Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агафонов Анатолий Владимирович

В статье рассматривается проблема формирования психоэмоциональной устойчивости у студентов педагогического вуза как профессионально важного качества будущего специалиста образования. Ряд профессий предъявляет повышенные требования к психоэмоциональной устойчивости человека. В некоторых профессиях она относится к профессионально важным качествам. К таковым профессиям можно отнести профессию педагога, так как она осуществляется в напряженных в эмоциональном плане условиях. Особого внимания заслуживают показатели психоэмоциональной устойчивости в условиях подготовки педагогов и обучающихся к участию в конкурсной, соревновательной, экзаменационной, публичной деятельности. Анализ основных концептуальных подходов к изучению психоэмоциональной устойчивости в психологии и педагогике, касающихся профессиональной и учебной деятельности, показал, что данное понятие охватывает широкий круг проблем. С точки зрения одних ученых, психоэмоциональная устойчивость - это отсутствие реагирования человека на эмоциогенные раздражители и ситуации; с точки зрения других - это преобладание положительных эмоций в деятельности; с точки зрения третьих, эмоциональная устойчивость - это такая степень эмоционального возбуждения, которая не нарушает поведение человека. Существует еще ряд точек зрения, в соответствии с которыми ученые исследуют данную проблему. Психоэмоциональная устойчивость студентов - будущих педагогов стала предметом исследования в Ставропольском государственном педагогическом институте. Полученные результаты привели к выводу о том, что в процессе целенаправленного развития психоэмоциональной устойчивости роль компонента «саморегуляция» становится все более значимой и успешно развивается в условиях психологических ситуативных игр, упражнений и тренингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Агафонов Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STABILITY IN STUDENTS - FUTURE EDUCATIONAL SPECIALISTS

The article deals with the problem of the formation of psycho-emotional stability among students of a pedagogical university as a professionally important quality of a future education specialist. A number of professions make high demands on the psycho-emotional stability of a person. In some professions, it refers to professionally important qualities. These professions include the profession of a teacher, as it is carried out in emotionally tense conditions. The indicators of psycho-emotional stability deserve special attention in terms of preparing teachers and students for participation in competitive, competitive, examination, and public activities. An analysis of the main conceptual approaches to the study of psycho-emotional stability in psychology and pedagogy related to professional and educational activities has shown that this concept covers a wide range of problems. From the point of view of some scientists, psycho-emotional stability is the absence of a person's response to emotional stimuli and situations; from the point of view of others, this is the predominance of positive emotions in activities; from the point of view of the third, emotional stability is such a degree of emotional arousal that does not disrupt human behavior. There are a number of points of view, according to which, scientists explore this problem. The psycho-emotional stability of students - future teachers has become the subject of research at the Stavropol State Pedagogical Institute. The results obtained led to the conclusion that in the process of purposeful development of psycho-emotional stability, the role of the “self-regulation” component becomes more and more significant and successfully develops in conditions of psychological situational games, exercises and trainings.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

10. Смурова, Н.Ф. Модульный принцип построения дополнительных общеобразовательных программ в организации дополнительного образования / Н.Ф. Смурова, Л.А. Филимонюк // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 74. - Ч. 1. - С. 230-233.

11. Федеральный закон от 29 декабря 2012года № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями) / Собр. законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 ст. 7598 (часть I).

12. Филимонюк, Л.А. Становление и развитие проектной культуры будущего педагога / Л.А. Филимонюк. -Москва, 2007.

13. Филимонюк, Л.А. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования / Л.А. Филимонюк // Наука и образование. - 2008. - Т. 2. - С. 651.

14. Чистякова, Н.В. Метакогнитивная модель совладающего поведения субъекта в период эпидемии СOVID-19 / Н.В. Чистякова, Т.П. Айсувакова // Психолог. - 2020. - № 3. - С. 29-36.

Психология

УДК 159.92

аспирант Агафонов Анатолий Владимирович

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования психоэмоциональной устойчивости у студентов педагогического вуза как профессионально важного качества будущего специалиста образования. Ряд профессий предъявляет повышенные требования к психоэмоциональной устойчивости человека. В некоторых профессиях она относится к профессионально важным качествам. К таковым профессиям можно отнести профессию педагога, так как она осуществляется в напряженных в эмоциональном плане условиях. Особого внимания заслуживают показатели психоэмоциональной устойчивости в условиях подготовки педагогов и обучающихся к участию в конкурсной, соревновательной, экзаменационной, публичной деятельности. Анализ основных концептуальных подходов к изучению психоэмоциональной устойчивости в психологии и педагогике, касающихся профессиональной и учебной деятельности, показал, что данное понятие охватывает широкий круг проблем. С точки зрения одних ученых, психоэмоциональная устойчивость - это отсутствие реагирования человека на эмоциогенные раздражители и ситуации; с точки зрения других -это преобладание положительных эмоций в деятельности; с точки зрения третьих, эмоциональная устойчивость - это такая степень эмоционального возбуждения, которая не нарушает поведение человека. Существует еще ряд точек зрения, в соответствии с которыми ученые исследуют данную проблему. Психоэмоциональная устойчивость студентов - будущих педагогов стала предметом исследования в Ставропольском государственном педагогическом институте. Полученные результаты привели к выводу о том, что в процессе целенаправленного развития психоэмоциональной устойчивости роль компонента «саморегуляция» становится все более значимой и успешно развивается в условиях психологических ситуативных игр, упражнений и тренингов.

Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость, студенты, педагоги, профессионально важное качество педагога.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of psycho-emotional stability among students of a pedagogical university as a professionally important quality of a future education specialist. A number of professions make high demands on the psycho-emotional stability of a person. In some professions, it refers to professionally important qualities. These professions include the profession of a teacher, as it is carried out in emotionally tense conditions. The indicators of psycho-emotional stability deserve special attention in terms of preparing teachers and students for participation in competitive, competitive, examination, and public activities. An analysis of the main conceptual approaches to the study of psycho-emotional stability in psychology and pedagogy related to professional and educational activities has shown that this concept covers a wide range of problems. From the point of view of some scientists, psycho-emotional stability is the absence of a person's response to emotional stimuli and situations; from the point of view of others, this is the predominance of positive emotions in activities; from the point of view of the third, emotional stability is such a degree of emotional arousal that does not disrupt human behavior. There are a number of points of view, according to which, scientists explore this problem. The psycho-emotional stability of students - future teachers has become the subject of research at the Stavropol State Pedagogical Institute. The results obtained led to the conclusion that in the process of purposeful development of psycho-emotional stability, the role of the "self-regulation" component becomes more and more significant and successfully develops in conditions of psychological situational games, exercises and trainings.

Key words: psycho-emotional stability, students, teachers, professionally important quality of the teacher.

Введение. В современной психологической литературе все большее внимание уделяется аспектам психоэмоциональной сферы человека, в частности, психоэмоциональной устойчивости [3; 5; 8; 11]. Ученые в своих исследованиях связывают психоэмоциональную устойчивость личности с его успешностью в профессиональной деятельности.

Существует ряд профессий, предъявляющих повышенные требования к психоэмоциональной устойчивости человека, и в некоторых профессиях она относится к профессионально важным качествам. Низкая психоэмоциональная устойчивость может привести к социально-психологическим конфликтам, сбоям деятельности или невозможности ее выполнения, иной раз - вызывать катастрофические ситуации. Важно отметить, что недостаточная психоэмоциональная устойчивость негативно влияет на состояние здоровья человека - приводит к психическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям.

Психоэмоциональная устойчивость специалистов общего и профессионального образования, а также обучающихся, является неотъемлемым показателем психологической комфортности образовательной среды. Особого внимания заслуживают данные показатели в условиях подготовки педагогов и обучающихся к участию в конкурсной, соревновательной, экзаменационной, публичной деятельности. В этих условиях необходимо учитывать следующее: высокие эмоциональные нагрузки тяжелее переносятся лицами с низкой устойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции психического состояния, что в итоге сказывается на эффективности подготовки участников к ответственным мероприятиям и достигнутых ими результатах.

Изложение основного материала статьи. Психоэмоциональная сфера личности составляет совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, а психоэмоциональная устойчивость -один из показателей способности человека к безошибочной работе.

На протяжении веков философы, а далее ученые-психологи особое внимание уделяли изучению эмоций человека, чтобы, прежде всего, объяснить его поступки.

Еще в философских трактатах Аристотеля, Б. Спинозы, Р. Декарта указывалось на то, что эмоции выполняют побудительную, мотивационную, ориентировочную и регуляторную функции в познании и поведении.

В XIX в. Ч. Дарвин утверждал, что эмоции появились как жизненно важные приспособительные механизмы и способствовали адаптации организма к условиям и ситуациям жизненной среды.

Многовековые теоретические воззрения и эмпирические обоснования функционирования эмоциональной сферы человека породили современные исследования ученых, которые углубили знания об особенностях возникновения и проявления эмоций. Благодаря научным обоснованиям и эмпирическим исследованиям появились практические рекомендации по формированию умений анализировать влияние внешних психоэмоциональных воздействий на внутреннее эмоциональное состояние человека, регулированию собственных эмоциональных реакций и поведения, использованию рациональных установок при выполнении деятельности, эффективному взаимодействию с другими субъектами и т.д.

Современные ученые, изучая психоэмоциональную сферу человека, рассматривают в своих трудах психологическую, эмоциональную, психоэмоциональную устойчивость личности.

Проблема развития и формирования психоэмоциональной устойчивости человека рассматривалась, прежде всего, в исследованиях, изучающих человека в экстремальных, напряженных ситуациях. Напряженные ситуации характерны для ряда деятельностей: спортивной (исследования Л.М. Аболина, Б.А. Вяткина, О.В. Дашкевича и др.); авиационной (исследования В.Л. Марищука, К.К. Платонова, В.А. Плахтиенко и др.); инженерной (исследования К.М. Гуревича, П.Б. Зильбермана и др.), педагогической (исследования В.И. Долговой и Г.Ю. Гольевой, Е.М. Семеновой и др.).

Анализ основных концептуальных подходов к изучению психоэмоциональной устойчивости в психологии и педагогике, касающихся профессиональной и учебной деятельности, показал, что данное понятие охватывает широкий круг проблем.

С точки зрения Н.А. Аминова, Е.А. Милеряна, Т. Рибо, О.А. Черниковой, Я. Рейковского, К.К. Платонова, Н.Д. Левитова, В.К. Вилюнаса психоэмоциональная устойчивость - это отсутствие реагирования человека на эмоциогенные раздражители и ситуации. Такое состояние называют эмоциональной невозмутимостью.

Другие авторы, напротив, понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Л.М. Аболин, А.Е. Ольшанникова).

Я. Рейковский [9] под эмоциональной устойчивостью понимает такую степень эмоционального возбуждения, которая не нарушает поведение человека. Оценивая и осмысливая свои эмоции, индивидуум регулирует в соответствии с ними свое поведение.

В.М. Писаренко [7], О.А. Черникова [12] и др. утверждают, что эмоциональная устойчивость положительно влияет на эффективность деятельности.

В работах выдающегося российского физиолога И.П. Павлова показано, что индивидуумы со слабой нервной системой отличаются повышенной ранимостью, которая отрицательно влияет на их поведение и деятельность. Эти данные подтверждены во многих последующих исследованиях: выявлены значимые корреляции слабой нервной системы с тревожностью и нейротизмом как отрицательными качествами, и с высокой чувствительностью как положительным качеством.

К.В. Судаков [10] установил взаимосвязь между психоэмоциональной устойчивостью и силой и подвижностью нервной системы, а Н.А. Аминов [2] и С.А. Изюмова [4] установили связь психоэмоциональной устойчивости с высокой лабильностью и балансом нервных процессов.

Эмоциональные реакции и состояния играют как отрицательную, так и положительную роль. В зависимости от силы, эмоции могут вызывать глубокие или поверхностные, продолжительные или краткие состояния.

Например, нейрофизиологические исследования доказывают, что отрицательные эмоции (злость, ненависть, тревога, депрессивное состояние, страх) и негативные состояния влияют на иммунную систему организма, снижая его сопротивляемость некоторым болезням [1, С. 217]. «Хотя психические состояния детерминированы, не всегда легко найти их причины, особенно если само состояние сложно и противоречиво», - писал Н.Д. Левитов [6, С. 31-32].

Перед началом любой работы человек имеет психическое состояние готовности к этой работе, так называемую, предстартовую готовность.

Предстартовое состояние может быть обычным (нейтральным), когда человеку хорошо известен алгоритм деятельности, ставший для него привычным. В этом случаете самосостояние субъекта спокойное, уверенное, он может продемонстрировать положительные рабочие результаты.

В другом случае, субъект может испытывать состояние повышенной готовности к выполнению деятельности. Такая готовность выражается в особом эмоциональном подъеме, энтузиазме, источник которой кроется в новизне деятельности, особом интересе к ней, творческом характере труда, иной раз, в высоком стимулировании результатов деятельности.

Состояние пониженной готовности к выполнению деятельности связано с доминированием ее отрицательных компонентов и результаты деятельности могут быть невысокими.

Некоторые психические состояния снижения готовности к работе характеризуются чрезмерной повышенной возбудимостью, доминированием процесса возбуждения над процессом торможения, которые И.П. Павлов связывал с повышенной и неконтролируемой эмотивностью.

Застойность тормозного процесса снижает готовность к работе. Психоэмоциональные состояния проявляются в этом случае в астенических эмоциях: страхе, нерешительности, которые дезорганизует работу.

В начальный и последующие периоды работы может сохраниться предстартовое состояние, или в связи с неожиданными обстоятельствами измениться. Однако хороший старт зачастую является залогом успешного выполнения работы.

В Ставропольском государственном педагогическом институте было проведено экспериментальное исследование психоэмоциональной сферы, и, в частности, психоэмоциональной устойчивости студентов - будущих педагогов. Были диагностированы эмоциональное отношение к учению, мотивация к достижению успеха, уровень субъективного контроля, познавательная активность студентов, которые составили эмоциональный, мотивационный, волевой, когнитивный компоненты психоэмоциональной сферы. В целом, были получены средние результаты.

Диагностика психофизиологических свойств, психоэмоциональной устойчивости и стабильности, психоэмоциональных состояний респондентов осуществлялась с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр - АЦ-9К».

Было выявлено, что респонденты с сильной нервной системой эффективно справляются с задачами самоконтроля, саморегуляции психических состояний, эмоций и чувств.

Большое значение для саморегуляции психических состояний имеют показатели лабильности. Сильная лабильность

нервной системы оказывает значительное негативное влияние на саморегуляцию (г= -0,62, р< 0,05). Была выявлена взаимозависимость между лабильностью нервной системы и стрессоустойчивостью: респонденты, имеющие высокий уровень лабильности и ее низкую устойчивость, продемонстрировали низкий уровень стрессоустойчивости (г=- 0,86, р< 0,01).

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных, потому что требует от специалиста больших резервов самообладания и саморегуляции. Напряженные и сложные эмоциогенные условия работы часто способствуют возникновению эмоциональной напряженности личности и эмоционального стресса. Потому представляется особенно важным развивать устойчивость психоэмоциональной сферы студентов еще в период их обучения в вузе.

Нами были определены основные направления работы со студентами. Коррекционно-развивающая направленность программы была нацелена на формирование у студентов навыков саморегуляции, помехоустойчивости, стабильности эмоциональных состояний, рефлексии. Методами работы явились психологические ситуативные игры, упражнения и тренинги.

В результате студенты накопили должный опыт в сфере саморегуляции психоэмоциональных состояний, что значительно повысило эффективность их деятельности в стрессовых ситуациях. Снизилось негативное влияние стрессовой ситуации на такие компоненты, как самоконтроль (г= -0,57, р< 0,05) и стабильность (г= -0,79, р< 0,01). Наметилась положительная динамика взаимосвязи рефлексии и саморегуляции.

Выводы. Психолого-педагогические исследования психоэмоциональной сферы и, в частности, психоэмоциональной устойчивости студентов - будущих педагогов, позволяют своевременно выявить проблемные зоны студентов и развить у них навыки самоконтроля, саморегуляции, стрессоустойчивости. Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе целенаправленного формирования психоэмоциональной устойчивости роль компонента «саморегуляция» особенно значима и успешно развивается.

Кроме того, повышение уровня психоэмоциональной устойчивости у будущих педагогов способствовало успешному достижению студентами образовательных целей: стабилизировалось эмоциональное отношение к процессу учения и деятельности в условиях напряженной эмоциональной обстановки, повысилась мотивация к достижению успеха и познавательная активность студентов.

Литература:

1. Александров, Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов / Ю.И. Александров. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.

2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 71-78.

3. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - Челябинск: АТОКСО, 2006. - 253 с.

4. Изюмова С.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы / С.А. Изюмова, Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1978. - №5. - С. 128-133.

5. Корлякова, С.Г. Специфика развития психоэмоциональной устойчивости студентов / С.Г. Корлякова, Е.Н. Францева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №. 74. (1). - С. 339-342.

6. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.

7. Писаренко, В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека / В.М. Писаренко // Психологический журнал. - 1986. - № 1. - С. 67.

8. Психоэмоциональная устойчивость субъектов педагогического взаимодействия как условие развития безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: С.Г. Корлякова, Е.Н. Францева, Л.В. Лидак [и др.]; под ред. Лидак Л.В., Корляковой С.Г., Прилепских О.С. - Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г», 2020. - 146 с.

9. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский / Пер. с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса; Общ. ред. О.В. Овчинниковой. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

10. Судаков, Е.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / Е.В. Судаков. - М.: НИИ норм. физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 1998. - 263 с.

11. Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие / Ю.А. Цагарелли. - Казань: Изд-во «Познание», 2009. - 492 с.

12. Черникова, О.А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности / О.А. Черникова // Тезисы сообщений на XVIII Международном психологическом конгрессе. - Т. II. - М., 1966. - 507 с.

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин, кандидат педагогических наук Анцупов Игорь Сергеевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ им. А.К. Серова) (г. Краснодар); старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин, кандидат педагогических наук Пашков Геннадий Николаевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ им. А.К. Серова) (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Рахматулин Юнус Валитович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ им. А.К. Серова) (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье показаны результаты обработки эмпирических данных повторного диагностического среза по уровню сформированности эмоционального интеллекта обучающихся после проведеной тренинговой работы. Социально-психологический тренинг как одна из технологий формирования психологического микроклимата в коллективе уже достаточно долгое время доказывает свою бесспорную эффективность. В современном социуме с его турбулентными векторами развития все новых форм коммуникации, данный феномен начинает приобретать одно из приоритетных значений. Это обусловлено тем, что на основе эмоционального интеллекта не только выстраивается система ценностных ориентаций. Он также позволяет эффективно коммуницировать, строить успешную профессиональную карьеру. Значимым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.