Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ / РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / АДАПТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анцупов Игорь Сергеевич, Пашков Геннадий Николаевич, Рахматулин Юнус Валитович

В статье показаны результаты обработки эмпирических данных повторного диагностического среза по уровню сформированности эмоционального интеллекта обучающихся после проведеной тренинговой работы. Социально-психологический тренинг как одна из технологий формирования психологического микроклимата в коллективе уже достаточно долгое время доказывает свою бесспорную эффективность. В современном социуме с его турбулентными векторами развития все новых форм коммуникации, данный феномен начинает приобретать одно из приоритетных значений. Это обусловлено тем, что на основе эмоционального интеллекта не только выстраивается система ценностных ориентаций. Он также позволяет эффективно коммуницировать, строить успешную профессиональную карьеру. Значимым является и то, что управление своими эмоциями и распознавание эмоций других людей - это те проблемные и болевые точки, которые затрагивают в большей части студенческую молодежь. В сложное историческое время, когда именно ведомственный вуз должен взять на себя миссию формирования таких качеств обучающихся, как: патриотизм, мужество, благородство, настойчивость и ответственность, - задачи по формированию эмоционального интеллекта выходят на приоритетные позиции. Помимо этого высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет молодым людям без осложнений адаптироваться к новым социальным условиям, когда они поступают в вуз и начинают жить самостоятельно. Также он способствует развитию адаптивных ресурсов при противостоянии стрессам и трудным жизненным ситуациям. Авторы убеждены, что такая форма работы с молодежью, как социально-психологический тренинг, доказала свою бесспорную эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анцупов Игорь Сергеевич, Пашков Геннадий Николаевич, Рахматулин Юнус Валитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS

The article shows the results of processing empirical data of repeated diagnostic cross-section on the level of the students' emotional intelligence after the training work. Socio-psychological training as one of the technologies for the formation of a psychological microclimate in a team has been proving its indisputable effectiveness for quite a long time. In modern society with its turbulent vectors of development of new forms of communication, this phenomenon is beginning to acquire one of the priority values. This is due to the fact that not only a system of value orientations is built on the basis of emotional intelligence. It also allows you to communicate effectively, build a successful professional career. It is also significant that managing your emotions and recognizing the emotions of other people are those problematic and painful points that affect mostly students. In a difficult historical time, when it is the departmental university that should take on the mission of forming such qualities of students as: patriotism, courage, nobility, perseverance and responsibility, the tasks of forming emotional intelligence come to priority positions. In addition, a high level of emotional intelligence allows young people to adapt to new social conditions without complications when they enter university and begin to live independently. It also promotes the development of adaptive resources in the face of stress and difficult life situations. The authors are convinced that such a form of work with young people as socio-psychological training has proved its indisputable effectiveness.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ»

нервной системы оказывает значительное негативное влияние на саморегуляцию (r= -0,62, p< 0,05). Была выявлена взаимозависимость между лабильностью нервной системы и стрессоустойчивостью: респонденты, имеющие высокий уровень лабильности и ее низкую устойчивость, продемонстрировали низкий уровень стрессоустойчивости (r=- 0,86, p< 0,01).

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных, потому что требует от специалиста больших резервов самообладания и саморегуляции. Напряженные и сложные эмоциогенные условия работы часто способствуют возникновению эмоциональной напряженности личности и эмоционального стресса. Потому представляется особенно важным развивать устойчивость психоэмоциональной сферы студентов еще в период их обучения в вузе.

Нами были определены основные направления работы со студентами. Коррекционно-развивающая направленность программы была нацелена на формирование у студентов навыков саморегуляции, помехоустойчивости, стабильности эмоциональных состояний, рефлексии. Методами работы явились психологические ситуативные игры, упражнения и тренинги.

В результате студенты накопили должный опыт в сфере саморегуляции психоэмоциональных состояний, что значительно повысило эффективность их деятельности в стрессовых ситуациях. Снизилось негативное влияние стрессовой ситуации на такие компоненты, как самоконтроль (r= -0,57, p< 0,05) и стабильность (r= -0,79, p< 0,01). Наметилась положительная динамика взаимосвязи рефлексии и саморегуляции.

Выводы. Психолого-педагогические исследования психоэмоциональной сферы и, в частности, психоэмоциональной устойчивости студентов - будущих педагогов, позволяют своевременно выявить проблемные зоны студентов и развить у них навыки самоконтроля, саморегуляции, стрессоустойчивости. Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе целенаправленного формирования психоэмоциональной устойчивости роль компонента «саморегуляция» особенно значима и успешно развивается.

Кроме того, повышение уровня психоэмоциональной устойчивости у будущих педагогов способствовало успешному достижению студентами образовательных целей: стабилизировалось эмоциональное отношение к процессу учения и деятельности в условиях напряженной эмоциональной обстановки, повысилась мотивация к достижению успеха и познавательная активность студентов.

Литература:

1. Александров, Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов / Ю.И. Александров. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.

2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 71-78.

3. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - Челябинск: АТОКСО, 2006. - 253 с.

4. Изюмова С.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы / С.А. Изюмова, Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1978. - №5. - С. 128-133.

5. Корлякова, С.Г. Специфика развития психоэмоциональной устойчивости студентов / С.Г. Корлякова, Е.Н. Францева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №. 74. (1). - С. 339-342.

6. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.

7. Писаренко, В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека / В.М. Писаренко // Психологический журнал. - 1986. - № 1. - С. 67.

8. Психоэмоциональная устойчивость субъектов педагогического взаимодействия как условие развития безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: С.Г. Корлякова, Е.Н. Францева, Л.В. Лидак [и др.]; под ред. Лидак Л.В., Корляковой С.Г., Прилепских О.С. - Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г», 2020. - 146 с.

9. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский / Пер. с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса; Общ. ред. О.В. Овчинниковой. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

10. Судаков, Е.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / Е.В. Судаков. - М.: НИИ норм. физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 1998. - 263 с.

11. Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие / Ю.А. Цагарелли. - Казань: Изд-во «Познание», 2009. - 492 с.

12. Черникова, О.А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности / О.А. Черникова // Тезисы сообщений на XVIII Международном психологическом конгрессе. - Т. II. - М., 1966. - 507 с.

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин, кандидат педагогических наук Анцупов Игорь Сергеевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ им. А.К. Серова) (г. Краснодар); старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин, кандидат педагогических наук Пашков Геннадий Николаевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ им. А.К. Серова) (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Рахматулин Юнус Валитович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ им. А.К. Серова) (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье показаны результаты обработки эмпирических данных повторного диагностического среза по уровню сформированности эмоционального интеллекта обучающихся после проведеной тренинговой работы. Социально-психологический тренинг как одна из технологий формирования психологического микроклимата в коллективе уже достаточно долгое время доказывает свою бесспорную эффективность. В современном социуме с его турбулентными векторами развития все новых форм коммуникации, данный феномен начинает приобретать одно из приоритетных значений. Это обусловлено тем, что на основе эмоционального интеллекта не только выстраивается система ценностных ориентаций. Он также позволяет эффективно коммуницировать, строить успешную профессиональную карьеру. Значимым

является и то, что управление своими эмоциями и распознавание эмоций других людей - это те проблемные и болевые точки, которые затрагивают в большей части студенческую молодежь. В сложное историческое время, когда именно ведомственный вуз должен взять на себя миссию формирования таких качеств обучающихся, как: патриотизм, мужество, благородство, настойчивость и ответственность, - задачи по формированию эмоционального интеллекта выходят на приоритетные позиции. Помимо этого высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет молодым людям без осложнений адаптироваться к новым социальным условиям, когда они поступают в вуз и начинают жить самостоятельно. Также он способствует развитию адаптивных ресурсов при противостоянии стрессам и трудным жизненным ситуациям. Авторы убеждены, что такая форма работы с молодежью, как социально-психологический тренинг, доказала свою бесспорную эффективность.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социально-психологический тренинг, управление эмоциями, распознавание эмоций, система ценностей, адаптивность.

Annotation. The article shows the results of processing empirical data of repeated diagnostic cross-section on the level of the students' emotional intelligence after the training work. Socio-psychological training as one of the technologies for the formation of a psychological microclimate in a team has been proving its indisputable effectiveness for quite a long time. In modern society with its turbulent vectors of development of new forms of communication, this phenomenon is beginning to acquire one of the priority values. This is due to the fact that not only a system of value orientations is built on the basis of emotional intelligence. It also allows you to communicate effectively, build a successful professional career. It is also significant that managing your emotions and recognizing the emotions of other people are those problematic and painful points that affect mostly students. In a difficult historical time, when it is the departmental university that should take on the mission of forming such qualities of students as: patriotism, courage, nobility, perseverance and responsibility, the tasks of forming emotional intelligence come to priority positions. In addition, a high level of emotional intelligence allows young people to adapt to new social conditions without complications when they enter university and begin to live independently. It also promotes the development of adaptive resources in the face of stress and difficult life situations. The authors are convinced that such a form of work with young people as socio-psychological training has proved its indisputable effectiveness.

Key words: emotional intelligence, socio-psychological training, emotion management, emotion recognition, value system, adaptability

Введение. Чтобы быть успешными, нужно развивать эмоциональный интеллект. Высокий уровень эмоционального интеллекта становится конкурентным преимуществом в любой сфере. Но мало людей владеют этим инструментом. Именно эти драйверы современного социума диктуют запрос на поиск ответов на самые злободневные вопросы, связанные, например, с тем, чтобы понять, почему важно научиться называть свои эмоции, в том числе и негативные, зачем ставить себя на место другого, зачем работать со самооценкой, почему успешность - это следствие умения бороться со стрессом, как развить в себе привычку к сопереживанию.

Эмоциональный интеллект - это способность распознавать и понимать эмоции, как свои собственные, так и эмоции других людей. Сегодня очень мало людей владеют этим инструментом. Это обусловлено развитием социальных сетей и глобальной вовлеченности в Интернет. Любой образовательный процесс имеет эмоциональную основу. В связи со стремительным развитием социума, нарастанием негативных факторов, масштабно влияющих на развитие личности молодых людей, образовательная среда любого вуза должна преследовать, в первую очередь, цели, направленные не только на создание психологически комфортной и безопасной среды, но и реализовывать педагогический процесс на основе формирующей и развивающей парадигмы современного образования. Для этой цели все чаще встает вопрос о различных мероприятиях, формирующих гармоничный психологический микроклимат и развивающих эмоциональный интеллект обучающихся. В качестве доказавшей свою эффективность и наиболее интересной формы сопровождения часто выступает социально-психологический тренинг [1].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время активно популяризируются разнообразные программы социально-психологических тренингов для студентов, позволяющие уделить внимание проблеме формирования эмоционального интеллекта. Такая программа тренинга была также инициирована на выборке курсантов КВВАУЛ им. А.К. Серова. Она включала в себя несколько блоков. В первый блок вошли упражнения, направленные на восприятие молодыми людьми своих эмоций и понимание их причин. Второй блок социально-психологического тренинга был посвящен управлению эмоциями, а третий - социальному взаимодействию. Авторы посчитали целесообразным для психодиагностических срезов использовать две базовых методики Н. Холла и Д.В. Люсина: до и после проведенной тренинговой работы.

Социально-психологический тренинг был направлен на то, чтобы помочь его участникам понимать себя и окружающих, достигать поставленных целей, эффективно принимать решения, развить самомотивацию и научиться эффективно мотивировать других, повысить самооценку и уверенность в себе, развить управленческие компетенции, строить эффективные межличностные коммуникации [2].

В качестве целевой аудитории для проведения эмпирического исследования к участию и в тренинговой работе, и в повторном диагностическом срезе были приглашены курсанты и слушатели 1-4 курсов. В процессе эмпирического исследования использовался метод повторного психодиагностического тестирования, в рамках которого было запланировано применение тех же опросников, что и на первом этапе работы: была использована методика диагностики эмоционального интеллекта (Н. Холл).

Также повторно был применен тест эмоционального интеллекта ЭмИн - это отечественная психодиагностическая методика, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ). В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Автор: Д.В. Люсин (2006).

низкий средний высокий низкий средний высокий уровень уровень уровень уровень уровень уровень

До тренинга После тренинга

1 курс I 2 курс ■3 курс 4 курс

Рисунок 1. Процентное соотношение эмпирических данных по шкале «Эмоциональная осведомленность» до и

после проведенных мероприятий, %

В ходе обработки эмпирических данных по второму диагностическому срезу были сделаны соответствующие обобщения и выводы. Эмоциональный интеллект - способность человека понимать свои и чужие эмоции и управлять ими с целью повышения собственной эффективности.

Из диаграммы видно, что высокий уровень транслируется у 69% курсантов 1 курса (на этапе входного тестирования этот результат составлял 57%), 24 % этот показатель составил у курсантов 2 курса, вместо стартовых 18,1%. Если анализировать данные по выборке респондентов 3 и 4 курсов, то мы видим также положительную динамику (рисунок 1).

На следующем этапе была проанализирована эмпирическая картина по шкале «Управление эмоциями других людей» или «Распознавание эмоций других людей». По этим субтестовым шкалам транслируется умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Это важная личностная характеристика для социономических профессий.

Рисунок 2. Процентное соотношение эмпирических данных по шкале «Управление эмоциями других» до и после

проведенных мероприятий, %

После проведения тренинговой работы было получено, что прирост актуализирован в экспликации по среднему и высокому уровню навыков управлениями эмоциями других людей: у курсантов 1 курса этот показатель увеличился на 12%, у обучающихся на 2 курсе - практически на 6%, на 1% повысился данный показатель у курсантов 3-го курса и на 2% - у обучающихся 4-го курса.

Серьезную обеспокоенность на этапе входного тестирования у нас вызывали эмпирические данные, иллюстрирующие навыки управления своими эмоциями. Управление своими эмоциями проявляется в эмоциональной отходчивости,

эмоциональной гибкости личности, т.е. это навыки произвольного управления своими эмоциями, которые в современном, наполненном стрессами мире, актуальны для совладания с вызовами социума. Но бесспорным достоинством проведенной работы является изменение картины по данной шкале (рисунок 3).

Рисунок 3. Процентное соотношение эмпирических данных по шкале «Управление своими эмоциями» до и после

проведенных мероприятий, %

Как видно из диаграммы, управляли своими эмоциями на высоком уровне на этапе входного тестирования на всех курсах обучения достаточно малая часть выборки. Этот показатель изначально не превышал 10% ни в одной из подгрупп выборки. Из курсантов 2-го курса он был свойственен всего лишь 2% обучающихся. Низкий и средний уровни по данной шкале транслировали практически равное количество респондентов на разных курсах обучения. Серьезную озабоченность вызывал тот факт, что практически половина всех участников опроса демонстрируют низкий уровень по данной шкале. Но после проведения повторного диагностического среза мы увидели изменения в лучшую сторону по данной шкале.

70 60 50 40 30 20 10 0

низкии уровень

62, 52

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

До тренинга

■ 1 курс ■ 2 курс

После тренинга 13 курс ■ 4 курс

Рисунок 4. Процентное соотношение эмпирических данных по шкале «Эмпатия» до и после тренинга, %

Как видно из данных, представленных на диаграмме, выше трети респондентов из числа курсантов 1-го, 3-го и 4-го курсов показывали наличие высокого уровня по шкале «Эмпатия» на начальном этапе проводимых мероприятий по оздоровлению эмоционального микроклимата.

Таблица 1

Процентное соотношение эмпирических данных по шкале «Эмпатия» до и после тренинга, %

Срезы До тренинга После тренинга

Курсы низкий уровень средний уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень

1 курс 14 52 34 12 54 34

2 курс 25,6 62,6 11,8 23 64 13

3 курс 13 51 36 11 52 37

4 курс 25 40 35 22 42 36

На первом этапе диагностической работы при первичном срезе примерно четвертая часть курсантов 2-го и 4-го курса транслировали низкий уровень по данной шкале. После активного участия респондентов во всех мероприятиях показатели изменились (таблица 1).

У курсантов 1 курса изменились показатели по низкому и среднему уровню развития эмпатических способностей, показатели высоко уровня остались на прежних значениях. У обучающихся 2, 3 и 4 курсов показатели высокого уровня по данной шкале составили всего 2% и 1%, соответственно.

Также повторный диагностический срез был проведен по шкале «Самомотивация», сущностная характеристика которой транслирует навыки управления своим поведением, за счет управления эмоциями (рисунок 5).

Так как эмоциональный интеллект отвечает за интеграцию эмоциональных и когнитивных функций, целью которых является повышение эффективности деятельности человека, а также повышения уровня адекватности его взаимодействия с окружающей средой [3].

70

низкий средний высокий низкий средний высокий уровень уровень уровень уровень уровень уровень

До тренинга После тренинга

1 курс I 2 курс ■3 курс 4 курс

Рисунок 5. Процентное соотношение эмпирических данных по шкале «Самомотивация» до и после тренинга, %

Этот фактор зависит самым тесным образом от типологии эмоционального интеллекта личности. В ряде исследований предлагается модель, согласно которой эмоциональный интеллект строится на основе четырех базовых драйверов: осознанность, мотивация, самооценка и адаптивность. Каждый из этих драйверов включает в себя различные навыки, но эти навыки можно представить как основу для формирования и когнитивного компонента деятельности, а также весьма значимой системы ценностей.

51 50 49 48 47 46 45 44

50,1

50,1

49,1

I

46.4

-

47,5 ■

I й I

47,2

46.7

47,2

МЭИ

вэи пэ

До тренинга щ После тренинга

УЭ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 6. Показатели по методике «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина

Итак, как видно из диаграммы (рисунок 6), по всем шкалам методики «ЭмИн» Д.В. Люсина также видна положительная динамика. Показатели изменились по всем субшкалам методики, что доказывает эффективность тренинговой работы в области улучшения характера межличностных отношений, о чем свидетельствует изменение уровня межличностного эмоционального интеллекта, совершенствования навыков управления своими эмоциями, понимания эмоций других людей, а также уровня внутриличностного эмоционального интеллекта [4].

Выводы. В ходе проведенной работы по оценке изменений уровня эмоционального интеллекта курсантов и слушателей наметились перспективные цели и задачи для продолжения этой деятельности через расширение тематики тренинговых занятий, проведение научно-практических конференций, дискуссионных панелей и форумов. В расширенном спектре форм работы по формированию эмоционального интеллекта молодых людей можно также отдать предпочтение и парадигме цифровой трансформации. Сквозные цифровые сервисы и технологии позволяют охватить большое количество участников и проанализировать цифровой след с помощью больших данных. Таким образом, проблема формирования эмоционального интеллекта молодых людей и оценка потенциального ресурса такой формы работы, как: социально-психологический тренинг, будет решена более оптимальным способом в более короткие сроки. Это не только позволяет конструктивно перестроить системное психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды ведомственного вуза, но и пересмотреть подходы к коммуникации с обучающимися.

Литература:

1. Безбородова, Л.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов/ Л.А. Безбородова, М.А. Безбородова // Наука и школа. - 2018. - №3. - С. 52-57.

2. Деревянко, С.П. Методика тренинга эмоционального интеллекта как инструмента повышения психологического благополучия виктимной личности / С.П. Деревянко // Балканско научно обозрение. - 2019. - №1 (3). - С. 74-77.

3. Забродина, Л.А. Социально-психологический тренинг как средство развития эмоционального интеллекта будущих психологов / Л.А. Забродина // Поволжский педагогический вестник. - 2015. - №3 (8). - С. 62-67.

4. Морозова, И.С. Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения / И.С. Морозова, А.Е. Каргина // Известия Иркутского государственного университета. - Серия: Психология. - 2018. - Т. 25. - С. 76-88.

5. Пашков, Г.Н. Проблема формирования эмоционального интеллекта обучающихся в условиях цифровизации образования / Г.Н. Пашков, Ю.В. Рахматулин, В.А. Артенян // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - №75-1. - С. 96-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.