Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
797
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
эмоции / дошкольный возраст / эмоциональные процессы / игровые методики / игровая деятельность. / emotions / preschool age / emotional processes / game techniques / game activity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Л. Д., Иванова А. С.

В статье раскрывается понятие развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Изучается эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии, даются методы и приемы развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста. Делается комплекс дидактических игр на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL SPHERE OF MIDDLE PRESCHOOL AGE CHILDREN THROUGH DIDACTIC GAMES

The article reveals the concept of the development of the emotional sphere in children of middle preschool age through didactic games. The emotional development of preschool children is studied in foreign and domestic psychology, methods and techniques for the development of the emotional sphere in children of middle preschool age are given. A complex of didactic games is made for the development of the emotional sphere in children of middle preschool age.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Андреева Л.Д.

доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного образования Педагогический институт, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Иванова А.С.

студентка 4 курса, кафедра дошкольного образования, Педагогический институт, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL SPHERE OF MIDDLE PRESCHOOL AGE CHILDREN

THROUGH DIDACTIC GAMES

Andreeva L.,

associate Professor, candidate of pedagogical Sciences, Department of preschool education

Pedagogical Institute of the Federal state educational institution North-Eastern Federal University. M.K. Ammosova

Ivanova A.

4th year student, Department of Preschool Education, Pedagogical Institute of the Federal state educational institution North-Eastern Federal University. M. K. Ammosova

Аннотация

В статье раскрывается понятие развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Изучается эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии, даются методы и приемы развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста. Делается комплекс дидактических игр на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста.

Abstract

The article reveals the concept of the development of the emotional sphere in children of middle preschool age through didactic games. The emotional development of preschool children is studied in foreign and domestic psychology, methods and techniques for the development of the emotional sphere in children of middle preschool age are given. A complex of didactic games is made for the development of the emotional sphere in children of middle preschool age.

Ключевые слова: эмоции, дошкольный возраст, эмоциональные процессы, игровые методики, игровая деятельность.

Keywords: emotions, preschool age, emotional processes, game techniques, game activity.

Эмоции - (от лат. потрясаю, чувство, волную) - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

В отечественной психологии накоплен обширный опыт, позволяющий рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Г.М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, А.С.Белкин и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Академик А.С. Белкин одним из важнейших условий обучения и развития считает переживание личностью ситуации успеха, т.е. радости достижения, осознания своих возможностей, веры в себя. Л.С. Алексеева рассматривает роль семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка [2, с.73].

Объектом исследования выступает процесс эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.

Предметом исследования является развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Цель данной статьи состоит в психолого-педагогическом обосновании и изучении на практике возможности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста.

Ставится гипотеза, что у детей среднего дошкольного возраста проявляются особенности эмоциональной сферы по следующим параметрам:

- эмоциональный фон: более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон; эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным;

- выраженность эмоций: эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание - представление - действие - эмоция; происходит переход от желаний (мотивов), направленных

на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата.

- эмоциональная подвижность: эмоциональные процессы более управляемые; развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослыми);

Задачи:

1. Изучить основы эмоционального развития детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии.

2. Выявить методы и приемы развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.

3. Провести диагностическую работу и описать её результаты.

4. Разработать систему работы и методические рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.

В исследования были использованы теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, диагностические методики, методы математической статистики и графической обработки результатов.

Теоретико-методологической основой работы явились научные труды, посвященные основам развития эмоциональной сферы Г.М. Бреслава, Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева, А.С.Белкина

Проблема эмоционального развития личности ребенка занимает важное место в психолого-педагогической области. Данная проблема связана с неоднозначностью понимания сущности и содержания процесса эмоционального развития, а также его условий и механизмов.

Понятие «эмоции» рассматривалось как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Это помогло выделить различные подходы в изучении эмоциональной сферы человека. Одним из первых, чье внимание привлекли эмоциональные явления, был Ч. Дарвин (создатель теории естественного отбора). Отечественные физиологи И.И. Сеченов, И.П. Павлов и зарубежные ученые У. Кеннон, Гиль-гори рассматривали эмоциональные проявления с физиологической стороны. В психологической науке эмоции проанализированы в различных аспектах: 1) в личностном развитии (Л.С. Выготский, В.Н. Вилюнас, Б.И. Додонов и др.); 2) в поведении (А.В. Запорожец, К. Изард, Ж. Пиаже); 3) в деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Г.М. Цыпина было отмечено, что эмоции с возрастом начинают предвосхищать действия детей, увеличивается роль значимой части активности детей. Дея-

тельность дошкольников обусловлена эмоциональными переживаниями, которые вызывают его дальнейшее развитие.

Таким образом, можно заключить, что дошкольный период является сензитивным для формирования у ребенка представлений об эмоциональной природе, а также для организации процесса приобщения ребенка к игровой деятельности на основе развития эмоциональной сферы.

А.В. Запорожец утверждает, что игра в дошкольном возрасте - это деятельность эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и воодушевления [9, с. 43]. Игра ребенка насыщена различными эмоциями (страхом, грустью, удивлением, радостью и др.).

В игре развиваются дружеские взаимоотношения, гуманные чувства, дети учатся уступать друг другу, договариваться, переживать, помогать, учитывать желания. Принимая на себя роль, выполняя игровые и ролевые действия, развивая и придумывая сюжет, ребенок может глубоко и осмысленно понимать причины своих поступков, так как все, что происходит в игре, ребенок пропускает через себя.

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек и игровой деятельности. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учить общаться и познавать себя. У ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Так как именно игровая деятельность является средством развития эмоциональной сферы.

Целью исследования является выявление уровней развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и описание содержания работы.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 6 «Березка» Олёкминского района в средней группе. В исследовании принимали участие 20 воспитанников средней группы 4-5 лет.

Для проведения исследования были подобраны следующие методики для оценки эмоциональной сферы у детей:

1. Наблюдение за проявления эмоциональной сферы детей в условиях детского сада.

2. Методика изучения детьми графического изображения эмоций (Минаева В.М.);

3. Методика изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей и своего эмоционального состояния (Минаева В.М.).

Радость Грусть Страх Гнев Удивление

Рис. 1. Результаты проведения обследования узнавания графического изображения эмоций

Рис. 2. Результаты проведения обследования понимания детьми эмоционального состояния людей и своего эмоционального состояния

По итогам исследований только у 4-х детей (20%) из обследуемых отмечены высокие показатели развития эмоциональной сферы; у остальных дошкольников (80%) развитие эмоциональной сферы недостаточное. Так же были выявлены трудности в определении эмоций на картинках: гнев и удивление не смог узнать никто из обследуемых дошкольников. Только 11 детей (55%) из группы смогли определить собственное эмоциональное состояния на момент обследования.

При диагностировании эмоциональной подвижности выявили 4 детей (20%), у которых эмоциональные процессы более управляемые, у них развито эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослыми). Есть дети (20%) с чрезмерно быстрой и частой сменой настроений, что говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование - гневом, страх - неудержимым весельем.

В исследовании, помимо создания эмоциональной атмосферы для детей среднего дошкольного возраста в ДОУ, были апробированы комплекс дидактических игр на:

- выражение и определение основных эмоций: удивление («Живая тряпка», «Соленый чай»), радость («Встреча с другом», «Ключ нашелся»), страдание и печаль («Старый гриб», «Я так устал»), гнев («Карабас-Барабас», «Разъяренная медведица»), страх («Ночные звуки», «Момент отчаяния»)

- выразительность («Это я! Это мое!», «Заколдованный ребенок», «Тише!», «Вот он какой»),

- расслабление мышц («Фея сна», «Лицо загорает»).

Работа с использованием подобранных дидактических игр и игровых упражнений проводилась в течение 3 месяцев (с февраля по апрель 2019 года) с детьми, после чего необходимо выявить, насколько подобранные игры оказались эффективными и действенными.

Дидактические игры:

Игра «Отгадай настроение якутских сказочных героев»

Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Оборудование: игрушка зайчика, пиктограммы с изображением эмоций (спокойное, радость, злость, грусть, усталость, рассерженность,

сомнение, горе), карточки с изображением якутских сказочных героев («Волк и лиса», «Старушка Таал-таал», «Сказка о зайце», «Как ворона стала черной»,)

Зайчик предлагает детям поиграть в следующую игру. У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями якутских сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Это упражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей, которые еще не совсем овладели данным умением.

Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

Игра «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

Игра «Что было бы, если бы...»

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Следующим этапом было привлечение родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество и развивать эмоциональную сферу детей (домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы; участие родителей в праздниках; совместные мероприятия родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием уже знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения; домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные дидактические игры и упражнения, применяемые на этапе формирующей работы в группе и разученные на занятиях.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Подводя итоги, можно отметить, что ценность эмоциональной составляющей как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции - это часть психической жизни

личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Полученные результаты исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста определили необходимость проведения комплекса мероприятий по его развитию. Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, формирующий этап исследования строился на основе использования дидактических игр, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста. Учитывая, что именно игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, формирующий этап исследования по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста было решено проводить именно средствами игровой деятельности.

В работе помимо создания развивающей эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, также апробирован комплекс игр на развитие мимики и пантомимики, на выражение и определение основных эмоций: удивление, страдание и печаль, гнев, страх, на выразительность и расслабление мышц.

Таким образом, в ходе выполнения работы решены поставленные задачи, достигнута цели исследования, гипотеза подтверждена частично.

Для развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста необходима целенаправленная и систематическая педагогическая работа с детьми, правильный подбор дидактических игр и взаимодействие с родителями.

Список литературы

1. Знаменская, О.В. Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста. - Электронный ресурс: http://www.depedu.yar.ru

2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 5. - С.10-23.

3. Реан, А.А. Психология детства. От рождения до 11 лет. - М.: Прайм-Еврознак, 2006. - с.169.

4. Чичерина, Н.Ю. Дошкольный возраст: залог успеха в школе и в жизни. - Электронный ресурс: http://www.u-mama.ru

5. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М: Илекса, Ставрополь: Сер-висшкола, 2009. - 213с.

6. Шведовская, А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М.: МГУ, 2006.-281с.

7. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - М.: Феникс. 2005. -291с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.