Научная статья на тему 'Эмоциональные факторы в системе личностных детерминант девиантного поведения подростков и юношей'

Эмоциональные факторы в системе личностных детерминант девиантного поведения подростков и юношей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1208
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / АКТУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ / AFFECTION / REGULATIVE FUNCTION OF EMOTION / PERSONALITY DEVELOPMENTS / CURRENT NEEDS / PSYCHOLOGICAL DEFENSE STRATEGY / AFFECTIVE RATIO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснощёков Александр Сергеевич, Печерский Алексей Владимирович

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения девиантных подростков и юношей, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Краснощёков Александр Сергеевич, Печерский Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL FACTORS IN SYSTEM OF PERSONAL DETERMINERS OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS AND YOUTH

The article regards the theoretical attitudes towards the study of the initial emotional causes of social behavior of teenagers and youth. The article provides the results of the research of the content and level measures of the emotional component of interpersonal interaction among the people of this class.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные факторы в системе личностных детерминант девиантного поведения подростков и юношей»

УДК 159.9:316.6

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

© Александр Сергеевич Краснощёков

Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Россия, аспирант кафедры педагогики и психологии, e-mail: akrasnoshchekoff@yandex.ru © Алексей Владимирович Печерский Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Россия, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии,

e-mail: pecherskij@yandex.ru

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения девиантных подростков и юношей, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.

Ключевые слова: эмоциональная сфера; регулятивная функция эмоций; личностные образования; актуальные потребности; стратегии психологической защиты; характеристики эмоциональности.

Изучение эмоциональных регуляторов поведения детей, подростков и юношества в психологической науке проводилось в рамках процессов онтогенеза и социогенеза с целью объяснения тех или иных личностных и социальных феноменов, возникающих между субъектами деятельности, общения и определяющих особенности их личностных образований. В отечественной и зарубежной психологической науке проблема эмоциональных регуляторов социального поведения рассматривалась в работах П.К. Анохина, Г.М. Андреевой, У. Джемса, Ф. Крюгера,

В.Н. Куницыной, Г. Левингера, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Л. Фестингера. Д.О. Хебба, Т. Хустона, С. Шехтера и др. Практически всеми исследователями отмечается связанность эмоций человека с его актуальными потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно вполне определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

В работах П.К. Анохина указывается на важную мобилизационную, интегративнозащитную роль эмоций, благодаря которой организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям [1]. А.Н. Леонтьев по этому поводу отмечал, что особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают от-

ношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности, выполняя функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее [2].

С.Л. Рубинштейн в эмоциональных проявлениях человека выделял три иерархических уровня: уровень органической или аффективно-эмоциональной чувствительности, преимущественно связанной с удовлетворением органических потребностей; уровень предметных чувств, связанных с потребностью в конкретных предметах или в конкретной деятельности и, соответственно, подразделяющихся на материальные, интеллектуальные и эстетические чувства; уровень мировоззренческих, духовно-нравственных

чувств, связанных с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям [3].

Эмоциональный компонент свойственен многим психологически сложным состояниям человека, заключающим в себе отношение, побуждение, мышление и связанные с ними переживания, чувства. Эти интегративные состояния, их структура и динамика характеризуют человека как личность. Развитие, изменение, совершенствование этих психических состояний, в т. ч. включенных в них эмоций и чувств, означает личностное развитие человека.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.

so

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия» [4]. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувства-

ми, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Несмотря на большое внимание психологов к проблеме эмоциональной детерминации социального поведения несовершеннолетних, мы считаем, что в ее разработке вопросы изучения взаимосвязи разноуровневых личностных факторов - эмоциональных, темпераментальных и др. - в генезисе девиантного поведения у подростков и юношей остались за пределами серьезных изысканий исследователей.

В частности, необходимо отметить недостаточную разработанность вопросов, связанных с выявлением и систематизацией психологических факторов, детерминирующих становление эмоциональных состояний как интегративных личностных образований, обусловленных включенностью субъекта в различные виды социального взаимодействия.

Это и определило основные задачи нашего исследования, которые заключались в изучении содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента социальных (межличностных) отношений подростков и юношей с девиантным поведением.

Адекватной методологической основой изучения эмоциональных детерминант межличностных отношений субъектов социального взаимодействия, на наш взгляд, являются онтогенетическая концепция и фрустра-ционная теория эмоций, определяющие те индивидуальные и социальные детерминанты, в структуре которых необходимо рассматривать эмоциональные компоненты возникающих во взаимодействии отношений.

Для решения поставленных задач исследования мы выбрали следующие методы и методики.

1. Методику «Доминирующая стратегия психологической защиты», разработанную В.В. Бойко, которая позволяет выявить стратегии защиты субъектной реальности личности, обусловленные взаимодействием внешних и интрапсихических факторов.

2. Самооценочный тест «Характеристика эмоциональности» (Е.П. Ильин), которая направлена на выявление качественных характеристик эмоциональной сферы личности, таких как эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, влияние эмоций на деятельность и общение субъекта.

3. Методику оценки эмоционального интеллекта (Н. Холл), для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой в процессе принятия решений.

Выбор комплекса методов исследования основывался на принципах взаимодополняемости и соответствия возможностей конкретной методики решению поставленных нами задач. Обработка эмпирических показателей осуществлялась с помощью критерия Х2 (хи-квадрат), (р = 0,01), что позволило установить различия в сформированности личностных свойств, характерные для изучаемых подгрупп молодых людей.

В исследовании участвовали подростки и юноши 15-17 лет с девиациями в поведении - учащиеся общеобразовательных школ в количестве 58 человек, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних (Д-группа). В качестве контрольной группы были взяты учащиеся общеобразовательных школ того же возраста с просоциальным поведением (К-группа) в количестве 60 человек.

Доминирующие стратегии психологической защиты являются интегративными личностными новообразованиями, обусловливающими стилевые особенности разрешения фрустрирующих или сложных проблемных ситуаций социального взаимодействия. Разработчики методики выделяют три основных вида стратегии психологической защиты: миролюбие, избежание и агрессия, психологическая сущность которых вполне очевидна.

Средние показатели сформированности доминирующих стратегий психологической защиты у подростков и юношей исследуемой и контрольной групп отражены в табл. 1.

Статистическая обработка полученных данных и их анализ подтвердили наличие у исследуемой группы подростков и юношей устойчивых агрессивных тенденций в поведении, определяющих особенности психологической защиты в различных по модальности ситуациях межличностного взаимодействия. Эти тенденции проявляются в снижении показателей, характеризующих миролюбие как одну из стратегий психологической защиты (4,95 и 2,9 баллов соответственно), и повышении показателей, характеризующих

доминирование агрессивных стратегий психологической защиты в поведении (11,55 и 16,8 баллов соответственно) (табл. 1).

Исследование интрапсихических детерминант поведения подростков и юношества невозможно без учета характеристик эмоциональности личности, обусловленной как факторами эндогенного происхождения, так и факторами экзогенного, социального ряда. Для исследования особенностей эмоциональных свойств личности подростков и юношей мы выбрали одноименный тест, разработанный Е.П. Ильиным. Эмпирические показатели, полученные в результате выполнения самооценочного теста «Характеристика эмоциональности», распределялись нами по четырем основным шкалам: эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения (табл. 2).

Статистический анализ полученных показателей выраженности эмоциональности у лиц Д- и К-групп позволяет выявить достоверные отличия в уровневых характеристиках изучаемых свойств их эмоциональной сферы. Более высокие средние показатели регистрируются у подростков и юношей Д-группы по шкалам «эмоциональная возбудимость» (5,2 и 7,8 баллов соответственно), «длительность эмоций» (5,4 и 7,2 балла соответственно), «отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения» 3,6 и 7,5 баллов соответственно. Данные показатели могут быть интерпретированы с позиций их функциональной значимости как детерминант межличностного общения, поведения. Высокая эмоциональная возбудимость как отражение свойств нервной системы далеко не всегда может быть управляема регулирующими воздействиями интеллекта, ценностно-смысловой и мотивационной

сфер, часто «застревает» как доминанта психического состояния, обусловливая его длительность и способы репрезентации «Я». Способы репрезентации «Я», подкрепляясь и закрепляясь в сходных ситуациях, по сути, образуют стили межличностного общения подростков и юношей исследуемой группы, особенности самозащитных реакций, которые чаще всего реализуются по типу агрессии.

Таблица 1

Средние показатели доминирующих стратегий психологической защиты у подростков и юношей Д- и К-групп (в баллах)

Доминирующая стратегия К-группа Д-группа

Миролюбие 4,95 2,9*

Избежание 7,5 6,4

Агрессия 11,55 16,8*

Примечание. Уровень значимости различий: * - р = 0,05.

Таблица 2

Средние показатели выраженности эмоциональности у подростков и юношей

Д- и К-групп (в баллах)

Шкала К-группа Д-группа Мах

Эмоциональная возбудимость 5,2 7,8* 8

Интенсивность эмоций 6,1 6,9 8

Длительность эмоций 5,4 7,2* 8

Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения 3,6 7,5* 8

Примечание. Уровень значимости различий: * - р = 0,05.

Таблица 3

Средние показатели эмоциональных факторов межличностного взаимодействия у девиантных подростков и юношей (в баллах)

Факторы К-группа Д-группа

Эмоциональная осведомленность 14,9 14,4

Управление своими эмоциями 2,6 0,3*

Самомотивация 16,8 12,5*

Эмпатия 13,1 7,8*

Распознавание эмоций других людей 9,6 8,5*

Примечание. Уровень значимости различий: * - р = 0,05.

Одной из важнейших функциональных характеристик эмоциональной сферы личности является регулятивная, обеспечивающая способности личности к самоорганизации в различных по модальности условиях межличностного взаимодействия. Регулятивные особенности эмоциональной сферы подростков и юношей с девиантным поведением изучались нами с помощью методики «Оценка эмоционального интеллекта» Н. Холла. Сти-мульный материал данной методики направлен на выявление таких параметров межличностного взаимодействия, как эмоциональная осведомленность, самомотивация, управление эмоциями, эмпатия, способности к пониманию эмоциональных состояний других людей. Анализ средних показателей сформи-

рованности эмоциональных факторов, определяющих способности личности к пониманию отношений, репрезентируемых в эмоциях, к саморегуляции и управлению эмоциональной сферой, позволяет говорить о достоверном снижении значений данных показателей у подростков с девиантным поведением по факторам «самомотивация» (16,8 и 12,5 баллов соответственно), «управление своими эмоциями» (2,6 и 0,3 балла соответственно), эмпатия (13,1 и 7,8 балла соответственно).

Проведенное нами исследование эмоциональных детерминант поведенческих девиаций подростков и юношей позволяет говорить об эмоциональных механизмах формирования стилевых компонентов их соци-

ального поведения. Результаты исследования позволяют сделать следующие обобщающие выводы.

1. На современном этапе модернизации образования стратегическим курсом в его обновлении становятся личностный и развивающий подходы, ориентирующие на развитие у обучающихся свойств личности, обусловливающих возможности конструктивного взаимодействия с другими людьми в условиях сложных фрустрирующих ситуаций, на формирование эмоциональных личностных предпосылок их преодоления.

2. Особенности эмоциональной детерминации социального поведения девиантных подростков и юношей заключаются в снижении тенденций к мирному разрешению возникающих в социальном взаимодействии противоречий, конфликтов и преобладании в поведении агрессивных стратегий психологической защиты.

3. Наиболее значимыми характеристи-

ками эмоциональной сферы подростков и юношей в генезисе их поведенческих девиаций являются высокие показатели эмоциональной возбудимости, «застреваемости»

эмоциональных состояний.

4. Анализ средних показателей сформи-рованности эмоциональных факторов, определяющих способности личности к пониманию отношений, репрезентируемых в эмоциях, саморегуляции и управлению эмоциональной сферой, позволяет говорить о достоверном снижении значений данных показателей у подростков и юношей с девиантным поведением по факторам «самомотивация» (16,8 и 12,5 баллов соответственно), «управление своими эмоциями» (2,6 и 0,3 балла соответственно), «эмпатийность» (13,1 и 7,8 балла соответственно).

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.

2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1999. Т. 2.

4. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.

Поступила в редакцию 16.07.2010 г.

UDC 159.9:316.6

EMOTIONAL FACTORS IN SYSTEM OF PERSONAL DETERMINERS OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS AND YOUTH

Aleksander Sergeyevich Krasnoshchekov, Saratov State Socio-economic University, Saratov, Russia, Post-graduate Student of Pedagogics and Psychology Department, e-mail: akrasnoshchekoff@yandex.ru

Aleksey Vladimirovich Pechersky, Saratov State Socio-economic University, Saratov, Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogics and Psychology Department, e-mail: pecherskij@yandex.ru

The article regards the theoretical attitudes towards the study of the initial emotional causes of social behavior of teenagers and youth. The article provides the results of the research of the content and level measures of the emotional component of interpersonal interaction among the people of this class.

Key words: affection; regulative function of emotion; personality developments; current needs; psychological defense strategy; affective ratio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.