4. Головина Е.В. Эмоциональные аспекты уверенности в себе // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 1 / под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. С.152-155.
5. Головина Е.В. Уверенность и адекватность ее оценки при решении сенсорной задачи: когнитивно-стилевой аспект // Современная психофизика: монография / под ред. В. А. Ба-рабанщикова / М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 442-459.
6. Носуленко ВН., Головина Е.В. Метод исследования уверенности человека в оценках различий звучания музыкальных фрагментов // Экспериментальная психология в России. Традиции и перспективы / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Ин-т психологии РАН, 2010. С. 243-247.
7. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
8. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоко-ленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.
9. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
10. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.
11. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.
12. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
13. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности-толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.
14. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности-толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.
15. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.
16. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.
17. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ДОВЕРИЕ К МЕДИЦИНСКИМ ИНТЕРНЕТ-САЙТАМ*
И. В. Блинникова, Т. А. Злоказова, М. В. Милягина
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на формирование доверия к медицинским интернет-сайтам. Участники исследования (50 работающих женщин в возрасте от 24 до
38 лет) должны были оценить свое доверие к двум медицинским интернет-сайтам после краткосрочного знакомства с ними и после получения онлайн-консультаций. Уровень формируемого доверия соотносился с показателями
* Работа выполнена при поддержке фонда РФФИ. Грант № 14-06-00371
личностного и социального доверия испытуемых, характеристиками их эмоционального и функционального состояния, а также с удовлетворенностью общим дизайном интернет-сайтов. Результаты позволили выявить ряд системных характеристик формирования доверия к медицинским интернет-коммуникациям. Было установлено, что более длительное знакомство c медицинскими интернет-ресурсами и получение реальных консультаций способствует позитивному сдвигу в уровне доверия. Было также продемонстрировано, что более развитое доверие личности к другим людям обеспечивает повышенный уровень субъективного комфорта при работе человека с интернет-сайтами, что, в свою очередь, приводит к росту доверия к этому способу социальных взаимодействий. Что касается роли дизайна интернет-сайтов в формировании доверительного отношения к ним, то было установлена закономерность, которая заключается в том, что низкая удовлетворенность интерфейсом не снижает доверия, в то время как высокая удовлетворенность повышает его уровень.
Ключевые слова: доверие, эмоциональные состояния, субъективный комфорт, эргономичность интернет-сайтов, удовлетворенность пользователей.
Доверие является важным компонентом социальных отношений и взаимодействий. В самом широком смысле под этим термином понимают ожидание позитивных результатов и откликов от субъектов взаимодействия [16]. Доверие рассматривается как основа для принятия тактических и стратегических решений и осуществления жизненных выборов. При этом оно связано
с осознанием человеком собственной уязвимости или рисков, возникающих в результате неопределенности мотивов, намерений и ожидаемых действий других [10, а 30].
За последнее десятилетие было опубликовано значительное число психологических исследований феномена доверия. Это связано с высокой научной и практической значимостью данной проблематики. Доверие — это особое психологическое явление, которое позволяет рассматривать в единстве когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты психической жизни человека [8, 10]. Его изучение дает возможность понять, как люди взаимодействуют со своим окружением, выявить основы построения социальных отношений и многое другое [10, 12].
Одним из наиболее интересных трендов недавнего времени является возрастание числа работ, ориентированных на изучение доверия в интернет-коммуникациях разного уровня [17]. Данное направление интересует специалистов прежде всего потому, что особенности интернет-коммуникаций (такие как анонимность, отсутствие невербальных ключей, пространственная и временная асинхрон-ность) часто работают против установления отношений доверия [4]. Некоторые авторы даже утверждали, что Интернет — это среда недоверия, поскольку формирование доверительных отношений требует непосредственного контакта [15]. Сейчас это мнение не очень распространено, однако все сходятся на том, что доверие (или его недостаток) могут оказаться ключевым фактором, который и определит эффективность интернет-взаимодействий и со-
ставит основу безопасности личности в интернет-среде [9, 10]. В исследованиях доверия в интернет-коммуникациях выделяются различные области. Можно изучать отношения доверия либо к людям, встречающимся в интернет-пространстве, либо к интернет-сайтам. Стоит также учитывать: хотя интернет-коммуникации могут осуществляться людьми, которые уже имеют непосредственные тесные и доверительные отношения, но большинство исследований направлено на анализ доверия при первых интернет-контактах [14].
Отдельный интерес вызывает доверие к медицинским интернет-сайтам. По информации компании «Медпор-тал», каждый 10-й запрос в Рунете касается вопросов здоровья. Среди всех пользователей, чьи запросы были связаны со здоровьем, около 30-40 % искали сведения о болезнях, около четверти посетителей — информацию о лекарствах, примерно 11 % интересовались сведениями о лечебных учреждениях и их услугах и 14 % хотели проконсультироваться со онлайн-специалистами. В последнем случае доверие приобретает особую значимость. Формирование доверительных отношений между пациентом и врачом выступает важным условием правильного функционирования системы оказания медицинской помощи. В основе этих отношений лежит эмоциональное межличностное взаимодействие, которое играет значительную терапевтическую роль в процессе лечения [3].
Сегодня в российском Интернете существует более 20 медицинских сообществ, сгруппированных по 40 медицинским специальностям, и большая часть профессиональных медиков об-
щается здесь в закрытом режиме. В открытом режиме в блогосфере идут медицинские консультации, что может быть чревато ошибками заочных диагнозов. К сожалению, во многих случаях специализированные медицинские сайты предлагают посетителям лишь недобросовестную рекламу фармацевтических препаратов от производителей или компаний-посредников и контактную информацию медучреждений. Нередко медицинские сайты размещают информацию из устаревших справочников и энциклопедий, при этом ссылки на качественные источники информации, например базы данных по исследованиям лекарственных и иных медицинских технологий, отсутствуют. Возможно, именно поэтому общий тренд последних лет — снижение доверия к медицинской информации на традиционных сайтах и уход в бло-госферу [18].
Целью настоящего исследования является изучение эмоционального отношения и доверия к медицинским сайтам в зависимости от личностных особенностей пользователей и эргономических характеристик интернет-сайтов.
Выдвигались следующие гипотезы: уровень доверия и эмоционального отношения пользователей к медицинским интернет-сайтам зависит от их эргономических характеристик, а также от начального эмоционального состояния и уровня личностного доверия пользователей к себе, другим и к миру в целом. При этом уровень доверия подвержен изменению в процессе работы с сайтом.
Методика проведения исследования
Выборка. В исследовании приняли участие 50 работающих женщин в возрасте от 24 до 38 лет (средний возраст составил 31,9 ± 3,6). Все участники имели высшее образование, были опытными пользователями компьютера, их знакомство с Интернетом к моменту проведения исследования составляло не менее пяти лет. У всех были маленькие дети в возрасте от 1 года до 8 лет.
Описание выбранных интернет-сайтов. В ходе проведения эксперимента участникам было предложено ознакомиться с работой двух медицинских сайтов 03.ru и Doctor.ru, которые предлагают консультации медицинских специалистов в онлайн-формате. Выбор именно этих сайтов был обусловлен идентичностью их места в интернет-рейтинге как наиболее часто посещаемых сайтов подобного профиля. Сайты прошли экспертную оценку, существенных различий между ними установлено не было.
Описание психодиагностических методик. В исследовании использовались следующие психодиагностические инструменты: «Шкала межличностного (социального) доверия» Дж.Б. Роттера в адаптации С.Г. Достовалова [7]; Методика оценки доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе, разработанная А.Б. Купрейченко [10]; «Шкала дифференцированных эмоций (ШДЭ)» К. Изарда в адаптации А.Б. Леоновой [11]; «Шкала состояний (ШС)» Э. Грол-ла и М. Хайнса в адаптации А.Б. Леоновой [11]; Методика оценки удовлетворенности пользователей интернет-
сайтом (ОПУС *) И.А. Дегтяренко [5, 6]. Для оценки уровня актуального доверия испытуемому предъявлялся бланк с изображенной пятибалльной шкалой, с помощью которой испытуемый должен был ответить на вопрос, насколько он доверяет информации и консультациям на медицинском интернет-сайте?
Процедура проведения исследования. Перед началом работы с каждым испытуемым проводили индивидуальную беседу, в ходе которой ему разъясняли цели и задачи его участия в психологическом исследовании и получали от него формальное согласие. Исследование проводили в два этапа: в первый день испытуемые знакомились с работой одного сайта, во второй день — другого. Порядок работы с сайтами варьировался от испытуемого к испытуемому.
Перед началом работы с сайтом испытуемые заполняли следующие опросники: «Шкала межличностного (социального) доверия» и «Методика оценки доверия/недоверия личности миру». Далее они оценивали характер своих эмоциональных переживаний с помощью ШДЭ и уровень субъективного комфорта по ШС, затем коротко знакомились с первым медицинским сайтом и оценивали сове доверие к нему по заданной шкале. После этого они должны были обратиться к специали-
* Данный методический инструмент был разработан не так давно для оценки субъективной эр-гономичности интернет-сайтов. Опросник состоит из 21 пункта, которые образуют 5 шкал: Надежность, Функциональность, Простота, Полезность, Эмоциональная привлекательность. Была проведена серьезная психодиагностическая апробация данного опросника [5]. Его прогностический потенциал был также верифицирован в ходе слож-ноорганизованноголабораторного исследования [6].
Рис. 1. Частота распределения оценок доверия к медицинским интернет-сайтам после краткосрочного знакомства с ними
стам на сайте с тем или иным вопросом из заранее созданного списка и получить ответ. По окончании данного интернет-взаимодействия участники должны были снова оценить свой уровень доверия, заполнить «Шкалу состояний», оценить функциональность, надежность, простоту, полезность и эмоциональную привлекательность сайта с помощью методики ОПУС.
Обработку полученных данных осуществляли с помощью статистического пакета SPSS'17; применяли корреляционный и регрессионный анализ, а также ^критерий для связанных выборок.
Результаты и обсуждение
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами, работа над анализом эмпирического материала производилась по нескольким направлениям.
На первом этапе бы проанализирован общий уровень доверия к сайтам и сдвиг в показателях субъективного комфорта и формирующегося доверия по ходу знакомства и взаимодействия с медицинскими интернет-ресурсами. Было установлено, что уровень доверия к медицинским сайтам у пользователей сети находится на среднем уровне и составляет 3,04 пункта по пятибалльной шкале. На рисунке 1 видно, что распределение оценокучастников исследования было близко к нормальному (хотя ни один из них не оценил свое доверие самым высоким баллом).
Неоднократно демонстрировалось, что особое значение имеет динамика эмоциональных состояний в процессе профессиональной и игровой деятельности в сети [13]. В данном исследовании было установлено: после того как испытуемые знакомились с информа-
Рис. 2. Позитивные динамические изменения уровня доверия в ходе
углубленного знакомства с информацией на сайте и получения медицинских онлайн-консультаций. В среднем для обоих сайтов было зарегистрировано повышение на 0,22 пункта. Тонкими стрелками отмечены взаимосвязи сдвига доверия к сайтам с показателями личностного доверия к себе (отрицательная корреляция: г = -0,417; р = 0,038) и миру (положительная корреляция: г = 0,278; р = 0,078)
цией на сайтах, задавали вопросы консультанту и получали ответы, их состояние изменялось в сторону большего субъективного комфорта ^ = 20,25; p < 0,01) и доверия ^ = 2,86; p = 0,01). Было также показано, что сдвиг в оценках актуального доверия разнопланово связан с уровнем личностного доверия к себе и к миру. Чем выше было доверие участников к себе, тем меньше повышалось их доверие к медицинским сайтам, и наоборот, чем выше было их доверие к миру, тем больше усиливалось доверие в ходе интернет-коммуникаций (рис. 2). При этом данные личностные характеристики влияли только на изменение показателей состояния субъективного комфорта и доверия, а не на их общий уровень.
На втором этапе были проанализированы взаимосвязи между уровнем актуального доверия к сайтам и
эмоциональным состоянием испытуемых. Было показано, что позитивный эмоциональный настрой перед работой с интернет-сайтами способствует установлению отношений более высокого доверия к ним. Чем выше были суммарные показатели по позитивным эмоциям, тем больше росло доверие к интернет-сайтам и после предварительного знакомства (г = 0,376; p = 0,067), и после углубленного изучения (г = 0,407; p < 0,05). Любопытно, что показатель негативных эмоций не был связан напрямую с уровнем доверия. Другими словами, предварительный позитивный настрой оказывал повышающее влияние на процесс формирования доверия, а негативный — не приводил к снижению, никак не проявляясь в оценках актуального доверия. Тот факт, что начальные позитивные эмоциональные установки благопри-
Негативные эмоции
Рис. 3. Взаимосвязи уровня социального доверия, показателей
субъективного комфорта, а также степени переживания позитивных и негативных эмоций с уровнем доверия к информации и консультациям на медицинских интернет-сайтах
ятно влияют на характер деятельности и ее оценку, неоднократно демонстрировалось в наших предыдущих работах [2, 13]. Однако то, что негативное эмоциональное отношение не проявляется в снижении доверия, не находило прямого подтверждения и требовало дальнейшего анализа.
Для индексов, полученных с помощью «Шкалы состояний», были установлены несколько иные результаты. Так, не было обнаружено значимых корреляционных связей между уровнем субъективного комфорта и оценками доверия после беглого знакомства с сайтами. Однако субъективный комфорт перед знакомством с сайтами был положительно связан с уровнем доверия к ним после достаточно продолжительной работы (г = 0,394; p = 0,05). Это свидетельствует о том, что доверие нельзя свести только к благожелательному настрою, хотя субъективное и эмоциональное благополучие пользователей выступает в качестве основы фор-
мирования более высокого доверия в ходе интернет-взаимодействий.
Одновременно было продемонстрировано, что социальное доверие (или доверие личности к другим людям) не было связано непосредственно с уровнем актуального доверия к сайтам, но оно обеспечивало формирование состояния субъективного комфорта при работе человека с интернет-ресурсами (г = 0,448; p = 0,025), которое, в свою очередь, приводило к повышению доверия к этому способу социальных взаимодействий * (рис. 3).
На третьем этапе был проведен сравнительный анализ удовлетворенности участников исследования эргономическими характеристиками интернет-сайтов, с которыми они работали. Напомним, что эксперты не выя-
* Корреляционный анализ не позволяет устанавливать причинно-следственные зависимости, однако о связях такого рода можно говорить исходя из последовательногохарактера тестирования.
Рис. 4. Сравнение двух сайтов по шкалам методики ОПУС. Сайт, обозначенный на рисунке как «У», значимо превосходил второй сайт по эмоциональной привлекательности
вили принципиальных различий в эргономических характеристиках двух сайтов. Также близки были в своих оценках двух сайтов и простые пользователи, однако было установлено, что один из сайтов обладает значимо ^ = 2,095; p = 0,05) более высокой эмоциональной привлекательностью для участников исследования (рис. 4).
Затем было выявлено, что для сайта с более высокой эмоциональной привлекательностью существуют значимые положительные корреляции между комплексной оценкой пользовательской удовлетворенности и уровнем доверия, формирующегося в процессе работы с сайтом (г = 0,309; p = 0,05). Было построено регрессионное уравнение, которое определяло сформированное доверие к сайту «У» следующей формулой:
Доверие У= 1,883 + 0,286 УСК + 0,233 ОЭУС,
где: 1,883 — константа; УСК — уровень субъективного комфорта перед
началом работы с сайтом, установленный с помощью «Шкалы состояний»; ОЭУС — оценка эмоциональной удовлетворенности сайтом, полученная с помощью опросника ОПУС.
В то же время для сайта с более низкой эмоциональной привлекательностью значимых связей установлено не было. Здесь мы еще раз сталкиваемся с тем фактом, что более позитивное эмоциональное отношение к сайтам благоприятно отражается на формировании доверия к ним, а негативное отношение никак не связано с доверием.
Полученные нами данные могут свидетельствовать о том, что негативный эмоциональный настрой снижает возможности когнитивной системы к анализу получаемой информации и не позволяет формироваться устойчивым отношениям доверия. Такая интерпретация требует дальнейшего подтверждения, однако в целом согласуется с полученными ранее данными [1]. По-видимому, мож-
но говорить о том, что в случае негативных эмоциональных установок происходит разбалансировка системы установления доверия, что в некоторых случаях приводит к его снижению, а в других — напротив, к необоснованному повышению.
Заключение
Подводя итоги, можно заключить, что доверие к медицинским интернет-сайтам находится на среднем или чуть выше среднего уровня. Более углубленное знакомство с данными ресурсами, поиск информации, получение онлайн-консультаций в целом повышает доверие к ним. Кроме того, в процессе работы с медицинскими интернет-сайтами повышается общий уровень субъективного комфорта, происходит изменение эмоционального самочувствия, возрастает заинтересованность пользователей.
Что касается факторов, которые вносят существенный вклад в доверие к медицинским интернет-ресурсам, то здесь на первом месте оказывается фактор эмоционального отношения, к которому можно отнести эмоциональные переживания, субъективный комфорт и оценки эмоциональной привлекательности сайтов. Именно эти характеристики во многом определяют уровень формирующегося доверия. Был установлен интересный факт: начальный позитивный эмоциональный настрой благоприятно влияет на актуальное доверие, возникающее в процессе работы с сайтами, в то время как негативное эмоциональное отношение не проявляется в снижении доверия, а, скорее, ведет к формированию неустойчивого доверия.
В процесс формирования актуального доверия вносят свой вклад и структурные компоненты личностного доверия. Однако он не является непосредственным. Развитое социальное доверие (по Б. Роттеру) или доверие к другим людям способствует формированию более высокого субъективного комфорта, которое, в свою очередь, приводит к становлению более высокого уровня актуального доверия к интернет-ресурсам. Доверие к себе и к миру (по А.Б. Купрейченко) определяет сдвиг и в эмоциональном состоянии, и в доверии в процессе работы с сайтами.
Что касается эргономичности сайтов, то были установлены неоднозначные закономерности и показано, что для сайта со значимо более высокой эмоциональной привлекательностью существуют взаимосвязи между параметрами эргономичности и сформированным доверием к нему. Таких взаимосвязей для сайта с низкой эмоциональной привлекательностью установлено не было. В целом, это может свидетельствовать о том, что напряжение и негативные эмоциональные состояния, возникающие при работе с сайтами с более низкими эргономическими параметрами, ограничивают возможности когнитивных оценок и формирования устойчивого доверия.
Литература
1. Блинникова И.В, Капица М.С. Цена тревоги // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 62-72.
2. Блинникова И.В, Бочарова Е.П, Савченко Т.Н. Динамика эмоциональных состояний у операторов пульта централизованной охраны // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 98107.
3. Здоровье России: атлас / под ред. Л.А. Боке-рия. 4-е изд. М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2008.
4. Войскунский А.Е., Богачева Н.В. Киберпсихо-логия и ее современные проблемы // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты: материалы 1-й Междунар. конф. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. С. 76-81.
5. Дегтяренко И.А., Бурмистров И.В., Леонова А.Б. Методика оценки удовлетворенности пользователей интерфейсом интернет-сайта // Вестник Моск. ун-та. 2010. № 1. С. 94-109.
6. Дегтяренко И.А., Леонова А.Б. Оценка удовлетворенности пользователя работойс интернет-сайтом // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 95-103.
7. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. М.: Речь, 2009.
8. Заварцева М.М. Доверие: новые перспективы мультидисциплинарных исследований // Прикладная юридическая психология. 2014. №1. С. 14-21.
9. Зотова О.Ю. Научно-практические трактовки проблемы безопасности личности // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 128-132.
10. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2008.
11. Леонова А.Б, Капица М.С. Методы субъективной оценки функциональных состояний чело-
века // Практикум по инженерной психологии / под ред. Ю.К. Стрелкова. — М.: Академия, 2003. С. 136-167.
12. Скрипкина Т.П. Психология доверия. — М.: Академия, 2000.
13. Blinnikova I, Kapitsa M, Rudina N. Dynamics of the parameters of functional states while playing and working on a computer // International Journal of Psychology. 2008. V. 43. P. 3-4.
14. Green M.C. Trust and on-line social interaction // In: Joinson, A., McKenna, K.Y.A., Postmes, T., & Reips, U. (Eds.) Oxford Handbook of Internet Psychology. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 43-52.
15. Handy C. Trust and virtual organization: how do you manage people whom you do not see // Harvard Business Review. 1995. V. 73 (3). P. 40-50.
16. Holmes J.G., Rempel, J.K. Trust in close relationships // In C. Hendrick (Ed.) Close relationships. Newbury Park, CA: Sage, 1989. P. 187-220.
17. Riegelsberger J, Sasse M.A., McCarthy J.D. Trust in Mediated Interactions // Joinson, A., McKenna, K.Y.A., Postmes, T., & Reips, U. (Eds.) The Oxford handbook of Internet psychology. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 53-70.
18. http://medportal.ru/
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО-ИНОСТРАНЦА
Аннотация: в статье рассмотрены социально-психологические особенности личности осужденного — иностранного гражданина, отбывающего наказание в местах лишения свободы. Приведены факторы, влияющие на преступную деятельность иностранных граждан, и прежде всего связанные со сложностью адаптации граждан данной категории к новым социально-бытовым и психологическим условиям. Прибывая в чужую страну, иностранцы сталкиваются со многими социально-бытовыми и психологическими трудностями. Требо-
Н. А. Полянин, А. Ю. Марков
вания, предъявляемые к иностранным гражданам, часто не соответствуют их интересам и желаниям, что негативным образом воздействует на личность мигрантов и обусловливает их повышенную криминогенную активность.
В статье приведены социально-демографические, уголовно-правовые и психологические характеристики осужденных-иностранцев, полученные на основании психодиагностического обследования этой группы лиц.
Ключевые слова: социально-психологические особенности личности,