Таким образом, современный подход в управлении предприятиями должен базироваться на подходе, в основе которого лежит консолидация корпоративных ценностей и профессиональной этики. Такой подход позволит достичь больших целей в связи с большей вовлеченностью специалистов в процесс работы организации и, соответственно, снижения межкорпоративной миграции.
Понимание роли и значения ценностей в рамках корпоративной культуры для успеха в реализации не столько краткосрочных, сколько долгосрочных, стратегических целей и умение формировать Желаемую культуру, основанную на профессиональной этике и с учетом личностных ценностных ориента-ций сотрудников организации, является важнейшей современной задачей.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь.- М.,1999.
2. Зузак. Корпоративная культура как источник кризиса в компании.// http:www.crisisnavigator.org.
3. Гришани Д М. Организация и управление,- М.,1992.
4. Каган М.С. Философская теория ценности,- СПб., 1997.
5. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики.//Вестник Московского университета. 1997, №5.
6. Магура М. Формирование организационной культуры // Управление персоналом.-2002, Nal.
7. Михельсон-Ткач В.Л., Скляр E.H. Процесс согласования ценностей: проблема и оценка.//Менеджмент в России и за рубежом .-2002.-№1.
8. Подобедова A.C. Корпоративная культура //Компания." 2006, № 4.
9. Политическая энциклопедия,- М.1998.Т.1.
10. Социологический энциклопедический словарь под ред. Осипова Г.В,-М.,1998.
11. Спивак В.А.Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001.
12. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры//Управление персоналом.-2000,-№11.
13. Философия.-3-е изд.М.,2003.
14. Шедий М.В.Социальная значимость ценностных ориентации государственных служащих нового поколения // Сб. Стратегия развития региона: социально-экономические и политико-правовые инновации. Орел, 2000.
15. Щербина C.B. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Со-циологические исследования, 1997, №7.
ЛЕВИЦКАЯ Полина Викторовна, аспирант кафедры «Философия и социальные коммуникации».
Статья поступила в редакцию 21.09.06. © Левицкая П. В.
УДК »9.8 Я. В. СЕКРЕТОВА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ЭЛИТАРНЫЕ КЛУБЫ СИБИРИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Элитарные клубы представляют собой интеллектуально-креативные центры культурного пространства региона. Их значение определяется той специфической ролью, которые они играют как в отношении элиты, так и всего общества. Наряду с тенденцией дифференциации клубов элиты происходит их разноуровневая интеграция. Для эффективного развития элитарных клубов важно знание технологии их организации и деятельности.
Говоря о современном состоянии исследований по данной теме, следует признать, что в научной литературе проблемы, связанные с деятельностью элитарных клубов, пока освещены недостаточно. Опорными в данной области являются работы В.В. Туева «Феномен английского клуба», «Технология создания инициативного клуба», докторская диссертация «Феномен клуба: историко-педагогический анализ», а также монографии С.С. Комиссаренко «Клуб как социально-культурное явление (исторические аспекты развития)» и «Культурные традиции русского общества» [1]. Несомненный интерес представляет также кандидатская диссертация Е.В. Выгузовой, в которой элитарный клуб представлен как форма организации культурного пространства России конца XVII - начала XX вв. [2].
В 60-е - 90-е гп XX в. и в начале XXI в. исследования по истории, теории, методике и организации ра-
боты клуба осуществляли В .А. Разумный, Ю. А. Стрельцов, В.Е. Триодин, Д.М. Генкин, A.B. Каменец, В.Н. Га-гин, Е.И. Смирнова, Г.И. Фролова, A.A. Новикова [3]. Однако они рассматривали клубы, их развитие до XX века, при этом особо не выделяли элитарные клубы. Современное состояние элитарных клубов по-прежнему остается вне поля исследований. В то же время систематически и активно ведутся научные поиски и эксперименты в отношении досуговых объединений детей, подростков, молодежи, пенсионеров, в последнее время — лиц с ограниченными возможностями. Может, с позиций социально-культурной деятельности не нужна элита и, соответственно, не представляют интереса ее досуговые увлечения и клубы? Безусловно, нет. В этом убеждает, в первую очередь, исторический опыт.
Благотворительные и просветительные аспекты деятельности элитарных досуговых объединений
Сибирского региона косвенно отражены в научных исследованиях культурологического, исторического и краеведческого содержания. Такие исследования проводятся учеными Сибирского филиала Российского института культурологии, Омского государственного университета, Омского государственного педагогического университета Д.А.Алисовым, В.Г. Ры-женко, В.Ш. Назимовой, С.С. Дорофеевой, В.П. Кор-зун, Ю Р. Гореловой, О.В. Гефнер, Е.В. Мельниковой, А.П. Сорокиным [4]. Временные рамки их исследований в основном охватывают период XVIII — начало XX века. Исследования содержат сведения о том, что во всех крупных сибирских городах в XIX — начале XX веков существовали дворянские («благородные»), офицерские, купеческие («коммерческие») собрания или клубы. Действовали многочисленные общества (например, «Общество правильной охоты», «Общество любителей конского бет а», отделы Императорского географического общества, музыкальные общества и другие). Клубы и общества были излюбленным местом не только отдыха, развлечений, но и исследовательской; просветительской деятельности сибирского чиновничества, купечества и военных. Деятельность клубов сводилась не только к организации развлечений, устройству балов-маскарадов, благотворительных вечеров. Большое место в клубной жизни занимали любительские постановки драматических и даже оперных спектаклей, организация гастролей профессиональных трупп, проведение лекций и докладов по вопросам науки, литературы и искусства.
Проведенные историками исследования позволили сделать весьма важный вывод о том, что хотя эти многочисленные общества объединяли, главным образом, инновационные, элитарные слои городского населения, тем по менее, их исследовательская, культурно-просветительная, благотворительная деятельность охватывала в целом довольно широкие группы населения.
В нашем исследовании элитарных клубов мы не могли обойти стороной полемику политологов и социологов по поводу понятия «элита». В их точках зрения нет единого мнения. Ограниченные рамками статьи, мы не углубляемся в элитологию, отметим лишь, что разделяем нормативно-ценностную трактовку понятия «элиты», которая исходит из первоначальной сущности понятия: «лучший», «отборный», «качественный», в то же время будем опираться на современную трактовку понятия «элита», сформулированную В.П. Плосконосовой: «Элита — это соответствующий определенным критериям и специфически организованный слой общества. Она занимает особое место в социальном пространстве и оказывает огромное влияние на формирование типа государственной организации и стиля жизни общества, содержание и темпы социально-экономической динамики и адаптацию к процессам модернизации общества. В то же время меняется образ самой элиты под воздействием тех преобразований, которые осуществляются в обществе» [5|.
Для формирования и развития элиты, для трансляции ее знаний и культурных ценностей во внешнюю среду, требуются соответствующие механизмы. Большинство элитологов ведущими социальными институтами, создающими элиту, признают семью и систему образования. По нашему мнению, в процессе формирования и функционирования элиты важно отметить роль и значение досуговых занятий элиты и, особенно, элитарных клубов. В.В. Туев называет тенденцию элитизации одной из ведущих
в развитии современной социально-культурной деятельности [6].
Действительно, в конце XX — начале XXI вв. в оборот как научной, так и обыденной речи стремительно внедрились слова «элита», «элитный», «элитарный». Образовался целый ряд устойчивых словосочетаний: «мировая элита», «национальная элита», «политическая элита», «военная элита», «бизнес-элита», «финансовая элита», «интеллектуальная элита», «творческая элита» «духовная элита», «региональная элита» и т.д. Одновременно формировался другой ряд: «элитарное общество», «элитарное образование», «элитарная школа», «элитарный клуб», а также «элитное общество--, «элитное образование», «элитная школа», «элитный клуб», «элитный досуг», «элитный ресторан», «элитный отдых» и др. Средства массовой информации активно освещают, помимо террористических актов и стихийных бедствий, разного рода события, происходящие вокруг политической, экономической, финансовой, культурной, спортивной и других видов элиты, в том числе в ее досуговом пространстве (причем делается акцент на развлекательности, роскошности, порой, и криминальности этого пространства) и, в частности, в клуббинге.
Под клуббингом (клаббингом) понимается увлечение клубом, клубным объединением, а также сам процесс объединения людей н клубы, встречи и общение в них. Клубами увлечены сегодня представители элиты различных уровней и видов профессиональной деятельности: политики и бизнесмены, ученые и журналисты, артисты, спортсмены и т. д. Соответственно, создаются клубы политиков и клубы бизнесменов, клубы ученых и клубы журналистов, артклубы, спортклубы и др. Наряду с клубами, предназначенными /уш представителей одного из видов элиты, стало все больше образовыва ться таких, в которых самими клубными целями программируется интеграция нескольких разных элит.
Широкое распространение получила новая приставка «VIР», которая стала применяться по отношению к элите и тому, что ее окружает. Не только в столице, но и в самых отдаленных регионах появились субъекты социально-культурной деятельности, которых иногда называют «элитой», а иногда «VIP-персонами». Как известно, «VIP» — это аббревиатура словосочетания «very important person», которое в переводе с английского языка означает «особо важная персона». Эта аббревиатура стала выполнять в современном русском языке функцию своеобразной приставки-определения как для людей, так и товаров, услуг. Для VlP-персон создаются VIP-зоны, VIP-клубы, VIP-отели, VIP-туры, отличающиеся комфортом, роскошью, закрытостью для всех, fie являющихся VIP-персонами.
Эти явления настолько пропитали весь отечественный уклад жизни, что даже самих VIP-псрсои стали попросту называть «VIPaMH». VIPbi могут себе позволить приобрести дорогую элитную недвижимость, элитные автомобили, элитную одежду, элитные продукты питания, элитные досуговые услуги, они становятся членами VIP-клубов. Эти клубы стали называть «элитными» или «элитарными». Информация о них часто носит рекламный или скандальный характер. Тем не менее для большого числа населения, особенно для молодежи, «VIPbi» являются своеобразным эталоном моды и стиля в одежде и поведении, показателем качества досуга и всего образа жизни. В последнее время популярной становится благотворительная деятельность, осуществляемая
не только от персонального лица или предприятия, но и отимени элитарного клуба. Делается это на фоне так называемых «благотворительных акций», проходящих в форме балов, фестивалей, концертов, соревнований и праздников с непременным приглашением представителей средств массовой информации.
Однако есть и другая элита, и у нее другой досуг. Это элита культурная, духовная. У нее тоже есть свои клубы, досуговые объединения, творческие ассоциации. Они отличаются от У[Р-клубов по содержанию, формам, методам и средствам работы. Своей систематической деятельностью эти клубы просвещают, воспитывают, развивают художественную культуру, прививают вкус к социальному творчеству. Клубы этой элиты, обладая высоким уровнем морально-этического и творческого ресурса, как правило, увы, не имеют собственных финансовых и материально-технических ресурсов. Свою деятельность эти клубы осуществляют не напоказ, а во имя высоких идеалов. Как правило, участники, состоя в творческих клубах, которые по своей сущности являются элитарными, не придают этому факту особенного значения. Организация и развитие клубов творческой, интеллектуальной, научной элиты во многом зависят от государственной культурной политики, оттого, как она реализуется в конкретном регионе страны, в конкретном государственном или муниципальном учреждении культуры,
В социокультурной науке, управлении и практике пока отсутствует достаточно полное и ясное представление об элите как субъекте социально-культурной деятельности, о сущности, специфике и значении элитарных клубов, как для формирования самой элиты во всем ее многообразии, так и для развития культуры всего общества. Как следствие, культурная политика государства не распространяется не только на регулирование деятельности частных клубов богатой элиты, но и на обеспечение необходимых условий (организационных, материально-технических, методических, правовых) для полноценного досуга инициативной части современной интеллигенции, представляющей собой слой интеллектуальной и творческой элиты. Это создает технологические трудности в создании и развитии ее клубов, до-суговых объединений и общественных организаций; в исключительных случаях ведет к прекращению работы уже действующих объединений.
Клубы финансово обеспеченных граждан скорее предпочитают западный опыт и зарубежные модели, которые к тому же имеют преимущество в том, что позволяют политической, экономической, культурной элите интегрироваться в мировое, конечно, «с западным акцентом», культурное пространство. Как правило, эти клубы либо имеют собственную экономическую базу, в том числе и недвижимость, либо функционируют на базе коммерческих учреждений. С другой стороны, специалисты государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы не стремятся взаимодействовать с подобной категории клубов. Почему? Во-первых, скудная материальная база большинства государственных учреждений не способна удовлетворить высокие требования представителей состоятельной элиты к ассортименту и качеству культурных услуг и, следовательно, не может представлять для них интереса. Во-вторых, данное направление работы государственных учреждений никогда не было не только в числе приоритетных, но и вообще как-либо специально не регулировалось.
В целях исследования был проанализирован значительный массив источников: научные публикации исторического, культурологического, социологического и педагогического характера, сообщения периодической печати, Интернет-источники, результаты личных наблюдений. На основе анализа этих материалов нами была проведена своеобразная «паспортизация» клубных объединений элиты по следующим позициям:
• Название клуба, дата его основания и месторасположение.
• Состав инициативной группы, организовавшей клуб, структура самоуправления.
• Девиз, цели и задачи клуба, виды деятельности в клубе.
• Условия членства.
• Характеристика культурно-досуговой среды и клубная символика.
• Основные вехи (даты, события, персоналии) в развитии клуба.
• Финансовые источники деятельности клуба.
• Благотворительная деятельность.
• Формы и содержание взаимодействия с внешней средой.
• Освещение деятельности клуба в средствах массовой информации.
Мы обратились к анализу технологии организации и деятельности элитарных клубов и выявлению ряда их существенных закономерностей. Количественный и качественный анализ состава клубов показал, что у истоков элитарного клуба стоит, как правило, яркая неординарная личность, обладающая помимо творческого потенциала организаторскими способностями; вокруг нее сплачивается небольшая инициативная группа. В дальнейшем происходит постепенный рост числа участников до 15 — 25 человек, представляющих собой основной состав клуба. Вокруг него образуется «социально-культурный круг» из числа волонтеров, «поклонников», гостей, кандидатов, которые не будучи членами клуба, все же сохраняют с клубом определенную связь, посещая в основном открытые клубные мероприятия (выставки, концерты, тематические вечера и т. п.).
Состав элитарных клубов, формируясь в основном по роду профессиональной деятельности, не ограничивает членство по профессиональному признаку жестко. Клуб может объединять как специалистов в конкретной творческой области, так и любителей, а также тех, кто участвует в деятельности клуба посредством организационной, экономической и популяризаторской деятельности. Качественный состав клубов характеризуется прежде всего однородностью духовно-творческих и интеллектуальных устремлений. Роль специфического «ограничителя» — «барьера» или «фильтра» выполняет интенсивная насыщенная интеллектуально-творческая деятельность клуба, полноценно участвовать в которой сможет только достойный этого членства.
Психологическими мотивами участия в клубной деятельности являются, в первую очередь, возможность приобщиться к кругу интересных и приятных людей, единомышленников, познакомиться с новой эксклюзивной информацией в формате клубных встреч; перспектива личного творческого и интеллектуального развития. Немаловажную роль играет комфортная обстановка помещения, где проходят клубные встречи, вероятность расширения круга общения и знакомства с «нужными» людьми. Конечно, присутствуют и такие факторы, как возможность
отдыха, развлечения и удовольствия, но при обязательном соблюдении факторов, указанных выше.
Формы деятельности в элитарных клубах можно разделить на две группы. К первой группе мы отнесем формы для «внутренней жизни», предназначенные исключительно для членов клуба: беседы, дискуссии, репетиции, консультации, тренировки, видеопросмотры, чаепития, клубные обряды и праздники. Ко второй группе «внешнего воздействия» мы отнесем формы, посредством которых клуб популяризирует свою деятельность и своих участников в открытом социокультурном пространстве региона, это выставки (н том числе передвижные), концерты, лекции, мастер-классы, гостиные, салоны, тематические вечера, а также участие в крупных культурных акциях.
Среди основных условий и факторов, определяющих успех клубной деятельности, необходимо отметить, в первую очередь, наличие помещения, в котором была бы создана удобная и приятная обстановка для общения, и проведения клубных программ. Наше исследование показало, что в настоящее время элитарные клубы интеллигенции и представителей творческих профессий размещаются на базе в основном государственных учреждений (музеев, библиотек, домов культуры и т. п.) и домов творческих союзов. Для поддержания функционирования клубов необходимы такие условия, как материальное и финансовое обеспечение клубных программ (отчасти за сче т уплаты членских взносов, но и за счет поддержки со стороны учреждений культуры), информационно-рекламная деятельность, общественное признание.
Социально-культурными инициативами элитарных клубов являются культурные проекты и программы, разработанные и воплощенные самими участниками клубного процесса при поддержке и участии специалистов государственных или ведомственных учреждений культуры. Поддержка меценатов или спонсоров является пока малозаметной. В целом же коммуникативно-творческая деятельность в рамках элитарного клуба становится импульсом культурного развития региона, а сами клубы в современном социокультурном пространстве региона играют роль инновационных интеллектуально-креативных центров в сфере эстетической, нравственной, научной и просветительской культуры.
Для элитарных клубов характерна развитая система вертикальных и горизонтальных социальных творческо-партнерских связей, в структуру которых обычно входят:
• Областные министерства и ведомства, городские и районные административные структуры.
• Администрация учреждений, в которых действуют клубы.
• Профессиональные творческие коллективы.
■ Образовательные учреждения: общеобразовательные и художественные школы, среднеспециаль-ные и высшие учебные заведения.
• Творческие союзы.
• Самодеятельные творческие и художественные кружки и клубы.
• Какой-либо вид СМИ (печатное издание, радио-или телеканал). Связь со средствами массовой информации необходима в целях пропаганды деятельности, привлечения в клуб новых членов и создания определенного имиджа. Крупные клубные системы учреждают собственные периодические издания и электронные сайты.
В целом элитарный клуб представляет собой достаточно устойчивую, самоуправляемую и саморегу-
лирующуюся социокультурную систему, чему в большой степени способствует наличие устава или непи-санных правил, регламентирующих вопросы организации клуба, его деятельности, условий членства, которые различными способами ограничивают вступление в клуб.
Значимость элитарных клубов обусловливается тем, что их деятельность представляет собой своего рода эталон, образец для клубов иного порядка, а планомерно и регулярно проходящие культурно-просветительные и благотворительные акции клубов элиты оказывают воздействие ид формирование культурного пространства. Таким образом, деятельность клубов творческой и интеллектуальной элиты способствует научному, политическому, правовому и эстетическому просвещению, нравственному развитию, привитию отечес'венных и мировых культурных ценностей всем группам общества, укреплению его стабильности. При условии повышения организационно-педулогической культуры клубов, создания для объединений научной, интеллектуальной и художественной элиты благоприятных финансовых и материально-технических возможностей, повысится эффективность деятельности клубных образований, что послужит на благо всего российского общества и его регионов.
XXI век показывает тенденцию к широкой интеграции элитарных клубов как по вертикали, так и по горизонтали. Это проявляется во включении элитарных клубов в национальные и мировые клубные проекты и программы, в активном развитии связей с различными социокультурными институтами, с органами власти, с учреждениями и предприятиями соответствующей территории. Современное многообразие элитарных сообществ, представленное клубами, союзами, блоками, ассоциациями и т. п., демонстрирует тенденцию к многоаспектному слиянию потенциала национальных элит. Это убедительно демонстрирует модель клуба Ротари, устав которого предусматривает интеграцию элит по профессиональному признаку, начиная с уровня местных элит и заканчивая мировым уровнем.
Наше исследование ответило лишь на часть из многочисленных вопросов, касающихся клуббинга современной элиты и культуротворческой деятельности элитарных клубов, комплексное изучение и анализ которых могло быть учтено при разработке государственной культурной политики в отношении социокультурной деятельности современной отечественной элиты.
Опыт внедрения результатов нашего исследования в учебный процесс показал высокую заинтересованность в изучении технологии организации элитарных досуговых объединений со стороны студентов факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, а также слушателей групп повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культуры в государственном образовательном учреждении Омской области «Региональный инновационный центр».
Библиографический список
1.Туев В.В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: Аьтореф. дис.... д. п. н. - М., 1998; Он же. Технология организации инициативного клуба: Учебное пособие. — М.: МГУКИ, 1999: Он же. Феномен английского клуба. - М: МГУК., 1997; Комисаренко С.С. Клуб как социально-культурное явление. Исторические аспекты развитии. - СПб, 1997;
Она же Культурные традиции русского общества. — СПб.. 2003.
2. Выгузова Е.В. Элитарные клубы и культурном пространстве России конца XVIII — начала XX вв.: Дисс. канд. культурологии. [Электронный ресурс]. — Электрон, дан. -Режим доступа: hltp://diss.rsl.ru/diss/05/0586/050586046. pdf.
3. Разумный В.А. Клуб и культура общения. — M . 1989; Стрельцов 1С).А. К\лыл'ролш им досуга: Учебное пособие. — M.: МГУКИ. 2002: Трмодин В.Е. Восшпание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений. — М.: Профиздпт, 1987; Генкин Д.М. Социальная сущность, назначение и основные функции клуба // Клубоведение: Учебное пособие. - М., 1980; Каменец A.B. Клубы вчера, сегодня, завтра... — М., 2001; Гагин ВН. Интересно ли в вашем клубе? — М., 1989; Смирнова Е.И, Клубные объединения: Учебное пособие. — М: Просвещение, 1977; Новикова A.A. Клуб как функциональная модель культурной деятельности: Дне. ... канд. филос. н. — М., 1990. — 141 с.
4 Алисов Д А. Культура городов Среднего Прииртышья и XIX - начале XX вн. Монография — Омск: Изд-во Омского гос. нед. ун-та, 2001; Рыженко В.Г., Назимова В.LU. Временные социокультурные сообщества в экстремальных условиях российской истории XX в. // Гуманитарное знание. Серия «Преемственность»: Ежегодник. Выпуск 2. Кн. 1: Исторические исследования. — Омск: Изд-во ОмГ'ПУ, 1998; Дорофеева С.С, Корзун В.П. Русские журфиксы во второй половине XIX века как социокультурное яилепие и их роль в жизни -молодого ученого // Гуманитарное знание. Серия
«Преемственность»: Ежегодник. Выпуск 4: Сб. науч. тр. -Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2000; Горелова. Ю.Р. Проблема просвещения народа в духовно-нравственных исканиях и внепро-фессиональной деятельности интеллигенции Западной Сибири (1880-е - 1904 гг.). Автореф. дис.... канд. ист. наук. -Омск, 2001; Гефнер О.В. Военные и культура в Западной Сибири в последней трети XIX - начале XX в.: Монография / О.В. Гефнер. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004; Мельникова Е.В Театр и город сибирской провинции (конец XIX -начало XX вв.): Монография. - Омск: Изд-во ОГИС, 2004; Сорокин А.П. Культурно-досуговая функция общественных организаций в среде омской интеллигенции конца XIX -начала XX века // Культура. Социум. Творчество: Материалы Всероссийской научной конф. / Отв. ред. М.А. Жигунова, H.A. Томилов, Н.Ф. Хилько. — Омск: Изд-во Омск, педагог, ун-та, 2002.
5. Плосконосова В.П. Введение в элитологию. - Омск, 2002. - С. 3.
6. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвузовский сборник научных статей / ред.-сост. В.В. Туев. — Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С.74.
СЕКРЕТОВА Людмила Валериановна, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности факультета культуры и искусств.
Статья поступила в редакцию 12.10.06. © Секретова Л. В.
удк 004.255 н. Ю. КЛИКУШИНА
Омский государственный технический университет
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Рассматриваются различные трактовки понятия «информационное пространство», анализируются его свойства, а также свойства виртуальной реальности. В результате исследования доказан тезис о том, что информационное пространство имеет статус виртуальной реальности, отличительной чертой которой является манипулирование общественным сознанием.
и !
t i
ьх> <
О i
К концу Х.Х века в рамках кибернетики, позднее — информатики стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающа-ющую нас действительность под особым, информационным углом зрения, дополняя вещественно-энергетическую картину. Информация стала рассматриваться в контексте нового социального пространства — информационного общества, продуктом которого является информационная среда.
В настоящее время наряду с понятием «информационная среда» достаточно активно используется понятие «информационное пространство», все чаще они рассматриваются как синонимы. Мы будем понимать их аналогично.
Словосочетание «информационное пространство» применяется чрезвычайно широко, его содержание как научного понятия почти не разработано. Без риска ошибиться можно сделать вывод о
том, что данный термин употребляется в своем общем смысле скорее как метафора, чем как строгий научный термин. Более определенное и точное содержание имеют лишь его частные смыслы, опирающиеся на конкретные модельные представления, которые еще не упорядочены в общую систему. На наш взгляд, в содержании данной метафоры можно выделить несколько различных смыслопорождающих моментов.
Геополитическое понимание информационного пространства задается определением термина «пространство» как обычного метрического пространства и порождает смысл «информатизирован-ного» физического пространства. Эта метафора, как правило, приобретает геополитический дискурс. С этой точки зрения, под информационным пространством понимают некую виртуальную территорию, которая принадлежит государству, является специ-