Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1045
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭМОЦИИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головкина Т.С.

В статье рассматривается понятие эмоциональной устойчивости как необходимого компонента общего здоровья человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ»

из него примеры, делали выводы из фактов, проводили сравнение, вели теоретические рассуждения, опираясь на свои знания, и выводили формулы, обращались к учебнику и знаниям по математике, осмысливали свой путь познания, пройденный на уроке, суммировали знания, приобретенные за время занятия. Их участие в работе должно быть плодотворным, активным и разнообразным, что важно для получения прочных и осознанных представлений, поддержания интереса.

Использованные источники:

1.Кульневич С. В., ЛакоценинаТ. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических. у чебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-

Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. - [176 с.]

2.http://collegy.ucoz.ru/publ/65-1 -0-9091

3. http: //masteranikfiz.ucoz.ru/

Головкина Т.С. аспирант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Россия, г. Нижний Новгород ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ Аннотация: В статье рассматривается понятие эмоциональной устойчивости как необходимого компонента общего здоровья человека.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоции, психическое здоровье.

Большинство людей согласится с тем, что здоровье является ключевой ценностью и необходимым условием для полноценной жизни человека. В первоначальной хартии Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) видение здоровья было сформулировано в положительных терминах: «Здоровье есть состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи». В рамках данной статьи мы рассмотрим вопросы, касающиеся психического здоровья личности. Под психическим здоровьем (англ. mental health) понимается душевное благополучие человека, уравновешенность, соответствие субъективных образов и переживаний значению жизненных событий [1]. Психическое здоровье является важной составляющей общего здоровья человека. Согласно определению ВОЗ выделяются следующие его составляющие: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным

обстоятельствам и ситуациям; способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами); способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать ее; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств [10]. Б. С. Братусь (2003) выделяет три уровня психического здоровья: психофизиологическое здоровье, определяемое особенностями нейрофизиологической организации психических процессов; индивидуально-психологическое здоровье, характеризующееся

способностью человека использовать адекватные способы реализации смысловых устремлений; и наивысший уровень - личностное здоровье, определяемое качеством смысловых отношений человека [2]. Психическое здоровье не исключает участия человека во внутриличностных и социальных конфликтах, но определяет его поведение. Человек, обладающий психическим здоровьем, гораздо реже начинает конфликты и более конструктивно ведет себя, если избежать их не удалось. Определяющую роль в поведении психического здорового человека играет умение вести себя соответственно ситуации и проявлять адекватные эмоции, что является сложной задачей для большинства людей.

Исследования эмоций занимают в науке значительное место, с античных времен до наших дней разработано множество теорий, объясняющих суть эмоций человека, причины и механизмы их возникновения, а также пути их регуляции. Исторически термин эмоция (лат. emovere - возбуждать, волновать), по словам Р.Ребера, является довольно сложным в определении, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределённость с частотой его использования [3]. В психологической литературе под эмоциями понимаются субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. [9]. Эмоции сопровождают практически все проявления жизнедеятельности человека и служат механизмом внутренней регуляции психической деятельности. Глубина и продолжительность эмоций характеризует значимость переживаемого явления для конкретного человека.

Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важнейших мест в современной психологии. Понятие эмоциональной устойчивости так же трудно поддается определению, как и само понятие эмоций. Попытаемся подойти к его пониманию через понятие эмоциональной неустойчивости. В кратком психолого-филологическом словаре «Тысяча состояний души» [4] эмоциональной неустойчивостью называется эмоциональная лабильность, тенденция проявлять резко и непредсказуемо сильные эмоции, легкая изменчивость чувств и настроений, особенно в результате неадекватных реакций на слабые стимулы. Признаками ее являются конфликтность, импульсивность, агрессивность, тревожность, подверженность стрессам.

Психологические состояния, характеризующиеся свойствами, противоположными перечисленным, можно отнести к психологически устойчивым.

В 20-х годах прошлого века появилось новое направление в американской психологии - бихевиоризм, начало которому было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста"[8]. Все психические явления, по его мнению, сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма и пр. С этими представлениями была связана и научная программа - научиться управлять поведением. Бихевиористы считали, что все понятия, связанные с сознанием и прочими проявлениями "духовного начала", не наблюдаемого непосредственно, следует изгнать из сфер научной психологии. "Осознание" субъектом своих ощущений и впечатлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователей. Напротив, объективные внешние появления тех же ощущений и впечатлений - например, в виде изменения размеров зрачка, частоты пульса и прочего, - позволяют количественно оценить эти формы поведения и "измерить" чувства. Основными задачами психологии считались предсказание поведения (реакции) по ситуации (стимулу), и, наоборот, - по реакции судить о вызвавшем ее стимуле. За естественнонаучную базу психологической теории принималась концепция условных рефлексов. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен указывал на влияние на реакцию человека его целей, потребностей, намерений, гипотез, ситуаций. Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. Скиннер, один из самых авторитетных бихевиористов, предположил, что поведение может строиться по иному принципу - определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Имеется в виду, что животное или человек будут стремиться воспроизводить свой опыт, если он имел приятные последствия, и избегать его в случае неприятных последствий. Бихевиоризм существует поныне, хотя по сравнению с психоанализом и психологией гуманистической находится на втором плане. Бихевиористы, еще не выделяя в своих теориях термины «эмоциональная устойчивость» или «стрессоустойчивость», вплотную подошли к этим понятиям и заложили основу для их дальнейшего изучения.

Вопросы эмоциональной устойчивости и неустойчивости впервые были затронуты зарубежными авторами. Известный создатель модели структуры интеллекта американский ученый Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость,

пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. Французский психолог, специалист по экспериментальной психологии П. Фресс в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости - неустойчивости введенное английским психологом Р. Кеттеллом понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов. Французский психолог Т. Рибо приравнивает эмоциональную

устойчивость к эмоциональной стабильности, так как оба эти термина говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния [6].

Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители и ситуации.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов. Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, то есть находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс [7].

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики П. Фресса, Р. Кеттеллом, Т.Рибо и Л. Фестингером, можно добавить мнение С. Шехтера. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно -физиологической. Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

Вслед за западными авторами тему эмоциональной устойчивости продолжили и отечественные ученые. Для Е. А. Милеряна, С. М. Оя, О. А. Черниковой, Н. А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят

об устойчивости определенного эмоционального состояния, а не о функциональной устойчивости человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость». Так Е. А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков» пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции) [5].

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека и даже положительно влияет на эффективность деятельности. Например, О. А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции... достигают оптимальной степени интенсивности». По В. Л. Марищуку (1982), эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов (1985) связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента. позволяющее надежно выполнять целевые задачи.». Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Л. М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Л. М. Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость это «прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели». Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости: «Эмоциональная устойчивость — это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели». Автор утверждает, что, по существу, это функциональная система эмоционального регулирования деятельности.

Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О. А. Сиротин (1972) включает в определение эмоциональной устойчивости

способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский (1979) определяет

эмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская (1996), проведя психологические иследования педагогической деятельности, пришли к выводу, что психологическая устойчивость проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых стрессовых ситуациях, насколько он умеет держать себя в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей». Н. А. Аминов (1988) приписывает высокую эмоциональную устойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций».

В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности. Не случайно К. К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П. Б. Зильбермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». Сходна и позиция Б. X. Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности».

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности,

информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач».

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоции в свое время указывал П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма". Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость - один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке.

Использованные источники:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 526 с.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности/ Б.С. Братусь.- М.: Мысль, 1988.- 66-73 с.

3. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд. - М.: Джангар, 2010. - 864 с.

4. Летягова Т.В. Тысяча состояний души: Краткий психолого-филологический словарь/ Т.В. Летягова, Н.Н. Романова, А.В.Филиппов.- М.: Флинта, Наука, 2011.- 424с.

5. Милерян Е.А. Психологический отбор летчиков./ Под ред. Е.А. Милеряна. - К.: КВИАВУ ВВС, 1966. - 234 с.

6. Рибо, Т.А. Психология чувств / Т. Рибо ; пер. с фр. М. Гольдсмит. - СПб. : Изд. Ф. Павленкова, 1898. - 250с.

7. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. — СПб.: Ювента, 1999. — 318 с.

8. Хрестоматия по истории психологии /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.- 17-45 с.

9. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т.- М.: «Советская энциклопедия», 1969 - 1978.- (эмоции) т.30

10. Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]: Основные документы Всемирной Организации Здравоохранения.- Электронные текстовые данные. - Нью-Йорк, 2006. -Режим доступа: http: //www.who .mt/govemance/eb/who_constitution_ru.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.