УДК 373.24
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «МОЙ МИР»
Аносова Елена Владимировна.
Россия, Новосибирск, МКДОУ «Детский сад № 331», педагог-психолог, [email protected].
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы нравственного воспитания детей, поиск новых форм сотрудничества ДОУ и родительского сообщества. Детско-родительские проекты представлены как интерактивная форма работы с родителями и детьми, которую можно использовать и как средство нравственного воспитания.
Ключевые слова: нравственные ценности, моральные нормы, сотрудничество, интерактивная форма работы с родителями, метод проектов.
PARTIAL PROGRAM FOR PRESCHOOL CHILDREN ON MORAL
EDUCATION "MY WORLD"
Amasova Elena Vladimirovna.
Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten № 331, educational psychologist, [email protected].
Abstract. The article discusses current issues of children's moral education, the search for new forms of cooperation between the ChE and parents. Child-parent projects are presented as an interactive form of work with parents and children, which can be used as a means of moral education.
Key words: moral values, moral norms, cooperation, interactive form of work with parents, project method.
Дошкольный возраст - время целенаправленной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребёнке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и его социального окружения.
Нравственное воспитание дошкольников - значительная и наиболее увлекательная проблема психолого-педагогической науки. При всём многообразии исследований и практических решений по проблеме нравственного воспитания таких педагогов и психологов, как: М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова, Н.В. Савин, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов и других, она остаётся неисчерпанной и интересной для новых поколений исследователей [1, с. 5].
Поскольку ФГОС ДО направлен на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», в данной Программе доминирует не обучающая, а развивающая функция. Знания и умения выступают не как цель, а как средство для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребёнка.
Целью данной Программы является сохранение и развитие нравственного здоровья детей.
Задачи, которые помогли нам достичь цели при реализации Программы:
1. Развивать моральное сознание посредством осознанного отношения к общественно принятым нормам поведения.
2. Формировать позитивное отношение к другим людям и себе через развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
3. Развивать нравственные чувства, связанные с самоконтролем, самодисциплиной: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, сочувствие, сопереживание.
4. Формировать навыки и привычки нравственного поведения через нахождение возможных путей разрешения конфликтов.
5. Содействовать семье в решении проблем нравственного воспитания детей [1, с. 6].
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка [1, с. 12].
Таблица1
Список программ и технологий, обеспечивающий реализацию содержания
Образовательная область (направление работы) Методические пособия, технологии и т.д.
Социально-коммуникативное развитие Буре, Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников», Дурова, Н.В. «Очень важный разговор», Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры», Курочкина И.Н. «Как научить ребёнка поступать нравственно», Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать».
Познавательное развитие Проекты: «Отношения с близкими людьми», «Отношения со сверстниками», «Поведение в общественных местах», «Отношения с природой».
Речевое развитие Технология развивающего обучения
Художественно-эстетическое развитие Интегрированная продуктивная деятельность
Физическое развитие Здоровьесберегающие образовательные технологии (прогулки-походы)
Таблица 2
Описание методов и приёмов работы
Методы Приёмы работы
Словесные - этические беседы; - составление рассказов из личного опыта на тему: «Как я помогал маме», «Мы с папой»; - пояснение и др.
Наглядные - наблюдения за природными явлениями, растениями, животными; - экскурсии в библиотеки, театры, музеи, парки и др.
Практические - посильная помощь взрослым; - игры нравственного содержания; - проектная деятельность; - изготовление подарков, сувениров и др.
Обучение проводится в совместной деятельности, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой, индивидуальной работы и самостоятельной деятельности дошкольников [1, с. 35].
Взаимодействие взрослых с детьми осуществляется в форме проектной деятельности, состоящей из четырёх блоков. Реализация проектов помогает ребёнку освоить отношения с семьёй, с друзьями, проявить себя в мире людей и природы.
Темы НОД имеют различную направленность, в соответствии с возрастом.
В группах среднего дошкольного возраста общеразвивающей направленности: «Мама милая моя», «Я и папа», «Я - помощник», «Что такое дружба?», «Правила поведения в группе, за столом, на улице», «Наша природа» и т.д. [1, с. 13].
В группах старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности: «Вместе отдыхаем», «Семейные традиции», «Мы - друзья», «Люди разных национальностей», «Аморальные качества», «Красная книга», «ботанический сад» и т.д. [1, с. 21].
В группах подготовительного к школе возраста общеразвивающей направленности: «Моя семья», «Домашнее хозяйство», «Семейный досуг», «Поступки людей», «Забота о других», «Что такое хорошо», «Мир животных», «Лесные богатства» и т.д. [1, с. 28].
Программой предусмотрено взаимодействие с родителями воспитанников, в ходе которого формируется атмосфера не только сотрудничества, но и сотворчества, что позволяет каждому ребёнку почувствовать ценность своей семьи. Программа помогает родителям определить личностную направленность воспитания их ребенка с учетом его индивидуально -психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в совместном процессе воспитания личности с развитыми моральными, интеллектуальными и физическими качествами [1, с. 36].
Деятельность детей осуществляется с учётом учебного графика.
Таблица 3
Учебный график
Название блока Средняя Старшая Подготовительная
группа группа группа
Отношения с близкими людьми 9 9 9
Отношения со сверстниками 9 12 9
Поведение в общественных местах 14 5 9
Отношения с природой 3 9 9
Всего 35 35 36
Продолжительность НОД по возрастным группам 20 мин. 25 мин. 30-35 ин.
Организационный раздел содержит условия реализации Программы: материально-техническое обеспечение Программы; методические материалы и средства обучения и воспитания; ресурсное обеспечение.
Таким образом, нами созданы определённые условия, направленные на развитие нравственных представлений и понятий:
1. Разработали Программу по нравственному воспитанию, отвечающую запросам родителей и общественно-государственным ожиданиям.
2. Обогатили предметно-пространственную среду в группах.
3. Проводим информационно-просветительскую работу, направленную на популяризацию проектов среди участников образовательных отношений.
Представляем результаты реализации проектов для широкой общественности на официальном сайте образовательного учреждения Основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия [2, с. 8].
Для проведения оценки качества привлекается родительская общественность, специалисты и педагоги ДОУ. Разработаны листы оценки качества психолого-педагогических условий организации детско-родительских проектов на примере нравственного развития детей, где выделены критерии и показатели. Признаки, на основании которых производится оценка, - создание ряда условий для развития у детей положительного самоощущения, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, инициативности, самостоятельности, ответственности, сотрудничества между детьми; формирования у детей положительного отношения к другим людям; приобщения детей к нравственным ценностям.
Основными условиями эффективности данной работы являются: соблюдение принципа системности привлечения родителей к оценке качества; доступность инструментария и оценочных процедур; соблюдение требований к сбору и обработке персональных данных.
Из чего можно заключить, что проектная деятельность позволяет повысить качество психолого-педагогических условий для формирования нравственных
суждений и оценок у детей и предоставляет возможность построить новую модель образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО [2, с. 9].
Библиографический список:
1. Аносова Е.В. Парциальная программа для детей дошкольного возраста «МОЙ МИР». - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2018. - 62 с.
2. Аносова Е.В. Оценка качества психолого-педагогических условий организации детско-родительских проектов на примере нравственного развития детей // Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 19-20 декабря 2018г.): в 4 частях / под ред. М.В. Голубевой, Н.В. Субботиной; М-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т детства. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. -Часть 2. - 316 с.