Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА / VALUE SPHERE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / OLDER PRESCHOOLERS / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / ЗАИКАНИЕ / STUTTERING / ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН) / PHONETIC AND PHONEMIC UNDERDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валявко С.М.

Статья посвящена анализу формирования ценностных ориентаций в старшем дошкольном возрасте. Приведена иерархия ценностных ориентаций у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием речи. Впервые рассмотрены связи между развитием компонентов ценностной сферы и других личностных качеств в предшкольном возрасте. Полученные экспериментальные данные убедительно показывают влияние речи на становление личности дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of senior preschool children’s valuable sphere in norm and with impaired speech development

This article analyzes the formation of the value orientations of the senior preschool age, given the hierarchy of value orientations in preschool children with normal and impaired language development. First examines the links between the development of the components of value spheres and other personal qualities in preschool age. The experimental data clearly show the influence of speech on the development of the child’s personality - a preschooler.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Валявко С. М.

МГПУ, Москва

Статья посвящена анализу формирования ценностных ориентаций в старшем дошкольном возрасте. Приведена иерархия ценностных ориентаций у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием речи. Впервые рассмотрены связи между развитием компонентов ценностной сферы и других личностных качеств в предшкольном возрасте. Полученные экспериментальные данные убедительно показывают влияние речи на становление личности дошкольника. Ключевые слова: психологическая диагностика, ценностная сфера, ценности, ценностные ориентации, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи (ОНР), заикание, фонетико-фо-нематическое недоразвитие (ФФН).

COMPARATIVE ANALYSIS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'S VALUABLE SPHERE IN NORM AND WITH IMPAIRED

SPEECH DEVELOPMENT

Valyavko S. M.

MCTTU, Moscow

This article analyzes the formation of the value orientations of the senior preschool age, given the hierarchy of value orientations in preschool children with normal and impaired language development. First examines the links between the development of the components of value spheres and other personal qualities in preschool age. The experimental data clearly show the influence of speech on the development of the child's personality - a preschooler.

Keywords: psychological diagnostics, value sphere, values, value orientations, older preschoolers, general underdevelopment of speech, stuttering, phonetic and phonemic underdevelopment.

Введение

Дж. Равен указывал, что оценивание и формирование деятельности индивида не имеет никакого смысла вне связи с субъективно значимыми для него целями. Педагоги должны уметь выявлять и уважать (прежде чем стремиться их изменить) личностные ценности своих учеников.

Как и потребности, ценностные ориентации являются важным предиктором мотивации индивида. Они в существенной степени определяют характер и содержание задач, которые ставит перед собой человек. Субъективно значимые ценности лежат в основе достижения любого конкретного результата или освоения нового способа поведения. Знать актуальные ориентации личности и их иерархическое соподчинение - важное условие прогнозирования поведения и деятельности. Это важно учитывать как при диагностике (оценивание), так и при обучении и воспитании (изменение и оценивание). Важно это применять также

при работе с родителями, так как информирование влияет на представления последних и их ожидания, но не на их реальное поведение [12].

Организация и методы исследования

Экспериментальную группу составили 424 ребенка с верифицированным заключением «общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня» (средний паспортный возраст детей -

5 лет 8 мес.); 100 дошкольников с нормальным развитием вошли в контрольную группу (их средний паспортный возраст - 5 лет 7 мес.). Контрастные группы были представлены дошкольниками с заиканием (45 мальчиков -

6 лет 1 мес.) и фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) (45 детей - средний возраст 5 лет 9 мес.). Все дети посещали дошкольные образовательные учреждения. Изучение проходило в 2010-2012 гг.

Концептуальный подход к диагностике ценностной сферы уже описан [5 и др.]. Основой исследования была методика изучения ценностных ориентаций дошкольников, опи-

Таблица 1

Ранжирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста с разным речевым статусом

Ранг/ Речевой статус ОНР Заикающиеся ФФН Норма

1 Гедонизм Общение Гедонизм Познание

2 Здоровье Здоровье Игра Общение

3 Общение Игра Здоровье Духовность

4 Игра Познание Познание Игра

5 Познание Духовность Общение Здоровье

6 Духовность Гедонизм Духовность Гедонизм

санная нами ранее [2, 3]. Для получения информации о связях ценностной сферы с другими личностными компонентами также применялись: рисуночный тест Вартегга, тест общей и специальной мотивации (ТОСМ), авторская методика исследования локус-контроля, беседа по речевой тревожности, «Лесенка» В. Г. Щур, методика исследования половозрастной идентификации Н. Л. Белопольской, стандартизированное наблюдение за проявлениями агрессивности, демонстративности, застенчивости, обидчивости и особенностями установления контакта детьми. Таким образом, использовался системный подход, как и рекомендует современная психология личности [6]. На этапе статистической обработки был проведен разведочный анализ с помощью пакета прикладных программ для статистической обработки, а именно SPSS statistics 21 version.

Результаты исследования

Иерархия ценностной сферы

старших дошкольников: сравнительно-

сопоставительный анализ

Таблица 1 иллюстрирует различные иерархические соподчинения ценностных ориен-таций старших дошкольников, что позволяет рассматривать данный возрастной период как сензитивный для целенаправленного формирования этой составляющей личностного развития. Видно, что для дошкольников с ОНР и ФФН приоритетной ценностью является получение удовольствия (гедонизм), в то время как для их нормально развивающихся сверстников главным приоритетом служит ори-

ентация на познание мира. Для заикающихся дошкольников наиболее ценно общение.

Для всех дошкольников с нарушениями речевого развития характерна довольно высокая позиция ценности здоровья (второе и третье места ).

Возможно, высокая значимость ценности здоровья у дошкольников с нарушениями развития речи связана с наличием речевых недостатков, но прежде всего - с отношением родителей к детям, имеющим такие недостатки. Чем сложнее структура нарушения речевого развития ребенка, тем больше внимания уделяют родители теме здоровья, они часто обсуждают эту тему в присутствии детей [1, 3]. Основные ценности детей дошкольного возраста сконцентрированы вокруг семьи и здоровья. Они связаны с биологическими потребностями детей [8]. В период с восьми до десяти лет значимость ценности здоровье постепенно снижается, так как отмечается снижение значимости мнения взрослых и их отношения к здоровью, которое уже не является определяющим для детей [9].

Позиции ценности игры как ведущей деятельности возраста несколько различаются при нарушениях речевого развития. Наиболее незначима игра для дошкольников с ОНР (четвертое место), так же, как для детей с нормальным речевым развитием, но дети в норме постепенно переходят к другой ведущей деятельности, а у дошкольников с ОНР в исследованиях последних лет отмечается более позднее по сравнению с нормой становление игры.

На рис. 1 представлены приоритеты ценностных ориентаций у дошкольников исследуемых групп.

Низкий уровень ценности В Средний уровень ценности ■ Высокий уровень ценности

Ценность гедонизма Ценность здоровья Е^ Ценность общения

ни

О Ценность игры

Ценность познания Духовные ценности... I

со

Ценность гедонизма

м

щ Ценность здоровья Ц Ценность общения § Ценность игры

^ Ценность познания Духовные ценности...

Ценность гедонизма Ценность здоровья щ Ценность общения в

в

Ценность игры Ценность познания Духовные ценности...

И

Ценность гедонизма Ценность здоровья

се

й Ценность общения л

° Ценность игры кгшия

Ценность познания Духовные ценности... ^ШШЯШЯ

Рисунок 1. Особенности ценностной сферы детей с разным речевым статусом

Опишем значимые различия между группами детей. По данным Т-критерия Стьюдента дошкольники с ОНР значимо отличаются от сверстников с нормальным речевым развитием по степени выраженности ценностей гедонизма, здоровья, познания и духовных ценностей, от дошкольников с заиканием - по степени выраженности ценности гедонизма. Дети с ОНР отличаются от детей с ФФН разной выраженностью ценностей игры и познания.

Дошкольники с заиканием отличаются от детей с нормальным речевым развитием только по степени выраженности ценности здоровья, при сравнении заикающихся и детей с ФФН обнаруживаются статистически значимые различия в выраженности ценностей гедонизма и общения. Дети с заиканием отличаются от своих сверстников с ОНР только по степени выраженности ценности гедонизма.

Дошкольники с ФФН отличаются от своих сверстников с нормальным речевым раз-

витием по степени выраженности ценностей гедонизма, здоровья, игры, а также духовных ценностей. Как уже было сказано, дети с ФФН отличаются от дошкольников с ОНР разной степенью выраженностью ценностей игры и познания, а от сверстников с заиканием -степенью выраженностью ценностей гедонизма и общения.

Описание половозрастных различий ценностных ориентации старших дошкольников

Полученные рейтинги ценностей пяти-и шестилетних детей всех исследуемых групп показывают, что иерархия ценностных ориента-ций за указанный период не претерпевает изменений по большинству ценностных ориентаций.

В исследовании рассмотрены особенности ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с разным речевым

Низкий уровень ценности

Средний уровень ценности

Высокий уровень ценности

30,4%'

68,1%

21,1%

57,9%

Г-"1

31,3

62,5%

81,6%

34,7%

59,9%

64,3% 91,9%

35,7%

ОНР Заикающиеся ФФН Норма ОНР ФФН

Мальчики Девочки

Рисунок 2. Ценность гедонизма

Норма

Низкий уровень ценности

Средний уровень ценности

г-—1 24,9% ^26,3%

81,3%

71,6% 73,7%

18,8% 1

18,4%

76,3%

16^29?

ОНР Заикающиеся ФФН Мальчики

Норма

74,3%

ОНР

Высокий уровень ценности

ТТ,39£

21,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64,3%

ФФН Девочки

82,3%

Норма

Рисунок 3. Ценность общения

статусом, проанализированы сходства и различия, а также траектории их формирования. Из анализа полученных нами данных следует, что высокий приоритет ценностей гедонизма и здоровья отмечается у детей с ОНР и ФФН как в пять, так и в шесть лет. Дети с нарушенным речевым развитием статистически чаще, чем в норме, в первую очередь выбирают фотографии, презентирующие данные ценности.

В пять лет у детей с ОНР, ФФН и нормальным развитием в приоритете ценности общения, статистически значимых различий не выявлено. В отношении шестилетних детей результаты исследования позволяют констатировать, что для детей с ОНР и заиканием ценность общения имеет большее значение, чем для детей с ФФН и нормальным речевым развитием. Несмотря на то что заикание - это нарушение коммуникативной функции речи, которая приводит к затруднению общения, так же, как системное недоразвитие речевой функции при ОНР, результаты исследования убедительно доказывают, что для этих детей ценность общения очень актуальна.

Из анализа полученных данных выявлено, что для детей пяти и шести лет с нарушениями речевого развития ценность игры более значима, чем для их нормально развивающихся сверстников, причем 60% шестилетних детей с ФФН демонстрируют высокий приоритет этой ценности. По данным некоторых исследований более 20% детей с нормальным речевым развитием считают ценность игры важной и в девять-десять лет.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для пятилетних детей с нарушениями речевого развития духовные ценности менее значимы, чем для детей с нормальным речевым развитием. Однако, как видно из рис. 5 (см. ниже), к шести годам значимость данной ценности повышается практически у детей всех групп. Обнаружено, что более 30% заикающихся детей шести лет демонстрируют высокий приоритет данной ценности, а среди дошкольников с ФФН и нормальным речевым развитием, наоборот, к шести годам отмечается рост числа детей, не считающих данную ценность важной. На выборке младших

■ Низкий уровень ценности ■ Средний уровень ценности ■ Высокий уровень ценности

24,5% 15,8%" 37,5% 62,5% Г7,9%1 Г" Щ 20,4% 92,9% "г 4,8% 91,9%

70,4% 78,9% 92,1% 75,4%

ОНР Заикающиеся ФФН Норма Мальчики ОНР ФФН Девочки Норма

Рисунок 4. Ценность здоровья

■ Низкий уровень ценности ■ Средний уровень ценности ■ Высокий уровень ценности

12,1% р..... ■ 13,2% 26,3% г 4,8% ^

36,8% 1 37,5% 42,9%

77,0% 57,9% 43,8% 76,3% 67,7% 57,1% 87,1%

18,8%

10,9% шшхш 10,5% 8,1%

ОНР Заикающиеся ФФН Норма ОНР ФФН Норма

Мальчики Девочки

Рисунок 5. Ценность игры

школьников, не имеющих нарушений речевого развития, показано, что начало формирования духовных ценностей происходит в период младшего школьного возраста и наполняется индивидуальным содержанием именно в этот период [9]. Такие выводы находят свое подтверждение в диссертационном исследовании С. В. Гани (2009), которая отмечает, что именно младший школьный возраст является периодом усвоения ценностей, имеющих духовно-нравственный потенциал [4].

В отношении познавательных ценностей выявлено, что для детей пяти лет с ОНР данная ценность менее значима, чем детей с ФФН и нормальным речевым развитием. Однако к шести годам эта ценность практически одинакова у всех групп детей. Возможно, это связано с особенностями данного возрастного периода, в частности с повышением познавательной активности и развитием речевых средств.

Рассматривая ценностные ориентации старших дошкольников, нельзя не проанализировать особенности, связанные с полом детей. Методом статистического анализа получены результаты, которые иллюстрируют рис. 2 и 3: практически для всех мальчиков и девочек с нарушениями речевого развития ценности гедонизма и общения более приоритетны, чем для их нормально развивающихся сверстников. Вместе с тем хотелось бы отметить, что ценность гедонизма более важна для девочек, чем для мальчиков, а ценность общения актуальнее для мальчиков.

Из анализа полученных данных выявлено, что для всех групп испытуемых ценность здоровья для мальчиков имеет больший приоритет, чем для девочек (рис. 4). Вместе с тем именно для мальчиков с нарушениями речевого развития данная ценность важнее, чем для мальчиков с нормальным речевым развитием. Также отмечается, что достоверно

Низкий уровень ценности ■ Средний уровень ценности

Высокий уровень ценности

14,8%

51,1

26,3%

36,8%

12,5^

62,5%

21,1%

60,5%

Ш%

59,9%

ОНР Заикающиеся ФФН Мальчики

Норма

50,0%

16,1%

74,2%

ОНР ФФН Норма

Девочки

Рисунок 6. Духовные ценности

Низкий уровень ценности

Средний уровень ценности

Высокий уровень ценности

КГ,7%!

65,0%

26,3%

52,6%

43,8%

50,0%

гаоя

10,5%

78,9%

62,3%

64,3%

ОНР

Заикающиеся ФФН Норма ОНР

Мальчики

Рисунок 7. Ценность познания

14,5%

ФФН

Девочки

79,0%

жяаш

Норма

чаще только девочки с ОНР демонстрируют приоритет этой ценности по сравнению с девочками с ФФН и нормально развивающимися сверстницами.

Как следует из рис. 5, для мальчиков с ФФН и заиканием ценность игры более актуальна, чем для мальчиков с ОНР и нормальным речевым развитием. В то же время ценность игры имеет более высокий приоритет для девочек с ОНР и ФФН, чем для их нормально развивающихся сверстниц.

Полученные нами данные, которые отражены на рис. 6, свидетельствуют о том, что для мальчиков всех рассматриваемых групп духовные ценности важнее, чем для девочек.

Познавательные ценности (рис. 7) занимают более высокое по сравнению с девочками место в иерархии ценностей мальчиков, имеющих нарушения речевого развития. При этом следует отметить, что для девочек с нормальным речевым развитием данная ценность

более актуальна, чем для нормально развивающихся мальчиков.

Таким образом, достоверно значимые различия по полу и возрасту в формировании ценностных ориентаций обнаруживаются только у дошкольников с ФФН.

Анализ связей между различными компонентами личностной сферы

Перейдем к анализу сопряженности изученных компонентов ценностной сферы дошкольников с другими личностными компонентами (рис. 8-10).

Самая сильная корреляция у дошкольников с ОНР обнаруживается между ценностью игры и потребностью в аффилиации. Это может быть связано с тем, что в данном возрасте дети относятся к игре как к возможности быть принятыми в коллектив, как к шансу стать частью общности. Ведь для

Рисунок 8. Корреляционная плеяда (по г-Пирсону) и связи между компонентами ценностной сферы с другими личностными качествами у детей с ОНР

Рисунок 9. Корреляционная плеяда (по г-Пирсону) и связи между компонентами ценностной сферы с другими личностными качествами у детей с заиканием

многих дошкольников с речевым недоразвитием подлинная социализация начинается именно в логопедической группе, где они, имеющие отставание в становлении игры, получают толчок в развитии этого вида деятельности. Ценность познания связана с контактностью, что воспринимается совершенно безоговорочно для данного возраста. Становление внеситуативно-познавательного общения в норме происходит от трех до пяти лет, и у дошкольников с ОНР этот процесс также идет, хотя и не так активно в силу ограниченных возможностей общения.

Чем контактнее дошкольник, чем больше он «почемучка», тем сильнее он стремится усвоить социальные нормы. Духовные ценности сопряжены с мотивацией к взаимодействию с окружающими.

Ценность гедонизма (приоритетная ценность дошкольников с ОНР) прямо связана с обидчивостью: чем больше ориентирован-

ность на получение удовольствия, тем больше обид, когда в нем отказано.

Все остальные структурные компоненты личности имеют отрицательные взаимозависимости. Следовательно, все ценности линейным и нелинейным образом связаны между собой, что позволяет говорить о формировании этой сферы у старшего дошкольника с ОНР. К сожалению, сопоставление рейтингов ценностных ориентаций в пять и шесть лет позволяет констатировать, что имеет место ретардация, то есть фиксация на определенном, специфическом этапе развития.

Корреляционная плеяда, демонстрирующая взаимосвязи ценностных компонентов личности заикающихся дошкольников, представлена на рис. 9. Мы видим, что самая сильная сопряженность существует между ценностью общения (приоритетной у детей этой группы) и мотивацией к логопедическим занятиям. Чем больше заикающийся дошкольник

Рисунок 10. Корреляционная плеяда (по г-Пирсону) и связи между компонентами ценностной сферы с другими личностными качествами у детей с нормальным речевым развитием

ценит общение, тем больше он мотивирован к занятиям с логопедом, и наоборот. Чем более он здоров, активен, чем выше его эмоциональный фон, тем актуальнее для него общение. Чем значимее для него познание мира, тем ин-тернальнее его локус контроля. Чем актуальнее для него познание, тем менее он агрессивен, и наоборот, чем менее ему интересен процесс познания, тем больше его агрессия. Чем слабее мотивация достижения, тем менее значимы духовные ценности. Чем экстернальнее локус контроля, тем более актуальна ценность здоровья. Ценность здоровья находится в отрицательной связи с ценностью познания, то есть дошкольник с заиканием либо фиксирован на состоянии своего здоровья («уход в болезнь», индуцированный социумом и прежде всего значимыми близкими), либо использует это ресурс как канал сублимации.

В исследовательских целях для получения прогностических сведений мы применили бутстреп методом Монте-Карло [10, 11]. Это позволило яснее представить взаимосвязи между ценностными ориентациями, потребностями и мотивацией, то есть связи внутри смыслового ядра личности. Так, у заикающихся дошкольников (мальчиков шести лет) обнаруживаются: возможные корреляции между аффилиацией (стремлением находится

в обществе людей, нужда индивида в создании тесных, доверительных, теплых, эмоционально окрашенных взаимоотношений) и духовными ценностями; нелинейные связи между аффилиацией и ценностью гедонизма (эти корреляции есть и в норме). Появляются связи между потребностями и ценностями, характерными для дошкольников с ОНР: аффилиацией и ценностью игры, ценностью познания и контактностью и т.д. Надо подчеркнуть, что эмоциональное реагирование дошкольников с заиканием более полифонич-но, чем у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием: чем актуальнее ценность познания, тем сильнее заикающийся ребенок реагирует на неудачи в этой сфере агрессивностью, обидчивостью, ограничением контактов, демонстративностью, личностной тревожностью и интернализацией локуса контроля (самообвинением).

В корреляционной плеяде, иллюстрирующей взаимосвязи ценностной сферы дошкольников с нормальной речью с другими компонентами личности (рис. 10), мы замечаем максимальную «простроенность»: представлены все изучаемые потребности, все ценностные ориентации, мотивация достижения и многие личностные компоненты (половозрастная идентификация, страхи, самооценка

и др.). При этом потребности напрямую коррелируют с соответствующими ценностями: так, потребность в общении сопряжена с ценностью общения, аффилиация - с духовными ценностями, потребность в безопасности -с ценностью познания и т.д. На наш взгляд, совокупность личностных компонентов старшего дошкольника с нормальным развитием - вполне оформленное неслучайное структурное образование, в котором личностные компоненты достаточно логично монтируются в подсистемы, они взаимосвязаны и взаимозависимы, но отмечается некоторая изолированность в развитии ценностных ориентаций. Становление одних компонентов вызывает развитие и формирование других. Формирование системных образований как следствие процесса развития индивида отмечают многие психологи, в частности Б. Н. Рыжов [7].

Выводы

Формирование ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с недостатками речи характеризуется специфическими закономерностями, зависящими от структуры речевого дефекта. Существуют определенные различия в формировании ценностных ориентаций между группами детей дошкольного возраста, имеющими разный характер и природу речевых недостатков.

По полученным в нашем исследовании данным самой близкой к норме из всех групп

дошкольников с речевым дизонтогенезом является группа заикающихся. Это обусловлено тем, что, во-первых, заикание в дошкольном возрасте возникает на фоне опережающего интеллектуального развития, и, во-вторых, у заикающихся страдает лишь коммуникативная функция речи, а при ФФН и, особенно, при ОНР - смысловая. Чем сильнее выражен речевой дефект, тем больше он влияет на формирование личности.

Выявлены различные иерархические соподчинения ценностных ориентаций старших дошкольников, что позволяет рассматривать данный возрастной период как сензитивный для целенаправленного формирования этой составляющей личностного развития.

Дошкольники с ОНР отстают в развитии ценностной сферы. У дошкольников с нормальной речью и дошкольников с ФФН в шесть лет познание становится приоритетной ценностью, ценность игры сохраняет свою актуальность, ранги ценностей общения и здоровья с возрастом несколько снижаются.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достоверно значимые различия в формировании ценностных ориентаций по полу и возрасту обнаружились только у дошкольников с ФФН. У дошкольников других исследуемых групп по большинству изученных ценностей статистических различий нет. Прослеживается лишь тенденция к половозрастной зависимости по ценностям игры и гедонизма.

Литература

1. Аверьянова Е. В. Ценностные ориентации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития и их родителей // Системная психология и социология. 2012. № 5(1). С. 91-96.

2. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Методика изучения ценностных ориентаций: опыт конструирования // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 83-95.

3. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормативным речевым развитием. М., 2013.

4. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М, 2009.

5. Макшанцева Л. В. К вопросу изучения ценностных ориентаций // Дизайн и технологии. 2007. № 8 (50). С. 112-118.

6. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 6-43.

7. Рыжов Б. Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 5-24.

8. Федорова А. А. Динамика ценностно-потребностной сферы личности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: Дисс. ... канд. психол. наук. Томск, 2006.

9. Шелемехова М. С. Динамика ценностно-потребностной сферы личности младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Томск, 2005.

10. Donald E. Knuth. Seminumerical Algorithms, Vol. 2 of The Art of Computer Programming. 3d ed. Ch. 4.2.2. P. 232. Boston: Addison-Wesley, 1998.

11. Efron B. Bootstrap Methods: Another Look at the Jackknife // Annals of Statistics. 1979. Vol. 7. № 1. P. 1-26.

12. Raven J. The Most Important Problem in Education is to Come to Terms with Values // Oxford Rewiew of Education. 1980. Vol. 7. P. 253-272.

References

1. Averyanova E. V. Value Orientations in Preschool Children with Impaired Speech Development and their Parents // Systems Psychology and Sociology. 2012. № 5 (1). P. 91-96.

2. Aalyavko S. M., Averyanova E. V. Method of Study of Value Orientations: The Experience of Designing // Experimental Psychology. 2012. Vol. 5. № 2. P. 83-95.

3. Aalyavko S. M., Averyanova E. V. Value Orientations of Preschool Children with Impaired Speech Development and Regulatory. M.: 2013.

4. Ghani S. V. Development of motivation in the preschool age: Abstract Diss. ... PhD. M., 2009.

5. Makshantseva L. V. To Study the Question of Value Orientations // Design and Technology. 2007. № 8 (50). P. 112-118.

6. Ayzhov B. N. System Foundations of Psychology // Systems Psychology and Sociology. 2010. № 1. P. 6-43.

7. Ayzhov B. N. Periodization System Development // Systems Psychology and Sociology. 2012. № 5. P. 5-24.

8. Fedorov A. A. The Dynamics of Value - Need Sphere of Personality in Preschool and Early School Age: Diss. ... kand. psihol. nauk. Tomsk, 2006.

9. Ahelemehova M. S. The Dynamics of Value - Need Sphere Person Younger Students: Diss. ... PhD. Tomsk, 2005.

10. Donald E. Knuth. Seminumerical Algorithms, Vol. 2 of The Art of Computer Programming. 3d ed. Ch. 4.2.2. P. 232. Boston: Addison-Wesley, 1998.

11. Efron B. Bootstrap Methods: Another Look at the Jackknife // Annals of Statistics. 1979. Vol. 7. № 1. P. 1-26.

12. Raven J. The Most Important Problem in Education is to Come to Terms with Values // Oxford Rewiew of Education. 1980. Vol. 7. P. 253-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.