Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная культура / цифровизация / цифровизация социального пространства / информационные технологии / эмоциональное воздействие / впечатление / изображение / восприятие / emotional culture / digitalization / digitalization of social space / information technology / emotional impact / impression / image / perception

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — З.И. Гадаборшева, Р.Х. Гайрабеков

В данной статье осуществляется краткий анализ феномена эмоциональной культуры современных детей и подростков сквозь призму процессов цифровой трансформации социальной реальности, детерминирующих формирование новых парадигм межличностного взаимодействия и ценностных ориентиров молодежи в условиях виртуализации коммуникативных практик. Изучение эмоционального воздействия цифровизации социального пространства на подрастающее поколение является важной задачей, поскольку она не только выступает неотъемлемой частью нашей жизни, но и имеет огромный потенциал для формирования наших убеждений, стереотипов и эмоциональных реакций. В этом контексте возникает потребность в понимании и уменьшении негативного влияния цифровизации социального пространства на подрастающее поколение. Заметный рост применения разнообразных инновационных технологий цифрового значения в современной жизни стал причиной увеличения количества психологических проблем, в частности тревоги, депрессии и других негативных эмоциональных состояний. Цифровая культура и в целом трансформационные процессы на базе интеграции инновационных технологий вызывает ряд достаточно противоречивых эмоциональных реакций, что в целом и обусловливает актуальность данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF SOCIAL SPACE

The paper provides a brief analysis of the phenomenon of emotional culture of modern children and adolescents through the prism of the processes of digital transformation of social reality, which determine the development of new paradigms of interpersonal interaction and value orientations of young people in the context of virtualization of communicative practices. Studying the emotional impact of the digitalization of social space on the younger generation is an important task, since it is not only an integral part of our lives, but also has great potential for shaping our beliefs, stereotypes and emotional reactions. In this context, there is a need to understand and reduce the negative impact of the digitalization of social space on the younger generation. A noticeable increase in the use of various innovative digital technologies in modern life has led to an increase in the number of psychological problems, in particular, anxiety, depression and other negative emotional states. This is due to the fact that the use of these technologies in the social space predetermines some transformations in the process of an individual’s perception of reality and can lead to changes in the emotional plane. Digital culture and, in general, transformation processes based on the integration of innovative technologies cause a number of rather contradictory emotional reactions, and this determines the relevance of this study.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

6. Vyatkin L.G. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na uroke: lekciya po pedagogike dlya studentov universiteta. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 1978.

7. Gordeev M.N. Samostoyatel'naya rabota v istorii pedagogicheskoj mysli. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 10: 68-71.

8. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na urokah. Moskva: Uchpedgiz, 1961.

9. Zajchikova I.V., Nikanorkina N.V. Innovacionnye podhody k organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v sootvetstvii s trebovaniyami cifrovoj 'ekonomiki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 3: 76.

10. Zelenskij A.G. Metodicheskie podhody k organizacii samostoyatel'noj raboty studentov-psihologov v processe izucheniya 'ekonomicheskih disciplin. Nauchnyj vestnik VF RANHIGS 'Ekonomika. 2019; № 2: 97-101.

11. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.

12. Kozakov V.A. Samostoyatel'naya rabota studentov i ee informacionno-metodicheskoe obespechenie. Kiev, 1990.

13. Pedagogicheskij slovar': uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2008.

14. Sroda R.B. Vospitanie akiivnosti i samostoyatel'nosti uchaschihsya v uchenii. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1956.

15. Hadzhieva L.K., Sadaeva A.S. Pedagogicheskie tehnologii individualizacii professional'nogo obrazovaniya v ramkah cifrovoj transformacii. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2023; T. 19, № 2 (32): 83-92.

16. Urazikova Yu.V. Tradicionnye podhody k organizacii samostoyatel'noj raboty obuchayuschihsya. Available at: http://sp-journal.ru/article/8917

17. Mardakhaev L.V., Egorychev A.M., Mallaev D.M., Varlamova E.Yu., Kostina E.A. Organizing educational process in higher school on basis of requirements to teacher in polycultural environment. Science for Education Today. 2019; T. 9, № 2: 23-35.

Статья поступила в редакцию 25.05.24

УДК 37.015

Gadaborsheva Z.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: safiza86@yandex.ru

Gayrabekov R.Kh, Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Microbiology and Biology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: safiza86@yandex.ru

EMOTIONAL CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF SOCIAL SPACE. The paper provides a brief analysis of the phenomenon of emotional culture of modern children and adolescents through the prism of the processes of digital transformation of social reality, which determine the development of new paradigms of interpersonal interaction and value orientations of young people in the context of virtualization of communicative practices. Studying the emotional impact of the digitalization of social space on the younger generation is an important task, since it is not only an integral part of our lives, but also has great potential for shaping our beliefs, stereotypes and emotional reactions. In this context, there is a need to understand and reduce the negative impact of the digitalization of social space on the younger generation. A noticeable increase in the use of various innovative digital technologies in modern life has led to an increase in the number of psychological problems, in particular, anxiety, depression and other negative emotional states. This is due to the fact that the use of these technologies in the social space predetermines some transformations in the process of an individual's perception of reality and can lead to changes in the emotional plane. Digital culture and, in general, transformation processes based on the integration of innovative technologies cause a number of rather contradictory emotional reactions, and this determines the relevance of this study.

Key words: emotional culture, digitalization, digitalization of social space, information technology, emotional impact, impression, image, perception

З.И. Гадаборшева, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

Е-mail: safiza86@yandex.ru

Р.Х. Гайрабеков, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

Е-mail: safiza86@yandex.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В данной статье осуществляется краткий анализ феномена эмоциональной культуры современных детей и подростков сквозь призму процессов цифровой трансформации социальной реальности, детерминирующих формирование новых парадигм межличностного взаимодействия и ценностных ориентиров молодежи в условиях виртуализации коммуникативных практик. Изучение эмоционального воздействия цифровизации социального пространства на подрастающее поколение является важной задачей, поскольку она не только выступает неотъемлемой частью нашей жизни, но и имеет огромный потенциал для формирования наших убеждений, стереотипов и эмоциональных реакций. В этом контексте возникает потребность в понимании и уменьшении негативного влияния цифровизации социального пространства на подрастающее поколение. Заметный рост применения разнообразных инновационных технологий цифрового значения в современной жизни стал причиной увеличения количества психологических проблем, в частности тревоги, депрессии и других негативных эмоциональных состояний. Цифровая культура и в целом трансформационные процессы на базе интеграции инновационных технологий вызывает ряд достаточно противоречивых эмоциональных реакций, что в целом и обусловливает актуальность данного исследования.

Ключевые слова: эмоциональная культура, цифровизация, цифровизация социального пространства, информационные технологии, эмоциональное воздействие, впечатление, изображение, восприятие

Актуальность темы. В контексте современной парадигмы мультивекторных трансформационных процессов, протекающих в экономической, социальной и политической сферах российского общества, четко обозначается необходимость актуальности и переосмысления приоритетных векторов образовательной и воспитательной деятельности, нацеленной на формирование интеллектуального и ценностно-мировоззренческих ценностных установок у подрастающего поколения. Сегодня человек с богатым мировоззрением, высокой эмоциональной культурой, которая проявляется в умении управлять собственным психоэмоциональным состоянием, налаживать гармоничные отношения и взаимодействовать с людьми, является социально востребованным. В рамках вышеобозначенного контекста трансформационных процессов, детерминирующих переосмысление аксиологических оснований системы образования и воспитания, особую релевантность приобретает проблематика формирования эмоциональной культуры как неотъемлемого компонента целостной структуры личностной культуры подрастающего поколения, выступающей в качестве одного из ключевых факторов успешной инкультурации и социальной интеграции молодых индивидов в современное полиморфное общество [1-8].

Сегодня пользователям доступно огромное количество фильмов, сериалов, видеоигр и других мультимедийных продуктов. Данный процесс интеграции инновационных технологических продуктов делает цифровизацию неотъемлемой

частью жизни многих людей. Это, в свою очередь, создает необходимость исследования психологического воздействия цифровизации на психику и эмоциональное состояние индивида и указывает на важность исследований в данной области. Наблюдения показывают, что контент может вызывать самые разные эмоции, включая радость, страх, грусть и даже агрессию, влиять на поведение и мнение зрителей, в том числе на их взгляд на социальные проблемы, стереотипы и культурные ценности. Полагаем, что эмоциональная сфера - ключевая составляющая в целом социального поведения индивида в обществе. Технологические достижения важны: по мере развития технологий цифровизация становится все более многомерной и доступной, что делает ее влияние еще более значительным.

Цель статьи - проанализировать феномен эмоциональной культуры современных детей и подростков в контексте процессов цифровой трансформации социальной реальности и их влияния на формирование новых парадигм межличностного взаимодействия и ценностных ориентиров молодежи.

Согласно цели исследования, нами были выделены ключевые задачи: 1. Изучить эмоциональное воздействие цифровизации социального пространства на подрастающее поколение. 2. Выявить негативное влияние цифровиза-ции социального пространства на эмоциональное состояние детей и подростков.

Новизна исследования: исследование направлено на понимание изменений в эмоциональной сфере детей и подростков, вызванных цифровиза-

циеи социального пространства, и поиск путей минимизации ее негативного влияния.

Теоретическая значимость: анализ феномена эмоциональной культуры современных детей и подростков в условиях цифровой трансформации социальной реальности может способствовать развитию теоретических представлений о влиянии цифровизации на межличностное взаимодействие и ценностные ориентации молодежи.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в последующем для разработки рекомендаций и программ на различном образовательном уровне, направленных на формирование эмоциональной культуры детей и подростков в условиях цифровой реальности, а также для минимизации негативного влияния цифровизации на их эмоциональное состояние.

В своих научных изысканиях Т.В. Рюмина, Д.А. Шульга и А.А. Валышкина акцентируют внимание на том факте, что дефицит эмоционального интеллекта, недостаточный уровень развития эмоциональной сферы личности, ограниченность эмоциональной рациональности и эмпатических способностей у обучающихся представляют собой существенные лимитирующие факторы, детерминирующие затруднения в процессе социальной инкультурации и препятствующие достижению максимального уровня самоактуализации и реализации личностного потенциала [1]. Подчеркивая необходимость формирования у школьников культуры эмоций и чувств, авторы отмечают, что большое значение в этом процессе имеет искусство. И в речи, и в музыке, и в литературе смысловое начало всегда несет в себе эмоциональный подтекст, а эмоция всегда осмыслена [1].

Эмоции человека - это одна из важнейших сторон психики и форм отражения объективной действительности. Совокупность эмоций и чувств составляют эмоциональную сферу человека и играют большую роль в его психическом развитии. Влияя на становление личности, на развитие познавательных процессов, эмоции регулируют активность субъекта через оценку значимых внешних и внутренних сигналов. Они являются неотъемлемым компонентом жизнедеятельности, мощным средством активизации сенсорно-познавательной деятельности личности, приобретения индивидуального опыта.

Суворова О.В. и Ермаченко В.В. считают, что детство является «окном возможностей» для формирования эмоциональных привычек, влияющих на жизнь человека [2]. Важной частью общего психического развития учащихся является эмоциональное развитие, а эмоциональность выступает психофизиологической особенностью детского возраста. Детство - это особый период в жизни человека, когда происходит активное развитие и формирование личности, в том числе эмоциональной сферы. В этот период ребенок наиболее восприимчив к влияниям окружающей среды, социальных взаимодействий и жизненного опыта. Эмоциональные привычки, сформированные в детстве, закладывают основу для дальнейшего развития эмоционального интеллекта и способности управлять эмоциями. В частности, школьный возраст признается многими исследователями как возраст яркой эмоциональной чувствительности, непосредственной, часто неконтролируемой и неосознанной эмоциональной реакции. Ребенок живет эмоциями, которые у большинства определяют его поведение, регулируют умственную деятельность и в целом являются ключевым составляющим процесса личностного развития. Высокий уровень чувствительности, эмоциональности, и уязвимости, а также богатая образность восприятия способствуют динамичному развитию эмоциональной сферы и культуры индивида в период обучения. С учетом терминологической интерпретации в специальной научной литературе понимание понятия «эмоциональная культура» обусловлено раскрытием сути основных категорий: «эмоция», «культура», а также систематическим осмыслением понятия личности как социального феномена, представляющего собой эволюционирующую структуру.

В работе Воронцовой И.Е. и Парфеновой А.В. отмечается, что степень зрелости личности обусловлена когнитивным, эмоциональным и активным компонентами. Согласно мнению широкого научного сообщества, ключевым фактором в формировании эмоциональной культуры является определенный уровень «эмоциональной грамотности» индивида. Это предполагает осведомленность об эмоциональной сфере жизни, осознание важности адекватной реакции на эмоции и владение навыками эмоционального самоконтроля [3].

Термин «культура» определяется как процесс творческой самореализации, совокупность духовных и материальных ценностей, специфический способ человеческой деятельности. Игнатова Е.С. рассматривает культуру как среду, в которой растет личность. Она связывает ее с категорией «личностная культура», выделяет в ее структуре «внешнюю культуру» и «культуру чувств», а в соде ржании культуры отмечает способы и формы «эмоционального поведения», которые, объединяясь в опыте, составляют «эмоциональную культуру» отдельного человека [4]. Это определяет важность проблемы формирования эмоциональной культуры уже с детства.

По мнению Карабановой О.А. и Молчанова С.В., понятие эмоциональной культуры детей определяется как формирование личности, отражаемое осознанным подходом к эмоциям, спектром переживаний и устойчивыми ценностными ориентациями индивида в ходе его индивидуальной жизнедеятельности, нацеленной на общепринятые способы их выражения [5].

Кузина Н.В. и Кузина Л.Б. определяют эмоциональную культуру как уровень психического развития, обеспечивающий способность личности регулировать процессы расхода нервной энергии. Эмоциональная культура тесно связана с

психическим развитием личности и отражает уровень сформированности эмоционального интеллекта. Способность регулировать свои эмоции и эмоциональное состояние свидетельствует о достигнутом уровне психического развития и умении управлять расходом нервной энергии. Высокий уровень эмоциональной культур ыпредполагает наличиенавыковсаморегуляции,распознавания иконтроля эмоций, а также способность находить конструктивные способы их выражения. Развитая маыцвонввнная ы^ьтурп помсгмет чмыове^нодде^ивать оатималь-ны й уровень эмоционального возбуждения, избегая как чрезмерной эмоционально й сдержанности, так и излишней эмоциональной экспрессии, что способствует нохраненнюлсихичвнтоко впвровье о вффективчвма раиходн мерзнойэнергии [6]. Исследователи подчеркивают синтез в таком интегративном качестве непо-иредвннеуномолзелры,инталлеуна в эмрций. Учозываяало.амоцлозальную культуру авторы связывают с понятием «эмоциональный интеллект».

Pан,Aнипимoвв МА [^выдолтет четыре составляющие эмоционального интеллекта, которые частично представлены в структуре эмоциональной куль-турыГрнс. У).

Итак, на основании краткого анализа специальной научной литературы мажпoвуметинь, вто содержатеатныв вoнеeкcтиамщзаарн эмоционаомаой культуры в интерпретационном значении стоит понимать, как:

- сеюсобтаету унаивада пооамагь зтатамасть ямоаоЗ асвоаУжазнедеятельности;

- когнитивную дешифрацию и метакогнитивный разбор эмоциональной сферы, включающий в себя рефлексивный анализ эмоций, аффектов и психоэ-мoнмoнaлзрыxтзмeрупнй;

- потребности эффективного эмоционального упрощения и поведенческой регалянуавсоответстваа cвпаunваuмa нмааавпами и нормами.

сао-с-знанае(сорс-бн-сть осуществлять анализ собственных эооцай а адекватно оценивать ах)

Г

саооаонт-оль осоособность распознавать а вовремя аонтроларовать эооцаа)

I

соцаальная отзыывчавость

осоособность а

проявленаю сооережаваная, оонаоанае окружающего оара)

уоравленае отношенаяоа осоособность оробуждать у другах антерес а ооределеннооу ваду деятельноста)

Рас. 1 Coулсюряющаeвмoцоынaлвнoгoы^^тeллекта

Сам же процесс управления моциональной сферой стоит понимать, как, прежде всего, умение, которое позволяет среди широкого спектра возможных в вано^тны0 мемeнтэмсцaoнaлыалlxpeеаомн вы^п^вав^, вотп|моо то может эффективно работать и выстраивать коммуникативный процесс в рамках всего 0^(0^3т^^но^гы я^стразсема.Лашн ммoеяынaльуoycоыеоaуын тмлоеек имеет превосходство в контроле над своими эмоциями, которой способен не только aнaамаuмыварпюoнтeкcтc разювчзых oочиpcон,нoa п^гоозартвать вопможные эyoрaoеaммныo оетназч атазамельно мыСурутмнаалучшаН вераалоответа.

Oеенмoвaзре^з^^^ющие эма°аональауюсфекн снаовепа, способ-ствуев разваоаю навныcтнoго озн-шуа-я в знюоаяв.мзрм ыругомлюгдям. Циф-ровизация обладает мощным потенциалом в формировании эмоциональной мллнтнры шаоланарса. Возомн-сио yyчыщaxcяэмoлPoнaланoт ынлутyеы происходит в тесной связи с формированием у них представления о целостной кааоаме маму.

Цифровизация в современной культуре коренным образом изменила то, вао нюаю манaыoдeBатвyютc менае в технологиями, что привело к опасениям по поводу потенциального эмоционального воздействия на зрителей. Хотя циф-ровизация произвела революцию в развлечениях и общении, она также была связана с повышением уровня стресса, беспокойства и других негативных эмоциональных состояний.

Научные исследования последних лет показывают, что цифровизация оказывает значительное влияние на зрителя. Согласно исследованию Трофимовой Е.И., подростки, которые проводят более 5 часов с гаджетами каждый день, имеют более высокий риск депрессии и других психических заболеваний по сравнению с теми, кто тратит меньше времени на эти действия [8]. Многие другие исследования также подтверждают связь между чрезмерным использованием цифровых технологий и развитием тревожности, депрессии, нарушений сна, зависимости и других психологических проблем. Согласно данным Американской

психологической ассоциации, более 60% подростков признают, что проводят слишком много времени в Интернете и с гаджетами.

Цифровые технологии и социальные сети могут способствовать формированию нереалистичных ожиданий, снижению самооценки и развитию чувства неполноценности у молодых людей. Это происходит из-за постоянного сравнения себя с идеализированными образами в Интернете и социальных сетях. Исследования также показывают, что чрезмерное использование гаджетов может негативно влиять на когнитивные способности, такие как концентрация внимания, критическое мышление и способность к глубокому пониманию информации. Это может препятствовать полноценному развитию и обучению молодых людей.

Кроме того, длительное использование гаджетов и социальных сетей может способствовать развитию зависимости и негативно влиять на социальные навыки и межличностные отношения. Молодые люди могут испытывать трудности в реальном общении и взаимодействии.

Тем не менее цифровизация также может оказать положительное влияние на подрастающее поколение. Например, исследования Кузиной Н.В. и Кузиной Л.Б. показали, что просмотр фильмов или телепередач может повысить уровень сочувствия у зрителей. Кроме того, просмотр видеороликов может улучшить настроение и снизить уровень стресса у зрителей.

Следовательно, современная цифровизация оказывает как позитивное, так и негативное влияние на зрителей. Чтобы уменьшить негативные последствия цифровизации, необходимо отвлекаться от экранов через регулярные перерывы, контролировать количество времени, проведенного с гаджетами, и обращать внимание на содержимое просмотра.

Суворова О.В. и Ермаченко В.В. поддерживают мысли о важности анонимности как важного аспекта терапевтической практики. Они отмечают, что чувство анонимности может помочь человеку почувствовать большую свободу выражать свои мысли и чувства, что может быть полезно для достижения глубокого понимания себя и осуществления изменений [2].

Хотя компьютерное мышление имеет мозаичную и образную структуру, оно помогает людям быстро и гибко ориентироваться в мире, реагировать на события и формировать мысли. Однако не все новые навыки, приобретенные человеком в условиях цифровизации, оказывают положительное влияние. Элек-

Библиографический список

тронные ресурсы сети часто демонстрируют диаметрально противоположные определения событий, что способствует созданию коллизий восприятий о статистическом факте. Культурные иконографические компоненты, представленные в условиях цифровой трансформации, являются ключом к нашему пониманию мира и общению друг с другом. Учитывая многогранность данного процесса, мы можем говорить не только о его положительном влиянии на эмоциональную сферу индивида, но и отметить некоторое отрицательное влияние, которое в целом и предопределяет целесообразность исследования данного вопроса, так как может помочь понять и уменьшить негативные последствия, особенно для нестабильной эмоциональной сферы у подрастающего поколения.

Современное состояние социального пространства неразделимо с информатизацией и трансформационными изменениями, которые обусловливают процесс видоизменения культурных потребностей у человека, включающий, прежде всего, инновационные формы выражения и восприятия культуры в целом. Соответственно, современная культура может быть воспринята как многослойная и сложная, интегрирующая в себя разнообразие практик и выражений, способствующих не только личностному развитию индивида, но и социальному. Учитывая достаточно тонкую грань в контексте такой трансформации, следует сохранять баланс между прагматичным и эмоциональным восприятием мира, чтобы не потерять свою идентичность и социальную адаптацию.

Таким образом, как мы можем заметить, вопрос формирования эмоциональной культуры подрастающего поколения приобрел особую важность и актуальность в условиях цифровизации социального пространства. Среди факторов, которые помогут в успешном формировании эмоциональной культуры, - создание эмоциональной развивающей среды/имиджа в образовательных учреждениях. Формирование психологически приятной среды определяется ключевыми задачами современной образовательной системы, параметры которых включают атмосферу доверия; уверенность в ребенке и его способностях; отношение, свободное от критики педагога; чувство принадлежности к сообществу, оптимистичное представление, создание ситуаций успеха; честные и объективные отношения в условиях коммуникативного процесса.

Эмоционально благоприятная среда является следствием систематической педагогической деятельности, основанной на применении эффективных методов, учитывающих психологические особенности различных категорий детей.

1. Рюмина Т.В., Шульга Д.А., Валышкина А.А. Воспитание эмоциональной культуры подростков: психолого-педагогический аспект. Студент. Аспирант. Исследователь. 2018; № 2 (32): 103-107.

2. Суворова О.В., Ермаченко В.В. Возможности оптимизации эмоционального благополучия младших подростков средствами мировой музыкальной и художественной культуры. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-4: 314-318.

3. Воронцова И.Е., Парфенова А.В. Влияние интернета на детей: этическая экспертиза в аспекте социальной справедливости. Научно-технологические трансформации в современном обществе: нравственно-философское осмысление и особенности правового регулирования: сборник научных трудов. 2019: 365-371.

4. Игнатова Е.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий: обзор современных исследований. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023; № 3: 365-381.

5. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков. Национальный психологический журнал. 2018; № 3 (31): 37-46.

6. Кузина Н.В., Кузина Л.Б. Молодежь в пространстве массовой культуры: вопросы социальной безопасности. Красноярск, 2021.

7. Анисимова М.А. Эмоциональный интеллект участников образовательного процесса в контексте цифровизации образования. Информационные технологии и искусственный интеллект - угроза для современного образования или шаг в сторону развития: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции. Москва, 2023: 7-11.

8. Трофимова Е.И. Влияние цифровизации на развитие личности современных детей. Молодой ученый. 2021; № 34 (376): 170-172.

References

1. Ryumina T.V., Shul'ga D.A., Valyshkina A.A. Vospitanie 'emocional'noj kul'tury podrostkov: psihologo-pedagogicheskij aspekt. Student. Aspirant. Issledovatel'. 2018; № 2 (32): 103-107.

2. Suvorova O.V., Ermachenko V.V. Vozmozhnosti optimizacii 'emocional'nogo blagopoluchiya mladshih podrostkov sredstvami mirovoj muzykal'noj i hudozhestvennoj kul'tury. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-4: 314-318.

3. Voroncova I.E., Parfenova A.V. Vliyanie interneta na detej: 'eticheskaya 'ekspertiza v aspekte social'noj spravedlivosti. Nauchno-tehnologicheskie transformad! v sovremennom obschestve: nravstvenno-filosofskoe osmyslenie i osobennostipravovogo regulirovaniya: sbornik nauchnyh trudov. 2019: 365-371.

4. Ignatova E.S. Vzaimosvyaz' 'emocional'nogo intellekta i primeneniya cifrovyh tehnologij: obzor sovremennyh issledovanij. VestnikPermskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2023; № 3: 365-381.

5. Karabanova O.A., Molchanov S.V. Riski negativnogo vozdejstviya informacionnoj produkcii na psihicheskoe razvitie i povedenie detej i podrostkov. Nacional'nyjpsihologicheskij zhurnal. 2018; № 3 (31): 37-46.

6. Kuzina N.V., Kuzina L.B. Molodezh' vprostranstve massovojkul'tury: voprosy social'nojbezopasnosti. Krasnoyarsk, 2021.

7. Anisimova M.A. 'Emocional'nyj intellekt uchastnikov obrazovatel'nogo processa v kontekste cifrovizacii obrazovaniya. Informacionnye tehnologii i iskusstvennyj intellekt - ugroza dlya sovremennogo obrazovaniya ilishag v storonu razvitiya: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj studencheskoj konferencii. Moskva, 2023: 7-11.

8. Trofimova E.I. Vliyanie cifrovizacii na razvitie lichnosti sovremennyh detej. Molodojuchenyj. 2021; № 34 (376): 170-172.

Статья поступила редакцию 25.05.24

УДК 378

Gorobets L.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Russian Language, Literature and Methods of their Teaching, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lyudmila-38@yandex.ru

Lukyanenko K.A., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: kseniya-gurova98@mail.ru

Gorobets A.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Journalism, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: gorobec.af@mail.ru

APPROACHES AND METHODS OF TEACHING MODALITY AS A CONCEPTUAL AND SYNTACTIC CATEGORY. The article studies a concept of "modality," approaches to it systematization in linguistics, theoretical and practical fields of research. The paper shows that the defined category has always been of interest to researchers. It reflects the connection between thinking and language most vividly. Special attention is paid to such modality aspects as the relation to reality, various

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.