Научная статья на тему 'Влияние механизмов психологической защиты на уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов'

Влияние механизмов психологической защиты на уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1124
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS / РЕГРЕССИЯ / REGRESSION / ВЫТЕСНЕНИЕ / DISPLACEMENT / ЗАМЕЩЕНИЕ / ОТРИЦАНИЕ / DENIAL / ПРОЕКЦИЯ / PROJECTION / КОМПЕНСАЦИЯ / COMPENSATION / ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / RATIONALIZATION / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / НАПРЯЖЕННОСТЬ ФАЗ "НАПРЯЖЕНИЕ" / TENSION PHASE / "РЕЗИСТЕНЦИЯ" / "RESISTANT" / "ИСТОЩЕНИЕ" / ПЕДАГОГИ / REPRESSION / OVERCOMPENSATION / "STRESS" / "EXHAUSTION" TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Ольга Генриховна, Садовников Андрей Сергеевич

В статье приведены результаты исследования особенностей механизмов психологической защиты у педагогов с синдромом эмоционального выгорания. Экспериментальную выборку составили 419 педагогов общеобразовательных школ г. Уфы (335 женщин и 94 мужчины). Определили преобладающие типы психологической защиты, уровни сформированности фаз синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) «Напряжение», «Резистенция», «Истощение». Для статистической обработки использовали описательную статистику, сравнительный анализ средних значений. Определили преобладающие типы механизмов психологической защиты, применяемых педагогами. Отмечено, что совместный выбор механизмов психологической защиты, закономерно снижает напряженность фаз синдрома эмоционального выгорания. Выявлено, что нерациональное применение нескольких типов механизмов психологических защит, (в отдельных случаях 5-6 типов) и отсутствие психологической защиты приводит к высокой напряженности фаз СЭВ. У педагогов, не использующих психологическую защиту, синдром эмоционального выгорания более выражен в сравнение с другими группами, в этом случае, можно предположить, что именно изменение эмоционального фона является своеобразной защитой от психотравмирующих ситуаций в профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют утверждать, что по мере усложнения применяемых педагогами в процессе профессиональной деятельности механизмов психологической защиты снижается уровень напряженности фаз синдрома эмоционального выгорания. Полученные результаты свидетельствуют о существовании принципиальной возможности прогнозирования напряженности синдрома эмоционального выгорания, в зависимости от применяемых педагогами механизмов психологической защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратьева Ольга Генриховна, Садовников Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION ON THE LEVEL OF FORMATION OF THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT AT TEACHERS

In the article the results of studies of the mechanisms of psychological protection of teachers with the burnout syndrome. The experimental sample consisted of 419 teachers of secondary schools of Ufa (335 women and 94 men). Identified the predominant types of psychological protection, the levels of forming phases of emotional burnout syndrome, "Stress", "Resistant", "Exhaustion". For statistical processing was used descriptive statistics, comparative analysis of average values. Identified the predominant types of psychological defense mechanisms employed by the teachers. Noted that the joint range of mechanisms of psychological protection, naturally reduces the tension of the phases of the emotional burnout syndrome. It is revealed that irrational use several types of mechanisms of psychological protection, (in some cases 5-6), and a lack of psychological protection leads to high tension phase of emotional burnout syndrome. Teachers that do not use psychological protection, emotional burnout syndrome is more pronounced in comparison with other groups, in this case, we can assume that it is the change in the emotional background is a kind of protection against traumatic situations in their professional activities. The results of the study allow to assert, that as the complexity used by teachers in the process of professional activity of psychological defense mechanisms decreases the level of tension phases of the emotional burnout syndrome. The obtained results indicate the possibility of predicting tension syndrome of emotional burnout, depending on teachers of psychological defense mechanisms.

Текст научной работы на тему «Влияние механизмов психологической защиты на уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов»

психологические науки

Кондратьева Ольга Генриховна, Садовников Андрей Сергеевич ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗАЩИТЫ ...

УДК 159.9.072: 612.812

ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НА УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

© 2017

Кондратьева Ольга Генриховна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и зоологии Садовников Андрей Сергеевич, студент биологического факультета Башкирский государственный университет (450076, Россия, Уфа, ул. Заки Валиди, 32, e-mail: qwef123@mail.ru)

Аннотация. В статье приведены результаты исследования особенностей механизмов психологической защиты у педагогов с синдромом эмоционального выгорания. Экспериментальную выборку составили 419 педагогов общеобразовательных школ г. Уфы (335 женщин и 94 мужчины). Определили преобладающие типы психологической защиты, уровни сформированности фаз синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) «Напряжение», «Резистенция», «Истощение». Для статистической обработки использовали описательную статистику, сравнительный анализ средних значений. Определили преобладающие типы механизмов психологической защиты, применяемых педагогами. Отмечено, что совместный выбор механизмов психологической защиты, закономерно снижает напряженность фаз синдрома эмоционального выгорания. Выявлено, что нерациональное применение нескольких типов механизмов психологических защит, (в отдельных случаях 5-6 типов) и отсутствие психологической защиты приводит к высокой напряженности фаз СЭВ. У педагогов, не использующих психологическую защиту, синдром эмоционального выгорания более выражен в сравнение с другими группами, в этом случае, можно предположить, что именно изменение эмоционального фона является своеобразной защитой от психотравмирующих ситуаций в профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют утверждать, что по мере усложнения применяемых педагогами в процессе профессиональной деятельности механизмов психологической защиты снижается уровень напряженности фаз синдрома эмоционального выгорания. Полученные результаты свидетельствуют о существовании принципиальной возможности прогнозирования напряженности синдрома эмоционального выгорания, в зависимости от применяемых педагогами механизмов психологической защиты.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, регрессия, вытеснение, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация, синдром эмоционального выгорания, напряженность фаз «Напряжение», «Резистенция», «Истощение», педагоги.

INFLUENCE OF MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION ON THE LEVEL OF FORMATION OF THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT AT TEACHERS

© 2017

Kondratyeva Olga Genrikhovna, Candidate of Biology, associate professor of human physiology and zoology Sadovnikov Andrey Sergeyevich, student of biological faculty Bashkir State University (450076, Russia, Ufa, Zacky Validi St., 32, e-mail: qwef123@mail.ru)

Abstract. In the article the results of studies of the mechanisms of psychological protection of teachers with the burnout syndrome. The experimental sample consisted of 419 teachers of secondary schools of Ufa (335 women and 94 men). Identified the predominant types of psychological protection, the levels of forming phases of emotional burnout syndrome, "Stress", "Resistant", "Exhaustion". For statistical processing was used descriptive statistics, comparative analysis of average values. Identified the predominant types of psychological defense mechanisms employed by the teachers. Noted that the joint range of mechanisms of psychological protection, naturally reduces the tension of the phases of the emotional burnout syndrome. It is revealed that irrational use several types of mechanisms of psychological protection, (in some cases 5-6), and a lack of psychological protection leads to high tension phase of emotional burnout syndrome. Teachers that do not use psychological protection, emotional burnout syndrome is more pronounced in comparison with other groups, in this case, we can assume that it is the change in the emotional background is a kind of protection against traumatic situations in their professional activities. The results of the study allow to assert, that as the complexity used by teachers in the process of professional activity of psychological defense mechanisms decreases the level of tension phases of the emotional burnout syndrome. The obtained results indicate the possibility of predicting tension syndrome of emotional burnout, depending on teachers of psychological defense mechanisms.

Keywords: psychological defense mechanisms, regression, repression, displacement, denial, projection, compensation, overcompensation, rationalization, emotional burnout syndrome, tension phase, "Stress", "Resistant", " Exhaustion" teachers.

Зигмунд Фрейд, описывая феномен «психологическая защита», определил его роль в ситуациях требований социального взаимодействия как фактора, снижающего внутреннее напряжение (Шмидбауэр, 1998). В работах З. Фрейда выделяются как отдельные виды защит - механизмы, так и обобщенные типы, направленные против определенных влечений. В дальнейшем защитные механизмы рассматривались как малоадаптивные или патологические формы регуляции поведения личности. По мнению Г. Тарта (2000), механизмы психологической защиты проявляются у людей, которых принято называть невротиками и психотиками. Взгляды Анны Фрейд на роль психологической защиты в разрешении внешних (социогенных) конфликтов позволили расширить феноменологию защиты и дали возможность рассматривать эти механизмы также у здоровой личности (Фрейд, 2003). В настоящее время исследователи (Белов, 2009; Грановская, 2007; Никольская, 2007; Субботина,

2006) сходятся во мнении, что существуют типы защит, состоящие из отдельных механизмов и отражающие индивидуальные защиты личности.

В современной литературе приводятся различные подходы к пониманию феномена психологической защиты и лежащих в его основе психологических механизмов. Психологическая защита на современном этапе научных исследований рассматривается как система механизмов регуляции, направленных на устранение или снижение негативных психотравмирующих для личности переживаний, проявляющихся тревогой, внутренним дискомфортом (Субботина, 2012). Выбирая психологическую защиту, как деструктивную стратегию поведения, человек отказывается от продуктивного разрешения психотравмирующих ситуаций, накапливает психоэмоциональное напряжение, что приводит к личностным деформациям.

Профессиональный стресс или синдром «эмоцио-

Кондратьева Ольга Генриховна, Садовников Андрей Сергеевич I психологические

ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗАЩИТЫ ... науки

нального выгорания» возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них и представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления (Бойко, 1996). Его рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на большой круг ситуаций в профессиональной деятельности человека, при этом негативные последствия профессионального стресса рассматривают в нескольких аспектах: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье представителей социономиче-ских профессий (Kondratieva, Vasilieva, 2013).

В.В. Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (Бойко, 1996, 1999).

Профессиональная деятельность педагога связана с необходимостью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям (Кондратьева, 2013). Адаптационные возможности связаны с системой психологической защиты, выбираемой человеком. Изучение факторов, влияющих на применение определенного механизма психологической защиты у педагогов, позволяет предположить стратегию поведения в неблагоприятных условиях профессионального взаимодействия, выбрать стратегию коррекционного воздействия при различных формах де-задаптивного поведения (Домырева, 2012).

Целью нашего исследования являлось определение влияния механизмов психологической защиты у педагогов на уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Для достижения цели исследования использовались следующие методики: 1) опросник Бойко В.В., позволяющий определить уровень сформированно-сти фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания; (Райгородский, 1999); 2) опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index), позволяющий измерить уровни напряженности восьми основных психологических защит: регрессии, вытеснения, замещения, отрицания, проекции, компенсации, гиперкомпенсации, рационалищации (Кружкова, Шахматова, 2006);

Для статистической обработки полученных результатов применили описательную статистику, t-критерий Стьюдента. В исследовании приняли участие 419 педагогов общеобразовательных школ г. Уфы, из них 335 женщин (средний возраст 42,81+10,52 лет) и 94 мужчины (средний возраст 49,21+11,96 лет).

Таблица 1. Распределение типов психологической защиты в выборке педагогов (n=419)

Тип механизма психологической защиты Абс. число % v общей численности

(чел.) БЫСОрКИ

«Отрицание» 21 5,1%

«Проекция» 43 11,4%

■рационализация» 73 17,4%

«Рацнонализацня»+»Проекцня» 63 16,2%

■рационализация» -«Отрицание » 24 5,7%

Более2 типов S3 211%

Отсутствует 52 12,4%

Другие варианты 45 10,7%

Из данных таблицы 1 следует, что 21,1% педагогов использует несколько (до 5-6 типов) механизмов психологической защиты (МПЗ). Значительное количество педагогов применяют одновременно два защитных механизма, среди которых преобладают следующие варианты: «Рационализация» и «Проекция» (16,2%) и «Рационализация» и «Отрицание» (5,7%). В различных вариантах более 39% педагогов используют как психологическую защиту механизм «Рационализация».

В таблице 2 представлено распределение педагогов по группам с различным уровнем сформированности

фаз синдрома эмоционального выгорания._

Таблица 2. Распределение педагогов по уровню сформированности фаз синдрома эмоционального выгорания (п=419)

Сформированная фаза Формирующаяся фаза Несформированнаяфаза

фаза синдрома Абс. % Абс. % Абс. %

эмоционального число чел. к оошеи число чел г оощеи число чел. к оощеи

выгорания числ. числ. числ.

ЕЫООрКН БЫООрКИ ЕЫООрКН

Напряжение 188 44,8% 208 49,7% 25 5,5%

Резистентно стъ 89 21.2% 274 65,4% 56 13,4%

Истощение 41 9,8% 191 45,6% 187 44,6%

В выборке преобладают педагоги с формирующимися фазой «Резистентность» (65,4%). Обращает внимание значительное количество педагогов с формирующимися фазами «Напряжение» и «Истощение», соответственно 49,7% и 45,6%. У 94,5% респондентов сформированы или формируется фаза «Напряжение», у 86,6% - фаза «Резистенция».

Таблица 3. Средние значения и стандартные отклонения (М+т) показателей сформированности фаз СЭВ при выборе механизмов психологической защиты

Тип механизма психологической защиты Фаза «Напряжение» (баллы) Фаза «Резистенция» (баллы) Фаза «Истощение» (баллы)

«Проекция» 61,25+12,27 50,15+10,41 37,15+13,30

«Рационализация» 61,12+21,14 52,22+17,87 41,62-16,15

«Отрицание» 62,90+15,17 51,05+11,21 42,71 + 15,68

«Рационализация»*! «Отрицание» 60,29±21,37 52,33+16,15 40,29+14,63

«Рационализация»и «Проекция» 52,85+16,05 47i?7±14,12 35,60±16,01

Более 2 типов 63,09+15,37 54,33+10,33 41,41 + 15,26

МПЗ отсутствует 66,13-19,46 52,63-12,43 45,12+18,07

Другие варианты 67,59+19.52 52,83-12,85 45,09+18,24

Сравнительный анализ данных таблицы 3, проведенный с применением ^критерия Стьюдента для сравнения средних значений представлен в таблице 4.

Таблица 4. Влияние типов механизма психологической защиты на уровень сформированности фаз СЭВ (р-1с\с!)

Сравниваемые группы Ml М; t-vaiae df P

Фаза синдрома эмоционального Тни механизма психологической защиты

ФН IIPvs О 52.S5 62.90 -2.54 87 0,012875

ПР vs П 52.S5 61,25 J.05 114 0,002864

ПР vs 6 олее 2 типов 52.S; 63,09 3,58 154 0,000456

nPvs Р 52.85 61,12 -2.60 139 0,010265

ПР VI отсутствует ЫПЗ 52.S5 66,13 4,10 118 0,000078

ПР vs другие варианты 52.S; 6T.5S 4,40 112 0,000025

ФР ПР vs боле е 2 типов 47.97 54,83 -3,43 154 0,000763

П V3 более 2 типов 50,15 54,83 -2.44 134 0,015877

ФИ ПР vs боксе 2 типов 35,60 41,41 -2,31 154 0,022399

nPvs Р 35,60 41,62 -2.22 139 0,028143

ПР отсутствует МПЗ 35,60 45,12 -3.05 118 0,002825

ПР vs друтие варианты 35,60 45.09 -2.93 112 0,004081

Примечание: ФН - фаза напряжения, ФР - фаза резистенции, ФИ - фаза истощения, МПЗ - механизм психологической защиты, ПР - «Проекция» и «Рационализация», О - «Отрицание», П - «Проекция», Р - «Рационализация».

Применение респондентами различных механизмов психологической защиты существенно влияет на напряженность фаз синдрома эмоционального выгорания. Статистически значимо, что выраженность фазы напряжения ниже при совместном выборе следующих механизмов психологической защиты: «Проекция» и «Рационализация». Нерациональное применение механизмов психологической защиты, например, нескольких вариантов одновременно или отсутствие МПЗ существенно повышает напряженность ФН и ФИ.

У педагогов, не использующих психологическую защиту, синдром эмоционального выгорания более выражен в сравнение с другими группами, в этом случае, можно предположить, что именно изменение эмоционального фона является своеобразной защитой от психо-травмирующих ситуаций в профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют утверждать, что по мере усложнения применяемых педагогами в процессе профессиональной деятельности механизмов психологической защиты снижается уровень напряженности фаз синдрома эмоционального выгорания.

Полученные результаты свидетельствуют о суще-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

психологические науки

ствовании принципиальной возможности прогнозирования напряженности фаз синдрома эмоционального выгорания, в зависимости от выбора респондентом механизма психологической защиты.

Область применения. Выявленные закономерности имеют значение для психофизиологии, психологии личности, педагогической психологии. Установлены зависимости между уровнем напряженности фаз синдрома эмоционального выгорания и типами механизмов психологической защиты. Практическая значимость полученных результатов заключается целесообразности определения преобладающего типа механизма психологической защиты, используемого педагогами для оценки, прогнозирования и профилактики формирования синдрома эмоционального выгорания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шмидбауэр, В. Фрейд, З.: жизнь, работа, наследие // Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А.М. Боковикова. - М: MGM - Interna, 1998. - Т.1. - С. 289-296.

2. Тарт, Г. Механизмы защиты // Самосознанние и защитные механизмы личности / Ред. Д.Я. Райгородский.

- Самара: «Бахрах-М», 2000. - С. 482-508.

3. Фрейд, А. Эго и механизмы защиты. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2003. - 256 с.

4. Белов, В.Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2009. - №3.- С. 66-72.

5. Грановская, Р.М. Психологическая защита. - Спб: Речь, 2007. - 476 с.

6. Никольская, И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совла-дающего поведения». -Кострома: КГУ, 2007. - С. 52-54.

7. Суботина, Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: дис...д-ра психол. наук: 19.00.03. -Ярославль, 2006. - 318 с.

8. Субботина Л.Ю. Взаимосвязь психологической защиты и выгорания в процессе профессионализации учителей //Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 2. С. 316-319.

9. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М.: Наука, 1996. - 154 с.

10. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении - СПб.: Питер, 1999.

- 160 с.

11. Kondratieva O.G. Features of forming the syndrome of «burnout» in the process of pedagogical activity / O.G. Kondratieva, I.L. Vasilieva //International Journal of Experimental Education . - Moscow, №5. 2013. - Р. 33-35.

12. Кондратьева О.Г. Исследование особенностей формирования синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов с акцентуациями характера // Фундаментальные исследования. №11. - Часть 7, 2013.

- С.1364-1369.

13. Домырева Е.А. Психологическая защита как ресурсосберегающая стратегия деятельности педагога // Ученые записки электронный научный журнал Курского государственного университета . 2012. No1 (21) . С. 275280.

14. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Сама-ра: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

15. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006 - 153 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кондратьева Ольга Генриховна, Садовников Андрей Сергеевич ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗАЩИТЫ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.