ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья
дошкольников в ДОО Дробная А. С.
Дробная Анастасия Сергеевна / Drobnaja Anastasia Sergeevna — магистрант, факультет психологии,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула
Аннотация: в статье рассматривается проблема рассмотрения эмоционального благополучия как компонента психологического здоровья. Поскольку в дошкольном возрасте и в дошкольном учреждении отводится мало времени именно психологическому здоровью детей. Ключевые слова: эмоциональное благополучие, психологическое здоровье, дошкольный возраст.
Поддержание, сохранение и коррекция психологического здоровья детей — одна из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Однако совсем недавно большая часть дошкольных учреждений уделяла внимание лишь психическому и физическому здоровью дошкольников. Это связано с тем, что само понятие «психологическое здоровье» введено в научный оборот относительно недавно известным российским психологом И. В. Дубровиной.
Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Психологическое же здоровье направлено на личность в целом. Психологическое здоровье - это интегральная характеристика, которая проявляется в эмоциональной устойчивости и возможности регулировать свое психическое состояние в любых жизненных ситуациях.
Хухлаева О. В., изучая, анализируя многие исследования и литературу, утверждает, что психологическое здоровье можно описать как систему, которая состоит из следующих компонентов:
Аксиологический компонент - представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе.
Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития [3].
Эмоциональное благополучие, являясь компонентом психологического здоровья личности, предполагает полное удовлетворение потребности в межличностном общении, формирование благожелательных семейных отношений, доброжелательных отношений в коллективе между воспитанниками и воспитателями, а также создание благоприятного эмоционального контекста жизненных обстоятельств.
А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношений со сверстниками.
Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [2].
Таким образом, эмоциональное благополучие, являясь компонентом психологического здоровья личности, предполагает полное удовлетворение потребности в межличностном общении, формирование благожелательных семейных отношений, доброжелательных отношений в коллективе между воспитанниками и воспитателями, а также создание благоприятного эмоционального контекста жизненных обстоятельств. Негативное эмоциональное самочувствие вызывает появление эмоциональной отстраненности, разрыв межличностных взаимоотношений вызывает одиночество и снижает жизненный тонус личности.
Литература
1. Пахапьян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2006.
2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., М.: Академия, 2001.
3. Хухпаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003.