XVМеждународная научно-практическая конференция УДК 159.92
Хвостова Ольга Геннадьевна Khvostova Olga Gennadvna,
магистрант психолого-педагогического факультета graduate student of the faculty of psychology and education Клейменова Мария Вячеславовна Kleimenova Maria Vyacheslavovna магистрант психолого-педагогического факультета graduate student of the faculty of psychology and education
Андронова Юлия Валерьевна Andronova Yulia Valerievna магистрант психолого-педагогического факультета graduate student of the faculty of psychology and education Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOLERS IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема, которая посвящена значению и роли эмоциональной сферы, а также ее отношение к проблеме психологического здоровья детей дошкольного возраста. Обозначена позиция ученых относительно влияния эмоциональной сферы на психику детей. Особое внимание в данной статье уделяется детям среднего дошкольного возраста. А также предлагаются различные классификация эмоций, которые позволяют шире раскрыть данную проблему.
Annotation: This article deals with the problem of the importance and role of the emotional sphere, as well as its relation to the problem of psychological health of preschool children. The position of scientists regarding the influence of the emotional sphere on the psyche of children is indicated. Special attention in this article is paid to children of middle preschool age. And also various classifications of emotions are offered, which allow to reveal this problem more widely.
Ключевые слова: Эмоциональная сфера, дети дошкольного возраста, психокоррекция, эмоции, нарушение, психологическое здоровье, психика.
Keyword: Emotional sphere, preschool children, psychocorrection, emotions, violation, psychological health, psyche.
Эмоции занимают важную роль в жизнедеятельности детей. Ю.А. Афонькина [1, с.7], отмечает формирующую функцию эмоциональных психических состояний, а также их влияние на становление личности, ее характера, поведенческие особенности в будущем. В дошкольном возрасте дети уже могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние ровесников и выражать свое отношение к ним. Дошкольник усваивает социально-значимые нормы, цели и эталоны. Совместно с этим он обретает личный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и формирует конкретное отношение к самому себе. Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к данным нормам, преобразуются в убеждения и становятся внутренними побудителями дошкольной деятельности и поведения.
Для того чтобы дошкольник проникся эмоциональным отношением, не достаточно объяснений и указаний взрослых людей. Данные объяснения обязаны подкрепляться практическим опытом ребенка в его деятельности. Важную роль занимает включение ребенка в совместную с другими, для того чтобы ощутить важность исполнения определенных норм и правил для достижения значимых интеллектуальных целей.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, в первую очередь, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Значимым изменением в мотивационной сфере выступает проявление общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных целей. По этой причине усиленно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства, которые в более раннем возрасте отсутствовали или находились в зачаточном состоянии.
XVМеждународная научно-практическая конференция Умение грамотно различать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека - значимый фактор в создании отношений с людьми. В дошкольном возрасте происходит активное развитие эмоциональной сферы, дети овладевают выражением эмоций, что оказывает значимое влияние на их поведение и деятельность. Задержка в развитии данного умения осуществляется у дошкольников, которые находятся в неблагоприятной среде, когда у ребенка образуются стабильные негативные эмоциональные переживания - тревога, страхи, чувство неполноценности.
Причины проявлений тех или иных переживаний дошкольника -его взаимоотношения с окружающими людьми. В то время, когда взрослые доброжелательно к нему относятся, признают его права, а ровесники проявляют желание с ним взаимодействовать, он ощущает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Как правило, в данных обстоятельствах у дошкольника преобладает жизнерадостное настроение. В это же время, если со стороны старших дошкольник не видит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, тем самым пытаясь проявить себя частыми вспышками злости или приступами страха. Это говорит о том, что его потребности не удовлетворяются в полной мере. В данном случае необходимо говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, понимая под этим негативное эмоциональное самочувствие.
Помимо условий, оказывающих отрицательное влияние на развитие ребенка, некоторые ученые выделяют кризис современного российского детства. Н.В. Федченко [2, с. 119] утверждает, что дети сегодня отличаются от дошкольников, о которых писали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский, которые в свою очередь подробно описаны в книге Г. М. Бре-слава [3, с. 220]. Поменялись фигуры внешней активности, в свою очередь, значительно потускнела сюжетно-ролевая игра, распалось большое количество социально-культурных механизмов, которые задают
«Инновационные аспекты развития науки и техники» специфику детства (многодетная семья, семья из многих поколений,
разновозрастное сообщество ребят в деревне или городском дворе). Сказывается и кризис, испытываемый современной семьей. Разводы и разлад в отношениях, в свою очередь, характерны для семей с довольно низким и очень высоким уровнем доходов. В свою очередь, далеко не редкость сегодня - однодетная семья, социализация ребенка в такой семье происходит при дефиците общения с ровесниками. На ряду с этим все чаще встречается тип ребенка с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости. А также, повсеместное введение раннего обучения, может привести к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как наглядно демонстрируют физиологи, является фактором риска нарушения здоровья дошкольника. Для нынешних российских условий свойственна широкомасштабная социальная депривация, ограничение или недостаточность тех или иных условий материальных и духовных ресурсов, которые необходимы для жизни, полноценного развития и социализации детей. Также, несомненно, социальная депри-вация может привести к ухудшению здоровья детей: физического, психического, социального. По этой причине можно утверждать, что в нынешних условиях, на здоровье дошкольников, их эмоциональное благополучие должно быть направлено самое пристальное внимание врачей, педагогов и психологов.
Е.В. Антонов [4, с.560], приводит утверждение о состоянии здоровья, а в особенности о здоровье дошкольников, Ф.Ницше, который писал: «состоянии здорового человека - это не свобода от болезни, а способность с ней справляться».
Говоря о тесной взаимосвязи здоровья человека с его эмоциональным состоянием, необходимо соотнести между собой значение этих двух понятий. Эмоциональное состояние - это особенное состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта или
XVМеждународная научно-практическая конференция дискомфорта («мне хорошо» или «мне плохо») как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.
По мнению Ю.В. Юрова: «дети, испытывающие эмоциональное неблагополучие, имеющие проблемы в сфере здоровья, особенно чувствительны к микросредовым факторам, проявлению доброжелательности, эмоциональной поддержки, обеспечению достойной социальной позиции» [5, с. 164].
Г.Ю. Мартьяновой [6, с. 94] описано мнение врач-психотерапевта Э. Кублер-Росс, в котором - здоровье человека можно представить в виде круга, который состоит из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех данных условий и может дать здоровую и полноценную личность. Основная задача поддержание и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться найти баланс этих квадрантов вокруг здоровья.
Устанавливая критерии нормы психологического здоровья дошкольника, которые являются для нас основой дифференцирования психологической помощи детям, мы отталкиваемся из следующего утверждения: основу психологической стабильности составляет полноценное психическое развитие дошкольника на всех этапах онтогенеза, то есть во все возрастные промежутки его развития. К.Э. Изард [7, с.281] отмечает, что психологическое здоровье дошкольника имеет отличие совокупности личностных новообразований, не появляющихся у ребенка, но которые должны присутствовать (в идеале). Заметим, что отсутствие их у дошкольника не должно восприниматься как нарушение, так как психологическое здоровье подразумевает присутствие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, то главным критерием становится адаптация ребенка к социуму. Таким образом, выделяются несколько условных уровней психологического здоровья дошкольника, которые являются необходимыми для организации
«Инновационные аспекты развития науки и техники» практической работы с детьми. К первому уровню относятся дошкольники, не нуждающиеся в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для того, чтобы преодолеть стрессовые ситуаций и быть творчески активным действительности. Этот эталонный образ ребенка-творца редко можно заметить в практической работе детского сада, выражает совершенную степень психологического здоровья, его наивысший креативный, т.е. творческий, созидательный уровень.
Ко второму, адаптивному уровню, относится наибольшее количество относительно «благополучных» детей, которые в целом адаптированы к социуму. Однако по результативности диагностических исследований, проявляются определённые признаки дезадаптации, что говорит нам о том, что дети обладают повышенной тревожностью. Такие дошкольники не имеют необходимого запаса прочности психологического равновесия и нуждаются в групповых занятиях профилакти-чески-развивающей направленности. Это группа определенного риска, она вполне многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.
К третьему, низкому уровню психологического здоровья, асси-милятивно-аккомодативному, относятся дошкольники с дисбалансом процессов ассимиляции и аккомодации, т.е. либо не умеющие гармонично взаимодействовать, либо те, которые проявляют глубокую зависимость от факторов, воздействующих из вне, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих воздействий среды. Дошкольники, у которых преобладают процессы ассимиляции, в практике наблюдения стремятся любым способом преобразовать окружающий мир, при этом они не способны к самоизменению в соответствии с требованиями из вне и интересами окружающих. У этих дошкольников дезадаптация явно проявляется в вызывающем поведении, конфликтах с ровесниками, домашних аффективных реакциях, капризах и т.д. Для
XVМеждународная научно-практическая конференция дошкольников, у которых преобладают процессы аккомодации, наоборот, можно увидеть этап приспособления к нормам окружающего мира в ущерб личным потребностям и интересам. Это «удобные» спокойные дети, прилежные и старательные, которыми могут гордиться родители. Таких детей могут приводить в пример педагоги, которые не всегда замечают, пребывание в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе дошкольников необходимо уделять особое внимание.
Данные уровни помогают дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. С дошкольниками первой группы можно проводить только развивающую работу, которая обеспечивает зону его ближайшего развития. Детям второй группы понадобится психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Дошкольникам, которые вошли в третью группу, нужна серьезная индивидуальная коррекционная помощь.
Таким образом, эмоциональное развитие является важным фактором для развития ребенка, его адаптации в мире социума и направлено на осознание собственных эмоций и чувств, урегулирования эмоционального состояния и поведения, способности понимать внутренний мир других людей, а также уверенности в себе, чувства самопринятия. Тем самым ребенок приходит к осознанию собственной индивидуальности, социально-значимых мотивов, навыков коммуникации, умению разрешать конфликты справляясь с агрессией. Необходимость сохранения и укрепления психологического здоровья обусловлена его значительной ролью в достижении высокого уровня адаптивности личности.
«Инновационные аспекты развития науки и техники» Библиографический список:
1. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников / Ю.А. Афонькина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 7-10
2. Федченко Н.М. К проблеме развития эмоциональной сферы дошкольника / Н.М. Федченко // Педагогический опыт. - 2016. - №14. -С. 119 - 124
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав // Москва: Педагогика. - 1990. -220 с.
4. Антонова Е.В. Изучение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста / Е.В. Антонова, О.А. Томашевская // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 560 - 564
5. Юров Ю. В. Культура здоровьесозидания в системе инклюзивного образования / Ю. В. Юров, М. В. Клейменова // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении : сборник научных статей. - Воронеж : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Ритм", 2016. - С. 163 -168.
6. Мартьянова Г.Ю. Потенциал арт-терапии в системе коррекци-онной помощи дошкольнику / Г.Ю. Мартьянова // Психолог. - 2015. -№1. - С. 94 - 118
7. Изард К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард // Москва: Издательство МГУ. - 2000. - 281 с.