Научная статья на тему 'Эмоциональная регуляция социального поведения у подростков и юношей с психическим недоразвитием'

Эмоциональная регуляция социального поведения у подростков и юношей с психическим недоразвитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
760
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / АКТУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ / EMOTIONAL SPHERE / REGULATIVE FUNCTION OF EMOTION / PERSONALITY / CURRENT NEEDS / PSYCHOLOGICAL DEFENSE STRATEGY / EMOTIONALITY CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Печерский В. Г., Дубовицкий А. В.

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения подростков и юношей с психическим недоразвитием, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL REGULATION OF SOCIAL BEHAVIOR OF TEENAGERS WITH PSYCHOLOGICAL RETARDATION

The article deals with theoretical approaches to the study of emotional determinants of social behavior of teenagers with psychological retardation. The article provides the results of the research of content and level characteristics of the emotional component of interpersonal interaction between people of this class.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная регуляция социального поведения у подростков и юношей с психическим недоразвитием»

УДК 159.9

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

©2010 В.Г.Печерский, А.В.Дубовицкий

Саратовский государственный социально-экономический университет

Статья поступила в редакцию 22.10.09.

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения подростков и юношей с психическим недоразвитием, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, регулятивная функция эмоций, личностные образования, актуальные потребности, стратегии психологической защиты, характеристики эмоциональности.

В отечественной и зарубежной психологической науке проблема эмоциональных регуляторов социального поведения рассматривалась в работах П.К.Анохина, Г.М.Андреевой, У.Джемса, Ф.Крюгера, В.Н.Куницыной, Г.Левингера, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, Н.Н.Обозова, С.Л.Рубинштейна, П.В.Симонова, Л.Фестин-гера, Д.О.Хебба, Т.Хустона, С.Шехтера и др. Значение эмоций как регуляторов деятельности и поведения личности, обладающих мобилизующим или дезорганизующим эффектом, отмечается многими исследователями. На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал П.К.Анохин, который считал, что благодаря моментальной интегрирующей функции эмоций организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям1. А.Н.Леонтьев по этому поводу отмечал, что особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности, выполняя функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её2.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный мо-

Печерский Владимир Григорьевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии. E-mail: pecherskij@yandex. ru

Дубовицкий Александр Вадимович, аспирант кафедры педагогики и психологии. E-mail:pecherskij@yandex. ru

1 Анохин П.К.Эмоции // Психология эмоций: Тексты. -М.: 1984.

2Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Пси-

хология эмоций: Тексты. - М.: 1984.

мент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К.Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия» (цит. по В.А.Аверину)3. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением

3Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: 1998.

или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Практически всеми исследователями проблемы эмоциональных состояний человека отмечается, что, прежде всего, эмоции человека связаны с его актуальными потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно вполне определённо судить о том, что в данный момент времени волнует человека, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

С.Л.Рубинштейн в эмоциональных проявлениях человека выделял три иерархических уровня: уровень органической или аффективно-эмоциональной чувствительности, преимущественно связанной с удовлетворением органических потребностей; уровень предметных чувств, связанных с потребностью в конкретных предметах или в конкретной деятельности и соответственно подразделяющиеся на материальные, интеллектуальные и эстетические чувства; уровень мировоззренческих, духовно-нравственных чувств, связанных с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям4.

Эмоциональный компонент свойствен многим психологически сложным состояниям человека, заключающим в себе отношение, побуждение, мышление и связанные с ними переживания, чувства. Эти интегративные состояния, их структура и динамика характеризуют человека как личность. Развитие, изменение, совершенствование этих психических состояний, в том числе включённых в них эмоций и чувств, означает личностное развитие человека.

Изучение эмоциональных состояний, возникающих в различных видах деятельности, общения чаще всего проводилось в рамках процессов онтогенеза и социогенеза с целью объяснения тех или иных поведенческих феноменов индивида, особенностей восприятия друг друга субъектами деятельности, общения как фактора взаимопонимания и установления взаимоотношений5. Необходимо отметить, что в разработке данной проблемы вопросы изучения эмоциональных детерминант межличностных отношений подростков и юношей с психическим недоразвитием остались за пределами серьёзных изысканий исследователей.

В частности, необходимо отметить недостаточную разработанность вопросов, связанных с

4Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. -М.: 1999 . - Т.2.

5Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: 2007.

выявлением и систематизацией психологических факторов, детерминирующих становление эмоциональных состояний как интегративных личностных образований, обусловленных включённостью субъекта в межличностное взаимодействие, в различные виды деятельности.

Это и определило основные задачи нашего исследования, которые заключались в изучении содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента социальных (межличностных) отношений подростков и юношей с психическим недоразвитием.

Адекватной методологической основой изучения эмоциональных детерминант межличностных отношений субъектов профессиональной деятельности, на наш взгляд, являются онтогенетическая концепция и фрустрационная теория эмоций, определяющие те индивидуальные и социальные детерминанты, в структуре которых необходимо рассматривать эмоциональные компоненты межличностного взаимодействия.

Для решения поставленных задач исследования мы выбрали следующие методы и методики: 1) Методику «Доминирующая стратегия психологической защиты», разработанную В.В.Бойко, которая позволяет выявить стратегии защиты субъектной реальности личности, обусловленные взаимодействием внешних и интрапсихических факторов. 2) Самооценочный тест «Характеристика эмоциональности» (Е.П.Ильин), которая направлена на выявление качественных характеристик эмоциональной сферы личности, таких как эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, влияние эмоций на деятельность и общение субъекта.

Выбор комплекса методов исследования основывался на принципах взаимодополняемости и соответствия возможностей конкретной методики решению поставленных нами задач. Обработка эмпирических показателей осуществлялась с помощью критерия Х2 (хи-квадрат), (р=0,01), что позволило установить различия в сформирован-ности личностных свойств, характерные для изучаемых подгрупп молодых людей.

В исследовании участвовали подростки и юноши - учащиеся общеобразовательных кор-рекционных школ 8 вида в количестве 58 человек (Н-группа). В качестве контрольной группы были взяты учащиеся общеобразовательных школ того же возраста (К-группа) в количестве 60 человек.

Доминирующие стратегии психологической защиты являются интегративными личностными новообразованиями, обусловливающими стилевые особенности разрешения фрустрирующих или сложных, проблемных ситуаций социального взаимодействия. Разработчики методики выделяют три основных вида стратегии психологи-

ческой защиты: миролюбие, избежание и агрессия, психологическая сущность которых вполне очевидна. Средние показатели сформированно-

сти доминирующих стратегий психологической защиты у подростков и юношей исследуемой и контрольной групп отражены в таб. 1.

Таб. 1. Средние показатели доминирующих стратегий психологической защиты у подростков и юношей Н- и К-групп (в баллах)

Доминирующая стратегия К-группа Н-группа

Миролюбие 4,95 2,6*

Избежание 7,5 6,1

Агрессия 11,55 15,3*

Примечание. Уровень значимости различий:* - р=0,05;

Статистическая обработка полученных данных и их анализ подтвердили наличие у Н-группы подростков и юношей устойчивых агрессивных тенденций в поведении, определяющих особенности психологической защиты в различных по модальности ситуациях межличностного взаимодействия. Эти тенденции проявляются в снижении показателей, характеризующих миролюбие как одну из стратегий психологической защиты (4,95 и 2,6 баллов соответственно), и повышении показателей, характеризующих доминирование агрессивных стратегий психологической защиты в поведении (11,55 и 15,3 баллов соответственно) (таб. 1). Исследование механизмов эмоциональной детерминации межличностных отношений подростков и юношества не-

возможно без учёта характеристик эмоциональности личности, обусловленной как факторами эндогенного происхождения, так и факторами экзогенного, социального ряда. Для исследования особенностей эмоциональных свойств личности подростков и юношей мы выбрали одноимённый тест, разработанный Е.П.Ильиным. Эмпирические показатели, полученные в результате выполнения самооценочного теста «Характеристика эмоциональности», распределялись нами по четырём основным шкалам: эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения (см. таб. 2).

Таб.2. Средние показатели выраженности эмоциональности у студентов Н- и К-групп (в баллах)

Шкала К-группа Н-группа Мах

Эмоциональная возбудимость 5,2 7,4* 8

Интенсивность эмоций 6,1 6,0 8

Длительность эмоций 5,4 7,0* 8

Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения 3,6 6,9* 8

Примечание* - Уровень значимости различий - р=0,05;

Статистический анализ полученных показателей выраженности эмоциональности у лиц Н- и К-групп позволяет выявить достоверные отличия в уровневых характеристиках изучаемых свойств их эмоциональной сферы. Более высокие средние показатели регистрируются у подростков и юношей Н-группы по шкалам «эмоциональная возбудимость» (5,2 и 7,4 баллов соответственно), «длительность эмоций» (5,4 и 7,0 балла соответственно), «отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения» (3,6 и 6,9 баллов соответственно). Данные показатели могут быть интерпретированы с позиций их функциональной значимости как детерминант межличностного общения, поведения. Высокая эмоциональная возбудимость как отражение свойств нервной системы далеко не всегда может быть управляема регулирующими воздействиями интеллекта, ценностно-смысловой и мотивацион-ной сфер, часто «застревает» как доминанта психического состояния, обусловливая его дли-

тельность и способы репрезентации «Я». Способы репрезентации «Я», подкрепляясь и закрепляясь в сходных ситуациях, по сути, образуют стили межличностного общения подростков и юношей с психическим недоразвитием, особенности самозащитных реакций, которые чаще всего реализуются по типу агрессии.

Проведённое нами исследование эмоциональной составляющей личности подростков и юношей с психическим недоразвитием позволяет говорить об эмоциональных механизмах формирования стилевых компонентов их социального поведения. Результаты исследования позволяют сделать следующие обобщающие выводы:

1. На современном этапе модернизации образования стратегическим курсом в его обновлении становятся личностный и развивающий подходы, ориентирующие на развитие у обучающихся свойств личности, обусловливающих возможности конструктивного взаимодействия с другими людьми в условиях сложных, фрустрирующих

ситуаций, на формирование эмоциональных личностных предпосылок преодоления жизненных проблем.

2. Особенности эмоциональной детерминации социального поведения подростков и юношей с психическим недоразвитием заключаются в преобладании агрессивных стратегий психологической защиты в поведении.

3. Наиболее значимыми характеристиками эмоциональной сферы личности подростков и юношей с психическим недоразвитием являются высокие показатели эмоциональной возбудимости, «застреваемость» эмоциональных состояний, что является отрицательным интрапсихи-ческим фактором, способным повлиять на эффективность их социальных взаимодействий.

EMOTIONAL REGULATION OF SOCIAL BEHAVIOR OF TEENAGERS WITH PSYCHOLOGICAL RETARDATION

©2010 V.G.Pecherskij, A.V.Dubovitzkif

Saratov State Social and Economic University

The article deals with theoretical approaches to the study of emotional determinants of social behavior of teenagers with psychological retardation. The article provides the results of the research of content and level characteristics of the emotional component of interpersonal interaction between people of this class.

Key-words: emotional sphere, regulative function of emotion, personality, current needs, psychological defense strategy, emotionality characteristics.

o

Pecherskij Vladimir Grigorjevich, Candidate of science (Psychology), head of the chair of pedagogics and psychology. E-mail:pecherskij@yandex. ru Dubovitzkij Alexander Vadimovich, Post graduate of the chair of pedagogics and psychology. E-mail:pecherskij@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.