Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интенсивное развитие / мораль / категория / центральное звено / эмоциональная сфера / психика / механизм / спектр эмоции / поведение ребѐнка / чувство / тревожность / эстетические и этические переживания

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тармиза Латиповна Хурвалиева, Мадинахон Мухиддин Кизи Абдужалилова

Дошкольный возраст период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. В данной статье рассматриваются оособенности развития эмоциональной сферы ребѐнка дошкольного возраста. А также роль игры в эмоциональном развитии ребѐнка, взаимоотношения в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тармиза Латиповна Хурвалиева, Мадинахон Мухиддин Кизи Абдужалилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тармиза Латиповна Хурвалиева

Чирчикский государственный педагогический университет доктор педагогических наук (DSc), профессор

Мадинахон Мухиддин кизи Абдужалилова

Магистрант Чирчикского государственного педагогического университета

АННОТАЦИЯ

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. В данной статье рассматриваются оособенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста. А также роль игры в эмоциональном развитии ребёнка, взаимоотношения в семье.

Ключевые слова: интенсивное развитие, мораль, категория, центральное звено, эмоциональная сфера, психика, механизм, спектр эмоции, поведение ребёнка, чувство, тревожность, эстетические и этические переживания

ANNOTATSIYA

Maktabgacha yosh - bu erda bilishning asosiy shakllari bo'lgan tasavvur va vizual-majoziy fikrlashning eng jadal rivojlanish davri. Ushbu maqolada maktabgacha yoshdagi bolaning hissiy sohasini rivojlantirish xususiyatlari muhokama qilinadi. Shuningdek, bolaning hissiy rivojlanishida o'yinning roli, oiladagi munosabatlar.

Kalit so'zlar: intensiv rivojlanish, axloq, toifa, markaziy bo'g'in, hissiy soha, psixika, mexanizm, his-tuyg'ular spektri, bolaning xatti-harakati, his-tuyg'ulari, tashvishlari, estetik va axloqiy tajribalari

ABSTRACT

Preschool age is the period of the most intensive development of imagination and visual-figurative thinking, which are the main forms of cognition here. This article discusses the features of the development of the emotional sphere of a preschool child. And also the role of play in the emotional development of the child, relationships in the family.

Keywords: intensive development, morality, category, central link, emotional sphere, psyche, mechanism, spectrum of emotions, child behavior, feeling, anxiety, aesthetic and ethical experiences

263

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для него характерны вне ситуативные речевые формы общения с взрослыми. Более богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочтительным партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В этот период начинает формироваться мораль, и дети относят поступки и качества людей к моральным категориям и дают им оценку.

Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка

дошкольного возраста:

_ ▲

-N

Ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями

Ребёнок осваивает социальные

формы проявления чувств и эмоций

Чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более

разумными и произвольными

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства

Л.С.Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка - одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная сфера личности является "центральным звеном" психической жизни. Развитие эмоциональной сферы есть ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы и механизмы воздействия.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:

264

Развитие эмоционального реагирования

Ф

Развитие эмоциональной экспрессии

Ф

Формирование

словаря эмоциональной лексики

Ф

Развитие эмпатии

Формирование представлений о многообразии человеческих эмоций

Детям от 1 года до 3 лет в эмоциональной сфере присуще следующее: отсутствие эмпатии, характерные эмоциональные реакции, связанные с его желаниями неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом. Вместе с тем, зарождается самосознание - ребёнок узнаёт своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я- хороший). Также, малыш ещё не умеет предвидеть последствия своих действий. В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого, ребёнок эмоционально реагирует не неё.

Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появление целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.

Эмоциональная сфера ребёнка 4-6 лет характеризуется следующим образом: у ребёнка более спокойный эмоциональный фон восприятия проявления эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция». В этом возрасте развивается эмоциональное предвосхищение: ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят. Появляются новые мотивы для деятельности, способность оценивать своё поведение.

Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактов

27-mart, 2024

https://nuu.uz/

Respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

265

может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей - это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.

Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.

Неправильное общение в семье, как правило, приводит к следующему:

- односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;

- ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;

- выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.

Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учит ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.

Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развивается в ведущей деятельности дошкольников - в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.

Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения с взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.

Однако, для детей дошкольного возраста характерна слитность высших чувств:

- хороший - значит красивый (эстетические переживания);

- хороший - значит добрый (этические переживания);

- хороший - значит интересный (интеллектуальные переживания).

Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка

разнообразные чувства. Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям. На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них. На третьем

266

году жизни у ребёнка происходит процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», которые малыш соотносит со своим поведением. В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение. При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение. 6-7 летний ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил дошкольник испытывает неловкость, вину, смущение, беспокойство. Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой -либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание). Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает. Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растет, и изменяются его взгляды на мир и отношения с взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умение осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.

REFERENCES

1. Анохин П. К. Психология эмоций. М.: 2001.-405 с.

2. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников. Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. - М., 2018.- С. 47-50.

3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1995. -247 с

4. Бодалев А.А. Психология личности. М.: 2002 .- 188 с.

5. Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. Конф. Магнитогорск, 2018. - С. 740-744.

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.