Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серпенинов А.С.

Цель данной статьи: изучить симптоматические признаки синдрома эмоционального выгорания у специалистов социальной службы, исследовать факторы, влияющие на развитие синдрома, а также проанализировать пути по предупреждению синдрома эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серпенинов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNOUT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF SPECIALISTS OF SOCIAL SERVICES

The purpose of this article is to examine the symptomatic signs of syndrome of emotional burnout among specialists of social services, to explore factors influencing the development of the syndrome, and to analyze ways to prevent burnout.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»

УДК 159.9

Серпенинов А. С. студент 1 курса

Российский государственный социальный университет факультет: «Социальная работа», магистратура

РФ, г. Москва Serpeninov S. student 1-year student of Russian state social University faculty of social work RF, Moscow

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ EMOTIONAL BURNOUT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF SPECIALISTS OF SOCIAL SERVICES

Аннотация: Цель данной статьи: изучить симптоматические признаки синдрома эмоционального выгорания у специалистов социальной службы, исследовать факторы, влияющие на развитие синдрома, а также проанализировать пути по предупреждению синдрома эмоционального выгорания.

Annotation: The purpose of this article is to examine the symptomatic signs of syndrome of emotional burnout among specialists of social services, to explore factors influencing the development of the syndrome, and to analyze ways to prevent burnout.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, выгорание, синдром выгорания социальных работников, социальный работник, профилактика выгорания.

Key words: emotional burnout, burnout, burnout syndrome of social workers, social worker, prevention of burnout.

В данное время с повышенным темпов жизни людей все наибольшее количество испытывает эмоциональные перегрузки и синдрома хронической усталости. Особую психоэмоцианальную истощенность ощущают специалисты, находящиеся в процессе непрерывной коммуникации с другими людьми. Особенно данная проблема проявляется у специалистов социальной службы, так как социальные работники оказывают помощь людям, попавшим в беду, работают с трудными семьями и подростками, с семьями алкоголиков и наркоманов. Именно в данной профессии синдром профессионального выгорания является действительно актуальной темой.

В начале семидесятых годов XX века учёные обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому, побуждающее их обращаться за психологической помощью. Работа перестаёт приносить удовлетворение, а напротив, вызывает раздражение и даже враждебность. Человек начинает ощущать себя некомпетентным и беспомощным. На самом же деле происходит

значительное снижение профессиональных достижений, внимание и выносливость ухудшаются.

Однако методы психотерапии здесь оказываются малоэффективными.

В 1974 году американский психолог Фрейденберг ввел термин «синдром сгорания» для характеристики психологического состояния людей, которые работают в системе «человек-человек» и чья деятельность связана с интенсивным общением и эмоциональным напряжением. В отличие от депрессий, для которых характерно чувство вины и подавленности, выгорание сопровождается возбуждением, агрессией, раздражительностью [1, С. 71-72].

Социальным работникам, по роду деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен синдром профессионального выгорания, который проявляется в нервозности, психической неустойчивости, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, агрессивности. Конкретизируя причины возникновения «выгорания» у работников сферы социального обслуживания, следует отметить высокую интенсивность труда, отсутствие полноценной возможности для разрядки и отдыха, повышенный уровень ответственности за благополучие других людей, повышенные нагрузки на зрительный, слуховой и голосовой аппараты.

Профессиональное выгорание это комплекс психических переживаний и поведения, которые отрицательно сказываются на работоспособности, а так же на физическом и психологическом самочувствии. Выгорать - терять связь с миром, отчуждаться от себя и окружающих людей, от жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций человека. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

Синдром выгорания развивается не сразу, на это уходит приличный промежуток времени. Но у разных людей период развития синдрома различается: кто-то «сгорает» за 5 лет, у кого-то организм борется дольше, у кого-то - меньше. У некоторых даже при напряженной работе синдром выгорания не проявляется вовсе, так как человек прекрасно сочетает и работу, и хороший отдых. [2, С. 93-102].

Этот синдром, развивающийся на фоне постоянного стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работника социальной службы.

Учитывая специфику деятельности, социальный работник постоянно попадает в стрессовые ситуации, в связи с чем ему свойственен синдром «профессионального выгорания» - реакция организма, возникающая в следствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности [3 С. 94].

Специалист по социальной работе обязан оказать получателю социальных услуг нужную ему моральную поддержку, в связи с этой моральной ответственностью, эмоциональными нагрузками и переизбытком эмоций у специалиста возникает очень большая эмоциональная

напряженность, которая может преобразоваться в стрессы. По мнению многих исследователей, такие профессиональные трудности могут влиять на различные грани трудового процесса: профессиональный рост, профессиональную деятельность так и на личность профессионала. Такое явление свойственно чаще всего для учителей, психологов, врачей, политических деятелей и различного рода специолистов социальных служб.

Симптомы данного явления могут быть различные: ухудшение отношений на работе с коллегами, нарушение сна, нарушените семейных отношений, рассеянность, повышенная раздражительность, нарастающее негативное отношение к получателям социальных услуг, высокая утомляемость и т. д. Бойко В.В. описывая симптомы «выгорания», выделяет следущее: эмоциональный дифицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосамотические и психовегетативные нарушения [4].

Говоря о синдроме «выгорания» многие исследователи замечают, что более подвержены к нему те люди, которые предъявляют высокие требования к себе. Существуют различные мнения исследователей о предпосылках синдрома «эмоционального выгорания». Некоторые считают, что основными предпосылками выгорания это слишком большая рабочая нагрузка, отсутствие организационной общности, отсутствие значимости выполняемой работы, недостаточная возможность контролировать ситуацию. Другие исследователи считают, что основными предпосылками однозначно являются личностные качества человека, это низкая самооценка, нервность человека, тревожность и другие качества.

Самым важным в этой теме является своевременное выявление симптомов синдрома «выгорания», так же его своевременная профилактика. Полностью исключить в работе специалиста социальных служб, стресс и профессиональное выгорание невозможно в нынешних условиях нагрузки, но возможно снизить разрушительное влияние на здоровье работников в этой сфере.

Группу риска по профессиональному выгоранию составляют сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с разными людьми, люди, испытывающие длительный внутриличностный конфликт в связи с работой, работники, чья деятельность проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места, жители крупных городов при вынужденном взаимодействии с большим количеством людей в общественных местах.

Синдром профессионального выгорания развивается у человека поэтапно. Он проходит три этапа, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первый этап - начинается с приглушением эмоций,ослабление остроты чувств и новых переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе, ничего не хочется.

Больше нет положительных эмоций у человека. Появляется отстраненность в отношениях с членами всей семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Оставьте в покое, не мешайте!»

На втором этапе возникают недоразумения с коллегами. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста - это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьем этапе синдрома притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всем людям и даже к собственной жизни.

По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Проявление такого синдрома в деятельности работника социальной службы может усилиться и закрепиться при отсутствии (недостаточной) диагностики и последующей работы по снижению воздействия отрицательных и закреплению положительных факторов в жизнедеятельности работника. [5].

Социальным работникам свойственен синдром профессионального выгорания. Профессиональное выгорание в социальной работе проявляется в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы и клиентов. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Факторы, способствующие профессиональному выгоранию социальных работников можно поделить на две группы - факторы, порождаемые, условием самой работы, и особенности личности социального работника. Факторы, порождаемые, условием самой работы - это такие факторы как: повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочные работы, большое количество клиентов, частота их обслуживания, степень глубины контакта с ними, напряженность и конфликтность в отношениях с клиентами, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с "немотивированными" клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им, степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, ролевая неопределенность, отсутствие поддержки со стороны коллег и начальства, отсутствие стимулирования работников. К особенностям личности можно отнести такие личностные характеристики как личностная выносливость, стратегия сопротивления выгоранию, агрессивность, тревожность,

склонность к эмоциональной ригидности, слабая мотивация эмоциональной отдачи, самооценка, интенсивное переживание обстоятельств профессиональной деятельности, неудовлетворенность профессией. [6, С 211]

Главная причина профессионального выгорания в социальной работе -интенсивные межличностные взаимодействия при работе с психологически трудным контингентом клиентов - людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, сопровождающиеся эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

Выражается профессиональное выгорание в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, раздражительности, нервозности, беспокойстве, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, в отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще; резко возрастает неудовлетворенность работой, небрежность во взаимодействии с клиентами, конфликты на рабочем месте, дистанциирование от клиентов и коллег; появляются различные симптомы физических недомоганий: головные боли, бессонница, потеря аппетита, злоупотребление успокаивающими или возбуждающими средствами.

Наилучшим способом преодоления синдрома выгорания является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, которая строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями различных специалистов - медиков, психологов, администрации. В психологической профилактике выгорания выделяют два основных направления: просвещение и тренинги. Просвещение направлено на информирование работников о причинах и признаках выгорания, о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье. Тренинги направлены на развитие личностных ресурсов противостояния выгоранию. Важная роль в профилактике выгорания принадлежит самой организации - оптимизация психологического климата в организации, создание системы мероприятий, повышающих значимость профессии, предоставление возможности профессионального роста, поддержка, поощрение сотрудников. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков выгорания необходимо обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень). [7, С 108].

Исключить полностью в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях практически невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их

разрушительное влияние на здоровье работника социальной службы. Как избежать появление синдрома профессионального «выгорания»

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, только своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на личную жизнь.

Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки синдрома?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них - рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно - как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверх активность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Сначала идет трудная работа, цель которой - «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится "расчистка" внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы - пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое "Я", осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, - он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать. [8, С 46 - 52].

Первой задачей в профилактике выгорания является расширение информированности сотрудников о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. С этой целью составлен пакет материалов "Помоги себе сам: способы профилактики профессионального выгорания", который используется при проведении тренингов, групповой и индивидуальной супервизии. Была проведена серия лекций "Психология стресса и профессиональное выгорание", кроме этого все сотрудники Телефона Доверия прошли учебно -методический семинар - тренинг "Супервизия и балинтовские группы в работе с профессиональным "выгоранием" психологов". Эмоциональная поддержка осуществляется с помощью общения в профессиональном клубе. В рамках клуба проводятся "круглые столы", психологические практикумы. Его главное назначение - совместное проведение досуга, здоровый образ

жизни. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации - это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального выгорания. Чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления. Чтобы повысить значимость труда, используются такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений. Также они считают целесообразным проведение специальной "корректирующей сессии супервизии".

Супервизию можно понять как процесс научения и обучения, который представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, анализ, рефлексию и отработку этой ситуации, улучшение профессиональной компетентности, разрешение межличностных конфликтов, эмоциональную поддержку. Главная задача супервизии состоит в том, чтобы помочь супервизируемым приобрести недостающие знания и умения. На сегодняшний день существует довольно большое число разных концепций и моделей супервизии: "Баллинтовская группа", Гештальт-супервизия, акцент в которой ставится на субъективность, восприятие, личностное сознание, переживание и опыт, поведенческо-терапевтическая супервизия, в ходе которой слушатели получают возможность обсуждения собственных проблемных случаев.

По мнению Осуховой Н. В, супервизия особенно необходима в том случае, если специалист слишком вовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность, эмоционально вовлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания, продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от "сгорания", испытывает трудности при завершении работы с клиентом.

Типы супервизии:

Один на один - это заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить конкретную работу.

Групповая супервизия - в коллективе сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга, участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался; происходит обмен опытом и знаниями.

Неформальная супервизия - это незапланированная консультация с супервизором, лицом к лицу или по телефону. Кризисная супервизия -незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризисному состоянию специалиста. Происходит сразу после работы с клиентом [9 С 94 -102].

Существенная роль в борьбе с выгоранием отводится, прежде всего, самому работнику. Ниже перечислены рекомендации, предлагаемые Сидоровым П., соблюдая которые, работник не только сможет предотвратить возникновение выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией с представителями других служб - курсы повышения квалификации, конференции);

эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

поддержание хорошей физической формы [10].

Главными направлениями, предотвращающими выгорание, являются: развитие знаний, навыков и умений; улучшение условий труда и отдыха; развитие содержания труда; развитие средств труда; развитие мотивации;

изменение оплаты труда; социальная защита работников; система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня; система улучшения психологического климата в коллективе

Существует также немало конкретных способов преградить путь синдрому выгорания:

культивирование других интересов; открытость новому опыту;

внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

удовлетворяющая социальная жизнь;

наличие нескольких друзей (желательно других профессий); стремление к желаемому, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессии;

способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и в жизни;

обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

чтение не только профессиональной, но и другой литературы; участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;

хобби, доставляющее удовольствие [11, С 356].

По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены социального работника необходимо уделять особое внимание и способствовать созданию системы психологической помощи самим социальным работникам.

Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «выгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам.

В связи с этим, важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

При изучении особенностей личности социальных работников, связанных с их спецификой деятельности сделаны следующие выводы: социальная работа как вид профессиональной деятельность требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств без которых, осуществление социальной помощи практически невозможно.

Таким образом, лучшим способом предотвращения выгорания является профилактика. Профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями различных специалистов (медиков, психологов, администрации). Основной задачей психопрофилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на трудности

взаимодействия человека с миром профессии, условий для предотвращения ситуаций, факторов, вызывающих психологическое напряжение, стрессы и травмы, на повышение психологической толерантности к ним.

Рассмотрим качества, помогающие работнику социальной службы избежать профессионального выгорания:

В первую очередь, это следующие индивидуально-личностные особенности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• хорошее здоровье;

• сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых, выгорания избегают люди,

• имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• способные конструктивно меняться в напряженных условиях

• отличающиеся высокой подвижностью;

• открытостью;

• общительностью;

• самостоятельностью;

• стремлением опираться на собственные силы. В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:

• способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. [12, С 84-89].

Использованные источники:

1.Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту / под ред. Г.С. Никифорова - СПБ., 2001. С. 71-72.

2.Сафаргалиева С. Г. Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников центра социального обслуживания / С. Г. Сафаргалиева // Работник социальной службы, 2011. № 10. С. 93-102.

3.Бойко В.В. Энергия эмоции в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко - СПБ., 2004. С. 94

4.Синдром эмоционального выгорания педагогов / М.П. Митузова / /Электрон.ресурс / - Режим документа - URL http://festival.1september.ru/articles/605784/ (дата обращения 27.10.2016)

5.Профессиональное выгорание: понятие, причины, стадии, профилактика -/Электрон.ресурс / - Режим документа - URL http://story-woman.ru/psihologia/professionalnoe-vygoranie-ponyatie-prichiny-stadii-profilaktika/ (дата обращения 27.10.2016)

6.Взгляд на психотерапию. Учебное пособие. Роджерс К. Р. - М.: Прогресс, 2006. С 211

7.Синдром выгорания в социальных профессиях. Ронгинская Т.И. - М.: Наука, 2006, С 180

8. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы/ В. Е. Орел, А. Г. Хмельницкий // Психологический журнал.- 2001. С. 46 - 52.

9.Проблема "выгорания" в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики. Елдышова О.А. - М.: 2007. С 94 -102 10Синдром эмоционального выгорания. Сидоров П. // Медицинская газета №43 - июнь 2005.

11.Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания». Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2008. С 356

12.Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. Трунов Д.В. Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 2005 № 8, С 84-89

УДК 159.9

Серпенинов А. С. студент 1 курс

Российский государственный социальный университет факультет: «Социальная работа», магистратура

г. Москва Serpeninov S.

student 1-year student of Russian state social University

faculty of social work Moscow

ПСИХОГИГИЕНА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

THE HYGIENE AS A FACTOR IN THE PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT OF SPECIALISTS IN SOCIAL SERVICES TO IMPROVE THE EFFICIENCY ACTIVITIES OF A SOCIAL SERVICE Анотация: Цель данной статьи: изучить признаки синдрома профессионального выгорания у специалистов социальной службы, исследовать факторы, влияющие на развитие психического состояния, а также проанализировать пути по предупреждению синдрома профессионального (психического, эмоционального) выгорания.

Annotation: The purpose of this article is to examine the signs of the syndrome of professional burnout of specialists in social services, to explore factors influencing the development of mental status, as well as to analyze the ways for the prevention of syndrome of the professional (mental, emotional) burnout.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, выгорание, синдром выгорания социальных работников, психическое состояние социальный работник, профилактика выгорания, негативные проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.