УДК 37.091.39
Зотьева Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Бабакова Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Киселёва Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГОВ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ В КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Аннотация. В данной статье освещены вопросы саморегуляции психологического состояния педагогов, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства. Предложено смещение акцентов с отрицательных моментов на положительные, представлены практические рекомендации по саморегуляции эмоционального состояния.
Zotyeva E.N. educational psychologist Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"
Russia, Belgorod Babakova E.N. educational psychologist Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"
Russia, Belgorod Kiselyova E. V. teacher-logopedist
Municipal budgetary educational institution "GymnasiumNo. 22"
Russia, Belgorod
EMOTIONAL RESILIENCE OF EDUCATORS, AS ONE OF THE FACTORS OF SUCCESS IN PROFESSIONAL SKILLS
COMPETITIONS
Abstract. This article highlights the issues of self-regulation of the psychological state of teachers participating in professional skills competitions.
A shift of emphasis from negative moments to positive moments is proposed, practical recommendations on self-regulation of emotional state are presented.
Ключевые слова: саморегуляция, самосовершенствование, опыт, внутренний рост.
Key words: self-regulation, self-improvement, experience, internal growth.
Представление педагогического опыта является неотъемлемой частью профессиональной деятельности любого педагога. А лучшая его презентация - это непосредственный показ своей работы другим педагогам, участие в профессиональных конкурсах. По прошествии конкурсов всегда есть возможность проанализировать факторы, способствующие успеху, либо осложняющие его достижение.
Профессию педагога можно считать одной из самых публичных, но и гениальный педагог в условиях конкурса профессионального мастерства может мгновенно утратить свой дар красноречия под взглядами «строгих» членов жюри и «коварных» соперников. Волнение свойственно всем без исключения людям. При этом, волнение и страх искажают наше восприятие — нам кажется, что мы недостаточно подготовлены или, напротив, на голову выше остальных конкурсантов, что члены жюри несправедливы. На самом деле в состоянии волнения и паники мы не способны хладнокровно и объективно оценивать происходящее вокруг. Это состояние не позволяет сосредоточиться, быстро и педагогически верно решить предложенные задачи, достойно представить собственный опыт.
Тот, кто хоть раз принимал участие в профессиональных конкурсах, знает, что все этапы сопряжены с громадным психофизиологическим напряжением, равным стрессу. Поэтому часто конкурс в первую очередь у нас ассоциируется с отрицательными эмоциями: стресс, напряжение, волнение, беспокойство, нехватка времени. Это, безусловно, стрессовая ситуация. Но, в тоже время, это и возможность раскрыть свои резервные способности, понять свои сильные и слабые места, получить признание ценности педагогического опыта коллегами, погрузиться в ситуацию успеха и, как следствие, повысить самооценку, т.е. возможность саморазвития, самосовершенствования и самореализации. И, в любом случае, участие в конкурсах - это расширение границ профессиональной компетентности. И мы можем заметить, как отрицательные эмоции начинают переходить в положительные. Это один из психологических приемов, помогающих человеку выйти из стресса через изменение отношения к происходящим событиям.
Однако волнение волнению рознь. Кому-то оно помогает собраться в нужный момент, не упустить мелочей, а у кого-то, наоборот, вызывает чувство приближения провала, потерю голоса, скованное страхом тело, растерянность. Поэтому каждому участнику важно знать собственные особенности и способы переживания стресса и формировать
эмоциональную устойчивость, т.к. она является тем личностным ресурсом, который мобилизует самообладание и позволяет достичь предельной концентрации усилий на эффективную работу.
В любом случае с волнением можно и нужно работать, и научиться им управлять, обратив его из врага в союзника. Для этого понадобится немного терпения и времени, много воли и знание методов и техник саморегуляции.
Саморегуляция - это сознательный, регулируемый процесс управления психоэмоциональным состоянием, путем воздействия на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием, способствующий снятию психологического напряжения и формированию эмоциональной устойчивости личности.
Существуют естественные и искусственные способы саморегуляции. Естественные - это то, что «всегда под рукой», что помогает нам поднять настроение, успокоиться, что обычно мы используем в жизни: физическая работа, спорт, прогулки на свежем воздухе, искусство, позитивные мысли, смех, сон, крик, слезы, дрожь, проговаривание ситуации.
Понятно, что в условиях конкурсных испытаний педагог не всегда может воспользоваться вариантами естественного выхода напряжения. А вот искусственные способы могут нам помочь.
Искусственные способы - специально созданные в практической психологии техники, которые помогают человеку моделировать ритм напряжения - расслабления, что позволяет сохранять ему в целости свою психофизику. Основаны на концентрации (внутренний счет до 10, подсчет квадратных предметов в помещении или количества букв в тексте и т.д.), регуляции дыхания, мышечном расслаблении, визуализации (максимально детальное зрительное представление), анализе происходящего (внутренне говорим себе «стоп» и отвечаем на вопросы: Что сейчас происходит? Что меня так волнует? Что самое страшное может произойти? Как я с этим справлюсь? В результате энергия направляется не на усиление тревоги, а на решение проблемы)
Для начала работы с дыханием можно попробовать посчитать вдохи и выдохи, просто сосредоточившись на этом, а затем подышать так, чтобы выдох стал длиннее вдоха, примерно раза в два.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что в любом конкурсе профессионального мастерства самое важное определить для себя, что участие в конкурсе - лишь средство для получения опыта. А у опыта нет положительного и отрицательного знака, а значит, нет и поражения, нет первого и последнего места в работе над собой. Не стоит преувеличивать значимость внешней оценки. На соревнование каждый приходит осознанно, понимая, что будут и победители, и проигравшие, но в деле самосовершенствования каждый в выигрыше, независимо от внешнего результата. Без вызова самому себе нет стимула для внутреннего роста.
Использованные источники:
1. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание / А.Н.Арлычев. -СПб.: Наука, 1992. 143 с.
2. Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителя / А.С.Белкин. -М.: Просвещение, 1991. 168 с.
3. Ю.Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В.Анохина // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. -Вып.6. -С.71-80.