Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ПРОБЛЕМА УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный стресс / студенты-медики / психосоматические заболевания / образовательный процесс / медицинский вуз / educational stress / medical students / psychosomatic diseases / educational process / medical university

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Наталья Васильевна, Максакова Елена Васильевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой учебного стресса у студентов-медиков. Обобщается понятие учебного стресса. Анализируются причины возникновения учебного стресса. Акцентируется внимание на роль экзаменационной сессии как особого стрессогенного фактора. Представляются результаты проведенного исследования на выявление взаимосвязи учебного стресса и психосоматических заболеваний у обучающихся медицинского профиля с использованием методик таких методик как Еиссенский опросник психосоматических жалоб и опросник нервномышечного напряжения Т.А. Немчина. Исследователи делают выводы о влияние учебного стресса на возникновение и развитие психосоматических заболеваний у студентов-медиков. Аргументировано представляется степень изученности обозначенной проблемы. Делаются выводы о необходимости профилактики учебного стресса у студентов медицинского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Наталья Васильевна, Максакова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues related to the problem of educational stress in medical students. The concept of educational stress is generalized. The causes of educational stress are analyzed. Attention is focused on the role of the examination session as a special stress factor. The paper presents the results of a study to identify the relationship between educational stress and psychosomatic diseases in medical students using techniques such as the Gissen questionnaire of psychosomatic complaints and the questionnaire of neuromuscular tension T.A. Nemchin. The researchers draw conclusions about the influence of educational stress on the occurrence and development of psychosomatic diseases in medical students. The degree of study of the designated problem is presented in a reasoned manner. Conclusions are drawn about the need to prevent educational stress in medical students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

эмоционального самочувствия и доверительного отношения к миру и, следовательно, нуждаются в коррекции и оздоровлении их эмоционально-личностного развития, в формировании эмоциональной компетентности общения по развитию навыков здорового эмоционального воспитания.

В свете современных требований к личности учителя и тенденций развития образования эффективное эмоциональное воспитание, будучи фактором здорового личностного развития детей, является значимой функцией и инструментом в педагогическом общении и педагогической деятельности. В связи с этим систему навыков такого воспитания правомерно рассматривать как самостоятельную компетенцию педагогической деятельности.

Основой и важным условием эффективной реализации эмоционального воспитания в педагогической деятельности является достаточный уровень эмоционального интеллекта, предполагающий наличие способностей к восприятию и пониманию эмоций; к управлению эмоциями не через их подавление, а через принятие и использование для достижения поставленных целей и выбора своего поведения; к использованию эмоций для стимуляции мышления. Набор данных способностей, умений и навыков должен проявляться на внутриличностном и межличностном уровне общения и также связан с термином «эмоциональная компетентность».

Существенный вклад в понимание термина «эмоциональная компетентность» внесли Д. Гоулман, Д. Готтман, Е.В. Либина, H.A. Аминов, Ю.М. Блудов, В.В. Суворова, Г.В. Юсупова и др. По мнению Е.В. Либиной, эмоциональная компетентность - это «способность личности к осуществлению координации между эмоциями и целенаправленным поведением» [6, С. 22]. По Г.В. Юсуповой - «это конструкт, отражающий эмоциональную зрелость индивида и обобщающий эмоциональные, интеллектуальные и регулятивные составляющие психики, вовлеченные в процесс достижения профессиональных и личностных целей» [8, С. 6]. Г.В. Юсупова [8] в структуре эмоциональной компетенции выделяет когнитивный вектор (понимание) и поведенческий вектор (управление), каждый из которых проявляется на внутриличностном и межличностном уровне. При этом когнитивная составляющая включает рефлексию и эмпатию, а поведенческая - саморегуляцию и регуляцию взаимоотношений. В итоге эмоциональная компетентность в совокупности всех своих составляющих (рефлексия, эмпатия, саморегуляция и регуляция) функционально выступает как инструмент успешного социального взаимодействия, в том числе в воспитательном процессе.

Описанный состав эмоциональной компетентности отражает структуру эмоционального интеллекта, развивается на его основе и определяет направления работы по развитию эмоционально-личностных способностей и навыков будущих учителей в системе вузовского обучения. Важно, что по данным исследования эмоционального интеллекта у студентов ф-та иностранных языков ВГПУ поведенческий компонент эмоционального интеллекта значительно отстает по развитию от когнитивного (70% респондентов имеют низкий уровень его развития, в то время как эмоциональная осведомленность и способность к эмпатии у большинства приближаются к среднему уровню) [4]. Такие данные подчеркивают актуальность развития эмоциональной компетентности у будущих педагогов как набора практических навыков для успешной учебно-воспитательной деятельности, включая эмоциональное воспитание.

Выводы. Таким образом, эмоциональное воспитание можно рассматривать как самостоятельный феномен, детерминирующий формирование эмоционального интеллекта с детства для благоприятного личностного развития. Наряду с этим, эмоциональное воспитание должно присутствовать как компонент в любом виде воспитания и межличностной коммуникации, поскольку только через учет и обращение к эмоциям и чувствам возможно эффективное воспитание.

Психологическая готовность будущих учителей к успешному эмоциональному воспитанию детей требует своего развития уже в системе Вузовского образования. Такая готовность предполагает достаточный уровень развития эмоциональной компетентности, которая успешно может формироваться в процессе всего вузовского образования с привлечением специальных психологических технологий тренингового характера.

Литература:

1. Готтман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка / Д. Готтман, Д. Деклер. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2020-280 с.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2022 - 544 с.

3. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / А.И. Захаров. - СПб.: «КАРО», 2006. - 672 с.

4. Ланина, Н.В. Эмоциональное благополучие и становление эмоционально-личностной компетентности будущих педагогов в условиях современного образования / Н.В. Ланина // Современные проблемы психологии образования. -Воронеж, ВГПУ, 2023. - С. 41-49

5. Латыпов, ИВ. Между роботом и обезьяной. Искусство найти в себе человека / И.В. Латыпов. - М.: «Неолит», 2021.-224 с.

6. Либина, Е.В. Стили реагирования на стресс / Е.В. Либина, A.B. Либин // Стиль человека: психологический анализ. -М.: Смысл,1998. -204 с.

7. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект / С. Шабанов, А. Алешина. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2016. - 432 с.

8. Юсупова, Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат ...канд психол. наук / Юсупова Гузель Валимухаметовна; Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Казань, 2006. -20 с.

Психология

УДК 159.9

доктор педагогических наук, профессор Лебедева Наталья Васильевна

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва); студентка Максакова Елена Васильевна

Московский государственный лингвистический университет (г. Москва)

ПРОБЛЕМА УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой учебного стресса у студентов-медиков. Обобщается понятие учебного стресса. Анализируются причины возникновения учебного стресса. Акцентируется внимание на роль экзаменационной сессии как особого стрессогенного фактора. Представляются результаты проведенного исследования на выявление взаимосвязи учебного стресса и психосоматических заболеваний у обучающихся медицинского профиля с использованием методик таких методик как Гиссенский опросник психосоматических жалоб и опросник нервно-мышечного напряжения Т.А. Немчина. Исследователи делают выводы о влияние учебного стресса на возникновение и развитие психосоматических заболеваний у студентов-медиков. Аргументировано представляется степень изученности

обозначенной проблемы. Делаются выводы о необходимости профилактики учебного стресса у студентов медицинского профиля.

Ключевые слова: учебный стресс, студенты-медики, психосоматические заболевания, образовательный процесс, медицинский вуз.

Annotation. The article discusses issues related to the problem of educational stress in médical students. The concept of educational stress is generalized. The causes of educational stress are analyzed. Attention is focused on the rôle of the examination session as a spécial stress factor. The paper présents the results of a study to identify the relationship between educational stress and psychosomatic diseases in médical students using techniques such as the Gissen questionnaire of psychosomatic complaints and the questionnaire of neuromuscular tension T.A. Nemchin. The researchers draw conclusions about the influence of educational stress on the occurrence and development of psychosomatic diseases in médical students. The degree of study of the designated problem is presented in a reasoned manner. Conclusions are drawn about the need to prevent educational stress in médical students.

Key words: educational stress, médical students, psychosomatic diseases, educational process, médical university.

Введение. Современный рынок труда, постоянное возрастание требований к уровню профессиональных компетенций специалистов и прежде всего выпускников медицинского профиля обусловливают необходимость модернизации высшего образования. А это в свою очередь отражается на организации образовательного процесса и как следствие вызывает создание стрессовых ситуаций для студентов.

Проблема учебного стресса в наше время начинает занимать все более лидирующие места в рейтинге актуальных проблем современного образования.

Изложение основного материала статьи. Сегодня стресс является постоянный спутником жизни каждого человека. В рамках данного исследования нас интересует проблематика учебного стресса у студентов-медиков. Начнем с рассмотрения понятийного поля, где «стресс» представляет собой общую реакцию организма на возникающее изнутри или извне физическое, или психическое воздействие, в результате чего идет изменение внутреннего постоянства среды организма, ее подстройку к новым условиям, а также вызывают определенные изменения в состоянии нервной системы организма. На каждое воздействие организм человека реагирует особым образом, не существует одинаковых реакций на разные раздражители. Вызываемое стрессом определенное напряжение организма возникает в виде особо сильной реакции, в некоторых случаях выходящей из-под контроля. Особенность стрессового состояния заключается в том, что его проявление может быть разной интенсивности, как обыденно ординарной, так и сдержанной или несвойственной непривычной и неконтролируемой. Согласно Гансу Селье, стресс представляет собой неспецифический ответ на любые предъявляемые организму требования [4].

Проявления, характерные для профессионального стресса, такие как депрессия, чувство вины, нарастающая тревога и нерешительность, также свойственны учебному стрессу.

Учебный стресс представляет собой состояние, в котором человек страдает от избыточного напряжения, сталкивается со снижением эмоционального фона и интеллектуального потенциала, что может быть предпосылкой к развитию психосоматозов и отсутствия возможности дальнейшего личностного роста обучающегося [7, С. 447].

За последние годы было создано и накоплено множество клинического материала, отражающего достоверность часто оказываемого отрицательного воздействия экзаменов, а также процесса обучения на протяжении всего учебного года, на иммунитет, нервную систему, сердечно-сосудистую систему, а также на вероятность повреждения генетического аппарата, создающую условия для развития онкологии. Во время экзаменационной сессии, активируются восстановительные репарационные процессы, регулирующие восстановление целостности нарушенных частей молекул ДНК. Дистресс во время сессии имеет способность влиять на уровень артериального давления, также выявлено оказываемое воздействие на гематологические показатели и нарушать работу вегетативной нервной системы, регулирующей работу сердечнососудистой системы [8,С. 118].

Как указывает Ю.В. Щербатых, во время подготовки к экзаменационной сессии интенсивность умственной деятельности существенно возрастает, снижается двигательная активность, часто нарушается режим сна-бодрствования, отмечаются ярко выраженные эмоциональные перегрузки. Все эти изменения образа жизни обучающегося являются следствием возможных негативных изменений социального статуса студента в образовательной среде. Последствиями переживаний становится перенапряжение механизмов саморегуляции, появлению дистресса [8, С. 121]. Взаимосвязь этих событий с физиологическими отражениями внутреннего состояния человека являются исследования, проведенные по окончанию экзаменационной сессии. После ее окончания многие физиологические параметры постепенно приходят к исходному состоянию, имевшему место быть до начала периода повышенного стресса. Показатели артериального давления, согласно медицинским исследованиям, возвращались к исходным показателям лишь через несколько дней.

Данные проведенных ранее исследований и результаты клинических освидетельствований дают нам основание утверждать, что учебный стресс может быть фактором, который представляет угрозу благосостоянию и здоровью обучающихся. Большую значительность проблеме придает массовый характер встречаемости данного явления, с которыми несколько раз в год сталкиваются сотни тысяч обучающихся в масштабах всей страны [6].

Независимо от того, насколько студент уверен в правильности выбранной им специализации, насколько он заинтересован в академической деятельности - учебный стресс был и будет неотъемлемой частью студенческой жизни. Результатом длительного стресса, который испытывают студенты во время обучения становятся все чаще снижение успеваемости. Становясь первопричиной, проблемы с успеваемостью дают начало следующим проблемам, таким как недостаток сна, накапливающиеся незакрытые во время сессии долги, несданные работы и коллоквиумы. Часто в состоянии стресса, начинают использоваться такая отрицательная копинг-стратегия, как избегание. На практике это выглядит как угнетение заинтересованности в изучаемых дисциплинах, предлагаемых мероприятиях научного профиля, нежелание участвовать в студенческих кружках и конференциях, ухудшение посещаемости и другие проявления.

Так как учеба является частью жизни человека, с появлением сложностей в образовательном процессе никуда не исчезают все другие задачи жизненного пути, требующие внимания и времени, личностные проблемы в семье, со здоровьем, жилищными условиями и другими трудностями жизни - учебный стресс на этом фоне из абсолютно нормальной реакции организма на повседневные задачи, становится предпосылкой к развитию дистресса.

Учебный стресс возникает за счет накопления различных стрессоров, например, большого объема домашнего задания, плохого отношения или отсутствия как такого общения с другими студентами или преподавателями, слабая успеваемость и т.д. Недостаточное количество времени для самостоятельной работы над заданиями, получение другой оценки, не той которую ожидал получить студент - все это также может быть причинами развития учебного стресса [2]. Помимо этих причин, также причиной стресса могут быть нечетко сформулированные преподавателем задания, их избыточно большое количество, сама обстановка учебных помещений, экзаменационная сессия, как подготовка к ней, так и получение допуска к сессии и сами экзамены являются ситуациями повышенного напряжения. Как уже было упомянуто ранее, стресс

способствует накоплению усталости физической и психической, вследствие чего нарушается также энергообмен, режим сна, появляются мигрени, проблемы с желудком и многие другие негативные следствия стресса. В силу нехватки времени и повышенного стресса, студенты являются той частью населения, которая питается часто в сетях быстрого питания, чем приносят им большую популярность.

Исследование, проведенное на базе Кировской государственной медицинской академии, дало интересующие нас в этой работе результаты. Согласно полученной статистике, уровень постоянного учебного стресса за 3 месяца учебы у большинства студентов в целом возрос в связи с волнением за результаты предстоящей экзаменационной сессии [3].

Стоит обратить внимание на особенность образовательного процесса в учебных заведениях медицинского профиля. А.Г. Сетко подчеркивает, что образование в медицинских вузах направлено на «трудоемкую многопрофильную теоретическую и практико-ориентированную подготовку, что требует сохранения высокого уровня физического и психического здоровья» [5, С. 181.

Образовательная среда и сфера жизни молодых людей стоит на одном из лидирующих мест по своей важности в рейтинге сфер жизнедеятельности человека, оказывающих непосредственное влияние на развитие его личности, на определение своего места в обществе, своих жизненных целей и задач, наилучшей реализации в выбранной сфере деятельности.

Все это ставит вопрос о необходимости создания в медицинском вузе экологического образовательного пространства, в рамках которого вопросам профилактики учебного стресса будет уделено значительное внимание [1].

Нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление взаимосвязи учебного стресса и психосоматических заболеваний у студентов-медиков.

В исследовании приняли участие студенты РНИМУ им. Пирогова (24 человека), МГМСУ им. Евдокимова А.И. (18 человек), СГМУ им. Разумовского (9 человека), ВГМУ им. H.H. Бурденко (7 человека), ЧГУ им. И. Н. Ульянова (3 человека), СамГМУ (1 человек). Общий объем выборки составил 62 респондента. Возрастной диапазон участников колеблется от 19 до 26 лет. По половому признаку участники разделились не поровну, участие приняли 69.4% девушек и 30.6% юношей.

Были использованы методики: Гиссенский опросник психосоматических жалоб (Giesener Beschwerdebogen, GBB), который был разработан в 1967 году группой психологов, в частности Е. Брюхлером и Дж. Снером. Методика дает возможность оценить собственное отношение человека к симптомам его заболевания. Сферы, которые можно изучить посредством данной методики - общее самочувствие, вегетативные нарушения и нарушения внутренних органов. В 1993 году методику адаптировали, переведя на русский язык с помощью коллектива психологов из института Бехтерева (психоневрологический профиль).

Данную методику отобрали для этого исследования по той причине, что базовая идея, на которой построена данная методика, отражает важность эмоций, стереотипов поведения в обществе и это оказывает уникальное воздействие на эмоциональное состояние человека и его манеры поведения.

Результатами оценивания данной методики являются набранные баллы по шкалам: Истощение (И), Желудочные жалобы (Ж), Ревматический характер (Р), Сердечные жалобы (С), Давление (Д). Среди этих шкал первые четыре являются основными, а пятая шкала считается дополнительной.

Вторая методика, используемая в нашем исследовании, опросник нервно-психического напряжения Т.А. Немчина. Данный опросник хорошо подходит для измерения нервно-психического напряжения, что позволит понять интенсивность и предпринять нужные меры вовремя. Напряжение нервно-психического характера - это особое психическое состояние, которое формируется с течением жизни, при столкновении с трудностями. Данное состояние развивается как системный процесс, включающий в себя разнообразные уровни нервно-психической, соматической, физиологической организации человека. Также важной составляющей является положительно и негативно окрашенные переживания, которые оказывают такое же положительное или негативное влияние на работоспособность человека.

Результатом выполнения методики, созданной по перечню из 30 признаков нервно-психического напряжения специалистами клинико-психологического наблюдения, становится сумма набранных баллов. И классифицируются результаты по степени выраженности признаков на группы слабый, средний, высокий уровень нервно-психического напряжения.

Был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Согласно полученным в результате обработки данных результатам.

Таблица № 1

Результаты корреляционного анализа связи шкал Гиссенского опросника и опросника нервно-психического

напряжения Т.А. Немчина

Шкалы опросника Гиссенского Истощение Желудочные жалобы Боли в различных частях тела Сердечные жалобы Интенсивности жалоб

Коэффициент корреляции 0,582 0,316 0,313 0,417 0,509

Значимость (р) (двусторонняя) 0,000 0,025 0,027 0,003 0,000

N 50 50 50 50 50

Отраженные в таблице результаты имеют для данного исследования очень важно значение. Согласно принципам математической статистики, при уровне значимости р <0,05 корреляционная связь переменных считается значимой.

Полученные данные дают следующие интересующие нас результаты. Наиболее сильная корреляция наблюдается между шкалой «Истощение», «Интенсивность жалоб» и нервно-психическим напряжением. Это имеет такое значение, что при высоком уровне нервно-психического напряжения в первую очередь будет ускоренно расти уровень истощения организма.

Важной шкалой по значимости, сильно коррелирующей с нервно-психическим напряжением, является шкала «сердечных жалоб». Это подтверждает негативное воздействие стресса и нервно-психического напряжения во время экзаменационного стресса и интенсивной учебы на артериальное давление и работу сердца.

Следующей шкалой по силе взаимосвязи с нервно-психическим напряжением является шкала «желудочных жалоб». В знаменитой триаде Ганса Селье имеет место быть снижение секреторной функции желудка, что тоже ведет к дальнейшим заболеваниям ЖКТ.

И наконец, наиболее слабая корреляция среди этих пяти шкал, но такая же статистически значимая - шкала «болей в различных частях тела». Эта шкала выражает субъективные страдания пациента (в нашем случае студента-медика), носящие алгический или спастический характер.

Выводы. Таким образом, в результате проведенного исследования, нами обобщено понятие учебный стресс и выявлены причины, провоцирующие возникновение учебного стресса у студентов медицинской направленности. Особое внимание следует обращать на период экзаменационных сессий, как фактора повышенного нервного напряжения. Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать выводы о взаимосвязи учебного стресса и психосоматических заболеваний, что обусловливает необходимость поиска путей решения по стабилизации нервно-эмоционального состояния студентов. Необходимым, с нашей точки зрения, видится создание экологического образовательного пространства с включением обязательного компонента психологической работы по профилактике учебного стресса у студентов-медиков.

Литература:

1. Лебедева, Н.В. Экологическое образовательное пространство современного вуза: монография / Н.В. Лебедева. -СПб. Скифия-принт. - 2022. - 180 с.

2. Мельников, В.И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации / В.И. Мельников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. -2012. -№ 1. - С. 45-60

3. Новгородцева, Н.В. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления / И.В. Новгородцева, С.Б. Мусихина, В.О. Пьянкова // Медицинские новости. - 2015. - № 8 (251). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-stress-u-studentov-medikov-prichiny-i-proyavleniya-1 (дата обращения 15.06.2023)

4. Селье, Г. Стресс без дистресса: [перевод с английского] / Г. Селье; общ.ред. Б.М. Крепса. - Москва: Прогресс, 1982. - 124 с.

5. Сетко, А.Г. Особенности условий обучения студентов медицинского вуза / А.Г. Сетко, С.П. Тришина, С.А. Кудисов // Здоровье населения и среда обитания. - 2016. - № 7(280). - С. 17-19

6. Соколков, Б.А. Стратегия преодоления стресса в экстремальных ситуациях: диагностика, профилактика, коррекция психической напряженности личности: Монография / Б.А. Соколков, В.И. Мельников. - Новосибирск: Нзд-во Новосибирского гуманитарного института. 2006. - 348 с.

7. Чербиева, C.B. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов / C.B. Чербиева, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафра. - 2019. - № 12 (178). - С. 445-451

8. Щербатых, Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы / Ю.В. Щербатых //Психол. журн,-2002. - Т. 23, № 1. - С. 118-122

Психология

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Лебедева Оксана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры практической психологии Сидорина Елена Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Шильникова Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы преодоления негативных эмоциональных проявлений посредством реализации комплексной целенаправленной программы психолого-педагогического сопровождения детей в условиях детского образовательного учреждения. В статье обосновывается актуальность разрабатываемой тематики; раскрыты основные понятия; определены методологические позиции исследователей; дано описание разработанной и апробированной программы коррекции негативных эмоциональных проявлений у старших дошкольников; приведены результаты констатирующего и контрольного этапов исследования в сравнительном аспекте, подтверждающие результативность проведенной работы по преодолению эмоционального спектра поведенческих нарушений у дошкольников с использованием элементов игротерапии, различных видов арт-терапии (сказко-, музыко-, кукло-, библио-) в условиях детского сада.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональное благополучие, негативные эмоциональные проявления, психокоррекция, психотерапия.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of overcoming negative emotional manifestations through the implementation of a comprehensive targeted program of psychological and pedagogical support of children in a children's educational institution. The article substantiates the relevance of the topic being developed; the basic concepts are disclosed; the methodological positions of researchers are determined; a description of the developed and tested program for the correction of negative emotional manifestations in older preschoolers is given; the results of the ascertaining and control stages of the study in a comparative aspect are presented, confirming the effectiveness of the work carried out to overcome the emotional spectrum of behavioral disorders in preschoolers using elements of game therapy, various types of art therapy (fairy tale, music, doll, bible) in kindergarten conditions.

Key words: emotions, emotional well-being, negative emotional manifestations, psychocorrection, psychotherapy.

Введение. Сложность и неоднозначность проблемы формирования эмоциональной сферы в период дошкольного детства заставляет специалистов в сфере психологии и педагогики искать возможные новые подходы к реализации принципа гармонизации психического развития растущего человека. Эмоции как «сложный психический феномен в единстве трех составляющих (переживаемое и осознаваемое чувство, висцеральные процессы, выразительные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.