Научная статья на тему 'Доверие граждан полиции как критерий управляемости организационной культуры ОВД на этапе реформирования'

Доверие граждан полиции как критерий управляемости организационной культуры ОВД на этапе реформирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ К ПОЛИЦИИ / TRUST TO POLICE / ОБРАЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ / ORGANIZATIONAL CULTURE MANAGEMENT / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / REFORMATION OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCY / CONCEPTION OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермолаев Виктор Владимирович

В статье рассматривается управляемость реформируемой организационной культуры сотрудников органов внутренних дел (ОВД) на примере сравнения образов ее будущей организационной культуры у граждан с разным уровнем доверия к полиции. Сфокусированность именно на образе будущей организационной культуры ОВД как объекте исследования объясняется автором тем, что переживания человека по отношению к будущему в значительной мере влияют на действия, эмоции, его когнитивную деятельность в настоящем. Образ будущего организации это всегда интерпретация человеком определенной реальности в грядущем, позволяющая ему ориентироваться в мире, выступающая как основа его жизнедеятельности. В то же время образ субъективен, так как складывается на основе прошлого опыта, некоторой информации, получаемой из внешней среды. Автор полагает, что сформированный образ конструирует будущее и как бы подталкивает ход событий. При проведении эмпирического исследования в качестве факторов, способствующих доверию в отношениях, автор выделял: честную и открытую коммуникацию без искажения информации; исполнение обязательств и обещаний; демонстрацию компетентности; способность прислушаться к другому мнению даже при несогласии с ним; взаимопомощь и сотрудничество. Представляется очевидным, что указанные факторы представляют собой декларируемые организационные ценности, нормы и отношения желаемой организационной культуры ОВД. Выборка эмпирического исследования составила 300 человек. Полученные автором результаты свидетельствуют о следующем: выявлены различия в образах будущей организационной культуры реформируемых ОВД у граждан с высоким, средним и низким уровнем доверия к полиции; в образе организационной культуры реформируемой полиции отмечается доминирование таких ценностей, как собственное материальное состояние сотрудников, положительная оценка их деятельности со стороны руководства, власть; использование служебного положения в личных целях, проявления агрессии сотрудников ОВД к населению, что исключает на данном этапе построение доверительных отношений с гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST OF CITIZENS TO POLICE AS CRITERIA OF MANAGING ABILITY OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCY DURING THE STAGE OF REFORMATION

In this article, we observe managing ability of the reforming organizational culture of the Internal Affairs Agency (IAA) by the example of comparing of the conceptions of its future organizational culture imagined by people with different levels of trust to police. The author considers the conception of future organizational culture of the IAA to be the object of research because emotional experience of a man about future affects his activity, emotions and cognitive activity in present. Conception of future of the organization is always a kind of man’s interpretation of definite reality in future, basis of his vital activity, which gives him an opportunity to orient himself in the world. At the same time this conception is quiet subjective as far as it based on some past experience and information, which was got from the surrounding environment. The author thinks that the formed conception constructs future and maybe spur on the course of the events. During the empirical researches author chose frank and open communications without any distortions of information, fulfilment of permissions and obligations, demonstration of competence, ability to pay attention to another opinion even if you disagree with it, mutual assistance and collaborations as factors promotional for trust in relations... In this article, we observe managing ability of the reforming organizational culture of the Internal Affairs Agency (IAA) by the example of comparing of the conceptions of its future organizational culture imagined by people with different levels of trust to police. The author considers the conception of future organizational culture of the IAA to be the object of research because emotional experience of a man about future affects his activity, emotions and cognitive activity in present. Conception of future of the organization is always a kind of man’s interpretation of definite reality in future, basis of his vital activity, which gives him an opportunity to orient himself in the world. At the same time this conception is quiet subjective as far as it based on some past experience and information, which was got from the surrounding environment. The author thinks that the formed conception constructs future and maybe spur on the course of the events. During the empirical researches author chose frank and open communications without any distortions of information, fulfilment of permissions and obligations, demonstration of competence, ability to pay attention to another opinion even if you disagree with it, mutual assistance and collaborations as factors promotional for trust in relations. Evidently, factors mentioned above present declared organizational values, regulations and relations of expected organizational culture of the IAA. Sample of the research is 300 people. Derived results attest to Detection of differences between the conceptions of the future organizational culture of the reforming IAA imagined by people with high, middle and low levels of trust to police; Dominating of values of the conception of organizational culture of police are personal financial position of the staff of the IAA, favourable reception of their work by the officials, usage of the official position in private interests, demonstration of aggression of the staff of the IAA to the inhabitants, that excludes trust relationship on this step. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Доверие граждан полиции как критерий управляемости организационной культуры ОВД на этапе реформирования»

Литература

1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1980. 196 с.

2. Бабурин С.В. Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 25. С. 46-50.

3. Бабурин С.В., Чирков А.М. Постнеклассиче-ский подход в науке к проблемам стресса и адаптации в исправительных учреждениях // Уголовная и уголовно-исполнительная политика в России и за рубежом: состояние, тенденции и проблемы совершенствования : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 28-29 нояб. 2013 г.). Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2013. С. 297-304.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. 528 с.

5. Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2008. 50 с.

6. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003. 240 с.

7. Гусельцева М.С. Постмодернистские перспективы развития психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв.

ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 4574.

8. Журавлев АЛ. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 1-5.

9. Журавлев АЛ, Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М., 2011. 512 с.

10. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М., 2010. 592 с.

11. Профилактика отклоняющегося поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы : монография / Б.Г. Кал-манов [и др.]. М., 2008. 251 с.

12. Корнилова ТВ, Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб., 2009. 320 с.

13. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 7495.

14. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. М., 2008. 218 с.

ДОВЕРИЕ ГРАЖДАН ПОЛИЦИИ КАК КРИТЕРИЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОВД НА ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается управляемость реформируемой организационной культуры сотрудников органов внутренних дел (ОВД) на примере сравнения образов ее будущей организационной культуры у граждан с разным уровнем доверия к полиции.

Сфокусированность именно на образе будущей организационной культуры ОВД как объекте исследования объясняется автором тем, что переживания человека по отношению к будущему в значительной мере влияют на действия, эмоции, его когнитивную деятель-

В. В. Ермолаев

ность в настоящем. Образ будущего организации — это всегда интерпретация человеком определенной реальности в грядущем, позволяющая ему ориентироваться в мире, выступающая как основа его жизнедеятельности. В то же время образ субъективен, так как складывается на основе прошлого опыта, некоторой информации, получаемой из внешней среды. Автор полагает, что сформированный образ конструирует будущее и как бы подталкивает ход событий.

При проведении эмпирического исследования в качестве факторов, спо-

собствующих доверию в отношениях, автор выделял: честную и открытую коммуникацию без искажения информации; исполнение обязательств и обещаний; демонстрацию компетентности; способность прислушаться к другому мнению даже при несогласии с ним; взаимопомощь и сотрудничество. Представляется очевидным, что указанные факторы представляют собой декларируемые организационные ценности, нормы и отношения желаемой организационной культуры ОВД. Выборка эмпирического исследования составила 300 человек.

Полученные автором результаты свидетельствуют о следующем:

- выявлены различия в образах будущей организационной культуры реформируемых ОВД у граждан с высоким, средним и низким уровнем доверия к полиции;

- в образе организационной культуры реформируемой полиции отмечается доминирование таких ценностей, как собственное материальное состояние сотрудников, положительная оценка их деятельности со стороны руководства, власть; использование служебного положения в личных целях, проявления агрессии сотрудников ОВД к населению, что исключает на данном этапе построение доверительных отношений с гражданами.

Ключевые слова: доверие к полиции, образ организационной культуры, управление организационной культурой, реформирование органов внутренних дел

В течение нескольких лет продолжается реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), однако ситуация с дове-

рием населения к полиции кардинальных изменений не претерпела. Несмотря на постоянную декларацию одного из основных организационных слоганов «Доверие народа — сила полиции», органам внутренних дел по-прежнему доверяет малая часть граждан.

Реализуемая в настоящее время реформа МВД России позиционируется как важнейший шаг модернизации страны и ее государственного управления. Цель реформы — создание современной и эффективной правоохранительной системы в России. При этом основной задачей является движение к такой организации, которая бы соответствовала объективному назначению правоохранительной деятельности, ожиданиям главного ее «потребителя» — общества, его граждан. Для достижения целей реформирования, как отмечает руководство МВД России, российской полиции предстоит несколько основных проблем: преодолеть рецидивы «палочной системы», изменить систему учета и регистрации преступлений, повысить качество образования полицейских, ответственность руководителей за соблюдение законности подчиненными при выполнении служебных обязанностей и, самое главное, вернуть доверие граждан к органам внутренних дел. Примечательно, что в качестве первоочередной задачи, поставленной еще 28 июля 2009 г. на всероссийском совещании перед начальниками МВД, ГУВД, УВД, образовательных учреждений, руководителями аппаратов по работе с личным составом органов, подразделений и учреждений системы МВД России, рассматривалось возвращение общественного доверия, уважения, признания, обеспечения поддержки деятельности ОВД со сторо-

ны гражданского общества. Однако отсутствие позитивной динамики в достижении столь важной для организации цели позволяет предположить наличие проблемы управляемости организационной культуры ОВД.

При проведении исследования мы опирались на достижения отечественной социальной психологии (М.Ю. Кондратьев, А.Б. Купрейченко, Б.Ф. Порш-нев, Т.П. Скрипкина и др.), которая к факторам, способствующим доверию в отношениях, в частности, относит: честную и открытую коммуникацию без искажения информации; исполнение обязательств и обещаний; демонстрацию компетентности; способность прислушаться к другому мнению даже при несогласии с ним; взаимопомощь и сотрудничество [2, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. Представляется очевидным, что указанные факторы представляют собой декларируемые организационные ценности, нормы и отношения желаемой организационной культуры ОВД. Среди факторов, разрушающих доверие, как правило, указываются нормы и отношения организационной культуры ОВД, подлежащей реформированию: большую заинтересованность в собственном благополучии, чем в благополучии других при совместной деятельности; противоречивость даваемых указаний и схем действия; безответственность выводов без надлежащей проверки фактов; стратегии самооправдания и/или обвинения других в случае неуспешной деятельности.

Учитывая известный постулат управления, гласящий о том, что все попытки изменения организации завершаются провалом, если не изменяется ее организационная культура, мы провели сравнение образов будущей организа-

ционной культуры реформируемых ОВД у граждан с разным уровнем доверия к полиции [11, 12, 13, 14]. Наша сфокусированность именно на образе будущей организационной культуры ОВД как объекте исследования объясняется тем, что переживания человека по отношению к будущему в значительной мере влияют на его действия, эмоции, когнитивную деятельность в настоящем. Образ будущего организации — это всегда интерпретация человеком определенной реальности в грядущем, позволяющая ему ориентироваться в мире, выступающая как основа его жизнедеятельности. В то же время, несмотря на то, что образ является отражением объективной действительности, он субъективен, так как складывается на основе прошлого опыта, некоторой информации, получаемой из внешней среды. Субъективность образа будущего предполагает наличие пристрастности в его построении, зависимости образа от потребности, мотивов, целей, установок, эмоций человека и соответственно определяет трехком-понентную структуру образа: когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие [1, 15, 16]. Сформированный образ конструирует будущее и как бы подталкивает ход событий.

Следовательно, образ будущей организационной культуры ОВД во многом определяет характер взаимоотношений граждан и сотрудников полиции, а именно то, будут ли они доверительны, а значит, насколько будет эффективна деятельность полиции. Если граждане в полной мере ощутят свою социальную защищенность, то доверие может выступить как качество мировоззрения, при котором мир является дружественным, управляемым, предсказуе-

мым, стабильным, иными словами, безопасным. «Если население воспринимает полицию как имеющего схожие ценности партнера, то она с большей вероятностью будет пользоваться доверием и ее деятельность получит положительную оценку» [4]. Доверие, по мнению Б.З. Мильнера, возможно тогда, когда человек уверен в правильности и адекватности процессов и явлений своим ценностным установкам: «Реформы не имеют перспективы, когда предприниматели не доверяют чиновникам, рабочие — руководителям, население — финансовым институтам и органам власти» [3]. Следовательно, доверие граждан — это не только особый источник силы ОВД как социального института, это его базис, так как, по выражению Б.Ф. Поршнева, доверие есть одна из форм нравственных потребностей людей, которая находится в неразрывной связи со своей противоположностью — недоверием [17].

По сути, достижение целей реформы ОВД становится невозможным без изменения существующего у населения негативного образа полиции, так как в отношениях людей социальное недоверие, как правило, искажает восприятие действительности и не позволяет преодолеть возникшее отчуждение при социальном взаимодействии. Как считают отечественные и зарубежные специалисты, раскрывающие феномен доверия в социальной и организационной психологии (И.В. Антоненко, И. Атватер, Р. Бэ-рон, Т. Говир, С. Кови, А.Б. Купрейчен-ко, Б.З. Мильнер, Т.П. Скрипкина, Ч. Хэн-ди, П.Н. Шихирев, Р.Б. Шо), поведение тех, кому не доверяют, воспринимается обычно как враждебное и опасное, тем более что возникшее однажды со-

циальное недоверие, как правило, искажает восприятие и не позволяет преодолеть отчуждение партнеров по взаимодействию, проявляясь в страхах, лицемерии, цинизме, агрессии и превращаясь в образы мысли и образы жизни.

В науке не оспаривается тезис о том, что доверие представляет собой психологическую связь, одну из форм отношения человека к миру и одновременно к самому себе. Доверие выступает и как способ, механизм, направленный на взаимодействие человека, с одной стороны, со своими интересами, ценностями, потребностями — собственной субъ-ектностью, а с другой — с определенной им частью мира. Доверие является социально-психологическим явлением, механизмом которого служит социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека на мир и себя.

Доверие и недоверие представляют собой отличительные особенности социально-психологического взаимодействия людей. Приступая к проведению исследования, мы полагали, что до-верие/недоверие—это единая шкала, и определенный уровень доверия (то есть неполное доверие) автоматически означает соответствующий ему уровень недоверия, который определяется совокупностью различного рода критериев, как объективных, так и субъективных.

В нашем исследовании приняло участие 300 граждан г. Воронежа. Результаты изучения уровня доверия граждан к полиции, полученные с помощью методик прямой оценки уровня доверия и адаптированной методики оценки уровня доверия организации Р.Б. Шо (В.В. Ермолаев, Д.А. Ротарь), представлены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Оценка уровня доверия граждан к полиции

Низкий уровень доверия был выявлен у 57 % испытуемых (171 человек) и свидетельствует о том, что большинство людей считает результативность, последовательность, заботу, порядочность полиции (как общей структуры, так и отдельных ее сотрудников) абсолютно недостаточной для того, чтобы можно было ожидать от них выполнения своих обязательств перед обществом в целом и перед каждым гражданином в частности.

Средний уровень доверия был выявлен у 37 % испытуемых (111 человек). Граждане, составляющие эту группу, как правило, сомневаются, являются ли показатели результативности, последовательности, порядочности, проявления заботы сотрудников полиции достаточными для того, чтобы ожидать от них полной реализации правоохранительной и других функций. Они не могут полностью полагаться на ОВД, но в то же время не отрицают ожидания хотя бы частичного выполнения ими своих обязательств.

Высокий уровень доверия был выявлен у 6 % испытуемых (18 человек). Это свидетельствует о том, что лишь незначительная часть граждан разделяет веру в порядочность, результативность, по-

следовательность, заботу сотрудников полиции и в любой ситуации ожидает от них помощи, защиты, поддержки.

Данные результаты можно объяснить как опытом взаимодействия граждан с полицией, так и влиянием средств массовой информации. Однако очень часто именно действия сотрудников полиции и ОВД в целом вызывают у граждан сомнения в их эффективности. Действия этих структур не дают гражданам уверенности в надежности, компетентности, добросовестности их сотрудников; способности обеспечить нормальные условия жизни и социальную защищенность граждан; эффективно выполнять свои функции с максимальной пользой для общества. На деле граждане подвергают критике организационно-культурные элементы полиции: ее реально действующие организационные ценности, нормы и отношения.

Мы провели сравнение образа организационной культуры реформируемых ОВД у граждан с разным уровнем доверия к полиции. Данные, полученные с помощью мини-сочинения об образе будущей организационной культуры и контент-анализа ее результатов, по-

Таблица 2

Нормы, выделенные в группах с высоким, средним и низким уровнем

доверия к полиции

Таблица 1

Ценности, выделенные в группах с высоким, средним и низким уровнем

доверия милиции

Высокий уровень доверия Средний уровень доверия Низкий уровень доверия

Безопасность граждан (100 %) Стабильность в обществе и справедливость (83,3 %) Комфорт граждан (33,3 %о) Власть и собственное материальное состояние сотрудников ОВД (16,7 %) Положительная оценка со стороны формальных структур (руководства) (81%) Собственное материальное состояние сотрудников ОВД (59,4 %) Власть (54 %) Безопасность граждан (27 %) Стабильность в обществе (24,3 %) Справедливость (16 %) Собственное материальное состояние сотрудников ОВД (94 %) Положительная оценка со стороны формальных структур (руководства) (55,6 %) Личная безопасность сотрудников полиции (50,9 %) Власть (48%)

Высокий уровень доверия Средний уровень доверия Низкий уровень доверия

Стремление к поддержанию правопорядка (100 %) Ведение строгой отчетности за свою деятельность (83,3 %) Отказ от взяток (50 %) Достойная оплата труда сотрудников ОВД (50 %) Достойная оплата труда сотрудников ОВД (32,4 %) Взяточничество (27 %) Стремление к поддержанию правопорядка (27 %) Взяточничество (94 %) Использование служебного положения в личных целях (37,8 %) Использование нецензурной лексики (33,9 %) Решение всех проблем силовыми методами (26,4 %) Отсутствие наказаний за нарушение закона сотрудниками полиции (20,3 %)

зволили нам составить представление о ценностях, нормах и отношениях, которые, по мнению граждан с разным уровнем доверия ОВД, ожидаются от сотрудников полиции (табл. 1).

Очевидно, что граждане с высоким уровнем доверия к полиции видят в качестве основ, стимулов деятельности ОВД прежде всего интересы общества. Граждане со средним уровнем доверия к полиции противоречивы в своих представлениях о ценностях, которые будут лежать в основе действий сотрудников полиции. Здесь сочетаются различные точки зрения. Основа действий сотрудников

будущей полиции, по мнению граждан с низким уровнем доверия ОВД, является негативной, на первом месте для них всегда будет стоять личное благосостояние независимо от интересов общества.

Обратимся к нормам, выделенным в группах с высоким, средним и низким уровнем доверия к полиции, которые представлены в таблице 2.

Полученные нами данные показывают значительные различия в представлениях об организационных нормах как об общепринятых стандартах индивидуального и группового поведения, признаваемых приемлемыми в данной ор-

Таблица 3

Отношения, выделенные в группах с разным уровнем доверия к полиции

Высокий уровень доверия Средний уровень доверия Низкий уровень доверия

Справедливое отношение сотрудников полиции к гражданам (83,3 %) Уважительное отношение сотрудников полиции к гражданам (66,7 %) Внимательное отношение сотрудников полиции к гражданам (33,3 %) Четкая иерархия в отношениях между сотрудниками ОВД (33,3 %) Несправедливое отношение сотрудников полиции к гражданам (32,4 %) Четкая иерархия в отношениях между сотрудниками ОВД (27 %) Агрессивное отношение сотрудников полиции к гражданам (24,3 %) Агрессивное отношение сотрудников полиции к гражданам (33,9 %) Отсутствие взаимопонимания между сотрудниками ОВД (20,3 %) Излишний авторитаризм высшего руководства полиции по отношению к сотрудникам (18,9 %)

ганизации, будущей полиции в группах с высоким, средним и низким уровнем доверия к полиции.

Данная картина вполне соотносится с представлениями граждан с разным уровнем доверия к полиции о ценностях, которые будут характерны для ОВД, так как именно ценности лежат в основе построения и функционирования организационных норм.

Отношения, выделенные в группах с разным уровнем доверия к полиции, представлены в таблице 3.

Таким образом, можно констатировать факт, что граждане с высоким, средним и низким уровнем доверия к полиции по-разному видят характер взаимодействия сотрудников будущей полиции внутри и вне данной организации. Лишь у граждан с высоким уровнем доверия к полиции существует образ будущего сотрудника ОВД как справедливого, уважительного, внимательного.

Методика семантического дифференциала позволила нам исследовать отношение граждан с разным уровнем доверия к будущей организационной культуре реформируемых ОВД. Среднее значение по шкале оценки в груп-

пе с низким уровнем доверия к полиции: -2,5; среднее значение по шкале оценки в группе со средним уровнем доверия: -1,1; среднее значение по шкале оценки в группе с высоким уровнем: 1,5.

Проведенный нами статистический анализ данных с помощью критерия Манна — Уитни также подтвердил наше предположение о существовании различий в образе будущей организационной культуры ОВД у граждан с разным уровнем доверия полиции.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют:

- во-первых, о различии образов будущей организационной культуры реформируемых ОВД у граждан с высоким, средним и низким уровнем доверия к полиции;

- во-вторых, в образе организационной культуры реформируемой полиции отмечается доминирование таких ценностей, как собственное материальное состояние сотрудников, положительная оценка их деятельности со стороны руководства, власть; использование служебного положения в личных целях, проявления агрессии сотрудников ОВД к населению, что исключает на данном эта-

пе построение доверительных отношений с гражданами.

Результаты исследования подтверждают наше предположение о том, что при проведении в ОВД организационных изменений первоочередное внимание следует уделять вопросам управления организационной культурой, а именно изменению системы организационных ценностей, установок и отношений, которые способны обеспечить доверие граждан полиции и станут залогом формирования позитивного образа данного социального института. Без доверия граждан к ОВД становится невозможным не только формирование заявленной организационной культуры полиции, но и создание современной и эффективной правоохранительной системы в России в целом.

Литература

1. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М. : Наука, 1986. 176 с.

2. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М. : Ин-т психологии РАН, 2008. 256 с.

3. Мильнер Б.З. Теория организации. М. Инфра-М, 2003. С. 159-161.

4. Монусова Г.А, Гимпельсон В.Е. Доверие к полиции: межстрановой анализ // Вопросы экономики. 2012. № 11. С. 24-47.

5. Скрипкина Т.П. Психология доверия. Ростов н/ Дону : РГУ, 1997. 381 с.

6. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе право-

вого поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.

7. Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 52-63.

8. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

9. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

10. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.

11. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 14-19.

12. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности-толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.

13. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности-толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.

14. Сочивко Д.В, Савельева Т.И. Предимплозив-ное «Я»—фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 45-55.

15. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 4. — С. 8-22.

16. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.

17. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М. : Наука, 1979. 235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.