Научная статья на тему 'Профилактика эмоционального выгорания у медицинского персонала хирургического отделения'

Профилактика эмоционального выгорания у медицинского персонала хирургического отделения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / РЕДУЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лабунец А.Э.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в обществе меняется отношение людей к своей трудовой деятельности. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Данное исследование проводилось с целью выявить, насколько медицинский персонал хирургического отделения подвержен формированию синдрома эмоционального выгорания и нуждается в профилактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика эмоционального выгорания у медицинского персонала хирургического отделения»

довательных виртуальных сессий. Накопленный опыт организации виртуальных сессий свидетельствует о том, что виртуальные классы позволяют осуществлять достаточно эффективное групповое взаимодействие.

Список литературы:

1. Андреев А.А. Введение в интернет-образование. - М.: ЛОГОС, 2003. -С. 37-43.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Шитова В.А. Технология работы педагога в виртуальной образовательной среде МГОУ: учебно-методическое пособие. -М.: ООО «Диона», 2008. - С. 25-65.

3. Волженина Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения. - Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2008. - 59 с.

4. Левицкий А.А., Сарафанов А.В., Толстоногов А.В., Трегубов С.И. Подготовка учебных материалов для использования в образовательном процессе с применением дистанционных технологий. - Красноярск: ИПЦ КГТУ 2003. - 43 с.

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

© Лабунец А.Э.

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск

Актуальность исследования обусловлена тем, что в обществе меняется отношение людей к своей трудовой деятельности. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Синдром эмоционального выгорания - представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Данное исследование проводилось с целью выявить, насколько медицинский персонал хирургического отделения подвержен формированию синдрома эмоционального выгорания и нуждается в профилактике.

Ключевые слова синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, профилактика эмоционального выгорания, редуцирование.

Маслач К. [2006] рассматривает выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций,

включающие в себя три взаимосвязанных измерения: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.

Эмоциональное истощение - ключевой компонент - проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.

Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать циничное, негативное, бездушное отношение к окружающим.

Формируются цинизм, дистанцирование (причем не только у профессионалов, работающих в системе «человек - человек»), враждебное отношение к тем, кто требует выполнения работы. Люди продолжают работать, но «на расстоянии вытянутой руки», стараясь не тратить лишних сил, становятся мнительными, враждебными. Страдает качество выполнения работы.

Редуцирование персональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, формирование заниженной самооценки (профессиональной и личной), негативное самовосприятие в профессиональном плане [13].

Цель исследования - изучение синдрома эмоционального выгорания у медицинского персонала хирургического отделения и разработка психологической программы профилактики эмоционального выгорания.

Объект исследования - эмоциональное выгорание, как психическое состояние.

Задачи:

1. Изучить психологическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать методики для исследования уровня эмоционального выгорания у медицинских работников.

3. Провести исследование и проанализировать результаты исследования сформулировать выводы.

Методы исследования:

1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования.

2. Методы сбора эмпирических данных: опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (МВ1) адаптация Н.Е. Водопьяновой. Методика К. Маслач и С. Джексон» и «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) (А. Леонова, С. Величковская)».

3. Методы обработки и интерпретации данных: количественный анализ полученных результатов.

Результаты исследования. В результате исследования уровня эмоционального выгорания и уровня работоспособности по опроснику «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (МВ1) адаптация Н.Е. Водопьянова. Методика К. Маслач и С. Джексон» и «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) (А. Леонова, С. Величков-ская)» были получены следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Исследование уровня эмоционального выгорания и уровня работоспособности

№ Балл Уровень эмоционального выгорания по опроснику эмоциональное выгорание Н. Е. Водопьяновой, К. Маслач и С. Джексон Уровень работоспособности по методике «Дифференциальная диагностика сниженной работоспособности (ДОРС) А. Леонова и С. Величковская

1 3;24 низкий умеренный

2 8;29 высокий низкий

3 6;25 средний умеренный

4 9;30 высокий низкий

5 5;23 средний умеренный

6 6;23 средний умеренный

7 8;24 высокий умеренный

8 5;22 средний умеренный

9 4;22 средний умеренный

10 7:24 высокий умеренный

11 6;21 средний умеренный

12 6;23 средний умеренный

13 9;24 высокий умеренный

14 6;24 средний умеренный

15 8;22 высокий умеренный

16 5;24 средний умеренный

17 8;28 высокий низкий

Характеристика полученных результатов.

Диагностика уровня эмоционального выгорания у обследуемых выявила 3 группы:

- низкий уровень выявлен у 1 респондента (возможно обусловлен самым меньшим стажем работы - 9 месяцев), это свидетельствует о том, что подверженность усталости не отражается на степени выраженности эмоционального истощения; высокий уровень стрессо-устойчивости; присущи эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, целеустремленность, целенаправленность действий, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности.

- средний уровень выявлен у 9 респондентов (стаж работы от 5 до 27 лет), это свидетельствует о низком уровень стрессоустойчивости; самоуверенности, эмоциональной неустойчивости, демонстративности, поиск признания, желание произвести впечатление, склонность к перепадам настроения, повышенным беспокойством.

- высокий уровень выявлен у 7 респондентов (стаж работы от 17 до 43 лет), что свидетельствует о низком уровне стрессоустойчивости; эмоциональной напряженности, имеющей тенденцию к нарастанию, тенденцией к смене настроения.

В ходе изучения уровня работоспособности были выделены 2 группы респондентов:

- низкий уровень выявлен у 3 респондентов, что свидетельствует о низком показателе продуктивности, неадекватность самооценки, интропунитивной реакции (чувство собственной вины, агрессия, направленная на себя);

- умеренный уровень выявлен у 14 респондентов, что свидетельствует о средней скорость переработки информации, средней эмоциональной устойчивости, жесткости, самоконтроле, напряженности.

В соответствии с полученными результатами можно сделать следующие выводы (рис. 1).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Эмоциональное выгорание

Уровень работоспособности

Рис. 1. Результаты исследования уровня эмоционального выгорания и уровня работоспособности

- у большей части респондентов (52 %) средний уровень эмоционального выгорания, следовательно СЭВ находится в стадии формирования. Данной группе рекомендуется пройти психологическую программу профилактики;

- у 41 % респондентов высокий уровень эмоционального выгорания, что говорит о том, что СЭВ сформирован и данная группа нуждается в помощи классифицированного специалиста;

- у 7 % респондентов низкий уровень эмоционального выгорания, СЭВ не сформирован. Данной группе рекомендуется пройти психологическую программу профилактики;

- у 82 % респондентов умеренный уровень работоспособности. У них средние показатели самоконтроля и эмоциональной устойчивости;

- у 18 % респондентов низкий уровень работоспособности. Самоконтроль и эмоциональная устойчивость снижены. Мотивация к достижению успеха в профессиональной деятельности снижена.

Проведенное исследование доказывает, что медицинский персонал хирургического отделения подвержен формированию синдрома эмоционального выгорания. У одной части респондентов синдром уже сформирован, у другой - находится в стадии формирования.

Для того, чтобы данный синдром не был сформирован, медицинские работники должны научится регулировать свое эмоциональное состояние, развить позитивное самовосприятие и сформировать защитные механизмы психики.

Список литературы:

1. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psyinst/library.

2. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т. А. Нем-чин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - С. 77.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: Информац. Издт. дом Филин, 196.

4. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел. - Ярославль, 1999. - 119 с.

5. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. - № 7. - С. 3-9.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: Наука, 1996. - С. 154.

7. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акин-димова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК СУБЪЕКТНЫЕ

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

© Мирзоян Л.А.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

В статье проанализированы современные научные подходы к изучению проблемы профессиональной адаптации будущих юристов. Выявлены личностные качества, которые выполняют функции субъектных детерминант профессиональной адаптации юриста. Определено условие актуализации субъектных детерминант психологического благопо-

* Аспирант кафедры Общей психологии и психологии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.