Ибраимова В.М. учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Горностаева Е.Л. социальный педагог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА РОДИТЕЛЕЙ К ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Аннотация: Интерактивные методы и активные формы работы на родительском собрании позволяют сделать родителей активными участниками собрания. Их применение повышает
готовность родителей к взаимодействию с классным руководителем, психологом и другими специалистами. Они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов.
Ключевые слова: интерактивные методы, активные формы работы, инициативность, взаимодействие.
Ibraimova V.M. german language teacher Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"
Russia, Belgorod Gornostaeva E.L. social pedagogue
Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"
Russia, Belgorod
INCREASING PARENTS' INTEREST IN LEARNING ISSUES THROUGH THE INCLUSION OF INTERACTIVE METHODS DURING
PARENT MEETINGS
Abstract: Interactive methods and active forms of work at a parent meeting allow parents to become active participants in the meeting. Their use increases the readiness of parents to interact with the class teacher, psychologist, and other specialists. They increase the interest and initiative of parents in issues of education and upbringing of children, activate their participation in solving problematic issues.
Keywords: interactive methods, active forms of work, initiative, interaction.
Роль семьи в воспитании ребенка несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для взаимодействия с другими членами общества. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Важность семейного воспитания в процессе воспитания детей определяет важность взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Однако на это влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время применяются новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают включение родителей в педагогический процесс и они принимают активное участие в жизни школы, чаще всего работа выстраивается только по одному из направлений педагогической пропаганды, при котором семья является лишь объектом воздействия. В результате полная обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формыработы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения и воспитания собственного ребенка, заинтересовать их общественной деятельностью.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить
диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке.
Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию и позволяют сделать родителей активными участниками собрания, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с классным руководителем, психологом и другими специалистами.
Рассмотрим несколько интерактивных форм проведения родительских собраний.
- Родительское собрание-консультация (душевный разговор)
Метод работы родителей в небольших группах (до 6 человек) очень продуктивный. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитании детей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. На таком родительском собрании эффективно обсуждать заранее подготовленные предложения, идеи и родительские инициативы.
- Родительское собрание-конференция
За две недели до проведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимые методические материалы. А некоторые из них - и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос), выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций. Как вариант - педагог может предложить одним родителям прокомментировать высказывания по теме собрания, а другим - обсудить ответы, поделиться своими мнениями по этому вопросу. Задача педагога -выступить в роли ведущего, осветить суть темы и направлять диалог в нужное русло.
- Родительское собрание в форме ток-шоу (пресс-конференции, вечера вопросов и ответов)
Чтобы провести пресс-конференцию или ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих педагогов-специалистов. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения.
- Родительское собрание-презентация (мастер-класс)
Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма собрания побуждает родителей к анализу собственных
достижений и неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.
- Родительское собрание-игра
Собрания в игровой форме можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные детьми постановки и программы. Взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.