ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ *
Аннотация: в статье анализируются проблемы восприятия времени при работе с интернет-ресурсами. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, которые могут искажать оценку временных интервалов в виртуальной среде. Представлены результаты эксперимента по оценке времени, потраченного на выполнение разных задач на интернет-сайтах. Было показано, что в среднем пользователи переоценивают время, проведенное в интернет-пространстве; при этом величина ошибки зависит от характера задачи и интенсивности взаимодействия с виртуальной средой. Было проанализировано, насколько состояние пользователя влияет на оценку временных интервалов. Оказалось, что если решение тех или иных задач связано с улучшением настроения и нормализацией физиологических показателей, это приводит к недооценке времени, проведенного в интернет-среде (пользователям кажется, что они провели в интернет-пространстве времени меньше, чем на самом деле). И наоборот, если в процессе работы настроение ухудшается, а физиологические показатели свидетельствуют о росте напряжения, время начинает переоцениваться (пользователям кажется, что они потратили слишком много времени). Кроме того, были выявлены взаимосвязи искажений в оценках временных интервалов с индивидуально-личностными характеристиками. В частности, обнаружены гендерные различия: мужчины в целом склонны переоценивать вре-
И. В. Блинникова
мя, проведенное в сети, а женщины — недооценивать его. Наряду с этим интроверты и эмоционально стабильные пользователи оказались более склонными к переоценке 5-минутной работы с интернет-ресурсами.
Ключевые слова: восприятие времени, виртуальная среда, интернет-ресурсы, интернет-сёрфинг, интернет-игры, эмоциональное состояние, индивидуальные различия.
Введение
Развитие информационных технологий создало новую реальность — виртуальный мир, который имеет протяженность в пространстве и времени, где действуют определенные законы, во многом отличающиеся от законов материального мира. Все больше повседневных задач решается с помощью обращения к интернет-ресурсам1. Глобальная сеть становится особой средой организации человеческой деятельности: так же, как и физическая среда, она накладывает на деятельность ряд ограничений, но при этом гораздо проще и быстрее трансформируется, подстраиваясь под запросы взаимодействующего с ней человека [3].
* Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), грант № 14-06-00371.
1 Интернет-ресурс — информационная система, использующая веб-технологии на уровне представления и передачи данных, предназначенная для оказания публичных информационных услуг в сети Интернет. Подразумевается, что веб-ресурс имеет постоянный адрес (URL) во всемирной сети Интернет (сайт, веб-страницы) [6].
Начиная с последнего десятилетия прошлого века каждый год появляются работы, в которых анализируются различия между восприятием реальной и виртуальной среды. Исследователей интересуют особенности восприятия предметов, пространства, скорости, времени [17]. Последнее все больше привлекает к себе внимание, поскольку связывается с такими психологическими феноменами, как личностная включенность, погруженность в виртуальные занятия, эффекты присутствия, контролируемости [13, 14]. Если попытаться сделать общий вывод из существующих на сегодняшний момент исследований, то можно заключить, что время в виртуальном мире течет быстрее. В результате пользователи Интернет выходят из системы раньше положенного времени, а апостериори переоценивают время, проведенное в сети [11].
В одной из работ[18] анализировались субъективные оценки времени, затраченного на поиск в интернет-пространстве (интернет-сёрфинг2). Оказалось, что испытуемые значимо переоценивают его, причем это касалось и проспективной, и ретроспективной оценки. Когда использовалась проспективная экспериментальная парадигма, испытуемые должны были прервать свой поиск и остановить часы (применялось приложение Stopwatch) после того, как пройдет 10 минут. В этом случае испытуемые всегда останавливали часы раньше времени. Когда использовалась ретроспективная экс-
2 Интернет-сёрфинг (от англ. Internet Surfing) — просмотр веб-страниц в Интернете, путешествие по сети, доступ к ресурсам Интернета и их использование.
периментальная парадигма, испытуемые должны были оценить время, которое они провели в интернет-среде, после того, как их поиск останавливал экспериментатор. В такой ситуации испытуемые всегда переоценивали протяженность заполненных временных интервалов.
В другом исследовании [21] испытуемых просили ретроспективно оценивать время, которое они провели в одном из сетевых медиаресурсов. Так же, как и в предыдущей работе, было установлено, что испытуемые существенным образом переоценивали временные интервалы. При этом обнаружилось, что на точность оценок оказывали опосредующее влияние удовлетворенность решаемой задачей и эмоциональное состояние, в котором находились пользователи интернет-ресурсов. Похожие данные были получены в более ранней работе Дж. Горна и др. [12]. Было установлено, что люди катастрофически завышают время, которое затрачивается на загрузку веб-страниц. Однако если удается привести их в более расслабленное состояние, то они оценивают потраченное время более точно.
Отдельной исследовательской задачей в последнее время является выявление связи оценок времени с индивидуальными и личностными характеристиками. Особый смысл приобретают эффекты осознания себя частью виртуальной среды, или эффекты присутствия. В работе швейцарских специалистов [14] было показано, что переживание иллюзорного присутствия ведет к усилению переоценки времени, затрачиваемого на выполнение задач. Однако не во всех исследованиях подтверждаются эти данные. В одном из
них испытуемые должны были оценить время выполнения задачи при симулировании эффекта присутствия. Была установлена положительная корреляция между степенью выраженности этого эффекта (оцениваемого с помощью специальной шкалы) и скоростью выполнения, но не точностью оценок времени [15].
В представленном в статье эксперименте проверялись три гипотезы3: 1) различные виды деятельности с использованием сетевых ресурсов влияют на точность оценки временных интервалов; 2) состояние испытуемого, формируемое в ходе деятельности, взаимосвязано сточностью и направлением смещения оценок временных интервалов; 3) индивидуально-личностные характеристики испытуемых взаимосвязаны с точностью и направлением смещения оценок временных интервалов. С учетом того что сетевые ресурсы опосредуют разные виды деятельности — коммуникативную, познавательную и игровую [3], было принято решение сравнить оценку временных интервалов в зависимости при выполнении следующих задач: 1) открытие и чтение текста с выделением ключевых понятий; 2) запуск сетевой версии компьютерной игры и игра с переходом с уровня на уровень; 3) многокритериальный поиск информации на сайтах, предоставляющих услуги.
Методика
Испытуемые: в исследовании приняли участие 40 испытуемых (20 мужчин, 20 женщин) в возрасте от 20 до 60
3 Исследование проводилось совместно со студентами высшей школы психологии (Институт) А.С. Богдановой и Е.Н. Бредихиной.
лет. Выборка включала в себя представителей самых разнообразных профессий (менеджеры, офисные служащие, инженеры, юристы, финансисты, научные сотрудники), которые в своей профессиональной или обыденной жизни взаимодействуют с компьютерной техникой и используют интернет-ресурсы. Предварительное анкетирование испытуемых позволило установить, что средний стаж их работы за компьютером составлял 12,55 года, а среднее время, проводимое за компьютером в день, — 6,65 часа. Испытуемые отметили, что примерно половину времени они тратят на решение профессиональных задач (53 %), причем работа с документами составляет две трети общего объема. Остальное время расходуется на общение и переписку (22 %), а также развлечения и поиск информации, услуг и т. п. (25 %).
Анкетирование: перед началом экспериментальной сессии участники исследования заполняли анкету, в которой нужно было указать пол, возраст, образование, стаж работы с компьютером, уровень компьютерной и интернет-грамотности, продолжительность нахождения за компьютером и в сети в течение суток, основную мотивационно-целевую направленность деятельности в сети, интенсивность нагрузок при работе с компьютером.
Первая задача заключалась в том, чтобы испытуемый мог заняться интернет-сёрфингом. Это занятие может быть достаточно увлекательным, хотя во многих случаях превращается в рутинное или даже раздражающее. Испытуемый должен был забронировать себе авиабилет туда и обратно по указанным в списке направлениям, ис-
пользуя один или несколько интернет-ресурсов (www.yandex.ru, www.tutu. ru). Ему нужно было выбрать наиболее подходящий билет с учетом следующих критериев: аэропорт вылета (должен быть как можно ближе к вашему дому), время вылета, длительность ожидания следующего рейса при пересадке (как можно меньше) и самое главное — цена билета.
Вторая задача заключалась в том, что испытуемому предлагали электронный текст, в котором он должен был искать и выделять либо ошибки, либо ключевые понятия. Работа с текстами была одной из наиболее привычных для всех испытуемых и так или иначе касающейся профессиональной деятельности.
Третья задача была связана с игровой деятельностью. Испытуемому предлагали открыть на сетевом ресурсе игру и играть в нее. Использовалась игра Angry Birds (Злые птицы), разработанная финской компанией «Rovio Mobile». Цель игрока — разрушить пирамиду рожиц, запуская «злых птиц» (http://ru.wikipedia.org). После каждого игрового раунда испытуемый должен был решить, остаться на том же самом уровне или перейти на следующий. Игра интересна тем, что она предполагает активные действия испытуемого, связанные с пространственной ориентировкой, расчетом направления и силы удара, прогнозированием траектории движения и взаимодействия объектов. При этом она не связана с временными ограничениями и позволяет многократно повторять попытки.
Оценка временных интервалов. Каждая задача выполнялась испытуемым в течение 5 минут. Время от-
меривалось с помощью специальной программы, которую испытуемый запускал с началом выполнения. После того какустановленное экспериментатором время заканчивалось, на экране появлялось изображение будильника, заставляющего прервать задание. После этого испытуемый должен был оценить прошедший временной интервал, для чего использовал градуированную шкалу от 0 до 10 минут, с шагом 10 секунд.
Оценка состояния испытуемых. Для оценки актуального состояния была применена стандартизированная методика «Шкала состояний», разработанная Э. Гролем, М. Хайдером и адаптированная А.Б. Леоновой. Основным показателем данной методики является так называемый индекс субъективного комфорта (ИСК). Чем выше значение ИСК, тем благополучнее общее субъективное состояние испытуемого. В дополнение для диагностики физиологических показателей у испытуемых замерялся пульс — ЧСС (частота сердечных сокращений). Диагностика проводилась перед началом выполнения каждой задачи и сразу после ее завершения [4].
Диагностика личностных черт производилась с помощью пятифак-торного личностного опросника «Большая пятерка» (Big five), разработанного американскими психологами Р. Мак-Крае и П. Коста в 1983-1985 гг. и адаптированного А.Б. Хромовым, который обеспечивает диагностику таких качеств, как экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, эмоциональность, добросовестность [8].
Процедура исследования. Каждый испытуемый участвовал в трех экс-
Рис. 1. Субъективная оценка 5-минутного временного интервала (300 с)
при выполнении испытуемым разного вида задач с использованием интернет-ресурсов (в секундах)
периментальных сессиях. Сессии состояли из последовательного выполнения трех задач (поиск, чтение, игра). Порядок предъявления задач менялся от сессии к сессии. В начале проведения исследования испытуемые заполняли анкету и опросник «Большая пятерка». После этого им давали общую инструкцию, разъясняющую цели исследования и то, что необходимо будет сделать. Испытуемые знали, что они будут решать разные задачи в сети, длительность которых может варьироваться от 1 до 10 минут. Они заполняли Шкалу состояний, у них измерялась ЧСС, после чего приступали к выполнению заданий на компьютере. Всего было 9 задач (по 3 каждого типа); перед каждой задачей появлялась инструкция, после прерывания выполнения задачи испытуемые оценивали время и свое состояние, у них измерялась ЧСС.
Результаты и их обсуждение
Наиболее общий факт, который был установлен в данном исследовании: в среднем испытуемые переоценивали время, проведенное в сети за различными занятиями. Это согласуется с данными, полученными в других работах [11, 12, 18]. Анализ результатов проходил по трем направлениям: во-первых, сравнивались оценки временных интервалов в зависимости от вида деятельности испытуемых; во-вторых, проверялась гипотеза о зависимости восприятия времени от состояния испытуемого; в-третьих, устанавливались взаимосвязи между индивидуально-личностными особенностями испытуемых и их оценками времени.
Анализ зависимости оценок временных интервалов от типа решаемых задач. Не было получено значимых различий между оценками времени, затраченного на решение раз-
ных задач4, хотя были выявлены некоторые интересные тенденции. Результаты представлены на рисунке 1. Наиболее точные оценки относились к чтению, наименее точные — к игровой деятельности. Можно было предположить, что переоценка времени связана с количеством операций, которые испытуемые совершают при взаимодействии с виртуальной реальностью, однако анализ движений мыши при выполнении каждого задания не подтвердил эту гипотезу. По всей вероятности, здесь проявляется эффект большей включенности пользователей. Именно в случае игровой деятельности происходит погружение в виртуальную среду, в то время как анализ текста и поиск билетов позволяют сохранять отстраненную позицию5.
Корреляционный анализ оценок временных затрат на выполнение задач разного типа выявил интересный факт: были установлены значимые корреляционные связи между оценками длительности поиска на интернет-сайтах и чтения текста (r = 0,5916: p < 0,01), но взаимосвязей между этими оценками и оценками длительности игровой деятельности установлено не было. Следовательно, игровая деятельность связана с иной системой регуляции и оценок.
Взаимосвязь оценки временных интервалов и состояний испытуемых. Были проведены оценки сдви-
4 Для оценки значимости различий использовался дисперсионный анализ для повторяющихся измерений: F(2, 38) = 1,505: p = 0,235.
5 Возможно также, что здесь проявляется влияние опыта деятельности, который был продемонстрирован в ряде исследований [9]. Игра, предложенная испытуемым, не была хорошо им знакома, в то время как чтение и анализ текстов, а также интернет-сёрфинг являются повседневно решаемыми задачами.
6 Использовался коэффициент Пирсона.
гов ИСК и ЧСС при выполнении каждого задания, значимых различий в изменениях пульса и субъективного психологического комфорта выявлено не было. Решаемые задачи не производили серьезного эффекта на состояние участников исследования. Однако можно было отметить, что у одних состояние улучшалось или нормализировалось, а у других — субъективный комфорт снижался, учащался пульс, нарастало психофизиологическое напряжение. При решении разных задач у одних и тех же испытуемых оно могло меняться по-разному. Все пробы, выполненные испытуемыми (всего 360), были разбиты на три блока: в I блок были отнесены пробы, при прохождении которых состояние испытуемых улучшалось, во II блок — пробы, при которых состояние ухудшалось, к III блоку — те пробы, при которых наблюдались разнонаправленные сдвиги по субъективным оценкам и психофизиологическим показателям. Сравнение оценок времени, проведенного за выполнением проб, улучшающих и ухудшающих состояние, выявило значимые различия (F(2,357) = 14,26; p < 0,001). Время, потраченное на выполнение заданий, улучшающих состояние, недооценивалось, другими словами, испытуемым казалось, что они потратили в интернет-пространстве меньше времени, чем на самом деле. Напротив, время, проведенное за выполнением заданий, ухудшающих состояние, переоценивалось, следовательно, испытуемым казалось, что они потратили в интернет-пространстве времени больше, чем на самом деле.
В целом результаты исследования подтверждают ранее выявленную тенденцию: позитивные эмоциональные
Рис. 2. Субъективная оценка 5-минутного временного интервала (300 с)
при выполнении испытуемым проб, по-разному меняющих состояние испытуемых (в секундах)
состояния снижают эффект удлинения времени в сети. В работе Дж. Горна и коллег [12] было показано, что цветовые решения веб-страниц, приводящие к релаксационному эффекту, существенным образом снижают степень переоценки времени загрузки сайтов. В другом исследовании было продемонстрировано противоположное влияние музыки позитивной и негативной эмоциональной валентности на восприятие времени, проведенного за интернет-сёрфингом [16].
Взаимосвязь оценок временных интервалов с индивидуально-личностными характеристиками испытуемых. В исследовании была предпринята попытка выявить взаимосвязи между оценками временных интервалов интернет-активности и индивидуальными и личностными характеристиками испытуемых. Были обнаружены гендерные различия (Р(1,38) = 12,99; р = 0,001): мужчины в целом склонны переоценивать время, проведенное в
сети, а женщины — недооценивать его. Это согласуется с ранее установленными данными [10, 20].
Кроме того, более склонными к переоценке временных интервалов оказались люди с выраженной интровер-сией и эмоциональной стабильностью, в то время как экстраверты и пользователи с высокой эмоциональностью демонстрируют склонность к недооценке 5-минутного временного интервала, заполненного выполнением задач в сети. Во многих ранних работах [например, 18, 19] было показано, что люди с повышенной эмоциональностью и тревожностью, а также экстраверты склонны переоценивать короткие временные интервалы, но недооценивать длинные (в частности, 5-минутные). Можно предположить, что подобные результаты являются следствием разного внутреннего течения времени и особенностей когнитивного контроля у людей с разной эмоциональностью и экстраверсией.
Рис. 3. Субъективная оценка 5-минутного временного интервала (300 с) при выполнении задач с использованием интернет-ресурсов мужчинами и женщинами
Был проведен регрессионный анализ, который позволил выявить структуру зависимости субъективных оценок времени, проведенного в сети, с личностными особенностями и динамикой состояния испытуемых = 0,557; Р(3;36) = 15,083, р < 0,001). Установленные закономерности описываются следующей формулой:
Ошибка в субъективной оценке времени, проведенного за работой с интернет-ресурсами, = 1,334 — 0,518 [эмоциональность] — 0,296 [экстраверсия] — 1,99 [изменения субъективного комфорта].
Заключение
Анализ проблем восприятия времени при работе с интернет-ресурсами позволяет рассмотреть множество интересных вопросов, связанных с погружением человека в виртуальный мир. Обзор опубликованных научных работ в этой области и собственное экспери-
ментальное исследование позволяет констатировать факт переоценки времени, проведенного в сети. Этому можно найти несколько объяснений. Прежде всего нужно учитывать, что «заполненные» промежутки времени, содержащие какие-либо стимулы (например, звуковые или световые сигналы), обычно оцениваются как более продолжительные, чем «пустые» временные интервалы между предъявлениями двух стимулов [7]. Кроме этого, в экспериментах Р. Орнштейна было установлено, что чем сложнее предъявляемые стимулы, тем более продолжительным кажется период тестирования [19]. В последнее время переоценка времени, проведенного в сети, все чаще связывается с эффектом присутствия или включенности. Виртуальная среда создает возможность для возникновения особых состояний, когда человек не только отвечает за свои действия, но и может контролировать все происходя-
щее [22]. Хотя сравнение оценок временных интервалов, заполненных решением разных задач (поиск, чтение, игра), не выявило значимых различий, все-таки было установлено, что в большей степени переоценка затраченного времени проявлялась при оценках длительности игровой деятельности. Возможно, это представляет собой проявление более выраженного эффекта присутствия в игре. Однако эти выводы требуют дальнейших уточнений.
Была установлена взаимосвязь оценок временных интервалов и состояний испытуемых, формирующихся в деятельности пользователей интернет-ресурсов. То, что эмоциональное напряжение трансформирует, искажает восприятие пространства и времени, неоднократно обсуждалось в психологических работах [2]. В данном случае оказалось: если решение тех или иных задач связано с улучшением настроения и нормализацией физиологических показателей, это приводит к недооценке времени, проведенного в интернет-среде (пользователям кажется, что они провели в интернет-пространстве времени меньше, чем на самом деле). И наоборот, если в процессе работы настроение ухудшается, а физиологические показатели свидетельствуют о росте напряжения, время начинает переоцениваться (пользователям кажется, что они потратили слишком много времени). Похожие результаты были получены и в других работах [5, 14, 16]. В частности, они объясняются с помощью модели «внутренних часов» [13]. Предполагается, что эмоциональное напряжение, стресс заставляют двигаться эти часы быстрее [5] и в результате возникает ощущение, что прошло гораздо больше времени.
Помимо прочего, были выявлены взаимосвязи искажений в оценках временных интервалов с индивидуально-личностными характеристиками. Переживание времени является важной характеристикой личности и связано с типичными способами взаимодействия с окружающим и своим собственным миром [1]. В работе было установлено, что мужчины в целом склонны переоценивать время, проведенное в виртуальной среде, а женщины — недооценивать его. Эти результаты в основном соответствуют данным, полученным при изучении искажений в оценках времени, потраченного на решение задач, выполняемых в реальной среде [20]. Однако гендерные различия в оценках длительности работы с интернет-ресурсами более выражены, возможно, потому, что у мужчин более проявляется эффект включенности при решении задач в сети.
Были установлены интересные факты, свидетельствующие о взаимосвязи личностных свойств с искажениями в оценке временных интервалов. Из всех шкал опросника «Большая пятерка» значимые корреляции были установлены только для шкал «Экстраверсия» и «Эмоциональная стабильность». Интроверты и люди с высокой эмоциональной стабильностью склонны переоценивать время, проведенное в сети. Напротив, экстраверты и люди с высокой эмоциональностью оказались склонными к недооценке 5-минутного временного интервала работы с интернет-ресурсами.
Регрессионный анализ подтвердил, что чем выше эмоциональность и экстраверсия, а также чем более высок позитивный сдвиг в субъективном ком-
форте, тем меньше вероятность переоценки времени, проведенного в сети. Эти данные любопытны. Они свидетельствуют о том, что склонность к интенсивным и частым эмоциональным реакциям не приводит к убыстрению течения времени в сети и, следовательно, к его апостериорной переоценке. Необходимо подчеркнуть значимость направленности сдвига в эмоциональном состоянии и того эмоционального отклика, которое вызывает блуждание в сети Интернет. Они свидетельствуют о существовании «сетевой ловушки» для экстравертов и людей с повышенной эмоциональностью, ведь именно они ощущают нехватку времени при работе с интернет-ресурсами, они не готовы покинуть виртуальное пространство, им кажется, что они провели там не так много времени.
Литература
1. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 61-73.
2. Блинникова И.В, Капица М.С. Цена тревоги // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 62-72.
3. Войскунский А.Е. Исследования в области психологии компьютеризации: история и актуальное состояние // Национальный психологический журнал. 2006. С. 58-62.
4. Леонова А.Б., Капица М.С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике / под ред. Ю.К. Стрелкова. М., 2003.
5. Мещеряков Б.Г., Гаврилина А.В. Восприятие времени, деятельность и стресс // Векторы развития современной России : материалы V Между-нар. науч.-практ. конф. М., 2006. С. 114-117.
6. О дальнейшем проведении работ по созданию Московского городского портала : Постановление Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. № 439-ПП. URL: http://www.alppp.ru/ law/informacija-i-informatizacija/4/postanovlenie-pravitelstva-moskvy-ot-14-06-2005--439-pp.html
7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Т. VI : Восприятие. М.: Директ-Медиа, 2008.
8. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности : учеб.-метод. пособие. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2000.
9. Широкая М.Ю. Точность восприятия времени как показатель эффективности профессиональной деятельности операторов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 3. С. 74-82.
10. Block R.A., Hancock P.A., Zakay D. Sex differences in duration judgments: A meta-analytic review // Memory and Cognition. 2001. V. 28(8). P. 1333-1346.
11. BruderG.,SteinickeF.Time perception during walking in virtual environments // Proceedings of IEEE Virtual Reality (VR). 2014. P. 67-68.
12. Gorn G.J., ChattopadhyayA,, Sengupta J., Tri-pathi Sh. Waiting for the Web: How screen color affects time perception // Journal of Marketing Research. 2004. V. XLI . P. 215-225.
13. Grondin S. Timing and time perception: A review of recent behavioral and neuroscience findings and theoretical directions // Attention, Perception & Psychophysics. 2010. V. 72 (3). P. 561-582.
14. Hagni К, Eng K., Hepp-Reymond M.-C., Holp-er L., Keisker B., Siekierka E., Kiper D.C. The Effect of Task and Ownership on Time Estimation in Virtual Environments // Presence. 2007. P. 145-150.
15. IJsselsteijn W., Bierhoff I., Slangen-de Kort Y. Duration estimation and presence // Presence Conference. Philadelphia, PA, USA. 2001.
16. Kellaris J.J., Kent R.J. The influence of music on consumers' temporal perceptions // Journal of Consumer Psychology. 1992. V. 1(4). P. 365-376.
17. Kweon S.-H., Hwang K.-H., Jo D.-H. Time and Space Perception on Media Platforms // Proceedings of the Media Ecology Association. 2011. V. 12. P. 25-48.
18. Ogiñska H. Chronotyp — aspekty behawio-ralne, korelaty osobowosciowe, konsekwencje zdrowotne. Kraków: Wydawnictwo Ksi^garnia Aka-demicka, 2012.
19. Ornstein R.E. On the experience of time. Penguin Science of Behaviour. 1969, Baltimore, USA: Penguin Books.
20. Vercruyssen M., Rodenburg G.J. The effect of gender and time of day on time perception and mental workload // Current Psychology. 1992. V.11. P. 203-225.
21. Waterworth J.A., Waterworth E.L. Being and time: Judged presence and duration as a function of media form. Presenceteleopvirt, 2003. 12 (5). Pp. 495-511.
22. Zakay D., Block R.A. Prospective and retrospective duration judgements: an executive-control perspective // Acta Neurobiologiae Experimentalis. 2004. V. 64 (3). Рр. 319-328.