Научная статья на тему 'Эмоционально-волевая готовность курсантов вузов ФСИН России к стрельбе из боевого оружия'

Эмоционально-волевая готовность курсантов вузов ФСИН России к стрельбе из боевого оружия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE OF A PERSON / НЕГАТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / NEGATIVE MENTAL STATES / МОТИВЫ ВОЛЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / MOTIVES OF VOLITIONAL ACTIVITIES / БОЕВОЕ И УЧЕБНОЕ ОРУЖИЕ / COMBAT AND STUDY WEAPONS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ / ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ / TECHNIQUE OF FIRING FROM MILITARY WEAPON / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL AND PSYCHO PHYSIOLOGICAL STATES OF A PERSON / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА / AUTOGENIC TRAINING / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ / PSYCHOLOGICAL READINESS TO FIRE FROM MILITARY WEAPON / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / SURVEY / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES WHEN TRAINING FIRING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полянин Николай Александрович, Пинтяшин Евгений Владимирович

Рассматриваются механизмы возникновения эмоций вследствие внутренних психических процессов и под воздействием внешней обстановки, которые проявляются в соответствии с темпераментом и характером, а также с потребностями и мотивами человека. В нестабильном эмоциональном настроении при стрельбе из боевого оружия возникают негативные психические состояния личности курсанта-стрелка, что приводит к изменениям в технике стрельбы и ухудшению результатов попадания в цель. Раскрываются вопросы психологической подготовки курсантов ведомственных вузов к занятиям по огневой подготовке, а также проблемы эмоционально-волевой готовности курсантов к стрельбе из боевого оружия. Эмпирическое исследование показало, что для большинства курсантов огневая подготовка является любимой учебной дисциплиной, которую они с удовольствием посещают, и на занятиях показывают стабильные положительные результаты в стрельбе. Около 15-20 % курсантов посещают занятия по принуждению, поэтому практическая стрельба становится для них предметом стресса, что, в свою очередь, приводит к негативным последствиям и плохим результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полянин Николай Александрович, Пинтяшин Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of emotions’ arousal as the result of inner mental processes and under the influence of external environment and manifestation according to temperament and character are considered in the article. When firing from military weapon in unstable emotional mood negative mental states arise in student thus leading to changes in technique of firing and worsening of the results of hitting a target. Questions of preparation of students of departmental universities for exercises in firearms training are discussed. The problems of emotional and volitional readiness of students to firing from military weapons are revealed as well. Empirical study shows that firearm training is a favorite educational discipline for the majority of students; they attend it with pleasure and show stable positive results in shooting. About 15-20% of students attend exercises under coercion and practical firing becomes a stress for them, thereby leading to negative consequences and low results.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-волевая готовность курсантов вузов ФСИН России к стрельбе из боевого оружия»

УДК 343.83:623.55

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ К СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

Реферат: рассматриваются механизмы возникновения эмоций вследствие внутренних психических процессов и под воздействием внешней обстановки, которые проявляются в соответствии с темпераментом и характером, а также с потребностями и мотивами человека. В нестабильном эмоциональном настроении при стрельбе из боевого оружия возникают негативные психические состояния личности курсанта-стрелка, что приводит к изменениям в технике стрельбы и ухудшению результатов попадания в цель. Раскрываются вопросы психологической подготовки курсантов ведомственных вузов к занятиям по огневой подготовке, а также проблемы эмоционально-волевой готовности курсантов к стрельбе из боевого оружия.

Эмпирическое исследование показало, что для большинства курсантов огневая подготовка является любимой учебной дисциплиной, которую они с удовольствием посещают, и на занятиях показывают стабильные положительные результаты в стрельбе. Около 15-20 % курсантов посещают занятия по принуждению, поэтому практическая стрельба становится для них предметом стресса, что, в свою очередь, приводит к негативным последствиям и плохим результатам.

© Полянин Н. А., Пинтяшин Е. В., 2017

Н. А. Полянин, Е. В. Пинтяшин

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера личности, негативные психические состояния, мотивы волевых действий, боевое и учебное оружие, психологические особенности обучения стрельбе, техника стрельбы из боевого оружия, индивидуальные психологические и психофизические состояния личности, аутогенная тренировка, психологическая готовность к стрельбе из боевого оружия, анкетный опрос.

Чувства и эмоции составляют значительную сторону внутренней жизни личности. Все без исключения в любой период находятся в конкретном эмоциональном состоянии, испытывают те или иные эмоции, чувства. Чувственные проявления личности многообразны: удовольствие, несчастье, трусость, ярость, изумление, печаль, беспокойство, восторг, пренебрежение и т. д.

Следовательно, можно установить двойственную предопределенность чувств, с одной стороны, нашими нуждами, с другой - необыкновенностя-ми ситуации. Эмоции определяют взаимосвязь и отношения между этими двумя рядами событий, говорят субъекту о способности либо неосуществимости удовлетворения его нужд.

Эмоции сопряжены с нуждами и мотивами и отображают в форме пе-

реживаний важность действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Значение эмоций при стрельбе огромно. Они неотъемлемо вступают в мотивы волевых деяний, возникают вследствие внутренних психических процессов и под воздействием внешний обстановки проявляются в совокупности с темпераментом стрелка.

Эмоции предполагают субъективное отношение личности к окружающему и к тому, что с ней происходит. Система появления чувств непосредственно связана с нуждами и мотивами человека.

В ходе учебных занятий с тренировочным оружием нередко приходится видеть степень уверенности курсантов при обращении с оружием, но при работе с огнестрельным оружием наблюдается совсем другая картина. Страх и растерянность возникают от понимания того, что пистолет заряжен боевыми патронами и при нажатии на спусковой крючок произойдет выстрел.

Физиологические и психологические барьеры в совокупности и оказывают негативное воздействие, что влияет на технику стрельбы. Оно задерживает проявление у обучаемого еще не полностью сформировавшихся моторных способностей и приводит к соответствующим переменам и изменениям в технике стрельбы:

- значительно увеличивается период прицеливания;

- изменяется вид нажатия на спусковой крючок (запаздывание выстрела либо скачок);

- нарушаются временные свойства стрельбы (скорость стрельбы и ее темп);

- теряется с виду целик и мушка (а ведь главное в прицеливании - надзор мушки в целике).

Связь между преобразованиями в технической стрельбе и психологическим состоянием стрелка обусловлена персональными особенностями организма обучаемого, степенью его подготовленности, другими обстоятельствами.

Бывалые стрелки могут руководить собственным эмоциональным и психофизическим состоянием и демонстрировать постоянные и высокие результаты стрельбы. Эта работоспособность вырабатывается в ходе учебно-тренировочных занятий, на которых в один и тот же период улучшается и техника стрельбы.

Таким образом, психологические особенности преподавания стрельбы состоят:

- в формировании и совершенствовании у стрелков побудительной волевой функции - выбора цели и ее поражения;

- выработке у стрелка способности одолевать обеспокоенность на огневом рубеже в тире;

- воспитании привыкания к звуку выстрела;

- тренировке с целью исключения проявления неблагоприятных персональных реакций (туннельное видение, несогласие моторных реакций, частичная глухота и т. д.).

Психологическая подготовка стрелка - это процесс, ориентированный на формирование его рационального эмоционального состояния и развитие стабильной внутренней готовности, что содействует осуществлению более идеальной техники стрельбы в условиях напряженной обстановки.

Чувства мобилизуют тело на борьбу, способствуютучебной,спортивной деятельности, в то же время стресс большой силы нарушает нормальное

течение психических процессов, ослабляет внимание, нарушает моторные функции. К такой дезорганизации моторной функции возможно отнести, например, так называемое ожидание выстрела.

Предпосылками ожидания выстрела являются страх, обеспокоенность стреляющего, одной из причин возникновения которых является неувязка тревожности в обучении стрелка из стрелкового оружия.

Почему одни курсанты легко преодолевают чувство страха, а другие нет и показывают плохие результаты? По нашему мнению, одна часть курсантов воспринимает выстрел как страх или объект боязни, а другая часть - как угрозу. Та часть, которая воспринимает выстрел как объект боязни, нажимая на спусковой крючок, «побеждает» испуг, освобождается от него, размышляя, собственно, что источник страха пропадет и ничего ужасного в этом нет. Однако за это время появляется иная неувязка, когда желание быстрее избавиться от причины страха приводит к ошибке - сдергиванию. Та часть, которая воспринимает выстрел как постоянную угрозу, думает, что стрелять из пистолета все равно придется долгое время и процессы, связанные с выстрелом, снова и снова будут повторяться. Вследствие этого перед занятиями по огневой подготовке у обучаемого нарастает состояние беспокойства, напряжения, мрачных предчувствий.

Одним из основных способов улучшения состояния собственного организма служит идеомоторная (аутогенная) тренировка. Ее задача состоит в том, чтобы научить произвольной регуляции мышечного тонуса, совершенствованию отдельных элементов

техники стрельбы с целью повышения способности к саморегуляции. В таких случаях используется ряд приемов, с помощью которых стрелок сам воздействует на себя, - самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение и другие приемы самовнушения.

Психические состояния стреляющего должны регулироваться непосредственно стреляющим, чтобы ему не оказаться заложником своих эмоций в ответственный момент производства выстрела.

Мы представляем результаты анкетного опроса курсантов об их отношении к занятиям по огневой подготовке. Ответы на первый вопрос показывают, что для большинства курсантов огневая подготовка является любимым предметом. Лишь 20 % курсантов посещение огневой подготовки считают обязательством и 4 % - нежелательным.

Теоретическим занятиям никто из опрошенных не отдает предпочтение, но почти 100 % - понимают, что как практические, так и теоретические занятия имеют большое значение в дальнейшей деятельности (рис. 1).

Для 88 % курсантов занятия по огневой подготовке не являются безразличными в эмоциональном плане, лишь 12 % - без лишних переживаний и возмутимости посещают занятия по огневой подготовке (рис. 2).

Самостоятельный выбор посещения занятий по огневой подготовке и составление расписания учебным отделом не сошлись лишь в 2 % случаях, что подтверждает понимание курсантами того факта, что им предстоит сдавать экзамен по данной дисциплине и что эти занятия так или иначе их готовят их к будущей профессиональной деятельности (рис. 3).

Служба в уголовно-исполнительной системе предполагает не только посещение учебных занятий, но и выполнение ряда обязанностей. Основными неумышленными пропусками учебных занятий по огневой подготовке являются заступление в наряд и командировки (рис. 4).

Подавляющее большинство опрошенных признаются, что испытывают волнение (рис. 5). Положительно то, что хотя курсанты и переживают, это не вызывает у них напряжение и нежелание посещать данные занятия.

Результаты ответов на указанный вопрос не являются удовлетворительными, так как лишь 11 % опрошенных не зажмуривают глаза во время стрельбы (рис. 6). Основная и порой единственная причина - страх.

Курсантам сложно сконцентрироваться только на стрельбе, так как необходимо пересилить свой страх перед

рубежом открытия огня. Чтобы не думать постоянно о предстоящей стрельбе и не волноваться, отвлеченные мысли сами приходят в голову (рис. 7).

Всем без исключения опрошенным интересно узнать результаты своей стрельбы. Различие состоит только в степени интереса: особый азарт или узнать, улучшились ли результаты (рис. 8).

Более 50 % опрошенных курсантов указали, что на занятиях по огневой подготовке им помогает их целеустремленность, упорство, умение абстрагироваться, организованность, более 30 % - нечто среднее между упорством и сдержанностью и около 20 % - что им приходится себя сдерживать и претерпевать данные занятия (рис. 9). Это связано с тем, что для курсантов занятия по огневой подготовке являются обязательными, и с тем, что страх перед стрельбой преодолеть удается не всем.

2. Выберите утверждение: я предпочитаю теоретические занятия практическим

иду на занятия, не зная, является оно практическим или теоретическим

0 % 2 %

3. Вас не угнетает то, что вам предстоит посетить практическое занятие

■ да, угнетает ■ чувствую легкое волнение ■ не угнетает

2%

Рис. 2

4. Если бы у Вас была возможность самостоятельно выбирать учебные занятия и составлять личное расписание, в него входили бы учебные занятия по огневой подготовке:

да ■ нет 2%

5. Бывает ли так, что Вы умышленно пропускаете занятия по огневой подготовке?

да ■ пропускаю, но не умышленно ■ не пропускаю

0%

Рис. 4

6. Находясь на рубеже открытия огня, чувствуете ли вы дрожь в руках или ногах, излишнее потовыделение и т. п.?

■ да, испытываю

■ испытываю незначительное волнение

■ нет, ничего подобного не испытываю

7. Бывает ли такое, что при стрельбе вы зажмуриваете глаза, боясь звука стрельбы?

да иногда нет 0%

Рис. 6

8. Можете ли сказать о чем Вы думаете во время стрельбы из огнестрельного оружия?

посещают отвлеченные от стрельбы мысли

отвлеченные мысли приходят, мне приходиться заставлять себя не думать о постороннем

исключительно концентрируюсь на стрельбе

0% 11%

11%

9. После завершения стрельбы с азартом ли Вы спешите узнать результаты?

■ абсолютно не интересно, главное, что стрельба завершилась

■ просто ради интереса посмотреть улучшились ли результаты

■ спешу узнать с особым азартом

0% 0%

Рис. 8

10. Какие личностные качества Вам помогают на теоретических и практических занятиях по огневой подготовке:

целеустремленность, умение абстрагироваться, организованность, упорство

вспыльчивость, сдержанность, сентиментальность, терпение

0 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.