Научная статья на тему 'Цифровое воспитание: «старые технологии» на новый лад'

Цифровое воспитание: «старые технологии» на новый лад Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитательные технологии / цифровые средства / технология организации деятельности / цифровизация воспитания / educational technologies / digital tools / technology of activities organization / digitalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаибова Вероника Евгеньевна

Цифровизация образования актуальное направление в течение последних 15-20 лет. Новый виток в развитии этой идеи пришелся на период пандемии, когда было важно научиться работать (обучать и воспитывать подрастающее поколение) на расстоянии, не выходя из дома. В современных документах также отражена необходимость использования различных интернет-ресурсов и цифровых средств в рамках воспитательной работы с обучающимися, например в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Данная проблема в настоящее время является актуальной, что отражают многочисленные исследования в данной области. Цель исследования проверка положения о том, что реализация некоторых воспитательных технологий будет эффективнее при применении цифровых средств, так как виртуальное пространство является для подрастающего поколения такой же частью жизни, как и реальность. Ведущий метод опытно-экспериментальная работа, а также методы статистической обработки данных эксперимента. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: цифровизация воспитания действительно является актуальной проблемой образовательного процесса в целом; работа по созданию цифрового контента для воспитания подрастающего поколения ведется во многих учебных учреждениях, но в разных направлениях; обучающиеся охотнее воспринимают виртуальные экскурсии, нежели идут на обычные; мотивация в освоении информации, которую однокурсники создали самостоятельно, выше, чем аналогичная, предложенная преподавателем. Теоретическая значимость нашего исследования представлена как анализом проблемы использования различных цифровых средств в рамках воспитательной деятельности при работе с обучающимися, так и обоснованием положительных и негативных сторон использования цифровых средств. Автором предложены варианты применения некоторых воспитательных технологий (технология организации деятельности, технология целеполагания) и методов (воспитывающая ситуация, метод убеждения, пример) в цифровой «плоскости». Практическая значимость исследования заключается в применении некоторых технологий и методов воспитания в рамках цифровизации воспитательной деятельности, которые показали свою эффективность (в рамках нашего эксперимента) и могут быть использованы при разработке программ воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital education: «old technologies» in a new way

Digitalization of education has been relevant for the last 15-20 years. A new round in the development of this idea happened during the pandemic, when it was important to learn how to work (train and educate the younger generation) at a distance, without leaving their homes. Modern documents also reflect the need to use various Internet resources and digital tools in the framework of educational work with students, for example, in the "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025". This problem is currently relevant, which is reflected by numerous studies in this area. The purpose of the study was to verify the statement that the implementation of some educational technologies would be more effective when using digital means, since virtual space is the same part of life as reality for the younger generation. The leading method is experimental work and methods of statistical processing of experimental data. As a result of the conducted research, the following conclusions can be drawn: digitalization of education is really an urgent problem of the educational process as a whole; work on the creation of digital content for the education of the younger generation is being carried out in many educational institutions, but in different directions; students are more willing to take part in virtual excursions than to go on real ones; motivation in learning the information that classmates have created independently is higher than the similar one proposed by the teacher. The theoretical significance of our research is presented by the analysis of the problem of using various digital tools in the framework of educational activities when working with students, substantiating the positive and negative aspects of using digital tools. The variants of application of some educational technologies (activity organization technology, goal setting technology) and methods (educational situation, persuasion method, example) in the digital aspect are also proposed. The practical significance of the research lies in the application of certain technologies and methods of education within the framework of digitalization of educational activity, which have shown their effectiveness (within the framework of our experiment) and can be used in the development of educational work programs.

Текст научной работы на тему «Цифровое воспитание: «старые технологии» на новый лад»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2023, № 11 (ноябрь)

Раздел 5.8. Педагогика

ART 231118

DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11118

УДК 37.02:004.9

Цифровое воспитание: «старые технологии» на новый лад Digital education: «old technologies» in a new way

Автор статьи

L

Author of the article

Гаибова Вероника Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушин-ского», г. Ярославль, Российская Федерация dr.gaibova@mail.ru ORCID 0000-0003-1903-5329

Veronika E. Gaibova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History of Education, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russian Federation dr.gaibova@mail.ru ORCID 0000-0003-1903-5329

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

L

Гаибова В. Е. Цифровое воспитание: «старые технологии» на новый лад // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11. - С. 195-206. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231118.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11118

V. E. Gaibova, Digital education: «old technologies» in a new way // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 11. - P. 195-206. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231118.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2023-11118

Поступила в редакцию Received 28.09.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.10.23

Принята к публикации Accepted for publication 30.10.23 Опубликована Published 30.11.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Гаибова В. Е., 2023

Аннотация

Цифровизация образования - актуальное направление в течение последних 15-20 лет. Новый виток в развитии этой идеи пришелся на период пандемии, когда было важно научиться работать (обучать и воспитывать подрастающее поколение) на расстоянии, не выходя из дома. В современных документах также отражена необходимость использования различных интернет-ресурсов и цифровых средств в рамках воспитательной работы с обучающимися, например в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Данная проблема в настоящее время является актуальной, что отражают многочисленные исследования в данной области. Цель исследования - проверка положения о том, что реализация некоторых воспитательных технологий будет эффективнее при применении цифровых средств, так как виртуальное пространство является для подрастающего поколения такой же частью жизни, как и реальность. Ведущий метод - опытно-экспериментальная работа, а также методы статистической обработки данных эксперимента. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: цифровизация воспитания действительно является актуальной проблемой образовательного процесса в целом; работа по созданию цифрового контента для воспитания подрастающего поколения ведется во многих учебных учреждениях, но в разных направлениях; обучающиеся охотнее воспринимают виртуальные экскурсии, нежели идут на обычные; мотивация в освоении информации, которую однокурсники создали самостоятельно, выше, чем аналогичная, предложенная преподавателем. Теоретическая значимость нашего исследования представлена как анализом проблемы использования различных цифровых средств в рамках воспитательной деятельности при работе с обучающимися, так и обоснованием положительных и негативных сторон использования цифровых средств. Автором предложены варианты применения некоторых воспитательных технологий (технология организации деятельности, технология целеполага-ния) и методов (воспитывающая ситуация, метод убеждения, пример) в цифровой «плоскости». Практическая значимость исследования заключается в применении некоторых технологий и методов воспитания в рамках цифровизации воспитательной деятельности, которые показали свою эффективность (в рамках нашего эксперимента) и могут быть использованы при разработке программ воспитательной работы.

Ключевые слова

Abstract

Digitalization of education has been relevant for the last 15-20 years. A new round in the development of this idea happened during the pandemic, when it was important to learn how to work (train and educate the younger generation) at a distance, without leaving their homes. Modern documents also reflect the need to use various Internet resources and digital tools in the framework of educational work with students, for example, in the "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025". This problem is currently relevant, which is reflected by numerous studies in this area. The purpose of the study was to verify the statement that the implementation of some educational technologies would be more effective when using digital means, since virtual space is the same part of life as reality for the younger generation. The leading method is experimental work and methods of statistical processing of experimental data. As a result of the conducted research, the following conclusions can be drawn: digitalization of education is really an urgent problem of the educational process as a whole; work on the creation of digital content for the education of the younger generation is being carried out in many educational institutions, but in different directions; students are more willing to take part in virtual excursions than to go on real ones; motivation in learning the information that classmates have created independently is higher than the similar one proposed by the teacher. The theoretical significance of our research is presented by the analysis of the problem of using various digital tools in the framework of educational activities when working with students, substantiating the positive and negative aspects of using digital tools. The variants of application of some educational technologies (activity organization technology, goal setting technology) and methods (educational situation, persuasion method, example) in the digital aspect are also proposed. The practical significance of the research lies in the application of certain technologies and methods of education within the framework of digitalization of educational activity, which have shown their effectiveness (within the framework of our experiment) and can be used in the development of educational work programs.

Key words

воспитательные технологии, цифровые средства, технология организации деятельности, цифровизация воспитания

Благодарности

educational technologies, digital tools, technology of activities organization, digitalization of education

Acknowledgements

Автор выражает благодарность студентам II курса ЯГПУ, которые принимали участие в нашем исследовании, а также студентам, создававшим виртуальные экскурсии, и информационно-ресурсному центру ЯГПУ за помощь в создании контента.

The author expresses her gratitude to the second-year students of YaSPU who took part in our study, as well as to the students who created virtual excursions, and the YaSPU information and resource center for their help in creating content.

Введение / Introduction

В настоящее время вопрос воспитания обучающихся является приоритетным в сфере образования. Необходимо учитывать: реалии современности таковы, что учитель не является единственным источником получения знаний. Современная цифровизация образования позволяет обучающимся работать самостоятельно, используя

свои творческие и интеллектуальные способности. Педагог при этом будет связующим звеном между получением знаний и их освоением ребенком при использовании цифровых технологий.

В связи с этим возникает вопрос: какой должна быть воспитательная работа в условиях активной цифровизации образования?

В 2015 году правительством Российской Федерации была разработана и утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В данном документе приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1]. При этом отмечается, что одним из основных направлений воспитательной работы является расширение педагогических возможностей с помощью информационных ресурсов. Данное направление предполагает:

- создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

- информационное, организационное и методическое оснащение воспитательной работы педагога в соответствии с современными требованиями;

- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

- обеспечение условий для защиты детей от негативной и причиняющей вред психическому здоровью информации [2].

В нашем исследовании мы можем отметить положительные стороны использования современных интернет-технологий в воспитательных целях:

- обыденность виртуального пространства для обучающихся;

- разнообразие форм общения в сети (форумы, видеосвязь, сообщения);

- интерактивность взаимодействия участников педагогического процесса.

Для смягчения негативного влияния виртуального пространства на подрастающее поколение необходимо наполнить содержание воспитательной деятельности мировоззренческим осмыслением социальной и личной значимости самосохранения здоровья, в том числе психического [3].

Подрастающему поколению необходимо давать знания и представления о причинах и условиях влияния социально разрушающих провокаций в информационном обществе. Они должны научиться применять полученные знания к конкретной ситуации социальной провокации, а также стремиться углублять и расширять свои знания. Подросткам крайне важно уметь адекватно оценивать окружающую информационную действительность, распознавать социально разрушающие провокации и стараться избегать их [4].

Современные цифровые средства обучения позволяют создавать информационно-методические материалы, обеспечивающие различные виды наглядности, находить необходимую информацию и обрабатывать ее (фотографии и тексты для портфолио, обработка анкет, построение графиков и диаграмм как результатов проводимой воспитательной работы), хранить большие объемы информации (данные, методические разработки и т. д.), находиться в контакте с другими людьми посредством электронной почты, чатов, форумов. Благодаря цифровизации воспитательный процесс можно сделать бо-

лее современным и насыщенным, оказывать влияние одновременно на различные каналы восприятия и виды памяти. Цифровые технологии позволяют обеспечить наглядность и эстетику оформления мероприятий, сделать воспитательный процесс более привлекательным для детей и повысить интерес к проводимым мероприятиям. Целесообразное системное использование цифровых технологий должно стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса и повысить качество труда педагога, позволяя осуществлять мониторинг воспитательного процесса более качественно. А создание единого информационного пространства образовательного учреждения путем внедрения цифровизации образования будет способствовать повышению интереса обучающихся ко всему происходящему в учреждении, стимулировать познавательную и творческую активность детей.

Обзор литературы / Literature review

В настоящее время ведется большая практическая работа по использованию цифровых технологий в процессе воспитания. Об этом свидетельствуют сборники различных научно-образовательных конференций и форумов.

В целом проблемой воспитания обучающихся занимались многие авторы. В нашей работе мы будем опираться на идеи и технологии воспитательной деятельности, разработанные М. И. Рожковым и Л. В. Байбородовой [5].

Так, например, Е. А. Артемьева [6] в своей статье говорит о том, что воспитательная деятельность должна включать в себя не только ценностный и деятельностный компоненты, но и когнитивный компонент, отвечающий за самостоятельное и индивидуальное освоение полученной из информационного пространства информации посредством цифровых технологий.

Н. В. Багичева [7] отмечает, что современные дети достаточно много времени проводят в виртуальном мире, поэтому одной из приоритетных задач воспитательной работы в образовательных учреждениях, начиная с дошкольных, должна быть задача различения реальности и виртуального пространства. Если ребенок не уклоняется от мяча, летящего прямо на него, - это уже сигнал о том, что пора начинать работу по разделению реального и нереального миров.

М. М. Кузнецова [8] дает описание медиашколы как образовательного проекта, куда входят не только школы, но и учреждения дополнительного образования, реализующие непрерывное образование как обучающихся, так и педагогов г. Екатеринбурга. Медиашкола необходима для того, чтобы школьные СМИ, существующие в школах города, социальные сети образовательных учреждений больше писали о духовно-нравственных темах. При этом, читая такой контент, ребенок, обучающийся, будет попадать в хорошую воспитательную среду, которая позволит ему лучше понимать различные аспекты жизни, с которыми он в будущем может встретиться.

А. С. Осокина [9] дает описание эксперимента по разработке проекта «Золотое кольцо Нижегородской области» (2020 год). Проект направлен на «повышение социальной активности и организацию социально значимой деятельности подростков, повышение интереса школьников к изучению традиций, обычаев малой родины, овладение детьми исследовательскими навыками в процессе работы в цифровой среде» [9]. Этот проект имеет в первую очередь воспитательное значение для обучающихся Нижегородской области: они могут узнать историю родного края, какие достопримечательности есть в области, какие музеи будут интересны для их возрастной категории, познакомятся с культурным наследием, представленным в музеях.

B. В. Артемьева [10] отмечает важность включения в материал, подлежащий самостоятельному изучению, либо патриотического, либо нравственного, либо духовного компонента содержания. Имеется в виду, что в рамках изучения любой темы должно идти и воспитание определенных качеств личности. При этом она предполагает использование различных информационных технологий.

А. Н. Сафронова, Н. О. Вербицкая, Н. А. Молчанов [11] в своем исследовании доказывают необходимость обучения подрастающего поколения безопасному поведению в виртуальном пространстве. Эта работа также является частью воспитания и очень может помочь ребенку в дальнейшей жизни.

Об этой же проблеме говорит и В. В. Абраменкова: очень важно воспитать у детей осторожность и критичность мышления при «поглощении» интернет-контента [12]. В другой своей статье она отмечает, что «цифровизация в воспитании - реальный вызов не только педагогам, родителям, детям, исконным традициям семейного уклада, школьной возрастной иерархии, законам детского сообщества, но и всей системе детско-роди-тельских, детско-детских человеческих взаимоотношений» [13]. При этом очень важно не перейти грань необходимости использования возможностей цифровизации и опасного воздействия информационного контента на неокрепшую психику ребенка.

Н. В. Дольникова отмечает существенное расширение возможностей воспитательной работы средствами информационных технологий [14].

Что же касается зарубежных исследований, то там нет разделения образования и воспитания. Все исследования там идут без разделения. Так, например, Н. Г. Угур [15] в своей статье приводит исследование о необходимости использования различных цифровых средств коммуникации при работе со студентами, так как это уже было необходимо в связи с развитием прогресса. Такие средства являются прекрасным дополнением к традиционным образовательным технологиям.

В свою очередь Б. Арисой [16] приводит результаты исследования использования цифровых средств (гаджетов) в рамках процесса образования. По ее данным выходит, что современные подростки быстрее могут находить информацию у себя в телефоне, нежели в обычном учебнике. При этом обучающимся проще задать вопрос или попросить совета онлайн, нежели напрямую у педагога.

М. А. Морозова и Е. В. Свинар [17], наоборот, пишут о множественных рисках для успешного образования будущих педагогов при использовании цифровых технологий на каждом занятии. А вот Б. Парлак [18] указывает, что в современных реалиях, когда дети практически с раннего детства умеют работать с цифровым контентом, цифровые технологии можно использовать с младшего школьного возраста, но в таких объемах, чтоб не навредить детскому здоровью (как физическому, так и психическому).

C. Рэдмард [19] в своем исследовании отмечает, что в настоящее время невозможно обойтись без цифровых средств коммуникации. Телефоны прочно вошли в жизнь подрастающего поколения, поэтому бороться с ними бесполезно, а в рамках образовательного процесса их можно использовать во благо: для решения определенных образовательных задач, коммуникации во внеучебное время и для получения информации.

В качестве вывода можно отметить, что цифровизация является требованием времени, смартфоны уже прочно вошли в жизнь каждого человека, иногда вытесняя традиционные средства коммуникации и общения, поиска и систематизации информации. И несмотря на те минусы и опасности, которые несут цифровые средства, их использование в образовательном процессе становится разумным и актуальным для поколения Ъ.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методами нашего исследования являются контент-анализ информации, сопоставительный анализ данных, методы систематизации и обобщения, анкетирование обучающихся, создание контента для виртуальной экскурсии. Также были использованы обсервационные методы (прямое, включенное и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, обобщение независимых характеристик), опытно-экспериментальная работа, методы статистической обработки данных эксперимента.

Базой эксперимента стал Ярославский педагогический университет им. К. Д. Ушинского, факультет физической культуры и спорта. В 2022/2023 учебном году была проведена работа со студентами II курса очной формы обучения.

Также нельзя не отметить метод беседы как со студентами о том, что они знают о городе, в котором учатся, так и с преподавателями, которые используют краеведческие знания студентов для образовательных и воспитательных целей.

Результаты исследования / Research results

В рамках воспитательной работы с использованием цифровых технологий можно применять такие методы, как этический рассказ, убеждение, пример, воспитывающая ситуация.

Этический рассказ можно заменить на просмотр видеофрагмента или текста (например, презентации) о нормах и правилах взаимоотношений между людьми.

Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Можно предлагать обучающимся различные видео или описания жизненных ситуаций, где важно оценить достоверность предложенной информации, ее актуальность и логичность. Такое задание также будет способствовать развитию цифровой компетентности детей, подростков и студентов.

Пример как метод воспитания основан на стремлении воспитанников к подражанию. Наблюдая и анализируя образцы поведения, поступков других людей, обучающиеся могут менять что-то в своем поведении. Важно, чтоб примеры были положительные и реальные, которые действительно могут стать авторитетом для данного возраста обучающихся.

Воспитывающая ситуация - фактически это свободный выбор ребенком решения какой-либо проблемы из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации обучающийся пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение.

В качестве примера рассмотрим технологию организации деятельности в коллективе.

Разработкой данной технологии занимались А. С. Макаренко, И. П. Иванов, Е. В. Титова, М. И. Рожков, Л. В. Байбородова: «Что значит организовать деятельность в детском коллективе? Это значит упорядочить действия в определенной логике, представить их в виде этапов совместной деятельности педагога и детей либо совместной деятельности учащихся» [20].

При этом важно не забывать, что не любая деятельность, которая будет организована в коллективе, может называться коллективной. А. С. Макаренко [21] в своих трудах по созданию детского коллектива выделил три основных признака коллективной деятельности:

1. Общая цель, актуальная для каждого члена коллектива.

2. Разделение работы по достижению поставленной цели между всеми членами коллектива.

3. Осуществление контроля (частичного либо полного) за выполнением взятой на себя части работы самими членами коллектива.

Е. В. Титова [22] выдвинула принцип необходимости сочетания индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при организации в коллективе совместной работы. Таким образом, коллективная деятельность будет включать как индивидуальную работу каждого обучающегося, так и работу созданных в коллективе микрогрупп для решения некоторых задач по достижению общей цели.

Рассмотрим этапы и способы организации деятельности в коллективе (Л. В. Бай-бородова, Е. Б. Кириченко, С. Л. Паладьев, И. Г. Харисова) [23].

Первым этапом в организации деятельности должна стать мотивация ее участников. Если человеку неинтересно выполнять работу, он не понимает, зачем ему это нужно, то результаты окажутся плачевными. Выделяют три группы мотивов: личностные, коллективные и престижные. Как отмечал М. И. Рожков [24] в своей теории развития самоуправления в детском коллективе, в первую очередь необходимо сформировать личностную мотивацию «я хочу» и коллективную - «мы хотим».

Когда есть мотивация к деятельности, можно переходить ко второму этапу - постановке целей, которые будут осознаны и поняты однозначно всеми участниками деятельности. При этом будут формироваться как личностные цели, так и коллективные, но не противоречащие друг другу, а дополняющие.

На следующем этапе идет проектирование результата деятельности. Здесь важно договориться всем членам коллектива, каким они видят конечный продукт их работы. Необходимо обсудить, к какому результату должен прийти каждый участник и в какие сроки; когда будут проходить совместные обсуждения по реализации деятельности; когда будет проходить общий отчет - презентация о проделанной работе. Также важно определить результат как в материальном плане - что получилось, так и в виртуальном - приобретенные умения, удовлетворенность от выполненной работы.

На четвертом этапе надо определить содержание работы, то есть ответить на вопрос, какие шаги необходимо предпринять для достижения цели и получения того результата, который обсудили на предыдущем этапе. Фактически на этом этапе идет начальное планирование предстоящей работы.

На пятом этапе определяют способы деятельности и средства, необходимые для выполнения деятельности. Это можно обсудить совместно, а также в индивидуальном порядке, когда каждый член коллектива определяет, как и с помощью чего он будет выполнять свою часть работы.

Шестой этап технологии предполагает определение вероятной системы отношений, которые, возможно, будут складываться между членами коллектива. Важно отметить, что основные пути взаимодействия необходимо определить заранее, как и выбрать ответственных за каждый участок работы консультантов, к которым можно обратиться за помощью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Седьмой, завершающий, этап предполагает подведение итогов работы (как на личностном уровне, так и на уровне коллектива в целом) и оценку ее эффективности.

В зависимости от выбранного варианта деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная) могут быть использованы различные формы анализа, самоанализа и рефлексии.

Данная технология вполне может быть использована для воспитательной работы со студентами с применением различных цифровых средств (например, тех же телефонов).

В соответствии с этапами описанной технологии в ЯГПУ был проведен эксперимент со студентами II курса в 2022/2023 учебном году. За учебный год каждому участнику эксперимента нужно было выполнить свой проект - виртуальную экскурсию. Можно было выбрать музеи Ярославля (музей-заповедник, художественный музей, музей боевой славы, музей «Музыка и время» и другие) или присутственные места, где жил и работал К. Д. Ушинский в период пребывания в нашем городе с 1846 по 1849 год (флигель дома Горяинова, где К. Д. Ушинский жил, Демидовский лицей - по архивным документам - где он работал, его путь от дома до работы).

Целями данного эксперимента были:

1) Приобщение студентов к культурному наследию, которое есть в Ярославле (большая часть студентов не из Ярославля, но и ярославцы далеко не все были в тех местах и музеях, экскурсии по которым предлагалось создавать).

2) Расширение общего кругозора студентов.

3) Развитие патриотической направленности воспитания.

4) Знакомство студентов с теми местами Ярославля, в которых бывал К. Д. Ушин-ский (2023 год - Год педагога и наставника, им можно считать К. Д. Ушинского).

5) Показ возможности использования мобильного телефона для создания качественного образовательного и воспитательного контента, а не только как средства просмотра мессенджеров и видео сомнительного содержания.

На первом занятии была создана воспитывающая ситуация, в рамках которой студенты пришли к выводу о том, что важно знать историю собственного края и культурное наследие, побывав в различных музеях Ярославля. Затем было проведено обсуждение (с применением технологии целеполагания, когда студенты поставили как общую цель, так и личностную) идеи создания виртуальных экскурсий, выбраны желающие (22 человека), проведен мозговой штурм, что лучше выбрать и как эффективнее работать. Задачами студентов были:

1. Выбрать тему экскурсии.

2. Собрать информацию о том месте, о котором будет их проект.

3. Сходить в музей или в то место, о котором будет экскурсия.

4. Сделать фотографии, снять видео, записать свои комментарии, которые могут быть использованы для экскурсии.

5. Если возникнет необходимость, обратиться в информационно-ресурсный центр за помощью в создании видеоконтента.

6. Подготовить свое выступление.

7. Выступить перед студентами всего курса и ответить на вопросы.

В рамках эксперимента со студентами постоянно велась индивидуальная работа: помощь в нахождении качественной информации, составление плана, определение того, что обязательно самому посмотреть и сфотографировать для создания экскурсии, какое видео лучше снимать и как это лучше сделать (здесь большую помощь оказали сотрудники информационно-ресурсного центра).

При этом важным аспектом работы было соблюдение авторских прав для заимствованных материалов, использование только официальных источников информации, создание оригинальной экскурсии с использованием самостоятельно сделанных фото и видеоматериалов.

В результате у всех получились примерно 20-25-минутные экскурсии, которые были представлены на общих собраниях курса (было четыре собрания по 1,5 часа). Важно отметить, что все студенты, которые сами создавали экскурсии, и те, кто просто потом их смотрел, остались довольны проделанной работой, о чем свидетельствовали аплодисменты после каждого выступления и достаточное количество вопросов по виртуальным экскурсиям. Во время представления экскурсий студенты действительно рассказывали, а не читали по бумажке, что стало мотивацией для остальных -внимательно слушать, ведь когда человек заинтересован в том, что он рассказывает, это передается слушателям. При этом был применен метод убеждения, когда студенты привели аргументы, почему их экскурсии нужны и важны для всех, почему нужно в свободное время посетить данные места уже в реальности.

В начале следующего учебного года (сентябрь 2023-го) студенты прошли анкетирование, в котором мы хотели выяснить, какие музеи известны обучающимся, что конкретно они знают (когда создавался музей, какую информацию там можно узнать, что там наиболее интересно). К сожалению, входное анкетирование (сентябрь 2022-го) показало, что, проучившись уже год в Ярославле, студенты в музеях практически не были: только 6% студентов были в некоторых музеях, 17% слышали о перечисленных в анкете музеях, 23% хотели бы там побывать. Предсказуемо, что про места, связанные с именем К. Д. Ушинского, знали только 3% студентов. Зато итоговое анкетирование существенно изменило данное положение: 95% студентов (со всего потока) смогли ответить на все вопросы. И в настоящее время в рамках изучения курса «История педагогики и образования» можно сказать, что большая часть студентов помнит информацию, представленную на экскурсиях (здесь важно отметить, что все экскурсии остались в доступе у студентов, они могли их также просматривать и летом), что существенно облегчает восприятие нового материала.

При этом студенты другого факультета, также принявшие участие в анкетировании, улучшили свои результаты на 7% на фоне того, что они знали о некоторых музеях Ярославля в начале учебного года, и на 3% о тех местах Ярославля, которые связаны с именем К. Д. Ушинского. При этом им было предложено самостоятельно посетить музеи и присутственные места, связанные с жизнью К. Д. Ушинского в нашем городе.

Результаты анкетирования представлены в таблице. Студенты ФФКиС участники - группа, создававшая видеоэкскурсии. Студенты ФФКиС зрители - вторая группа потока, которая просто общалась с первой, а в конце учебного года смотрела все видеоэкскурсии на общих собраниях.

Оцениваемые ФФКиС (участники), % ФФКиС (зрители), % Другой факультет, %

критерии До экспе- После экс- До про- После про- В начале В конце

римента перимента смотра смотра уч. года уч. года

Осведомленность о му- 18 100 17 91 34 41

зеях Ярославля

Посещение студен- 7 94 6 56 7 13

тами музеев

Какие места Яро- 3 86 3 87 5 8

славля, связанные в

К. Д. Ушинским, Вы

знаете?

Какие из данных мест 7 100 6 83 18 25

Вы посетили?

Заключение / Conclusion

В качестве вывода можно отметить, что использование цифровых средств в рамках воспитательной работы позволяет как повысить мотивацию студентов к освоению культурного наследия (что было представлено в рамках нашего эксперимента), патриотическую направленность воспитательной работы со студентами, так и воспроизводить различные мультимедиа на занятиях, во внеучебной деятельности, при самостоятельной работе студента, в рамках онлайн-коммуникации в образовательном процессе в целом. При этом если студенты сами являются авторами воспитательного и образовательного контента, то это воспринимается и запоминается гораздо лучше, нежели найденный где-то фильм.

Большая часть воспитательных технологий может быть применена через цифровые средства обучения, которые просты и понятны практически каждому обучающемуся. А видеоэкскурсии позволяют в короткий промежуток времени познакомиться с достаточно большим количеством музеев и не затрачивать время на дорогу.

В рамках цифровизации воспитательной работы вполне могут быть использованы и различные модели обучения, такие как перевернутый класс, мобильное обучение, про которые мы писали в своей статье [25].

Ссылки на источники / References

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

3. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О., Молчанов Н. А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28368

4. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О., Молчанов Н. А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья.

5. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 397 с.

6. Артемьева Е. А., Утюмова Е. А., Артемьева В. В. Воспитание подрастающего поколения в условиях цифровизации образования // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно -образовательный форум. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет; гл. ред. Б. М. Игошев. - Екатеринбург: [б. и.], 2021. - С. 21-25.

7. Багичева Н. В., Дёмышева А. С. Цифровое воспитание в период детства: особенности и проблемы // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет; гл. ред. Б. М. Игошев. - Екатеринбург: [б. и.], 2021. - С. 29-34.

8. Кузнецова М. М. Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной практики. Городской образовательный проект «Медиашкола» как средство формирования воспитательной практики // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет; гл. ред. Б. М. Игошев. - Екатеринбург: [б. и.], 2021. - С. 82-85.

9. Осокина А. С., Базарнова Н. Д. Электронные образовательные платформы как средство воспитания любви к Родине у современных школьников (на примере проекта «Золотое кольцо Нижегородской области») // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет; гл. ред. Б. М. Игошев. - Екатеринбург: [б. и.], 2021. - С. 116.

10. Artemieva V. V., Voronina L. V., Utyumova E. A. Development of information culture of future teachers in the conditions of digitalization of education // Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2020). - 2020. - Р. 841-847.

11. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О., Молчанов Н. А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья.

12. Абраменкова В. В. Современная детская информационная среда - территория опасности // Социальная психология детства. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2020. - С. 423-438.

13. Абраменкова В. В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства. - 2021. - С. 3. -URL: https://psy.su/feed/9194/.

14. Дольникова Н. В. Цифровизация на службе воспитанию: интеграция информационных и педагогических технологий. - 2021. - URL: https://infourok.ru/statya-cifrovizaciya-na-sluzhbe-vospitaniyu-integraciya-infor-macionnyh-i-pedagogicheskih-tehnologij-5444440.html.

15. Ugur N. G. Digitalization in higher education: A qualitative approach // International Journal of Technology in Education and Science (IJTES). - 2020. - 4(1). - Р. 18-25.

16. Arisoy B. Digitalization in education // Cypriot Journal of Educational Science. - 2022. - 17(5). - Р. 1799-1811. -URL: https://doi.org/10.18844/cjes.v17i5.6982

17. Morozova M. A., Svinar E. V. Necessity to research Risks of Education digitalization for Successful Training of Future Teachers. - 2019. - URL: https://ap.pensoft.net/article/22072/download/pdf.

18. Parlak B. Education in Digital Age an Analysis on Opportunities and Applications. - 2017. - URL: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/1019075

19. Radmard S., Atik, Z. Digitalization Activities in Education and an investigation on Educational Manager's Consistency to the Process. - 2019. - URL: http://www.jshsr.org/Makaleler/518096392_11_2019_6-37.ID1200.%20AT%c4%b0K-%201343-1361.pdf

20. Байбородова Л. В., Кириченко Е. Б., Паладьев С. Л., Харисова И. Г. Технологии педагогической деятельности. 2 часть: Организация деятельности: учеб. пособие / под ред. Л. В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - С. 137.

21. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе // Пед. соч.: в 8 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1986. - С. 287-314.

22. Титова Е. В. Если знать, как действовать. - 1993. - URL: http://kommunarstvo.ru/bibli-oteka/bibtitesl.html?ysclid=lmoire6soh186692030

23. Байбородова Л. В., Кириченко Е. Б., Паладьев С. Л., Харисова И. Г. Технологии педагогической деятельности.

24. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика. - Ярославль, 2002. - 282 с.

25. Гаибова В. Е., Данилова Л. Н. Цифровизация высшего образования: опыт применения новых дидактических моделей в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 12. - С. 2234. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221083.htm DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11083

1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Ros-sijskoj Federacii ot 29.05.2015 № 996-r [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-p dated 29.05.2015]. Available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (in Russian).

2. Ibid.

3. Safronova, A. N., Verbickaya, N. O., & Molchanov, N. A. (2018). "Vospitanie v cifrovom prostranstve: samo-sohranenie zdorov'ya" [Education in the digital space: self-preservation of health], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (in Russian).

4. Ibid.

5. Rozhkov, M. I., & Bajborodova, L. V. (2004). Teoriya i metodika vospitaniya [Theory and methodology of education] : ucheb. posobie dlya stud. vuzov, VLADOS, Moscow, 397 p. (in Russian).

6. Artem'eva, E. A., Utyumova, E. A., & Artem'eva, V. V. (2021). "Vospitanie podrastayushchego pokoleniya v uslovi-yah cifrovizacii obrazovaniya" [Raising the younger generation in the context of computerization of education], in Igoshev, B. M. (ed.). Vospitanie kakstrategicheskijnacional'nyjprioritet: mezhdunarodnyj nauchno-obrazovatel'nyj forum. Chast' 2, Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, [b. i.], Ekaterinburg, pp. 21-25 (in Russian).

7. Bagicheva, N. V., & Dyomysheva, A. S. (2021). "Cifrovoe vospitanie v period detstva: osobennosti i problem" [Digital education during childhood: specific features and problems], in Igoshev, B. M. (ed.). Vospitanie kak strategicheskij nacional'nyj prioritet: mezhdunarodnyj nauchno-obrazovatel'nyj forum. Chast' 2, Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, [b. i.], pp. 29-34 (in Russian).

8. Kuznecova, M. M. (2021). "Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak novoe prostranstvo vospitatel'noj praktiki. Go-rodskoj obrazovatel'nyj proekt "Mediashkola" kak sredstvo formirovaniya vospitatel'noj praktiki" [Digital educational environment as a new space for educational practice. City educational project "Media School" as a means of developing educational practice], in Igoshev, B. M. (ed.). Vospitanie kak strategicheskij nacional'nyj prioritet: mezhdunarodnyj nauchno-obrazovatel'nyj forum. Chast' 2, Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, [b. i.], pp. 82-85 (in Russian).

9. Osokina, A. S., & Bazarnova, N. D. (2021). "Elektronnye obrazovatel'nye platformy kak sredstvo vospitaniya lyubvi k Rodine u sovremennyh shkol'nikov (na primere proekta "Zolotoe kol'co Nizhegorodskoj oblasti")" [Electronic educational platforms as a means of instilling love for the Motherland among modern schoolchildren (the case study of the "Golden Ring of the Nizhny Novgorod Region" project)], in Igoshev, B. M. (ed.). Vospitanie kak strate-gicheskij nacional'nyj prioritet: mezhdunarodnyj nauchno-obrazovatel'nyj forum. Chast' 2, Ural'skij gosudarstven-nyj pedagogicheskij universitet, [b. i.], p. 116 (in Russian).

10. Artemieva, V. V., Voronina, L. V., & Utyumova, E. A. (2020). "Development of information culture of future teachers in the conditions of digitalization of education", Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2020), pp. 841-847 (in English).

11. Safronova, A. N., Verbickaya, N. O., & Molchanov, N. A. (2018). Op. cit.

12. Abramenkova, V. V. (2020). "Sovremennaya detskaya informacionnaya sreda - territoriya opasnosti" [Modern children's information environment - the territory of danger], Social'nayapsihologiya detstva, 2-e izd., pererab. i dop., INFRA-M, Moscow, pp. 423-438 (in Russian).

13. Abramenkova, V. V. (2021). Cifrovizaciya vospitaniya kak ugroza bezopasnomu razvitiyu detstva [Computerization of education as a threat to the safe development of childhood], p. 3. Available at: https://psy.su/feed/9194/ (in Russian).

14. Dol'nikova, N. V. (2021). Cifrovizaciya na sluzhbe vospitaniyu: integraciya informacionnyh i pedagogicheskih tekhnologij [Digitalization in the service of education: integration of information and pedagogical technologies]. Available at: https://infourok.ru/statya-cifrovizaciya-na-sluzhbe-vospitaniyu-integraciya-informacionnyh-i-peda-gogicheskih-tehnologij-5444440.html (in Russian).

15. Ugur, N. G. (2020). "Digitalization in higher education: A qualitative approach", International Journal of Technology in Education and Science (IJTES), 4(1), pp. 18-25 (in English).

16. Arisoy, B. (2022). "Digitalization in education", Cypriot Journal of Educational Science, 17(5), pp. 1799-1811. Available at: https://doi.org/10.18844/cjes.v17i5.6982 (in English).

17. Morozova, M. A., & Svinar, E. V. (2019). Necessity to research Risks of Education digitalization for Successful Training of Future Teachers. Available at: https://ap.pensoft.net/article/22072/download/pdf (in English).

18. Parlak, B. (2017). Education in Digital Age an Analysis on Opportunities and Applications. Available at: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/1019075 (in English).

19. Radmard, S., & Atik, Z. (2019). Digitalization Activities in Education and an investigation on Educational Manager's Consistency to the Process. Available at: http://www.jshsr.org/Makaleler/518096392_11_2019_6-37.ID1200.%20AT%c4%b0K-%201343-1361.pdf (in English).

20. Bajborodova, L. V., Kirichenko, E. B., Palad'ev, S. L., Harisova, I. G. (2012). Tekhnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti. 2 chast': Organizaciya deyatel'nosti [Technologies of pedagogical activity. Part 2: Organization of activities]: ucheb. posobie, Izd-vo YaGPU im. K. D. Ushinskogo, Yaroslavl', p. 137 (in Russian).

21. Makarenko, A. S. (1986). "Vospitanie v sem'e i shkole" [Education in family and school], Ped. soch.: v 8 t, T. 4, Pedagogika, Moscow, pp. 287-314 (in Russian).

22. Titova, E. V. (1993). Esli znat', kak dejstvovat' [If you know how to act]. Available at: http://kommunarstvo.ru/bib-lioteka/bibtitesl.html?ysclid=lmoire6soh186692030 (in Russian).

23. Bajborodova, L. V., Kirichenko, E. B., Palad'ev, S. L., Harisova, I. G. (2012). Op. cit.

24. Rozhkov, M. I., & Bajborodova, L. V. (2002). Vospitanie uchashchihsya: teoriya i metodika [Education of students: theory and methodology], Yaroslavl', 282 p. (in Russian).

25. Gaibova, V. E., & Danilova, L. N. (2022). "Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya: opyt primeneniya novyh didaktich-eskih modelej v vysshej shkole" [Digitalization in higher education: new didactic concepts], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 12, pp. 22-34. Available at: http://e-koncept.ru/2022/221083.htm DOI: 10.24412/2304- 120X-2022-11083 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.