УДК 301.085:15
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
© Надежда Николаевна МЕРКУЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной психологии; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования, педагог-психолог, e-mail: [email protected]
Затрагиваются вопросы формирования и развития синдрома эмоционального выгорания у социальных работников. Описаны основные симптомы, присущие синдрому эмоционального выгорания у социальных работников, фазы его развития и факторы, детерминирующие появление синдрома. Выделены психологические детерминанты устойчивости к синдрому эмоционального выгорания и представлены основные методы, направленные на формирование рефлексивных умений у социальных работников.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; личностные деформации; саморегуляция; рефлексия.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств выделяются такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность, готовность по-
нять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость. Профессиональная деятельность социального работника относится к группе профессий с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных групп населения. Многократные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем граждан, личная незащищенность и
другие нравственно-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
Под эмоциональным выгоранием понимают реакцию организма, которая возникает вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности и сопровождается постепенной утратой эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Синдром эмоционального выгорания проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [1].
Синдром эмоционального выгорания характерен в основном для представителей коммуникативных профессий, т. е. работающих в системе отношений «человек - человек». Но, несмотря на то, что наиболее изучена данная проблема у работников социальной сферы, отсутствует единое понимание сущности данного феномена, факторов, влияющих на его возникновение и развитие, механизмов преодоления и профилактики синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.
Результаты исследования J. Poulin и C. Walter [2] показали, что социальные работники, уровень выгорания которых увеличился, переживали возрастание уровня рабочего стресса, а также отмечали уменьшение социальной поддержки со стороны руководства. У социальных работников, уровень выгорания которых в течение года уменьшился, такие изменения не наблюдались и они имели более высокий уровень самоуважения по сравнению с теми, у кого уровень выгорания увеличился.
Схожие результаты получены W. Schaufeli [3]. Им выявлено, что социальные работники с высоким уровнем самоуважения более позитивно ориентированы по отношению к клиентам и менее склонны к эмоциональному истощению.
D.P. Himle, S.Jayaratne, P. Thyness провели обследование свыше 1000 норвежских и американских социальных работников. Полученные данные свидетельствовали о том, что норвежские специалисты имели более высокий уровень выгорания, чем их американские коллеги. Также наблюдались межнациональные различия во взаимосвязях выго-
рания с разными стрессорами. Авторы объясняли это различиями в структуре деятельности социальных работников [4].
И.Н. Асеевой (2007) были изучены особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников. А именно выявлено, что комплекс симптомов эмоционального выгорания и степень выраженности синдрома эмоционального выгорания зависят от длительности и интенсивности эмоционального контакта с людьми в ходе профессиональной деятельности социальных работников. В зависимости от стажа и вида осуществляемой деятельности степень выраженности синдрома имеет различный профиль динамики, детерминированный интенсивностью и длительностью контакта с людьми, выраженный как в качественных различиях, так и статистически достоверных различиях. Уровень и компоненты синдрома эмоционального выгорания определяются различными копинг-стратегиями поведения, наиболее предпочитаемыми в сложных пси-хо-эмоциональных ситуациях. Чем разнообразнее содержание синдрома эмоционального выгорания, обусловленного постоянным контактом с людьми, тем шире круг предпочитаемых стратегий по предотвращению трудных ситуаций [5].
По мнению Н.В. Мушастой, личность человека социальной профессии, связанной с экстремальными условиями деятельности характеризуется специфическими особенностями ценностно-смысловой сферы. Выбор профессий данной модальности определяется высоким уровнем развития интегральной смысловой саморегуляции, в профессиональной направленности личности мотивов самореализации и самоактуализации со специфической способностью человека на различных коммуникативных уровнях пребывать в полноценном контакте с другими людьми и организовывать различные пространства решения различных жизненных проблем и противоречий [6].
В.Б. Никишина и Т.А. Ушакова, изучая влияние социально-психологических факторов на состояние эмоционального выгорания у специалистов социальной работы и социальных работников, выявили некоторые различия. У социальных работников преобладающими типами поведения в конфликтных
ситуациях являются соперничество и избегание, которые провоцируют состояние «выгорания» в фазах напряжения и истощения. У специалистов социальной работы преобладающие типы поведения в конфликте - приспособление и сотрудничество - способствуют возникновению состояния «выгорания» в фазе напряжения. В общении специалистов социальной работы значимо проявляются недоверчиво-скептический и покорно-
застенчивый стили межличностных отношений, которые во многом определяют возникновение состояния «выгорания» в фазе напряжения. У социальных работников в трех фазах эмоционального выгорания значимых различий по всем исследуемым стилям межличностных отношений не выявлено. Вместе с тем и специалисты социальной работы, и социальные работники оценивают социально-психологический климат по всем трем компонентам (когнитивный, поведенческий, эмоциональный) как благоприятный, не влияющий на возникновение состояния «выгорания» [7].
Риск возникновения эмоционального «выгорания» личности специалиста в социальной работе может увеличиваться в случаях:
- монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- работы с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;
- напряженности и конфликтности в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег;
- нехватки условий для самовыражения личности на работе, когда подавляются экспериментирование и инновации;
- работы без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
- неразрешенных личностных конфликтов специалиста;
- неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способ-
ностей требованиям профессии, результативности своего труда.
Если специалисту не удается преодолеть синдром «выгорания», могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим.
Хроническое выгорание может приводить к психологической отстраненности и от работы, и от организации в целом. «Выгоревший» работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошенности на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Сначала это удаление может иметь форму абсентеизма, физической изоляции, увеличения перерывов, поскольку работник избегает контактировать с членами организации и потребителями. Наконец, если выгорание продолжается, он постоянно будет избегать стрессовых ситуаций, отказываясь от занимаемой позиции, работы в фирме или даже карьеры.
Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. Например, К. Маслач обнаружены высокие корреляции выгорания с низкой моралью работников, прогулами и высокой текучестью кадров (см.: [1]).
Н. В. Мушастая обращает внимание на то, что деформации личности сотрудников социальных профессий под влиянием профессиональной деятельности обнаруживают специфические разнонаправленные изменения. Преобладание агармонических и аддик-тивных компонентов в содержательно-смысловой и мотивационно-динамической составляющих смысловой сферы личности социальных работников деформирует профессиональную траекторию эффективности их деятельности, снижает уровень активности личности и субъективного контроля. Важным фактором деформации личности, работающей в социальной сфере, будет эмоциональное выгорание, проявляющееся в дегуманизации, понижении самооценки своей компетентности. Оно проявляется в чувстве опустошенности, исчерпанности своих про-
фессиональных ресурсов, в возникновении равнодушного или даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы (дегуманизация); в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности (снижении рабочей продуктивности); все более упорной мысли о том, чтобы оставить работу; неспособности концентрировать внимание; ригидном мышлении, сопротивляющемся изменениям; в усилении подозрительности и недоверчивости; в циничном порицающем отношении к больным и нуждающимся в помощи; в негуманном отношении к ним; озабоченности собственными потребностями и личным выживанием. Наиболее существенные изменения под влиянием эмоционального выгорания обнаруживаются в центрациях смысловой сферы, т. к. сама специфика деятельности такого специалиста все время апеллирует к ее духовно-нравственному развитию, особенностям ее ценностных ориентаций. Это проявляется в эгоценрации, группоцентра-ции, просоциальной центрации и, соответственно, отражается в системе самоотношения, отношения и оценке других людей, социальных программ и общественных инициатив. Сотрудники социальных профессий в зависимости от уровня эмоционального выгорания имеют различные деформации ценностно-смысловой сферы. Выявленные позитивные и негативные тенденции изменения личностных характеристик сотрудников социальных профессий следует учитывать при разработке программ психологического сопровождения их служебной деятельности, особенно в экстремальных ситуациях [6].
Появление «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников напрямую связано с такой особенностью их профессиональной деятельности, как необходимость тесно и интенсивно взаимодействовать с другими людьми в эмоционально напряженной атмосфере. Стратегию поведения личности при воздействии стрессогенных факторов определяют мотивационные аспекты личности, понимание себя, а также владение навыками совладания со стрессом. А.Г. Маклаков использует понятие «личностный адаптационный потенциал», к которому относятся коммуникативные способности, организа-
торские, эмпатические, рефлексивные, обеспечивающие эффективную реализацию избранной стратегии преодоления [8].
Именно способность личности социального работника к осуществлению деятельности рефлексивного характера является одним из важнейших показателей ее компетентности, конкурентоспособности, успешности в осуществлении профессиональной деятельности и профилактике эмоционального выгорания. Рефлексивное осмысление своей деятельности, поведения, опыта является конструктивным путем профессионального развития личности.
С. Файнманом была предложена модель, иллюстрирующая ключевую роль личности в регуляции стресса в деятельности социальных работников. Мотивационные аспекты личности, понимание себя, а также владение навыками совладания со стрессом являются теми особенностями, которые определяют стратегию поведения личности при воздействии стрессогенных факторов. Особую роль в определении степени и объема стрессосберегающих ресурсов играет личностная позиция социального работника. В этой связи возрастает роль рефлексии и саморегуляции в деятельности социальных работников (см.: [9]).
Саморегуляция (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) при всем разнообразии ее проявлений включает в себя следующие этапы:
- определение цели деятельности;
- формирование представления о системе значимых условий деятельности;
- составление программы действий;
- осуществление самой деятельности;
- разработка системы критериев успеха;
- получение информации о достигнутых результатах;
- оценка их в соответствии с выбранными критериями;
- решение о необходимости и характере коррекции деятельности.
Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает в себя понимание и оценку другого человека, соотнесение своего мнения с мнениями других людей или всего общества. Рефлексировать что-то - значит переживать это, оценивать, пропускать сквозь свой внутренний мир. Эта общая способность лежит в основе профессиональной рефлексии, которая помогает
разносторонне и критически оценивать свой профессиональный опыт, свои конкретные действия, их эффективность, лучше осознавать причины трудностей в общении с клиентами и коллегами, свои чувства и переживания, помогает своевременно распознавать и правильно оценивать неблагоприятные симптомы. Не только собственный прошлый опыт и знания могут быть отправной точкой для такой оценки, но опыт и знания других людей [10].
Исследования рефлексивных механизмов становления профессионализма и профессионального самоопределения интенсивно ведутся в современной рефлексивной психологии и акмеологии (К.А. Абульхано-ва-Славская, И.Н. Семенов (1996); И.Н. Семенов, Ю.А. Репецкий (1996); Н.А. Алюши-на, Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов (1998) и др.). Предполагается, что специалист, овладевший навыками саморегуляции, умением рефлексировать свои переживания, а также конструктивными установками на стресс, сможет адекватно среагировать при появлении первых его признаков и вовремя купировать развитие негативной симптоматики. Известно, что вероятность выгорания значительно снижается, если специалист не только анализирует свои чувства, но и делится ими с другими. Как утверждает А. Сар1ап (см: [9]), люди могут переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку.
Существует многочисленный спектр видов рефлексии: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, экзистенциональная и т. д.
В процессе обучения рефлексии социальные работники (социальные педагоги) должны овладеть основными ее видами [11]:
- личностная рефлексия (рефлексия на себя) - индивидуальная способность установить границы собственных возможностей. С поведенческой стороны субъект, попавший в ситуацию разрыва освоенных способов действий, прекращает действовать по образцам и начинает поиск новых способов действия. В результате субъект осознает объективность всех процессов происходящих с ним. И осознает свою ответственность за них;
- коммуникативная рефлексия (рефлексия на другого) - понимание другого,
формирование образов чужого «Я», межличностное общение, выстраивание коммуникаций. Рациональное влияние на деятельность других людей. Умение прогнозировать чужие поступки;
- мировоззренческая рефлексия (рефлексия на мир) - возможность человека соединить то, что было разрушено с развитием науки, составить целостную картину мира, где бы соединились «зеркальные проекции мира»: физика, музыка, литература и т. д. Это позволит субъекту расширить границу своих представлений о мире в пределах Вселенной.
В исследовании В.Н. Журко показано, что педагогическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения осуществляется посредством реализации функционально-содержательной модели, включающей в себя целевой, теоретико-методологический, организационно-содержательный, инструментальнотехнологический, результативный компоненты, и определяется с учетом определенных критериев, показателей и уровней сформиро-ванности рефлексивных умений. Эффективность этого процесса реализуется с помощью внедрения специфических педагогических условий: доведение до каждого студента идей, принципов, понятий, актуальности, приоритетности и практического значения формирования рефлексивных умений; осознание своей роли и места в профессиональной деятельности; формирование устойчивых профессионально важных знаний о рефлексии; подготовка преподавателей к процессу формирования рефлексивных умений студента; формирование ценностного отношения к познанию себя, своей деятельности, поведения на основе развития положительной мотивации и самопознания; создание ситуаций взаимо- и самооценки, побуждающих студентов к осуществлению рефлексивных действий и обеспечивающих запуск механизмов рефлексии за счет актуализации коммуникативной составляющей учебнопознавательной деятельности; обеспечение усложнения учебно-познавательной деятельности, субъект-субъектного взаимодействия участников и развития формы субъектного контроля от внешнего (экстернального) к внутреннему (интернальному); реализация
основных принципов рефлексивного диалога в вузе [12].
На сегодняшний день существует ряд методов обучения рефлексии: создание на рабочем месте рефлексивной среды (С.Ю. Степанов), использование различного рода игр, объединенных в учебные сессии (О.С. Анисимов, Г.П. Щедровицкий), культивирование механизмов личностной и интеллектуальной рефлексии в ситуации лабораторного эксперимента путем решения нестандартных, творческих задач (В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов) (см.: [13]). По мнению И.В. Вачкова, развитие рефлексии может осуществляться при коммуникациях, в совместной деятельности, в имитационных и организационно деятельностных играх, при проведении психологических тренингов, при коллективном решении задач, при взаимоотношениях в организационных системах [13].
Применение интенсивно-игровых методов игрорефлексики, создаваемых на основе рефлексивной психологии и педагогики сотворчества предложено группой авторов (А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, 1998). Эти методы направлены на интенсивное осмысление и преобразование личностно-профессионального опыта человека [14].
Основным методом всего процесса игрорефлексивной деятельности является метод рефлексивного полилога [15]. Данный метод выступал в качестве основной формы выстраивания рефлексивных процессов при коллективном поиске и принятии решений и включал в себя ряд этапов.
1. Первый этап связан с проблематиза-цией той области, которая подвергается изучению, что является необходимым условием выстраивания целостного образа проблемного события или проблемной ситуации и роли различных факторов в ее развитии. Здесь происходит оформление тематических групп участников игрорефлексики, каждая из которых ориентирована на обсуждение тех или иных содержательных аспектов обозначенной проблемы.
2. Второй этап предполагает осуществление процесса генерации идей внутри тематических групп по снятию и разрешению проблемных моментов, согласование этих предложений и синтез в целостные принципы разрешения проблем в порядке их значимости. В результате происходит формирова-
ние банка предложений по решению проблемы и разрабатывается микропроект решения.
3. Третий этап характеризуется коллективным обсуждением и анализом выработанных решений (верификация выдвинутых версий решения проблемы), просчетом возможных положительных и отрицательных последствий их реализации.
В ходе проведения подобной работы возможно получение таких результатов, которые поставят под сомнение верность или оптимальность построенных ранее версий. То есть проработка одного уровня проблемы может привести к обнаружению проблемно-сти более высокого и фундаментального уровня, решение которого может потребовать дополнительного рефлексивного осмысления и анализа. В этом случае необходимо разворачивание четвертого этапа по инте-рации (повтору на новом витке проработки) этапов рефлексивного полилога.
Помимо перечисленных для самореф-лексии в профессиональной деятельности существуют и другие способы: картирование, что позволяет осознать все то множество влияний вокруг, которые в трудные минуты поддерживают человека; профессиональные конференции, обмен опытом, курсы повышения квалификации, супервизия и групповые тренинги - все эти формы совместной работы позволяют найти новые способы преодоления трудных ситуаций, последние две формы в большей степени направлены на повышение самопонимания и саморегуляции специалистов.
Таким образом, рефлексивность представляет собой такую особенность личности, которая позволяет не только более успешно преодолевать встающие перед специалистом трудности, но и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Что особенно важно, особую роль саморегуляция и рефлексия играют в преодолении последствий профессионального стресса и неудач в работе и, следовательно, в сохранении нервно-психического здоровья, позитивного отношения к работе и профилактике синдрома эмоционального выгорания.
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб., 2006.
2. Poulin J., Walter C. Social worker burnout: A longitudinal study // Social Work Research and Abstracts. 1993. Vol. 29. Issue 4.
3. Schaufeli W.B., Enzmann D. The burnout companion to study and practice: A critical analysis. Washington DC, 1998.
4. Himle D.P., Jayaratne S., Thyness P. Predictors of job satisfaction, burnout and turnover among social workers in Norway and the USA: A cross-cultural study // International Social Work. 1986. Vol. 29.
5. Асеева И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007.
6. Мушастая Н.В. Эмоциональное выгорание
как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций: автореф. дис. . канд. психол.
наук. Ростов н/Д, 2007.
7. Никишина В.Б., Ушакова Т.А. Социально-психологический аспект детерминации состояния «выгорания» специалистов социальной работы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9 (33). С. 241-244.
8. Маклаков А.Г. Оценка уровня развития адаптационных способностей личности // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2001.
9. Холостова Е.И. Социальная работа. М., 2010.
10. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001.
11. Корнилова О.А. Развитие рефлексивных способностей, как условие профессиональной деятельности социального педагога // Вестник филиала Российского государственного социального университета в городе Красноярске. Красноярск, 2006. С. 204-211.
12. Журко В.Н. Педагогическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
13. Вачков И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. 1995. № 3. С. 73-84.
14. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998.
15. Степанов С.Ю., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М., 1996.
Поступила в редакцию 15.09.2012 г.
UDC 301.085:15
INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONALITY OF SOCIAL WORKER IN CONDITIONS OF EMOTIONAL BURNING OUT SYNDROME
Nadezhda Nikolayevna MERKULOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Psychology Department; Municipal budgetary educational establishment for children, needing psychological and pedagogical and medico-social aid, Center of Diagnostics and Consultation, Teacher-psychologist, e-mail: [email protected]
The questions of formation and development of the syndrome of emotional burning out in social workers are considered. The basic symptoms, inherent in the syndrome of emotional burning out in social workers, the phases of its development and the factors, which determine the appearance of syndrome, are described. The psychological determinants of stability to the syndrome of emotional burning out and the basic methods, directed toward the formation of reflexive skills in social workers are represented.
Key words: syndrome of emotional burning out; personal deformations; self-adjustment; reflection.