УДК 343.83:623.55
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ К СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ
Реферат: рассматриваются механизмы возникновения эмоций вследствие внутренних психических процессов и под воздействием внешней обстановки, которые проявляются в соответствии с темпераментом и характером, а также с потребностями и мотивами человека. В нестабильном эмоциональном настроении при стрельбе из боевого оружия возникают негативные психические состояния личности курсанта-стрелка, что приводит к изменениям в технике стрельбы и ухудшению результатов попадания в цель. Раскрываются вопросы психологической подготовки курсантов ведомственных вузов к занятиям по огневой подготовке, а также проблемы эмоционально-волевой готовности курсантов к стрельбе из боевого оружия.
Эмпирическое исследование показало, что для большинства курсантов огневая подготовка является любимой учебной дисциплиной, которую они с удовольствием посещают, и на занятиях показывают стабильные положительные результаты в стрельбе. Около 15-20 % курсантов посещают занятия по принуждению, поэтому практическая стрельба становится для них предметом стресса, что, в свою очередь, приводит к негативным последствиям и плохим результатам.
© Полянин Н. А., Пинтяшин Е. В., 2017
Н. А. Полянин, Е. В. Пинтяшин
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера личности, негативные психические состояния, мотивы волевых действий, боевое и учебное оружие, психологические особенности обучения стрельбе, техника стрельбы из боевого оружия, индивидуальные психологические и психофизические состояния личности, аутогенная тренировка, психологическая готовность к стрельбе из боевого оружия, анкетный опрос.
Чувства и эмоции составляют значительную сторону внутренней жизни личности. Все без исключения в любой период находятся в конкретном эмоциональном состоянии, испытывают те или иные эмоции, чувства. Чувственные проявления личности многообразны: удовольствие, несчастье, трусость, ярость, изумление, печаль, беспокойство, восторг, пренебрежение и т. д.
Следовательно, можно установить двойственную предопределенность чувств, с одной стороны, нашими нуждами, с другой - необыкновенностя-ми ситуации. Эмоции определяют взаимосвязь и отношения между этими двумя рядами событий, говорят субъекту о способности либо неосуществимости удовлетворения его нужд.
Эмоции сопряжены с нуждами и мотивами и отображают в форме пе-
реживаний важность действующих на субъекта явлений и ситуаций.
Значение эмоций при стрельбе огромно. Они неотъемлемо вступают в мотивы волевых деяний, возникают вследствие внутренних психических процессов и под воздействием внешний обстановки проявляются в совокупности с темпераментом стрелка.
Эмоции предполагают субъективное отношение личности к окружающему и к тому, что с ней происходит. Система появления чувств непосредственно связана с нуждами и мотивами человека.
В ходе учебных занятий с тренировочным оружием нередко приходится видеть степень уверенности курсантов при обращении с оружием, но при работе с огнестрельным оружием наблюдается совсем другая картина. Страх и растерянность возникают от понимания того, что пистолет заряжен боевыми патронами и при нажатии на спусковой крючок произойдет выстрел.
Физиологические и психологические барьеры в совокупности и оказывают негативное воздействие, что влияет на технику стрельбы. Оно задерживает проявление у обучаемого еще не полностью сформировавшихся моторных способностей и приводит к соответствующим переменам и изменениям в технике стрельбы:
- значительно увеличивается период прицеливания;
- изменяется вид нажатия на спусковой крючок (запаздывание выстрела либо скачок);
- нарушаются временные свойства стрельбы (скорость стрельбы и ее темп);
- теряется с виду целик и мушка (а ведь главное в прицеливании - надзор мушки в целике).
Связь между преобразованиями в технической стрельбе и психологическим состоянием стрелка обусловлена персональными особенностями организма обучаемого, степенью его подготовленности, другими обстоятельствами.
Бывалые стрелки могут руководить собственным эмоциональным и психофизическим состоянием и демонстрировать постоянные и высокие результаты стрельбы. Эта работоспособность вырабатывается в ходе учебно-тренировочных занятий, на которых в один и тот же период улучшается и техника стрельбы.
Таким образом, психологические особенности преподавания стрельбы состоят:
- в формировании и совершенствовании у стрелков побудительной волевой функции - выбора цели и ее поражения;
- выработке у стрелка способности одолевать обеспокоенность на огневом рубеже в тире;
- воспитании привыкания к звуку выстрела;
- тренировке с целью исключения проявления неблагоприятных персональных реакций (туннельное видение, несогласие моторных реакций, частичная глухота и т. д.).
Психологическая подготовка стрелка - это процесс, ориентированный на формирование его рационального эмоционального состояния и развитие стабильной внутренней готовности, что содействует осуществлению более идеальной техники стрельбы в условиях напряженной обстановки.
Чувства мобилизуют тело на борьбу, способствуютучебной,спортивной деятельности, в то же время стресс большой силы нарушает нормальное
течение психических процессов, ослабляет внимание, нарушает моторные функции. К такой дезорганизации моторной функции возможно отнести, например, так называемое ожидание выстрела.
Предпосылками ожидания выстрела являются страх, обеспокоенность стреляющего, одной из причин возникновения которых является неувязка тревожности в обучении стрелка из стрелкового оружия.
Почему одни курсанты легко преодолевают чувство страха, а другие нет и показывают плохие результаты? По нашему мнению, одна часть курсантов воспринимает выстрел как страх или объект боязни, а другая часть - как угрозу. Та часть, которая воспринимает выстрел как объект боязни, нажимая на спусковой крючок, «побеждает» испуг, освобождается от него, размышляя, собственно, что источник страха пропадет и ничего ужасного в этом нет. Однако за это время появляется иная неувязка, когда желание быстрее избавиться от причины страха приводит к ошибке - сдергиванию. Та часть, которая воспринимает выстрел как постоянную угрозу, думает, что стрелять из пистолета все равно придется долгое время и процессы, связанные с выстрелом, снова и снова будут повторяться. Вследствие этого перед занятиями по огневой подготовке у обучаемого нарастает состояние беспокойства, напряжения, мрачных предчувствий.
Одним из основных способов улучшения состояния собственного организма служит идеомоторная (аутогенная) тренировка. Ее задача состоит в том, чтобы научить произвольной регуляции мышечного тонуса, совершенствованию отдельных элементов
техники стрельбы с целью повышения способности к саморегуляции. В таких случаях используется ряд приемов, с помощью которых стрелок сам воздействует на себя, - самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение и другие приемы самовнушения.
Психические состояния стреляющего должны регулироваться непосредственно стреляющим, чтобы ему не оказаться заложником своих эмоций в ответственный момент производства выстрела.
Мы представляем результаты анкетного опроса курсантов об их отношении к занятиям по огневой подготовке. Ответы на первый вопрос показывают, что для большинства курсантов огневая подготовка является любимым предметом. Лишь 20 % курсантов посещение огневой подготовки считают обязательством и 4 % - нежелательным.
Теоретическим занятиям никто из опрошенных не отдает предпочтение, но почти 100 % - понимают, что как практические, так и теоретические занятия имеют большое значение в дальнейшей деятельности (рис. 1).
Для 88 % курсантов занятия по огневой подготовке не являются безразличными в эмоциональном плане, лишь 12 % - без лишних переживаний и возмутимости посещают занятия по огневой подготовке (рис. 2).
Самостоятельный выбор посещения занятий по огневой подготовке и составление расписания учебным отделом не сошлись лишь в 2 % случаях, что подтверждает понимание курсантами того факта, что им предстоит сдавать экзамен по данной дисциплине и что эти занятия так или иначе их готовят их к будущей профессиональной деятельности (рис. 3).
Служба в уголовно-исполнительной системе предполагает не только посещение учебных занятий, но и выполнение ряда обязанностей. Основными неумышленными пропусками учебных занятий по огневой подготовке являются заступление в наряд и командировки (рис. 4).
Подавляющее большинство опрошенных признаются, что испытывают волнение (рис. 5). Положительно то, что хотя курсанты и переживают, это не вызывает у них напряжение и нежелание посещать данные занятия.
Результаты ответов на указанный вопрос не являются удовлетворительными, так как лишь 11 % опрошенных не зажмуривают глаза во время стрельбы (рис. 6). Основная и порой единственная причина - страх.
Курсантам сложно сконцентрироваться только на стрельбе, так как необходимо пересилить свой страх перед
рубежом открытия огня. Чтобы не думать постоянно о предстоящей стрельбе и не волноваться, отвлеченные мысли сами приходят в голову (рис. 7).
Всем без исключения опрошенным интересно узнать результаты своей стрельбы. Различие состоит только в степени интереса: особый азарт или узнать, улучшились ли результаты (рис. 8).
Более 50 % опрошенных курсантов указали, что на занятиях по огневой подготовке им помогает их целеустремленность, упорство, умение абстрагироваться, организованность, более 30 % - нечто среднее между упорством и сдержанностью и около 20 % - что им приходится себя сдерживать и претерпевать данные занятия (рис. 9). Это связано с тем, что для курсантов занятия по огневой подготовке являются обязательными, и с тем, что страх перед стрельбой преодолеть удается не всем.
2. Выберите утверждение: я предпочитаю теоретические занятия практическим
иду на занятия, не зная, является оно практическим или теоретическим
0 % 2 %
3. Вас не угнетает то, что вам предстоит посетить практическое занятие
■ да, угнетает ■ чувствую легкое волнение ■ не угнетает
2%
Рис. 2
4. Если бы у Вас была возможность самостоятельно выбирать учебные занятия и составлять личное расписание, в него входили бы учебные занятия по огневой подготовке:
да ■ нет 2%
5. Бывает ли так, что Вы умышленно пропускаете занятия по огневой подготовке?
да ■ пропускаю, но не умышленно ■ не пропускаю
0%
Рис. 4
6. Находясь на рубеже открытия огня, чувствуете ли вы дрожь в руках или ногах, излишнее потовыделение и т. п.?
■ да, испытываю
■ испытываю незначительное волнение
■ нет, ничего подобного не испытываю
7. Бывает ли такое, что при стрельбе вы зажмуриваете глаза, боясь звука стрельбы?
да иногда нет 0%
Рис. 6
8. Можете ли сказать о чем Вы думаете во время стрельбы из огнестрельного оружия?
посещают отвлеченные от стрельбы мысли
отвлеченные мысли приходят, мне приходиться заставлять себя не думать о постороннем
исключительно концентрируюсь на стрельбе
0% 11%
11%
9. После завершения стрельбы с азартом ли Вы спешите узнать результаты?
■ абсолютно не интересно, главное, что стрельба завершилась
■ просто ради интереса посмотреть улучшились ли результаты
■ спешу узнать с особым азартом
0% 0%
Рис. 8
10. Какие личностные качества Вам помогают на теоретических и практических занятиях по огневой подготовке:
целеустремленность, умение абстрагироваться, организованность, упорство
вспыльчивость, сдержанность, сентиментальность, терпение
0 %