Психологические аспекты напряженности и конфликтологии
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ В СИТУАЦИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ
Канд. психол. наук, профессор В. М. Шевченко
Новгородский филиал Санкт-Петербургского университета
МВД России
Во время развития экстремальной ситуации важно поддержать эмоциональную устойчивость сотрудника, связанную с правомерным применением оружия.
Здесь на первый план выходят проблемы разработки и применения методов и средств повышения адаптивности, восстановления и поддержания работоспособности, формирования устойчивых мотивов и установок на выполнение профессиональных функций. Важно обеспечить включение защитных механизмов, что предполагает такую организацию деятельности сотрудников, которая способствует реализации их устойчивого поведения в различных экстремальных ситуациях.
Проведенные автором исследования (использовались тесты СМИЛ, шкалы Спилберга-Ханина и Тейлора) выявили высокий уровень тревожности сотрудников патрульно-постовой службы (у 28% из 50 человек), что способствовало снижению эмоциональной устойчивости и служило дезорганизующим фактором деятельности в опасных ситуациях.
Недостатки психического самоуправления “тревожных” сотрудников субъективно переживаются ими в форме реальных трудностей, возникающих в сферах общения, деятельности, психических состояний. Эти сотрудники склонны воспринимать широкий диапазон ситуаций как угрожающих, отсюда постоянная готовность к конфликтам, эмоциональное напряжение, беспокойство, нервозность, ощущение неуверенности в себе, неустойчивость личности к неблагоприятным стресс-факторам.
Эмоциональная устойчивость служит основой для преодоления отрицательных эмоций при выполнении профессиональных задач, связанных с применением оружия. С одной стороны, эмоциональная устойчивость -это невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное действие на исходное состояние, с другой - способность сотрудника контролировать эмоции, что обеспечивает ему успешное дос-
тижение целей деятельности в сложной эмоциональной обстановке.
Эмоциональная устойчивость как интегративное качество личности представляет собой единство мотивационного, волевого, интеллектуального и эмоционального компонентов.
Сила мотивов оказывает значительное влияние на эмоциональную устойчивость сотрудника. Один и тот же сотрудник может обнаружить разную степень ее зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность.
Саморегуляция действий, приведение их в соответствие с требованиями ситуации определяются степенью выраженности волевого компонента.
Установление и оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решения о способах действий в экстремальной ситуации определяют понятия интеллектуального компонента эмоциональной устойчивости. Устойчивое преобладание положительных эмоций является одной из главных эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости (2, 125).
Исходя из результатов психологического исследования, можно выделить три основных уровня развития эмоциональной устойчивости сотрудника милиции к различным опасным ситуациям, связанным с применением оружия: высокий, средний, низкий. Измерение уровня эмоциональной устойчивости может определяться по следующим обобщенным показателям:
- настроенность на преодоление встречающихся трудностей;
- умение управлять своим поведением и владеть собой;
- отсутствие отрицательных психологических реакций на стресс-факторы, оптимальный уровень тревожности;
- уверенность в своих силах и способностях в обращении с оружием;
- натренированность (профессиональная обученность) в выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях.
Развитие и поддержание эмоциональной устойчивости позволяет формировать психологическую готовность сотрудника к преодолению различных стрессовых ситуаций: умение ставить цели, правильно анализировать ситуацию и адекватно реагировать на нее, быстро принимать решение и прогнозировать развитие предстоящих событий, управлять эмоциональной сферой.
Большое влияние на эмоциональную устойчивость сотрудников оказывают личностные установки. Перед выполнением различных заданий сотрудником крайне необходимо прояснить его личностные установки, цели и задачи, уровень их осознания, условия и пути их применения. Установка, как правило, создается перед вы-
полнением конкретного действия, после того, как учтены все обстоятельства и принято решение. Являясь мощным психологическим фактором (доминантой), установка на преодоление трудных ситуаций выступает как регулятор состояния готовности. Она вызывает дополнительную мобилизацию сил, главным образом, путем ясных и точных самоприказов.
Многие неудачи сотрудников в опасных ситуациях, связанных с применением оружия, можно объяснить, прежде всего, неопределенностью установок, отсутствием понимания своих деловых задач, чувства психологического превосходства перед преступником и, самое главное, - отсутствием альтернативных установок. Все это мешало гибкости осуществления профессиональных оперативных действий сотрудником, появлялось остаточное чувство неудовольствия собой, что нередко приводило к посттравматическим стрессам и разочарованиям после пребывания в опасных ситуациях.
Важным условием формирования личностных установок является определение трудностей, с которыми могут встретиться сотрудники, установление собственных внутренних позиций по отношению к тем людям, с которыми предстоит взаимодействовать в будущей опасной ситуации (относительно их поддержки).
Личностные установки формируются на фоне многих переживаний. Первостепенное значение среди них имеет чувство собственной безопасности за принимаемые решения и их последствия. Это чувство вытесняет из сознания нежелательные мысли, препятствует развитию отрицательных эмоций (страха, гнева, тревоги и т.д.), затрудняющих деятельность сотрудника при применении оружия.
В данной связи стоит подчеркнуть, что важное значение для сохранения жизни сотрудника милиции имеет так называемое “обязательство о выживании” (3). Психологическая сущность данного жизненно необходимого “нововведения” заключается в выработке и закреплении в сознании сотрудника милиции “установки на выживание”, как ситуационной готовности (на первоначальном этапе) и личностной предрасположенности (на заключительном этапе) к целенаправленной деятельности, характеризующейся достаточным уровнем самозащиты и самосохранения.
Одним из значимых факторов, влияющих на психологическую устойчивость к применению оружия в экстремальных условиях, является уверенность сотрудника в своих силах и способностях, в достижении поставленной цели.
В развитии и формировании личной уверенности важное место занимают индивидуально-психологические особенности сотрудника, в частности, целенаправленность, целеустремленность на обучение профессиональным навыкам применения оружия, а также стремление получить необходимые знания, которые делают сотрудника уверенным в себе:
- твердое знание правовых основ применения оружия в различных типовых, опасных ситуациях;
- знание и предвидение трудностей решения профессиональных задач, связанных с задержанием вооруженного преступника, пресечением преступного посягательства, и т.д.;
- четкое знание указанных в законе исчерпывающих случаев применения огнестрельного оружия;
- знание устройства и возможностей огнестрельного оружия, состоящего на вооружении в ОВД, а также используемого уголовно-преступными элементами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мещерякова А.В. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД при воздействии экстремальных факторов // Деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях: социально-политические и психологические аспекты. - Ростов-н/Д: Ростовская высшая школа МВД России, 1995.
2. Ольшанникова А.Е. К проблеме диагностики психологического развития. - Таллин, 1974.
3. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: Тактика и психология безопасной деятельности. - М., 1996.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ СЛУЖЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ С КОЛЛЕКТИВОМ ГРУППЫ О.В. Шишкина, психолог-инспектор
Тюменский юридический институт МВД России
Деятельность будущих сотрудников практических органов внутренних дел имеет ряд особенностей в общении друг с другом и вышестоящим начальством. Общепризнано, что единоначалие есть основной принцип управления курсантским коллективом. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение.
В процессе обучения у курсантов и слушателей возникают различного рода трудности, возникновение которых можно объяснить коренным изменением социального статуса курсанта (в первую очередь - официального). Рамки служебной дисциплины, строгой регламентированности служебной деятельности, а также требования распорядка дня ставят личность в дискомфортное положение. Еще вчерашний школьник осознает, что практически остается один на один со своими жизненными трудностями и проблемами, поскольку происходит резкий переход к самостоятельной жизни, влекущий за собой неуверенность в своих интеллектуальных способностях и физической силе. Эти трудности особенно ярко проявляются на фоне казарменного положения курсантов и слушателей. Возникают различного рода проблемы, связанные с адаптацией, взаимодействием (нарушение дисциплины, “дедовщина” и др.), общением (преобладание вынужденного общения, конфликты, барьеры общения и др.), управлением коллективом.
Перечисленные трудности осложняют несформиро-ванность нормативной и методической основ, регулирующих взаимодействие субъекта управления младшего звена с группой; недостаточность управленческой компетентности.
Заметим, что в коллективе курсантов и слушателей, как и в любом другом, стоит проблема повышения его продуктивности в процессе совместной деятельности. Известно, что продуктивность деятельности зависит от многих факторов: организационной культуры, стиля управления, отношений в коллективе, личностных характеристик работника, его ожиданий и установок. Продуктивность деятельности сотрудника ОВД в решении стоящих