Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ МОДАЛЬНОСТИ КАК ПОНЯТИЙНО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ'

ПОДХОДЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ МОДАЛЬНОСТИ КАК ПОНЯТИЙНО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модальность / модус / диктум / объективная модальность / предикативность / подходы / способы обучения / modality / modus / dictum / objective modality / predicativity / approaches / learning methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Н. Горобец, К.А. Лукьяненко, А.Ф. Горобец

Данная статья посвящена вопросам исследования понятия «модальность», систематизации подходов к нему в лингвистике, определения теоретического и практического проблемного поля. Показано, что соответствующая категория всегда представляла интерес для исследователей. Именно в ней ярче всего отражается связь мышления и языка. Особое внимание уделено таким аспектам модальности, как отношение к действительности, различные виды модальных значений, связь с предикативностью предложения. Также раскрыты спорные вопросы её определения как понятийно-синтаксической категории. Авторы приводят различные точки зрения на модальность, подчёркивая её значение как ключевой составляющей предложения и инструмента для оценки реальности, соответствия и эмоциональной окраски высказывания. В статье представлены аспекты исследуемого понятия, разные точки зрения на способы выражения модальных компонентов. Доказано, что в школьном обучении грамматике и развитию речи указанная категория является одним из важных предметов изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES AND METHODS OF TEACHING MODALITY AS A CONCEPTUAL AND SYNTACTIC CATEGORY

The article studies a concept of “modality,” approaches to it systematization in linguistics, theoretical and practical fields of research. The paper shows that the defined category has always been of interest to researchers. It reflects the connection between thinking and language most vividly. Special attention is paid to such modality aspects as the relation to reality, various modal meanings types and the connection with the predicativity of a sentence. Its definition controversial issues as a conceptual and syntactic category are also disclosed. The authors present various points of view on modality, emphasizing its importance as sentence key component and a tool for assessing the utterance reality, conformity and emotional coloring. The article presents aspects of the concept under study, different points of view on the expressing modal components. It is proved that in school teaching grammar and speech development, this category is one of the important subjects.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ МОДАЛЬНОСТИ КАК ПОНЯТИЙНО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ»

психологической ассоциации, более 60% подростков признают, что проводят слишком много времени в Интернете и с гаджетами.

Цифровые технологии и социальные сети могут способствовать формированию нереалистичных ожиданий, снижению самооценки и развитию чувства неполноценности у молодых людей. Это происходит из-за постоянного сравнения себя с идеализированными образами в Интернете и социальных сетях. Исследования также показывают, что чрезмерное использование гаджетов может негативно влиять на когнитивные способности, такие как концентрация внимания, критическое мышление и способность к глубокому пониманию информации. Это может препятствовать полноценному развитию и обучению молодых людей.

Кроме того, длительное использование гаджетов и социальных сетей может способствовать развитию зависимости и негативно влиять на социальные навыки и межличностные отношения. Молодые люди могут испытывать трудности в реальном общении и взаимодействии.

Тем не менее цифровизация также может оказать положительное влияние на подрастающее поколение. Например, исследования Кузиной Н.В. и Кузиной Л.Б. показали, что просмотр фильмов или телепередач может повысить уровень сочувствия у зрителей. Кроме того, просмотр видеороликов может улучшить настроение и снизить уровень стресса у зрителей.

Следовательно, современная цифровизация оказывает как позитивное, так и негативное влияние на зрителей. Чтобы уменьшить негативные последствия цифровизации, необходимо отвлекаться от экранов через регулярные перерывы, контролировать количество времени, проведенного с гаджетами, и обращать внимание на содержимое просмотра.

Суворова О.В. и Ермаченко В.В. поддерживают мысли о важности анонимности как важного аспекта терапевтической практики. Они отмечают, что чувство анонимности может помочь человеку почувствовать большую свободу выражать свои мысли и чувства, что может быть полезно для достижения глубокого понимания себя и осуществления изменений [2].

Хотя компьютерное мышление имеет мозаичную и образную структуру, оно помогает людям быстро и гибко ориентироваться в мире, реагировать на события и формировать мысли. Однако не все новые навыки, приобретенные человеком в условиях цифровизации, оказывают положительное влияние. Элек-

Библиографический список

тронные ресурсы сети часто демонстрируют диаметрально противоположные определения событий, что способствует созданию коллизий восприятий о статистическом факте. Культурные иконографические компоненты, представленные в условиях цифровой трансформации, являются ключом к нашему пониманию мира и общению друг с другом. Учитывая многогранность данного процесса, мы можем говорить не только о его положительном влиянии на эмоциональную сферу индивида, но и отметить некоторое отрицательное влияние, которое в целом и предопределяет целесообразность исследования данного вопроса, так как может помочь понять и уменьшить негативные последствия, особенно для нестабильной эмоциональной сферы у подрастающего поколения.

Современное состояние социального пространства неразделимо с информатизацией и трансформационными изменениями, которые обусловливают процесс видоизменения культурных потребностей у человека, включающий, прежде всего, инновационные формы выражения и восприятия культуры в целом. Соответственно, современная культура может быть воспринята как многослойная и сложная, интегрирующая в себя разнообразие практик и выражений, способствующих не только личностному развитию индивида, но и социальному. Учитывая достаточно тонкую грань в контексте такой трансформации, следует сохранять баланс между прагматичным и эмоциональным восприятием мира, чтобы не потерять свою идентичность и социальную адаптацию.

Таким образом, как мы можем заметить, вопрос формирования эмоциональной культуры подрастающего поколения приобрел особую важность и актуальность в условиях цифровизации социального пространства. Среди факторов, которые помогут в успешном формировании эмоциональной культуры, - создание эмоциональной развивающей среды/имиджа в образовательных учреждениях. Формирование психологически приятной среды определяется ключевыми задачами современной образовательной системы, параметры которых включают атмосферу доверия; уверенность в ребенке и его способностях; отношение, свободное от критики педагога; чувство принадлежности к сообществу, оптимистичное представление, создание ситуаций успеха; честные и объективные отношения в условиях коммуникативного процесса.

Эмоционально благоприятная среда является следствием систематической педагогической деятельности, основанной на применении эффективных методов, учитывающих психологические особенности различных категорий детей.

1. Рюмина Т.В., Шульга Д.А., Валышкина А.А. Воспитание эмоциональной культуры подростков: психолого-педагогический аспект. Студент. Аспирант. Исследователь. 2018; № 2 (32): 103-107.

2. Суворова О.В., Ермаченко В.В. Возможности оптимизации эмоционального благополучия младших подростков средствами мировой музыкальной и художественной культуры. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-4: 314-318.

3. Воронцова И.Е., Парфенова А.В. Влияние интернета на детей: этическая экспертиза в аспекте социальной справедливости. Научно-технологические трансформации в современном обществе: нравственно-философское осмысление и особенности правового регулирования: сборник научных трудов. 2019: 365-371.

4. Игнатова Е.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий: обзор современных исследований. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023; № 3: 365-381.

5. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков. Национальный психологический журнал. 2018; № 3 (31): 37-46.

6. Кузина Н.В., Кузина Л.Б. Молодежь в пространстве массовой культуры: вопросы социальной безопасности. Красноярск, 2021.

7. Анисимова М.А. Эмоциональный интеллект участников образовательного процесса в контексте цифровизации образования. Информационные технологии и искусственный интеллект - угроза для современного образования или шаг в сторону развития: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции. Москва, 2023: 7-11.

8. Трофимова Е.И. Влияние цифровизации на развитие личности современных детей. Молодой ученый. 2021; № 34 (376): 170-172.

References

1. Ryumina T.V., Shul'ga D.A., Valyshkina A.A. Vospitanie 'emocional'noj kul'tury podrostkov: psihologo-pedagogicheskij aspekt. Student. Aspirant. Issledovatel'. 2018; № 2 (32): 103-107.

2. Suvorova O.V., Ermachenko V.V. Vozmozhnosti optimizacii 'emocional'nogo blagopoluchiya mladshih podrostkov sredstvami mirovoj muzykal'noj i hudozhestvennoj kul'tury. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-4: 314-318.

3. Voroncova I.E., Parfenova A.V. Vliyanie interneta na detej: 'eticheskaya 'ekspertiza v aspekte social'noj spravedlivosti. Nauchno-tehnologicheskie transformad! v sovremennom obschestve: nravstvenno-filosofskoe osmyslenie i osobennostipravovogo regulirovaniya: sbornik nauchnyh trudov. 2019: 365-371.

4. Ignatova E.S. Vzaimosvyaz' 'emocional'nogo intellekta i primeneniya cifrovyh tehnologij: obzor sovremennyh issledovanij. VestnikPermskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2023; № 3: 365-381.

5. Karabanova O.A., Molchanov S.V. Riski negativnogo vozdejstviya informacionnoj produkcii na psihicheskoe razvitie i povedenie detej i podrostkov. Nacional'nyjpsihologicheskij zhurnal. 2018; № 3 (31): 37-46.

6. Kuzina N.V., Kuzina L.B. Molodezh' vprostranstve massovojkul'tury: voprosy social'nojbezopasnosti. Krasnoyarsk, 2021.

7. Anisimova M.A. 'Emocional'nyj intellekt uchastnikov obrazovatel'nogo processa v kontekste cifrovizacii obrazovaniya. Informacionnye tehnologii i iskusstvennyj intellekt - ugroza dlya sovremennogo obrazovaniya ilishag v storonu razvitiya: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj studencheskoj konferencii. Moskva, 2023: 7-11.

8. Trofimova E.I. Vliyanie cifrovizacii na razvitie lichnosti sovremennyh detej. Molodojuchenyj. 2021; № 34 (376): 170-172.

Статья поступила редакцию 25.05.24

УДК 378

Gorobets L.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Russian Language, Literature and Methods of their Teaching, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lyudmila-38@yandex.ru

Lukyanenko K.A., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: kseniya-gurova98@mail.ru

Gorobets A.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Journalism, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: gorobec.af@mail.ru

APPROACHES AND METHODS OF TEACHING MODALITY AS A CONCEPTUAL AND SYNTACTIC CATEGORY. The article studies a concept of "modality," approaches to it systematization in linguistics, theoretical and practical fields of research. The paper shows that the defined category has always been of interest to researchers. It reflects the connection between thinking and language most vividly. Special attention is paid to such modality aspects as the relation to reality, various

modal meanings types and the connection with the predicativity of a sentence. Its definition controversial issues as a conceptual and syntactic category are also disclosed. The authors present various points of view on modality, emphasizing its importance as sentence key component and a tool for assessing the utterance reality, conformity and emotional coloring. The article presents aspects of the concept under study, different points of view on the expressing modal components. It is proved that in school teaching grammar and speech development, this category is one of the important subjects.

Key words: modality, modus, dictum, objective modality, predicativity, approaches, learning methods

Л.Н. Горобец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: lyudmila-38@yandex.ru

К.А. Лукьяненко, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: kseniya-gurova98@mail.ru

А.Ф. Горобец, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», г. Москва, E-mail: gorobec.af@mail.ru

ПОДХОДЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ МОДАЛЬНОСТИ КАК ПОНЯТИЙНО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Данная статья посвящена вопросам исследования понятия «модальность», систематизации подходов к нему в лингвистике, определения теоретического и практического проблемного поля. Показано, что соответствующая категория всегда представляла интерес для исследователей. Именно в ней ярче всего отражается связь мышления и языка. Особое внимание уделено таким аспектам модальности, как отношение к действительности, различные виды модальных значений, связь с предикативностью предложения. Также раскрыты спорные вопросы её определения как понятийно-синтаксической категории. Авторы приводят различные точки зрения на модальность, подчёркивая её значение как ключевой составляющей предложения и инструмента для оценки реальности, соответствия и эмоциональной окраски высказывания. В статье представлены аспекты исследуемого понятия, разные точки зрения на способы выражения модальных компонентов. Доказано, что в школьном обучении грамматике и развитию речи указанная категория является одним из важных предметов изучения.

Ключевые слова: модальность, модус, диктум, объективная модальность, предикативность, подходы, способы обучения

Актуальность исследования связана с тем, что на данный момент в числе приоритетных задач лингвистической науки находится анализ соотношения языка, с одной стороны, мышления и реальной действительности - с другой (Н.П Аветисян, С.К. Восканян, М.Ю. Заботкин, РА. Кампаделли). По этой причине понятие «модальность» представляет особый интерес. Именно в ней ярче всего отражаются связи, существующие между мышлением и языков (Ш. Балли, В.В. Виноградов, ПР Парипова, З.Н. Изимариева, Т.В. Шпар).

Изучение работ исследователей, посвященных проблеме обучения модальности как понятийно-синтаксической категории, позволяет отметить, что на настоящем этапе развития отечественной системы образования крайне важным является формирование у школьников систематических представлений о данном феномене.

Здесь мы встречаемся с противоречием: при справедливости сказанного выше ряд связанных с ним теоретических вопросов остаются разработанными недостаточно (А.Р. Бодулева, А.В. Бондарко, Х. Ланьсинь, И.А. Стернин, В.И. Сы-роватская, ПВ. Янгирова). Его наличие ведёт к недостаточной разработанности методики их изучения [1]. Попытка частичной ликвидации данного дефицита осуществлена ниже.

Цель данной работы - рассмотреть подходы к изучению понятия «модальность», актуализировать понимание его содержания, осветить основные лингвистические теории, рассматривающие данную категорию, проанализировать способы обучения школьников различным средствам её выражения.

Её достижение связано с решением следующих задач:

- изучить языковедческие основы модальности;

- проанализировать статус лингвистической модальности (ЛМ), представить разные подходы к её определению, а равно и способы выражения ЛМ;

- раскрыть особенности изучения данного феномена обучающимися на разных этапах обучения.

По ходу решения этих задач применялись следующие методы исследования:

- анализ специальной литературы;

- рефлексия собственного педагогического опыта авторов.

Научная новизна нашей статьи состоит во всестороннем анализе статуса лингвистической модальности.

Теоретическая значимость заключается в актуализации понимания соответствующего термина и определении его современного развития.

Таблица 1

Авторы Суть трактовки

В.В. Виноградов Модальность тесно связана с предложением. При этом предложение включает модальное значение. Таковое является наиболее существенным его признаком, указывающим на соотношение с действительностью. При этом проводится разграничение между модальностями логической и лингвистической. Выделяются также коммуникативные модальности. Они представляют собой, по существу, разные типы предложений (побудительные, вопросительные, повествовательные) [2]

Н.С. Авилова, А.В. Бондаренко, Е.А. Брызгунова ЛМ применяется для обозначения языковых явлений, неоднородных по своему значению, грамматическим свойствам и/или смысловому объёму, однако характеризующихся при этом наличием признака «общности». Суть его заключается том, что все подобные явления выступают выражением отношения сообщаемого к реальной действительности, а также мыслительной деятельности говорящего к сообщаемой информации

Ш. Балли; Н.Н. Самсонова Любое высказывание подразделяется на две части. Основное его содержание при этом обозначается термином «диктум». Другая часть, модус, представляет собой волевое или эмоциональное отношение говорящего к первой. Модальность при этом понимается как синтаксическая категория. С помощью таковой субъект может сопоставить диктум, с одной стороны, окружающую действительность - с другой. В итоге он либо отрицает, либо утверждает собственное отношение к предмету речи как к ценности. ЛМ присуща и логическая функция. Под ней, согласно концепции данного автора, понимается выражение мыслящим субъектом его реакции на представленное высказывание. Соответственно, и высказыванию не следует придавать значение предложения, если в нём нет какого-либо выражения ЛМ. Другими словами, интересующая нас категория представляет собой неотъемлемое свойство предложения [3]

П.А. Лекант Оценка говорящим содержания высказываний с точки зрения их достоверности и/или реальности. Таким образом, основным модальным значением предложения является значение реальности - ирреальности, которое, в свою очередь, является результатом оценки говорящим содержания высказывания. При этом логическая и лингвистическая модальности тесно связаны друг с другом

ГА. Золотова Ставит знак равенства между категориями логической и лингвистической модальности. Обе они трактуются как субъективно-объективное отношение между содержанием высказывания и действительностью с точки зрения соответствия/несоответсвия. В данном ключе выделяются следующие типы отношений: - между высказыванием и действительностью - объективная модальность; - субъекта речевой деятельности к содержанию высказывания, иначе говоря, модальность субъективная; - субъекта иного действия к этому действию - субъектная модальность

А.А. Мецлер «Модальность» - категория языка, ядром которой, в свою очередь, является категория наклонения. ЛМ при этом характеризует всё предложение в целом. Она может выражаться с использованием средств грамматики, лексики и интонации

ГП. Немец Логическая модальность тесно связана с понятием «реальность - ирреальность», в то время как модальность лингвистическая сводится к выражению различных аспектов соотношения между высказыванием и действительностью

Подходы к трактовке сущности понятия «лингвистическая модальность»

Практическая значимость - в раскрытии основныхвозможностев, существующих сегодня для формирования у учащихся представлений об ЛМ.

Иок нже говкрилосч вчеке, интеритующит уас тат^иория зиочузиокн4 игиучти иытттпаетв начестиеобъезна нг^и/чнс^^инчером отевастаенж.аи ^^|4сКежиых лингвистов. Схотвеыыг1^ен1н.^,1ыи1 мюнч1Т1^1^(^л^и тяз иотеорс^н кеёстщностной хараитерискике^табч1. И(.

Тисем иер аемм^ля оевpeмeннoтлингввстнк4 хвpaктepeвплиpзжизмвиa-хти ап4ныокосие ЛМ. ЧТинчич) дефиниртю тетктрсуиеак питттчйнуютретгорыыт, и гак синтаксическую. На наш взгляд, обе точки зрения в равной степени право-медчы. Меыедувкми сещисчееедс^пределённое соотношение, которое может быть представлено схематически (рис.1).

Рис. 1. Модхлыосттна туичеануичоcкaя и пзситийная тутаесчео

Cлeдoвaтельио. еормчн|нычесечный в ^гаглсве^ асте ящей cтзчви,нeoарм-димо трактовать как понятийно-синтаксическую категорию [4]. Она представлена неткнлиирм4 видами ориршеыиВ (риы. -).

ОТНОШЕНИЯ

Гс4соощвес и авост4отвнаыссто Выыстмзыывмнио и авост4отвнаыссто Двост4итвнаыссто и 4ыстмзы4маию

Рис. 2. Отношения, через которые представлено понятие «лингвистическая модальность» как понятийно-синтаксическая категория

С этими отношениями связаны следующие виды модальных значений:

- оценка содержания высказывания с точки зрения его коммуникативной функции;

- степень уверенности субъекта в достоверности высказывания [5];

- оценка им содержательной стороны [2];

- реальность/нереальность высказывания;

- возможность и/или необходимость оценки обозначенной в нём ситуации (Р.А. Кампаделли, Х. Ланьсинь, И.А. Стернин).

Не стоит при этом забывать и о том, что, помимо синтаксических категорий, каковые зависят от структуры языка, существуют категории внеязыковые, которые от подобных факторов не зависят [3]. К ним относятся понятийные. И так как модальность напрямую связана с умственной деятельностью индивида, то можно говорить о том, что она входит в число понятийных категорий. Подобно им она также может транслироваться за счёт самого строя языка [4].

Немаловажным аспектом сущностной характеристики понятия «модальность» является его связь с предикативностью, считающейся в современной науке о языке важнейшим признаком предложения (Ш. Балли, А.Р. Бодулева, С.К. Восканян, ПР. Парипова, З.Н. Изимариева, В.И. Сыроватская, ПВ. Янгиро-ва). Предикативность представляет собой соответствие смыслового наполнения предложения действительности [1]. Она выражается при помощи ряда синтаксических средств (рис. 3).

Каждая из этих категорий выражает тот или иной аспект соответствия между действительностью и высказыванием [6]. Оно устанавливается самим говорящим. Приведённая характеристика феномена предикативности предоставляет нам возможность позиционировать модальность как важнейшую часть предложения.

На современном этапе развития лингвистики можно говорить о её стойкой ориентации на «языковую личность», в связи с чем возрастает и интерес к исследованию следующих категорий:

КАТЕГОРИИ

иО Н-

Синтаксическое время Синтаксическое лицо Синтаксическая модальность

Рис. 3. Синтаксические категории, при помощи которыхвыражаетсяпредикативность

- ьавеносия субеективрссти;

в ьажносви;

- аценочтвсти;

- оптативности [7].

Все оть опеюа субъективную природу. Субъективная модальность также может быть представлена в качестве функционально-семантической категории, отражиющей атосчбноссв говоаящегаоамаюлиьачв собственную речьвсоосвет-ствии с действительностью [6].

Ондводт итог вышьс-бэтни-му, отаесбм: в иотщвменто- иауке п прткяике с наибольшей полнотой раскрыто три основных подхода к определению понятия «модноьноотьв^ис.'!).

МОДАЛЬНОСТЬ

Ои-тшв-мв Оистшв-мв отчт-ящоот Ои-тшв-мв отчт-ящоот

чыьсвзычг-ми с с чыьсвзычг-мю с чыьсвзычг-мю о

щвиьичмивно-тьим аи-тшв-мв

чыьсвзычг-ми с

щвИьичмивно-тьим

Рис. 4. Наиболее распространённые подходы кнов-дсоeниюсeс-бнв «мтщбпьтость»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности этих подходов а исно-тованию феномена модальности с необходимостью должны учитываться в современной школьной практике обучения русскому языку [8]. При этом, как уже говорилось выше, его изучению сегодня уделяется явно недостаточно внимания.

Достаточно сказать, что сведений о ЛМ как о категории не встречается ни в одной школьной программе. Нет их и на страницах учебников русского языка [5]. При этом умения и навыки, позволяющие верно определять, например, отношение автора предложенного текста к тем или иным проявлениям объективной действительности, являются необходимыми, например, для успешного завершения работы над сочинениями [8]. Отсюда следует, что сформированные представления об ЛМ представляют собой необходимый компонент подготовки учащихся к сдаче ПИА в 9 классе и ЕПЭ в 11 классе.

Многие работники основного общего и среднего общего образования осознают данную ситуацию. При отсутствии подобного материала в учебниках большинство из них сами раскрывают ученикам суть и значение соответствующего понятия. Делается это, например, в ходе анализа текстовых фрагментов [7]. При этом часто применяются прогрессивные формы организации учебной деятельности, такие как индивидуальная и групповая, а также исследовательская и поисковая работа.

На современном этапе развития российской школы представляется возможным совершенствование изучения рассматриваемого феномена. Для этого, прежде всего, необходимо сделать его системным и поэтапным при обязательном соблюдении линейно-ступенчатого принципа освоения материала [3].

Например, в 5-6 классах (подготовительный этап) обучающиеся при помощи наводящих вопросов учителя учатся выделять ценностное отношение автора текста. Они также узнают об основных средствах, при помощи которых осуществляется раскрытие авторской позиции (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, лексические). Таким образом они постепенно знакомятся с ключевыми составляющими модального компонента. В данном случае наиболее полезной будет работа с текстовыми упражнениями аналитического и аналитико-синтетического характера. При этом «увидеть» в них модальный смысл помогут вопросы учителя. На рассматриваемом этапе обучения они могут иметь следующий вид:

- Какими средствами языка автор передаёт собственные размышления?

- Как он или его герой относится к тому или иному явлению (персонажу, предмету, событию)?

МОДАЛЬНОСТЬ

ы. и-

Сентмтсисвстмо тмтвесоео Псыотейымо тутвесчео

^ О

Выомжмвтсо 4 зовазсжвнеи Ичтсти твсютсо 4 физсчсфии и ымутв

Данные вопросы помогут учащимся найти в тексте средства выражения, при помощи которых транслируется ЛМ. Например, в пятом классе при выполнении любого грамматического задания нужно анализировать содержательную сторону текста, обращая внимание учащихся на выражение субъективной модальности. При этом можно использовать следующие вопросы:

- Какие отношения складываются между внуком и дедом/говорящими?

- Как вы поняли, что дед с теплотой и нежностью относится к своему внуку?

- Какие слова помогают увидеть это отношение?

Также на рассматриваемом этапе будет целесообразным предложить учащимся по образцу данного текста или по отдельным высказываниям составить собственные тексты с использованием таких же языковых средств и с сохранением эмоционального настроя. На этом этапе считаем достаточным «видеть и чувствовать» элементарные оттенки модальных значений.

В 7-8 классах представление о ЛМ расширяется. Сначала школьники узнают и осмысляют теоретические сведения, которые им необходимы для восприятия и усвоения модальных смыслов. Затем учатся находить средства выражения модальных значений.

Рекомендуем знакомить учащихся с самим этим понятием, с видами явления, обозначаемого им, а равно основными способами её выражения. Эти знания необходимы при анализе текстов: верное понимание авторской позиции помогает правильно интерпретировать текст. На данном этапе школьники с необходимостью должны научиться:

- разграничивать объективную и субъективную ЛМ;

- определять, какими средствами выражен тот или иной её тип.

Для этого целесообразно, например, рассмотреть глагольные связки, модальные глаголы, модальные частицы (тема изучается в 7 классе по любой программе), чтобы учащиеся научились разграничивать реальную и потенциальную модальность.

В 8 классе формируются представления о вводных словах, предложениях, конструкциях. Поэтому на уроках постоянно необходимо уделять внимание не только пунктуации, но и значениям вводных слов, объяснить учащимся, что с их помощью в тексте выражается ЛМ. Также на этом этапе при анализе текстов (как на уроках русского языка, так и литературы) нужно постоянно говорить о способах выражения субъективной модальности. Это поможет учащимся правильно определять и осмысливать авторскую позицию, следовательно, им будет легче создавать собственный текст на основе данного.

Именно на этом этапе обучения важно сформировать у школьников представления о следующих её характеристиках:

- выразительность,

- коммуникативная цель,

- оценочность,

- отрицание,

- время [2].

Можно выделить следующие цели изучения модального компонента на рассматриваемом этапе:

- научить видеть средства выражения модальных значений при изучении конкретного языкового материала

- убедить в их важности для дальнейшей учебной и иных видов деятельности.

В выпускных классах необходимо говорить об объективно-субъективной организации высказывания, рассматривать детально разные типы модальных значений вкупе с различными средствами их выражения. Следует также демонстрировать различные способы присвоения смыслов и учить старшеклассников понимать их и применять при написании собственных текстов.

Именно о ЛМ можно говорить, читая текст и рассматривая речевую ситуацию, в которых на передний план выходят взаимоотношения автора и читателя, то есть коммуникация. Такой подход расширяет практическую значимость изучения соответствующего явления. На данном этапе можно говорить уже о более широкой плоскости - модальности текста. Именно посредством текста открыто и контекстно передаётся отношение автора к сообщаемому, его точка зрения, позиция и определяющие их ценности.

Библиографический список

Сегодня это особенно важно, поэтому целесообразно говорить о ЛМ на элективных курсах по русскому языку и литературе, уроках-практикумах, где у учителя появляется возможность выделить на изучение данной темы несколько учебных занятий.

Мы в экспериментальном обучении разработали программу элективного курса «Текст - основа при подготовке к ОПЭ» (9 класс). Один из её разделов посвящён способам выражения модальности, а именно - языковым средствам выражения отношения и оценки автора, в том числе средствам художественной выразительности. Темы, изучаемые в рамках данного раздела, формулируются следующим образом:

- «Специфика применения средств выразительности в художественных текстах»;

- «Основные пути выражения оценки и отношения»;

- «Подбор необходимых языковых средств и их использование с учётом тематики текста и содержащейся в нём основной мысли».

Так, на уроке по теме «Основные пути выражения оценки и отношения» отдельное внимание мы уделяем изучению основных разрядов, на которые подразделяются модальные слова. Дело в том, что именно такие слова представляют собой наиболее ярких носителей ЛМ [3]. В ходе занятия учащимся предлагается выделить такие слова из предложенных фрагментов и классифицировать их. Приведём соответствующие примеры:

- «Пожалуй (собственно-модальное), пора бросить все к чёрту и в Кисловодск...» (М.А. Булгаков);

- «По слухам (значение авторизации), какая-то часть упорно сражалась под Каменском, не пропуская немцев в Лихую» (А.А. Фадеев);

- «Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению (эмоционально-оценочное), ею редактора нисколько не удовлетворил» (М.А. Булгаков);

- «Итак (метатекстовое), в то морозное и сиверкое ноябрьское утро мальчик Коля Красоткин сидел дома» (Ф.М. Достоевский);

- «Видите ли (фатическое), прокуратор... Это не особенно сложно» (М.А. Булгаков).

Таким образом, в процессе обучения русскому языку и литературе лиц, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования, необходимо формировать у них представления и знания, касающиеся ЛМ [5]. Сегодня знакомство с ней является необходимым условием овладения учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями.

Резюмируя рассмотрение проблемы формирования у современных школьников системы представлений о модальности как о понятийно-синтаксической категории, мы можем с определённой долей уверенности заявить, что соответствующий феномен представлен тремя видами отношений.

К трем видам модальностей относятся:

- отношение говорящего субъекта к окружающей действительности,

- отношение высказывания к действительности,

- отношение действительности к высказыванию.

Проведённый анализ специализированной литературы показал, что при наличии множества классификаций типов модальных значений большинство современных авторов соглашаются с разграничением модальности субъективной и объективной. Проведение подобной границы позволяет выделить различные типы отношений между четырьмя сторонами коммуникации: говорящий и слушающий, содержание высказывания и действительность.

Изучение модальности является необходимым компонентом обучения русскому языку и литературе на ступени общеобразовательной школы. Оно помогает развитию языковой личности учащихся. Конкретно, это выражается в том, что школьники, характеризующиеся наличием сформированных знаний об ЛМ, имеют больше возможностей для выражения собственного мнения, обработки необходимых данных и последующей их трансляции.

Таким образом, овладение приёмами выражения ЛМ способствует успешной сдаче ЕПЭ и ПИА. Перспективы дальнейших научных и практических поисков в соответствующей области мы видим в разработке обновлённых методик работы над способами её выражения в курсе русского языка с широким использованием цифровых технологий.

1. Ланьсинь Х., Сыроватская В.И. Теоретические аспекты изучения и использования русского языка. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (104): 129-132.

2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). Москва: Русский язык, 2001.

3. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. Москва: Эдиториал УРСС, 2001.

4. Аветисян Н.П, Восканян С.К. К вопросу о соотношении языка, культуры, мышления через призму лингвистических учений. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022; № 2: 67-78.

5. Заботкин М.Ю. Язык между миром и мышлением. МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2020; № 10: 243-268.

6. Кампаделли РА. Теоретические вопросы лингвокогнитивного анализа и концептуализации мира. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А: Пуманитарные науки. 2021; № 2: 58-65.

7. Парипова ПР, Изимариева З.Н. Полимодальность восприятия как фактор повышения успешности овладения иностранным языком. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 117-119.

8. Бодулева А.Р, Янгирова П.В. Дисфемизмы как средства выражения субьективной модальности для реализации манипулятивной цели автора массмедийного сообщения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 509-512.

References

1. Lan'sin' H., Syrovatskaya V.I. Teoreticheskie aspekty izucheniya i ispol'zovaniya russkogo yazyka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (104): 129-132.

2. Vinogradov V.V. Russkij yazyk (Grammaticheskoe uchenie o slove). Moskva: Russkij yazyk, 2001.

3. Balli Sh. Obschaya lingvistika i voprosy francuzskogo yazyka. Moskva: 'Editorial URSS, 2001.

4. Avetisyan N.G., Voskanyan S.K. K voprosu o sootnoshenii yazyka, kul'tury, myshleniya cherez prizmu lingvisticheskih uchenij. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2022; № 2: 67-78.

5. Zabotkin M.Yu. Yazyk mezhdu mirom i myshleniem. METOD: Moskovskij ezhegodnik trudov iz obschestvovedcheskih disciplin. 2020; № 10: 243-268.

6. Kampadelli R.A. Teoreticheskie voprosy lingvokognitivnogo analiza i konceptualizacii mira. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya A: Gumanitarnye nauki. 2021; № 2: 58-65.

7. Garipova G.R., Izimarieva Z.N. Polimodal'nost' vospriyatiya kak faktor povysheniya uspeshnosti ovladeniya inostrannym yazykom. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 117-119.

8. Boduleva A.R., Yangirova G.V. Disfemizmy kak sredstva vyrazheniya sub'ektivnoj modal'nosti dlya realizacii manipulyativnoj celi avtora massmedijnogo soobscheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 509-512.

Статья поступила в редакцию 31.05.24

УДК 378

Grineva E.S., senior teacher, Department of Digital Economy, Non-State Educational Institution of Higher Education "Moscow Financial-Industrial University 'Synergy'"

(Moscow, Russia), E-mail: ligrin4me@yandex.ru

Minochkina G.A., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Language Communication, Russian Gnessin Academy of Music (Moscow, Russia),

E-mail: ligrin4me@yandex.ru

Yarychev M.U., senior teacher, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: nasrudiny@mail.ru

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF A MODERN UNIVERSITY. The educational potential of web quests in developing professional skills in future specialists is explored. Modern education increasingly focuses on using interactive teaching methods, including web services like web quests, which serve as an effective tool for shaping students' professional skills. Examples of integrating such teaching method in educational institutions are provided. Educational technology aims to optimize the learning process and ensure that learners achieve predefined educational goals. In the era of rapidly evolving information technologies, traditional methodologies are being surpassed in terms of material quality and relevance. This diminishes student motivation and reduces the effectiveness of the learning process. The job market demands increasingly stringent competencies, qualifications, and overall intellectual levels from student graduates. Educational technology encompasses methods and techniques aimed at enhancing the efficacy of the learning process to guarantee that learners achieve planned learning outcomes. Traditional educational technologies currently fall short in the modern education system due to outdated data, an inability to motivate students in an era of innovation, user unfriendliness, and lack of facilitation for teachers and students. Consequently, new educational technologies are emerging, including information technologies like web quests. In the pedagogical experiment, information on educational quest priorities is placed at the top of the site's homepage, offering project acquisition applications and comparing advantages to similar programs. A comparative advantage among similar programs is also provided. Educational quests have a clear structure.

Key words: distance learning, distance learning according to higher education programs, quizzes, web quizzes, interactive learning, game-based learning, methodical training

Е.С. Гринева, ст. преп., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: ligrin4me@yandex.ru

Г.А. Миночкина, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: ligrin4me@yandex.ru

М.У. Ярычее, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-КВЕСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В данной статье рассматривается образовательный потенциал веб-квестов в развитии профессиональных навыков будущих специалистов. Современное образование все чаще ориентируется на использование интерактивных методов обучения, в том числе таких веб-сервисов, как веб-квесты, которые служат эффективным инструментом формирования профессиональных навыков студентов. Приведены примеры внедрения такого метода обучения в образовательных учреждениях. Образовательная технология направлена на оптимизацию процесса обучения и обеспечение достижения учащимися заранее определенных образовательных целей. В эпоху стремительно развивающихся информационных технологий традиционные методики становятся все более востребованными с точки зрения качества и актуальности материала. Это снижает мотивацию студентов и эффективность процесса обучения. Рынок труда предъявляет все более жесткие требования к компетенциям, квалификации и общему интеллектуальному уровню выпускников. Образовательные технологии включают в себя методы и приемы, направленные на повышение эффективности процесса обучения, чтобы гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Традиционные образовательные технологии в настоящее время не работают в современной системе образования из-за устаревших данных, неспособности мотивировать учащихся в эпоху инноваций, недружелюбия пользователей и отсутствия упрощения процедур для преподавателей и студентов. Следовательно, появляются новые образовательные технологии, в том числе информационные, такие как веб-квесты, которые способствуют повышению качества образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное обучение по программам высшего образования, викторины, веб-викторины, интерактивное обучение, игровое обучение, методическая подготовка

Актуальность исследования. Современное образование все чаще и больше ориентируется на использование разного рода интерактивных способов обучения, в том числе с использованием веб-сервисов, например, веб-квестов, которые представляют собой эффективное средство формирования профессиональных навыков у студентов. В данной статье будет рассмотрен образовательный потенциал веб-квестов в формировании профессиональных навыков у будущих специалистов, а также приведены примеры интеграции подобного способа обучения в образовательных учреждениях.

Цель нашей статьи заключается в исследовании позитивного опыта реализации веб-квестов в формировании профессиональных навыков у будущих специалистов.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- привести сущностную характеристику термина «веб-квест»;

- рассказать о дидактических задачах, которые могут быть решены средствами веб-квестов;

- рассмотреть структуру образовательных квестов, их виды; алгоритм реализации, их образовательный потенциал.

В ходе исследования автором активно применялся метод изучения специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах были проанализированы и обобщены возможности веб-квестов в процессе подготовки специалистов.

Теоретическая значимость - в определении дидактических возможностей веб-квестов в процессе подготовки специалистов.

Практическая значимость состоит в анализе опыта успешного использования веб-квестов в процессе подготовки специалистов.

До появления Интернета квесты были в печатном виде и существовали задолго до того, как появились сети. Прафические квесты получили большую популярность в восьмидесятых годах ХХ века. Квесты с загадками и головоломки стали популярны в 1990-х годах [1-9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.