УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА
И.С. Нафиков
ЕМКОСТЬ «ТЕНЕВОЙ» ЭКОНОМИКИ (КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНИ)
В статье рассматривается специфика функционирования «теневой» экономики на уровне крупного города. Исходя из данных оперативно-розыскной, следственной, прокурорской, судебной и управленческой практики, делается попытка дать криминологическую оценку «теневой» экономики на примере г. Казани, определить сферы ее проявления, количественные объемы и масштабы по данным 2010 г. Рассматривается взаимосвязь явлений «теневой» экономики с организованной преступностью и коррупцией.
Ключевые слова: «теневая» экономика, «теневой» валовый продукт, «теневой» оборот, «теневые» потоки, «теневой» сектор, подпольная экономика, неформальная экономика, фиктивная экономика, организованная преступность, наркобизнес, проституция, игровой бизнес, коррупция, муниципальное имущество, городская недвижимость, хозяйственные общества, кредиты.
I.S. Nafikov
CAPACITY OF THE "SHADOW" ECONOMY (CRIMINOLOGICAL ESTIMATE BAZED ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF KAZAN)
This article focuses on the specifity of the "shadow" economy in terms of a big city. According to the data provided by investigations, the prosecutorial, judicial and administrative practices the author tries to make evaluation of the shadow economy of the city of Kazan, he determines its spheres of manifestation, quantative amounts and proportions according to the results of 2010. The article examines correlation of the phenomena of the shadow economy, organized crime and corruption.
Key words: "shadow" economy, "shadow" gross measure, "shadow" turnover, "shadow" flows, "shadow" sector, underground economy, informal economy, fictitious economy, organized crime, drug trafficking, prostitution, gaming business, corruption, municipal property, city real estate, economic societies, banker's credits.
Под емкостью «теневой» экономики мы понимаем ее масштабы, объем, сферы функционирования и параметры оценки. Не вдаваясь в тонкости терминологии, попытаемся оценить количественные объемы «теневой» экономики на примере г. Казани по данным 2010 г.
Для начала приведем основные данные оценки официальной экономики. Валовый территориальный продукт в г. Казани в 2010 г. составил в сопоставимых ценах 306 млрд руб.; объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним предприятиям — 145,4 млрд руб.; объем работ, выполненных
© Нафиков Илдус Саидович, 2012
Прокурор города Казани (прокуратура Республики Татарстан); e-mail: [email protected]
по виду деятельности «строительство» — 70,1 млрд руб.; объем розничной торговли — 259 млрд руб.; объем платных услуг населению — 82,4 млрд руб.; инвестиции в экономику города в сопоставимых ценах — 100,6 млрд руб.1
Характеризуя городское муниципальное хозяйство, следует отметить, что бюджет города на 2010 г. был утвержден по объему прогнозируемых доходов в сумме 10,7 млрд руб., расходов — 11,5 млрд руб. По результатам исполнения уточненные параметры бюджета 2010 г. составили по доходам — 16,7 млрд руб., расходам — почти 26 млрд руб. Из 1 млн 137 тыс. чел. населения города трудовые ресурсы составили 746,6 тыс. чел., численность экономически активного населения — 581 тыс. чел., из них 565,3 тыс. чел. — заняты в экономике. Среднемесячная заработная плата составила 19,7 тыс. руб. в сопоставимых ценах.
Для оценки емкости «теневой» экономики применим два способа подсчета, а затем для более точной оценки сверим их (подведем специфический «баланс» данных). Первый способ подсчета — по сферам неучтенной экономики, занятым в ней лицам и их средним доходам (исходя из оперативно-розыскной, следственной, прокурорской, судебной и управленческой практики); второй — по статистике приобретения дорогостоящих товаров (недвижимости, автомашин) в сравнении с доходами населения, использованными сбережениями и полученными кредитами.
Начнем с первого способа подсчета. Для удобства поделим сферы «теневой» экономики на две большие группы:
1) сфера подпольной и неформальной экономики, отличающейся реальным вкладом путем создания продукции и оказания реальных услуг, какими бы антиобщественными они не были (эта деятельность добавляет новую стоимость в 2 общую экономику);
? 2) сфера фиктивной экономики (взятки, откаты, уход от налогов) — перерас-
£ пределение уже созданного добавочного продукта.
! Рассмотрим подробнее первую группу источников появления неучтенных де-
I нежных и материальных средств — создание продукции и оказание реальных I услуг (подпольная и неформальная экономики).
| Наркобизнес. На наркоучете на конец 2010 г. состояли 3409 лиц. С учетом ко-
§ эффициента латентности (3409 х 10) в городе можно насчитать 34-35 тыс. лиц, по-| требляющих наркотики (эти данные коррелируют также с данными соответству-§■ ющих государственных органов). Возьмем только один наиболее емкий вид нар° котиков — героин, который употребляют 90 % наркоманов (порядка 30 тыс. чел.). « С учетом минимальной ежедневной дозы наркомана 1 г (1 г х 30000 х 365) получа-| ем годовую потребность наркорынка города в поставках героина — 11 т в год. Кста-е ти, следует заметить, что правоохранительными органами изъято в 2010 г. лишь 1 9669 г героина, или 0,09 % (лишь 1 г из каждого килограмма). Средняя стоимость
0
° 1 г в городе, по сведениям правоохранительных органов, составляла 1000 руб. С уче-
го
¿5 том этого можно вывести годовой оборот наркобизнеса только за счет розничной
1 продажи героина в размере 11 млрд руб. Уже только одной этой цифры достаточ-| но, чтобы конкурировать с городским муниципальным хозяйством.
Проституция. По примерным данным правоохранительных органов, в городе насчитывается примерно 2 тыс. проституток (менее 1 % экономически активного населения женского пола, или около 2-3 % женщин молодого возраста до 27-30 лет). По имеющимся в правоохранительных органах сведениям, минимальная стоимость 1 ч услуги составляет 1,5 тыс. руб., в среднем — 3-5 тыс. руб., более 206 высокий уровень обслуживания — 10-15 тыс. руб.; есть также суперпроститут-
ки со знанием языков, психологии и навыков общения — порядка 100 тыс. руб. В среднем в месяц каждая проститутка зарабатывает 15-30 тыс. руб., а приносимый ими хозяевам «бизнеса» доход — 150-300 тыс. руб. С учетом этого можно сделать вывод, что годовой объем «теневого» рынка проституции в г. Казани составляет (2 тыс. х 300 тыс. х 12) более 7 млрд руб..
Торговля оружием. В силу исключительной закрытости организованных преступных групп, занимающихся этим видом деятельности, крайне скудна даже оперативно-розыскная информация. В то же время с учетом имеющихся сведений можно заключить, что этот вид деятельности не имеет определяющего экономического значения для исследуемого региона (по нашим расчетам, речь идет об обороте от 5 до 30 млн руб.). Поэтому этими данными можно пренебречь.
То же относится и к контрабандной поставке товаров, которая является более специфичной для приграничных районов и портовых городов.
Игровой бизнес. В настоящее время почва для существования этого вида деятельности в Казани существенно подорвана, а системные операторы игрового «бизнеса» мигрировали в соседние регионы. Сейчас в Казани выявляются салоны единичных неорганизованных нарушителей. Однако на конец 2010 г. в городе функционировали около 250 игровых салонов, в которых работало около 3 тыс. игровых автоматов. Каждый автомат приносил от 1 до 7 тыс. руб. дохода ежедневно в зависимости от настроек аппарата по проценту выигрыша (в среднем — примерно 3 тыс. руб. в день). Простой расчет показывает, что ежегодный оборот этой сферы деятельности составлял порядка 3 млрд руб.
Неучтенная добыча полезных ископаемых (нефть, газ, строительные компоненты). В основном это происходит за пределами города. Поэтому в расчет дан- ш ный сектор деятельности не принимался. н
Фальсифицированная или неучтенная вино-водочная продукция. В Казани а за 2010 г. было реализовано порядка 3 млн декалитров алкоголя. По данным ис- т
о
следовательской компании «Финам», доля нелегального алкоголя по России со- к
о
ставляет 50-60 % в общем обороте, в Татарстане — около 40 %2. С учетом этого о' можно заключить, что на нелегальном рынке было реализовано примерно 2 млн | декалитров алкоголя, что с учетом минимальной цены 50 руб. за бутылку водки о составит не менее 2 млрд руб. годового оборота. нн
о
Фальсифицируется также иная потребительская продукция, в частности то- Ю
вары легкой промышленности. В этой сфере значительны объемы нелегального и
импорта и неучтенного (подпольного) производства, которые более чем в два раза к
превышают уровень легального производства и импорта. Ежегодно из-под нало- а
гов (неуплаты налога на добавленную стоимость и пошлин на продукцию тенево- |
го сектора и других налогов) выводится в целом по Российской Федерации поч- |
ти на 650 млрд руб.3 Таким образом, на Казань приходится порядка 4 млрд руб. •
Следующая группа проблем, связанных с розничной торговлей: контрафакт; 8
неучтенная торговля и неконтролируемый нал на городских рынках (власть на ^
многих из них принадлежит вчерашним группировщикам); неучтенная рознич- 2 ная торговля в незаконно возведенных киосках (таких в городе насчитывается около 2 тыс.).
Поскольку в соответствии с государственными программами, основанными на данных органов статистики, доля теневого сектора в сфере торговли составляет порядка 60 % добавленной стоимости4, можно заключить, что в г. Казани «теневой» оборот в этой сфере деятельности составляет порядка 30 млрд руб. Так, 207
в 259 млрд руб. оборота розничной торговли5 добавленная стоимость составляет примерно 50 млрд руб. (60 % отсюда составит указанную сумму).
Несмотря на постоянно принимаемые меры, игровые точки и незаконные киоски, другие виды незаконного бизнеса растут как «головы гидры». Самое опасное, что возникает привыкание. Создается питательная почва для коррупции. Наряду с подпиткой коррупции, подрываются основы добросовестной и равной конкуренции, а вместе с тем и рыночной экономики. Кроме того, мы сами из своего же кармана питаем организованную преступность.
Неучтенный сбор денег с мест хранения автомашин. Мы ежедневно платим за хранение своих машин. Непринятие мер по строительству перехватывающих и приближенных к месту жительства парковок не только затягивает решение «пробкового» вопроса, но и способствует активному сбору криминалом неучтенных денежных средств с неофициальных мест парковок.
По данным Госавтоинспекции, в городе насчитывается около 250 тыс. единиц личного автотранспорта. За их хранение ежегодно собирается сумма в размере приблизительно 3 млрд руб. В то же время в качестве налоговой базы заявляются мизерные суммы.
Игорный бизнес, киоски и рынки, дворовые парковки — это основные относительно легальные источники пополнения преступного «общака». Правовая ответственность во всех этих случаях маловероятна.
Неучтенныйремонт домов и квартир. По результатам 2009 г., было введено 723,4 тыс. м2 жилья. В то время жилье в основном сдавалось еще с черновой отделкой, что влекло за собой дорогостоящий ремонт неофициальными бригадами 2 ремонтников. Средняя стоимость ремонта (общестроительные работы, сантехни-? ка, электрика, непредвиденные затраты) — 10 тыс. руб. за м2. Исходя из этого обо-м. рот этой сферы деятельности можно оценить примерно в 7 млрд руб. % Неучтенная сдача жилья в аренду или найм. По примерным оценкам специали-
I стов, в Казани сдается порядка 100 тыс. квартир. Средняя стоимость — 15 тыс. руб. I за квартиру в месяц. Исходя из этого (100 тыс. х 15 тыс. руб. х 12) данный рынок | может быть оценен в 18 млрд руб.
§ Оказание образовательных услуг: репетиторство, переводы текстов, написа-
| ние курсовых, дипломных, диссертаций, школьные поборы (последние имеют от-§■ ношение к фиктивной экономике, поскольку не создают добавленной стоимости). ° В учреждениях образования г. Казани (дошкольные и средние образовательные
« учреждения) в 2010 г. трудились около 30 тыс. чел., из них 16 тыс. чел. — педа-| гогические работники. Если учесть, что в условиях небольшой заработной платы I каждый учитель вынужден подрабатывать на оказании дополнительных услуг (в 1 основном репетиторство) и дополнительно зарабатывает в среднем по 10 тыс. руб.
0
° в месяц, то емкость этого рынка услуг (16 тыс. чел. х 10 тыс. руб. х 12) должна со-¿5 ставить около 2 млрд руб. в год.
1 Еще большее количество лиц (около 40 тыс. чел.) заняты преподаванием в сфе-| ре высшего и среднего специального образования. Объем неформально заработанных ими в течение года средств должен составить не менее 5 млрд руб..
Школьные поборы следует отнести не к вновь созданной стоимости, а к перераспределению средств внутри уже созданной стоимости, т. к. в результате ничего качественно нового не создается. Деньги берутся в основном принудительно под прикрытием добровольности за уже профинансированные государством 208 услуги. В Казани в 2010 г. в дневных общеобразовательных школах обучались
98410 школьников. Ежегодно вносимая за каждого из них родителями плата составляет до 20 тыс. руб., что в совокупности составляет около 2 млрд руб. в год. Эта цифра сопоставима с одной третью от размеров городского бюджетного финансирования (в бюджете города на нужды образования выделено 6 млрд руб.).
Оказание медицинских услуг: реальные услуги; поборы с населения и подарки больных, которые следует отнести к фиктивной экономике, что будет учтено при окончательном расчете итоговых сумм. В учреждениях здравоохранения г. Казани работают более 3600 врачей и 6500 средних медицинских работников. Если учесть, что в условиях небольшой заработной платы каждый медработник вынужден дополнительно зарабатывать в среднем по 10 тыс. руб. в месяц, то емкость этого рынка услуг (10 тыс. чел. х 10 тыс. руб. х 12 мес.) должна составить порядка 1 млрд руб. в год.
Профессиональный спорт. Доля «теневых» потоков и их масштабы здесь довольно значительны и подлежат уточнению.
Вторая группа источников возникновения неучтенных денежных и материальных средств — различные формы перераспределения уже созданного валового продукта товаров и услуг (фиктивная экономика).
Изъятие средств из объемов завышения строительно-монтажных работ (формально завышение объемов работ ведет к формированию валового территориального продукта, но это — фиктивная часть ВТП).
Так называемые «откаты» применительно к государственным и муниципальным средствам, средствам различных социальных программ и неучтенное изъятие средств из частных источников строительства составляют не менее 20 % (хотя специалисты некоторых строительных компаний оценивают их в 40 %). Учиты- ш вая, что объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», со- н ставил в 2010 г. 70,1 млрд руб., из него предположительно обналичено и изъято С
а
порядка 15 млрд руб. т
ов
Неучтенные взносы строителей в развитие инженерной инфраструктуры города к
о
в размере 20 % от вводимого жилья, что должно было составить более 5 млрд руб. о' (20 % от 723,4 м2 х 40 тыс. руб.). |
Изъятие средств из объемов оказания услуг жилищно-коммунальных орга- в
низаций. По мнению экспертов, существующие тарифы на жилищные услуги и нн
о
услуги коммунального комплекса позволяют выводить из официального оборо- Ю та до 30-35 % поступивших средств населения. Так, общий экономический эф- и фект только по результатам государственного регулирования тарифов в Татар- с
к
стане (разница между предложениями организаций-поставщиков и утвержден- а ным Госкомитетом республики уровнем на 2011 г.) составил около 16 млрд руб. | Из них — по электрической энергии и газу — около 8 млрд руб., тепловой энер- | гии около 6 млрд, коммунальному комплексу — около 0,5 млрд руб.6 При рассмо- • трении заявок основных монополистов-поставщиков топливно-энергетических 8 ресурсов на 2012 г. предложенные ими тарифы были также снижены (по некото- ^ рым более чем в 5 раз). Прокурорскими проверками было установлено, что толь- 2 ко из средств, собранных с населения на содержание двора, реально выполнялись работы лишь в 26-32 % случаев. Между тем только по этой статье было собрано в 2010 г. порядка 400 млн руб. Такая же сумма была собрана на текущий ремонт зданий и внутридомовых систем, в 1,5 раза больше — на управление жилым фондом. По приблизительным оценкам, жилищно-коммунальными организациями собрано с населения только на эти виды жилищных услуг порядка 1,5 млрд руб. 209
Из них не менее 500 млн руб. выводятся в «теневой» оборот. Кроме того, из бюджета на мероприятия по ремонту жилищного фонда г. Казани в 2010 г. направлены финансовые ресурсы в сумме около 2,4 млрд руб. Из них не менее 20 %, а это еще 500 млн руб., ушли в «тень». Таким образом, годовой оборот «теневой» экономики в сфере ЖКХ составляет не менее 1 млрд руб. При этом не бралась во внимание деятельность поставщиков коммунальных ресурсов и услуг.
Перераспределение средств под прикрытием завышения затратной части в муниципальных унитарных предприятиях и хозяйственных обществах, созданных с участием города. До создания в г.Казани в середине 2000-х гг. ряда хозяйственных обществ (ОАО с городским участием), аккумулировавших в своем распоряжении почти всю городскую недвижимость в качестве вклада города в уставный фонд, городской бюджет ежегодно получал 1,5 млрд руб. дохода от сдачи недвижимого муниципального имущества в аренду. После капитализации этого имущества в ОАО арендные платежи стали поступать в доход указанных хозяйственных обществ. При этом дивиденды от участия города в хозяйственной деятельности практически не поступали. Так, из 21 хозяйственного общества, созданного с участием города, дивиденды поступили только из 5 предприятий. За последние 3 года при капитализации городского имущества в 8 млрд руб. поступило лишь 31 млн руб. дивидендов, что составляет 0,4 %. Это в 70 раз меньше, если бы это имущество сдавалось в коммерческую аренду, или в 260 раз меньше, если бы оно было реализовано с торгов (по стартовой цене). Денежный оборот только одного из таких хозяйственных обществ (крупнейшего держателя муниципальной недвижимости) за последние 3 года составил более 1,5 млрд руб., однако ди-2 виденды муниципалитету им все это время не выплачивались. ? Выборочный анализ движения денежных средств открытых акционерных об-
£ ществ, в уставный капитал которых внесено муниципальное имущество, пока-| зывает, что у обществ, как правило, имеют место значительные по объему опе-I рации по расходованию денежных средств, которые фактически приводят к от-| сутствию чистой прибыли и появлению убытка. Целый ряд операций не связан | непосредственно с извлечением прибыли от использования имеющегося в соб-| ственности объектов недвижимого имущества, а направлен на инвестирование | средств в другие коммерческие проекты; имеет место приобретение ряда объек-§■ тов недвижимого имущества у сторонних коммерческих организаций со значи-° тельной стоимостью; предоставление значительных по объему денежных займов « сторонним коммерческим организациям.
| Неполученные городом доходы скрыты в искусственно завышенной затратной
е части, откуда средства выводятся по различным схемам в «теневой» оборот. По 1 ориентировочным оценкам, объем этого оборота составляет до 3 млрд руб.
0
° Значительные денежные обороты проходят также через муниципальные уни-
(Го
¿5 тарные предприятия, которых в городе более 30. Так, только одним из них было
1 выдано кредитов коммерческим организациям на сумму около 0,5 млрд руб. В то I же время экономическая эффективность и социальная целесообразность некоторых из них вызывает сомнения.
Паразитированиеряда субъектов экономической деятельности на общественных расходах. В качестве примера можно привести имеющиеся в городе несанкционированные свалки мусора. Недобросовестные предприятия и предприниматели, экономя на расходах, предпочитают не вывозить мусор в утвержденные ме-210 ста утилизации, а сбрасывать его в первом же удобном месте. При этом недобро-
совестные хозяйствующие субъекты необоснованно получают доход (сумма подлежит уточнению), перекладывая расходы на муниципальные службы. Необходимо отметить, что в последнее время, благодаря настойчивости Президента республики и усилившимся вследствие этого требованиям, многие свалки ликвидированы и такая работа продолжается.
Уход от общественно необходимых затрат: неуплата земельного налога с не-отмежеванных, неоткадастрированных и незарегистрированных в собственности земельных участков, расположенных под зарегистрированными в собственности объектами недвижимости; неуплата земельного налога с зарегистрированных земельных участков с нулевой кадастровой стоимостью; неуплата земельного налога с земельных участков, внесенных в качестве вклада в паевые инвестиционные фонды; неуплата в бюджет арендной платы за землю и объекты недвижимости. Указанные суммы также подлежит уточнению.
Неформальный рынок труда, выплаты работникам по «конвертным» схемам. По имеющимся данным, каждый третий работник (из числа только официально оформленных) имеет более одного рабочего места, а «серый» рынок труда (работники, не оформляющие свои отношения с работодателями) составляет по республике около 450 тыс. чел.7 Таким образом, от одной трети до половины этих лиц приходится на г. Казань, на выплаты которым требуется не менее 2 млрд руб. в год. Эта сумма нами в расчет не берется, т. к. источник выплат формируется в рассмотренных выше секторах экономики.
Коррупция. Это явление тесно переплетается и имеет в качестве источников многие из приведенных сфер «теневой» экономики. Во избежание двойного подсчета, а также принимая во внимание сложность оценки и необходимость более ш точных замеров, воздержимся от попыток определения размеров коррупционно- н го оборота. С
Перераспределение средств за счет преступности и административных пра- о вонарушений. По официальной статистике ущерб от совершенных преступлений к
о
в г. Казани составил около 1 млрд руб. При этом следует принять во внимание о' большое количество латентных (не заявленных либо по другим причинам не за- | регистрированных и неизвестных преступлений). Значительный ущерб причи- |
няется также совершением административных правонарушений, в т. ч. мелких нн
о
хищений. При этом следует иметь в виду, что административное законодатель- Ю ство предполагает составление административного протокола лишь при установ- и лении лица, совершившего административное правонарушение. Правонаруше- с
к
ния при неустановлении личности правонарушителя в статистику не попадают. а Однако таких нарушений подавляющее большинство. Предприятия по итогам Л балансового периода относят эти потери на непроизводительные расходы. Мож- | но лишь предполагать, что потери от общеуголовных преступлений и правона- •
рушений реально составляют не менее 10 млрд руб. 88
Сфера функционирования «теневой» экономики не исчерпывается перечислен- ^
Во
силу неопределенности ряда параметров и слож- 2 ностей расчетов, незначительных объемов (до 1 млрд руб.) мы не анализировали такие сферы, как: благоустройство и озеленение, содержание и ремонт городских дорог и мостов, гидротехнических сооружений, незаконные сетевые подключения (электропотребление, отопление, водоснабжение и водоотведение, канализация, газоснабжение), наружная реклама, общественный транспорт, ресторация и общественное питание, организация праздников и вечеров (юбилеи, свадьбы, 211
корпоративы), сфера развлечений, гостиничное хозяйство, риэлторские услуги, брокерская деятельность и рынок ценных бумаг, Интернет-бизнес, диссертационный «бизнес», поборы в сфере дошкольного образования.
Но даже без этого сфера функционирования «теневой» экономики предстает довольно значительной.
Подведем итоги. Объем «теневой» экономики в г. Казани в 2010 г. составил около 130 млрд руб., т. е. 42 % от валового территориального продукта города. Однако это сравнение не совсем корректно, поскольку лишь 93 млрд руб. «теневых» доходов (30 % к территориальному валовому продукту города) можно отнести к формированию добавленной стоимости. 37 млрд руб., или около 30 % от общего объема «теневой» экономики, составляет фиктивная экономика, не создающая добавленной стоимости. Не менее 14 млрд руб., или более 10 % от общего объема «теневой» экономики, составляет деятельность, которой можно дать уголовно-правовую оценку в качестве преступной. Доля преступной экономики может быть и выше, но в силу сложности экономических процессов и трудностей сбора фактологического материала имеются сложности такой оценки. Тем более уголовное право построено таким образом, что оценка может быть дана в каждом отдельно взятом индивидуальном случае.
Для проверки правильности сделанных расчетов применим второй способ подсчета общих объемов «теневой» экономики.
По данным Госавтоинспекции, в 2010 г. населением было поставлено на учет 75611 вновь приобретенных транспортных средств, из них 32513 — иностранного производства. Ориентировочно общая стоимость указанных транспортных средств составила порядка 30-35 млрд руб. При этом необходимо учесть, что в й структуре потребительских расходов населения для расчета индекса потреби-й тельских цен доля расходов на приобретение легковых автомобилей составляет | в среднем 7,3 %8, т. е. для приобретения личного транспорта на указанную сум-I му население города должно располагать совокупными денежными средствами | в сумме 400-480 млрд руб. К еще более значительной сумме мы придем при рас! четах с учетом приобретений недвижимости.
§ В то же время, по имеющимся данным, официальные денежные доходы жите-
| лей города (фонд оплаты труда, доходы от предпринимательской деятельности и § от использования собственности) составляют порядка 130 млрд руб. Даже с уче-'§ том востребования населением вкладов и выданных банками кредитов (не более | 100 млрд руб.) остается необъяснимым происхождение 150-250 млрд руб., что зна-Ц чительно превышает ранее выведенную нами сумму, а следовательно, подтверждает ее реальность и правильность сделанных выводов. Таким образом, диапазон «теневой» экономики может колебаться в пределах от 30 до 60-80 % к вало-§ вому территориальному продукту.
§ Следует обратить внимание на проявившуюся в 2010 г. тенденцию к суще-
| ственному увеличению приобретения населением автомашин. Так, если в 2009 г., | по данным Госавтоинспекции, было поставлено на учет 53 тыс. транспортных средств физических лиц, то в 2010 г. — уже 75 тыс. Рост составил 42 %, что значительно превышает рост официальных денежных доходов населения при сохраняющейся динамике роста цен. Это свидетельствует о значительных суммах неучтенных денежных средств.
При этом следует подчеркнуть, что г. Казань в этом плане не хуже, а может 212 быть даже лучше в сравнении с другими городами-миллионниками. Подобный
А.М. Ораздурдыев • К вопросу о понятии простого преступления в уголовном праве
же анализ стал возможен, благодаря тому, что в Татарстане активно ведется поиск путей преодоления негативных проявлений в экономической сфере9. В заключение следует отметить, что доля «теневой» экономики, учтенная в масштабах страны и республики, будет ниже, чем в масштабах отдельно взятого города, поскольку значительная доля внутреннего валового продукта формируется на уровнях Федерации и ее субъектов.
1 См.: Решение Казанской городской Думы от 3 марта 2011 г. № 3-4 «Отчет о деятельности исполнительного комитета и его Руководителя за 2010 год» // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2011. № 10 (88); Рабочие материалы сессии Казанской городской Думы.
2 См.: Тараканова А. Татарстанский рынок водки. URL: http://www.g9e.ru/retail/article/1180417839 (дата обращения: 15.10.2011).
3 См.: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 г. № 1167 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности Республики Татарстан на период до 2015 года» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. № 12, ст. 0396.
4 См.: Закон Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. № 13-ЗРТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы» // Ватаным Татарстан. 2011. 4 мая; Республика Татарстан. 2011. 4 мая.
5 См.: Решение Казанской городской Думы от 3 марта 2011 г. № 3-4 «Отчет о деятельности исполнительного комитета и его Руководителя за 2010 год» // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2011. № 10 (88).
6 См.: Отчет об основных результатах деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по итогам 2010 года и основные задачи на 2011 год. URL: http:/kt.tatarstan.ru/rus/file/pub/ pub_72087.pdf (дата обращения: 15.10.2011).
7 См.: Закон Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. № 13-ЗРТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы».
8 См.: Структура потребительских расходов населения в 2009 г. URL: http:/htfi.org/?p=692 (дата обращения: 15.10.2011).
9 См.: Закон Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. № 13-ЗРТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы»; Указ Президента Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127 «О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» // Республика Татарстан. 2005. 14 апр.; Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2005. № 16, ст. 0350; Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2005. № 4, ч. 2, ст. 460; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 г. № 1167 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности Республики Татарстан на период до 2015 года».
А.М. Ораздурдыев
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ
ПРОСТОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
В статье формулируется взгляд на простое преступление как на разновидность единичного преступления, основу которого составляет необходимый минимум объективных и субъективных признаков общественно опасного деяния, достаточных для признания его противоправным. Обосновывается мнение, согласно которому любая форма общественно опасной деятельности в своем развитии проходит этап простого преступления. На этой основе выделяются такие формы проявления простого преступления, как простое противоправное обнаружение умысла, простое противоправное приготовление, простое покушение, простое подстрекательство, простое пособничество и др.
Ключевые слова: простое преступление, простое противоправное обнаружение умысла, простое противоправное приготовление к преступлению, простое покушение на преступление, простое оконченное преступление, простая организация преступления, простое подстрекательство к преступлению, простое пособничество преступлению, общий объект преступления, двуобъектное преступление, парное преступление, преступление с парными субъектами, простое умышленное преступление, простое неосторожное преступление.
© Ораздурдыев Ашир Мовлямович, 2012
Кандидат юридических наук, доцент, юрист компании «АТК Иншаат Тааххут Санайи ве Тиджарет Лими-тед Ширкети» (Турция) в Туркменистане; e-mail: [email protected]