Научная статья на тему 'Взаимосвязь уверенности в себе с эмоциональностью и агрессивностью'

Взаимосвязь уверенности в себе с эмоциональностью и агрессивностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2243
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СМЕЛОСТЬ / ИНИЦИАТИВА В СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТАХ / SOCIAL BOLDNESS / INITIATIVE FOR SOCIAL CONTACT / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / EMOTION / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / SELF-CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головина Елена Владимировна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с тем, что вследствие происходящих в последние десятилетия социальных и экономических перемен в нашем обществе люди пытаются менять привычный образ жизни. Многие стороны их жизнедеятельности требуют активности, смелости, личной инициативы и уверенности в себе, но часто слишком уверенный человек, стремясь к достижению своих целей, не учитывает интересы других людей, становясь нечутким, нагловатым или откровенно агрессивным. Эмоциональная сторона уверенности практически не затрагивалась в психологической литературе. В предыдущих исследованиях автора было показано, что более эмоциональный в коммуникативной, интеллектуальной и психомоторной сфере человек будет менее уверен в себе. В данной статье анализируется взаимосвязь эмоциональности и агрессивности в структуре уверенности личности. Большое внимание уделяется взаимосвязям составляющих уверенности и общей уверенности с негативными проявлениями в поведении человека. Показано, что чрезмерно уверенным в себе лицам свойственны негативизм и словесная агрессия, а чрезмерно инициативным в социальных контактах лицам косвенная агрессия. У социально смелого человека интенсивность эмоций ниже и их переживание не оказывает на него отрицательного воздействия. Сила эмоций и их негативное влияние на общение и деятельность снижает социальную смелость, то есть человек пугается и робеет, но при этом проявляет инициативу в социальных контактах, сопровождаемую косвенной и словесной агрессией, эмоциональной возбудимостью. Инициатива в контактах связана с тем, насколько эмоциональная возбудимость переходит в косвенную и словесную агрессию. Оказывается, ее люди проявляют не только тогда, когда в этом есть объективная необходимость, но и в том случае, если она становится выходом для их эмоционального возбуждения. Возможно, чрезмерно уверенный человек переоценивает себя, свои силы и знания и в результате более негативно относится к другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Due to the ongoing social and economic changes in the modern world and society in the last decade, people are trying to change their way of life. Many aspects of life requires an active, daring, personal initiative and self-confidence, but it is often too confident person, striving to achieve their goals without regard for the interests of others, becoming insensitive, or impudent openly aggressive. The emotional aspect of confidence hardly touched upon in the psychological literature. In our previous study, it was shown that the more emotional in a communicative, intellectual and psychomotor sphere of man will be less confident. This article examines the relationship of emotion and aggression in the structure of self identity. Much attention is given to the relationship of confidence and components of general confidence with negative manifestations in human behavior. It is shown that overly confident people attach negativity and verbal aggression. Excessive proactive social contact persons characterized by indirect aggression. In social brave man emotional intensity below and emotion, it does not have a negative impact. The strength of the emotions and their negative impact on communication and social activity reduces the courage, ie person is frightened and timid initiative for social contact, indirect aggression, verbal aggression, emotional excitability. Initiative contacts connected to how emotional excitability goes into indirect and verbal aggression. It turns out that the initiative to contact people show not only when there is an objective necessity, but also as a way of emotional arousal. Perhaps overly confident man overestimates himself and his strength, knowledge and, as a result, a more negative attitude toward others.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уверенности в себе с эмоциональностью и агрессивностью»

ВЗАИМОСВЯЗЬ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬЮ И АГРЕССИВНОСТЬЮ

Е. В. Головина

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, связанные с тем, что вследствие происходящих в последние десятилетия социальных и экономических перемен в нашем обществе люди пытаются менять привычный образ жизни. Многие стороны их жизнедеятельности требуют активности, смелости, личной инициативы и уверенности в себе, но часто слишком уверенный человек, стремясь к достижению своих целей, не учитывает интересы других людей, становясь нечутким, нагловатым или откровенно агрессивным. Эмоциональная сторона уверенности практически не затрагивалась в психологической литературе.

В предыдущих исследованиях автора было показано, что более эмоциональный в коммуникативной, интеллектуальной и психомоторной сфере человек будет менее уверен в себе. В данной статье анализируется взаимосвязь эмоциональности и агрессивности в структуре уверенности личности. Большое внимание уделяется взаимосвязям составляющих уверенности и общей уверенности с негативными проявлениями в поведении человека.

Показано, что чрезмерно уверенным в себе лицам свойственны негативизм и словесная агрессия, а чрезмерно инициативным в социальных контактах лицам —косвенная агрессия. У социально смелого человека интенсивность эмоций ниже и их переживание не оказывает на него отрицательного воздействия. Сила

эмоций и их негативное влияние на общение и деятельность снижает социальную смелость, то есть человек пугается и робеет, но при этом проявляет инициативу в социальных контактах, сопровождаемую косвенной и словесной агрессией, эмоциональной возбудимостью.

Инициатива в контактах связана с тем, насколько эмоциональная возбудимость переходит в косвенную и словесную агрессию. Оказывается, ее люди проявляют не только тогда, когда в этом есть объективная необходимость, но и в том случае, если она становится выходом для их эмоционального возбуждения. Возможно, чрезмерно уверенный человек переоценивает себя, свои силы и знания и в результате более негативно относится к другим.

Ключевые слова: уверенность в себе, социальная смелость, инициатива в социальных контактах, эмоциональность, агрессивность.

Введение. Уверенность в себе ассоциируется у многих с успехом в жизни и победами. Сейчас многие даже взрослые люди не стесняются учиться, посещать тренинги, психологов, бизнес-консультантов и нередко имеют такой запрос: «Хочу обрести уверенность в себе!». С рекламных щитов и экрана телевизора нас уверяют, что рекламируемые товары или услуги обязательно помогут нам обрести уверенность в своей красоте, здоровье, возможностях, личных отношениях, бизнесе и так далее.

В результате это качество используется в качестве «приманки», на которую обязательно должен клюнуть потребитель. Следовательно, как раз этой уверенности многим и не хватает. Запросы современного общества определяют актуальность изучения «психологии уверенности».

Но всегда ли уверенность — это хорошо? Очень часто слишком уверенный человек, стремясь к достижению своих целей, не учитывает интересы других людей, становясь нечутким, нагловатым или откровенно агрессивным [1]. Проблемой разделения понятий неуверенности, уверенности, а также агрессивности занимаются немецкие психологи Аннекен, Згельмайер, Кесслер, отечественный психолог В. Ромек и некоторые другие.

Комплексное изучение феномена уверенности в себе ведется автором с 2002 г. Эта характеристика изучалась во взаимосвязи с когнитивными стилями, депрессивностью,счастьем; были также выявлены темпераментальные характеристики уверенности в себе [2, 5, 6].

В предыдущих исследованиях было показано, что более эмоциональный в коммуникативной, интеллектуальной и психомоторной сфере человек будет менее уверен в себе [3]. В юридической психологии есть понятие «преступная самоуверенность», признаками которой являются: интеллектуальный, волевой и эмоциональный. Интеллектуальный признак самоуверенности—это нейтрализация предвидения возможности наступления последствия. Волевой признак—это переоценка своих сил или способностей. Признаки преступной самоуверенности соответствуют

типам характера: волевой (активный, целеустремленный, деятельный), эмоциональный (порывистый, неуравновешенный) и рассудочный, с точки зрения разумности. В связи с этим представляется актуальным продолжение исследований эмоциональной стороны уверенности в себе [4].

Таким образом, цель работы — исследование характеристик эмоциональности в структуре уверенности личности. Объект — структура уверенности исследуется на предмет взаимосвязи уверенности с эмоциональностью и агрессивностью.

Мы предположили существование взаимосвязи уверенности в себе и характеристик эмоциональности, а также различий в уровне выраженности характеристик эмоциональности и агрессии у лиц с разным уровнем уверенности.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:

- тест уверенности в себе Роме-ка, включающий шкалы уверенности в себе, социальной смелости и инициативы в социальных контактах;

- тест агрессий Басса—Дарки в модификации Резапкиной, включающий шкалы физической, косвенной и словесной агрессии, раздражительности, негативизма, обидчивости, подозрительности;

- самооценочный тест «характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина, включающий шкалы эмоциональной возбудимости, интенсивности эмоций, длительности эмоций и влияния эмоций на эффективность деятельности и общения;

- шкалу эмоциональности опросника формально-динамических свойств Русалова.

Вохр1сЛ ЬуСгоир УапаЫе: БД-слов .аг

кодСумРом

Рис. 1. Влияние общей уверенности на словесную агрессию

Выборка состояла из мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет. Объем выборки — 40 человек.

Обсуждение результатов анализа данных

1.«Уверенность в себе» отрицательно взаимосвязана с отрицательным влиянием эмоций.

Значит, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, публичное выступление и т. п.) человек испытывает такие неприятные эмоции, как волнение, страх, возмущение. Но только в том случае, если он оказывается не способным их контролировать, эти эмоции будут мешать ему принять решение в сложных ситуациях. «Уверенность в себе» положительно взаимосвязана с «негативизмом» и «словесной агресси-

ей». Чем более человек независим, чем больше он гордится своими достижениями, а, возможно, иногда их и переоценивает, чем легче он выбирает линию поведения, дающую ему наибольшие шансы достижения своих целей, тем более он склонен к проявлению словесной агрессии. Он будет спорить, если с ним не согласны, требовать уважения своих прав, будет их отстаивать, может выругаться и даже угрожать собеседнику, но не собираясь приводить свои угрозы в исполнение.

Слишком сильный и энергичный человек, считающий, что контролирует свою судьбу, склонен и к проявлению негативизма.

2. «Социальная смелость» отрицательно взаимосвязана с отрицатель-

ным влиянием и интенсивностью эмоций. Чем больше человек испытывает негативных эмоций и чувств, в основном таких, как робость, смущение, стеснение, тем труднее для него принять решение или осуществить то или иное действие (начать разговор, например). Причем, эмоции переживаются не только часто, но и очень интенсивно.

3. «Инициатива в социальных контактах» положительно взаимосвязана с эмоциональной возбудимостью.

Если человек эмоционально вспыльчив, быстро сердится, обижается, гневается и злится, то наиболее вероятно, что он не старается скрыть свои чувства, склонен вступать в пререкания, может обременять друзей и близких своими проблемами.

4. «Инициатива в социальных контактах» положительно взаимосвязана со словесной и косвенной агрессией.

Таким образом, высокий показатель по шкале «Инициатива в контактах» характеризует излишнюю легкость в требовании выполнения своих просьб, отсутствие страха говорить то, что может обидеть других. Неудивительна взаимосвязь со словесной агрессией, выражающейся в спорах, ругательствах, словесных угрозах и отстаивании своих прав.

Кроме того, оказывается, что чрезмерно инициативные люди могут и хлопнуть дверью, стучать по столу, повышать голос, то есть выражать свою агрессию не только вербально, но и переносить ее на те предметы, которые попадаются им под руку.

Определялись также взаимосвязи возраста с характеристиками уверенности, эмоциональности и агрессивности. Обнаружено, что с возрастом сни-

жается инициатива в контактах и раздражительность.

Исследовалось влияние шкал уверенности на различные виды агрессии. Выборка из 38 человек разделилась на 3 группы: люди с низкими, средними и высокими показателями по общей уверенности и уверенности в себе (соответственно 16, 10 и 12 человек).

1. С помощью критерия Краскал-ла — Уоллиса обнаружено влияние общей уверенности на словесную агрессию на уровне значимости р = 0,043 (рис. 1).

2. С помощью критерия Краскал-ла — Уоллиса обнаружено влияние уверенности в себе на негативизм(на уровне значимости р = 0,022). Значения медиан показаны на рисунке 2.

3. Критерий Краскалла — Уоллиса не выявил влияние, но с помощью критерия Манна — Уитни обнаружены значимые различия в уверенности в себе между группами с высоким и низким показателем отрицательного влияния эмоций (на уровне значимости р = 0,035).

Выявление факторной структуры уверенности состояло в следующем. Одним из методов многомерного описания данных (наблюдаемых переменных) является факторный анализ. При использовании методов многомерных измерений психологических характеристик необходимо решить две задачи: описать объект всесторонне и в то же время компактно. Эти задачи можно решить с помощью факторного анализа.

Для факторного анализа данных были взяты следующие переменные: показатели уверенности в себе по трем опросникам, показатели уверенности

Вохр1сй Ьу Бгоир УапаЫе: БД-негат

□ МесИап

□ 25%-75% I Мт-Мах

Рис. 2. Влияние уверенности в себе на негативизм

в решении сенсорной задачи и задачи на общую осведомленность, основные и дополнительные показатели изучаемых когнитивных стилей.

В качестве критерия Кайзера для отсечения несущественных факторов используется максимальная величина собственного значения, равная единице. Не менее важным является критерий — процент объясняемой дисперсии, который, желательно, должен быть не менее 65 %. Факторный анализ данных исследования (метод главных компонент) выделил три фактора, которые обеспечивают 66 % всей факторной дисперсии. В нашем факторном решении величина собственного значения по третьему фактору равна 1,1.

Опираясь на эти подхода, для описания структуры мы выбрали три фактора, которые описывают 66,3 % факторной дисперсии. Так как любой алгоритм факторизации дает один вариант факторных нагрузок из целого множества эквивалентных, то возможен произвольный поворот факторных осей для содержательной интерпретации расположения переменных в факторном пространстве. Ищется такой вариант, который наилучшим образом соответствует ожиданиям исследователя, его предположениям о взаимосвязях переменных.

Нами был выбран метод ортогонального вращения (предположение о некоррелированности факторов) — ва-римакс. Цель метода — минимизиро-

2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 -0,5 -1,0 -1,5 -2,0 -2,5

вать количество переменных, имеющие высокие нагрузки на данный фактор, что способствует упрощению описания фактора.

С помощью факторного анализа исследовалась эмоциональная структура уверенности. Опираясь на критерии для выбора количества факторов, для описания структуры были выбраны три фактора, которые описывают 67% факторной дисперсии (метод главных компонент).

1-й фактор. Максимальные нагрузки на первый фактор, на который приходится 30,7 % факторной дисперсии, дают следующие переменные: социальная смелость-робость, интенсивность эмоций, отрицательное влияние эмоций, коммуникативная эмоциональность.

-о- Cluster 1 •-□-- Cluster 2 ■■■о- Cluster 3

Сила эмоций и их отрицательное влияние на общение и деятельность снижают социальную смелость, то есть человек пугается и робеет. Первый фактор можно назвать «Робость».

2-й фактор. Максимальные нагрузки на второй фактор, на который приходится 23,9 % факторной дисперсии, дают следующие переменные: инициатива в социальных контактах, косвенная агрессия, словесная агрессия, эмоциональная возбудимость.

Инициатива в контактах связана с тем, насколько эмоциональная возбудимость переходит в косвенную и словесную агрессию. Инициативу в контактах люди проявляют не только тогда, когда в этом есть объективная необходимость, но и в том случае, если рас-

Plot of Means for Each Cluster

ССмел БД-негат И-интенс.эм

СумРом Рус -инт.эм

Variables

Рис. 3. Профили характеристик в кластерах

ценивают ее как выход эмоционального возбуждения. Второй фактор можно назвать «Стремление к общению как выплеск отрицательных эмоций».

3-й фактор, или «Негативизм чрезмерной уверенности» (на него приходится 11,7 % факторной дисперсии). Это однополюсной фактор, который определяется характеристиками «уверенность в себе» и «негативизм». Возможно, чрезмерно уверенный в себе человек переоценивает себя, свои силы и знания и в результате более негативно относится к другим.

Для выделения подгрупп людей, различающихся исследуемыми характеристиками, был проведен кластерный анализ выборки. С помощью метода К-средних получено 3 кластера. На рисунке 3 показаны профили характеристик в кластерах.

Анализ различий в уровне характеристик показал, что между кластерами по всем характеристикам имеются различия на очень высоком уровне значимости.

В 1-й кластер (10 человек) вошли люди с высокими показателями эмоциональной сферы, низкими показателями косвенной и словесной агрессии и часто неуверенные в себе. Кластер можно назвать «Переживающие».

2-й кластер (16 человек) — это люди, очень уверенные в себе и социально смелые, но не нуждающиеся в постоянных контактах с другими, с высоким показателем негативизма и неэмоциональные. Думается, логичное название этого кластера — «Рациональные».

3-й кластер (12 человек)—это люди, вполне уверенные в себе, социально смелые, но нуждающиеся в постоянных контактах с другими, эмоциональ-

ные, причем эмоции оказывают отрицательное влияние на их деятельность и общение. Мы назвали этот кластер «Иррациональные»».

Выводы. Исследовалась эмоциональность и агрессивность в структуре уверенности личности. Показано, что чрезмерно уверенным в себе лицам свойственны негативизм и словесная агрессия. Чрезмерно инициативным в социальных контактах лицам свойственна косвенная агрессия. У социально смелого человека интенсивность эмоций ниже, и переживание эмоций не оказывает на него отрицательного воздействия.

Результаты работы можно использовать в консультационной и коррекци-онной работе, а также на тренингах уверенности, обращая внимание на приведенные отрицательные стороны — как неуверенности, так и излишней уверенности. Самоуверенность — чрезмерная, излишняя уверенность в самом себе, в своей непогрешимости; самонадеянность и самоуверенность может приводить к негативной оценке индивида окружающими, возникновению затруднительных и опасных ситуаций.

Литература

1. Будич И.Ю. Исследование уверенности в себе // Социальная работа в Сибири: сборник науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

2. Головина Е.В. Стили уверенности личности: соотнесение теоретической и экспериментальной структур // Методология комплексного че-ловекознания и ее развитие в современной психологии» / под ред. А.Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 152-157.

3. Головина Е.В., Тимофеева Т.Б. Темперамен-тальные особенности уверенности личности // Личность и бытие: субъектный подход: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 519-522.

4. Головина Е.В. Эмоциональные аспекты уверенности в себе // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 1 / под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. С.152-155.

5. Головина Е.В. Уверенность и адекватность ее оценки при решении сенсорной задачи: когнитивно-стилевой аспект // Современная психофизика: монография / под ред. В. А. Ба-рабанщикова / М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 442-459.

6. Носуленко В.Н., Головина Е.В. Метод исследования уверенности человека в оценках различий звучания музыкальных фрагментов // Экспериментальная психология в России. Традиции и перспективы / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Ин-т психологии РАН, 2010. С. 243-247.

7. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.

8. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоко-ленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.

9. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

10. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

11. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.

12. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.

13. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности-толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.

14. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности-толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.

15. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.

16. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.

17. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ДОВЕРИЕ К МЕДИЦИНСКИМ ИНТЕРНЕТ-САЙТАМ*

И. В. Блинникова, Т. А. Злоказова, М. В. Милягина

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на формирование доверия к медицинским интернет-сайтам. Участники исследования (50 работающих женщин в возрасте от 24 до

38 лет) должны были оценить свое доверие к двум медицинским интернет-сайтам после краткосрочного знакомства с ними и после получения онлайн-консультаций. Уровень формируемого доверия соотносился с показателями

* Работа выполнена при поддержке фонда РФФИ. Грант № 14-06-00371

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.