Научная статья на тему 'Эффективность методического пособия по формированию эмоционального интеллекта для детей старшего дошкольного возраста'

Эффективность методического пособия по формированию эмоционального интеллекта для детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / дошкольное образование / парциальные программы / социальное и коммуникативное развитие / emotional intelligence / preschool education / partial programs / social and communicative development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васягина Наталья Николаевна, Архипова Алена Петровна

В данной статье, сравниваются две парциальные программы по развитию эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта дошкольников, как направления социального и коммуникативного развития детей в дошкольной образовательной организации. Важность развития эмоций в дошкольном возрасте как предпосылки для формирования эмоционального интеллекта личности, так как эмоциональная сфера ребенка оказывает существенное влияние на его психику и здоровье в целом, и регулирует сложную систему развития эмоций в детском возрасте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васягина Наталья Николаевна, Архипова Алена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the methodological manual on the formation of emotional intelligence for older preschool children

The article compares two partial programs for the development of the emotional sphere and emotional intelligence of preschoolers as directions of social and communicative development of children in a preschool educational organization. The importance of developing emotions in preschool age as a prerequisite for the formation of emotional intelligence of a person since the emotional sphere of a child has a significant impact on his psyche and health in general and regulates the complex system of emotion development in childhood.

Текст научной работы на тему «Эффективность методического пособия по формированию эмоционального интеллекта для детей старшего дошкольного возраста»

УДК 159.9.018.4

Наталья Николаевна Васягина Алена Петровна Архипова

г. Екатеринбург

Эффективность методического пособия по формированию эмоционального интеллекта

для детей старшего дошкольного возраста

В данной статье, сравниваются две парциальные программы по развитию эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта дошкольников, как направления социального и коммуникативного развития детей в дошкольной образовательной организации. Важность развития эмоций в дошкольном возрасте как предпосылки для формирования эмоционального интеллекта личности, так как эмоциональная сфера ребенка оказывает существенное влияние на его психику и здоровье в целом, и регулирует сложную систему развития эмоций в детском возрасте.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольное образование, парциальные программы, социальное и коммуникативное развитие.

Natalya Nikolaevna Vasyagina Alena Petrovna Arkhipova

Yekaterinburg

The effectiveness of the methodological manual on the formation of emotional intelligence for

older preschool children

The article compares two partial programs for the development of the emotional sphere and emotional intelligence of preschoolers as directions of social and communicative development of children in a preschool educational organization. The importance of developing emotions in preschool age as a prerequisite for the formation of emotional intelligence of a person since the emotional sphere of a child has a significant impact on his psyche and health in general and regulates the complex system of emotion development in childhood.

Keywords: emotional intelligence, preschool education, partial programs, social and communicative development.

Гораздо больше интерес вызывает на протяжении двух десятилетий понятие «эмоциональный интеллект». И это не случайно, ведь наши дети растут и развиваются в современном мире, мире, где преобладают IT-технологии. Каждый день, соприкасаясь с компьютерными играми, интерактивными игрушками дети все реже контактируют друг с другом, ведь дети зачастую все чаще они проводят свое время в одиночестве за компьютером, планшетом или телефоном. Именно это оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. На современном этапе развития психологической науки «эмоциональный интеллект» рассматривается как важный компонент личности, проявляющийся в эффективном взаимодействии с другими людьми. Важность эмоциональной сферы детей и, в частности, развитию эмоционального интеллекта дошкольников, подчеркивается в основополагающих нормативных документах, регламентирующих работу педагога-психолога в сфере образования.Тем не менее, психологи дошкольных учреждений отмечают, что современные дети испытывают трудности в межличностном общении, у многих детей дошкольного возраста наблюдается задержка речевого развития, а наряду с развитием таких качеств как информированность, любознательность, наблюдаются неумение решать простейшие конфликтные ситуации, наблюдается эгоцентричность, агрессивность, зависимость от электронных носителей. Современные дети с рождения живут в виртуальном пространстве и очень нуждаются в живом общении со сверстниками и с природой. Самыми важными нововведениями в области образования за последние 30 лет стали «эмоциональный интеллект» и «эмоционально-интеллектуальная среда», и конечно не вызывает сомнений в том, что, наш мозг работает как в рациональном ключе, так и в эмоциональном. Несомненно, эти два направления необходимо использовать в системе воспитания и в системе развития детей. Ведь мир

нуждается в новом эмоционально образованном поколении, которые будут понимать, как влияние эмоций на нашу жизнь, так и сущность, а также смогут гармонично взаимодействовать с окружающими, но главное смогут управлять собой.

Формирование категории «эмоциональный интеллект» восходит к временам античной психологии и имеет свою историю - от четкого разделения эмоций и разума до понимания целостности всех психических процессов и их взаимовлияния. В западной психологии концепция эмоционального интеллекта появилась благодаря американским исследователям Джону Майеру и Питеру Саловею. Под этим термином они понимали способность человека воспринимать эмоции, их анализ, понимание, включение в существующее знание о эмоциональной сфере, а также выражение эмоций. Понятие «эмоциональный интеллект» получило дальнейшее развитие в связи с выделением американским психологом Даниэлом Гоулманом пяти основных навыков эмоционального интеллекта: знание и распознавание эмоций; управление эмоциями; самомотивация, то есть использование эмоций для достижения своей цели; эмпатия (распознавание эмоций других людей); управление отношениями с другими людьми.

Исследуя по данной теме научные труды российских психологов, встречаются идеи, которые способствовали формированию понятия «эмоциональный интеллект». Так, Л.С. Выготский подчеркивал динамическую связь мышления и эмоций, идею о том, что каждая стадия развития мышления соответствует стадии развития эмоций, и существует взаимосвязь эмоций с устойчивыми формами поведения человека». А.В. Запорожец говорил о важности изучения происхождения эмоций для воспитания, так как основной задачей воспитания является выработка у детей определенного эмоционального отношения к людям и окружающей действительности, а не только формирование знаний, умений и навыков. Его исследования - генезиса эмоций в дошкольном возрасте, выявили взаимосвязь эмоционального развития детей с содержанием и структурой детской деятельности, с особенностями взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми и с успешностью усвоения правил и ценностей, принятых в обществе. Другой современный исследователь И.Н. Андреева, рассматривает «эмоциональный интеллект» как интеллектуальную способность обрабатывать эмоциональную информацию, которая как умственная способность является частью более широкой группы личностных качеств. В своих исследованиях она пришла к выводу, что «эмоциональный интеллект» имеет тесную связь с общим интеллектом, со способностью анализировать проблемы, со способностью проявлять лидерские и организаторские качества и другими чертами личности. Люди с достаточным уровнем эмоционального интеллекта склонны к просоциальному поведению, верности и успешным семейным отношениям, напротив же, низкий уровень «эмоционального интеллекта» может привести человека к человеку к различным видам зависимостей, плохим межличностным отношениям и т.д. В модели «эмоционального интеллекта», предложенной Д.В. Люсиным, эмоциональный интеллект определяется как «набор способностей к пониманию и контролю над собой» набор способностей понимать и контролировать свои и чужие эмоции». Способность понимать эмоции основана на способности распознавать и идентифицировать эмоции, а также понимание причины и следствия пережитой эмоции» [3].

Эмоциональный интеллект - это не развитие гениальности или быстроты ума, или эрудированности человека, это скорее всего основа развития. Многими исследователями, такими как Ю.Б. Гипенрейтер, С.И. Карпова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков и др. была отмечена особая важность развития эмоционального интеллекта именно в дошкольном возрасте, ведь эмоциональные и социальные навыки формируются медленно, а для их успешного формирования необходимы целенаправленные действия и регулярная поддержка.

Эмоциональный интеллект дошкольника находиться в стадии формирования. Важность развития эмоций в дошкольном возрасте как предпосылки для формирования эмоционального интеллекта личности, так как эмоциональная сфера ребенка оказывает существенное влияние на его психику и здоровье в целом, и регулирует сложную систему развития эмоций в детском возрасте. По мнению многих психологов, именно в старшем

дошкольном возрасте возникает одно из центральных новообразований развития: «эмоциональная коррекция поведения», благодаря которому ребенку становится доступной эмоциональная регуляция, которая проявляется в согласовании своего поведения с определенной ситуацией и действиями, которые ребенок выполняет действиях, которые совершает ребенок. Все это позволяет ребенку адаптироваться к окружающей среде. Тем не менее, эмоциональная нестабильность, тревожность или агрессивность в поведении ребенка могут не только осложнить его общение с окружающим миром, но и привести к деформации личностного развития дошкольников в целом.

В современных исследованиях, посвященных формированию эмоционального интеллекта дошкольников, возникает необходимость организации целенаправленной психологической и педагогической работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта и обогащение эмоционального опыта дошкольников.

В рамках исследования было проанализированы и опробованы двепарциальные программы по развитию эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта дошкольников, как направления социального и коммуникативного развития детей в дошкольной образовательной организации:

1. Программа эмоционального развития детей «Я удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь» авторы С.В. Крюкова и Н.И. Донскова, где преемственностью является два возрастных периода, важных для эмоционального развития - дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы программы ставили своей целью создать условия для введения ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить и выделить его словесно. Преимуществом программы является знакомство дошкольников с навыками саморегуляции, которые способствуют развитию умения управлять своими эмоциями.Содержание парциальной программы реализуется с использованием методов сказок, психодрамы, библиографии, использование игр и упражнений на развитие навыков взаимодействия со сверстниками и познавательных игр.

2. Программа, направленная непосредственно на развитие «эмоционального интеллекта» дошкольников автора Мин Ань Нгуен. Концепция программы основана на развитии эмоционального интеллекта как ориентации ребенка на роль и значение других людей в процессе его деятельности. Стратегическими целями программы являются: развитие у детей интереса к собственным эмоциональным переживаниям и переживаниям других людей; расширение представлений об основных эмоциях и чувствах человека; овладение практическим умением взаимодействовать со сверстниками. Отличительной особенностью программы является предложенная авторами структура групповых занятий с дошкольниками, которая включает необходимые компоненты: чтение и анализ литературных произведений с точки зрения точки зрения наличия эмоций персонажей; работа с предметными и сюжетными картинками по анализу эмоциональных состояний героев литературных произведений; разыгрывание практических ситуаций в соответствии с социальным опытом детей.

Рассмотренные программы эмоционального развития дошкольников направлены на работу с детьми и не предполагают включение в этот процесс других участников образовательных отношений в этот процесс [11]. Однако, важную роль в развитии эмоционального интеллекта и эмоционального комфорта детей играют родители, их вовлечение в процесс формирования знаний об эмоциях и способах управления своим эмоциональным состоянием. Учитывая актуальность проблемы формирования эмоционального интеллекта дошкольников, целью эмпирического исследования стало изучение взаимосвязи между степенью дифференциации социальных эмоций старших дошкольников и уровня эмоционального интеллекта, принимая во внимание степень вовлеченности родителей в эмоциональную жизнь ребенка. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования: а) определить степень дифференциации социальных эмоций старших дошкольников; б) выявить уровень и

показатели эмоционального интеллекта дошкольников; в) выявить наличие взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и дифференциации социальных эмоций старших дошкольников; г) выявить взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта старших дошкольников и вовлеченности родителей в эмоциональную жизнь ребенка; д) разработка методического пособия для психолого-педагогического сопровождения по формированию эмоционального интеллекта старших дошкольников [4]. Данное методическоепособие содержит три основных блока. Диагностический блок - включает в себя изучение особенностей эмоционального интеллекта детей и уровня информированности родителей по данному вопросу. Развивающий блок - представлен системой занятий со старшими дошкольниками, направленных на развитие восприятия своих и чувств других людей, развитие самооценки и самосознания, развитие навыков социальных контактов. Образовательный блок - направлен на повышение грамотности и психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам развития эмоциональной сферы детей. Содержание методического пособия реализуется педагогом-психологом с использованием эффективных форм работы с детьми (психогимнастика, театрализованные игры, имитационные игры, арт-терапевтические упражнения и др. родителями (тренинги, обучающие семинары, анализ проблемных педагогических ситуаций); с педагогами (мастер-классы, деловые игры, тренинги). Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия, однако, индивидуальное консультирование участников программы психолого-педагогического сопровождения также предусмотрено.Применение и опробование данного пособия позволили говорить о том, что показатели эмоционального интеллекта положительно взаимосвязаны с показателями дифференциации социальных эмоций старших дошкольников и чем выше степень дифференциации социальных эмоций, тем выше уровень развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. Также можно отметить, что показатели эмоционального интеллекта старших дошкольников положительно коррелируют с показателями вовлеченности родителей в эмоциональную жизнь детей. Предварительные данные доказывают, что уровень эмоционального интеллекта дошкольников зависит от степени вовлеченности родителей в эмоциональную жизнь детей. Результаты эмпирического исследования говорят о необходимости организации деятельности педагога-психолога для поддержки развития эмоционального интеллекта у дошкольников, а организация целенаправленной и систематической работы всех участников образовательных отношений будет способствовать осознанию социальных эмоций и развитию компонентов эмоционального интеллекта у старших дошкольников в сочетании с активным участия родителей в эмоциональной жизни ребенка. Ведь эмоциональный интеллект способствует повышению качества взаимодействия детей как с членами семьи, значимыми взрослыми, а также более гибкой адаптации к требованиям и сложностям окружающего мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Готтман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка : практ. рук-во для родителей / Дж. Готтман, Дж. Деклер ; пер. с англ. Г. Федоровой. - 4-е изд. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. 268 с. - Текст : непосредственный.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман ; пер. с англ. А.П. Исаевой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 536 с. - Текст : непосредственный.

3. Дик, Улла Эффективная коммуникация: приемы и навыки / У. Дик ; пер. с нем. Е.И. Высочинова. - Харьков : Гуманитарный центр, 2007. - 186 с. - Текст : непосредственный.

4. Савенкова, Т.Д. Развитие социального интеллекта дошкольников : учеб. пособие для вузов / Т.Д. Савенкова. - Москва : Юрайт, 2023. - 146 с. - Текст : непосредственный.

5. Сергиенко, Е.А. Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей / Е. Сергиенко, Е. Хлевная, Т. Киселева. - Москва : АСТ, Малыш, 2021. - 255 с. - Текст : непосредственный.

6. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 349 с. - Текст : непосредственный.

7. Филоненко, Е.Н. Большая книга родителей будущих первоклассников / Е.Н. Филоненко. - Москва : АСТ, Прайм, 2018. - 247 с. - Текст : непосредственный.

8. Хэссон, Д. Развитие эмоционального интеллекта: подсказки, советы, техники / Д. Хэссон. ; пер. с

англ. В. Краснянской. - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 123 с. - Текст : непосредственный.

9. Черных, Н.Н. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников на музыкальных занятиях / Н.Н. Черных. - Текст : непосредственный // Образование и культура: вызовы времени : сб. науч. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 166-169.

10. Alegre, A. Parenting styles and children's emotional intelligence: What do we know? / A. Alegre. - URL: https://www. researchgate. net/profile/Albert-

Alegre/publication/258193465_Parenting_Styles_and_Children%27s_Emotional_Intelligence_What_do_We_Know/lin ks/0046353757280b1b97000000/Parenting-Styles-and-Childrens-Emotional-Intelligence-What-do-We-Know.pdf (accessed: 20.01.2022). - Text : electronic.

11. Alwaely, S.A. Emotional development in preschoolers and socialization / S.A. Alwaely, N.B. Yousif, A. Mikhaylov. - URL: https://www.researchgate.net/profile/Alexey-Mikhaylov/publication/338776274_Emotional_development_in_preschoolers_and_socialization/links/5e9b527b92851c 2f52ae5402/Emotional-development-in-preschoolers-and-socialization.pdf.(accessed: 20.01.2022). - Text : electronic.

12. The Effects of Traditional Games on Preschool Children's Social Development and Emotional Intelligence: A Two-Group, Pretest-Posttest, Randomized, Controlled Trial / Baradaran Bazaz S. [et al.]. - URL: https://brief.land/mcj/articles/66605.html_(accessed: 20.01.2022). - Text : electronic.

13. Berlibayeva, M. Basic techniques and methods of developing emotional intelligence in preschool children / M. Berlibayeva. - URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/199/334 (accessed: 20.01.2022). - Text : electronic.

14. Farrell, G. The relationship between parenting style and the level of emotional intelligence in preschool-aged children / G. Farrell. - URL:

https://digitalcommons.pcom.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1340&context=psychology_dissertations_(accessed:

20.01.2022). - Text : electronic.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.Н. Васягина, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: vasyagina_n@mail.ru.

А.П. Архипова, аспирант кафедры психологии образования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: alena.petrovna3654@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.N. Vasyagina, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department Chair, Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: vasyagina_n@mail.ru.

A.P. Arkhipova, Graduate Student, Department of Educational Psychology, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: alena.petrovna3654@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.