоконченных предложений;

3) беседа для определения уровня речевой тревожности;

4) стандартизированное наблюдение за проявлениями тревожности;

5) методики «Ступеньки» и «Рисуночный тест Вартегга» (как дополнительные);

6) статистические методы.

Тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, Ф. Амен применялся в традиционном варианте.

Метод неоконченных предложений. За

основу для построения данной методики был принят тест Сакса - Сиднея, адаптированный в лаборатории медицинской психологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева; была проведена собственная адаптация для диагностики уровня личностной и речевой тревожности у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития. Исходя из диагностических целей в перечень предложений были включены ситуации, в которых дошкольник мог бы испытывать эмоциональные переживания, в том числе связанные с собственной речью.

Этот метод является разновидностью ассоциативного эксперимента и основан на механизме проекции. К его достоинствам относится то, что ребенку не задают прямых вопросов по поводу его тревоги, а значит, он с меньшей вероятностью будет прибегать к психологи-

ческой защите. В ходе эксперимента ребенку предлагают послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Эксперимент должен проходить в быстром темпе. Был предложен следующий перечень предложений:

1. Лучше всего я ...

2. Мне бы хотелось.

3. Моя мама чаще всего ...

4. Мои друзья меня часто .

5. Я стесняюсь, когда ...

6. Когда я дома один, то ...

7. В детском саду я обычно .

8. Когда все ругаются ...

9. Я занимаюсь с логопедом, потому что ...

10. Не люблю, когда меня ...

11. На занятиях я ...

12. Когда бывает темно, я ...

13. Взрослые думают, что я говорю ...

14. Мой папа иногда ...

15. Есть дети, которые ...

16. Незнакомые люди меня .

17. Чаще всего мне хочется нарисовать ...

18. Моя воспитательница ...

19. Мне бывает страшно, когда .

20. Я люблю смотреть фильмы про .

21. Мне часто снится .

22. Когда я говорю неправильно ...

23. Когда я вырасту ...

В ходе анализа ответов ребенка можно выделить ситуации и сферы жизни, в которых ребенок испытывает тревогу, страх или дискомфорт и демонстрирует наличие речевой тревожности. Они представлены в виде шкал:

1) шкала отношения к себе: предложения 1, 2, 10, 23;

2) шкала общей тревожности и страхов: предложения 5, 6, 8, 12, 16, 17, 19, 20, 21;

3) шкала речевой тревожности: предложения 9, 13, 22;

4) шкала отношения к родителям: предложения 3, 14;

5) шкала отношения к сверстникам: предложения 4, 15;

6) шкала отношения к детскому саду: предложения 7, 11, 18.

За каждый «тревожный» ответ присваивался 1 балл. По каждой шкале определялась сумма полученных баллов. Далее высчитывалось общее число тревожных ответов и определялся уровень личностной тревожности.

Беседа для определения уровня речевой тревожности. Данная методика является адаптацией методики «Опросник для оценки речевой тревожности» В. А. Калягина для диагностики детей старшего дошкольного возраста» [9].

К дошкольникам, имеющим нарушения развития, не практикуется применение опроса, поэтому мы трансформировали опросник в беседу, в ходе которой ребенку задают вопросы, выявляющие речевую тревожность. Содержание и грамматическое оформление вопросительных предложений были адаптированы для понимания ребенком пяти - семи лет. Общее количество вопросов - 14, но мы сочли, что предпочтительно разделить их на две сессии по семь вопросов, на которые ребенок может ответить либо «да», либо «нет». Допускались уточнения и пояснение смысла вопросов со стороны экспериментатора, если это необходимо. Беседа должна быть построена таким образом, чтобы ребенок мог чувствовать себя как можно более комфортно, поэтому предложенные вопросы на выявление тревожности в ситуации речевого общения, которые могут вызвать у ребенка напряжение, должны чередоваться с вопросами, касающимися его личности и увлечений. Например, можно попросить ребенка рассказать о его любимых игрушках, спросить, чем он любит заниматься в детском саду и дома, какие задания он выполняет на логопедическом занятии и зачем, по его мнению, он занимается с логопедом. Информация, полученная при ответах на дополнительные вопросы, также может быть полезной при анализе причин и проявлений как речевой, так и общей тревожности у детей. Беседа должна проводиться в доброжелательной атмосфере, поэтому для снятия напряжения можно беседовать в обстановке игровой комнаты, но при условии отсутствия воспитателя и других детей, иначе увеличивается вероятность того, что ребенок будет давать социально желательные ответы или использовать механизмы психологической защиты. По этим же причинам протокол заполнялся уже после проведения беседы.

В содержание беседы были включены вопросы на самооценку речи, а также вопросы, относящиеся к интерпретации ребенком отношения окружающих к его речи. Таким образом, можно выявить «корни» речевой тревожности ребенка.

Рисунок 1. Разброс данных по тесту тревожности

Рисунок 2. Разброс данных беседы для определения уровня речевой тревожности

Рисунок 3. Разброс данных по методу неоконченных предложений

Рисунок 4. Разброс данных по методу стандартизированного наблюдения

Приведем список вопросов для первой сессии: 1. Твоя речь нравится другим людям? 2. Тебе легко говорить почти со всеми? 3. Иногда ты стесняешься разговаривать? 4. Тебе трудно разговаривать с новыми людьми? 5. Тебе трудно говорить перед группой на занятии? 6. Ты хотел бы, чтобы твоя речь была такой же, как и у других? 7. Тебе нравится, как ты говоришь? Список вопросов для второй сессии: 1. Когда ты говоришь, тебя легко и приятно слушать? 2. Одни слова тебе труднее произносить, чем другие? 3. Тебе трудно разговаривать с воспитателем? 4. Ты часто стесняешься отвечать на вопрос, даже если знаешь правильный ответ? 5. Бывает ли, что ты нервничаешь, когда нужно говорить? 6. Взрослые часто бывают недовольны твоей речью? 7. Тебе легко говорить не со всеми людьми?

В итоге высчитывался суммарный балл речевой тревожности и определялся ее уровень.

Методика «Ступеньки» (дополнительная). Цель: диагностика отношения дошкольника к собственной речи, выявление представлений дошкольника об отношении к его речи значимых взрослых.

Методика оценки собственной речи с помощью «ступенек» предложена В. А. Калягиным для школьников. Автор предлагает оценивать речь с помощью девяти «ступенек». Представляется целесообразным сократить количество «ступенек» до пяти, так как такое ранжирование характеристик речи понятнее ребенку и, что немаловажно, соответствует объему словесной памяти дошкольника. Итак, ребенку предлагают бланк с изображением лесенки, где каждой ступеньке соответствует определенная характеристика качества речи. Инструкция: «Скажи, пожалуйста, на какую ступеньку ты поставил бы себя?». Далее следует перечисление: на нижней ступеньке на-

Таблица 1

Сравнение средних значений речевой тревожности, баллы*

Группа Тест тревожности (р. Тэммл, М. дорки, Ф. Амен) Беседа для определения уровня речевой тревожности Метод неоконченных предложений Метод «Ступеньки»

Дети с ОНР 6,7 5,8 7,7 21,6

Дети с нормальным речевым развитием 6,6 5,7 7,6 22,3

Дети с заиканием 8,4 6,4 13,4 19,1

Дети с ФФН 6,5 5,7 6,7 22,2

* Все приведенные значения верны при p = 0,05.

ходятся ребята, у которых очень плохая речь, на следующей - плохая, на средней - обычная, повыше - хорошая, на самой высокой ступеньке - прекрасная. Затем спрашивают, на какую ступеньку, по мнению ребенка, поставил бы его логопед, мама, папа и друг. Таким образом можно получить информацию о самооценке речи ребенком и выяснить его мнение об отношении к его речи значимых взрослых.

С помощью данной методики также можно высчитать кумулятивный балл оценки собственной речи, присваивая 5 баллов за каждую выбранную пятую ступеньку, 4 балла - за четвертую и т.д. Чем выше общий балл - тем выше самооценка речи ребенка.

2 результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе статистической обработки был проведен разведочный анализ с помощью пакета прикладных программ для статистической обработки, а именно SPSS statistics 21 version.

Можно отметить (рис. 1) больший размах значений тревожности детей с общим недоразвитием речи (далее по тексту ОНР)1, который покрывает весь диапазон значений теста, в то время как у детей с нормальным речевым развитием результаты выполнения теста тревожно-

сти (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен) в основном варьируются в пределах нормативов теста [22].

На рис. 2 представлены данные по разведочному анализу данных беседы для определения уровня речевой тревожности, которые позволяют судить о гораздо большем диапазоне значений, свойственных детям с ОНР по сравнению с их сверстниками с нормальным речевым развитием.

Анализ данных, полученных с помощью методики неоконченных предложений (рис. 3), показал, что практически весь диапазон значений у детей с нормальным развитием сведен к среднему значению (7-8 баллов теста), и только у немногих детей наблюдаются другие значения.

Средние значения ситуативной тревожности, диагностируемой с помощью метода стандартизированного наблюдения, приведены на рис. 4. У детей с ОНР показатели выше, а размах данных шире, чем у нормально развивающихся сверстников, то есть дисперсия больше.

Результаты анализа, представленные на рис. 1-4, позволяют сделать общий вывод о наличии статистически большей дисперсии показателей речевой тревожности у детей с ОНР по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Из анализа приведенных в табл. 1 данных следует, что дети с заиканием имеют стати-

1 Общее недоразвитие речи (ОНР) - это понятие, объединяющее разные сложные недостатки речевого развития, которые проявляются в системных нарушениях формирования всех компонентов (сторон) системы речи - фонетико-фонема-тического, лексического и грамматического - при отсутствии недостатков слуха и нарушений умственного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети с нормальным речевым развитием

высокая степень выраженности

средняя степень выраженности

низкая степень выраженности

мальчики

Рисунок 5. Различие в степени выраженности речевой тревожности в зависимости от пола и речевого статуса

высокая степень выраженности

средняя степень выраженности

низкая степень выраженности

Рисунок 6. Различие в степени выраженности речевой тревожности в зависимости от возраста при ОНР и в норме

Таблица 2

Данные корреляционного анализа Пирсона для детей с ОНР

Показатель Вартегг, страхи Вартегг, потребность в защите

Речевая тревожность (метод неоконченных предложений) ,156* ,058

Тревожность (метод стандартизированного наблюдения) -,117 ,179*

* Корреляция значима на уровне р = 0,05 (двусторонняя корреляция).

стически более высокий уровень речевой тревожности по сравнению с детьми из других исследуемых групп. Более высокие средние значения уровня речевой тревожности и статистический размах значений у детей с заиканием (по сравнению с другими экспериментальными группами) могут указывать на стойкое состояние логофобии и в целом повышенного тревожно-фобического фона настроения.

У детей с ОНР речевая тревожность выражена сильнее, чем у детей с ФФН и детей нормальным речевым развитием, но слабее, чем у детей с заиканием. На наш взгляд, это связано с активной психолого-педагогической работой, которая позволяет преодолевать эмоциональные переживания в проблемной для них ситуации речевого общения.

Дети с ФФН, по результатам тестов, имеют средний уровень речевой тревожности, который значительно ниже, чем у дошкольников с ОНР и заиканием, что свидетельствует о низком уровне страха речевого общения у детей этой категории.

У дошкольников с нормальным речевым развитием также наблюдается речевая тревожность, хотя в значительно меньшей степени, чем у детей с речевыми недостатками. Этот факт позволяет утверждать, что эмоциональ-

ные переживания и тревожность в ситуации речевого общения являются общей закономерностью дошкольного возраста, свойственной всем детям.

Представленные на рис. 5 и 6 данные демонстрируют, что кумулятивные значения речевой тревожности статистически значимо различаются в зависимости от разного речевого статуса (ОНР и нормативная речь). Как видно из рис. 5:

• высокая и низкая степени речевой тревожности («хвосты выборки») сильнее выражены у детей с ОНР, нежели у их нормально развивающихся сверстников;

• пол дошкольника на степень выраженности тревожности в ситуации речевого общения не влияет.

Степень выраженности речевой тревожности в зависимости от возраста показан на рис. 6. Очевидно следующее:

• высокая степень речевой тревожности одинаково проявляется у пятилетних и шестилетних детей с ОНР;

• у нормально развивающихся сверстников высокая степень речевой тревожности чаще отмечается в шестилетнем возрасте. Данные корреляционного анализа Пирсона

(коэффициент корреляции г Пирсона) у детей

Таблица 3

данные корреляционного анализа Пирсона для детей с нормальным развитием

Показатель Вартегг, страхи Вартегг, потребность в защите Вартегг, потребность в общении

Речевая тревожность (метод неоконченных предложений) ,150* ,051 ,057

Тревожность (метод стандартизированного наблюдения) -,083 ,130* ,133*

* Корреляция значима на уровне р = 0,05 (двусторонняя корреляция).

с ОНР, представленные в табл. 2, указывают на наличие статистически значимой двусторонней корреляции между ситуативной тревожностью (стандартизированное наблюдение) и потребностью в защите, диагностируемой «рисуночным тестом Вартегга», и статистически значимой корреляции между речевой тревожностью (метод неоконченных предложений) и страхами по «рисуночному тесту Вартегга». Все указанные корреляции значимы при р<0,05.

Данные корреляционного анализа Пирсона (коэффициент корреляции г Пирсона) для группы с нормальным речевым развитием, представленные в табл. 3, показывают наличие статистически значимой двусторонней корреляции между речевой тревожностью (метод неоконченных предложений) и страхами по «рисуночному тесту Вартегга», а также статистически значимой корреляции между ситуативной тревожностью (метод стандартизированного наблюдения) и потребностями в защите и общении по «рисуночному тесту Вартегга». Все указанные корреляции значимы при р< 0,05.

Выводы

1. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения и речевая тревожность наблюдаются у всех исследованных групп

дошкольников, что позволяет констатировать общую закономерность, свойственную детям в период, сензитивный для становления социальной и коммуникативной функций речи.

2. Выраженность тревожности в момент речевого общения зависит от природы нарушения речевого развития, в то время как пол и возраст оказывают минимальное влияние.

3. У детей с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием установлена взаимосвязь между ситуативной тревожностью и неудовлетворенной потребностью в защите, а также между речевой тревожностью и страхами. Кроме того, у детей с нормальным речевым развитием обнаружена взаимосвязь между ситуативной тревожностью и потребностью в общении.

4. Дети с заиканием имеют более высокий по сравнению с другими категориями исследованных детей уровень речевой тревожности, доходящей у отдельных детей до логофобии.

Таким образом, можно утверждать, что гипотеза о своеобразии эмоциональных реакций в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития была подтверждена данными настоящего исследования.

Литература

1. Астапов В. М. Тревожность у детей. СПб.: Питер, 2004. 224 с.

2. астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность: Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова. СПб: Питер, 2001. С. 156-166.

3. Белякова Л. и. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания // Клиника и терапия заикания: Сб. научн. трудов / Под ред. Г. В. Морозова. М.: Знание, 1984. С. 106 -120.

4. Валявко С. М. К применению терминов «тревога» и «тревожность» в специальной психологии II Материалы третьего Международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии». М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. С. 150-153.

5. Валявко С. М., Бузина М. А. Экспериментальное исследование личностной и речевой тревожности старших дошкольников с нарушенным речевым развитием II Науковий часопис нацюнального педагогического ушверситету iменi М. П. Драгоманова. Сер. 19. Коррекцшна педагопка та спещальна психология. Вып. 18. Юев, 2011. С. 22-27.

6. Васильева Е. В. Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтоге-неза в условиях адаптации к дошкольному учреждению. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006.

7. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина. Ленингр. отд., 1977.

8. Калягин В. А. Внутренняя картина болезни при речевых расстройствах на примере заикания II Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 1994. С. 81-91.

9. Калягин В. А. Если ребенок заикается. СПб.: Питер, 1988. 192 с.

10. Калягин В. А. Речевая тревога: за и против II Современные проблемы речевого дизонтогенеза: Педагогические и психологические аспекты: Международный сборник научных трудов I Под ред. С. М. Валявко. М.: Спутник-плюс, 2011. С. 81-88.

11. Кобзарева И. И., Гражданкина Ю. В. Влияние тревожности на взаимоотношения детей дошкольного возраста II Профессиональное становление специалиста-психолога: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГУ, 2003. С. 103-106.

12. Костина Л. М. Лонгитюдное исследование эффективности психологической коррекции детской тревожности II Ученые записки Санкт-Петербургского государственного университета психологии и социальной работы. 2007. № 2. С. 37-40.

13. Криволапчук И. А., Зайцева В. В. Личностная тревожность и функциональные состояния детей 6-8 лет II Альманах «Новые исследования». Институт возрастной психологии РАН, 2005. № 2. С. 42-53.

14. Левина F. Е. Заикание у детей II Преодоление заикания у дошкольников I Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Педагогика, 1975. С. 3-22.

15. Макшанцева Л. В. Диагностика и профилактика тревожности в условиях детского образовательного учреждения. М.: МПГУ, 2011.

16. Макшанцева Л. В., Валявко С. М. Изучение психологических особенностей тревожности детей дошкольного возраста с нормативным и нарушенным развитием II Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. науч. статей I Под ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. М.: Спутник-плюс, 2010. С. 97-103.

17. Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996.

18. Панфилова М. А. Особенности тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2007.

19. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект). Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1995.

20. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

21. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста I Под ред. С. Ю. Циркина: 2-е изд. СПб: Питер, 2004. 896 с.

22. Тэммл F., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. М.: Центр социально-психологического взаимодействия «Дейс», 1992.

23. Швец И. Г. Учет особенностей тревожных дошкольников как условие их развития II Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб. 2003. С. 383-384.

24. Kohnstamm R. Praktische Kinderpsychologie: Die ersten 7 Jahre. Eine Einführung für Eltern. Österreich: Erzieher und Lehrer, 2006.

References

1. Astapov V. M. Anxiety in Children. St. Peterburg: Piter, 2004. 224 p.

2. Astapov V. M. The Functional Approach to the Study of Anxiety II Anxious and anxiety I Ed. V. M. Astapov. St. Peterburg: Peter, 2001. P. 156-166.

3. Belyakov L. I. The Role of Emotional Factors in the Central Mechanisms of Stuttering II Clinic and Therapy of Stuttering I Ed. G. V.Morozova. M.: 1984. P. 106-120.

4. Valyavko S. M. By the use of the terms "anxiety" and "anxiety" in the special psychology // Proceedings of the Third International Theoretical and Methodological Seminar "Special pedagogy and special psychology: Contemporary Problems in the Theory, History and Methodology". M., 2011. P. 150-153.

5. Valyavko S. M., Buzina M. A. Experimental Study of Personality and Speech Anxiety Senior Preschool Children with Impaired Speech Development // Science Magazine of National Pedagogical University of M. P. Dragomanov. Ser. 19. Correctional Pedagogical and Special Psychology. Preview Issue 18. Kiev, 2011. P. 22-27.

6. Vasilyeva E. V. Features Anxious-Phobic States in Children with Different Types Dizontogeneza while Adapting to Preschool. Autoref. diss. ... cand. psychol. M., 2006.

7. Garbuzov V. I. Zakharov A. I., Isayev D. N. Neuroses in Children and their Treatment. Leningrad: Medicine, 1977.

8. Kalyagin V. A. Internal Picture of the Disease in Speech Disorders for Example Stuttering // Speech Disorders. Clinical Manifestations and Methods of Correction. St. Petersburg, 1994. P. 81-91.

9. Kalyagin V. A. If a Child Stutters. St. Peterburg: Peter, 1988. 192 p.

10. Kalyagin V. A. Speech Anxiety: Pros and Cons // Modern Problems of Speech Dizontogeneza: Pedagogical and Psychological Aspects. Intern. Collection of Scientific Papers / Ed. S. M. Valyavko. M.: Sputnik-plus, 2011. P. 81-88.

11. Kobzareva I. I., Grazhdankina Y. V. Impact Anxiety on the Relationship in Preschool Children // Professional Formation Specialist Psychologist // Materials Interuniversity Scientific Conference. Karachaevsk: KCGU, 2003. P. 103-106.

12. Kostin L. M. Longitudinal Study of the Effectiveness of Psychological Treatment of Child Anxiety // Proceedings of the St. Petersburg State University of Psychology and Social Work. 2007. № 2. P. 37-40.

13. Krivolapchuk I. A., Zaitseva V. V. Trait Anxiety and Functional Status of Children 6-8 Years Old // Almanac "New research" Institute of Developmental Psychology, RAS, 2005. № 2. P. 42-53.

14. Levina R. E. Stuttering in Children // Overcoming Stuttering in Preschool Children / Ed. R. E. Levina. M.: Pedagogy, 1975. P. 3-22.

15. Makshantseva L. V. Diagnosis and Prevention of Anxiety in Terms of Children's Educational Institutions. M.: MCTTU, 2011.

16. Makshantseva L. V., Valyavko S. M. Study of the Psychological Characteristics of Anxiety Preschool Children with Regulatory and Developmental Disorders // Problems of Diagnosis in the Modern System of Psychological Support for Children with Disabilities. Collected articles / Ed. E. S. Romanova , S. M. Valyavko. M.: Sputnik-plus, 2010. P. 97-103.

17. Osipenko T. N. Neuropsychiatric Development of Preschool Children. M.: Medicine, 1996.

18. Panfilov M. A. Features of Anxiety in Older Preschoolers with Mental Retardation. Avtoref. diss. ... cand. psychol. M., 2007.

19. Prihoghan A. M. Psychological Nature and Age Dynamics of Anxiety (Personal Aspect). Authoref. diss ... cand. psychol. M., 1995.

20. Prihoghan A. M. Psychology Anxiety: Preschool and School Age. St. Peterburg: Peter, 2007. 192 p.

21. Handbook of Psychology and Psychiatry in Childhood and Adolescence / Ed. S. J. Tsirkin: 2nd ed. St. Petersburg: Piter, 2004. 896 p.

22. Temml R., Dorca M., Amen V. Anxiety Test. M.: Center for Social and Psychological Interaction "Deiss", 1992.

23. Shvets I. G. Account of the Special Alarm Preschoolers as a Condition of Development // Yearbook of the Russian Psychological Society: Materials 3rd All-Russian Congress of Psychologists. St. Petersburg, 2003. P. 383-384.

24. Kohnstamm R. Praktische Kinderpsychologie: Die ersten 7 Jahre. Eine Einführung für Eltern. Österreich: Erzieher und Lehrer, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.