Научная статья на тему 'Взаимосвязь компонентов готовности к профессиональному выбору с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек'

Взаимосвязь компонентов готовности к профессиональному выбору с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1443
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / OCCUPATIONAL SELF-DETERMINATION / OCCUPATIONAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сунцова Яна Сергеевна

Анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов профессиональной готовности (автономности, информированности о мире профессий, умения принимать решения, умения планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональной включенности в ситуацию решения) с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сунцова Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between some components of preparedness for making occupational choice and the emotional state features of the adolescent age

The article analyzes the results of the empirical study of the correlation between the components of occupational preparedness (independence, awareness of the occupational world, the ability to make decisions, the ability to plan one's occupational life, an emotional involvement into decision-making situations) and the emotional state features of the adolescent age.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь компонентов готовности к профессиональному выбору с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

99

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2011. Вып. 2

УДК 159.922.4 Я.С. Сунцова

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫБОРУ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов профессиональной готовности (автономности, информированности о мире профессий, умения принимать решения, умения планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональной включенности в ситуацию решения) с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная готовность.

Юность - период развития человека, соответствующий переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни. Основную задачу юношеского возраста составляет самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое (К.А. Абульханова-Славская [1], Е.И. Головаха [4], Э.Ф. Зеер [5], Е.А. Климов [7; 8], Н.С. Пряжников [9; 10], А.П. Чернявская [12], С.Н. Чистякова [13-15] и др.). В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы профессиональной деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном для себя вопросе, как выбор профессионального пути. Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Этому событию -комплексному, фокусирующему в себе проблемы не только психологические, но и философские, медицинские, экономические и многие другие, - посвящено большое количество исследований.

Психологические аспекты профессионального выбора и становления личности выступают в качестве объекта научного исследования с первого десятилетия XX в. Но, несмотря на столь долгий срок изучения, многие вопросы в этой области остаются так и нерешенными.

Из всего многообразия подходов к проблеме психологических основ профессионального выбора и становления личности наибольшее распространение во всем мире получили два основных: с позиции теории черт и факторов и с позиций теории развития. Именно на их основе строится работа в области профессиональной ориентации.

Но современные выпускники школ часто не подготовлены к новым требованиям политической и социально-экономической ситуации. Далеко не все юноши и девушки могут выбрать профессию и связанное с ней дальнейшее обучение. Многие из них тревожны и боятся любого выбора. Старшекласснику трудно ориентироваться в различных профессиях, это не просто. В основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - чаще всего это сведения, полученные от родителей, знакомых, из телепередач. Часто старшеклассники имеют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о своей будущей трудовой деятельности. Нередко из-за этого происходят ошибки в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой.

Л.И. Божович [2] полагает, что подлинное самоопределение, то есть самоопределение как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, является завершающим этапом развития личности ребенка.

С.Н. Чистякова [13] готовность к выбору профессии определяет как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых навыков, умений, знаний), а М.В. Ретивых [15] - как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления. Таким образом, готовность к профессиональному самоопределению - результат целенаправленной подготовки и самоподготовки, одно из проявлений уровня развития личности подростка.

П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как «способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность» (Цит. по: [12]).

В своих работах Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение как «важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества “деталей” чего-то полезного, сообщества профессионалов» [7; 8]. Профессиональное самоопределение понимается автором «как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда». Он отмечает, что выбор профессии, кажущийся легким, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь. Работа над проектированием собственной жизни предполагает активную жизненную позицию и связывает психологическое настоящее и психологическое будущее.

Исследование, проведенное Л.А. Головей [3], показало, что на профессиональное самоопределение, общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают пол и индивидуально-психологические особенности. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

Анализируя проблему профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе, Н.В. Самоукина [11] отмечает, что выбор профессии должен быть осознанным, свободным, и решение о выборе профессии должно приниматься самим учащимся; точнее говоря, для учащихся это решение должно выступать как самостоятельно принятое, а не как навязанное со стороны. Подлинно свободным выбор профессии будет лишь в случае, когда решение принимается со знанием всех существенных ограничений. Подлинно свободный выбор - это выбор со знанием дела, ибо свобода -это осознанная необходимость.

Таким образом, профессиональное самоопределение - это продолжительный процесс внутреннего поиска человеком «своей профессии», формирование для себя профессиональных позиций, перспектив, жизненных планов и целей.

С точки зрения А.П. Чернявской [12], важной составляющей профессионального самоопределения является готовность оптантов к выбору профессии (профессиональная готовность). А.П. Чернявская выделяет пять компонентов профессиональной готовности (готовности к совершению профессионального выбора): автономность, информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональная включенность в ситуацию решения.

1. Автономность. Под автономией понимается «способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства». Основными характеристиками «автономного» человека являются: вычленение себя из мира окружающих людей, наличие глубоких знаний и навыков хотя бы в одной области, накопление опыта, умение прогнозировать профессиональный рост, инициатива и изобретательность в реализации возможностей, уровень реализма в принятии карьерных решений.

2. Информированность. При низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие - полнота представлений об источниках получения информации.

3. Принятие решений. Существуют два направления: умение увидеть ситуацию как требующую принятия решения и умение использовать известный алгоритм. Для того чтобы принимать эффективные решения, человек должен обладать определёнными качествами. Основными среди них являются любознательность, предвидение, проницательность, решительность, оценка риска, планирование, контроль.

4. Планирование. Планирование жизненного пути является как бы намётками основных вех становления себя как профессионала. Планирование обычно различают долгосрочное, на «средний» срок и краткосрочное.

5. Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. Эмоциональное отношение или эмоциональная включённость оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию.

Период принятия решений, как и профессиональный путь, всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Роль эмоционального фактора в ситуации карьерного решения практически не исследована. Предположительно, у старших школьников эмоциональная включённость в выбор профессии является одним из важнейших показателей профессиональной зрелости [20]. В связи с этим исследование взаимосвязи компонентов профессиональной готовности с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек представляется актуальным и позволит обогатить данные теорий профессионального самоопределения.

Объектом исследования являлась профессиональная готовность (готовность к совершению профессионального выбора).

Предмет исследования: взаимосвязь компонентов профессиональной готовности юношей и девушек с особенностями эмоциональной сферы.

Целью эмпирического исследования являлось изучение компонентов профессиональной готовности и особенностей эмоциональной сферы юношей и девушек.

Данная цель определила следующие задачи исследования:

1) изучить компоненты профессиональной готовности и особенности эмоциональной сферы юношей и девушек;

2) выявить различия в исследуемых показателях у юношей и девушек;

3) изучить корреляционные связи между компонентами профессиональной готовности и особенностями эмоциональной сферы в двух группах испытуемых респондентов.

Выдвинута следующая гипотеза: компоненты профессиональной готовности девушек (автономность, информированность, принятие решения, планирование профессиональной жизни) имеют большее количество связей с особенностями эмоциональной сферы, чем у юношей.

Материалы и методика исследования

Участники исследования. В исследовании приняли участие 38 человек, в возрасте 16 - 17 лет (из них 22 - юноши, 16 - девушки).

Методики. В целях изучения особенностей профессиональной готовности юношей и девушек была использована «Методика профессиональной готовности» (А.П. Чернявская) [12]. Методика состоит из пяти шкал: автономность, информированность, ориентация во времени, принятие решения, эмоциональной отношение к выбору профессии.

Особенности эмоциональной сферы юношей и девушек были изучены с помощью методик: «Характеристика эмоциональности» (Е.П. Ильин) [16]; «Методика диагностики эмоциональности» (В.М. Русалов) [6]; методика «Шкала дифференциальных эмоций» (Л.Н. Ротина) [6].

Методика «Характеристика эмоциональности» предназначена для оценки выраженности различных характеристик эмоциональной сферы: эмоциональной возбудимости, интенсивности эмоций, устойчивости эмоций, влияния эмоций на эффективность деятельности.

Методика диагностики эмоциональности представляет собой фрагмент опросника формальнодинамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. Автор выделяет три вида проявления эмоциональности: психомоторную, коммуникативную, интеллектуальную. Методика также позволяет выявить адекватность оценивания респондентом своего поведения и оценить величину общей эмоциональности респондента.

Шкала дифференциальных эмоций - инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций. Методика представляет собой список общеупотребительных определений отдельных эмоций человека. Тридцать прилагательных группируются в десять фундаментальных эмоций (по три в каждую): эмоции интереса, отвращения, радости, презрения, удивления, страха, горя, стыда, гнева, вины. Диапазон выраженности эмоции от 0 до 15 баллов (респондента просят по пятибалльной шкале интенсивности оценить степень точности, с которой каждое слово описывает то, что он чувствует, когда думает о необходимости выбора профессии). Сравнение суммы баллов по каждой из эмоций позволяет выявить преобладающую эмоцию в момент осуществления выбора сферы профессиональной деятельности.

Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики: описательной статистики, непараметрической статистики (и-критерий Манна-Уитни), корреляционным анализом

(по Спирмену). Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS 11.5 for Windows.

Результаты и их обсуждение

В целях реализации задач исследования было проведено изучение компонентов профессиональной готовности юношей и девушек (результаты исследования представлены в табл. 1). Значимых различий в изученных показателях у юношей и девушек выявлено не было.

Таблица 1

Достоверность различий показателей профессиональной готовности у юношей и девушек

Показатели профессиональной готовности Средние значения U- критерий Уровень достоверности, р

Юноши Девушки

Автономность 14,32 (выс.) 15,38 (выс.) 140,500 0,298

Информированность 8,59 (сред.) 9,34 (сред.) 132,000 0,201

Принятие решений 12,86 (сред.) 13,13 (сред.) 175,500 0,988

Планирование 12,59 (сред.) 14,06 (выс.) 128,500 0, І62

Эмоциональное отношение 14,68 (сред.) 15,13 (выс.) 169,500 0,849

По данным изучения выраженности компонентов профессиональной готовности можно видеть, что юноши и девушки исследуемых групп характеризуются высоким уровнем автономности, то есть независимости при выборе сферы профессиональной деятельности, при этом информированность и готовность к принятию решения выражены на среднем уровне. Планирование профессионального пути и эмоциональное отношение к выбору профессии представлены у юношей на среднем уровне, у девушек на высоком уровне.

Результаты исследования особенностей эмоциональной сферы юношей и девушек представлены в табл. 2-4.

Значимые различия в изученных характеристиках эмоциональности между юношами и девушками были выявлены по трем показателям: эмоциональная возбудимость (р < 0,006); интенсивность эмоций (р < 0,001); отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения (р <

0,011), причем выраженность данных показателей значимо выше у девушек.

Таблица 2

Достоверность различий показателей эмоциональной сферы у юношей и девушек

Показатели эмоциональности Средние значения U- критерий Уровень достоверности, р

Юноши Девушки

Эмоциональная возбудимость 2,27 (низ.) 4,38 (сред.) 85,500 0,006

Интенсивность эмоций 4,09 (сред.) 6,13 (выс.) 70,500 0,001

Длительность эмоций 2,23 (низ.) 2,56 (сред.) 169,000 0,849

Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения 3,00 (сред.) 4,63 (сред.) 91,000 0,011

То есть девушки по сравнению с юношами исследованной группы характеризуются большей эмоциональной возбудимостью, большей интенсивностью эмоций, а также наиболее подвержены отрицательному влиянию эмоций на результативность деятельности.

Далее в табл. 3 представлены результаты исследования особенностей эмоциональности юношей и девушек в различных сферах деятельности (психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной).

По изученным особенностям эмоциональности в различных сферах деятельности между юношами и девушками были выявлены значимые различия по всем трем показателям.

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2011. Вып. 2

Таблица 3

Достоверность различий показателей эмоциональности у юношей и девушек

Показатели Средние значения и- критерий Уровень достоверности, р

Юноши Девушки

Психомоторная эмоциональность 22,59 (низ.) 26,06 (сред.) 100.500 0,024

Интеллектуальная эмоциональность 26,50 (сред.) 32,44 (сред.) 72.000 0,002

Коммуникативная эмоциональность 24,36 (низ.) 30,87 (сред.) 73.000 0,002

По полученным данным мы можем утверждать, что исследуемая группа девушек более эмоциональна, чем группа юношей. Они чаще проявляют свои эмоции в ситуации коммуникативного взаимодействия; процесс и продуктивность интеллектуальной деятельности девушек более подвержен их эмоциональному состоянию. Также мы видим, что психомоторная активность девушек в большей степени зависит от их эмоционального состояния, чем у юношей.

Результаты исследования преобладающих эмоций у юношей и девушек представлены в табл. 4.

Значимые различия в уровне выраженности эмоций были зафиксированы по эмоциям интереса и радости. Причем выраженность данных эмоций значимо выше у девушек. То есть в эмоциональной сфере девушек положительные эмоции, активизирующие деятельность, преобладают в большей степени, чем у юношей.

Таблица 4

Достоверность различий в выраженности преобладающих эмоций у юношей и девушек

Показатели Средние значения и- критерий Уровень достоверности, р

Юноши Девушки

Интерес 10,23 (выс.) 12,31 (выс.) 92,000 0,01

Отвращение 6,27 (сред.) 5,38 (сред.) 145,000 0,37

Радость 10,00 (сред.) 11,94 (выс.) 109,000 0,05

Презрение 6,18 (сред.) 5,06 (сред.) 124,000 0,13

Удивление 7,18 (сред.) 8,31 (сред.) 132,500 0,20

Страх 4,23 (низ.) 5,75 (сред.) 143,000 0,34

Горе 4,77 (низ.) 5,56 (сред.) 146,000 0,39

Стыд 6,32 (сред.) 5,50 (сред.) 145,000 0,37

Гнев 5,36 (сред.) 5,50 (сред.) 165,000 0,76

Вина 6,23 (сред.) 6,81 (сред.) 134,500 0,22

В целях изучения взаимосвязей между компонентами профессиональной готовности к совершению адекватного профессионального выбора и особенностями эмоциональной сферы в группах юношей и девушек был проведен корреляционный анализ по Спирмену.

В группе юношей были выявлены отрицательные корреляционные связи между показателем «автономности» и такими показателями эмоциональной сферы, как: «интенсивность эмоций» (г = -0,456; р < 0,03); «коммуникативная эмоциональность» (г = -0,475; р < 0,026) и эмоцией «удивление» (г = -0,51; р < 0,04). То есть при высоких значениях «автономности» (независимости и самостоятельности юношей в принятии решений о дальнейшем профессиональном пути) юноши демонстрируют низкую интенсивность переживаемых ими эмоций, они меньше проявляют свои эмоции в ситуации коммуникативного взаимодействия, демонстрируя сдержанность, а также практически ничему не удивляются.

Аристотель, Р. Декарт, И. Кант отмечали, что удивление выступает главным побудителем познания. К. Изард считал, что основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Исходя из

полученных нами данных мы видим, что при высокой выраженности «автономности» юношей (независимости и самостоятельности) существует отрицательная связь с их готовностью к эффективному функционированию в неожиданной ситуации, при столкновении с внезапным событием.

Также положительная корреляционная связь зафиксирована между показателями «планирование» и «коммуникативная эмоциональность» (г = 0,470; р < 0,027). То есть при выраженном «планировании» собственного профессионального выбора, планировании профессионального пути, юноши открыто проявляют свои эмоции в ситуации коммуникативного взаимодействия, не скрывая своего эмоционального состояния, не маскируя одни эмоции другими. Планирование собственного профессионального пути позволяет юношам быть более естественными в их эмоциональных проявлениях.

Отрицательная связь выявлена между показателем профессиональной готовности «эмоциональное отношение к выбору профессии» и компонентом «интеллектуальная эмоциональность» (г = -0,572; р < 0,005). То есть чем положительнее юноши относятся к выбору профессии, тем меньше продуктивность их интеллектуальной деятельности подвержена эмоциональному состоянию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе девушек зафиксированы следующие корреляционные связи. Так, показатель профессиональной готовности «автономность» отрицательно связан с такими показателями эмоциональной сферы, как «психомоторная эмоциональность» (г = -0,536; р < 0,032) и «коммуникативная эмоциональность (г = -0,162; р < 0,005). Таким образом, при высоких значениях «автономности» (независимости и самостоятельности в принятии решений о дальнейшем профессиональном пути) девушки демонстрируют низкий уровень эмоциональности в психомоторной сфере и в сфере коммуникативного взаимодействия, то есть реализация деятельности и взаимодействие с другими осуществляются безэмоционально.

Показатель профессиональной готовности «информированность» отрицательно связан с эмоциями «горе» (г = -0,571; р < 0,021); «стыд» (г = - 0,576; р < 0,021) и «вина» (г = -0,512; р < 0,042). Соответственно, чем больше девушки информированы об этапах, факторах, механизмах профессионального самоопределения, тем меньше они переживают такие эмоции, как горе, стыд и вина.

Показатель профессиональной готовности «эмоциональное отношение к выбору профессии» отрицательно связан с такими показателями эмоциональной сферы, как: «эмоциональная возбудимость» (г = -0,591 ; р < 0 ,016)»; «интенсивность эмоций» (г = -0,686; р < 0,003); «психомоторная эмоциональность» (г = -0,798; р < 0,0001); «интеллектуальная эмоциональность» (г = -0,573; р < 0,021); «коммуникативная эмоциональность» (г = -0,667; р < 0,005). Соответственно, чем положительнее эмоциональное отношение девушек к осуществлению профессионального выбора, тем меньше проявляется их эмоциональная возбудимость, интенсивность переживаемых эмоций, а также эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах.

Выводы

1. В ходе эмпирического исследования значимых различий в уровне выраженности компонентов профессиональной готовности к осуществлению адекватного профессионального выбора у юношей и девушек выявлено не было. Юноши и девушки исследуемой группы характеризуются высоким уровнем автономности, то есть независимости при выборе сферы профессиональной деятельности. При этом информированность и готовность к принятию решения у обеих групп выражены на среднем уровне. Планирование профессионального пути и эмоциональное отношение к выбору профессии представлены у юношей на среднем уровне, у девушек на высоком уровне.

2. Между юношами и девушками были выявлены значимые различия в эмоциональной сфере: девушки исследованной группы характеризуются большей эмоциональной возбудимостью и большей интенсивностью эмоций, нежели юноши. Результативность деятельности девушек более подвержена отрицательному влиянию эмоций. Девушки чаще проявляют свои эмоции в ситуации коммуникативного взаимодействия. Процесс и продуктивность их интеллектуальной деятельности более подвержены эмоциональному состоянию, а также психомоторная активность девушек в большей степени зависит от их эмоционального состояния, чем у юношей. Было выявлено, что в эмоциональной сфере девушек положительные эмоции (интерес и радость), активизирующие деятельность, преобладают в большей степени, нежели у юношей.

3. При изучении взаимосвязей между компонентами профессиональной готовности и особенностями эмоциональной сферы в группах юношей и девушек зафиксированы схожие корреляционные связи:

- чем больше выражена «автономность» (независимость и самостоятельность юношей и девушек в принятии решений о дальнейшем профессиональном пути), тем меньше проявляются эмоции в ситуации коммуникативного взаимодействия;

- чем положительнее эмоциональное отношение юношей и девушек к выбору профессии, тем меньше подверженность продуктивности интеллектуальной деятельности их эмоциональному состоянию.

4. Было выявлено, что чем выше значения показателя «автономности» демонстрируют юноши, тем меньше интенсивность их эмоциональных переживаний и меньше способность удивляться. У девушек при высоких значениях «автономности» меньше проявляется отражение эмоционального состояния на их психомоторной активности. Реализация деятельности и взаимодействие с другими осуществляются при более низком уровне эмоциональности.

5. Чем положительнее эмоциональное отношение девушек к выбору профессии, тем меньше они эмоционально возбудимы, снижается интенсивность переживаемых ими эмоций, а также уменьшается проявление эмоциональности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах.

6. При выраженном планировании собственного профессионального выбора, планировании профессионального пути, юноши открыто проявляют свои эмоции в ситуации коммуникативного взаимодействия.

7. При высоком уровне информированности девушек об этапах, факторах, механизмах профессионального самоопределения снижается переживание ими таких отрицательных эмоций, как горе, стыд и вина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1988. С. 137-145.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1979. № 4. С. 23, 24.

3. Грищенко Н.А., Головей Л.А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. Л., 1988.

4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук. думка, 1988. 143 с.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн. 1997. Т 18, № 6. С. 35-44.

6. Ильин И.К. Эмоции и чувства. СПб., 2002.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996. 400 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д, 1996. 512 с.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж. 1996.

10. Пряжников Н.С., Павлова Е. Выбираем профессию вместе // Первое сентября. Школьный психолог. 2000. С. 12.

11. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». 2000.

12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2001. 96 с.

13. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: учеб. пособие / под ред. В.А. Сласте-нина. М.: Просвещение, 1983. 112 с.

14. Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Проблемы профориентации молодежи в условиях рынка труда / науч. ред. Ч.В. Ткаченко. М.: РИПКРО, 1995. С. 92.

15. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение // Вестн. высш. шк. 2003. №4.

Поступила в редакцию 07.05.11

Ya.S. Suntsova

Correlation between some components of preparedness for making occupational choice and the emotional state features of the adolescent age

The article analyzes the results of the empirical study of the correlation between the components of occupational preparedness (independence, awareness of the occupational world, the ability to make decisions, the ability to plan one's occupational life, an emotional involvement into decision-making situations) and the emotional state features of the adolescent age.

Keywords: occupational self-determination, occupational preparedness.

Сунцова Яна Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Е-таП: kafedгa104@mail.гu

Suntsova Ya.S.,

candidate of psychology, associate professor Udmurt State University

462034, Izhevsk, Russia, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: kafedra104@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.