Научная статья на тему 'К вопросу о развитии эмоционального интеллекта сотрудников силовых структур'

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта сотрудников силовых структур Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ЛИЧНОСТНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / PERSONAL RELIABILITY / PSYCHOLOGIC WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федотов Сергей Николаевич, Кравченко Александр Владимирович, Осипова Анна Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования психологической работы с курсантами образовательных учреждений МВД. Анализируется опыт применения социально-психологического тренинга «Развитие эмоционального интеллекта сотрудников органов внутренних дел» в целях повышения показателей личностной надежности курсантов, демонстрируется высокая социальная эффективность рекомендуемого психологического тренинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федотов Сергей Николаевич, Кравченко Александр Владимирович, Осипова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF EMPLOYEES OF POWER STRUCTURES

In article the question on perfection of psychologic work with cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. It is proved, necessity of application of socially psychological training «Development of emotional intelligence of employees of law-enforcement bodies» in interests of increase of indexes of personal reliability, with high social efficacy

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии эмоционального интеллекта сотрудников силовых структур»

S н и о

X

л

<

W

н t*

W <

'S О X

л

<

<

х О S

и и

W ©

о

с

t* S

(-4

ä s и с

УДК 159.9.075

к вопросу о развитии эмоционального интеллекта сотрудников силовых структур

Федотов Сергей Николаевич

Московский университет МВД Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, д.псх.н., профессор, е-шаИ: [email protected].

Кравченко Александр Владимирович

Московский университет МВД Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, старший научный сотрудник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, е-шаИ: [email protected]

Осипова Анна Сергеевна

Краснодарский университет МВД Российской Федерации, преподаватель кафедры психологии и педагогики, е-шаИ: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы совершенствования психологической работы с курсантами образовательных учреждений МВД. Анализируется опыт применения социально-психологического тренинга «Развитие эмоционального интеллекта сотрудников органов внутренних дел» в целях повышения показателей личностной надежности курсантов, демонстрируется высокая социальная эффективность рекомендуемого психологического тренинга

Ключевые слова: психологическая работа; эмоциональный интеллект; личностная надежность; психологический тренинг

THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF EMPLOYEES OF POWER STRUCTURES

Fedotov Sergey N.

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of V.J. Kikota name, e-mail: [email protected]

Kravchenko Alexander V.

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of V.J. Kikota name, e-mail: [email protected]

Osipovа Anna S.

Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article the question on perfection of psychologic work with cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered. It is proved, necessity of application of socially psychological training «Development of emotional intelligence of employees of law-enforcement bodies» in interests of increase of indexes of personal reliability, with high social efficacy

Keywords: psychologic work; emotional intelligence; personal reliability; psychological training

Для цитирования: Федотов С.Н., Кравченко А.В., Осипова А.С. К вопросу о развитии эмоционального интеллекта сотрудников силовых структур // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 106-108.

В настоящее время для решения задачи комплексной оценки профессиональной надежности и компетентности будущего сотрудника целесообразно использовать все имеющиеся средства проверки, совершенствовать их или вести поиск новых видов исследований для повышения эффективности кадрового отбора. Проблема надежности человека в области эргономики, психологии труда, инженерной психологии, других отраслей знания с давних пор привлекает внимание ученого сообщества. По мнению ученых М.И. Марьина, В.Е. Петрова, И.Ф. Солдатовой, А.В. Мещеряковой, прохождение службы в подразделениях, организациях и территориальных органах системы МВД России объективно связано с осуществлением служебной деятельности в условиях высокого нервно-психического напряжения, риска потери здоровья, то есть в условиях, требующих самоотдачи.

Эти особенности служебной деятельности предъявляют повышенные требования к личностным и деловым качествам сотрудников органов внутренних дел - выпускникам образовательных учреждений МВД России, к наличию, в первую очередь, высоких адаптивных способностей, эмоциональной устойчивости, нормативного поведения [1, с. 50-53].

Как справедливо утверждает В.Е. Петров, одним из видов психологической работы с курсантами образовательных учреждений МВД России и сотрудниками органов внутренних дел является социально-психологический тренинг с возможностью психокоррекционного индивидуального и группового воздействия [2, с. 4-10].

Авторами данной статьи - А.С. Осиповой и доктором психологических наук С.Н. Федотовым, осуществлявшим непосредственное руководство, -

О развитии эмоционального интеллекта

разработана программа социально-психологического тренинга на тему «Развитие эмоционального интеллекта сотрудников органов внутренних дел» [3, с. 13-18], в основу которой положен подход С.П. Де-ревянко [4, с. 79-84].

Программа тренинга рассчитана на 12 тренин-говых занятий (24 часа), которые рекомендуется проводить один-два раза в неделю. Программа состоит из двух модулей, направленных на развитие как вну-триличностного эмоционального интеллекта (ЭИ), связанного с пониманием и управлением собственными эмоциями (модуль 1), так и межличностного ЭИ, связанного с пониманием и управлением эмоциями других людей (модуль 2).

Общая концептуальная модель развития эмоционального интеллекта построена в рамках гуманистической парадигмы и основана на следующем утверждении И.Н. Андреевой: целенаправленное повышение уровня эмоционального интеллекта в тре-нинговой группе является эффективным средством оптимизации процесса социально-психологической адаптации личности [5, с. 9-10].

Программа социально-психологического тренинга основывается на принципе последовательности, где каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. В связи с этим курсанты постепенно осознают различные стороны своего «Я», что является в дальнейшем основанием для результативного взаимодействия. Структурирование программы психотехниками и различными упражнениями меняется с учетом особенностей групповой динамики того или иного этапа (модуля) психологической работы в группе.

Основная цель социально-психологического тренинга - развитие способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей. С учетом объема выборки испытуемых, использовался непараметрический парный Т-критерий Вилкоксона, а в качестве внешнего критерия - экспертные оценки успешности служебной деятельности сотрудников - выпускников образовательных учреждений МВД России.

В исследовании участвовали 34 сотрудника органов внутренних дел, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России. Из них 17 сотрудников

в возрасте 20-22 лет, включенных в экспериментальную группу, дважды проходили диагностику по опроснику на эмоциональный интеллект ЭмИн (Д.В. Люсин): на первом этапе формирующего эксперимента - перед первым модулем; на завершающем этапе - в конце второго модуля. Контрольная группа состояла также из 17 сотрудников в возрасте 20-22 лет, которые не участвовали в тренинговых занятиях, но тоже дважды были протестированы в то же самое время, что и члены экспериментальной группы.

Проверка эффективности тренингового воздействия проводилась поэтапно. На первом этапе были сопоставлены результаты измерения исходных показателей эмоционального интеллекта курсантов, включенных контрольную и экспериментальную группы, полученные с использованием опросника ЭмИн [6, с. 3-22] по и-критерию Манна-Уитни. На втором этапе анализировалась динамика эмоционального интеллекта под воздействием тренинга (экспериментальная группа), а с течением времени (контрольная группа) - с использованием парного Т-критерия Вилкоксона для связанных выборок.

Для статистической обработки использовались непараметрические критерии (и-критерий Манна-Уитни для несвязанных и Т-критерий Вилкоксона для связанных выборок) и сопоставлялись полученные результаты. Согласно непараметрическому и-критерию Манна-Уитни экспериментальная и контрольная группа изначально не различались по значениям шкал опросника ЭмИн, то есть структурных элементов (показателей) эмоционального интеллекта (табл. 1). Следовательно, можно признать эти группы сопоставимыми.

После реализации тренинговой программы «Развитие эмоционального интеллекта курсантов» ситуация определенным образом изменилась (табл. 2).

Так по Т-критерию Вилкоксона отмечаются значимые различия в экспериментальной группе между результатами по таким шкалам опросника ЭмИн, как «Понимание чужих эмоций», «Понимание своих эмоций», «Управление своими эмоциями», «Понимание эмоций», «Управление эмоциями».

В то же время в контрольной группе значимых различий в уровне исследуемых признаков (показателей) не наблюдается.

Таблица1

Показатели эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах до тренинга

по Ц-критерию Манна-Уитни

№ Показатели U- Z- Уровень

п/п эмоционального интеллекта критерии критерии значимости (p)

1 Общий эмоциональный интеллект (шкала ОЭИ) 128,50 -0,79 0,43

2 Понимание своих эмоций (шкала ВП) 150,50 -0,07 0,947

3 Понимание чужих эмоций (шкала МП) 80,000 -2,39 0,02

4 Управление своими эмоциями (шкала ВУ) 148,00 0,15 0,88

5 Управление чужими эмоциями (шкала МУ) 133,00 -0,64 0,52

6 Контроль экспрессии (шкала ВЭ) 116,50 -1,19 0,24

7 Внутриличностный ЭИ (шкала ВЭИ) 138,00 -0,48 0,632

8 Межличностный ЭИ (шкала МЭИ) 95,00 -1,90 0,06

9 Понимание эмоций (шкала ПЭ) 82,00 -2,33 0,02

10 Управление эмоциями (шкала УЭ) 130,00 -0,74 0,46

Психология профессиональной деятельности

107

Таблица 2

Показатели эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах после тренинга

по Х-критерию Вилкоксона

№ п/п Показатели эмоционального интеллекта T-критерий

Экспериментальная группа Контрольная группа

1 Общий эмоциональный интеллект (шкала ОЭИ) 65,50 49,00

2 Понимание своих эмоций (шкала ВП) 33,50* 38,00

3 Понимание чужих эмоций (шкала МП) 29,00* 71,50

4 Управление своими эмоциями (шкала ВУ) 22,50** 55,00

5 Управление чужими эмоциями (шкала МУ) 49,50 45,50

6 Контроль экспрессии (шкала ВЭ) 45,50 52,50

7 Внутриличностный эмоциональный интеллект (шкала ВЭИ) 67,00 65,00

8 Межличностный эмоциональный интеллект (шкала МЭИ) 66,50 38,00

9 Понимание эмоций (шкала ПЭ) 30,00* 47,00

10 Управление эмоциями (шкала УЭ) 34,00* 49,00

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01

Таким образом, по итогам социально-психологического тренинга получены положительные результаты по уровню целого ряда базовых составляющих эмоционального интеллекта. По сравнению с контрольной группой экспериментальная группа показала значимый прирост показателей по шкалам «Понимание чужих эмоций», «Понимание своих эмоций», «Управление своими эмоциями», «Понимание эмоций», «Управление эмоциями». Улучшения показателей по шкале «Управление чужими эмоциями», «Контроль экспрессии», «Межличностный эмоциональный интеллект», «Внутриличност-ный эмоциональный интеллект» не произошло.

При этом необходимо помнить о мере ответственности практического психолога за полученные в процессе социально-психологического тренинга результаты.

По мнению И.Г. Малкиной-Пых к числу основных следует отметить некоторые особенности [7]:

1. Работа требует от участников большей открытости, так как эмоции непосредственно связаны с актуальными личными переживаниями. Следо-ва-тельно, члены группы становятся более уязвимыми, что требует определенной зрелости, готовности группы.

2. В данном тренинге необходимы специальные усилия консультанта по созданию и удержанию атмосферы доверия и безопасности на занятиях. Для его проведения может потребоваться предварительная или дополнительная проработка возможной агрессии и напряженности как этапа групповой работы.

3. «Психотерапевтический» подход и глубокое личностное погружение в эмоциональные проблемы участников тренинга нежелательны [7].Реко-мен-дуется ориентация на обучающую, тренинго-вую, игровую формы, информационный подход, которые обеспечивают определенную абстрагиро-ванность участников тренинга от своих проблем и некоторую защищенность рамками формы занятий и правил игры [7].

При этом все формы психологической работы с курсантами должны базироваться на глубоком знании их личностных особенностей и деловых

качеств, а также преследовать конечную цель - частичную или полную компенсацию негативных свойств личности. В нашем случае - это развитие структурных элементов эмоционального интеллекта курсантов в интересах обеспечения их высокой личностной надежности.

Таким образом, проведенные авторами исследования свидетельствуют о возможности развития эмоционального интеллекта в рамках психологической работы с курсантами учреждений силовых структур в интересах повышения их личностной надежности. Полученные данные открывают новые перспективы в решении проблемы развития эмоционального интеллекта с теоретической точки зрения, а на практике - в поиске оригинальных психологических технологий эмоционального развития у курсантов.

Библиографический список:

1. Марьин М.И., Петров В.Е., Солдатова И.Ф., Мещерякова А.В. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников, требующих повышенного внимания: метод. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2005. 164 с.

2. Петров В.Е. Практикум по психологическому тренингу: Учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 201 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Осипова А.С., Федотов С.Н. Эмоциональный интеллект как фактор личностной надежности сотрудников органов внутренних дел // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2014. № 4. С. 13-18.

4. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психологический журнал. 2008. № 2. С. 79-84.

5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.

6. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

7. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2004. 896 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.