УДК 151.8 ББК 88.41
Рокицкая Юлия Александровна
аспирант
кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Rokitskaya Yulia Alexandrovna Post-graduate Department of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Эмоциональная обусловленность процессов адаптации
и самоактуализации субъекта профессионального самоопределения Emotional Conditionality of a Professional Self-Determination Person's Adaptation and Self-Actualization Processes
В статье анализируются особенности взаимосвязей процессов психологической адаптации и самоактуализации субъекта профессионального самоопределения. Устанавливается эмоциональная обусловленность конвергенции этих процессов. Представлен корреляционный анализ взаимосвязей показателей психологической адаптации, самоактуализации и эмоционально-регуляторных свойств субъекта профессионального самоопределения.
This article is about the psychological processes of adaptation and personal self-actualization from the professional point of view. It has an emotional conditionality of convergence through these processes. The correlation analysis of psychological adaptation, self-actualization and regular-emotional features of personal self-determination are presented in the article as well.
Ключевые слова: субъект профессионального самоопределения, эмоции, психологическая адаптация, самоактуализация.
Key words: subject of professional self-determination, emotion, psychological adaptation, self-actualization.
Сфера адекватной применимости психологии, описывающей статичного
человека в системе статичных условий существования, все больше сужается. Как полагает А. Г. Асмолов, необходима принципиально новая психология, психология «изменяющегося человека в изменяющемся мире», которая бы смогла описать направление и вариативные механизмы личностного развития, а также не-развития, подвести единую объяснительную основу под разные сознательно или бессознательно выбираемые людьми стратегии жизни [1]. Р. А. Ах-меров различает две жизненные программы личности, условно обозначая их как «внешняя» и «внутренняя». Цель внешней программы - социально-
психологическая адаптация к социуму. Цель внутренней программы - самореализация.
Основа описания всякого целостного объекта заключается в установлении его сущности, что происходит при «раздвоении единого» на две его важнейшие противоположности, отражающие основное противоречие объекта, которое, в свою очередь, определяет движущие факторы его существования и развития (В. А. Ганзен). Идея о гармонии противоположностей как движущей силе развития личности привлекалась Л.И. Анцыферовой для объяснения некоторых форм взаимодействия (или содействия) между различными компонентами психологической организации личности как самостоятельной системы. В реальных системах имеет место единство противоположностей, интеграция которых приводит к появлению у системы новых функциональных возможностей.
Представленные положения дают основание для понимания процесса профессионального самоопределения личности как интеграции двух противоположных тенденций: к адаптации и актуализации собственной самости. Адаптация проявляется в профессионально обусловленном обогащении различных психических образований личности (интеллекта, мотивов, ценностей, Я-концепции, личностных черт). Самоактуализация обнаруживается в том, что профессиональное самоопределение личности осуществляется в соответствии с индивидуальными особенностями характера, темперамента, Я-концепции, установками и направленностью личности, и предполагает стремление личности к их актуализации.
Перспективы решения дилеммы «адаптации - самоактуализации» в процессе профессионального самоопределения личности нам видится в рамках психологии субъекта. Личность, будучи субъектом профессионального самоопределения и в осуществлении адаптационных трансформаций будет проявляться субъектно. Субъектность и соответствующие ей преобразующая активность, самоценность, избирательность, индивидуальность, автономность и целостность обеспечивают человеку успешность в различных аспектах психологической адаптации. Субъектность активизирует стремление и потенции личности
обрести собственную стратегию взаимодействия с новой окружающей реальностью, преобразовывать и развивать свои возможности в соответствии с собственным мироощущением. Наиболее точно этот процесс характеризуется высказыванием Н.А. Бернштейна: «не адаптация к ситуации, а ее "преодоление"». Обозначенное «преодоление» предполагает наличие внутреннего «континуума», устойчивой «самости», являющейся «точкой опоры», задающей направление и регулирующей динамику процессов, происходящих в зоне личностного становления. Выделение субъектного базиса в адаптации профессионально самоопределяющейся личности позволяет предположить автономность, осознанность, активность в построении «самого себя» как целостной системной организации. Одновременно субъект вырабатывает свое отношение к социуму, выражая свою волю принадлежности к нему или отделения от него.
Адаптация личности и ее стремление к самоактуализации в процессе профессионального самоопределения, на наш взгляд, есть процесс, движение, ин-трапсихическая динамика, побуждаемая различными импульсами, «внешним» и «внутренним». Согласно Э. Эриксону, человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Согласованность /конфликтность этих процессов определяется тем, насколько векторы данных импульсов, задающих ориентиры для становления личности, совпадают, насколько стандарты, задаваемые социумом, являются трафаретом идеалов самоопределяющейся личности. В этом аспекте А. Маслоу, Э. Фромм, сочетаясь в своих взглядах, указывают на то, что общество не способствует полной самоактуализации личности, наоборот, своими нормами, ценностями ставит ограничения. А. Маслоу мечтал об идеальном обществе - Эвпсихее (1999), Э. Фромм - о социальной реформе для формирования «продуктивного характера» (1990). Доминирование какой-либо из отмеченных тенденций может превратиться в серьезное препятствие для профессионального самоопределения. Стремление к самости в ущерб адаптации чревато истощением адаптационных резервов. Адаптация в ущерб реализации потребности «быть самим собой» ведет к самоотчуждению и деградации.
Представленные положения позволяют констатировать, что конвергенция и сбалансированность процессов адаптации и самоактуализации субъекта профессионального самоопределения - сложный, немеханический, эмоциогенный процесс, который зачастую скорее желаем, нежели действителен.
Представлениями об адаптивных функциях эмоций характеризуются научные взгляды К.И. Изарда, Э. Клаперда, Р. Плутчика и др. Эмоции личности дают ей необходимые сигналы и импульсы для осмысления противоречий и конфликтов, неизбежно возникающих в жизни и деятельности человека.
Модальность эмоциональных процессов приобретает положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находятся ли осуществляемое индивидом профессиональное самоопределение и адаптирующие воздействия, которым он подвергается, в отношении фасилитации/ингибиции к его потребностям, интересам, установкам. А так как субъекта профессионального самоопределения характеризует иерархия различных потребностей, интересов, установок, которые он реализует в условиях адаптирующих воздействий социума, то внутренний мир личности характеризуется противоречивыми, амбивалентными эмоциями. Игнорирование эмоций, презентующих в сознании потребности, желания и мотивы, приводит к ложным жизненным выборам, сделанным на основе внешних норм и требований, а не на основе собственных склонностей и интересов (А.Н. Леонтьев, 1977; С.Л. Рубинштейн, 1946).
В ситуации несоответствия, конфликта, когда внешние требования инги-бируют проявление и развитие самости субъекта профессионального самоопределения, превышают и истощают его адаптивные ресурсы, возникает эмоциональное напряжение. Превалирование негативных эмоций в ходе адаптации студентов играет деструктивную, дезорганизующую роль, блокируя их мотивацию и активность профессионального самоопределения. Это, в свою очередь, снижает вероятность эффективной психологической адаптации, которая приводит к еще большим трудностям профессионального самоопределения, вызывает усиление негативных эмоций, замыкая этот «порочный круг». Тотальность негативных эмоций ведет к дезорганизации психической деятельности, истоще-
нию психических ресурсов личности, что может привести к замене профессиональной цели, поиску новой профессиональной среды, способов достижения цели. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств - таких, как раздражительность, агрессивность, тревожность, пессимизм и др. В результате процесс психологической адаптации в учебно-профессиональной среде вуза затягивается и выливается в общую неудовлетворенность совершенным профессиональным выбором.
Статистическое подтверждение теоретически обоснованного положения о взаимосвязи исследуемых переменных было получено в результате корреляционного исследования студентов I, III, V курсов. Гармонически корреляционные, согласованные действия элементов суть необходимое условие существования системы (Барабанщиков В.А.).
Для получения эмпирических данных использовались психодиагностические методики: методика «Жизненное предназначение» (О.И. Мотков); методика определения профессионально ориентированного типа личности (Дж. Хол-ланда); методика изучения мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов (А. А. Реан, В. А. Якунин); методики диагностики психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика диагностики самоактуализации («САТ», Э. Шостром, Л.Я Гозман, М.В. Кроз и др.); методика «Самооценка психических состояний» (СПС) Г.Ю. Айзенка; 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэттелла; психодиагностическая методика «Характеристика эмоциональности» (Е.П. Ильина). Полученные в ходе исследования эмпирические данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью коэффициента линейной корреляции К.Пирсона. Для обработки данных использовался пакет программ «Statistic 6.0.».
Обнаруженные прямые функциональные статистически значимые взаимосвязи между показателями самоактуализации и адаптации студентов I, III, V курсов свидетельствуют о том, что данные категории являются элементами одной системы. Из 130 возможных корреляционных взаимосвязей на I курсе - 43
статистически значимых связи (33%), на III курсе — 66 статистически значимых связей (51%) , а на V курсе - 76 аналогичных связей (58%). Существенно повышается теснота корреляционных связей в зависимости от курса обучения студентов. Если на I курсе 60% статистически значимых связей имеют уровень значимости p< 0,05, 28% - p<0,01, и лишь 11% из числа значимых связей имеют уровень p< 0,001. На III курсе это распределение смещается в сторону усиления тесноты взаимосвязей: 33% - p<0,05, 36%- p<0,01 и 30% - p< 0,001. То уже на V курсе в корреляционной плеяде статистически значимых связей превалирует уровень значимости p< 0,001 (имеет 50% корреляционных связей).
Анализ корреляционных взаимосвязей между показателями профессионального самоопределения и психологической адаптации в выборках студентов I, III, V курсов позволил установить наличие статистически значимых корреляционных связей между исследуемыми переменными и их динамику по мере профессионализации, что подтверждает адаптационный аспект проблемы профессионального самоопределения. Общее количество значимых корреляционных связей у студентов III курса (99 связей) значительно превышает количество аналогичных взаимосвязей студентов I (74 связи) и V курсов (73 связи).
Полученные многочисленные статистически достоверные корреляционные связи между показателями эмоционально-регуляторных свойств, психологической адаптации и параметрами профессионального самоопределения студентов имеют прямо пропорциональный характер и относятся к наиболее значимым и устойчивым закономерностям (от p<0,01 до p< 0,001). Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии функциональных, причинно-следственных взаимоотношений между исследуемыми категориями.
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст]/ А.Г Асмолов. - М.: «Смысл», 2002.- 414 с.
2. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст]/ В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004. -
496с.
3. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости/ В.И. Долгова, А.А. На-примеров, Я.В. Латюшин - Сп.Б: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 167с.
4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512с.
5. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности. Субъектный подход/ С.Т. Посохова. - Спб, 2001. - 340с.
6. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс. - М.: Прогресс, 1995. - 480с.
7. Рубцова, Н.Е. Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения [Текст] / Н.Е. Рубцова, Т.В. Темиров //Мир психологии. - 2008. - № 2. - С. 211 - 221.
8. Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации [Текст]/ А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 88 - 93.
Bibliography
1. Asmolov, A.G. Psychology of a Person: Principals of General Psychological Analysis [Text] / A.G. Asmolov. - M.: "Smysl", 2002. - 414 р.
2. Dolgova, V.I. Emotional Stability Forming [Text] / V.I. Dolgova, A.A. Naprimerov, Ya.V. Latushin. - SPb.: RSPU, 2002. - 167 p.
3. Fonarev, A.R. Personality Forming in the Professionalism Process [Text] / A.R. Fonarev // Psychological Questions. - 1997. - № 2 - P. 88 - 93.
4. Klimov, E.A. Psychology of Professional Self-Determination [Text] / E.A. Klimov. -Rostov-on-Don: Phoenix, 1996. - 512 р.
5. Posokhova, S.T. Personal Adaptation Psychology. Subjective Approach / S.T. Posokhova. - SPb.: Peter 2001. - 340 р.
6. Rodgers, K.R. View of the Psychotherapy: Personality Forming [Text] / K.R. Rodgers. -M.: Progress, 1995. - 450 р.
7. Rubtsov^ N.E. Inner world of Psychological Quarantee of Professional Self-Determination [Text] / N.E. Rubtsov^ T V. Temirov // Psycological World. -2008. - № 2 - P. 211221.
8. Wilyunas, V.K. Psychology of Emotions [Text] / V.K. Wilyunas. - SPb.: Peter, 2004.496 р.