Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание как один из факторов развития патогенного мышления'

Эмоциональное выгорание как один из факторов развития патогенного мышления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РАЗМЫСЛИВАНИЕ / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малыгина Татьяна Александровна, Кудрявцев Владимир Александрович

В статье приведены результаты исследования уровня эмоционального выгорания педагогов, обучающих детей с ОВЗ. Результаты исследования будут интересны психологам, педагогам, воспитателям специальных (коррекционных) учреждений, для создания наиболее благоприятных условий по формированию у педагогов саногенного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малыгина Татьяна Александровна, Кудрявцев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание как один из факторов развития патогенного мышления»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПАТОГЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ

1 2 Малыгина Т.А. , Кудрявцев В.А.

1Малыгина Татьяна Александровна - студент

магистратуры заочного отделения; Кудрявцев Владимир Александрович - кандидат

психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье приведены результаты исследования уровня эмоционального выгорания педагогов, обучающих детей с ОВЗ.

Результаты исследования будут интересны психологам, педагогам, воспитателям специальных (коррекционных) учреждений, для создания наиболее благоприятных условий по формированию у педагогов саногенного мышления. Ключевые слова: патогенное мышление, саногенное мышление, особенности, эмоциональное выгорание, психологическая защита, эмоциональный интеллект, размысливание, эмоции.

Прежде, чем подойти к предмету нашего исследования, необходимо разобраться, а что такое вообще эмоциональное выгорание, эмоция. Только после детального рассмотрения будет понятно, как мы можем помочь нашим испытуемым в преодолении эмоционального стресса.

Жизнь человека раскрашена различными эмоциями, как картина художника. Кто-то использует только темные тона, у кого-то жизнь играет всеми цветами радуги. Ведь эмоции -это наш внутренний «волшебный сундучок», благодаря которому мы имеем возможность снова и снова проживать

36

приятные моменты, но в то же время и повторять различные негативные переживания. Ведь давно не секрет, что эмоции в большей степени влияют на человека, чем разум. Поэтому в ситуации стресса многим сложно принимать нужные, правильные решения.

Многие путают эмоции и чувства. Эмоция зарождается в самой древней части головного мозга - лимбической. Чувствами же управляет неокортекс - самая молодая его часть. После совершения одного поступка нас могут захлестнуть эмоции злости, а по истечении времени добавится чувство стыда за нашу злость. Испытывая постоянный стресс, человек подвергает себя опасности получить синдром эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания - это патологическое состояние человека, при котором он постоянно чувствует моральное, эмоциональное и физическое истощение. Впервые синдром эмоционального и физического истощения был описан в 1974г. Х.Фрейденбергом (американский психиатр) и дополнен К.Маслач. Они отмечали, что на его фоне формируется негативное отношение к работе и отрицательная самооценка.

Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев говорил, что главным определяющим фактором в жизни человека становится его отношение к окружающей действительности и самому себе, и если необходимо, то он может реконструировать свои нарушенные отношения.

Для контроля над своими эмоциями надо развивать свой эмоциональный интеллект, переводя эмоции из неосознаваемых в осознаваемые. Для понимания этого процесса мы обратимся к работам основателя саногенного мышления Ю.М.Орлову.

Ю.М. Орлов говорит о том, что мышление бывает патогенное и саногенное. «Мое поведение влияет на мое благополучие, на мое самочувствие, настроение, здоровье, успех, положение. В одном случае это влияние положительно, в другом - отрицательно». Продолжая

цитировать, отметим, что «система саногенного мышления усиливает потенциал свободы каждого человека, и в этом ее сила. Саногенное мышление расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие эмоциональность».

Патогенное мышление он определял как ошибочное и неэффективное, которое создает отрицательную эмоцию и влияет на благополучие, самочувствие человека. «Поведение же, которое поддерживает здоровье и благополучие, мы можем назвать саногенным. Поведение, не соответствующее ситуации, будет по необходимости патогенным».

Мы задались вопросом, а есть ли какие-либо стандартизированные методики, диагностирующие уровень позитивного мышления? Ответ неутешительный - нет, в связи с отсутствием общепринятого определения ключевого понятия позитивное мышление и с недостаточной разработанностью проблемы.

В своем исследовании мы использовали методики: опросник на выгорание К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, личностный опросник Плутчика Келлермана Конте, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест «Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС) В. Янке, Г. Эрдманнв в адаптации Н. Е. Водопьяновой, с целью выявления зависимости уровня эмоционального выгорания с уровнем саногенного мышления у субъектов инклюзивного образовательного пространства. Исследование проводилось на базе МДОУ №323 «Сказка». В качестве выборки принимали участие родители и педагоги подготовительной группы детей с ОВЗ. Контрольные соотношения были взяты на основании данных опроса родителей и детей подготовительной группы МДОУ №450 «Рябинка».

Синдром эмоционального выгорания как динамический процесс, возникает поэтапно, под воздействием профессиональных стрессогенных факторов. По словам В.В. Бойко (академик международной Балтийской

педагогической академии), это механизм полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия в профессиональной среде.

Как мы видим по результатам исследования, у педагогов сформировались симптомы эмоционального выгорания в фазе напряжения по шкалам Тревога и депрессия (51%), в фазе резистенция по шкалам Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (57%) и Редукция профессиональных обязанностей (66%), в фазе истощение по шкалам Эмоциональный дефицит (75%).

Рис. 1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Проявленные симптомы показывают, что при стрессе возникает сопротивление, появляются негативные психологические состояния и формируется эмоциональная защита у педагогов, это следствие несоответствия ожиданий

реальным условиям профессиональной деятельности. Также стоит отметить, что уровень их позитивного мышления, согласно результатам диагностики, достаточно низкий, что является немаловажным для исследования.

Говоря простым языком, у педагогов «пропадает запал», снижается профессиональная мотивация, они становятся не готовы к профессиональной

инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования, присутствует низкая стрессоустойчивость при выполнении профессиональных обязанностей, отсутствие в деятельности творчества и креатива.

Профессиональная деятельность педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - это тяжелый труд, сопряженный с рисками, стрессами, экстремальными условиями труда, физическими, эмоциональными и моральными перегрузками. Данная работа несет большие трудности. Необходимо отметить, что профессиональная деятельность таких педагогов обязывает их мобилизовать все свои силы, до полного напряжения, использовать все возможности для для поддержания должного качества работы, не принимая во внимание фактор усталости и утомления, сбрасывая со счетов фактор внутренней неготовности и отсутствия интереса к выполняемой работе, решаемой задаче, ставя под угрозу физическое здоровье. (Курилович Надежда Васильевна).

Также отрицательными факторами являются напряжение, естественное стрессовое состояние, состояние эмоционального выгорания у педагогов, осуществляющих обучение различных категорий детей в условиях инклюзивного образования. Это, в свою очередь, свидетельствует о несформированности профессиональной готовности. Данного мнения придерживается и Н.Н. Малярчук (доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор кафедры клинической и юридической психологии Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного

университета), работы которой мы использовали в своем исследовании. (Н.Н.Малярчук)

Проведя исследование по методике «Личностный опросник Плутчика Келлермана Конте, мы выяснили, что одним из первых инструментов защиты от стресса является проекция (18.6%).

вытеснение; 6,3%

гиперкомпенсац мя; 10,1%

вытеснение

■ регрессия

замещение; ■ замещение

5,1%

■ отрицание

I проекция компенсация гиперкомпенсацмя рационализация

Рис. 2. Личностный опросник Плутчика Келлермана Конте

Это самый простой и примитивный способ психологической защиты, описанный еще З.Фрейдом. При данном виде защиты человек переносит (проецирует) свои неприятные чувства, мысли, желания на других. Испытывая чувства вины или стыда, он стремиться избавиться от таких тяжелых переживаний, наделяя ими других людей. Не обвиняя себя - обвиняет других.

В виду того, что человек по своей природе очень ограничен социумом, различные запреты не дают ему возможность преодолеть возникшую стрессовую ситуацию с позитивным настроем. Ему достается слабое утешение «Не я такой, жизнь такая».

Продолжая наше исследование, следует обратить внимание еще на один показатель: рационализация. Механизм рационализации призван защищать нашу психику

41

от фрустрации и негативных переживаний. Он оправдывает неприемлемые обществом и человеком мысли, чувства, действия. Рационализация позволяет нам избавиться от тревоги, напряжения, чувства вины. В чем может быть опасность этого метода психологической защиты?

• Вместо того, чтобы принять свои ошибки, раскаяться и исправить их, люди придумывают себе подчас нелепые оправдания, искренне веря в них.

• Рационализация уводит человека в сторону от проблемной ситуации, не позволяя решить ее адекватно.

• Она не позволяет выразить эмоции, связанные с проблемой и выстроить правильное поведение в стрессовой ситуации и обрести соответствующий опыт.

И самое главное - это то, что психологические защиты не ликвидируют саму проблему: они ее ретушируют, ослабляют, но внутри бессознательного это противоречие или этот конфликт продолжают существовать, тем самым невротизируя человека.

Получается интересный набор, который дополняется еще одним немало важным показателем: отрицание. Отрицание -механизм бессознательного отказа признать некоторые болезненные аспекты внешней реальности или субъективных переживаний, очевидные другим людям.

Наша психика так устроена, что если мы находимся в дискомфортной ситуации слишком долго, или страдания от какой-то ситуации превышают предел, который мы не можем вынести, то она включает психологическую защиту в виде отрицания. Оно проявляется в виде отказа признаваться себе в существовании чего-либо нежелательного. Отрицание защищает нас от неприятных эмоций и чувств, но имеет серьёзный недостаток - не приводит к решению проблемы или того хуже, искажает наше мышление и поведение. Человек все время ждет какого-то подходящего времени, волшебной таблетки, употребляет слова «я это заслужил» или наоборот, «все вокруг виноваты», просто пропускает мимо ушей то, что говорят окружающие.

Дополняет наше исследование использование данных, полученных по методике «Опросник на выгорание» К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.

■ эмоциональное истощение

■ редукция личных достижений

■ деперсонализация

Рис. 3. «Опросник на выгорание» К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой

Небольшой процент деперсонализации (19% от числа опрошенных) дает нам слабое утешение, что не все потеряно. Но оценивая такие данные, как редукция личных достижений (порядка 38%) и эмоционального истощения (более 43%), немного становится не по себе. Ведь что такое редукция? Человек занижает свои успехи и достижения, негативно себя оценивает и преуменьшает собственное достоинство. А уж приправленная эмоциональным истощением, совсем дает печальную картину. Внутренние переживания очень часто отражаются и на физиологическом уровне, проявляются психосоматические и обостряются хронические заболевания.

Ну а дальше, как нарастающий ком. Проблемы со здоровьем, нервные переживания и внутреннее напряжение рождают те самые проблемы в сфере общения, возникают конфликты в семье и работе, человека никто не хочет понять, он раздражителен и эмоционально негативен, либо может замкнуться в себе.

Возвращаясь к нашим данным, мы так же не можем не отметить большой процент показателя регрессии (12,2%). Регрессия - это понятие, которое часто используется в психоанализе и современной психологии; обычно оно означает возврат к предыдущим формам развития мысли, объектных отношений, структуры поведения.

Подводя итоги, необходимо отметить неразрывную связь между уровнем эмоционального выгорания педагогов специального образовательного пространства и позитивным мышлением. Полученные результаты, возможно, являются следствием сформированных симптомов эмоционального выгорания педагогов, и дают повод задуматься о роли саногенного мышления в профессиональной деятельности. Стоит особо подчеркнуть необходимость дальнейшего изучения этого необыкновенного явления. Мы должны научить «размысливать» эмоции, прорабатывать их ежедневно. Ведь только системная и методическая работа позволит нам научиться мыслить саногенно и изменить свою жизнь к лучшему. Вы можете резонно возразить, разве человек, научившийся мыслить саногенно, не испытывает негативных, плохих эмоций? Конечно, он их чувствует. Но он правильно умеет их обрабатывать, чтобы они не перешли в разряд патогенных и в меньшей степени влияли на все его существование. Эмоция не зависит от человека, возникает сама по себе и так же проходит. Но в наших силах сделать так, чтобы секундная обида не принесла в нашу жизнь стресс, а вина не терзала нас изо дня в день.

Многие психологи советуют убрать эти эмоции, не поддаваться им. Но не таков принцип СГМ. Мы должны проработать, осознать эмоцию, понять ее механизм. Лишь в этом случае мы можем правильно действовать дальше, без внутреннего автоматизма.

Поиск эффективных путей снижения негативных проявлений эмоционального выгорания и профессионального стресса педагогов детей с ОВЗ очень актуально на сегодняшний момент.

Собирая материалы для нашего исследования, наткнулись на интересную статью С.Н.Каштановой (кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина), в которой описаны формы взаимодействия педагога-психолога со специалистами эмоционально-ориентированного сопровождения дошкольников с нарушениями интеллектуального развития. Хочется отметить, что приемы и формы такого взаимодействия необходимо проводить и для самих работников специального образовательного пространства в целях развития их эмоционального интеллекта и снижения эмоционального выгорания. Ведь в основе саногенного мышления как раз и стоит понимание механизма возникновения эмоций и дальнейшая работа с ними.

Нет системного подхода в формировании саногенного мышления в специальном образовательном пространстве. Многие отдельные аспекты позитивного мышления реализуются только на уровне популярной психологии, очень мало изучены, хотя существующая потребность в формировании психодиагностического инструмента назрела давно. Это очень перспективная и интересная работа, как мы с вами увидели.

При дальнейшем изучении возможностей применения приемов саногенного мышления как средства профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов, необходима разработка коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование аспектов саногенного мышления.

Список литературы

1. Оздоравливающее (саногенное) мышление / Составитель А.В. Ребенок. Серия: Управление поведением. Кн. 1. 2-е изд., исправленное. М.: Слайдинг, 2006. 96 с.

2. 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления / С.Н. Морозюк, Ю.В. Морозюк, М.: Прометей, 2013. 100 с.

3. Бойко Виктор Васильевич. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. 472 с.

4. Ценности и смысложизненные ориентации педагогов, имеющих психосоматические расстройства / Н.Н. Малярчук. Журнал «Прикладные исследования». № 3 (24). Июль—сентябрь, 2010.

5. Формы взаимодействия педагога-психолога со специалистами эмоционально-ориентированного сопровождения дошкольников с нарушениями интеллектуального развития / С.Н. Каштанова. Журнал «Вестник Мининского университета», 2014. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.