твенными ориентирами на современном этапе развития общества;
• коммерциализация социально-культурной сферы в период рыночной экономики проходит на фоне прогрессирующего обнищания значительной части населения, прежде всего молодежи.
Следовательно, необходимо конструктивное решение обозначенных проблем, позволяющее в значительной мере способствовать продуктивному гуманистическому влиянию социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи не только на современном этапе развития российского общества, но и в перспективе на будущее.
Библиографический список
1. Лапин, Н.И. Пути России: Социокультурные трансформации. - М., 2000.
2. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта.- Новосибирск, 1997. - Т.1.
3. Чоросова, О. М. Методология и практика формирования поликультурной компетентности у субъектов образовательного процесса // Методист.- 2006. - № 9.
4. Батракова, С.Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» // Мир психологии.- 2002. - № 2.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 159.9
О.А. Кожемякина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail:valery.gafarov@gmail.ru ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
Проблема психологической реабилитации депривированных подростков предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. На основании наблюдений, сделанных среди подростков, воспитывающихся в условиях реабилитационных центров, высказано предположение, что одним из этапов реабилитации является коррекция эмоциональной сферы. Была выявлена и описана специфика эмоционального состояния и развития депривированных подростков. Разработана специальная коррекционная программа, которая способствует развитию эмоциональной сферы и улучшению эмоционального состояния данной категории.
Ключевые слова: эмоциональные нарушения, эмоциональная сфера, депривация, депривированные подростки.
На современном этапе развития российского общества многие исследователи и практики говорят об усложнении условий, обеспечивающих развитие детей, увеличении пограничных состояний и сочетанных нарушений в развитии с проявлениями бродяжничества, асоциальности и делинквентности. Особая проблема - «психическая депривация», формирующаяся в результате неудовлетворения жизненно важных потребностей и во многом определяющая жизнедеятельность. По данным Госкомстата наблюдается постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9) стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей [1; 2; 3; 4]. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные -социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30% [4]. Наблюдения показывают, что в условиях сиротства или воспитания детей в ситуациях семейного неблагополучия неудовлетворение основных потребностей (органических, потребностей в принадлежности и любви, в безопасности, в новых впечатлений) и сужение на ранних этапах онтогенеза социального поля активности влекут формирование депривированной личности (состояния психической депривации) со специфическим отношением к миру, деятельности, окружающим, себе. При этом отягощенная и часто неясная наследственность, неблагоприятное протекание внутриутробного созревания организма, тяжелые условия жизни в раннем детстве повышают риск возникновения у детей из неблагополучной ситуации развития психических расстройств и соматических заболеваний. Соматические и нервно-психические болезни сопровождаются астеническими и церебрастеническими состояниями; искажение или задержка развития затрудняют процессы усвоения знаний, формирования школьных и трудовых умений и навыков, и осложняют процесс адаптации к среде [2].
Если ситуация не будет изменена, и детям и подросткам, проживающим в обстановке семейного неблагополучия, не будет оказана радикальная поддержка, то в условиях нестабильности в обществе в последующих поколениях есть вероятность увеличения численности дезадаптированного слоя населения и явлений субклинической депривации, состоящей в стертых проявлениях болезней и неприспособленности. В связи с этим проблема личностных и эмоциональных возможностей подростков-сирот претендует на обязательное рассмотрение.
Изучение научно-практической литературы и анализ общих подходов к исследованию особенностей развития и возможностей адаптации этого контингента детей показали, что проблема разрабатывается неравномерно. Так, если психологический аспект развития исследован достаточно, то проблема психологической реабилитации требуют дальнейшей научной разработки.
По данным многих авторов (Дубровиной И.В., Божович Л.И., Лисиной М.И., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Басило-вой Т.А. и др.) основными проявлениями особенностей развития детей подростков выступают деформация самосознания и коммуникативных навыков; узость ценностно-нормативных представлений; дисгармоничность эмоционально-волевой сферы; снижение интеллектуального развития; ограниченность резервов психической деятельности и функциональных возможностей организма, которые обнаруживаются, помимо прочих условий, вне зависимости от сезонных изменений [1].
Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в условиях депривации, может рассматриваться как приоритетная реабилитационная задача. Известно, что многие трудности адаптации у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности.
Поверхностность привязанностей, легкая пресыщае-мость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, явления аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка, поэтому каждый, кто занимается воспита-
нием и обучением такого ребенка, понимает, как важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.
Цель исследования: на основе изучения специфики эмоциональных нарушений у депривированных подростков разработать эффективную программу психокоррекции их эмоциональных нарушений.
Материалы и методы исследования: практическое исследование проводилось на базе ОСРЦН «Снегири», ГСРЦН «Берегиня», МБОУ СОШ № 105 г.Новосибирска. Все подростки развивались в условиях эмоциональной депривации. В исследовании приняло участие 60 подростков, которые были разделены на две группы по 30 человек в каждой - контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная группа подростков состояла из 30 человек (12 девушек и 18юношей) 14 - 15 лет. Аналогичный состав испытуемых и в контрольной группе.
Применялся метод наблюдения и следующие методики: «Дифференциальные шкалы эмоций» К. Изарда, методика САН, проективная методика «Рисунок человека». Использование методики К. Изарда «Дифференциальные шкалы эмоций» было направлено на выяснение общего эмоционального типа акцентуации подростков (гипертимного или дистимно-го).
В методе «Дифференциальные шкалы эмоций» испытуемому предлагается оценить в 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его самочувствие в данный момент, проставив необходимую цифру справа. Шкала включает описание десяти эмоций с тремя понятиями каждая (всего 30 эмоциональных проявлений).
Определяется коэффициент самочувствия (Кс). Если Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному, а при Кс меньше 1 — отрицательному, т.е. самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс меньше 1) самооценка испытуемого в целом понижается, и, в особенности, когда наступает состояние, близкое к депрессии.
Также нами была использована методика, предназначенная для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, опросник САН.
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той ли иной характеристики своего состояния.
Для исследования эмоциональной сферы подростков также была выбрана проективная методика - рисуночный тест «Рисунок человека». Начиная со старшего дошкольного возраста, методика успешно интерпретируется в качестве личностного теста и не имеет возрастных ограничений сверху.
Результаты исследования.
На основе описанных методик быо проведено первичное психодиагностическое обследование участников эксперимента, выявлены особенности их эмоциональной сферы. Результаты исследования специфики эмоциональных нарушений у депривированныхподростков показали следующее:
1. Большую часть испытуемых (75%) можно отнести к дистимному эмоциональному типу.
2. Самооценка испытуемых в целом понижена, и их эмоциональное состояние приближено к депрессии.
3. Показатели самочувствия в группе подростков у большей части находятся ниже нормального уровня.
4. Показатели активности подростков ниже нормы.
5. Настроение подавляющего большинства подростков находится ниже нормы.
6. Во всех рисунках испытуемых присутствуют элементы, свидетельствующие о различных эмоциональных проблемах.
7. В рисунках 45% депривированных подростков наблюдаются признаки ригидности.
8. Показатели сниженного настроения встречаются в рисунках в 80% случаев.
9. Показатели сниженной самооценки, неуверенности в себе встречаются в 65% рисунков подростков.
10. 70% рисунков отражают эмоциональной лабильности.
11. Показатели тревожности встречаются в 85% рисунков.
12. Показатели скрытых фобий встречаются в 45% рисунков.
Диагностический эксперимент проводился с двумя группами депривированных подростков экспериментальной и контрольной, значимых различий между двумя группами не выявлено.
На основе психодиагностических данных составлена программа психокоррекции эмоциональной сферы деприви-рованных подростков.Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии личности подростков, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Целью коррекционной программы является развитие эмоциональной сферы подростков. Задачи коррекционной программы: познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.); дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные; научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки); способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); помочь ребенку отрегулировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию. Занятия проводятся с группой, состоящей из 10 человек, 3-4 раза в неделю. Длительность одного занятия — от 40 до 90 минут. Занятия проводятся в тренинговой форме.
После реализации программы для выяснения общего эмоционального типа акцентуации подростков (гипертимного или дистимного) в нашем исследовании использовалась методика «Дифференциальные шкалы эмоций». Результаты, полученные нами при применении были проанализированы, вычислены коэффициенты Кс для каждого испытуемого и среднегрупповые показатели. Результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общий эмоциональный тип акцентуации депривирован-ных подростков. («Дифференциальные шкалы эмоций» К. Изарда)_____________________________________________
Экспериментальная группа Контрольная группа
Среднегрупповой показатель Кс 0,9 0,7
Количество детей с Кс >1 (ги-пертимный тип) 12 9
Количество детей с Кс < 1 (дис-тимный тип) 18 21
Как показали результаты исследования, среднегрупповой коэффициент эмоционального состояния подростков экспериментальной группы не больше единицы, но выше показателей контрольной группы. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что в целом по экспериментальной группе коррекционная программа способствовала повышению доли преобладания гипертимного типа, в отличие от контрольной группы подростков, с которыми не проводилось никаких коррекционных мероприятий.
Из таблицы видно, что в экспериментальной группе детей у 40% отсутствуют депрессивные состояния. Это свидетельствует о том, что присутствует благоприятная почва для дальнейшего эмоционального развития детей. Процент таких детей в контрольной группе остается низок и составляет 30%.
Для определения самочувствия, активности и настроения у подростков в нашем исследовании использовалась методика
САН. Результаты исследования по методике САН были обработаны нами, вычислены среднегрупповые показатели, которые приведены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования депривированных подростков по методике САН________________________________________
Экспериментальная группа Контрольная группа
Самочувствие (коэф. в баллах) 3,8 3,6
Количество детей с показателями в пределах нормы 9 6
Количество детей с показателями ниже нормы 21 24
Активность(коэф. в баллах) 4,1 3,8
Количество детей с показателями в пределах нормы 15 12
Количество детей с показателями ниже нормы 15 18
Настроение(коэф. в баллах) 3,9 3,8
Количество детей с показателями в пределах нормы 12 9
Количество детей с показателями ниже нормы 18 21
Результаты, полученные при использовании методики САН в целом подтверждают результаты, полученные по методике К. Изарда. Подростков экспериментальной группы, эмоциональное состояние которых в момент исследования находилось в пределах нормы больше (40%), чем подростков контрольной группы (30%). Средние показатели самочувствия в экспериментальной группе подростков также выше и находятся в пределах нормы у 30% детей, в отличие от контрольной группы депривированных подростков, где средний групповой показатель находится ниже номы и у большей части детей (80%) показатели находятся ниже нормального уровня. В результате проведения коррекционной программы значительно повысилась активность подростков экспериментальной группы, она составила 50%, тогда как у группы контрольной достигает 40%. Отмечается улучшение показателей настроения подростков с умственной отсталостью. Показатели экспериментальной группы находится ниже нормы лишь на 60%, в то время как у подростков контрольной группы достигает 70%.
Были также проанализированы результаты исследования по проективной методике «Рисунок человека». Этот тест позволяет получить более детальные данные о конкретных эмоциональных проблемах испытуемых. Результаты теста по группам представлены в таблице 3.
Таблица 3
Эмоциональные проблемы депривированных подростков
(методика «Рисунок человека»)
Эмоциональные явления (особенности рисунка) Количество детей, в рисунках которых присутствовали элементы, свидетельствующие о данном эмоциональном состоянии
Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол. детей % Кол. детей %
Ригидность 9 30 12 40
Сниженное настроение, депрессия 18 60 24 80
Неуверенность в себе, застенчивость, сниженная самооценка 18 60 21 70
Эмоциональная лабильность 18 60 21 70
Тревога, тревожность 21 70 27 90
Страхи, фобии 12 40 12 40
Количество детей, в рисунках которых отсутствовали показатели эмоциональных проблем 0 0 0 0
Как видно из таблицы во всех рисунках испытуемых продолжают присутствовать элементы, свидетельствующие о различных эмоциональных проблемах, в это же время более детальный анализ позволит нам проследить динамику улучшения эмоционального состояния депривированных подростков после прохождения ими коррекционной программы. Как видно из таблицы в рисунках 30% подростков экспериментальной группы наблюдаются признаки ригидности, в то время как в рисунках детей контрольной группы это количество составляет 40%. Это может свидетельствовать о том, что эта эмоциональная проблема может успешно корректироваться с помощью специальных упражнений. Показатели сниженного настроения встречаются в рисунках детей контрольной группы значительно чаще (в 80% рисунков) чем у подростков группы экспериментальной (60 % рисунков), что подтверждает положительные результаты коррекционной программы, выявленные по методике К. Изарда и методике САН. Показатели сниженной самооценки, неуверенности в себе встречаются в достаточно большом количестве рисунков подростков обеих групп, так как эти эмоциональные проблемы являются характерными для данного возраста. Однако, в группе прошедшей коррекционную программу количество рисунков, в которых наблюдаются показатели данных эмоциональных проблем, снизились и составили 60%, тогда как процент показателей сниженной самооценки в контрольной группе испытуемых повысился и достиг 70%.В отношении эмоциональной лабильности, которая сама по себе является возрастной проблемой формирования эмоциональной сферы подростков, мы наблюдаем ту же картину. Выявлено признаков данной эмоциональной проблемы в 60% рисунков подростков экспериментальной группы и в 70% рисунков подростков группы контрольной. В ходе коррекционной программы удалось значительно снизить проявления тревожности в экспериментальной группе испытуемых (70%), тогда как в контрольной группе уровень тревожности только повысился (90%). Показатели скрытых фобий составили в рисунках подростков обеих групп одинаковый процент (40%), но в сравнении с результатом диагностического эксперимента в экспериментальной группе все же отмечается улучшение.
После проведения формирующего эксперимента результаты контрольного эксперимента показали:
1. Коррекционная программа способствовала повышению доли (на 15%) преобладания гипертимного эмоционального типа;
2. После психокоррекции в экспериментальной группе увеличилось количество испытуемых, чье эмоциональное состояние приблизилось к норме и вошло в ее пределы;
3. Показатели самочувствия в экспериментальной группе подростков повысились (на 10%) и находятся в пределах нормы у 30% детей;
4. В результате проведения коррекционной программы повысилась активность подростков экспериментальной группы (на 10%) и составила 50% нормы;
5. Показатели настроения повысились так же на 10% и составили в экспериментальной группе 40% нормы;
6. Снизилось на 10% количество рисунков с признаками ригидности и составило 30%;
7. Показатели сниженного настроения встречаются в 60% рисунков, что на 20% меньше показателей диагностического эксперимента;
8. Отмечается повышение самооценки (10%) в экспериментальной группе, общий процент рисунков с показателями неуверенности в себе составил 60%;
9. В отношении эмоциональной лабильности выявлено признаков данной проблемы в 60% рисунков подростков экспериментальной группы, что указывает на снижение в 10%;
10. На 20% с помощью психокоррекции удалось снизить содержание признаков тревожности, такие показатели отмечены в 70% рисунков;
Библиографический список
1. Герасименко, Ю.А. Развитие взглядов на эмоциональную депривацию в детском возрасте / Особенности эмоциональной сферы личности: сборник научных трудов. - Шадринск, 2000.
2. Назарова, И.Б. Дети-сироты // Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под ред. Н.М. Римашевской. М., РИЦ ИСЭПН, 2002.
3. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. - М.: Международный издательский дом "Синергия", 2000; Альтернативный доклад // Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. - М.: РОО "Право ребенка", 2000.
4. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат, 2000.
11. В экспериментальной группе отмечается улучшение (10%) по показателям скрытых фобий.
В результате практического исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что у депривированных подростков проявляется специфика их эмоционального состояния и развития, и специальная коррекционная программа способствует развитию эмоциональной сферы и улучшению их эмоционального состояния. При этом следует отметить, что коррекция эмоциональных нарушений является одним из этапов психологической реабилитации подростков в условиях реабилитационных центров.
УДК 159.9
Е.А. Крашевская, аспирант кафедры специальной психологии НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: yelena149@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
На основании реальных исследований в процессе индивидуального психологического консультирования, было высказано предположение, что в современном психологическом консультировании человека постсоветского пространства актуально пользоваться не одной жесткой терапевтической модальностью - как для диагностики, так и в процессе терапии. Были проанализированы диагностические и терапевтические приемы, характерные для конкретной модальности применительно к каждому клиенту. В диагностическом ключе были выявлены и описаны данные трех терапевтических модальностей у реальных клиентов.
Ключевые слова: личная ответственность, психологические игры, драматический треугольник Карпмана, мультимодальный подход.
Психотерапия и психологическое консультирование являются молодыми направлениями в России. Развитие данных направлений началось с изменением общественного строя и в связи с возникающими вопросами у людей, что же им делать в новых реалиях.
За семьдесят лет советской власти в нашей стране сложилась определенная система взаимоотношений между социумом и гражданином. Индивидуализация личности резко отрицалась. В интересах существующей идеологии люди должны были быть «как все», должны быть «винтиками» в социальной системе. Попытки инакомыслия гражданина пресекались, вплоть до принудительной эмиграции. При этом население было достаточно защищено в социальной сфере. Жизнь проходила по определенному плану и состояла из: родился, детский сад, средняя школа, далее возможность бесплатного получения высшего или средне-специального образования, работа в государственной структуре или на производстве, создание семьи как «ячейки общества», рождение детей, получение государственного жилья, пенсия. В магазинах того времени был дефицит как продуктов питания, так и промышленных товаров. Одежда выпускалась, как правило, унылых цветов и по одному стандарту. Человек ничем не отличался от других как внешне, так и внутренне. Работала политика ограничения возможности получения информации о событиях, реально происходящих в других странах.
Наступила эпоха 90-х годов прошлого века, перестройка общества, превращение его в капиталистическое со всеми вытекающими отсюда позитивными и негативными последствиями. За последние двадцать лет жизнь в нашей стране сильно поменялась. Часть населения вполне адаптировалась к новым реалиям, часть так и пребывает «во вчерашнем дне», в то время как требования к человеку от социума резко изменились. Теперь нет прежней социальной защищенности, выра-
жающейся в советские времена обязательным трудоустройством каждого гражданина страны, возможностью получить образование и жилье. В современной России каждый человек самостоятельно решает эти вопросы. В связи с этим меняется уровень внутреннего напряжения человека: в данный момент страхи базируются на материальной нестабильности, непредсказуемости ситуации и постоянным изменениям в законодательной сфере. Мир человека изменился, изменились социальные ожидания, изменился уровень личной ответственности.
Семьдесят лет проживания в определенных стратегиях породили конкретные психологические особенности человека. За это время успело смениться три поколения взрослого трудоспособного населения страны. Сценарная транзакция, как надо жить, очень прочно вошла в жизнь людей. Люди могут научить другого только тому, что они знают сами и внести понятия только те, которыми сами оперируют. Современные реалии выдвигают другие требования, а психологическая привычка ушла уже на достаточно глубокий личностный уровень. Для того чтобы оправдать свою несостоятельность значительная часть населения изыскивает способы ухода от личной ответственности. Это касается всех сфер жизни: личной, здоровья, работы, семьи и т. д. В последнее время наблюдается феномен психологических игр людей [1; 2; 3]. Игра является средством ухода от реального разрешения проблем и способом оправдания собственной несостоятельности. Психологические игры распространены по всему миру, но в России они оказываются более разнообразными. Люди, играющие в психологические игры, преследуют несколько целей - уйти от ответственности, структурировать свое время и, как следствие, не решать проблему в корне: изменяться самим и изменять свою жизненную позицию. Человек, играющий в психологические игры, продолжает находиться в своей «зоне ком-