ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
УДК 376.37-053«465.00/ Об»
ББК 4457.091 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03
С. М. Валявко, К. Е. Князев S. М. Valyavko, К. Y. Knyazev
Москва, Россия Moscow, Russia
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В современном образовательном пространстве всё более актуальной становится ориентация на индивидуальность ребенка и специфику его развития. Несмотря на признание психолого-педагогическим сообществом ведущей роли мотивационно-потребностной сферы исследований этого базиса личностного развития проводится недостаточно. Рассматриваются результаты сравнительного исследования потребностной сферы дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием и анализируется связь потребностей с другими личностными характеристиками.
Ключевые слова: психодиагностика; личность; дошкольники; нарушения речевого развития; потребности; потребностная сфера; аффилиация; безопасность; общение; рисуночный тест Вартегта.
Сведения об авторе: Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии.
Место работы: Московский городской педагогический университет.
Сведения об авторе: Князев
Константин Евгеньевич, аспирант кафедры клинической и специальной психологии.
RESEARCH OF THE SPHERE OF NEEDS OF PRESCHOOL CHILDREN
WITH IMPAIRED SPEECH DEVELOPMENT
Abstract. In today’s educational environment the focus on the child's individuality and specificity of its development is becoming increasingly urgent. Despite the fact that modem psycho-pedagogical community recognizes the leading role of need-motivational sphere of personality, studies of this aspect of personal development are not numerous enough. The article discusses the results of a comparative study of the sphere of needs of preschool children with normal and impaired speech development, and examines the relationship between needs and other personal characteristics.
Key words: psychological testing; personality; preschoolers; disorders of speech development; needs; sphere of personal needs; affiliation; safety; communication; «Wartegg drawing test».
About the author: Valyavko Svetlana Mikhailovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Clinical and Special Psychology.
Place of employment: Moscow City Pedagogical University.
About the author: Knyazev Konstantin Yevgenievich, Post-graduate Student of Department of Clinical and Special Psychology.
Место работы: Московский го- Place of employment: Moscow City
родской педагогический университет. Pedagogical University.
Контактная информация: 127287, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27.
E-mail: [email protected]
В последнее время исследователи все чаще обращают внимание на личностную сферу детей дошкольного возраста. Некоторые личностные характеристики изучены лучше, а некоторые, в силу отсутствия диагностического инструментария, рассматриваются с помощью малоформализованных методов исследования [7]. Важным, хотя до последнего времени оцененным лишь априори, является значение потребностной сферы для развития личности ребенка. Даже сейчас, в XXI столетии, признание этого значения в основном зиждется только на транспонированных из психологии взрослых теоретических положениях, практически не имеющих эмпирического доказательства в детской психологии [1]. Расширение научных представлений об особенностях потребностной сферы ребенка с дизонтогене-зом может способствовать реализации индивидуально-личностной модели деонтологии в специальном образовании [14].
Диагностика потребностной сферы старших дошкольников осуществлялась с помощью методики «Рисуночный тест Вартегта». В 2010—2011 гг. он был апробирован нами на 150 дошкольниках с общим недоразвитием речи (далее — ОНР) и 50 детях с нормальным развитием. Затем тест был мо© Валявко С. М., Князев К. Е., 2014
дифицирован, полученный вариант был стандартизирован. В результате его статистического анализа, в сравнении с другими личностными тестами, была установлена перекрестная валидность. Предлагаемая методика исследует следующие потребности: в аффилиации, в
безопасности, в общении и др. Тест позволяет диагностировать не только потребностную сферу, но и некоторые другие личностные характеристики [4; 5; 12].
Мы придерживаемся классификации значимых потребностей старших дошкольников, в которой выделяются:
• потребность в безопасности;
• потребность в аффилиации, принадлежности и социальном одобрении;
• потребность в достижении;
• потребность в общении и взаимодействии с окружающими;
• потребность в уважении и признании со стороны значимых лиц.
Необходимо отметить, что нами, разумеется, исследованы не все составляющие потребностной сферы дошкольников. Это, во-первых, невозможно сделать инструментально: отсутствуют необходимые диагностические методики. Мы изучали лишь те потребности, диагностику которых позволяет сделать «Рисуночный тест Вартегта». Во-вторых, мы руководствовались
и известным мнением А. Маслоу, который утверждал: «Следует раз и навсегда отказаться от бессмысленных попыток перечислить и каталогизировать человеческие потребности и желания» [9, с. 65].
Кроме «Рисуночного теста Вартегта», для подтверждения ожидаемых связей между потребностями с другими личностными характеристиками мы использовали следующие методики:
• «Исследование ценностных ориентаций дошкольников» (ИЦОД) [3];
• «Т ест тревожности» [11];
• «Тест общей и специальной мотивации» (ТОСМ) С. М. Валявко [2];
• оригинальное стандартизированное наблюдение за проявлениями застенчивости;
• оригинальное стандартизированное наблюдение за проявлениями тревожности;
• оригинальное стандартизированное наблюдение за проявлениями агрессивности;
• оригинальное стандартизированное наблюдение за контактностью;
• оригинальное стандартизированное наблюдение за проявлениями демонстративности.
Исследование проводилось в детских садах компенсирующего вида №№1570, 1372, 1820, 104 г. Москвы в период с 2010 по 2013 г. В исследовании приняли участие 424 дошкольника с общим недоразвитием речи 5—6 лет (средний возраст —
5 лет 8 мес.). В контрольную группу вошло 100 детей 5—6 лет с нормальным речевым развитием (средний возраст — 5 лет 7 мес.).
Рассмотрим полученные экспериментальные данные. Потребность личности как нужда в чем-либо может быть удовлетворена (в этом случае у детей нет реакции на соответствующий стимул «Рисуночного теста Вартегта») [12].
Потребность может быть не удовлетворена (т. е. реакция на соответствующий стимул теста может быть выражена слабо, в средней или сильной степени).
Удовлетворенность / неудовлетворенность потребностей у старших дошкольников
■ Потр ебность у довл етвор ена ■ Потр ебность неудов л етвор ена
781% 92>0% 88'0%
■*" I ■ -I I I. I-
Деш с ПНР Дети с Дети с ОНР Деш с Детн с ОНР Детн с
нормальным нормальным нормальным
развитием развитием развитием
Потребность в аффилнацш Потребность в безопасности Потр ебность в общей ш
Рис. 1. Удовлетворенность/неудовлетворенность потребностей
Степень выраженности неудовлетворения потребности в аффнлиапнн
■ 5 лет *6 лет
67.|°0
63.6° о
46.4°о
I
:б.8°»
■ 17.б°0 ■ ■
|52.9°о
сильная слабая
Дети с но
2* *°о 23 «°0
18.2°о 18.2%
слабая средняя сильная слабая средняя сильная
Дети с ОНР Дети с нормальным развитием
Рис. 2. Возрастные различия в неудовлетворении потребности в аффилиации
Степень выраженности неудовлетворения потребности в аффилиации
■ девочки ■ мальчики
87.5” о
67.6° о
50.0°о 1 22.9-0,9.7, , ■ ■ 27.1°о 112."°о 45,0°о 1 25.0% 30.0“о ^п12.5°о Щ 0 .0“ О
слабая средняя сильная слабая средняя сильная
Дети с ОНР Дети с нормальным развитием
Рис. 3. Различия по полу детей с неудовлетворенной потребностью в аффилиации
Так, например, потребность в аффилиации удовлетворена у 55,1 % детей с ОНР и 72,0 % детей с нормальным развитием. Потребность в общении удовлетворена у 66,6 % детей с ОНР и у 88 % детей с нормальным развитием (рис. 1). У дошкольников с нормальной речью наблюдается большая, по сравнению с детьми с ОНР, удовлетворенность в потребностной сфере.
В данной статье мы анализировали данные по неудовлетворен-
ности потребностей детей. Например, на рис. 2 и 3 представлены данные по выраженности неудовлетворенной потребности в аффилиации у дошкольников изучаемых групп.
При рассмотрении кумулятивных данных (рис. 1) 5-летних детей с выраженной потребностью в аффилиации можно сделать вывод о том, что в 5 лет у детей с ОНР неудовлетворенная потребность в аффилиации выражена сильнее,
чем при нормальном развитии. В отношении 6-летних детей результаты исследования позволяют констатировать, что дети с ОНР и нормальным развитием статистически не различаются по степени выраженности неудовлетворенности в этом аспекте.
В целом неудовлетворенность потребности в аффилиации у мальчиков (рис. 3) выражена слабее, чем у девочек, что не противоречит имеющимся научным данным [16].
У небольшой части дошкольников — у 21,3 % с ОНР и 8 % с нормальным речевым развитием — потребность в безопасности удовлетворена (рис. 1). Выраженность неудовлетворенной потребности в безопасности в исследуемых группах статистически не различается (см. рис. 4 и 5).
Очевидно, это свидетельствует
об особенностях возраста, которые
связаны с активным формированием некоторых психологических защит. Большинство исследователей связывает становление защитных автоматизмов с удовлетворением либо неудовлетворением базисных психологических потребностей ребенка, самой ранней из которых является потребность в безопасности [13; 15].
При этом механизмы защиты можно рассматривать как те первичные интрапсихические образования, которые являются следствием ограничения спонтанной экспрессии ребенка [13].
Потребность в общении у детей с ОНР имеет тенденцию с возрастом удовлетворяться, что, на наш взгляд, можно связать с успешным коррекционным обучением, преодолением недостатков речи и, как следствие, с овладением средствами общения (рис. 6).
Степень выраженности неудовлетворения потребности в безопасности
• ?лет ■ 6 лет
93.3°<Р3.5°о
75.0%'
81,6° о
?.0оо
6- °° 0.0° о 1.6° О
слабая средняя енльная
Дети с нормальным развитием
Рис. 4. Возрастные различия детей с неудовлетворенной потребностью в безопасности
Степень выраженности неудовлетворения потребности в безопасности
7(5 7°£0.6°о
■девочки ■ мальчики
91,2о/.97-10°
8,«о а
0,0% 0,0°о -■?%
спаоля средняя
Дети с ОНР
спасая средняя сильная
Дети с нормальным развитием
Рис. 5. Различия по полу детей с неудовлетворенной потребностью в безопасности
Степень выраженности неудовлетворения потребности в общении
■5яея 16 лет
5".8°о
46 5» о 50.0° «¿0.0» о 50.0»«
II Й1 I I I
слабая средняя сильная слабая средняя сил*
Дети с ОНР Дети с нормальным развшпем
0,0° о
слабая средняя сильная
Дети с нормальным развил 1ем
Рис. 6. Возрастные различия детей с неудовлетворенной потребностью в общении
Степень выраженности неудовлетворения потребности в общении
■ девочки мальчики
75.0°о
49.0° о
57,1°о
50.0° о
12.5%
0.0°о
слабая средняя сильная слабая средняя сильная
Дети с ОНР Дети с нормальным развитием
Рис. 7. Различия по полу детей с неудовлетворенной потребностью в общении
Таблица
Различие между группами по ^критерию Пирсона для независимых выборок
Потребности Значение 1-критерия Значи- мость Средние значения Стандартное отклонение
в аффилиации 2,589 0,010 0,263 ±,102
в безопасности 0,118 0,906 0,007 ±,058
в общении 4,534 0,000 0,332 ±,073
Примечание: Цщ. = 1.9640 при р = 0.95.
На уровне статистической значимости среди детей с ОНР неудовлетворенная потребность в общении у девочек выражена немного сильнее, чем у мальчиков (рис. 7). Это не противоречит имеющимся научным данным по нормально развивающимся детям и связано с доминантным полушарием [16].
Сравнение приведенных данных в таблице показывает, что выраженность потребности в аффи-лиации и потребности в общении у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием статистически значимо различаются, а показатели потребности в безопасности демонстрируют отсутствие различий при а = 5 % [8; 10].
Данные корреляционного анализа (корреляции значимы на уровне 0,05) показывают, что неудовлетворенная потребность в аффилиа-ции при ОНР имеет положительную корреляцию с неудовлетворенными потребностями в безопасности и общении, а также с ценностями здоровья, игры, отрицательно коррелирует с познавательной ценностью, ЗАН (здоровьем, ак-
тивностью, настроением), учебной мотивацией, мотивацией взаимодействия с окружающими, самооценкой.
Неудовлетворенная потребность в безопасности имеет положительную корреляцию с неудовлетворенными потребностями в аффилиации и общении, с духовными ценностями, мотивацией взаимодействия с окружающими, стремлением к лидерству, тревожностью.
Неудовлетворенная потребность в общении имеет положительную корреляцию с неудовлетворенными потребностями в аффилиации и безопасности, страхами, ценностями здоровья, гедонизма, застенчивостью, агрессивностью, демонстративностью. Отрицательно коррелирует с познавательной ценностью и самооценкой.
У детей с нормальным развитием выявлены связи (корреляции значимы на уровне 0,05) неудовлетворенной потребности в аффилиации с неудовлетворенной потребностью в общении, а также с духовными ценностями и демонстра-
тивностью. Кроме того, есть связь с неудовлетворенной потребностью в безопасности и агрессивностью, а также с потребностью в аффилиа-ции, самооценкой и познавательной ценностью. Неудовлетворенная потребность в общении положительно коррелирует с ценностью в общении, отрицательно взаимосвязана с речевой тревожностью. Таким образом, выявленные многочисленные связи между тестовыми оценками свидетельствуют о наличии конвергентной валидности «Рисуночного теста Вартегта».
На наш взгляд, полученные факты нуждаются в более подробных комментариях, которые мы приведем в дальнейших публикациях, так же как и анализ других исследованных нами потребностей.
Выводы
1. «Рисуночный тест Вартегта» дает конкретные данные о состоянии ряда потребностей, в отличие от других диагностических средств, в которых отсутствует четкая дифференциация потребностей и ценностей и мотивации.
2. Полученные данные свидетельствуют о конвергентной валидности «Рисуночного теста Вартег-га», что подтверждает диагностические возможности, заложенные его автором.
3. У дошкольников с ОНР наблюдается меньшая по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками удовлетворенность потребностной сферы. Учет этой особенности способствует более эффективной реализации принци-
пов деонтологии в специальном образовании.
4. Проведенные процедуры апробации, модификации, стандартизации и валидизации теста позволяют рекомендовать его для диагностики потребностной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи и другими нарушениями речевого развития.
Литература
1. Бурыкина, М. Ю. Психология личностных потребностей детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Бурыкина М. Ю,—М., 2010
2. Валявко, С. М. Особенности мотивационной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи : моногр. / С. М. Валявко. — М. : Спутник-плюс, 2009.
3. Валявко, С. М. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормативным речевым развитием : моногр. / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова — М., 2013.
4. Валявко, С. М. Рисуночный тест Вартегта как инструмент диагностики особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогене-зом / С. М. Валявко, К. Е. Князев // Современные методы психолого-педаго-гической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квали-метрия : межвуз. сб. науч. ст. — М., 2012. — С. 27—34.
5. Валявко, С. М. О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами / С. М. Валявко, К. Е. Князев, А. А. Емельянова // Системная психо-
логия и социология. — 2013. — № 8. — С. 72—78.
6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000.
7. Инденбаум, Е. Л. Об информативности проективных и идеографических техник в диагностике личности и психосоциального развития испытуемых с легкими формами интеллектуальной недостаточности / Е. Л. Инденбаум // Дефектология. — 2013. — № 6. — С. 33—42.
8. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов / П. Клайн. — Киев : ПАН, 1994.
9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб. : Евразия, 1999.
10. Наследов, А. Д. БРЗБ. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. — СПб.: Питер, 2007.
11. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. — СПб. : Питер, 2007.
12. Рисуночный тест Вартегта / под ред. В. К. Калиненко. — М., 2011.
13. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты / Е. С. Романова, JI. Р. Гребенников. — Мытищи : Талант, 1996.
14. Филатова, И. А. Деонтология в специальной педагогике: теоретико-методологические основания исследования деонтологической подготовки педагогических кадров : моногр. / И. А. Филатова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011.
15. Freud, A. The Ego and the mechanisms of defense / A. Freud // The writings of Anna Freud. — London, 1977. —Vol. 2.
16. McGuiness, D. How schools discriminate against boys / D. McGuidness // Human Nature. — 1979. — № 2.