Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников в эколого-биологическом объединении учреждения дополнительного образования детей'

Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников в эколого-биологическом объединении учреждения дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1486
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VALUE ATTITUDE / THE HEALTH / PRIMARY PUPILS / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова И. Рина Алексеевна, Любушина О. Н.

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. В статье рассмотрены возможности эколого-биологического объединения учреждения дополнительного образования детей в формировании у младших школьников ценностного отношения к здоровью, предложена модель формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряшова И. Рина Алексеевна, Любушина О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of value attitude toward the health in primary pupils in an ecological and biological association of organization of additional education of children

The article is devoted to an actual problem of maintaining and strengthening children's health. The opportunities of ecological and biological associations of organizations of additional education of children in the development of value attitude toward the health in primary pupils are reviewed in the article and the model of the development of value attitude toward the health in primary pupils is also proposed in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников в эколого-биологическом объединении учреждения дополнительного образования детей»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

© И. А. КУДРЯШОВА, О. Н. ЛЮБУШИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра педагогики e-mail: [email protected]

Кудряшова И. А., Любушина О. Н. - Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников в эколого-биологическом объединении учреждения дополнительного образования детей // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 680-687. - Статья посвящена актуальной проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. В статье рассмотрены возможности эколого-биологического объединения учреждения дополнительного образования детей в формировании у младших школьников ценностного отношения к здоровью, предложена модель формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.

Ключевые слова: ценностное отношение, здоровье, младшие школьники, дополнительное образование.

Kudryashova I. A., Lubushina O. N. - The development of value attitude toward the health in primary pupils in an ecological and biological association of organization of additional education of children // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 680-687. - The article is devoted to an actual problem of maintaining and strengthening children’s health. The opportunities of ecological and biological associations of organizations of additional education of children in the development of value attitude toward the health in primary pupils are reviewed in the article and the model of the development of value attitude toward the health in primary pupils is also proposed in the article.

Key words: value attitude, the health, primary pupils, additional education.

Ценностное отношение к здоровью имеет общечеловеческую значимость. Оно в той или иной форме принимается и осмысливается всеми людьми и существует в тесной связи с другими ценностными установками личности, пронизывает все виды отношений, обогащая их и придавая деятельности людей эмоциональную окраску, гуманитарный и гуманистический смыслы.

По своей ценностной сущности здоровье выступает благом, отвечает потребностям и интересам людей. По аксиологической иерархии здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. Осознание здоровья как высшей ценности, формирование чувства ответственности за состояние собственного организма, понимание важности сохранения и укрепления здоровья, проявляющиесяв поведении, ока-зываютнепосредственноевлияниеназдоровьечеловека.

Сохранение и укрепление здоровья является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экономических и политических задач, стоящих перед обществом. Особую тревогу вызывает неуклонное ухудшение здоровья детей, что обусловлено постоянным увеличением объема информационных

нагрузок, снижением двигательной активности, недостаточным соблюдением гигиенических требований к условиям обучения. Значительное влияние на здоровье подрастающего поколения оказывают неблагоприятные социально-экономические условия жизни, ухудшениеэкологическойобстановки,снижениеадап-тивныхресурсоворганизмабольшинствадетей.Одной изпричинухудшенияздоровьяявляетсянеосознанное отношениеличности к собственному здоровью, что обуславливает необходимость педагогических исследований, направленных на поиск эффективных способов формирования ценностного отношения школьников к здоровью [4, 5, 11, 13].

Данная проблема сложна и многоаспектна. Она требует осмысления предпосылок развития чувствительности к формированию ценностного отношения к здоровью в том или ином возрастном этапе развития школьника.

Безусловно, становление и развитие ценностного отношения к здоровью, его осмысление может происходить в течение всей жизни человека. Однако наиболее сензитивным периодом формирования ориентации на ценностные характеристики здоровья является младший школьный возраст.

Изменения, которые происходят в данном воз-растномпериоде,становятсяосновойдляформирова-ния аксиологической сферы личности, влияющей на объективную и субъективную готовность ребёнка к полноценной жизни в обществе. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и её основных подструктур, изменением образа жизни ребёнка, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков [1, 10].

Обостренная отзывчивость, чувствительность младшего школьника, особая направленность его активности обусловливают меру готовности к преобразованиям в ходе воспитания. При этом ориентиры, установленные в качестве критериев ценности, обладают силой инерции, а сформированное в этом возрасте ценностное отношение к здоровью обладает устойчивостью, проецируется на будущее, изменяет образ жизни и жизненную позицию ребёнка, влияет на взаимоотношения с другими людьми и определяет дальнейшее развитие личности [4, 12].

С позиции нашего исследования ценностное отношение младших школьников к здоровью мы рассматриваем как устойчивое личностное образование, основанное на чувственно-эмоциональном восприятии, характеризующееся осознанием здоровья как ценности и обеспечивающее устойчивость, преемственность поведения в деятельности по сохранению и улучшению здоровья.

Следует отметить многообразие научных работ, раскрывающих возможности формирования ценност-ногоотношениядетейкздоровьювобщеобразователь-ныхучреждениях,тогдакакисследований, направлен-ныхнаизучениепотенциала системыдополнительного образования в формировании у младших школьников ценностного отношения к здоровью практически нет. В свою очередь, дополнительное образование, несомненно, обладает самоценностью в плане формирова-нияценностногоотношенияобучающихсякздоровью.

Гуманистическая направленность образовательного процесса, дифференцированный практикоориентированный подход к обучению, субъект-субъ-ектные отношения в коллективе, творческий характер деятельности детей в учреждениях дополнительного образованияпозволяетнаиболеепродуктивнооргани-зовать процесс формирования у воспитанников системы ценностных ориентаций, в том числе ценностного отношения к здоровью [3, 9].

Наиболее благоприятной «средой» для формирования ценностного отношения к здоровью у воспитанников дополнительного образования является деятельность эколого-биологического объединения. Возможности эколого-биологического объединения учреждения дополнительного образования в формировании у младших школьников ценностного отношения к здоровью можно сформулировать следующим образом.

1. Реализация аксиологического потенциала со-держаниядеятельностиэколого-биологическогообъе-

динения создаёт условия для возникновения ценностных переживаний детей в отношении собственного здоровья. Осознание младшим школьником ценности природы и себя как части природного мира, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, понимание ценности здоровья помогает ребёнку обратитьвнимание на себя, своё здоровье, включиться в оценку, сравнительный анализ своего поведения по отношению к природному миру и собственному здоровью, осознать и принять здоровье как ценность.

2. Субъектное взаимодействие членов экологобиологического объединения с природными объектами, включённымив образовательныйпроцесс, способствует активизации у детей психологических механизмов эмпатии, идентификации, рефлексии и субъекти-фикации. Отражаясь в личности ребёнка, субъекти-фицированный объект природы может выступать как действующееначало,способствующеевозникновению ранее не испытанных переживаний, изменению отношения ребёнка к собственному здоровью, осознанию необходимости вести здоровый образ жизни.

3. Вовлечение младших школьников в практическую экологическую деятельность оказывает влияние на возникновение у детей эмоционального отклика, активизации интереса к познанию особенностей свое-гоорганизма,потребностивзаботеоздоровье. Именно в разнообразной практической деятельности младший школьник получает возможность оценить различные явления и предметы окружающей действительности, включая ценность здоровья и образ жизни. Единство теоретических знаний (реализуемых в различных ви-дахдеятельности),уменийинавыков,ихпрактическое применение ведёт к преобразованиям в личности ребёнка, переводу внешней материально-чувственной деятельности во внутренние структуры личности ребёнка, что способствует принятию здоровья как ценности на личностном уровне (интериоризации). Личностная значимость содержания экологической практической деятельности является мощным стимулом к изменению собственного образа жизни, обретению опыта эмоционально-ценностных отношений, ответственного отношения к собственному здоровью.

4. У частие младших школьников в экологически ориентированной творческой деятельности помогает им сформировать активную ценностную действенную позицию по отношению к собственному здоровью и здоровью ближайшего социального окружения через реализацию механизмов самопознания, самооценки, самовоспитания и самоконтроля ребёнком своей деятельности.

В логике нашего исследования творческую деятельность мы рассматриваем как проявление внутренней активности, творчества, способности детей модифицировать, комбинировать полученные знания, умение действовать в ситуации выбора варианта действия (его оценка, принятие решения, готовность нести за него ответственность) с позиции ценности здоровья.

Педагог, вовлекающий ребёнка в творческую деятельность, тем самым пробуждает творческий потенциал личности ребёнка. В свою очередь творческая

деятельностьоказываетстимулирующеевоздействие, побуждая младших школьников к активности и мобилизации потенциальных резервов организма, что приводит к изменению сознания ребёнка, его мировоззрения, глубины восприятия действительности, к переоценке жизненных ценностей.

Полученный ребёнком опыт творчества, переживания, ощущение гармонии и целостности, осознание позитивного влияния творчества помогают ребёнку выстроить систему ценностей, осознать приоритет здоровья как ценности, сформировать активную позицию по отношению к собственному здоровью. В итоге для детей, вовлечённых в творческую деятельность, творчество и здоровый образ жизни становятся нормой жизни.

5. Коллективный характер деятельности членов эколого-биологического объединения способствует формированию позитивной субкультурной микросре-ды,характеризующейсяценностнымединствомучаст-ников, выстраивающимся на основе межличностной коммуникации и конструктивно-деятельностного общения, стимулирующего рефлексию и позитивное восприятие личностью ценностей, в том числе и ценности здоровья.

Несмотря на актуальность проблемы формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью, в настоящее время в педагогической теории и практике существуют следующие противоречия:

- между социальным заказом на воспитание личности, осознающей ценность здоровья, и недостаточной разработкой реализации данного аспекта в системе дополнительного образования в отношении детей младшего школьного возраста;

- между теоретическим обоснованием необходимости формирования ценностного отношения младших школьников к здоровью и недостаточной разра-ботанностьюметодическогообеспеченияданногопро-цесса в системе дополнительного образования;

- между существующими возможностями эко-лого-биологическогообъединенияучреждениядопол-нительного образования детей в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью и недостаточным использованием их в современной педагогической практике.

Необходимостьюрешенияобозначенныхпроти-воречий обусловлено создание модели формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников эколого-биологического объединения учреждения дополнительного образования детей (схема 1).

Основополагающим моментом модели является цель, суть которой заключается в создании условий дляформирования ценностногоотношения к здоровью увоспитанниковэколого-биологическогообъединения учреждения дополнительного образования детей.

Поскольку мы рассматриваем деятельность эколого-биологического объединения, действующего в рамках дополнительного образования, в качестве принципов формирования ценностного отношения к

здоровью выбраны принципы, характерные для системы дополнительного образования.

Принцип гуманизации заключается в признании ребенкавысшейценностьюобразования,обеспечении его права на здоровье, свободное развитие и проявление творческих способностей.

Принцип природосообразности - принцип, согласно которомуприродавоспитанника,состояние его здоровья,физическое,физиологическое,психическое и социальное развитие - главные и определяющие факторы образовательного процесса.

Выбор принципа интеграции обусловлен педагогической необходимостью объединения различных подходов к организации процесса формирования ценностного отношения к здоровью, поскольку ценностное отношение представляет собой многокомпонентную структуру, а понятие о здоровье является комплексным по своему смыслу и включает несколько аспектов (биологический, медицинский, культурологический и другие).

Принцип субъектности предполагает педагогическую поддержку воспитанника в его индивидуальном саморазвитии, содействие развитию способности быть субъектом собственного поведения, деятельно-сти,своей жизни.

Принцип вариативности означает развитие вариативного мышления, понимания возможности различных способов решения проблемы сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает возможность выбора каждым воспитанником индивидуального темпа и уровня обучения, что позволяет выстроить непре-рывныесвязиобразования,делаетдополнительноеоб-разование доступным для детей с различным творческим уровнем, способствует созданию ситуации успеха, формированию интереса к исследуемой проблеме.

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию образовательного процесса на творческий подход, актуализацию личностно-значимых для воспитанников мотивов, развитие творческих способностей, формирование опыта творческой деятельности при сохранении и укреплении здоровья. Принцип творчества позволяет сочетать формирование и активность, свободу личности ребёнка в выборе жизненных ценностных ориентиров. Данный принцип реализуется в процессе творческой деятельности воспитанников при включении поискового, оценочного, исследовательского, эвристического и практического её аспектов.

Разработаннаянами модель даётпредставлениео содержании процесса формирования ценностного отношения младших школьников к здоровью, которое отражено в образовательной программе и включает в себя четыревзаимосвязанныхструктурныхкомпонента:зна-ния, умения и навыки, опыт эмоционально-ценностных отношений и опыт творческой деятельности.

Первый компонент содержания - знания мы рассматриваем как результат осознания детьми ценности здоровья как необходимого условия жизнедеятельности человека; понимание важности природного мира

для жизни и здоровья человека; знание способов сохранения и укрепления здоровья.

Второй компонент содержания - умения и навыки рассматривается нами как результат овладения способами действий, осуществления деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Среди умений и навыков оценивания, согласования и организации детьми своей деятельности на основе понимания здоровья как жизненной ценности можно выделить следующие:

- познавательные: умение обосновывать, преобразовывать информацию, описывать, характеризовать, анализировать различные аспекты, связанные со здоровьем; формулировать собственные суждения по проблеме сохранения здоровья;

- оценочные: умение оценивать и анализировать собственные действия и действия окружающих людей по отношению к здоровью; оценивать результат воздействия факторов окружающей действительности на живые системы, здоровье человека по различным показателям;

- практические: прогнозировать свою деятельность в соответствии с ценностью здоровья; прогнозировать последствия влияния деятельности человека на живые организмы и экосистемы; применять знания, умения и навыки по сохранению и улучшению собственного здоровья и здоровья окружающих;

- организационные: планировать и организовывать свою деятельность на основе понимания ценности здоровья, выбора собственной линии поведения, ориентированной на приоритет здоровья как жизненной ценности, применения известных способов деятельности по сохранению и улучшению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Третий компонент - эмоционально-ценностные отношения рассматривается как интегрированный опыт взаимоотношения ребёнка с природой, обществом, другими людьми, определяющий специфику его переживаний,особенностивосприятиядействительно-сти,характерповеденческихреакций,направленныхна личностное осмысление различных объектов.

Опыт эмоционально-ценностных отношений целесообразно представлять на основе значения здоровья и его оценки для жизнедеятельности ребёнка. Вданномслучае намирассматривается использование эмоциональных оценочных суждений для выражения ценности здоровья и придания данной категории личностной значимости.

В качестве составляющей опыта эмоционально-ценностныхотношенийнамивыявлено: ответственное отношение к собственному здоровью; сопричастность к здоровью окружающих людей и объектов природного мира на основе эмоционального сопереживания и отзывчивости.

В четвёртом компоненте содержания модели мы выделяем опыт творческой деятельности как совокупность деятельности младших школьников по использованию знаний, умений, навыков и эмоциональноценностных отношений к здоровью.

Содержаниеданногокомпонентаможноохарак-теризоватькакпроявлениеактивности,ориентирован-ной на творческое развитие, стремление к достижению успеха в деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; потребность в деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью у ближайшего социального окружения (творческие проекты, исследовательская деятельность, предполагающая участие детей в научно-практических конференциях младших школьников, пропаганда здорового образа жизни).

Возможные пути реализации программы содержатся в организационно-процессуальном компоненте модели, представленного этапами, формами и методами формирования ценностного отношения к здоровью.

Для рассмотрения этапов формирования ценностного отношения к здоровью целесообразно обратить внимание на механизм данного процесса.

С целью раскрытия механизма формирования ценностного отношения к здоровью, мы будем опираться на результаты исследования ориентации личности в мире ценностей доктора педагогических наук А.В.Кирьяковой,котораяопределилаценностныйме-ханизм как «поиск - оценка - выбор - проекция» [6].

Данный механизм обеспечивает весь цикл ориентации ребёнка от побуждающей поиск потребности, которая, при встрече с объектом поиска, дополняется необходимостью оценки и выбора (здоровья как значимого, имеющего личностный смысл), цели-проекции (где и зачем необходимо здоровье как ценность). Своеобразнаяпередачаэстафетыпотребности: поиска - оценки - выбора - проекции - это процесс обретения личностью информации о ценности здоровья (знания), осознания-оценки (переживания), выбора (присвоения) и построения новой желаемой цели на основе затухания удовлетворенной потребности.

Ведущая функция поиска как механизма ориентации на ценность здоровья - осознание потребности в приобретении знаний о здоровье как ценности, привлекшем внимание в процессе его восприятия. Поиск обогащает процесс познания эмоциями познавательного характера, формируя осознание мотива «Я хочу это узнать», причём нарастание «хочу» и «надо» часто происходит параллельно: и гносеологическая, и эмоциональная потребности могут стимулироваться при этом самыми различными обстоятельствами, часто не зависящими от самого объекта познания [6].

Именно поэтому при организации процесса формирования ценностного отношения детей к здоровью огромное значение имеет педагогическая стратегия, избираемая педагогом во взаимодействии с ребёнком в учебной деятельности. От педагогической стратегии зависит и диапазон поиска в учебной деятельности, и степень самостоятельности поисковой деятельности, и активизация индивидуального и коллективного поиска, и подкрепление эмоциональной мотивации посредством создания ситуации успеха, и обеспечение удовлетворенности результатами поиска.

684

24 2011

Познанная ценность здоровья осознаётся детьми, присваивается, «включается» в их личностный ценностный опыт с помощью механизма оценки, поскольку «объективная сущность ценности только в процессе оценки приобретает свой облик, делается явной субъекту как ценность» [6, с.5].

Оценка является одним из механизмов формирования ценностного отношения к здоровью как средство определения значимости здоровья в жизни школьника, для его успешной деятельности, для удовлетворения его потребностей.

оценка формируется на основе уже сложившихся у личности мировоззрений и ценностей: осознания ценности здоровья «для меня», «для общества»; на основе обращения сознания вовнутрь к самому действующему субъекту, то есть к его способности к самопознанию, самонаблюдению, самооценке и самоконтролю в процессе деятельности.

Любая оценка - это «переживание знаемого», в ней проявляется органическая связь между понимаемым и отношением к понимаемому. Оценочное суждение включает отношение личности к объекту, следовательно, связано с её чувственным опытом. Оценочное суждение - это уже реальное взаимодействие школьника с окружающей действительностью, проявление его ориентировочной деятельности, установление отношений с внешним миром.

Педагогический смысл оценки как механизма формирования ценностного отношения младших школьников к здоровью состоит в том, чтобы, опираясь на выявленную сущность и функции оценки, обеспечить её действие в качестве механизма присвоения ценности здоровья. Оценка достигает своей воспитательной цели только тогда, когда воспитуемый осознает критерии оценки и сам начинает использовать её как ценностный ориентир.

Вместе с тем необходимо отметить, что оценка как механизм присвоения знаний в процессе формирования ценностного отношения младших школьников к здоровью связана с механизмом выбора.

Результатом оценки ценности здоровья является её выбор, выражающий соотношение внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности. ребёнок, сталкиваясь с проблемой выбора целей и средств деятельности, балансируя на грани выбора не-обходимогоивозможного,постояннооцениваетвнеш-нюю ситуацию и проводит самоанализ и самооценку. Поэтому взаимосвязь оценки и выбора очевидна и многозначна.

выбор - это балансирование мысли и чувства между различными вариантами действий, он всегда обращен в настоящее. Это переход от слова через оценку к поступку. С позиции ценностного отношения к здоровью выбор можно рассматривать как преддверие действий ребёнка, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья.

выбор органически связан с поиском и оценкой как базой осуществляемого предпочтения и проекцией, как механизмом прогнозирования в ценностном ориентировании.

Проекция рассматривается нами как завершающий этап механизма формирования ценностного отношения к здоровью.

Проекция создает образ будущего - такое но-вообразование,котороевыступаеткакпрогноз,реаль-ная конструктивная жизненная перспектива, жизненный план. в точном смысле этого слова жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат (сама цель - здоровье), но и способы его достижения, путь, которым ребёнок намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Проекция как механизм ориентации опирается на диалогичность самосознания, на его обращенность как наружу, так и вовнутрь личности.

способность и стремление младшего школьника к самопроектированию своего будущего с позиции ценностного отношения к здоровью выстраивается на основе понимания, оценивания, планирования своих действий в настоящем и будущем.

С позиции нашего исследования мы рассматриваем проектирование младшими школьниками своих поступков, действий по отношению к собственному здоровью и здоровью их социального окружения в ближайшем будущем. Значимая для ребёнка ценность здоровья, связанная с возможностью самореализации или усовершенствованием, преобразует как сам субъект, так и окружающее его пространство. внимание к себе,оценкаиосознаниевозможностей,ресурсоворга-низма приводит к пониманию взаимосвязи между реализацией творческого потенциала, достижением цели и состоянием собственного здоровья.

Обоснование механизма формирования ценностного отношения к здоровью позволило выявить последовательность этапов реализации модели.

Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников в эколого-биологическом объединении учреждения дополнительного образования детей мы рассматриваем как непрерывный целостный процесс, состоящий из ориентировочно-эмпа-тийного, оценочно-потребностного, деятельностнопрактического и творческого этапов.

Ориентировочно-эмпатийный этап направлен на активизацию интереса младших школьников к ценности здоровья через познание особенностей природных объектов и человека как части природного мира, формирование у детей понимания целостности и взаимозависимости человека и природногомира. Ведущим механизмом формирования ценностного отношения младших школьников к здоровью на данном этапе является поиск.

Оценочно-потребностный этап основан на включении детей в оценку и сравнительный анализ собственных действий и действий окружающих людей по отношению к здоровью; зависимости здоровья человека от состояния природного мира,собственного поведения и отношений с окружающими; формирование потребности младших школьников в заботе о своём здоровье. Оценка является ведущим механизмом присвоения ценности здоровья на данном этапе.

Деятельностно-практический этап направлен на организацию практической деятельности младших школьников, ориентированной на сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих. Ведущей составляющей механизма присвоения ценности «здоровье» является выбор.

Творческий этап основан на стимулировании творческой экологически ориентированной деятельности детей, направленной на пропаганду ценностного отношения людей к «здоровью» природного мира, в том числе здоровья человека. На творческом этапе действуют все вышеназванные механизмы формирования ценностного отношения к здоровью, включая механизм проекции.

Придерживаяськлассификации,предложенной доктором педагогических наук А. В. Хуторским, в модели представлены следующие основные формы педагогического процесса: коллективно-групповые, индивидуально-коллективные и индивидуальные [7].

Выбор данных форм обусловлен спецификой организации образовательного процесса в экологобиологическом объединении дополнительного образования с учётом особенностей младшего школьного возраста.

Применение коллективно-групповой формы целесообразно рассматривать в качестве организации и проведении групповых учебных занятий и коллективных (воспитательных, внеурочных) мероприятий (тематическихвечеров, конкурсныхпрограмм, акций, фестивалей, конкурсов).

Индивидуально-коллективную форму работы актуально применять при организации учебных занятий вдетскомобъединении,проведении развивающихигр, викторин, бесед, дискуссий, тренингов, конференций, выполнении практических работ и проектов._

Индивидуальная форма является наиболее продуктивной на творческом этапе формирования ценностного отношения младших школьников к здоровью, поскольку позволяет максимально учитывать личностные особенности каждого воспитанника, рассчитана на самостоятельное изучение материала и выполнение индивидуальных заданий. Наиболее эф-фективноеосуществлениеиндивидуальнойформы работы можно рассматривать при организации исследовательской работы, проектировании личных достижений, применении метода рефлексии и использовании компьютерных технологий.

Обратимся к методам формирования у воспитанников ценностного отношения к здоровью. В рамках нашего исследования мы рассматриваем методы обучения на основе классификации по компонентам деятельности, предложенной В. Оконь [8]. Методы, выделенные польским исследователем, относятся к методам учения, которые предполагают равноправие обучаемой и обучающей сторон, их партнерство и классифицированынаоснове перевеса определенного типа деятельности педагога и учащихся над другими типами. Основанием такой типологии методов является у В. Оконь идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания.

Так как процесс формирования ценностного отношения к здоровью рассматривается в экологобиологическом объединении дополнительного образования, в систему методов нами включены методы экологического образования, предложенные В. А. Яс-виным [2].

Методы формирования ценностного отношения младших школьников к здоровью можно представить следующим образом:

1. Методы самостоятельного овладения знаниями (проблемные) основаны на развитии творческой активности детей в ходе решения проблем. К данной группе методов относятся: классический проблемный метод, метод экологической лабилизации, метод экологических ассоциаций, метод случайностей, ситуативный метод и дидактические игры.

2. Оценочные методы (экспонирующие) основаны на творческой деятельности детей с доминированием эмоционально-художественной активности. К данной группе методов относятся:

- импрессивные и экспрессивные методы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методы формирования субъективного отношения к миру природы (экологическая идентификация, эмпатия, рефлексия);

- методы трансформации отношений олицетворения в отношения субъектификации;

- методы формирования чувства родства с природой;

- методы формирования эстетического отношения к природному миру;

- методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром природы.

3. Практические методы характеризуются преобладанием деятельности, направленной на реализацию творческих практических задач (экспериментирование, моделирование, театрализация, проведение опытов, исследований, создание проектов, презентаций, литературно-художественных композиций, видеосюжетов, организацияипроведение мероприятий).

Диагностический компонент модели включает в себя критерии сформированности ценностного отношения к здоровью, которые были определены в соответствии со структурой ценностного отношения: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент предполагает усвоение личностью системы знаний, лежащих в основе ценностного отношения к здоровью. У детей младшего школьного возраста когнитивный компонент можно считать доминирующим, он является своего рода «остаточным явлением» от дошкольного периода [2]. данный компонент подразумевает фиксацию в сознании учащегося результата овладения им знанием о ценности «здоровье». Знание проявляется на трёх уровнях: уровень представлений (ценность - не ценность), уровень понятий, уровень идей. Когнитивный компонент выполняет информационную функцию и определяет: понимание детьми ценности здоровья; понимание зависимости здоровья живых объектов от состояния природного мира; наличие знаний о способах сохранения и укрепления здоровья.

Эмоциональный компонент связан главным образом с особенностями эмоционального восприятия знаний о ценности здоровья, поскольку их содержание, преломляясь через эмоциональную сферу личности, становится внутренним требованием личности к самой себе, приобретает личностный смысл. для возникновения отношения к здоровью как ценности младшему школьнику необходимо прочувствовать и пережить такое отношение. Эмоциональный компонент выражается в виде ответственности младших школьников за состояние собственного здоровья и здоровьяокружающихлюдей;проявлениясубъектно-го отношения и эмоциональной отзывчивости к природным объектам.

Поведенческий компонент отражает осмысленную и воспринятую информацию в поведении личности, предполагает связь конкретного субъекта отношений с другими людьми, окружающей средой. данная связь реализуется через активную, сознательную деятельность личности, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих. только в процессе деятельности знания о здоровье и его значении для жизни человека и окружающего природного мира преобразуются в ценностное отношение личности к здоровью.

Поведенческий компонентценностного отношения к здоровью может быть представлен через следующие критерии: поступок, поведение, привычка. В ка-чествепоказателясформированностиповеденческого компонента мы определяем как экологически ориентированную деятельность личности, направленную на сохранение, укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

результатом реализации предложенной модели формирования у воспитанников ценностного отношения к здоровью мы считаем личность, ориентированную на сохранение и укрепление здоровья на основе выстраивания гармоничных взаимоотношений с природной средой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 2000. 62 с.

2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 476 с.

3. Сократов Н. В. и др. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. 259 с.

4. Зайцев Г. К. Педагогика здоровья // Инновации в образовании. 2004. № 4. С. 98-110.

5. Казин Э. М. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность // Валеология. 2008. № 3. С. 18-24.

6. Кирьякова А. В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002. № 7. С. 1-7.

7. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Академия, 2008. 352 с.

8. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. 382 с.

9. Позигун Ю. А. Методическая система формирования ценностного отношения школьников к природе в условиях учреждения дополнительного образования. М.: Компания Спутник+, 2007. 116 с.

10. Пономарева Л. И. Эколого-валеологическая направленность дошкольного и начального образования // ИзвестияУральскогогосударственногоуниверситета. 2008. № 60. С. 196-202.

11. Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона / под ред. М. А. Якунчева, С. П. голышенкова. Саранск: Красный Октябрь, 2004. 336 с.

12. Тюмасева З. И., Кваша Б. Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. 263 с.

13. Тюмасева З. И. Экологизация образования подрастающего поколения // Экологическое образование. 2001. № 4. С. 11-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.