Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного
возраста в условиях ДОУ
Попова Е.И.
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУВПО «Ишимский государственный педагогический институт
им.П.П.Ершова», Ишим, Россия
Аннотация: В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к здоровью в период дошкольного детства, представлена модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста и в обобщенном виде - парциальная программа «Здоровый выбор».
Ключевые слова: ценностное отношение к здоровью, био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни, модель, программа
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из актуальных задач развития России.
Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о здоровье детей.
Высокий процент здоровых детей должно обеспечить ценностное отношение к здоровью со стороны самих детей.
Здоровье - комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
Мы будем понимать здоровье как состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В данном аспекте важно выделить четыре составляющих здоровья.
Физическое здоровье это оптимальная работа всех функциональных систем организма, а также способность заботиться о своем теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения и т.п.).
Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам).
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности: состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; умение понимать себя и других; реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность; эмоциональную устойчивость; самообладание; сохранность привычного, оптимального самочувствия; чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе; гармонию взаимодействия различных сфер личности - эмоциональной, волевой, познавательной; положительное отношение к себе; аутентичность; психическое равновесие-овладение способами стабилизации собственных переживаний.
Социальное здоровье - это способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установленными в данном обществе.
Признаки социального здоровья: доброжелательное отношение к окружающим, владение разными формами общения («я умею понимать другого», «я умею действовать сообща», «я умею договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей»); владение социально приемлемыми способами самоутверждения и самоопределения; владение способами разрешения конфликтов; выражение как позитивных, так и негативных чувств; умение устанавливать новые контакты; адекватная самооценка; социальное доверие; умение сказать «нет»; автономность.
Духовное здоровье - это сопричастность к миру как таковому во всех его проявлениях, отраженная в гуманистических идеях.
Показатели духовного развития личности: сопереживание (сочувствие) другим людям и желание добра другому; способность оказывать помощь другим людям: жажда улучшения окружающей жизни, активное воздействие такому улучшению, самосовершенствование личности; радость, получаемая от служения людям.
Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.
Исходя из вышеизложенного, ценностное отношение к физическому здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения).
Ценностное отношение к психическому здоровью - это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в позитивном мышлении и положительном представлении о самом себе.
Ценностное отношение к социальному здоровью - это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта общаться с другими людьми и в умении поддерживать хорошие взаимоотношения.
Ценностное отношение к духовному здоровью - это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта оказывать помощь и служить другим людям.
Процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения.
В целях повышения эффективности ценностного отношения к своему здоровью нами был создан рабочий вариант модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Модель воспитания ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов:
целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними).
Обратимся к рассмотрению модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста (схема).
Модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
Схема ^-
_^ Цель: создание условий, способствующих воспитанию ценностного
отношения к здоровью у старших дошкольников
Задачи
Включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном, духовном здоровье
Использование активных
методов обучения: ролевых игр, беседы, элементов дискуссии и
др.
Применение методов эмоционального воздействия (эмоционально-сенсорного воздействия, контрастного сопоставления, побуждения к сопереживанию и др.)
Данная модель легла в основу разработки парциальной программы для детей старшего дошкольного возраста «Здоровый выбор».
В основе программы - концепция Линды и Дэвида Сибли, Рэмари Тиш и Джулии Скайл о био-психо-социо-духовном единстве здорового образа жизни (Тиш Рэмари, Сибли Линда, Сибли Дэвид, Скайл Джулия, 2005, с. 6).
Цель программы: развитие социальной и личностной компетентности детей.
Задачи программы:
• способствовать осознанию и усвоению детьми ценностей здорового образа
жизни;
• обучить детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения;
• сформировать навыки принятия решений, эффективности общения, критического мышления, рационального, здорового жизненного выбора, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями;
• сформировать установку «ведения здорового образа жизни»;
• повысить самооценку детей.
К числу основных принципов программы мы отнесли следующие: принцип единство воспитания и жизни; принцип целостности развития; принцип активности и свободы самовыражения ребенка; принцип позитивности; ценностно-ориентированный принцип; принцип социального закаливания детей; принцип духовности.
Принцип системности, предполагает формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности.
Принцип последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания различных сфер здорового образа жизни по темам, блокам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам - к обобщенным представлениям по системе существенных признаков).
Принцип прогностичности, ориентирует на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения.
Принцип единства воспитания и жизни показывает, что приобретаемый в процессе собственной жизни, есть лучший воспитатель.
Принцип целостности развития усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
Принцип индивидуального подхода означает максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
Принцип позитивности означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи.
Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.
Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, основ рефлексивной позиции.
Принцип духовности устанавливает связь между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни.
В соответствии с основной концепцией программы (био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни), каждая тема преподается на 4-х уровнях: физическом, психологическом, социальном и духовном.
К числу важных условий воспитания ценностного отношения к здоровью в период дошкольного детства мы отнесли:
• включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном и духовном здоровье;
• использование активных методов обучения (проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и т.п.);
• широкое применение методов эмоционального воздействия.
Круг знаний о физическом, психическом, социальном здоровье мы определили в соответствии с концепцией Линды и Дэвида Сибли, Рэмари Тиш и Джулии Скайл, согласно которой каждая тема преподаётся на четырёх уровнях: физическом, психологическом, социальном, духовном (Тиш Рэмари, Сибли Линда, Сибли Дэвид, Скайл Джулия, 2005, с. 6).
Перечень тем занятий в программе представлен следующим образом: «Здоровый образ жизни», «Общение», «Чувства», «Защита чувств», «Управление гневом», «Здоровый выбор», «Личные границы», «Дружба», «Собственная уникальность».
Тема «Здоровой образ жизни» включает круг знаний: о здоровом образе жизни; о пользе физического здоровья; о пользе психического здоровья; о пользе социального здоровья.
Тема «Общение» включает круг знаний: о физическом способе общения; о социальном способе общения.
Тема «Чувства» включает круг знаний: о сигналах своего тела; о собственных чувствах (гнев, страх, радость, удивление, недоумение, обида, одиночество, печаль); о способах защиты от чувств; о пользе чувств.
Тема «Защита от чувств» включает круг знаний о том, что может быть опасным в общении; о физическом способе защиты от чувств; о психическом способе защиты от чувств.
Тема «Управление гневом» включает круг знаний: о физических способах контроля над гневом; о психически безопасных способах выражения гнева; о социально безопасных способах выражения гнева.
Тема «Здоровый выбор» включает круг знаний: о пользе здорового выбора; о правилах решения проблем.
Тема «Личные границы» включает круг знаний: о способах установления собственных физических границ; о способах контролирования прикосновений к себе.
Тема «Дружба» включает круг знаний: о возможностях выбора надежных и заслуживающих доверия друзей; о том, что дети физически и психически могут иметь друзей, которые помогут им вести здоровый образ жизни.
Тема «Уникальность» включает круг знаний: о своей уникальности; о том, что значит быть особенным; о физических качествах и способностях; об умственных психических качествах и способностях; о социальных качествах и способностях; об уникальных качествах и способностях других людей.
К методическим средствам, используемым в программе, мы отнесли следующие.
Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и образы, и психодрама), основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
Ролевая игра - способ расширения опыта детей посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выбрать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут - в состояниях и характеристиках отдельных участников.
Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
Использование игры и сказки расширяет опыт ребенка. Подбор игрового и литературного материала во многом диктуется содержанием конкретного занятия.
Свободное рисование (или любой вид изодеятельности) также создает условия для контакта, внося в атмосферу занятий эмоциональную раскованность, снятия напряжения и положительных эмоций.
Игры-драматизации представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образом -сценарием игры. Жесткость сценария может быть различной - от драматизации сказки, рассказа, истории с полным и точным воспроизведением сюжетной линии, последовательности событий и действий героев, характера и отличительных черт персонажей, их чувств и переживаний до свободного развития сюжетных линий исходного литературного материала. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.
Одним из условий воспитания ценностного отношения к своему здоровью является использование активных методов обучения, к числу которых мы отнесли проблемный рассказ, эвристическую и проблемно-поисковую беседу, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др.
Преимущества использования активных методов обучения состоят в следующем.
Во-первых, основу содержания обучения составляют базовые знания. Во-вторых, в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базовыми знаниями. Усвоение того и другого открывает перед ребенком огромные возможности для самостоятельного движения в данной области. В-третьих, процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение. На всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, ребенок одновременно усваивает и знания, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время обеспечивает прочное запоминание. В-четвертых, важное значение имеют коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества и с воспитателем и со сверстниками.
Для понимания специфики предлагаемых в программе занятий существенное значение имеет обращение к рассмотрению методов эмоционального воздействия.
Метод эмоционально-сенсорного воздействия строится на механизме кратковременных эмоциональных реакций. Этот метод является начальным во всей совокупности методов, направленных на актуализацию кратких эмоциональных реакций в процессе образования.
Метод контрастного сопоставления строится на механизме эмоциональной дифференциации - пробуждении противоположных эмоций с целью развития эмоционально-ценностного отношения к познаваемым объектам, явлениям и процессам.
Метод побуждения к сопереживанию строится на механизме идентификации, побуждающей эстетические, нравственные эмоции. Вводится в практику начиная со среднего дошкольного возраста.
Метод эмоционально-образного воздействия строится на механизме эмоционального обособления. Он направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении. Актуализации субъективного содержания испытываемой ребёнком эмоции.
Сущность метода эмоционально-сенсорного воздействия заключается в побуждении детей к эмоциональному реагированию путём воздействия на сенсорику -процессы ощущения и восприятия.
Метод контрастного сопоставления заключается в постижении содержания образования посредством сопоставления противоположных образов, способов действий, пробуждения к ним адекватных эмоций и на этой основе формирования эмоционально-ценностного отношения к познаваемым объектам, явлениям и процессам.
Сущность метода побуждения к сопереживанию заключается в пробуждении у ребёнка-дошкольника эмоциональных реакций через репрезентацию субъекту эмоциональных состояний другого, идентификацию себя с другим.
Метод эмоционально-образного воздействия направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством отожествления себя с природным объектом, сказочным персонажем и прочим. Метод успешно реализуется через «погружение» детей в воображаемую ситуацию, обеспечение актуализации эмоциональных переживаний в образном воплощении. Эмоциональные проявления детей связаны с продуктивным воображением, которое выступает «механизмом появления эмоций», «клеточкой, из которой развивается всё богатство субъективного мира ребёнка» (Ежкова Н., 2006, с. 114).
При разработке программы учитывались основные потребности, характерные для ребенка-дошкольника:
- в любви, признании;
- общении (в частности со сверстниками);
- сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;
- положительных эмоциях;
- новых впечатлениях, знаниях, осознании своей компетентности;
- общественно значимой деятельности;
- осознании соответствия положительному нравственному эталону.
Программа прошла апробацию в МА ДОУ ЦРР д/с № 19 г. Ишима, Тюменской
области.
Результаты проведения опроса воспитателей показали, что психотерапевтический и развивающий эффект занятий проявился в доверии ребенка к воспитателю, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов и ссор с детьми, в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с воспитателем об услышанном вне занятия, в том, что поведение детей стало улучшаться, и эти улучшения они стали замечать сами. Кроме того, дети научились самостоятельно использовать полученные умения в разных видах деятельности.
Отдаленные результаты, на наш взгляд, будут состоять в развитии навыков:
• управления собой в состоянии напряжения, в стрессовых ситуациях;
• коммуникативной и социальной компетентности;
• конструктивного поведения в конфликтах;
• отстаивания и защиты своей точки зрения и защиты;
• ответственного принятия решений;
• рефлексии особых состояний сознания;
• осознанного отношения к ПАВ.
Критериями оценки степени эффективности программы является оптимизация уровня развития следующих параметров.
Особенности системы отношений к миру и самому себе:
• отношения со сверстниками;
• отношение к себе;
• отношение к значимой деятельности;
• удовлетворенность собой и своими отношениями с миром.
Особенности поведения и общения:
• взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
• соблюдение социальных и этических норм;
• поведенческая регуляция;
• активность и независимость;
• реакция на стресс;
• совершение здорового выбора.
Библиография
1. Ежкова Н. 2006. Как воздействовать на эмоции детей в процессе обучения на занятиях. М.
2. Тиш Рэмари, Сибли Линда, Сибли Дэвид, Скайл Джулия. 2005. Ключи Жизни. М.