Научная статья на тему 'ЭМОТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТОК-ШОУ'

ЭМОТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТОК-ШОУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ток-шоу / эмоции / медиадискурс / теледебаты / телемост / политическое ток-шоу

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мркаич М.Б., Барбун В.В.

Данная статья посвящена проблеме выражения эмоций в телевизионных ток-шоу. Автор описывает историю возникновения жанра ток-шоу, обозначает его особенности, а также поднимает вопрос искренности эмоций транслируемых средствами массовой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТОК-ШОУ»

Мркаич М.Б.

кандидат филол. наук, преподаватель кафедры русского языка и литературы Государственного университета Черногории, Подгорица, Черногория Барбун В.В. канд. филол. наук, лектор кафедры славистики БГУ им. Алеку Руссо Бельцы,Республика Молдова

ЭМОТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТОК-ШОУ Аннотация

Данная статья посвящена проблеме выражения эмоций в телевизионных ток-шоу. Автор описывает историю возникновения жанра ток-шоу, обозначает его особенности, а также поднимает вопрос искренности эмоций транслируемых средствами массовой коммуникации.

Ключевые слова

Ток-шоу, эмоции, медиадискурс, теледебаты, телемост, политическое ток-шоу.

Ток-шоу (от англ. talk show - разговорное шоу) - телевизионный жанр, в котором ведущий и несколько приглашённых гостей обсуждают заранее заявленную тему. Как правило, в ток-шоу участвует зрительская аудитория, которая также может принимать непосредственное участие в обсуждении: зрители могут задавать вопросы или высказывать своё мнение по обозначенной теме.

Классическое ток-шоу построено в виде треугольника: ведущий - приглашённые собеседники -зрители. Ток-шоу объединило в себе такие телевизионные жанры, как интервью и дискуссия, оно отличается широтой тематического подхода и всегда концентрируется вокруг личности ведущего. Драматургической основой ток-шоу являются вопросы ведущего и ответы гостей и аудитории. Последовательность и логика вопросов задают интригу и определяют развитие программы, провоцируют динамичное обсуждение и позволяют удерживать внимание аудитории на конкретной проблеме, выбранной ведущим.

Признается, что жанр ток-шоу появился в 1967 году во время очередного выпуска «Шоу Фила Донахью», когда у ведущего закончились вопросы и он неожиданно обратился к зрителям, которые задали вопросов даже больше, чем было нужно для продолжения программы [2, с.8]. В дальнейшем Фил Донахью успешно работал в жанре ток-шоу и ввёл в него новые черты: кроме диалога со знаменитостью на обсуждение выносились социальные проблемы, скандалы и актуальные происшествия. Большую популярность жанр ток-шоу получил после появления на американском телевидении «Шоу Опры Уинфри», которое стартовало в 1986 году и в результате выдержало 25 сезонов. Оно транслировалось в 146 странах и оказало большое влияние на поп-культуру в Соединённых Штатах. Опра Уинфри приглашала в студию не только знаменитостей, но и обычных людей, которые рассказывали свои истории. Шоу носило исповедальный характер, в нём нередко звучали шокирующие истории и сенсационные заявления. Говоря о самых ярких и популярных ток-шоу, необходимо также упомянуть знаменитого телеведущего Ларри Кинга и его программу «Ларри Кинг в прямом эфире». Ведущий приглашал в своё шоу общественных деятелей, политиков, актёров и

музыкантов и задавал им подчас провокационные и неудобные вопросы, заставляя быстро ориентироваться и находить нужные ответы.

В настоящее время существует несколько разновидностей ток-шоу, которые получили устоявшуюся классификацию.

Дискуссия - жанр аналитической публицистики с участием ведущего и нескольких гостей, являющихся экспертами в области заданной темы. При этом гости могут иметь противоположное мнение по поводу обсуждаемой проблемы, которая носит общественный характер или является широко обсуждаемым светским событием. Обычно дискуссия не сопровождается видеорядом и динамичность программы зависит от вопросов ведущего, его артистичности и умения импровизировать. Примером ток-шоу данного жанра является российская телепередача «К барьеру!», существовавшая до 2009 года.

Беседа - диалог или полилог с известным персонажем или посвящённая важной общественной проблеме, проходящая без выраженной конфронтации сторон. Может проходить с использованием кино- или фотодокументов. Образцами данного жанра являются ток-шоу «Познер», «Временно доступен» и другие.

Теледебаты - разговорный жанр, в котором совмещены элементы интервью, дискуссии и репортажа, посвящённые предвыборной конкуренции кандидатов. Теледебаты часто являются частью предвыборной кампании и дают возможность кандидатам выступить перед широкой аудиторией и подробно изложить свою программу.

Телемост - разговорный жанр, базирующийся на противопоставлении двух или более аудиторий, географически удаленных друг от друга и имеющих различные культурные и ментальные предпосылки. Каждая аудитория имеет своего ведущего, от профессионализма которого зависит частота включения представляемой им стороны.

Классифицируя программы в жанре ток-шоу, исследователи также отталкиваются от их тематики. По тематике ток-шоу делятся на политические, социальные, культурно-просветительские и бытовые.

Политические ток-шоу посвящены обсуждению политических ситуаций, заявлений популярных политиков и общественных деятелей, анализу новых законопроектов, прогнозу развития событий в стране и за рубежом. Гостями политических ток-шоу становятся известные политики, члены значимых общественных организаций, политологи и эксперты. Политические ток-шоу часто проходят в виде теледебатов. Примеры политических ток-шоу в России: «60 минут», «Своя правда», «Время покажет», «Вечер с Владимиром Соловьёвым».

Общественно значимые ток-шоу посвящены проблемам политики, экономики и социальной жизни, которые затрагивают большинство граждан. Такие ток-шоу имеют большой охват зрительской аудитории и могут быть посвящены таким актуальным темам, как демографическая ситуация, экология, безработица, алкоголизм и наркомания, насилие в семье и т.д. Ведущими ток-шоу становятся авторитетные, популярные и хорошо эрудированные журналисты, в студию приглашаются эксперты, представители общественных организаций, психологи, популярные артисты. Примерами общественно значимых ток-шоу являются «Право на справедливость», «Общественная экспертиза» и «Момент истины». К данной категории относятся также целый ряд юридических ток-шоу: «Час суда», «Федеральный судья» и другие.

Культурно-просветительские ток-шоу рассматривают состояние культуры и искусства, поднимают проблемы в сфере просвещения и образования. Гостями программы становятся

популярные артисты, преподаватели ведущих учебных заведений, критики, эксперты в области искусства. Образцы жанра - ток-шоу «Смотрим... Обсуждаем...», «Тем временем», «Культурная революция», «Модный приговор».

Психологические ток-шоу поднимают такие темы, как дом, семья, карьера, здоровье. В них, как правило, участвуют обычные люди, которые рассказывают о проблемах, близких и понятных широкой аудитории. Целевой аудиторией психологических ток-шоу преимущественно являются женщины. Ведущий, пользующийся уважением у зрителей, в качестве гостей может приглашать как знаменитостей, так и обычных людей, которые имеют необычное хобби, выделяются своими нетривиальными поступками или идеями. Примерами психологических ток-шоу являются: «Моя семья», «Понять психологию», «Когда все дома», «Я сама».

Скандальные ток-шоу посвящены острым жизненным ситуациям, в которых могут участвовать как звёзды, так и обычные люди. На подобных ток-шоу дискуссия может вестись на повышенных тонах, а гости иногда устраивают драки, которые оперативно разнимают сотрудники службы безопасности. Ведущий скандального ток-шоу должен обладать выдержкой и умением импровизировать в сложных ситуациях. Примерами скандальных ток-шоу на российском телевидении являются «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Давай разведемся»,

Считается, что первыми ток-шоу, состоявшимися в России, стали телемосты между СССР и США, первый из которых провели в 1982 году. Через три года Фил Донахью и Владимир Познер провели первый телемост, на котором обсуждались политические вопросы, в нём участвовали зрители, находящиеся в Ленинграде и Сиэтле. Позднее Владимир Познер так оценил значение нового жанра: «Ток-шоу - одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение» [1, с.28]. Если до 1990-х годов телемосты оставались единственным видом ток-шоу на отечественном телевидении, то позднее начался новый этап, характеризующийся большим распространением телепрограмм, созданных в жанре ток-шоу. Совпадали структура, характер передачи, манера ведущего, Владислав Листьев даже использовал в своём образе широкие подтяжки, которые являются фирменным знаком Ларри Кинга.

При этом исследователи отмечают, что очень быстро развлекательная функция ток-шоу стала выходить на первый план, а телевидение, в том числе и российское, сделало большой шаг в сторону развлекательной функции. Современное общество из сферы производства всё больше переходит в сферу потребления и досуга и неизбежно такой же процесс наблюдается в телевизионном вещании [3, с.77].

Формат современных российских ток-шоу сложился в начале 2000-х, когда популярность приобрели программы, являющиеся калькой таких знаменитых западных ток-шоу, как «Шоу Опры Уинфри» («Прямой эфир», «Мужское / Женское», «Пусть говорят»), а также оригинальные отечественные проекты («Школа злословия», «Культурная революция», «Большая стирка»). В этот период на экране появляются яркие и неординарные ведущие (Дмитрий Нагиев, Владимир Соловьёв, Михаил Швыдкой, Александр Архангельский, Александр Гордон), в целом повторяющие в своём поведении стиль коммуникативного поведения, выработанный их западными коллегами.

Оценивая роль ведущих телешоу, можно сказать, что они выступали в роли модераторов, поддерживая противостояние, но не оказывая открытой поддержки ни одной из сторон. Ток-шоу, выходящие на российском телевидении в последние два десятилетия, можно разделить на два основных типа, связанных с коммуникативным поведением ведущего.

Первый тип связан с программами, рассчитанными на интеллектуальную публику («Культурная революция», «Гордон Кихот», «Принцип домино»). Ведущие в этих ток-шоу поддерживают достаточно высокий градус напряжения при обсуждении поставленной проблемы и провоцируют участников на откровенные высказывания. Скрытая ирония позволяет поддерживать психологическое напряжение во время обсуждения, при этом ведущий не вступает в открытый конфликт с гостями, среди которых могут быть медийные персоны: политики, артисты, писатели, учёные, священнослужители. В случае полного несогласия с позицией героев ведущие используют такие приёмы рационально-эвристической стратегии коммуникативного поведения, как преувеличенная похвала или переадресация негативной оценки.

Другой тип коммуникативного поведения ведущего встречается в ток-шоу, рассчитанных на массовую аудиторию. Это программы, в которых происходит обсуждение бытовых конфликтов, громких происшествий, скандалов («Большая стирка», «Пусть говорят», «Окна», «Давай разведёмся»). Героями таких ток-шоу становятся явные антагонисты (неверные супруги, конкуренты в бизнесе, ненавидящие друг друга соседи, поругавшиеся родственники), а также сплетники, готовые так прояснить ситуацию, что обсуждение может закончиться в лучшем случае ссорой героев, а в худшем -дракой и появлением в студии сотрудников службы безопасности. Соответственно, ведущие таких ток-шоу поддерживают агрессивную манеру взаимодействия героев программы и провоцируют их на продолжение конфликта, на переход к просторечным выражениям и оскорблениям. Такой подход определил выбор ведущими использование средств языковой экспрессии и определённой коммуникативной стратегии поведения, выражающейся в таком взаимодействии с собеседниками, которое приводит к углублению конфликтной ситуации.

Ярким примером может служить популярное ток-шоу «Окна», которое транслировалось в 20022005 годах на телеканале «СТС» и являлось копией скандальной американской программы «Шоу Джерри Спрингера». Манера ведущего, известного шоумена Дмитрия Нагиева, стала образцом коммуникативного поведения для многих российских ток-шоу, нацеленных на достижение коммерческого успеха. Как указывается в работах исследователей, данное шоу демонстрировало установку ведущего на взаимодействие с героем в начале программы: он скрывает пренебрежительное к нему отношение за ироничными высказываниями и высказывая критику в форме преувеличенной похвалы или шутки. В дальнейшем ведущий активизировал отрицательное коммуникативное поведение и возникновение открытого конфликта, протекающего в форме скандала: с претензиями, грубыми выражениями, применением силы. Ведущий брал на себя роль конфликтного манипулятора, использовал категоричные высказывания, откровенную иронию, прибегал к языковой демагогии, доводя до абсурда аргументы собеседника [4, с.107].

В популярных ток-шоу отсутствует динамика коммуникативного поведения в сторону нарастания агрессии, наблюдается изначальная установка на конфликтность и негативное отношение к конкретным героям, которое сохраняется на протяжении всей программы. Типичными примерами являются политические ток-шоу («К барьеру», «Воскресный вечер», «60 минут», «Поединок»), в которых объектом третирования выступают противники правящего политического режима. Это могут быть как западные политики, так и приглашённые в студию отечественные политики и общественные деятели. Ведущие демонстрируют коммуникативное поведение, направленное на дискредитацию политических оппонентов российской власти.

Оценивая современные отечественные ток-шоу, можно заметить, что они ориентированы не только на коммуникацию, но и выполняют роль своеобразной терапии [Там же, с.109]. Создатели ток-

шоу предлагают зрителю решение проблемы, пусть даже оно может быть промежуточным или чисто умозрительным. Ещё в 80-х годах на легендарном «Шоу Опры Уинфри» герои смело говорили о своих личных проблемах и, таким образом, преодолевали свои страхи и сомнения, а вместе с ними задумывались о преодолении личных комплексов миллионы телезрителей. Сегодня российские ток-шоу также могут помочь зрителям избавляться от предубеждений и культурных страхов, ведь часто героями программы становятся обычные люди, решившиеся рассказать перед камерой о своих проблемах. Именно поэтому эмоциональная составляющая современных ток-шоу является чрезвычайно значимой.

Отличительной особенностью российских ток-шоу является апелляция к «мнению народа». Ведущие нередко произносят такие фразы, как «послушаем мнение народа», «обратимся к народу», «будем учитывать народное мнение», одно из популярных ток-шоу носило название «Глас народа». «Народ» выступает в роли последней инстанции, некоего коллективного мнения, которое априори должно быть правильным в решении большинства как личных, так и общественных проблем. Тема «народа» может переплетаться с темой ностальгии по советским временам, которые представляются как время стабильности, безопасности, когда «простой народ» чувствовал себя более комфортно по сравнению с последующими прагматичными временами. Ведущие используют тему ностальгии по советскому прошлому и воспроизводят интонации и настроение «старых» программ. Примером такого ток-шоу может служить программа «Частная жизнь», выходящая на канале «Россия». Данная особенность определяет необходимость моделирования в сценариях передач естественной коммуникации, обсуждения проблем с единомышленниками, близкими людями, с которыми можно делиться своими чувствами.

В ток-шоу взаимодействие зрителя и медиа дополнены новыми приёмами: интерактивность, непрерывность коммуникации, вхождение в виртуальное пространство. В них не только выносятся на обсуждение традиционные проблемы, но и апробируются более откровенный и свободный стиль жизни, связанный с выносом личных, приватных вопросов на всеобщее обсуждение. Таким образом, основой содержания передач становятся эмоционально переживаемые ситуации, сами человеческие эмоции, а также их причины. В содержательном плане телевизионное ток-шоу выступает эмоционально опосредованным жанром медиадискурса, который характеризуется специфическим набором эмоций, образов и динамических изображений.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Эмоции в ток-шоу проявляются в таких элементах коммуникативной ситуации, как речевое поведение ее участников - главных героев, гостей, экспертов, ведущего, зрителей в студии.

3. Эмоциональное содержание ток-шоу проявляется в разных элементах коммуникативной ситуации: в характере речевого поведения ее участников, в особенностях содержания (выборе темы для обсуждения и модальности ведения диалога); в особенностях языкового выражения (знаках эмоций, особых образах и динамических изображениях).

Список использованной литературы:

1. Акинфьев С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. 2008. № 6. - С. 28.

2. Бирбом, М. Хозяин ток-шоу // Спутник-ТВ. 2005, №7. - С. 12.

3. Гаймакова Б.Д. Мастерство эфирного выступления: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. 432 с.

4. Сергеев Д. Они в эфире: как делается телевидение. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. С. 210.

© Мркаич М.Б., Барбун В.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.