Научная статья на тему 'Проблема профилактики эмоционального выгорания социальных работников'

Проблема профилактики эмоционального выгорания социальных работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10027
1084
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / SOCIAL WORKERS / BURNOUT PREVENTION / OCCUPATIONAL STRESS / SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Наталья Андреевна

В статье рассматривается необходимость проведения профилактики эмоционального выгорания социальных работников, выявлены группы симптомов, которые проявляются при развитии синдрома профессионального сгорания, даны рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников социальных служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of prevention of social workers'' emotional burnout

The article discusses the need for prevention of social workers' emotional burnout. The author has revealed a group of symptoms that occur during the development of burnout. The author gave recommendations for the prevention of social workers’ burnout.

Текст научной работы на тему «Проблема профилактики эмоционального выгорания социальных работников»

УДК 304.44

THE PROBLEM OF PREVENTION OF SOCIAL WORKERS’

EMOTIONAL BURNOUT

Popova Natalya Andreevna, 5th year student of the faculty of Social Work of the Russian

State Social University.

Abstract. The article discusses the need for prevention of social workers' emotional burnout. The author has revealed a group of symptoms that occur during the development of burnout. The author gave recommendations for the prevention of social workers’ burnout.

Keywords: social workers, burnout prevention, occupational stress, social service.

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Попова Наталья Андреевна, студентка 5 курса факультета социальная работа Филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже.

Аннотация. В статье рассматривается необходимость проведения профилактики эмоционального выгорания социальных работников, выявлены группы симптомов, которые проявляются при развитии синдрома профессионального сгорания, даны рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников социальных служб.

Ключевые слова: социальные работники, эмоциональное выгорание, профилактика, профессиональные стрессы, социальная служба.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в последние годы в России все чаще говорят о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников сферы социального обслуживания. Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения: учителей, психологов, менеджеров, врачей, бизнесменов и политиков, и, конечно же, работников социальных служб.

Цель исследования, выявить причины формирования синдрома профессионального выгорания работников сферы социального обслуживания и выработать предложения по профилактике этого профессионального синдрома.

Методология основана на социологическом исследовании заявленных проблем, с использованием анализа и синтеза имеющегося материала по преодолению синдрома профессионального выгорания работников социальной сферы.

Основные результаты работы. Учитывая специфику деятельности, социальный работник постоянно попадает в стрессовые ситуации, в связи с чем ему свойственен синдром «профессионального выгорания» - реакция организма, возникающая в следствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности [5, с. 96].

Среди профессий, в которых вышеуказанный синдром встречается наиболее часто (от 30 до 90 % работающих), наряду с врачами, учителями, психологами, отмечают и социальных работников.

Те или иные симптомы «выгорания» имеют 85 % социальных работников.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: «Запах горящей психологической проводки» [1, с. 47].

Главной причиной «выгорания» считается психологическое, душевное переутомление. К основным организационным факторам, способствующим «выгоранию», относятся:

- высокая рабочая нагрузка, отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;

- недостаточное вознаграждение за работу;

- высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;

- отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Как вы видите на слайдах, синдром профессионального выгорания развивается по стадиям и затрагивает все сферы развития личности, оказывая разрушительное воздействие (см. презентацию). Выгорание деформирует всю личность специалиста, поэтому методы, предупреждающие его, должны затрагивать все сферы развития личности [3, с. 202].

Синдром выгорания включает в себя группы симптомов, которые проявляются вместе, но поскольку выгорание как процесс протекает у каждого индивидуально, то и симптомы у всех выражаются по - разному и имеют разную комбинацию.

1 фаза - «напряжения» служит предвестником и запускающим механизмом в формировании синдрома выгорания и сопровождается ощущением тревожности, снижением эмоционального фона, подавленным настроением, депрессией, равнодушием, эмоциональным перенасыщением.

2 фаза - «резистенция» (сопротивления). Действие этой фазы прослеживается с момента появления напряжения, как только человек начинает осознавать его наличие, он стремится избежать действия эмоциональных факторов с помощью полного или частичного ограничения эмоционального реагирования в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия.

3 фаза - «истощения». Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызываемое собственной работой. Характеризуется падением общего энергетического тонуса.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья работников социальных учреждений. Работники социальных служб самые первые сталкиваются с проблемами людей, которые обращаются к ним за помощью в кризисных и тяжелых ситуациях.

Самое простое, что может предложить социальный работник своим подопечным, - это личное участие, понимание, принятие человека таким, какой он есть.

Общение - это часто наиболее доступная и необходимая помощь для обратившихся. Для каждого подопечного требуются все новые и новые силы социального работника. А это неизменно приводит к истощению, к стрессу и эмоциональному выгоранию специалистов [6, с. 93].

В практике учреждений социальной сферы возникает проблема профессиональной деформации как отражение личностных противоречий между требуемой от социального работника мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья социального работника является одной из наиболее актуальных задач, а проблема эмоциональной саморегуляции - одной из важнейших психологических проблем, актуальных для

личностного и профессионального развития работника социальной сферы [2, с. 86].

В качестве рекомендаций, на наш взгляд, было бы эффективно в соответствии с опытом других регионов применять в учреждениях социальной сферы города Воронежа методику Бойко В.В. «Диагностика уровня эмоционального сгорания». Данная методика дает возможность выявить подробную картину синдрома профессионального выгорания, а затем на ее основании наметить меры профилактики и психокоррекции [4, с. 98].

Также, в качестве рекомендаций, в наши социальные учреждения следовало бы вводить различные программы профилактики эмоционального выгорания сотрудников социальных служб, основными задачами которых могли бы стать: обучение способам профилактики эмоционального выгорания; обучение навыкам выявления признаков синдрома эмоционального выгорания у себя и других; обучение методам и приемам помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса.

Для достижения наибольшей эффективности данных программ, их следовало бы проводить по определенным блокам и последовательным этапам.

В целях повышения профессионального мастерства социальных работников, формирования необходимых знаний и умений для эффективной работы с клиентами, профилактики «профессионального выгорания» было бы эффективно, на наш взгляд, следовать опыту ГУ «Сапожковский КЦСОН», создавать в наших социальных учреждениях школы социальных работников «Доверие» [5, с. 94].

Основными целями и задачами школы «Доверие» могли бы

стать:

1. Повышение эффективности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также семей, состоящих на учете в службе сопровождения семьи, реализация законных прав и интересов обслуживаемых, содействие в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

2. Повышение престижа труда социальных работников и других специалистов центра, распространение передового опыта предоставления социальных услуг гражданам.

3. Распространение инновационных форм и методов работы в сфере социального обслуживания населения.

4. Развитие коммуникативных и организаторских способностей работников центра.

5. Повышение устойчивости социальных работников к синдрому «профессионального выгорания», как опасному профессиональному заболеванию и т. д.

Программа обучения могла бы включать в себя лекции, просмотры видео - материалов, практические тренинги, семинары, занятия в форме «круглого стола». При условии регулярного проведения занятий, не менее двух раз в месяц. По окончании курса обучения социальным работникам и другим специалистам социальных учреждений могло бы выдаваться свидетельство, подписанное руководителем и специалистами школы, с итоговыми зачетами по трем блокам. Таким образом, синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения, и прежде всего социальных работников.

В связи с этим, необходимо изучать специфику деятельности социального работника, личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы и факторы, влияющие на развитие синдрома «выгорание» и других рисков, связанных с его профессиональной деятельностью, с тем, чтобы целенаправленно формировать значимые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую работу по предотвращению профессиональных стрессов.

Библиографический указатель:

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. Казань: Изд. Казанского университета, 1987. 112 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: 1996.

3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Издт. Московского университета, 1990. 254 с.

4. Жариков П. Н. Борьба с синдромом «профессионального выгорания» социальных работников / П.Н. Жариков // Работник социальной службы, 2011. № 4. С. 91-106.

5. Сафаргалиева С. Г. Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников центра социального обслуживания / С. Г. Сафаргалиева // Работник социальной службы, 2011. № 10. С. 93-102.

Статья поступила в редакцию 09.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.