Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / эмоциональное воспитание / эмоциональный интеллект / эмоциональная компетентность / образование / education / emotional education / emotional intelligence / emotional competence / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Надежда Владимировна

В статье рассматривается сущность и специфика эмоционального воспитания как важного фактора эмоционально-личностного развития человека и как актуальная профессиональная педагогическая компетенция. Эмоциональное воспитание сопоставляется с воспитанием в широком смысле. Автором описываются основные стороны эмоционального воспитания на основе анализа компонентов эмоционального интеллекта. Приводятся данные опроса студентов педагогического Вуза на предмет анализа эмоциональных аспектов их воспитания в родительских семьях и степени развития у них компонентов эмоционального интеллекта. Эмоциональная компетентность учителя рассматривается как составляющая его профессиональной компетентности и как необходимый ресурс здорового эмоционального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the essence and specifics of emotional education as an important factor in the emotional and personal development of a person and as an actual professional pedagogical competence. Emotional education is compared with education in a broad sense. The author describes the main aspects of emotional education based on the analysis of the components of emotional intelligence. The data of a survey of students of a pedagogical university for the analysis of the emotional aspects of their upbringing in parental families and the degree of development of their emotional intelligence components are given. The emotional competence of a teacher is considered as a component of his professional competence and as a necessary resource for healthy emotional education.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Ланина Надежда Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и специфика эмоционального воспитания как важного фактора эмоционально-личностного развития человека и как актуальная профессиональная педагогическая компетенция. Эмоциональное воспитание сопоставляется с воспитанием в широком смысле. Автором описываются основные стороны эмоционального воспитания на основе анализа компонентов эмоционального интеллекта. Приводятся данные опроса студентов педагогического Вуза на предмет анализа эмоциональных аспектов их воспитания в родительских семьях и степени развития у них компонентов эмоционального интеллекта. Эмоциональная компетентность учителя рассматривается как составляющая его профессиональной компетентности и как необходимый ресурс здорового эмоционального воспитания.

Ключевые слов: воспитание, эмоциональное воспитание, эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, образование.

Annotation. The article discusses the essence and specifics of emotional education as an important factor in the emotional and personal development of a person and as an actual professional pedagogical competence. Emotional education is compared with education in a broad sense. The author describes the main aspects of emotional education based on the analysis of the components of emotional intelligence. The data of a survey of students of a pedagogical university for the analysis of the emotional aspects of their upbringing in parental families and the degree of development of their emotional intelligence components are given. The emotional competence of a teacher is considered as a component of his professional competence and as a necessary resource for healthy emotional education.

Key words: education, emotional education, emotional intelligence, emotional competence, education.

Введение. Проблема воспитания в психологии всегда занимала особенное место. В современный период воспитание все больше рассматривается с позиций гуманистического подхода, с опорой на такие ценности, как творчество, свобода, принятие, ответственность, самостоятельность, саморазвитие, самореализация. Наблюдаются тенденции к развитию ненасильственного общения, к развивающим помогающим отношениям. Воспитание, включающее в себя такие аспекты, требует от педагога и родителей особой личностной и эмоциональной организации, которые не всегда и далеко не у всех соответствуют желательному уровню. Особенно востребовано такое воспитание в современных напряженных условиях действительности, когда все чаще говорится об эмоциональном нездоровье общества. Исследователи отмечают у детей, начиная с 70-х-80-х годов, «долгосрочную тенденцию к снижению основных эмоциональных и социальных навыков. В среднем дети стали более нервными и раздражительными, более угрюмыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными» [2, С. 3].

Актуальность проблемы исследования определяется сложностью социальной ситуации развития современного общества и повышенной нервно-психической и эмоциональной напряженностью ее проживания; необходимостью повышения коммуникативной и эмоциональной культуры воспитания в семье и школе; недостаточностью создания условий для развития эмоциональной компетентности будущих педагогов в современных условиях педагогического образования.

Формулировка цели статьи: рассмотреть сущность и научно-теоретические аспекты проблемы эмоционального воспитания как составляющей воспитания в целом, а также как самостоятельный феномен и детерминанту развития эмоциональной и коммуникативной компетентности личности, в том числе у студентов педагогического Вуза.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с пониманием сущности воспитания разными учеными (А.Г. Асмоловым, Н.М. Борытко, И.А. Зимняя, A.B. Мудрик, Е.А. Ямбург и др.), многообразием научных определений данного понятия, воспитание - это процесс формирования личности человека и его поведения через воздействие на его эмоциональную, мотивационно-потребностную сферу путем включения в определенные жизненные ситуации.

Общим и главным в раскрытии сущности воспитания является понимание центрального механизма данного процесса -внутренние эмоциональные переживания ребенка в ситуациях межличностного общения и взаимодействия с социумом через его представителей. Значение и роль эмоций в воспитании детей описаны в научных трудах Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Н.Я. Грота, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

То, какие чувства и эмоции переживает ребенок, и как их проживает - определяет его психологическое здоровье и векторы дальнейшего развития. Конкретные переживания в той или другой ситуации формируют отношение ребенка к себе, окружающим его людям и к миру в целом.

С точки зрения свой направленности существуют такие виды воспитания, как физическое воспитание, эстетическое, патриотическое и др. Каждый из них предполагает создание таких ситуаций, при которых ребенок будет испытывать положительное или отрицательное отношение к тем формам активности, которые несет конкретное воспитание.

Если обратиться к классификациям неправильного воспитания, в каждом из таких форм взаимодействия с ребенком присутствует тот или другой вариант нарушения эмоционального аспекта личностного развития ребенка. В частности, при доминирующей гиперпротекции наблюдается подавление или игнорирование чувств и эмоций ребенка, навязывание ему собственных установок и решений. При потворствующей гиперпротекции - исключаются ситуации корректного проживания и осознания ситуаций неуспеха и связанных с ними негативных эмоций. Стили гипопротекции и собственно эмоциональное отвержение исключают позитивные переживания ребенком принятия и поддержки, приводят к негативному самоощущению и недоверию в общении с миром, к серьезным эмоциональным нарушениям личностного развития.

Напротив, анализ параметров благоприятных родительско-детских отношений иллюстрирует наличие позитивного эмоционального контакта с безусловным принятием, сотрудничеством и поддержкой ребенка. Так, А.И. Захаров [3] перечисляет следующие характеристики благоприятного семейного воспитания:

- позитивное эмоциональное принятие;

- психологический контроль через взаимодействие без подавления детской инициативы, самостоятельности и детских возрастных потребностей;

- эмоциональная близость и взаимопонимание между детьми и родителями;

- последовательность родительского поведения как основа для ощущения детьми стабильности мира и переживания чувства опоры.

Несмотря на очевидность того, что эмоции занимают важное место во всех видах воспитания, являясь их центральным психологическим механизмом, в последнее время все более активно используется более узкий термин «эмоциональное воспитание». Одним из первых его использовал Д. Гоулман в контексте своей концепции эмоционального интеллекта [2]. Эмоциональный интеллект - это способность распознавать свои чувства и чувства других, корректно использовать ту информацию, которую они несут [1], [2], [6].

По мнению Дж. Готтмана [2], эмоциональное воспитание - это последовательность действий, которая помогает устанавливать эмоциональные связи, это то, как взрослые общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях, не подавляя их, а экологично проживая.

В отличие от других типов воспитания, эмоциональное воспитание обеспечивает основу для поддержания близких отношений с детьми на разных этапах их развития, поддерживает в глазах воспитуемых авторитет взрослых. От эмоционального воспитания напрямую зависит эмоциональное здоровье личности в целом. Здоровое эмоциональное воспитание определяется качеством межличностных отношений между ребенком и взрослым и способствует формированию эмоционального интеллекта. Поскольку эмоциональный интеллект включает ряд способностей и умений по распознаванию и управлению эмоциями и чувствами, постольку эмоциональное воспитание нацелено прежде всего на развитие эмоциональной сферы через осознание своих и чужих чувств и эмоций, умений общаться на языке чувств и эмоций, не подавляя их, а понимая их роль и значение. С этой точки зрения эмоциональное воспитание является не только самостоятельным феноменом, но и базовой составляющей любого воспитания, а также фактором его эффективности или неэффективности.

Здоровое эмоциональное воспитание возможно в структуре определенной Культуры общества, ориентированной на субъект-субъектный тип отношений и эмоционально-личностный подход в общении. На сегодняшний день в нашем обществе после культуры Полезности советского периода развивается культура Достоинства (по А.Г. Асмолову), ценностью которой становится уникальность личности и ее творческая самореализация. Однако, процесс становления нового типа Культуры достаточно противоречив и сложен, поскольку требует нового уровня сознания и определенного уровня личностной зрелости. Поэтому зачастую в процессе воспитания до сих пор старые стереотипы и установки вытесняют гуманный личностно-ориентированного подход, необходимый для здорового эмоционального воспитания.

В данном контексте И.В. Латыпов [5] рассматривает два похода к жизни и воспитанию: функциональный и субъективно-личностный. Функциональное отношение к себе и другим не соответствует здоровому эмоциональному общению и воспитанию, оно проявляется тогда, когда у нас присутствуют:

а) идея полезности и эффективности «все время»;

б) воспевание героизма и преодоления;

в) все эмоции и чувства рассматриваются исключительно с точки зрения полезности и эффективности;

г) отсутствие времени и запрет на собственное удовольствие, на празднования собственных успехов и достижений.

Такой тип отношений предполагает соответствующие иррациональные установки и убеждения, приводящие к

негативным эмоциональным состояниям, к ограничивающим формам поведения, к нездоровым отношениям и соответствующему воспитанию. Примером может быть запрет на выражение некоторых эмоций (страх, гнев и др), на озвучивание и следование желаниям помимо следования долгу и необходимости. Такой тип воспитания блокирует способность осознавать свои чувства и эмоции, управлять ими, приводит к формированию невротического чувства вины, стыда, к эмоциональным проблемам.

В отличие от функционального типа воспитания эмоционально-личностное воспитание ориентировано не на запрет ряда эмоций и, как следствие, их подавление, а на возможность обращаться к своим чувствам, осознавать их и корректно проживать.

Дж. Готтман [2] выделяет три типа родителей, которые не способны развить у детей эмоциональный интеллект:

1). «Отвергающие» родители - игнорируют отрицательные эмоции детей.

2) «Неодобряющие» родители - замечают детские эмоции, но критикуют и наказывают детей за отрицательные эмоции.

3) «Невмешивающие» родители - принимают детские эмоции, сопереживают им, но не помогают разобраться в них, принять решение и не устанавливают ясные границы в поведении своих детей.

Также Дж. Готтман выделил следующие этапы эмоционального воспитания:

- понимание детских эмоций и чувств;

- использование эмоций как возможность для сближения и обучения;

- активное слушание и признание чувств;

- помощь для обозначения эмоций и чувств, которые ребенок испытывает;

- совместное с ребенком рассмотрение стратегии решения проблемы, с одновременным обозначением здоровых психологических границ ¡2].

Продуктами здорового эмоционального воспитания являются не только способности к распознаванию и управлению своими или чужими эмоциями и чувствами, но и ряд личностных характеристик: самосознание и самооценка, стиль мышления, стиль поведения в кризисных ситуациях и др. Последствиями ошибок эмоционального воспитания можно назвать неуверенность, эмоциональные нарушения в виде частого переживания чувства вины, стыда, страхи, агрессивность и др. Так, по данным ряда исследований чаще всего к невротическому стыду и снижению самоценности приводят следующие проявления родительского поведения:

- отвержение как нежелание иметь дело с ребенком;

- постоянное припоминание о неудачах ребенка;

- унижение в присутствии других;

- явное или скрытое насилие с нарушением границ ребенка;

- инициирование родителями собственного чувства стыда (за образ жизни, происходящее, цвет кожи и т.п.) и передачу их детям;

- сравнение с другими более успешными людьми;

- наказание молчанием и игнорированием.

Нами был проведен опрос среди студентов 2 курса на предмет присутствия перечисленных выше особенностей семейного воспитания в их жизни. Опрос показал, что чаще всего проявляются такие особенности воспитания из вышеназванных, как 1) наказание молчанием или игнорированием (71% ответов), 2) критическое сравнение с другими (64% ответов) и 3) эмоциональное насилие с нарушением границ (50% ответов). Реже проявляются унижения при других (43% ответов), отвержение (21% ответов) и припоминание о неудачах (21% ответов). Таким образом, можно сделать вывод, что многие студенты переживали в детстве ситуации, при которых не соблюдались условия для формирования позитивного

эмоционального самочувствия и доверительного отношения к миру и, следовательно, нуждаются в коррекции и оздоровлении их эмоционально-личностного развития, в формировании эмоциональной компетентности общения по развитию навыков здорового эмоционального воспитания.

В свете современных требований к личности учителя и тенденций развития образования эффективное эмоциональное воспитание, будучи фактором здорового личностного развития детей, является значимой функцией и инструментом в педагогическом общении и педагогической деятельности. В связи с этим систему навыков такого воспитания правомерно рассматривать как самостоятельную компетенцию педагогической деятельности.

Основой и важным условием эффективной реализации эмоционального воспитания в педагогической деятельности является достаточный уровень эмоционального интеллекта, предполагающий наличие способностей к восприятию и пониманию эмоций; к управлению эмоциями не через их подавление, а через принятие и использование для достижения поставленных целей и выбора своего поведения; к использованию эмоций для стимуляции мышления. Набор данных способностей, умений и навыков должен проявляться на внутриличностном и межличностном уровне общения и также связан с термином «эмоциональная компетентность».

Существенный вклад в понимание термина «эмоциональная компетентность» внесли Д. Гоулман, Д. Готтман, Е.В. Либина, H.A. Аминов, Ю.М. Блудов, В.В. Суворова, Г.В. Юсупова и др. По мнению Е.В. Либиной, эмоциональная компетентность - это «способность личности к осуществлению координации между эмоциями и целенаправленным поведением» [6, С. 22]. По Г.В. Юсуповой - «это конструкт, отражающий эмоциональную зрелость индивида и обобщающий эмоциональные, интеллектуальные и регулятивные составляющие психики, вовлеченные в процесс достижения профессиональных и личностных целей» [8, С. 6]. Г.В. Юсупова [8] в структуре эмоциональной компетенции выделяет когнитивный вектор (понимание) и поведенческий вектор (управление), каждый из которых проявляется на внутриличностном и межличностном уровне. При этом когнитивная составляющая включает рефлексию и эмпатию, а поведенческая - саморегуляцию и регуляцию взаимоотношений. В итоге эмоциональная компетентность в совокупности всех своих составляющих (рефлексия, эмпатия, саморегуляция и регуляция) функционально выступает как инструмент успешного социального взаимодействия, в том числе в воспитательном процессе.

Описанный состав эмоциональной компетентности отражает структуру эмоционального интеллекта, развивается на его основе и определяет направления работы по развитию эмоционально-личностных способностей и навыков будущих учителей в системе вузовского обучения. Важно, что по данным исследования эмоционального интеллекта у студентов ф-та иностранных языков ВГПУ поведенческий компонент эмоционального интеллекта значительно отстает по развитию от когнитивного (70% респондентов имеют низкий уровень его развития, в то время как эмоциональная осведомленность и способность к эмпатии у большинства приближаются к среднему уровню) [4]. Такие данные подчеркивают актуальность развития эмоциональной компетентности у будущих педагогов как набора практических навыков для успешной учебно-воспитательной деятельности, включая эмоциональное воспитание.

Выводы. Таким образом, эмоциональное воспитание можно рассматривать как самостоятельный феномен, детерминирующий формирование эмоционального интеллекта с детства для благоприятного личностного развития. Наряду с этим, эмоциональное воспитание должно присутствовать как компонент в любом виде воспитания и межличностной коммуникации, поскольку только через учет и обращение к эмоциям и чувствам возможно эффективное воспитание.

Психологическая готовность будущих учителей к успешному эмоциональному воспитанию детей требует своего развития уже в системе Вузовского образования. Такая готовность предполагает достаточный уровень развития эмоциональной компетентности, которая успешно может формироваться в процессе всего вузовского образования с привлечением специальных психологических технологий тренингового характера.

Литература:

1. Готтман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка / Д. Готтман, Д. Деклер. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2020-280 с.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2022 - 544 с.

3. Захаров, А.И Происхождение и психотерапия детских неврозов / А.И Захаров. - СПб.: «КАРО», 2006. - 672 с.

4. Ланина, Н.В. Эмоциональное благополучие и становление эмоционально-личностной компетентности будущих педагогов в условиях современного образования / Н.В. Ланина // Современные проблемы психологии образования. -Воронеж, ВГПУ, 2023. - С. 41-49

5. Латыпов, Н.В. Между роботом и обезьяной. Искусство найти в себе человека / И.В. Латыпов. - М.: «Неолит», 2021.-224 с.

6. Либина, Е.В. Стили реагирования на стресс / Е.В. Либина, A.B. Либин // Стиль человека: психологический анализ. -М.: Смысл,1998. -204 с.

7. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект / С. Шабанов, А. Алешина. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2016. - 432 с.

8. Юсупова, Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат ...канд психол. наук / Юсупова Гузель Валимухаметовна; Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Казань, 2006. -20 с.

Психология

УДК 159.9

доктор педагогических наук, профессор Лебедева Наталья Васильевна

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва); студентка Максакова Елена Васильевна

Московский государственный лингвистический университет (г. Москва)

ПРОБЛЕМА УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой учебного стресса у студентов-медиков. Обобщается понятие учебного стресса. Анализируются причины возникновения учебного стресса. Акцентируется внимание на роль экзаменационной сессии как особого стрессогенного фактора. Представляются результаты проведенного исследования на выявление взаимосвязи учебного стресса и психосоматических заболеваний у обучающихся медицинского профиля с использованием методик таких методик как Гиссенский опросник психосоматических жалоб и опросник нервно-мышечного напряжения Т.А. Немчина. Исследователи делают выводы о влияние учебного стресса на возникновение и развитие психосоматических заболеваний у студентов-медиков. Аргументировано представляется степень изученности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.