ВЗАИМОСВЯЗЬ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬЮ И АГРЕССИВНОСТЬЮ
Е. В. Головина
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, связанные с тем, что вследствие происходящих в последние десятилетия социальных и экономических перемен в нашем обществе люди пытаются менять привычный образ жизни. Многие стороны их жизнедеятельности требуют активности, смелости, личной инициативы и уверенности в себе, но часто слишком уверенный человек, стремясь к достижению своих целей, не учитывает интересы других людей, становясь нечутким, нагловатым или откровенно агрессивным. Эмоциональная сторона уверенности практически не затрагивалась в психологической литературе.
В предыдущих исследованиях автора было показано, что более эмоциональный в коммуникативной, интеллектуальной и психомоторной сфере человек будет менее уверен в себе. В данной статье анализируется взаимосвязь эмоциональности и агрессивности в структуре уверенности личности. Большое внимание уделяется взаимосвязям составляющих уверенности и общей уверенности с негативными проявлениями в поведении человека.
Показано, что чрезмерно уверенным в себе лицам свойственны негативизм и словесная агрессия, а чрезмерно инициативным в социальных контактах лицам —косвенная агрессия. У социально смелого человека интенсивность эмоций ниже и их переживание не оказывает на него отрицательного воздействия. Сила
эмоций и их негативное влияние на общение и деятельность снижает социальную смелость, то есть человек пугается и робеет, но при этом проявляет инициативу в социальных контактах, сопровождаемую косвенной и словесной агрессией, эмоциональной возбудимостью.
Инициатива в контактах связана с тем, насколько эмоциональная возбудимость переходит в косвенную и словесную агрессию. Оказывается, ее люди проявляют не только тогда, когда в этом есть объективная необходимость, но и в том случае, если она становится выходом для их эмоционального возбуждения. Возможно, чрезмерно уверенный человек переоценивает себя, свои силы и знания и в результате более негативно относится к другим.
Ключевые слова: уверенность в себе, социальная смелость, инициатива в социальных контактах, эмоциональность, агрессивность.
Введение. Уверенность в себе ассоциируется у многих с успехом в жизни и победами. Сейчас многие даже взрослые люди не стесняются учиться, посещать тренинги, психологов, бизнес-консультантов и нередко имеют такой запрос: «Хочу обрести уверенность в себе!». С рекламных щитов и экрана телевизора нас уверяют, что рекламируемые товары или услуги обязательно помогут нам обрести уверенность в своей красоте, здоровье, возможностях, личных отношениях, бизнесе и так далее.
В результате это качество используется в качестве «приманки», на которую обязательно должен клюнуть потребитель. Следовательно, как раз этой уверенности многим и не хватает. Запросы современного общества определяют актуальность изучения «психологии уверенности».
Но всегда ли уверенность — это хорошо? Очень часто слишком уверенный человек, стремясь к достижению своих целей, не учитывает интересы других людей, становясь нечутким, нагловатым или откровенно агрессивным [1]. Проблемой разделения понятий неуверенности, уверенности, а также агрессивности занимаются немецкие психологи Аннекен, Згельмайер, Кесслер, отечественный психолог В. Ромек и некоторые другие.
Комплексное изучение феномена уверенности в себе ведется автором с 2002 г. Эта характеристика изучалась во взаимосвязи с когнитивными стилями, депрессивностью,счастьем; были также выявлены темпераментальные характеристики уверенности в себе [2, 5, 6].
В предыдущих исследованиях было показано, что более эмоциональный в коммуникативной, интеллектуальной и психомоторной сфере человек будет менее уверен в себе [3]. В юридической психологии есть понятие «преступная самоуверенность», признаками которой являются: интеллектуальный, волевой и эмоциональный. Интеллектуальный признак самоуверенности—это нейтрализация предвидения возможности наступления последствия. Волевой признак—это переоценка своих сил или способностей. Признаки преступной самоуверенности соответствуют
типам характера: волевой (активный, целеустремленный, деятельный), эмоциональный (порывистый, неуравновешенный) и рассудочный, с точки зрения разумности. В связи с этим представляется актуальным продолжение исследований эмоциональной стороны уверенности в себе [4].
Таким образом, цель работы — исследование характеристик эмоциональности в структуре уверенности личности. Объект — структура уверенности исследуется на предмет взаимосвязи уверенности с эмоциональностью и агрессивностью.
Мы предположили существование взаимосвязи уверенности в себе и характеристик эмоциональности, а также различий в уровне выраженности характеристик эмоциональности и агрессии у лиц с разным уровнем уверенности.
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:
- тест уверенности в себе Роме-ка, включающий шкалы уверенности в себе, социальной смелости и инициативы в социальных контактах;
- тест агрессий Басса—Дарки в модификации Резапкиной, включающий шкалы физической, косвенной и словесной агрессии, раздражительности, негативизма, обидчивости, подозрительности;
- самооценочный тест «характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина, включающий шкалы эмоциональной возбудимости, интенсивности эмоций, длительности эмоций и влияния эмоций на эффективность деятельности и общения;
- шкалу эмоциональности опросника формально-динамических свойств Русалова.
Вохр1сЛ ЬуСгоир УапаЫе: БД-слов .аг
кодСумРом
Рис. 1. Влияние общей уверенности на словесную агрессию
Выборка состояла из мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет. Объем выборки — 40 человек.
Обсуждение результатов анализа данных
1.«Уверенность в себе» отрицательно взаимосвязана с отрицательным влиянием эмоций.
Значит, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, публичное выступление и т. п.) человек испытывает такие неприятные эмоции, как волнение, страх, возмущение. Но только в том случае, если он оказывается не способным их контролировать, эти эмоции будут мешать ему принять решение в сложных ситуациях. «Уверенность в себе» положительно взаимосвязана с «негативизмом» и «словесной агресси-
ей». Чем более человек независим, чем больше он гордится своими достижениями, а, возможно, иногда их и переоценивает, чем легче он выбирает линию поведения, дающую ему наибольшие шансы достижения своих целей, тем более он склонен к проявлению словесной агрессии. Он будет спорить, если с ним не согласны, требовать уважения своих прав, будет их отстаивать, может выругаться и даже угрожать собеседнику, но не собираясь приводить свои угрозы в исполнение.
Слишком сильный и энергичный человек, считающий, что контролирует свою судьбу, склонен и к проявлению негативизма.
2. «Социальная смелость» отрицательно взаимосвязана с отрицатель-
ным влиянием и интенсивностью эмоций. Чем больше человек испытывает негативных эмоций и чувств, в основном таких, как робость, смущение, стеснение, тем труднее для него принять решение или осуществить то или иное действие (начать разговор, например). Причем, эмоции переживаются не только часто, но и очень интенсивно.
3. «Инициатива в социальных контактах» положительно взаимосвязана с эмоциональной возбудимостью.
Если человек эмоционально вспыльчив, быстро сердится, обижается, гневается и злится, то наиболее вероятно, что он не старается скрыть свои чувства, склонен вступать в пререкания, может обременять друзей и близких своими проблемами.
4. «Инициатива в социальных контактах» положительно взаимосвязана со словесной и косвенной агрессией.
Таким образом, высокий показатель по шкале «Инициатива в контактах» характеризует излишнюю легкость в требовании выполнения своих просьб, отсутствие страха говорить то, что может обидеть других. Неудивительна взаимосвязь со словесной агрессией, выражающейся в спорах, ругательствах, словесных угрозах и отстаивании своих прав.
Кроме того, оказывается, что чрезмерно инициативные люди могут и хлопнуть дверью, стучать по столу, повышать голос, то есть выражать свою агрессию не только вербально, но и переносить ее на те предметы, которые попадаются им под руку.
Определялись также взаимосвязи возраста с характеристиками уверенности, эмоциональности и агрессивности. Обнаружено, что с возрастом сни-
жается инициатива в контактах и раздражительность.
Исследовалось влияние шкал уверенности на различные виды агрессии. Выборка из 38 человек разделилась на 3 группы: люди с низкими, средними и высокими показателями по общей уверенности и уверенности в себе (соответственно 16, 10 и 12 человек).
1. С помощью критерия Краскал-ла — Уоллиса обнаружено влияние общей уверенности на словесную агрессию на уровне значимости р = 0,043 (рис. 1).
2. С помощью критерия Краскал-ла — Уоллиса обнаружено влияние уверенности в себе на негативизм(на уровне значимости р = 0,022). Значения медиан показаны на рисунке 2.
3. Критерий Краскалла — Уоллиса не выявил влияние, но с помощью критерия Манна — Уитни обнаружены значимые различия в уверенности в себе между группами с высоким и низким показателем отрицательного влияния эмоций (на уровне значимости р = 0,035).
Выявление факторной структуры уверенности состояло в следующем. Одним из методов многомерного описания данных (наблюдаемых переменных) является факторный анализ. При использовании методов многомерных измерений психологических характеристик необходимо решить две задачи: описать объект всесторонне и в то же время компактно. Эти задачи можно решить с помощью факторного анализа.
Для факторного анализа данных были взяты следующие переменные: показатели уверенности в себе по трем опросникам, показатели уверенности
Вохр1сй Ьу Бгоир УапаЫе: БД-негат
□ МесИап
□ 25%-75% I Мт-Мах
Рис. 2. Влияние уверенности в себе на негативизм
в решении сенсорной задачи и задачи на общую осведомленность, основные и дополнительные показатели изучаемых когнитивных стилей.
В качестве критерия Кайзера для отсечения несущественных факторов используется максимальная величина собственного значения, равная единице. Не менее важным является критерий — процент объясняемой дисперсии, который, желательно, должен быть не менее 65 %. Факторный анализ данных исследования (метод главных компонент) выделил три фактора, которые обеспечивают 66 % всей факторной дисперсии. В нашем факторном решении величина собственного значения по третьему фактору равна 1,1.
Опираясь на эти подхода, для описания структуры мы выбрали три фактора, которые описывают 66,3 % факторной дисперсии. Так как любой алгоритм факторизации дает один вариант факторных нагрузок из целого множества эквивалентных, то возможен произвольный поворот факторных осей для содержательной интерпретации расположения переменных в факторном пространстве. Ищется такой вариант, который наилучшим образом соответствует ожиданиям исследователя, его предположениям о взаимосвязях переменных.
Нами был выбран метод ортогонального вращения (предположение о некоррелированности факторов) — ва-римакс. Цель метода — минимизиро-
2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 -0,5 -1,0 -1,5 -2,0 -2,5
вать количество переменных, имеющие высокие нагрузки на данный фактор, что способствует упрощению описания фактора.
С помощью факторного анализа исследовалась эмоциональная структура уверенности. Опираясь на критерии для выбора количества факторов, для описания структуры были выбраны три фактора, которые описывают 67% факторной дисперсии (метод главных компонент).
1-й фактор. Максимальные нагрузки на первый фактор, на который приходится 30,7 % факторной дисперсии, дают следующие переменные: социальная смелость-робость, интенсивность эмоций, отрицательное влияние эмоций, коммуникативная эмоциональность.
-о- Cluster 1 •-□-- Cluster 2 ■■■о- Cluster 3
Сила эмоций и их отрицательное влияние на общение и деятельность снижают социальную смелость, то есть человек пугается и робеет. Первый фактор можно назвать «Робость».
2-й фактор. Максимальные нагрузки на второй фактор, на который приходится 23,9 % факторной дисперсии, дают следующие переменные: инициатива в социальных контактах, косвенная агрессия, словесная агрессия, эмоциональная возбудимость.
Инициатива в контактах связана с тем, насколько эмоциональная возбудимость переходит в косвенную и словесную агрессию. Инициативу в контактах люди проявляют не только тогда, когда в этом есть объективная необходимость, но и в том случае, если рас-
Plot of Means for Each Cluster
ССмел БД-негат И-интенс.эм
СумРом Рус -инт.эм
Variables
Рис. 3. Профили характеристик в кластерах
ценивают ее как выход эмоционального возбуждения. Второй фактор можно назвать «Стремление к общению как выплеск отрицательных эмоций».
3-й фактор, или «Негативизм чрезмерной уверенности» (на него приходится 11,7 % факторной дисперсии). Это однополюсной фактор, который определяется характеристиками «уверенность в себе» и «негативизм». Возможно, чрезмерно уверенный в себе человек переоценивает себя, свои силы и знания и в результате более негативно относится к другим.
Для выделения подгрупп людей, различающихся исследуемыми характеристиками, был проведен кластерный анализ выборки. С помощью метода К-средних получено 3 кластера. На рисунке 3 показаны профили характеристик в кластерах.
Анализ различий в уровне характеристик показал, что между кластерами по всем характеристикам имеются различия на очень высоком уровне значимости.
В 1-й кластер (10 человек) вошли люди с высокими показателями эмоциональной сферы, низкими показателями косвенной и словесной агрессии и часто неуверенные в себе. Кластер можно назвать «Переживающие».
2-й кластер (16 человек) — это люди, очень уверенные в себе и социально смелые, но не нуждающиеся в постоянных контактах с другими, с высоким показателем негативизма и неэмоциональные. Думается, логичное название этого кластера — «Рациональные».
3-й кластер (12 человек)—это люди, вполне уверенные в себе, социально смелые, но нуждающиеся в постоянных контактах с другими, эмоциональ-
ные, причем эмоции оказывают отрицательное влияние на их деятельность и общение. Мы назвали этот кластер «Иррациональные»».
Выводы. Исследовалась эмоциональность и агрессивность в структуре уверенности личности. Показано, что чрезмерно уверенным в себе лицам свойственны негативизм и словесная агрессия. Чрезмерно инициативным в социальных контактах лицам свойственна косвенная агрессия. У социально смелого человека интенсивность эмоций ниже, и переживание эмоций не оказывает на него отрицательного воздействия.
Результаты работы можно использовать в консультационной и коррекци-онной работе, а также на тренингах уверенности, обращая внимание на приведенные отрицательные стороны — как неуверенности, так и излишней уверенности. Самоуверенность — чрезмерная, излишняя уверенность в самом себе, в своей непогрешимости; самонадеянность и самоуверенность может приводить к негативной оценке индивида окружающими, возникновению затруднительных и опасных ситуаций.
Литература
1. Будич И.Ю. Исследование уверенности в себе // Социальная работа в Сибири: сборник науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
2. Головина Е.В. Стили уверенности личности: соотнесение теоретической и экспериментальной структур // Методология комплексного че-ловекознания и ее развитие в современной психологии» / под ред. А.Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 152-157.
3. Головина Е.В., Тимофеева Т.Б. Темперамен-тальные особенности уверенности личности // Личность и бытие: субъектный подход: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 519-522.
4. Головина Е.В. Эмоциональные аспекты уверенности в себе // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 1 / под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. С.152-155.
5. Головина Е.В. Уверенность и адекватность ее оценки при решении сенсорной задачи: когнитивно-стилевой аспект // Современная психофизика: монография / под ред. В. А. Ба-рабанщикова / М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 442-459.
6. Носуленко В.Н., Головина Е.В. Метод исследования уверенности человека в оценках различий звучания музыкальных фрагментов // Экспериментальная психология в России. Традиции и перспективы / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Ин-т психологии РАН, 2010. С. 243-247.
7. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
8. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоко-ленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.
9. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
10. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.
11. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.
12. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
13. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности-толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.
14. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности-толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.
15. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.
16. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.
17. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ДОВЕРИЕ К МЕДИЦИНСКИМ ИНТЕРНЕТ-САЙТАМ*
И. В. Блинникова, Т. А. Злоказова, М. В. Милягина
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на формирование доверия к медицинским интернет-сайтам. Участники исследования (50 работающих женщин в возрасте от 24 до
38 лет) должны были оценить свое доверие к двум медицинским интернет-сайтам после краткосрочного знакомства с ними и после получения онлайн-консультаций. Уровень формируемого доверия соотносился с показателями
* Работа выполнена при поддержке фонда РФФИ. Грант № 14-06-00371