Научная статья на тему 'СТРУКТУРА, ВЫРАЖЕННОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ОРДИНАТОРОВ'

СТРУКТУРА, ВЫРАЖЕННОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ОРДИНАТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / ординатура / профессиональная деятельность / emotional burnout syndrome / internship / professional activities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савельева Людмила Александровна, Кашапов Мергаляс Мергалимович

Цель исследования изучение структуры, выраженности и распространенности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у ординаторов разных специальностей для определения путей профилактики его развития. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 100 ординаторов, в том числе 50 ординаторов хирургического и 50 ординаторов терапевтического профилей. Для диагностики синдрома эмоционального выгорания использовалась методика В.В. Бойко. Результаты. Доминирующими симптомами СЭВ являются неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей, которая практически в равной степени выявляется и в стадии сложившегося симптома. Фаза истощения, характеризующая результат развития стресса, представлена у испытуемых стадией сложившегося симптома по эмоциональному дефициту и эмоциональной отстраненности, что в комбинации с доминирующими симптомами свидетельствует о практически равном вкладе факторов профессиональной деятельности и личностных факторов в синдром эмоционального выгорания. Выводы. Полученные результаты в перспективе позволят определить продуктивные способы противостояния эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савельева Людмила Александровна, Кашапов Мергаляс Мергалимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE, SEVERITY AND PREVALENCE OF EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME IN RESIDENTS

The purpose of the study was to investigate the structure, severity and prevalence of emotional burnout syndrome in residents of various specialties to determine ways to prevent its development. Materials and methods. The study involved 100 residents, including 50 surgical residents and 50 therapeutic residents. To diagnose emotional burnout syndrome, the technique of V.V. Boyko was used. Results. The dominant symptoms of emotional burnout syndrome are inadequate emotional selective response, expansion of emotion savings and reduction of professional responsibilities, which is almost equally detected in the stage of the current symptom. The phase of exhaustion, characterizing the result of stress development, is represented in the subjects by the stage of the established symptom by emotional deficit and emotional isolation, which, in combination with dominant symptoms, indicates an almost equal contribution of occupational factors and personal factors to emotional burnout syndrome. Conclusions. The obtained results in the future will make it possible to determine productive methods of countering emotional burnout and professional deformation.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА, ВЫРАЖЕННОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ОРДИНАТОРОВ»

УДК: 159.9.072

СТРУКТУРА, ВЫРАЖЕННОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ОРДИНАТОРОВ

1 2 Л.А. Савельева, М.М. Кашапов

1 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава

России, Ярославль, Россия 2 Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова,

Ярославль, Россия

РЕЗЮМЕ

Цель исследования - изучение структуры, выраженности и распространенности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у ординаторов разных специальностей для определения путей профилактики его развития. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 100 ординаторов, в том числе 50 ординаторов хирургического и 50 ординаторов терапевтического профилей. Для диагностики синдрома эмоционального выгорания использовалась методика В.В. Бойко. Результаты. Доминирующими симптомами СЭВ являются неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей, которая практически в равной степени выявляется и в стадии сложившегося симптома. Фаза истощения, характеризующая результат развития стресса, представлена у испытуемых стадией сложившегося симптома по эмоциональному дефициту и эмоциональной отстраненности, что в комбинации с доминирующими симптомами свидетельствует о практически равном вкладе факторов профессиональной деятельности и личностных факторов в синдром эмоционального выгорания. Выводы. Полученные результаты в перспективе позволят определить продуктивные способы противостояния эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; ординатура; профессиональная деятельность

STRUCTURE, SEVERITY AND PREVALENCE OF EMOTIONAL BURNOUT

SYNDROME IN RESIDENTS

12

1 L.A. Savelyeva, 2 M.M. Kashapov

1 Yaroslavl State Medical University, Yaroslavl, Russia

2

P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia

ABSRACT

The purpose of the study was to investigate the structure, severity and prevalence of emotional burnout syndrome in residents of various specialties to determine ways to prevent its development. Materials and methods. The study involved 100 residents, including 50 surgical residents and 50 therapeutic residents. To diagnose emotional burnout syndrome, the technique of V.V. Boyko was used. Results. The dominant symptoms of emotional burnout syndrome are inadequate emotional selective response, expansion of emotion savings and reduction of

26

professional responsibilities, which is almost equally detected in the stage of the current symptom. The phase of exhaustion, characterizing the result of stress development, is represented in the subjects by the stage of the established symptom by emotional deficit and emotional isolation, which, in combination with dominant symptoms, indicates an almost equal contribution of occupational factors and personal factors to emotional burnout syndrome. Conclusions. The obtained results in the future will make it possible to determine productive methods of countering emotional burnout and professional deformation.

Keywords: emotional burnout syndrome; internship; professional activities Введение

Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) является реакцией организма, возникающей вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Главной причиной считается психологическое, душевное переутомление. Многочисленные исследования в разных странах мира показали высокую распространенность профессионального выгорания среди практикующих врачей [9, 13, 15]. Так, например, одна треть врачей испытала эмоциональное выгорание в определенных временных отрезках на протяжении всей своей профессиональной карьеры [12, 14].

Профессиональное выгорание начинает зарождаться во время учебы в медицинских университетах, продолжается на последипломном этапе образования и, наконец, достигает максимума в повседневной жизни практикующих врачей. Исследования демонстрируют, что распространенность выгорания среди студентов-медиков колеблется между 31,0% и 49,6% [11]. Установлено, что, по крайней мере, одна треть врачей разных специальностей живет жизнью, наполненной стрессами [10].

Работа является неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека. Независимо от её содержания, уровня требований, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, занимая большую часть времени, отражая и формируя систему субъективных ценностей индивида, ближайшие и более отдалённые перспективы. Работа также задаёт некоторый «социальный фон» жизни [5]. Не вызывает сомнения, что любой вид профессиональной деятельности, любая профессия воздействует на исполнителя позитивным или негативным образом, отражаясь на характере, психоэмоциональном статусе, поведенческих и других реакциях человека.

Профессия, воздействуя на профессионала, даёт как возможность для его творческого развития и рождения в нём новых идей, так и возникновения деструктивных личностных проявлений, профессиональной деградации и даже снижения социального статуса. Причём их возникновение, взаимовлияние и взаиморазвитие происходят одновременно, а уровень доминирования зависит от психосоматического, морально-этического, социокультурного и множества других слагаемых.

Медицина не может существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев. Существование нравственных моделей поведения - это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих во врачебной деятельности. Эти ситуации часто требуют быстрого принятия нестандартных решений, проявления инициативы, взятия на себя ответственности [4]. Однако не только

27

профессия оказывает воздействие на человека и качество его профессиональной деятельности, а также личностные и средовые координаты, социально-бытовые, экономические и другие условия, в которых находится профессионал и влияние которых на исполнение профессиональных действий колоссально, а иногда, имеет решающее значение.

Психологический дискомфорт (дистресс) исключает безоблачность, бесконфликтность и даже какую-либо относительную стабильность в любой системе человеческого взаимодействия. Взаимодействие в рамках трудовой и вне трудовой деятельности друг на друга и на человека трудно переоценить. Несомненно, любое физическое или интеллектуальное воздействие, прямым или косвенным образом, отражается на производящего их в момент выполнения профессиональных действий.

Наиболее весомыми побудительными мотивами исследования затронутых проблем явились недооценка влияния СЭВ на личность, как на уровне самих профессионалов, так и на уровне их ближайшего окружения и общества, в целом. Отклонение от эталонных представлений в поведении врача-специалиста в процессе профессиональной деятельности и нарастание конфликтов в социально-бытовой сфере, в большинстве случаев, не осознаваемых самим объектом, окружающими расценивается как проявление доминирующих негативных индивидуальных черт характера человека вне воздействия на него СЭВ. Незнание и недооценка деструктивного проявления указанного феномена в структуре личности специалиста не позволяет продуктивно противодействовать его агрессии, что ведёт к снижению профессионального статуса врача, затрудняет динамику профессионального роста, нивелирует бытовые и производственные отношения, а иногда ведёт к разрушению или деградации личности.

Более чёткое и рельефное обозначение проблемы позволит наметить пути развития способности профессионала выходить из кризиса, искать продуктивные способы противостояния эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации, преодолевать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла и позитивной мотивации.

Целью данного исследования стало изучение структуры, выраженности и распространенности синдрома эмоционального выгорания у ординаторов разных специальностей для определения путей профилактики его развития.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 100 ординаторов, в том числе 50 ординаторов хирургического и 50 ординаторов терапевтического профилей, проходящих обучение в ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России. Группы наблюдения, дифференцированные по специальности подготовки, практически не различались по возрасту, но имели существенные различия по полу. Демографические данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Демографические данные

Параметр Терапевты Хирурги Ординаторы

(П=50) (П=50) (П=100)

Возраст 24,5±0,9 25,2±0,9 24,9±0,97

Мужчины 18,0% 54,0% 36,0%

Женщины 82,0% 46,0% 64,0%

Для диагностики синдрома эмоционального выгорания использовался личностный опросник, разработанный В.В. Бойко [2]. Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности.

Симптомы, выявляемые на разных стадиях развития «эмоционального выгорания»: «Напряжение» (Переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой; «загнанность в клетку»; тревога и депрессия).

«Резистенция» (Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей).

«Истощение» (Эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения).

Данная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов (9 и менее баллов - не сложившийся симптом; 10-15 баллов - складывающийся симптом; 16-20 баллов - сложившийся симптом; 20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания).

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени (36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза).

Разработчиком методики применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома. Применена трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными

показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Статистическая обработка данных проводилась при помощи пакета прикладных программ STATISTICA 10.0 (StatSoft Inc., США). С целью оценки нормальности распределения данных использовали анализ Колмогорова-Смирнова с поправкой Лиллифорса. Поскольку распределение признаков носило логнормальный характер, постольку для сравнения двух независимых групп по одному признаку применяли критерий Манна-Уитни. Критическое значение уровня статистической значимости принималось равным 5,0%.

Результаты и обсуждение

При анализе средних значений симптомов «выгорания» по каждому симптому не выявлено доминирующего бального показателя (ДС), а к сложившимся симптомам (СС) можно отнести только неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (НЭИР), что составило 16,4±7,3 баллов. К складывающимся симптомам (СКС) относится большинство симптомов «выгорания»: переживание психотравмирующих обстоятельств (9,4±7,4), тревога и депрессия (10,3±7,8), эмоционально-нравственная дезориентация (11,1±6,02), расширения сферы экономии эмоций (12,7±11,1), редукция профессиональных обязанностей (14,5±7,4), эмоциональный дефицит (10,7±7,4) и эмоциональная отстраненность (11,6±6,5). Остальные симптомы, неудовлетворённости собой (5,2±5,5), загнанности в клетку (3,6±4,8), личностной отстраненности (8,2±7,3) и психосоматических и психовегетативных нарушений (6,9±6,01), носят характер несложившегося симптома (НеС).

Анализ частоты встречаемости степени выраженности симптома в изучаемой выборке в целом по группе ординаторов представлен (таб. 2, рис. 1).

Таблица 2

Частота встречаемости степеней выраженности каждого симптома «выгорания» в целом по группе ординаторов

Симптом*/ ППО НС ЗвК ТиД НЭИР ЭНД РСЭЭ РПО ЭД ЭО ЛО ПиП

Характерно % % % % % % % % % % % ВН

тика %

симптома**

НеС 59 86 91 45 12 43 47 36 46 39 63 70

СКС 16 10 4 32 37 38 17 21 30 43 23 19

СС 15 0 3 12 19 9 10 17 12 8 6 8

ДС 10 4 2 11 32 10 26 26 12 7 8 3

СС+ДС 25 4 5 23 51 19 36 43 24 15 14 11

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 10 10 10 100

0 0 0

Примечание: * - Симптомы СЭВ: ППО - переживания психотравмирующих обстоятельств, НС - неудовлетворённости собой, ЗвК - «загнанности в клетку», ТиД -тревога и депрессия, НЭИР - неадекватного эмоционального избирательного

реагирование, ЭНД - эмоционально-нравственная дезориентация, РСЭЭ - расширение сферы экономии эмоций, РПО - редукция профессиональных обязанностей, ЭД -эмоциональный дефицит, ЭО - эмоциональная отстраненность, ЛО - личностная отстраненность, ПиПВН - психосоматические и психовегетативные нарушения. ** -Характеристика симптома: НС - не сложившийся симптом, СКС - складывающийся симптом, СС - сложившийся симптом, ДС - доминирующий симптом.

Рис. 1. Оценка частоты встречаемости четырех степеней выраженности по каждому из 12 симптомов синдрома «выгорания» в группе ординаторов

Такая характеристика, как не сложившийся симптом (НеС) преобладал при оценке большинства симптомов: переживания психотравмирующих обстоятельств (ППО) в 59,0% случаев, неудовлетворённости собой (НС) - в 86,0%, «загнанности в клетку» (ЗвК) в 91,0%, тревоги и депрессии (ТиД) в 45,0%, эмоционально-нравственная дезориентация (ЭНД) в 43,0%, расширение сферы экономии эмоций (РСЭЭ) в 47,0%, редукция профессиональных обязанностей (РПО) в 36,0%, эмоционального дефицита (ЭД) в 46,0%, эмоциональной отстраненности (ЭО) в 39,0%, личностной отстраненности (деперсонализации) в 63,0% и психосоматических и психовегетативных нарушений в 70,0% случаев, соответственно. Такая характеристика как доминирующий симптом (ДС) преобладала при оценке следующих симптомов: неадекватного эмоционального избирательного реагирования (НЭИР) в 32,0%, расширения сферы экономии эмоций (РСЭЭ) в 26,0% и редукции профессиональных обязанностей (РПО) в 26,0% случаев, соответственно.

Складывающийся симптом преобладал при оценке симптомов: тревоги и депрессии (ТиД) - в 32,0% случаев, неадекватного эмоционального избирательного реагирования (НЭИР) - в 37,0% случаев, эмоционально-нравственной дезориентации (ЭНД) - в 38,0% случаев, эмоционального дефицита (ЭД) - в 30,0%, эмоциональной отстраненности (ЭО) -в 43,0% случаев, а сложившийся симптом (СС) превалировал при симптомах:

переживания психотравмирующих обстоятельств (ППО) - в 15,0%, неадекватного эмоционального избирательного реагирования (НЭИР) - в 19,0% и симптоме редукции профессиональных обязанностей - в 17,0% случаев, соответственно.

Если принять во внимание, что такие характеристики как сложившийся и доминирующий симптомы характеризуют факт наличия уже сформированного симптома, то можно проанализировать их суммарные процентные показатели. При этом нами установлено, что неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (НЭИР) наблюдается в 51,0% случаев, расширение сферы экономии эмоций (РСЭЭ) - 36,0% случаев, редукция профессиональных обязанностей (РПО) - 43,0% случаев, эмоционально-нравственная дезориентация (ЭНД) - в 19,0% случаев (фаза резистенции), переживание психотравмирующих обстоятельств 25,0% случаев, тревога и депрессия - в 23,0% (фаза напряжения) и эмоциональный дефицит - в 24,0% случаев (фаза истощения), что свидетельствует о выраженном вкладе в СЭВ эмоциональных составляющих наряду с профессиональных проблемами.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса: «напряжения», «резистенции» и «истощения», которые представлены в таблице 3 и отражены на рисунке 2.

Таблица 3

Оценка характеристик фаз СЭВ в целом по группе ординаторов (п=100)

Фаза/ Характеристика фазы Фаза не сформировалась (%) В стадии формирования (%) Фаза сформировалась (%) Всего (%)

Напряжение 69 29 2 100

Резистенция 22 42 36 100

Истощение 57 30 13 100

При оценке фаз синдрома эмоционального выгорания обнаружено преобладание характеристики «фаза сформировалась» только для фазы «резистенция» в 36,0% случаев. Характеристика «фаза не сформировалась» преобладала и при оценке фазы «напряжения» в 69,0% случаев и при оценке фазы «истощения» в 57,0% случаев. А такая характеристика как «в стадии формирования» преобладала в фазе «резистенции» (42,0%) и практически не различалась в фазах «напряжения» (29,0%) и «истощения» (30,0%).

Таким образом, схожие показатели у 29,0% и 30,0% испытуемых демонстрируют две фазы эмоционального выгорания - «напряжения» и «истощения», находясь в стадии формирования, а у 42,0% испытуемых отмечается преобладание в 1,44 и 1,4 раза соответственно стадии формирования в фазе «резистенции». У 36,0% испытуемых наблюдается сформировавшаяся стадия фазы «резистенции», а у 13,0% опрошенных лиц -сформировавшаяся стадия фазы «истощения». При этом в фазе «напряжения» стадия не сформировалась у 69,0%, в фазе «истощения» - у 57,0%, в фазе «резистенции» - у 22,0% испытуемых соответственно, что свидетельствует о психологическом неблагополучии ординаторов 1 года обучения, проходящих подготовку в многопрофильном стационаре.

^ Не сформировалась а В стадии формирования и Сформировалась

и

н ___

<-> КИ

Напряжение Ревистенция Истощение

Рис. 2. Оценка частоты встречаемости характеристик фаз СЭВ у ординаторов (п=100)

При оценке фазы «истощение» СЭВ в 57,0% случаев отмечается характеристика «фаза не сформировалась», в 30,0% случаев - фаза находится «в стадии формирования» и в 13,0% случаев - фаза «сформировалась». При анализе средних значений в фазе «истощения» преобладали такие симптомы как эмоциональный дефицит (ЭД) (10,67±7,4) и эмоциональная отстраненность (ЭО) (11,6±6,5). А при оценке распространенности степени выраженности симптомов, входящих в фазу «истощения», выявлено, что частота встречаемости доминирующих симптомов была следующей: эмоциональный дефицит (ЭД) в 12,0% случаев, эмоциональная отстраненность (ЭО) в 7,0%, личностная отстраненность (ЛО) в 8,0% случаев, соответственно, и психосоматические и психовегетативные нарушения (ПиПВН) - в 3,0% случаев.

Сложившиеся симптомы наблюдались: эмоциональный дефицит (ЭД) в 12,0%, эмоциональная отстраненность (ЭО) в 8,0% случаев, личностная отстраненность (ЛО) в 6,0% случаев и психосоматические и психовегетативные нарушения (ПиПВН) - в 8,0% случаев. Складывающийся симптом отмечен следующим образом: эмоциональная отстраненность (ЭО) в 43,0% случаев, эмоциональный дефицит (ЭД) в 30,0% случаев, личностная отстраненность (ЛО) в 23,0% случаев и психосоматические и психовегетативные нарушения (ПиПВН) в 19,0% случаев.

При оценке несложившегося симптома выявлено преобладание психосоматических и психовегетативных нарушений (ПиПВН) в 70,0% случаев, личностной отстраненности (ЛО) - в 63,0% случаев, эмоционального дефицита (ЭД) - в 46,0% случаев и эмоциональной отстраненности (ЭО) - в 39,0% случаев.

При суммировании процентных показателей доминирующих и сложившихся симптомов обнаружено преобладание распространенности эмоционального дефицита (ЭД - 24,0%) над психосоматическими и психовегетативными нарушениями (ПиПВН - 11,0%) в 2,2 раза, над личностной отстранённостью (ЛО - 14,0%) - в 1,7 раза и над эмоциональной отстраненностью (ЭО - 15,0%) - в 1,6 раза, что свидетельствует о выраженном вкладе эмоционального характера истощения в развитие синдрома СЭВ.

Понятие «синдром эмоционального выгорания» тесно связан с другими понятиями, отражающими повышенную эмоциональную напряженность и переживания работника,

такими, например, как «профессиональный стресс», «кризис профессионального развития», «усталость от работы», «профессиональные страхи» [1, 3, 6, 7]. Рассуждая о причинах эмоционального выгорания, часто говорят и о «стрессогенных факторах», таким образом, включая СЭВ в обширную систему понятий, связанных с глобальными особенностями труда, негативно влияющими на личность работника [8].

Таким образом, на основании проведённого комплексного анализа результатов эмпирического исследования 100 ординаторов 1 года обучения обнаружено, что доминирующими симптомами в данной выборке являются неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей, которая практически в равной степени выявляется и в стадии сложившегося симптома.

Фаза истощения, характеризующая результат развития стресса, представлена у испытуемых стадией сложившегося симптома по эмоциональному дефициту и эмоциональной отстраненности, что в комбинации с доминирующими симптомами свидетельствует о практически равном вкладе факторов профессиональной деятельности и личностных факторов в синдром эмоционального выгорания. При этом у 36,0% испытуемых наблюдается сформировавшаяся стадия фазы «резистенции» и у 13,0% опрошенных лиц - сформировавшаяся стадия фазы «истощения», а у 29,0% и 30,0% испытуемых две фазы - «напряжения» и «истощения», с преобладанием у 42,0% случаев в фазе «резистенции» эмоционального выгорания, находясь в стадии формирования, что свидетельствует о психологическом неблагополучии ординаторов 1 года обучения, проходящих подготовку в многопрофильном стационаре.

Причинами психологического неблагополучия у молодых врачей, на наш взгляд, могут быть как физические перегрузки, связанные с переоценкой собственных сил и возможностей, а, именно, добровольное участие в дежурствах опытных врачей, участие в ведении больных, для ординаторов-хирургов участие в предоперационной подготовке и ассистирование при проведении хирургических вмешательств, участие в оформлении медицинской документации, интенсивная теоретическая подготовка параллельно с практической деятельностью, так и эмоциональные перегрузки, связанные с низкой самооценкой, отсутствием отработанных до автоматизма практических навыков, профессионального опыта, высокой степенью ответственности и, как следствие, отсутствием сформированных профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Бодров В.А. Современные представления о чувстве усталости в профессиональной деятельности // Психол журнал. 2012. Т. 33. С. 23-34.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности \\ Психол. журнал. 1997. Т. 18. №6. С. 35-44.

4. Лисицын Ю.П., Изуткин A.M., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. - М., 1984.

5. Любимов П.Ю., Паутов Л.В., Проскурин С.К. О современных проблемах отечественного профессиоведения// Вестник МГУ, № 1, 1998.

6. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2008.

7. Пряжников Н.С. Страх, осторожность и ответственность в деятельности психолога // Журн. практич. психолога. 2009. №6. С. 143-266.

8. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2014. № 4. С. 33-43.

9. Abdulla L, Al-Qahtani DM, Al-Kuwari MG. Prevalence and determinants of burnout syndrome among primary healthcare physicians in Qatar. S AfrFamPract. 2011; 53: 380-3.

10. Cohen J.S., Leung Y., Fahey M. et al. The happy docs study: a Canadian Association of Internes and Residents well-being survey examining resident physician health and satisfaction within and outside of residency training in Canada. BMC Res Notes 2008; 1: 105.

11. Dyrbye L.N., Massie F.S. Jr, Eacker A. et al. Relationship between burnout and professional conduct and attitudes among US medical students. JAMA. 2010; 304: 1173-80.

12. Shanafelt TD, Sonja B, Litjen T, Dyrbye LN, Sotile W, Daniel S, et al. Burnout and satisfaction with work-life balance among US physicians relative to the general US population. JAMA Intern Med. 2012; 172: 1377-85.

13. Shanafelt TD. Enhancing meaning in work: a prescription for preventing physician burnout and promoting patient-centered care. JAMA 2009; 302: 1338-40.

14. Sharma A, Sharp DM, Walker LG, Monson JR. Stress and burnout in colorectal and vascular surgical consultants working in the UK National Health Service. Psychooncology. 2008; 17: 570-6.

15. Soler JK, Yaman H, Esteva M, Dobbs F, Asenova RS, Katic M, et al. Burnout in European family doctors: the EGPRN study. Fam Pract. 2008; 25: 245-65.

References

1. Bodrov V.A. Sovremennyye predstavleniya o chuvstve ustalosti v professionalnoy deyatelnosti // Psikhol zhurnal. 2012. T. 33. S. 23-34.

2. Boyko V.V. Energiya emotsiy. 2-ye izd., dop. i pererab. SPb.: Piter, 2004.

3. Zeyer E.F., Symanyuk E.E. Krizisy professionalnogo stanovleniya lichnosti \\ Psikhol. zhurnal. 1997. T. 18. №6. S. 35-44.

4. Lisitsyn Yu.P., Izutkin A.M., Matyushin I.F. Meditsina i gumanizm. - M., 1984.

5. Lyubimov P.Yu., Pautov L.V., Proskurin S.K. O sovremennykh problemakh otechestvennogo professiovedeniya// Vestnik MGU, № 1, 1998.

6. Pryazhnikov N.S. Motivatsiya trudovoy deyatelnosti. M.: Akademiya, 2008.

7. Pryazhnikov N.S. Strakh, ostorozhnost i otvetstvennost v deyatelnosti psikhologa // Zhurn. praktich. psikhologa. 2009. №6. S. 143-266.

8. Pryazhnikov N.S., Ozhogova Ye.G. Emotsionalnoye vygoraniye i lichnostnyye deformatsii v psikhologo-pedagogicheskoy deyatelnosti // Vest. Mosk. un-ta. Ser. 14. Psikhologiya. 2014. № 4. S. 33-43.

9. Abdulla L, Al-Qahtani DM, Al-Kuwari MG. Prevalence and determinants of burnout syndrome among primary healthcare physicians in Qatar. S AfrFamPract. 2011; 53: 380-3.

10. Cohen J.S., Leung Y., Fahey M. et al. The happy docs study: a Canadian Association of Internes and Residents well-being survey examining resident physician health and satisfaction within and outside of residency training in Canada. BMC Res Notes 2008; 1: 105.

11. Dyrbye L.N., Massie F.S. Jr, Eacker A. et al. Relationship between burnout and professional conduct and attitudes among US medical students. JAMA. 2010; 304: 1173-80.

12. Shanafelt TD, Sonja B, Litjen T, Dyrbye LN, Sotile W, Daniel S, et al. Burnout and satisfaction with work-life balance among US physicians relative to the general US population. JAMA Intern Med. 2012; 172: 1377-85.

13. Shanafelt TD. Enhancing meaning in work: a prescription for preventing physician burnout and promoting patient-centered care. JAMA 2009; 302: 1338-40.

14. Sharma A, Sharp DM, Walker LG, Monson JR. Stress and burnout in colorectal and vascular surgical consultants working in the UK National Health Service. Psychooncology. 2008; 17: 570-6.

15. Soler JK, Yaman H, Esteva M, Dobbs F, Asenova RS, Katic M, et al. Burnout in European family doctors: the EGPRN study. Fam Pract. 2008; 25: 245-65.

Сведения об авторах:

Савельева Людмила Александровна - заместитель декана факультета подготовки кадров высшей квалификации Ярославского государственного медицинского университета

Кашапов Мергаляс Мергалимович - заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, проф., д.п.н.

Information about the authors:

Lyudmila А. Savelyeva - Vice Dean, Faculty of Training of Highly Qualified Personnel, Yaroslavl State Medical University

Mergalyas M. Kashapov - DSc. (Psychology), Prof., Head of the Department of Pedagogy and Pedagogical Psychology, P.G. Demidov Yaroslavl State University

Поступило в редакцию: 03.12.20 Принято к публикации: 20.12.20

Received: 03 December 2020 Accepted: 20 December 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.