Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ОРДИНАТОРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ, И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ОРДИНАТОРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ, И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ОРДИНАТОРЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев В. В.

Статья посвящена проблеме эмоционального выгорания врачей, обучающихся в ординатуре медицинского вуза. В предварительном интервью были выявлены профессиональные, социальнобытовые и личностные факторы, которые способствуют формированию синдрома эмоционального выгорания. Комплекс методик основного эмпирического исследования включал опросники профессионального выгорания Масдач-Джексон, стиля конфликтного поведения Томаса-Килмена, эмоционального интеллекта Холла, копинг-тест Лазаруса-Фолкман, методики диагностики профессиональной коммуникативной компетентности врача Яковлевой и стилевой саморегуляции поведения Моросановой. Выявлено, что симптомы выгорания характерны для 31% ординаторов, участвовавших в исследовании. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о многочисленных связях показателей синдрома эмоционального выгорания как с особенностями личности, способствующими формированию его симптомов (склонность к конфронтации, избеганию и дистанцированию в социальных контактах, стремлению к излишней самостоятельности при недостатке профессионального опыта), так и определяющими личностную устойчивость к негативным профессиональным факторам (стремление к сотрудничеству, компромиссу и в целом к формированию адекватных коммуникативных навыков во взаимодействии с пациентами и коллегами, рациональные копинг-стратегии, продуктивные компоненты саморегуляции). Выявлены мишени психологической профилактики и коррекции профессионального выгорания у ординаторов. Разработанная по результатам исследования программа, включающая информационно-диагностическое, консультационно-коррекционное и образовательно-развивающее направления, внедрена в образовательный процесс в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNOUT OF RESIDENTS STUDYING AT A MEDICAL UNIVERSITY AND DIRECTIONS OF ITS PSYCHOLOGICAL CORRECTION

The article is devoted to the problem of emotional burnout of doctors studying in residency at a medical university. In a preliminary interview, professional, social, and personal factors were identified that contribute to the formation of a burnout syndrome. The set of methods of the main empirical study included Maslach-Jackson burnout questionnaires, Thomas-Kilman style of conflict behavior, Ha ll' s emotiona l int e lligenc e , Lazarus-Folkman coping test, methods for diagnosing the professional communicative competence of doctor Yakovleva and style selfregulation of Morasanova's behavior. It was revealed that certain symptoms of burnout are typical for 31% of residents who participated in the study. The results of the correlation analysis show numerous connections between burnout syndrome indicators both with personality traits that contribute to the formation of typical symptoms (tendency to confrontation, avoidance and distancing in social contacts, striving for excessive independence with a lack of professional experience), and determining personal resistance to negative professional factors (the desire for cooperation, compromise and, in general, the formation of adequate communication skills in interaction with patients and colleagues, rational coping strategies, productive components of selfregulation). The targets of psychological prevention and correction of professional burnout among residents were identified. Based on the results of the study, program, that includes informationdi agnos ti c , consulting- corr e c tiona l and educational-developing directions, has been developed and introduced into the educational process at a medical university

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ОРДИНАТОРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ, И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ»

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

DOI: 10.23888/humJ2023113231-238

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ОРДИНАТОРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ, И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

EMOTIONAL BURNOUT OF RESIDENTS STUDYING AT A MEDICAL UNIVERSITY AND DIRECTIONS OF ITS PSYCHOLOGICAL CORRECTION

Яковлев В. В.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация

Yakovlev V. V.

Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation

Аннотация:

Статья посвящена проблеме эмоционального выгорания врачей, обучающихся в ординатуре медицинского вуза. В предварительном интервью были выявлены профессиональные, социально-бытовые и личностные факторы, которые способствуют формированию синдрома эмоционального выгорания. Комплекс методик основного эмпирического исследования включал опросники профессионального выгорания Маслач-Джексон, стиля конфликтного поведения Томаса-Килмена, эмоционального интеллекта Холла, копинг-тест Лазаруса-Фолкман, методики диагностики профессиональной коммуникативной компетентности врача Яковлевой и стилевой саморегуляции поведения Моросановой. Выявлено, что симптомы выгорания характерны для 31% ординаторов, участвовавших в исследовании. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о многочисленных связях показателей синдрома эмоционального выгорания как с особенностями личности,

Abstract:

The article is devoted to the problem of emotional burnout of doctors studying in residency at a medical university. In a preliminary interview, professional, social, and personal factors were identified that contribute to the formation of a burnout syndrome. The set of methods of the main empirical study included Maslach-Jackson burnout questionnaires, Thomas-Kilman style of conflict behavior, Hall's emotional intelligence, Lazarus-Folkman coping test, methods for diagnosing the professional communicative competence of doctor Yakovleva and style self-regulation of Morasanova's behavior. It was revealed that certain symptoms of burnout are typical for 31% of residents who participated in the study. The results of the correlation analysis show numerous connections between burnout syndrome indicators both with personality traits that contribute to the formation of typical symptoms (tendency to confrontation, avoidance and

231

способствующими формированию его симптомов (склонность к конфронтации, избеганию и дистанцированию в социальных контактах, стремлению к излишней самостоятельности при недостатке профессионального опыта), так и определяющими личностную устойчивость к негативным профессиональным факторам (стремление к сотрудничеству, компромиссу и в целом к формированию адекватных коммуникативных навыков во взаимодействии с пациентами и коллегами, рациональные копинг-стратегии, продуктивные компоненты саморегуляции). Выявлены мишени психологической профилактики и коррекции профессионального выгорания у ординаторов. Разработанная по результатам исследования программа, включающая информационно-диагностическое, консультационно-коррекционное и образовательно-развивающее направления, внедрена в образовательный процесс в медицинском вузе.

Ключевые слова:

эмоциональное выгорание; ординаторы; коммуникативные навыки; саморегуляция; копинг-стратегии; психологическая коррекция

distancing in social contacts, striving for excessive independence with a lack of professional experience), and determining personal resistance to negative professional factors (the desire for cooperation, compromise and, in general, the formation of adequate communication skills in interaction with patients and colleagues, rational coping strategies, productive components of self-regulation). The targets of psychological prevention and correction of professional burnout among residents were identified. Based on the results of the study, program, that includes information-diagnostic, consulting-correctional and educational-developing directions, has been developed and introduced into the educational process at a medical university.

Keywords:

emotional burnout; residents; communication skills; self-regulation; coping strategies; psychological correction

Актуальность

Популярная в научной литературе проблема эмоционального выгорания была впервые актуализирована именно в среде сотрудников медицинских учреждений. Во-многом это обусловлено тем, что трудовая деятельность медицинского работника, прежде всего, врача, связана с комплексом многочисленных стресс-факторов, в том числе психологического свойства, а именно: большое количество контактов с больными людьми, их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию; повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче; повышенное нервно-психическое напряжение; ответственность за жизнь и здоровье других людей; факторы социального риска в процессе лечения [1-4]. В последние годы к этому добавился риск, связанный с угрозой заражения коронавирусной инфекцией COVID-19, значимое воздействие которого на показатели выгорания медицинских работников было продемонстрировано, в частности, в исследовании на базе НИИ СП имени Н.В. Склифосовского [5].

Традиционно проблема синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ) врачей и работников помогающих профессий рассматривается как связанная со значительным опытом работы, обусловленная «выработанностью» в профессии и постепенным снижением как психологических функций, так и физиологических ресурсов здоровья. Иными словами, выраженность симптомов эмоционального выгорания понимается как производная от стажа работы. Однако последние исследования на различных выборках

медицинских работников показывают, что синдром эмоционального выгорания представляет собой сложный симптомокомплекс, который детерминируется многочисленными разноуровнемыми факторами и имеет сложную гетерохронную динамику, и фактор профессионального стажа в рамках таких исследований уже не представляется приоритетным [6, 7]. Такой подход позволяет предположить, что работа психологов по предупреждению ранних проявлений эмоционального выгорания требуется практически сразу после окончания медицинского вуза, а, возможно, и в рамках образовательных программ со студентами-медиками. Не случайно, именно психологические особенности обучающихся в медицинских вузах по программам ординатуры все чаще становятся предметом комплексных исследований последнего времени [8, 9].

Особую актуальность исследования проблема эмоционального выгорания приобрела в период борьбы с коронавирусной инфекцией, значительная часть которой легла на плечи молодых врачей, недавно окончивших вуз или продолжающих обучение по программам ординатуры. Предварительное интервью, проведенное нами в рамках цикла «Психологические основы пациент-ориентированного подхода», позволило описать круг возможных предикторов формирования СЭВ среди ординаторов, совмещающих обучение в вузе с профессиональной медицинской деятельностью (таковых оказалось более 80% опрошенных). По своему содержанию эти факторы можно разделить на три группы:

- профессиональные: адаптация к условиям новой профессиональной среды (как собственно профессиональные, так и связанные с формированием межличностных отношений с коллегами и пациентами), совмещение работы и обучения в ординатуре, в период пандемии — работа в условиях риска заражения COVID-19;

- социально-бытовые для многих ординаторов также имеют значение: часто создание собственной семьи, необходимость ее материального обеспечения, рождение детей, формирование подчас непростых партнерских (семейных) отношений, иногда переезд на новое место жительства;

- индивидуально-личностные: когнитивные особенности (эмоциональный интеллект, гибкость), особенности мотивационной сферы и эмоционально-волевой саморегуляции поведения, коммуникативные свойства личности, в том числе, коммуникативная компетентность и преобладающий стиль конфликтного поведения.

Цель

Изучение психологических особенностей, связанных возникновением и формированием симптомов эмоционального выгорания у ординаторов, обучающихся в медицинском вузе, а также разработка программы профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания.

Объект

Специфика СЭВ у медицинских работников на примере ординаторов.

Предмет

Психологические особенности, определяющие формирование симптомов эмоционального выгорания у ординаторов, обучающихся в медицинском вузе.

Задачи

1. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение индивидуальных особенностей, связанных с возникновением и развитием эмоционального выгорания у ординаторов; статистически обработать и качественно проанализировать данные исследования с целью подтверждения гипотезы о взаимосвязи симптомов выгорания и особенностей личности ординаторов.

2. На основании полученных по данным исследования результатов определить комплекс мишеней психологического воздействия, разработать программу профилактики и коррекции эмоционального выгорания у ординаторов.

3. Апробировать программу профилактики и коррекции эмоционального выгорания у ординаторов в рамках образовательного процесса в университете.

Материалы и методы

В эмпирической части программы исследования использовались следующие методы сбора информации:

- методика измерения профессионального выгорания (MBI, С. Maslach, S. Jakson, адаптация Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой) [10];

- методика диагностики эмоционального интеллекта (EIS, N. Holl) [11];

- опросник способов совладания (копинг-тест) (WCQ, R. Lasarus, S. Folkman, в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк);

- опросник «Профессиональная коммуникативная компетентность врача» (ПККВ, Н. В. Яковлева) [12];

- методика на выявление особенностей реагирования в конфликтной ситуации (СРК, К. Tomas, адаптация Н. В. Гришиной);

- методика изучения стилевой саморегуляции поведения (ССП, В. И. Морасанова).

В качестве методов статистической обработки информации применялись частотный анализ и корреляционный анализ по критерию Пирсона. Обработка данных проводилась с использованием компьютерной экспертно-диагностической системы Psychometric Expert, версия 9.0.

В исследовании приняли участие в общей сложности 660 человек, обучавшихся в 2019-2022 гг. на первом курсе ординатуры Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова по терапевтическим, хирургическим, педиатрическим, медико-профилактическим и стоматологическим специальностям. Среди них 202 мужчины и458 женщин. Средний возраст составил 27,1 года (в диапазоне от 24 до 37 лет).

Результаты и их обсуждение

В начале исследования все участники прошли тестирование по методике MBI. Корреляционных взаимосвязей с возрастом выявлено не было. Значимая корреляция с полом была обнаружена по шкале «Общее истощение», более характерным для женщин ^эмп = 0,206, p < 0,001). Ниже проведено распределение респондентов по уровню выраженности симптомов СЭВ (табл. 1).

Из результатов следует, что по каждой из шкал методики высокий уровень СЭВ обнаруживается примерно у каждого седьмого испытуемого, в то же время высокий

Таблица 1. Выраженность симптомов эмоционального выгорания у ординаторов (MBI, n=660)

Шкалы методики MBI Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений

Низкий уровень 65 (9,85%) 81 (12,27%) 96 (14,55%)

Средний уровень 501 (75,91%) 492 (74,55%) 477 (72,27%)

Высокий уровень 94 (14,24%) 87 (13,18%) 87 (13,18%)

показатель хотя бы по одной из шкал МВ1 обнаруживается у 30,91% принявших участие в обследовании, то есть почти у каждого третьего.

Следующий этап исследования был направлен на выявление взаимосвязей между показателями эмоционального выгорания и показателями других психодиагностических методик. Наиболее тесные положительные взаимосвязи с большинством показателей выгорания были обнаружены в отношении поведенческих диспозиций, связанных с конфронтацией, избеганием и дистанцированием, стремлением решить любую проблему самостоятельно. Отрицательные взаимосвязи касались более рационального, гибкого и ориентированного на взаимодействие поведения (сотрудничество, компромисс, функциональные копинг-стратегии, развитие коммуникативных навыков, высокий уровень продуктивных компонентов саморегуляции) (табл. 2).

Таблица 2. Значимые взаимосвязи между показателями психодиагностических методик и шкалами методики МВ1 с указанием уровня значимости

Методика, объем выборки Шкалы методик Эмоциональное истощение Деперсонали зация Редукция личных достижений

СРК (n = 660) Сотрудничество -0,183***

Соперничество 0,172 ***

Избегание 0,114 ** 0,147***

Компромисс -0,107 ** -0,115**

EIS (n = 340) Распознание эмоций других людей 0,105*

WCQ (n = 357) Конфронтативный копинг 0,245*** 0,304***

Дистанцирование 0,215*** 0,235***

Самоконтроль -0,141**

Принятие ответственности 0,228*** 0,146**

Бегство-избегание 0,485*** 0,360*** 0,308***

Планирование решения проблемы -0,224*** -0,144** -0,433***

Положительная переоценка -0,136** -0,108** -0,289***

ПККВ (n = 357) Коммуникативные идеалы -0,319*** -0,408*** -0,285***

Коммуникативные умения -0,419*** -0,294*** -0,522***

Профессиональные коммуникативные идеалы -0,212*** -0,235*** -0,288***

Профессиональные коммуникативные умения -0,357*** -0,303*** -0,534***

ССП (n = 357) Планирование -0,137* -0,164**

Моделирование -0,412*** -0,308*** -0,361***

Программирование -0,204*** -0,185*** -0,388***

Оценка результатов -0,306*** -0,280*** -0,253***

Гибкость -0,333*** -0,238*** -0,457***

Самостоятельность 0,242*** 0,277*** 0,117*

Общий уровень саморегуляции -0,311*** -0,253*** -0,434***

Примечание: *** — значимость корреляций на уровне р < 0,001; ** — значимость корреляций на уровне р < 0,01; * — значимость корреляций на уровне р < 0,05

235

Полученные данные хорошо согласуются с результатами исследований взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и уровня коммуникативной компетентности ординаторов как одного из факторов, препятствующих формированию СЭВ.

В соответствии с полученными в эмпирическом исследовании результатами были выявлены мишени дальнейшего психокоррекционного воздействия. При этом некоторые мишени оказались универсальными при повышении любого из показателей выгорания, в то время как остальные мишени были специфичны для определенного показателя. Чаще всего такая специфика наблюдалась в отношении редукции персональных достижений. Структура мишеней психологической коррекции представлена в таблице 3.

Таблица 3. Универсальные и специфические мишени психологической коррекции в зависимости от выраженности отдельных симптомов эмоционального выгорания у ординаторов

Универсальные мишени психологической профилактики и коррекции для всех компонентов синдрома эмоционального выгорания_

Повышение значимости межличностной коммуникации, овладение общими и профессиональными коммуникативными навыками .

Формирование рациональных стилей саморегуляции (планирование, гибкость, оценка результатов) . Управление своими эмоциями .

Осознание несостоятельности стиля избегания конфликта как «экономного» и рационального способа конфликтного поведения .

Специфические мишени в завис имости от выраженности отдельных симптомов эмоционального выгорания у ординаторов___

Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция персональных достижений

Умение находить компромиссное решение в конфликтной ситуации Готовность идти на сотрудничество с коллегами и пациентами . Умение «подать» себя окружающим . Умение положительно оценивать происходящее, внимание не только на свои ошибки, но и достижения

Планирование жизни, овладение навыками тайм -менеджмента

Повышение мотивации развития эмоциональной сферы личности. Понимание уровня своей компетентности и степени само стоятельно сти Снижение уровня соперничества с пациентами и коллегами

Исследование явилось первым этапом программы психологической профилактики и коррекции симптомов эмоционального выгорания у ординаторов, которая реализуется в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова по следующим направлениям:

1. Информационно-диагностическое, в рамках которого с ординаторами и студентами на учебных занятиях предоставляется и обсуждается информация о структуре и предикторах возникновения синдрома эмоционального выгорания у специалистов медицинского профиля, проводится психологическая диагностика уровня выраженности симптомов выгорания и личностных особенностей, которые могут выступать в качестве их предикторов; наконец, собранная обширная компьютерная база данных тестовых показателей позволяет проводить их дифференцированное нормирование в зависимости от пола, возраста и специальности.

2. Консультационно-коррекционное. Ординаторам, показавшим по результатам обследования высокий уровень выраженности симптомов СЭВ, предлагается психологическая консультация со специалистом центра практической психологии университета и участие в тренингах по отработке навыков психической саморегуляции.

3. Образовательно-развивающее предполагает отработку навыков профессиональной коммуникации в ходе проведения практико-ориентированных образовательных курсов для ординаторов «Психологические основы пациент-ориентированного подхода» и «Коммуникативные навыки» и экспертную оценку сформированности навыков межличностной коммуникации и саморегуляции. В программе второй дисциплины активно используются интерактивные приемы развития коммуникативных навыков, включая театрализацию и супервизию с использованием видеонаблюдения.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Подтвердилось предположение о наличии симптомов эмоционального выгорания у работающих в лечебных учреждениях и одновременно обучающихся в ординатуре врачей. Почти у трети участвовавших в исследовании был обнаружен высокий показатель хотя бы по одной из шкал МВ1.

2. В корреляционном исследовании выявлен обширный комплекс взаимосвязей эмоционального выгорания с показателями, одни из которых могут рассматриваться как предикторы формирования в дальнейшем синдрома выгорания, а другие, наоборот, как факторы личностной устойчивости к стрессогенным воздействиям профессиональной медицинской деятельности.

3. По результатам исследования в рамках дисциплин ординатуры и внеаудиторных мероприятий разработана программа психологической профилактики и коррекции симптомов эмоционального выгорания у ординаторов, обучающихся в медицинском вузе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. М.: Гуманитарный центр; 2014.

2. Шишкова И.М. Сравнительное изучение эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере врачей и педагогов) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 3. С. 112-117. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=56.

3. Шумилов С.П., Шумилова Е.А., Студницкий В.Б., и др. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. № 1. С. 61-73. doi: 10.35266/2312-377Х-2023-1-61-73

4. Freudenberger H.J., Richelson G. Burn-out: the high cost of high achievement Garden City. N.-Y.: Anchor Press; 1980.

5. Петриков С.С., Холмогорова А.Б., Суроегина А.Ю., и др.. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у

REFERENCES:

1. Orel VE. Sindrom psikhicheskogo vygoraniya. Mify i real 'nost'. Moscow: Gumanitarnyy tsentr; 2014. (In Russ).

2. Shishkova IM. Comparative study of the emotional burnout syndrome in professional activity (on the example of doctors and teachers). Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2013;(3):112-7. Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=56. Accessed: 2023 June 19. (In Russ).

3. Shumilov SP, Shumilova EA, Studnitskii VB, et al. Emotional burnout syndrome in healthcare workers. Severny Region: Nauka, Obrazovanie, Cultura. 2023; (1):61-73. (In Russ). doi: 10.35266/2312-377X-2023-1-61-73

4. Freudenberger HJ, Richelson G. Burn-out: the high cost of high achievement Garden City. New-York: Anchor Press; 1980.

5. Petrikov SS, Kholmogorova AB, Suroegina AY, et al. Professional Burnout, Symptoms of Emotional Disorders and Distress among Healthcare Profes-

медицинских работников во время эпидемии COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 8-45. doi: 10.17759/срр.2020280202

6. Савельева Л.А., Кашапов М.М., Савельева М.И. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 353-364. Доступно по: https://pno-journal.wordpress.com/2021/05/03/savelyeva/. Ссылка активна на 19.06.2023. doi: 10.32744^е.2021.2.24

7. Яковлев В.В., Фролов А.И. Социально-психологические и демографические предикторы эмоционального выгорания медицинских регистраторов учреждений здравоохранения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, № 1 (24). С. 130-141. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=366. Ссылка активна на 19.06.2023. doi: 10.23888/ЫтТ20191130-141

8. Башкина О.А., Шаповалова М.А., Абдуллаева А.С. Психологические характеристики и особенности мотивационной сферы клинических ординаторов специальности «Хирургия» // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 6А. С. 33-40. doi: 10.346707AR.2023.36.98.004

9. Мурашова Л.А. Комплексный психологический портрет ординаторов медицинского вуза: особенности эмоционального интеллекта, совладающе-го поведения и смысложизненных ориентаций. База данных РФ. № 2020622043. 26.10.2020.

10. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер; 2008.

11. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 4. С. 106-114. Доступно по: https://psyjournals.ru/ jouInals/jmfp/archive/2019 ^/КрАек^ Klimakova. Ссылка активна на 19.06.2023. doi: 10.17759/jmfp. 2019080411

12. Яковлева Н.В., Яковлев В.В. Методология и методы исследования здороьесберегающей деятельности субъекта. Рязань; 2014.

sionals during the COVID-19 Epidemic. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2020;28(2):8-45. (In Russ). doi: 10.17759/cpp.2020280202

6. Savelyeva LA, Kashapov MM, Savelyeva MI. Cognitive basis of emotional burn-out syndrome in students on ordinature programs. Perspectives of Science and Education. 2021;50(2):353-64. Available at: https://pnojournal.wordpress. com/2021/05/ 03/savelyeva/. Accessed: 2023 June 19. (In Russ). doi: 10.32744/pse.2021.2.24

7. Yakovlev VV, Frolov AI. Socio-psychological and demographic predictors of emotional burnout in medical recorders of health care institutions. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2019;7(1):130-41. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=366. Accessed: 2023 June 19. (In Russ). doi: 10.23888/humT 20191130-141

8. Bashkina OA, Shapovalova MA, Abdullaeva AS. Psychological characteristics and features of the motivational sphere of clinical residents of the specialty "Surgery". Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2022;11(6A):33-40. (In Russ). doi: 10.34670/AR.2023.36.98.004

9. Murashova LA. Kompleksnyy psikhologicheskiy portret ordinatorov meditsinskogo vuza: osoben-nosti emotsional'nogo intellekta, sovla -dayushchego povedeniya i smyslozhiznennykh oriyentatsiy. Database RU No. 2020622043. 26/10/2020. (In Russ).

10. Vodop'yanova NE, Starchenkova ES. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. Saint-Petersburg: Piter; 2008. (In Russ).

11. Kochetova YuA, Klimakova MV. Methods for diagnosing emotional intelligence. Journal of Modern Foreign Psychology. 2019;8(4):106-14. Available at: https://psyjournals.ru/journals/ jmfp/archive/2019 n4/Kochetova Klimakova. Accessed: 2023 June 19. (In Russ). doi: 10.17759/jmfp.2019080411

12. Yakovleva NV, Yakovlev VV. Metodologiya i metody issledovaniya zdoro'esberegayushchej deyatel'nostisub'ekta. Ryazan; 2014. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Яковлев Василий Васильевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1560-0656. E-mail: vasvasyak@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 19.06.2023. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 07.08.2023. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2023.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Яковлев В.В. Эмоциональное выгорание ординаторов, обучающихся в медицинском вузе, и направления его психологической коррекции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023 Т. 11, №3 (42). С. 231-238. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=575. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2023113231-238

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Vasiliy V. Yakovlev — Cand.Sci. (Psych.), Associate Professor of the Department of General and Special Psychology with the course of Pedagogics. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1560-0656. E-mail: vasvasyak@mail.ru

PAPER RECEIVED: 19.06.2023. PAPER REVISED: 07.08.2023. PAPER ACCEPTED: 01.09.2023.

FOR CITATION:

Yakovlev VV. Emotional burnout of residents studying at a medical university and directions of its psychological correction. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2023;11(3): 231-8. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=575. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2023113231-238

238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.