Научная статья на тему 'Парциальная программа для детей дошкольного возраста по нравственному воспитанию «Мой мир»'

Парциальная программа для детей дошкольного возраста по нравственному воспитанию «Мой мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственные ценности / моральные нормы / сотрудничество / интерактивная форма работы с родителями / метод проектов / moral values / moral norms / cooperation / interactive form of work with parents / project method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аносова Елена Владимировна

В статье рассматриваются актуальные вопросы нравственного воспитания детей, поиск новых форм сотрудничества ДОУ и родительского сообщества. Детско-родительские проекты представлены как интерактивная форма работы с родителями и детьми, которую можно использовать и как средство нравственного воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аносова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTIAL PROGRAM FOR PRESCHOOL CHILDREN ON MORAL EDUCATION “MY WORLD”

The article discusses current issues of children’s moral education, the search for new forms of cooperation between the ChE and parents. Child-parent projects are presented as an interactive form of work with parents and children, which can be used as a means of moral education

Текст научной работы на тему «Парциальная программа для детей дошкольного возраста по нравственному воспитанию «Мой мир»»

УДК 373.24

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «МОЙ МИР»

Аносова Елена Владимировна.

Россия, Новосибирск, МКДОУ «Детский сад № 331», педагог-психолог, evasib@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы нравственного воспитания детей, поиск новых форм сотрудничества ДОУ и родительского сообщества. Детско-родительские проекты представлены как интерактивная форма работы с родителями и детьми, которую можно использовать и как средство нравственного воспитания.

Ключевые слова: нравственные ценности, моральные нормы, сотрудничество, интерактивная форма работы с родителями, метод проектов.

PARTIAL PROGRAM FOR PRESCHOOL CHILDREN ON MORAL

EDUCATION "MY WORLD"

Amasova Elena Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten № 331, educational psychologist, evasib@yandex.ru.

Abstract. The article discusses current issues of children's moral education, the search for new forms of cooperation between the ChE and parents. Child-parent projects are presented as an interactive form of work with parents and children, which can be used as a means of moral education.

Key words: moral values, moral norms, cooperation, interactive form of work with parents, project method.

Дошкольный возраст - время целенаправленной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребёнке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и его социального окружения.

Нравственное воспитание дошкольников - значительная и наиболее увлекательная проблема психолого-педагогической науки. При всём многообразии исследований и практических решений по проблеме нравственного воспитания таких педагогов и психологов, как: М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова, Н.В. Савин, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов и других, она остаётся неисчерпанной и интересной для новых поколений исследователей [1, с. 5].

Поскольку ФГОС ДО направлен на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», в данной Программе доминирует не обучающая, а развивающая функция. Знания и умения выступают не как цель, а как средство для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребёнка.

Целью данной Программы является сохранение и развитие нравственного здоровья детей.

Задачи, которые помогли нам достичь цели при реализации Программы:

1. Развивать моральное сознание посредством осознанного отношения к общественно принятым нормам поведения.

2. Формировать позитивное отношение к другим людям и себе через развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.

3. Развивать нравственные чувства, связанные с самоконтролем, самодисциплиной: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, сочувствие, сопереживание.

4. Формировать навыки и привычки нравственного поведения через нахождение возможных путей разрешения конфликтов.

5. Содействовать семье в решении проблем нравственного воспитания детей [1, с. 6].

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка [1, с. 12].

Таблица1

Список программ и технологий, обеспечивающий реализацию содержания

Образовательная область (направление работы) Методические пособия, технологии и т.д.

Социально-коммуникативное развитие Буре, Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников», Дурова, Н.В. «Очень важный разговор», Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры», Курочкина И.Н. «Как научить ребёнка поступать нравственно», Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать».

Познавательное развитие Проекты: «Отношения с близкими людьми», «Отношения со сверстниками», «Поведение в общественных местах», «Отношения с природой».

Речевое развитие Технология развивающего обучения

Художественно-эстетическое развитие Интегрированная продуктивная деятельность

Физическое развитие Здоровьесберегающие образовательные технологии (прогулки-походы)

Таблица 2

Описание методов и приёмов работы

Методы Приёмы работы

Словесные - этические беседы; - составление рассказов из личного опыта на тему: «Как я помогал маме», «Мы с папой»; - пояснение и др.

Наглядные - наблюдения за природными явлениями, растениями, животными; - экскурсии в библиотеки, театры, музеи, парки и др.

Практические - посильная помощь взрослым; - игры нравственного содержания; - проектная деятельность; - изготовление подарков, сувениров и др.

Обучение проводится в совместной деятельности, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой, индивидуальной работы и самостоятельной деятельности дошкольников [1, с. 35].

Взаимодействие взрослых с детьми осуществляется в форме проектной деятельности, состоящей из четырёх блоков. Реализация проектов помогает ребёнку освоить отношения с семьёй, с друзьями, проявить себя в мире людей и природы.

Темы НОД имеют различную направленность, в соответствии с возрастом.

В группах среднего дошкольного возраста общеразвивающей направленности: «Мама милая моя», «Я и папа», «Я - помощник», «Что такое дружба?», «Правила поведения в группе, за столом, на улице», «Наша природа» и т.д. [1, с. 13].

В группах старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности: «Вместе отдыхаем», «Семейные традиции», «Мы - друзья», «Люди разных национальностей», «Аморальные качества», «Красная книга», «ботанический сад» и т.д. [1, с. 21].

В группах подготовительного к школе возраста общеразвивающей направленности: «Моя семья», «Домашнее хозяйство», «Семейный досуг», «Поступки людей», «Забота о других», «Что такое хорошо», «Мир животных», «Лесные богатства» и т.д. [1, с. 28].

Программой предусмотрено взаимодействие с родителями воспитанников, в ходе которого формируется атмосфера не только сотрудничества, но и сотворчества, что позволяет каждому ребёнку почувствовать ценность своей семьи. Программа помогает родителям определить личностную направленность воспитания их ребенка с учетом его индивидуально -психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в совместном процессе воспитания личности с развитыми моральными, интеллектуальными и физическими качествами [1, с. 36].

Деятельность детей осуществляется с учётом учебного графика.

Таблица 3

Учебный график

Название блока Средняя Старшая Подготовительная

группа группа группа

Отношения с близкими людьми 9 9 9

Отношения со сверстниками 9 12 9

Поведение в общественных местах 14 5 9

Отношения с природой 3 9 9

Всего 35 35 36

Продолжительность НОД по возрастным группам 20 мин. 25 мин. 30-35 ин.

Организационный раздел содержит условия реализации Программы: материально-техническое обеспечение Программы; методические материалы и средства обучения и воспитания; ресурсное обеспечение.

Таким образом, нами созданы определённые условия, направленные на развитие нравственных представлений и понятий:

1. Разработали Программу по нравственному воспитанию, отвечающую запросам родителей и общественно-государственным ожиданиям.

2. Обогатили предметно-пространственную среду в группах.

3. Проводим информационно-просветительскую работу, направленную на популяризацию проектов среди участников образовательных отношений.

Представляем результаты реализации проектов для широкой общественности на официальном сайте образовательного учреждения Основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия [2, с. 8].

Для проведения оценки качества привлекается родительская общественность, специалисты и педагоги ДОУ. Разработаны листы оценки качества психолого-педагогических условий организации детско-родительских проектов на примере нравственного развития детей, где выделены критерии и показатели. Признаки, на основании которых производится оценка, - создание ряда условий для развития у детей положительного самоощущения, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, инициативности, самостоятельности, ответственности, сотрудничества между детьми; формирования у детей положительного отношения к другим людям; приобщения детей к нравственным ценностям.

Основными условиями эффективности данной работы являются: соблюдение принципа системности привлечения родителей к оценке качества; доступность инструментария и оценочных процедур; соблюдение требований к сбору и обработке персональных данных.

Из чего можно заключить, что проектная деятельность позволяет повысить качество психолого-педагогических условий для формирования нравственных

суждений и оценок у детей и предоставляет возможность построить новую модель образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО [2, с. 9].

Библиографический список:

1. Аносова Е.В. Парциальная программа для детей дошкольного возраста «МОЙ МИР». - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2018. - 62 с.

2. Аносова Е.В. Оценка качества психолого-педагогических условий организации детско-родительских проектов на примере нравственного развития детей // Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 19-20 декабря 2018г.): в 4 частях / под ред. М.В. Голубевой, Н.В. Субботиной; М-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т детства. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. -Часть 2. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.